Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Общая экология основная образовательная программа подготовки специалиста по специа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология... 2 1009.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Методические рекомендации сд. 12 Социология безопасности основная... 1 183.96kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии 2 437.29kb.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам Темы для рефератов... 3 841.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Общая экология основная образовательная - страница №1/3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Ф.1 ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020801 Экология (специализация «Экологическая экспертиза»)

020801 Экология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 1 от 29 сентября 2009 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура программы учебной дисциплины
1.1. Авторы программы: к.б.н., доцент Луппова Е.Н.,

1.2. Рецензенты: к.б.н., доцент Е.Г. Митина, д.г.н., профессор, главный научный сотрудник отдела океанографии и радиоэкологии ММБИ КНЦ РАН В.В. Денисов
1.3. Пояснительная записка:
Курс «Общая экология» рассчитан на студентов экологических специальностей университетов. Целью курса является знакомство с наиболее общими закономерностями и положениями экологии. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам - экологам Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ. Основной задачей курса является овладение студентами необходимым объемом знаний о проблемах, решаемых современной экологией, о закономерностях функционирования природных экосистем различного уровня сложности и о возможности оптимального существования человеческой цивилизации в природной среде.

Курс включает часы на аудиторные занятия, которые подразделяются на лекционный материал и практические работы и часы на самостоятельное изучение. Распределение часов проведено в соответствии с рекомендациями «Примерного учебного плана ГОСВО».

Структурно курс состоит из трех разделов, соответствующих подразделению общей экологии: аутэкологии, демэкологии и синэкологии. Начинается курс со знакомства с предметом и задачами экологии, методами экологии, структурой современной экологии. Обсуждаются проблемы воздействия на живой организм различных групп факторов. Рассматриваются принципы воздействия факторов на организмы и их сообщества. Затем рассматриваются популяции, их структура, основные характеристики. В третьей части рассматривается понятие сообщества, особенности становления и развития сообществ, закономерности превращения веществ и энергии в сообществах. В заключение курса даются основы учения о биосфере. Внимание студентов акцентируется на том, что только знание и соблюдение экологических законов обеспечивает возможность выживания организмов в современных условиях.

На семинарские занятия выносятся вопросы дискуссионного характера, предполагающие совместное обсуждение, и вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения. Кроме того, на практических работах студенты овладевают основными методами обработки экологических данных (расчет продукции, определение структуры популяций, расчет коэффициентов, характеризующих сообщества и др.).

При самостоятельной работе студентам рекомендуется изучать теоретический материал и выполнять специально подобранные задания для самостоятельной работы.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить в начале процесса обучения специальным дисциплинам, когда студенты уже знакомы с основными разделами ботаники и зоологии, т.к. основные закономерности общей экологии рассматриваются на живых объектах и их сообществах, а курс «общая экология» служит базой для овладения частными экологическими дисциплинами.

В результате изучения курса студенты должны знать:


  • характеристику уровней системной организации живой материи;

  • уровни, являющиеся предметом изучения экологии;

  • принципы воздействия экологических факторов на живые организмы и экологические формы организмов в зависимости от различных факторов, понятие экологической ниши;

  • основные экологические законы;

  • определение и структуру популяций, динамические и статические характеристики популяции;

  • понятие сообщества, структуру сообществ

  • основы учения о биосфере.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности 020801 «Экология»:

Организм и среда, лимитирующие факторы, динамика популяций, сообщества, формы биологических отношений в сообществах; структура и функционирование экосистемы; основные типы экосистем и их динамика; биосфера; основные виды антропогенного воздействия на экосистемы.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наи-менование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

020801Экология со специализаци-ей «Экологичес-кая экспертиза»

1

1-2

200

116

76

40




84

1- зачет;

2-экзамен



2

020801Экология,

Заочная форма обучения, 5.5 лет



1

1-2

200

30

16

14




170

1- зачет;

2-экзамен



3

020801 Экология, заочная сокра-щенная форма обучения, 3.8 лет

1

1-2

200

20

12

8




180

1- зачет;

2-экзамен




1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы



Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ауд.


ЛК

ПР

САМ

Всего

ауд.


ЛК

ПР

САМ

1

Введение

8

6

2

10

2

2




16

2

Аутэкология

30

20

10

20

8

4

4

40

3

Демэкология

30

20

10

20

8

4

4

44

4

Синэкология

32

20

12

20

8

4

4

44

5

Основы учения о биосфере

16

10

6

14

4

2

2

26




Всего

116

76

40

84

30

16

14

170




№ п/п

Наименование раздела, темы



Количество часов

Вариант 3




Всего

ауд.


ЛК

ПР

САМ













1

Введение

2

2




16













2

Аутэкология

4

2

2

44













3

Демэкология

6

4

2

46













4

Синэкология

4

2

2

48













5

Основы учения о биосфере

4

2

2

26
















Всего

20

12

8

180












Примечание: Вариант 1 для специальности 020801 Экология со специализацией «Экологическая экспертиза»

Вариант 2 для специальности 020801 Экология, заочная форма обучения, 5.5 лет

Вариант 3 для специальности 020801 Экология, заочная сокращенная форма обучения, 3.8 лет


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение.

Предмет и задачи экологии. Роль экологических знаний в современном мире. Основные методы сбора и обработки экологического материала. Структура современной экологии. Исторический становления и развития. Уровни организации живой материи: системный подход. Характеристика каждого уровня: элементарная единица, элементарный процесс, механизм регуляции процессов.


Тема 1. Аутэкология.

Понятие об экологических факторах. Принципы классификации факторов. Влияние фактора на живой организм. Закон лимитирующего фактора. Понятие об экологической валентности. Эврибионтные и стенобионтные виды. Среда жизни, основные среды, ведущие факторы в каждой среде обитания. Экологические группы организмов в зависимости от влияния на них основных абиотических факторов. Биотические факторы. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенные факторы.


Тема 2. Демэкология.

Понятие о популяции. Принципы выделения популяций. Свойства популяций. Статические характеристики популяций. Структура популяций. Возрастная структура. Таблицы выживания и пирамиды возрастов. Половая структура. Соотношение полов. Пространственная структура. Типы распространения организмов в пространстве. Динамические показатели популяций. Колебание численности популяций. Причины колебания численности. Типы роста популяций. Понятие об экологической нише. Закон конкурентного исключения. Стратегии выживания.


Тема 3. Синэкология.

Понятие биоценоза и экосистемы. Классификация биоценозов. Свойства биоценозов. Пространственная структура биоценозов. Развитие биоценозов. Концепция экосистемы. Виды связей между организмами в экосистемах. Перемещение вещества в экосистемах. Пищевые цепи и сети, типы пищевых цепей. Экологические пирамиды: пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергии. Биогеохимические циклы. Перенос энергии и продуктивность экосистем. Понятие о первичной продукции. Валовая и чистая продукция. Вторичная продукция. Понятие о биомах, краткая характеристика биомов. Продуктивность основных экосистем.


Тема 4. Основы учения о биосфере.

Понятие о биосфере. Границы биосферы, основные геосферы Земли. Структура биосферы. Характеристика живого вещества. Функции и свойства живого вещества. Развитие биосферы. Понятие о ноосфере. Техносфера.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение

Повторение строения молекул ДНК и белка; понятие о гене;

Уровни организации живой материи



10

- защита рефератов

2.

Аутэкология

Рефераты по теме адаптаций организмов к различным факторам

Типы биотических отношений

Жизненные формы организмов


20

- проверка контрольных работ

- тестирование

- защита рефератов


3.

Демэкология

Подготовка рефератов по темам: «Структура популяций», «Динамические показатели популяций»

Самостоятельное изучение темы «Генетическая структура популяций»



20

- выступление на семинарах

- защита рефератов

- тестирование


4.

Синэкология

Самостоятельное изучение характеристики основных биомов Земли

20

- выступление на семинарах

5.

Основы учения о биосфере

Биография В.И. Вернадского. Учение о ноосфере.

14

- выступление на семинарах

- тестирование

- контрольная работа




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
6.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тематическое планирование лекций
Введение – 6 часов
Лекция 1. Предмет и задачи экологии. Структура современной экологии.

Лекция 2. Методы экологических исследований. История развития экологии.

Лекция 3. Уровни организации живой материи – структурный подход. Характеристика уровней. Область изучения экологии.
Тема 1. Аутэкология – 20 часов
Лекция 4. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Различные подходы к классификации факторов. Классификация факторов среды. Классификация Мончадского.

Лекция 5. Закон минимума. Понятие о лимитирующем факторе и экологической валентности.

Лекция 6. Понятие об адаптации. Типы адаптаций. Экологическая ниша.

Лекция 7. Влияние основных абиотических факторов на организмы. Температура, как экологический фактор.

Лекция 8. Влияние основных абиотических факторов на организмы. Свет, как экологический фактор.

Лекция 9. Влияние основных абиотических факторов на организмы. Влажность, как экологический фактор.

Лекция 10. Эдафические факторы. Электрические поля, магнитные поля, шум – экологические факторы.

Лекция 11. Биотические факторы. Факторы питания. Групповой и массовый эффект.

Лекция 12. Типы биотических взаимоотношений.

Лекция 13. Антропогенные факторы. Принципы их влияния на живые организмы.


Тема 2. Демэкология – 20 часов
Лекция 14. Понятие о популяциях. Статические показатели популяций.

Лекция 15. Возрастная структура популяций. Основные типы соотношения возрастных групп в популяциях.

Лекция 16. Половая структура популяций. Соотношение полов.

Лекция 17. Пространственная структура популяций.

Лекция 18. Этологическая структура популяции.

Лекция 19. Экологическая структура популяций.

Лекция 20. Динамические показатели популяций.

Лекция 21. Таблицы выживаемости и пирамиды возрастов.

Лекция 22. Динамика численности популяций. Причины колебания численности.

Лекция 23. Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяций.


Тема 3. Синэкология – 20 часов
Лекция 24. Понятие биоценоза и экосистемы. Классификация биоценозов. Краевой эффект. Понятие об экотоне.

Лекция 25. Разграничение биоценозов. Свойства биоценозов.

Лекция 26. Трофическая структура биоценоза.

Лекция 27. Развитие биоценозов. Сукцессия и климакс.

Лекция 28. Закономерности саморегуляции биоценозов. Экологическое дублирование.

Лекция 29. Концепция экосистемы. Структура экосистемы. Гомеостаз экосистемы.

Лекция 30. Энергия экосистемы. Энергетический поток. Энергетическая классификация экосистем.

Лекция 31. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода, азота, фосфора, воды.

Лекция 32. Продуктивность экосистемы. Первичная и вторичная продукция.

Лекция 33. Основные биомы Земли.


Тема 4. – Учение о биосфере – 10 часов.
Лекция 34. Основные геосферы Земли. Атмосфера, гидросфера, литосфера, магнитосфера.

Лекция 35. Биосфера как одна из оболочек Земли. Границы биосферы. Состав и структура биосферы.

Лекция 36. Свойства и функции живого вещества биосферы.

Лекция 37. Понятие о ноосфере. Техносфера.

Лекция 38. Глобальные экологические проблемы современности.

Тематическое планирование практических работ и семинарских занятий.
Введение – 2 часа
Практическое занятие № 1. «Основные уровни организации живой материи»
Вопросы для обсуждения.


  1. Дать характеристику первого уровня. Доказать, что он необходим, но недостаточен для существования жизни.

  2. Характеристика второго уровня. Элементарные единицы и процессы на данном уровне.

  3. Характеристика третьего уровня. Механизм регуляции процессов на данном уровне.

  4. Характеристика четвертого уровня. Основное условие длительного существования жизни.


Тема 1. Аутэкология – 10 часов
Практическое занятие № 2. «Характеристика основных сред обитания».
Вопросы для обсуждения.


  1. Общее понятие о средах обитания. Основные и пограничные среды.

  2. Характеристика водной среды.

  3. Характеристика наземно-воздушной среды.

  4. Характеристика почвенной среды

  5. Организм как среда обитания.

  6. Понятие о местообитании.


Практическое занятие № 3. «Определение экологической ниши организмов».
Вопросы для обсуждения.


  1. Понятие об экологической нише.

  2. Экологические законы Гаузе.

  3. Специализированные и общие ниши.

  4. Фундаментальные и реализованные ниши.


Задание для самостоятельной работы.
1. Определить экологическую нишу организма, изображенного на дидактической карте.

2. Предположить основные черты строения и жизнедеятельности организма, способного занимать предложенную преподавателем экологическую нишу.


Практическое занятие № 4. «Адаптации организмов к основным экологическим факторам».
Вопросы для обсуждения.


  1. Виды адаптаций.

  2. Привести примеры относительного характера адаптаций.

  3. Адаптации организмов к условиям Крайнего Севера.


Задания для самостоятельной работы.
1. По описанию 5 видов растений отметить морфологические и физиологические адаптации.

2. По описанию 5 видов животных отметить морфологические, физиологические и поведенческие адаптации.


Практическое занятие № 5. «Типы биотических отношений».
Вопросы для обсуждения.


  1. Пищевые взаимоотношения.

  2. Групповой и массовый эффект.

  3. Гомотипические и гетеротипические взаимоотношения.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Выполните задания преподавателя по определению типа биотических отношений:

1). К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение.


I. Конкуренция

1. Совокупность видов, образующих сообщество

II. Хищничество

2. Наблюдаются, когда один вид питается другим – либо живыми особями, либо их мертвыми остатками, либо продуктами их жизнедеятельности

III. Паразитизм

3. Неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов

IV. Симбиоз

4. Сокращение численности видов вредителей сельскохозяйственных культур с помощью других видов

V. Трофические связи

5. Тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают представителей другого

VI. Видовое разнообразие

6. Форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида в течение определенного времени

VII. Биологические методы борьбы

7. Отношения, когда одна особь (вид) оказывает неблагоприятное воздействие на другую особь (вид)

2) Заполните таблицу.


Биотические отношения


Тип взаимоотношений

Пример

Хищничество




Конкуренция




Паразитизм




Симбиоз



3) Назовите тип биотических отношений, которые чаще всего проявляются в природе при взаимодействии следующих пар организмов:





волк – заяц; корова – жук-навозник; лесная мышь – дуб (желудь); дятел – личинка короеда; рыжая лесная полевка – лесная мышь; рыжий муравей – гусеница пяденицы; ондатра – полевка; сойка – рыжий муравей; взрослая ель – проросток березы; белый гриб – ель; гриб-трутовик – береза; гриб пеницилл – бактерии; кукуруза – бодяк полевой; человек – аскарида; волк – дождевой червь; стрекоза – муравей; стрекоза – муха; карась – карп; шакал – лев; пчела – липа.


Практическое занятие № 6. Влияние антропогенных факторов на окружающую среду.
Занятие проводится в виде экскурсии, на которой студентам предлагается отметить случаи прямого и косвенного воздействия деятельности человека на живые организмы; положительного и отрицательного влияния.

Во время экскурсии проводится практическая работа, во время которой на заранее выбранных учетных площадках с разной степенью антропогенного влияния подсчитывается количество видов растений, количество экземпляров, отмечается состояние растений.


Тема 3. Демэкология – 10 часов
Практическое занятие № 7. «Структура популяций».
Вопросы для обсуждения

  1. Пространственная структура популяций.

  2. Половая структура популяций.

  3. Размерно-возрастная структура.

  4. Экологическая структура.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Анализ размерно-частотных гистограмм популяций баренцевоморских бокоплавов. Определение по ним продолжительности жизни вида, скорости созревания, сроков выхода молоди и других показателей.

  2. Расчет соотношения полов в популяциях различных видов. Определение состояния популяций по данному соотношению.


Практическое занятие № 8 «Определение численности популяций по моделям».
Вопросы для обсуждения.


  1. Статические показатели популяции.

  2. Численность и плотность поселений.

  3. Методы определения численности видов.

  4. Количественные орудия сбора организмов.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Рассчитать с применением модели численность популяции, используя метод мечения особей.

  2. Отметить зависимость точности определения от количества проб.

  3. Определить границы ареала популяции, используя показатель репродуктивной активности.


Практическое занятие № 9. «Таблицы выживаемости и пирамиды возрастов».
Вопросы для обсуждения


  1. Динамические показатели популяций.

  2. Рождаемость и смертность.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Расчет выживаемости видов по таблицам. Рассчитать выживаемость видов по предложенным преподавателем таблицам выживаемости

  2. Анализ кривых смертности видов. Определение элиминации по различным данным, предложенным преподавателем.


Практическое занятие № 10. «Анализ кривых роста популяции».
Вопросы для обсуждения


  1. Внутренняя скорость естественного роста популяций.

  2. Кривая роста популяций.

  3. Динамика численности популяций.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Построить кривую роста популяции по предложенным преподавателем данным.

  2. Построить кривую скорости роста этой же популяции.

  3. Проанализировать графики динамики численности популяций, предложенные преподавателем.

  4. Решить задачу. Постройте график роста численности домовых мышей в течение восьми месяцев в одном амбаре. Исходная численность составляла две особи (самец и самка). Через два месяца они принесли первое потомство. Известно, что в благоприятных условиях пара мышей приносит 6 мышат. Мышата становятся половозрелыми и в свою очередь дают первый приплод в возрасте 2 месяцев. Соотношение самцов и самок в потомстве 1:1. Самки приносят потомство каждые два месяца. Построить кривую скорости роста данной популяции.


Практическое занятие № 11. «Стратегии выживания».
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие о стратегиях выживание.

  2. Характеристика К-отбора.

  3. Характеристика r-отбора.


Тема 4. Синэкология – 12 часов
Практическое занятие № 12. «Изучение видового состава биоценозов»
Вопросы для обсуждения



  1. Понятие биоценоза.

  2. Структура биоценозов: видовая структура.

  3. Пространственная структура биоценоза.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Познакомиться с методами расчета индексов сходства видового состава биоценозов.

  2. Рассчитать индекс Серенсена-Чекановского по видовым спискам.

Список видов.

Выборка 1.

Вид

Численность


1. Дуб черешчатый

2. Клен обыкновенный

3. Липа широколистная

4. Ясень ланцетный

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Пролеска лесная

10. Купена душистая

11. Вороний глаз обыкновенный

12. Ландыш майский

13. Иволга зеленая

14. Сизоворонка

15. Поползень

16. Листоед зеленый

17. Короед-типограф

18. Уховертка обыкновенная

19. Кистехвост европейский

20. Еж лесной

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Мухомор вонючий

24. Трутовик настоящий

25. Повилика европейская

26. Пчела медоносная

27. Копытень европейский

28. Крапива глухая

29. Мята перечная

30. Кладония пальчатая





1

2

1



1

6

4



2

2

27



13

4

17



1

1

1



1

6

1



3

1

7



2

5

1



2

4

1



28

13

4



Список видов.

Выборка 2.

Вид

Численность


1. Дуб черешчатый

2. Клен обыкновенный

3. Липа широколистная

4. Яблоня лесная

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Валериана лекарственная

10. Купена душистая

11. Клещ ясеневый

12. Ландыш майский

13. Иволга зеленая

14 Дятел желна

15. Дятел зеленый

16. Листоед зеленый

17. Короед-типограф

18. Уховертка обыкновенная

19. Кистехвост европейский

20. Кислица обыкновенная

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Ежевика лесная

24. Трутовик настоящий

25. Повилика европейская

26. Пчела медоносная

27. Яснотка белая

28. Крапива глухая

29. Мята перечная

30. Кладония пальчатая





2

1

1



1

2

2



1

12

7



3

24

10



1

1

1



5

3

1



11

14

10



1

3

1



1

2

13



8

19

1


Список видов.

Выборка 3.

Вид

Численность

1. Дуб черешчатый

2. Клен обыкновенный

3. Липа широколистная

4. Яблоня лесная

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Валериана лекарственная

10. Купена душистая

11. Клещ ясеневый

12 Роза колючейшая (шиповник)

13. Иволга зеленая

14 Дятел желна

15. Дятел зеленый

16. Листоед зеленый

17. Яблоня ягодная

18. Уховертка обыкновенная

19. Божья коровка

20. Кислица обыкновенная

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Ежевика лесная

24. Еж обыкновенный

25. Повилика европейская

26. Колокольчик высокий

27. Яснотка белая

28. Крапива глухая

29. Мята перечная

30. Рябина обыкновенная



1

2

2



1

3

2



1

1

8



5

3

1



2

1

1



10

1

9



4

12

17



2

13

1



1

2

8



6

10

1





Практическое занятие № 13. «Перемещение вещества в экосистемах»
Вопросы для обсуждения.


  1. Структура и основные типы биогеохимических циклов..

  2. Глобальные круговороты углерода и воды в биосфере.

  3. Круговорот азота в биосфере.

  4. Круговорот серы.

  5. Круговорот второстепенных элементов.


Задания для самостоятельной работы.


  1. Зарисовать схемы основных круговоротов веществ. Отметить резервный и обменный фонд.

  2. Рассчитать коэффициент возврата веществ в круговорот по предоставленным данным.


Практическое занятие № 14. «Пищевые цепи в экосистемах»
Вопросы для обсуждения.


  1. Пищевые цепи и пищевые сети.

  2. Основные компоненты трофических уровней.

  3. Трофическая структура и экологические пирамиды.


Задания для самостоятельной работы.

Составить пищевую сеть, включив в нее все предложенные организмы:

Волк, паук-крестовик, полевка, тля, дуб (с плодами, листьями, корой и древесиной), муха-журчалка, дятел, сова-неясыть, лиса, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, короед, медуница, мухоловка, божья коровка семиточечная.
Практическое занятие № 15. Жизненные формы организмов
Вопросы для обсуждения.


  1. Понятие о жизненной форме.

  2. Принципы классификации жизненных форм у растений.

  3. Принципы классификации жизненных форм у животных.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Разбейте следующих птиц на группы:

Пеликан розовый, клест, ястреб-тетеревятник, пустельга обыкновенная, баклан черный, лунь болотный, сыч мохноногий, свиристель, крачка полярная, гусь-сухонос, сапсан, лунь полевой


  1. фитофаг

  2. миофаг

  3. ихтиофаг

  4. орнитофаг

Дайте определение названным группам

2. Распределите названных представителей животного мира Мурманской области по принадлежности к следующим экологическим группам:



  • наземные обитатели;

  • водные обитатели;

  • древесные обитатели.

Животные: аурелия, махаон, божья коровка, хариус, ястреб, варакушка, цианея, личинки пилильщиков, белуха, финвал, лемминг, куница, горностай, белка, офиура, свиристель, пищуха, юрок, тупик, мокрец, мокрица, костянка обыкновенная, балянус.
Практическое занятие 16. Гомеостаз экосистемы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Условия устойчивости экосистемы.

  2. Механизмы поддержания гомеостаза.

  3. Положительная и отрицательная обратная связь в экосистеме.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Нарисуйте схему, отражающую влияние отрицательной и положительной обратной связи на экосистему.


Практическое занятие 17. Функционирование экосистемы.
Занятие проводится в виде дидактической игры «Остров».

В процессе игры студенты закрепляют понимание трофических связей, условий размножения и взаимоотношений в системе «хищник – жертва».


Тема 4. Основы учения о биосфере – 6 часов.
Практическое занятие 18. Основные биомы Земли.

Вопросы для обсуждения.

  1. Дать характеристику основным океаническим экосистемам.

  2. Дать характеристику основным пресноводным экосистемам.

  3. Охарактеризовать биомы Мурманской области.


Практическое занятие 19. Понятие о ноосфере.

Вопросы для обсуждения.

  1. Учение В.И.Вернадского о развитии биосферы.

  2. Понятие о ноосфере. Основные признаки превращения биосферы в ноосферу.

  3. Техносфера.


Практическое занятие 20. Современные глобальные экологические проблемы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Разрушение озонового слоя Земли.

  2. Парниковый эффект.

  3. Деградация экосистем.

  4. Снижение биоразнообразия.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:




  • Основная

  1. Андреева Т. А. Экология в вопросах и ответах : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология" / Андреева Т. А. - М. : Проспект, 2006. - 184 с.

  2. Валова В. Д. Основы экологии : учеб. пособие / В. Д. Валова (Копылова). - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд.-торг.корпорация "Дашков и К", 2002. - 263 с.

  3. Валова В. Д. Экология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. "Экономика" и экон. спец. / В. Д. Валова (Копылова). - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 360 с.

  4. Воронков Н. А. Экология. Общая, социальная, прикладная : общеобразовательный курс : учебник для вузов : пособие для учителей / Воронков Н. А. - М. : Агар, 2000. - 424 с.

  5. Гальперин М. В. Общая экология : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Гальперин М. В. - М. : ФОРУМ, 2008 ; ИНФРА-М. - 336 с.

  6. Киселев В. Н. Основы экологии : учеб. пособие для студ. небиолог. спец. вузов / Киселев В. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Университетское, 2000. - 383 с.

  7. Колесников С. И. Экология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. : "География" и "Экология и природопользование" / Колесников С. И. - М. : Дашков и К. - 384 с.

  8. Коробкин В. И. Экология : учебник для вузов / Коробкин В. И., Передельский Л. В. - 4-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 576 с.

  9. Миркин Б. М. Основы общей экологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по естественнонаучным специальностям / Миркин Б. М., Наумова Л. Г. ; под ред. Г. С. Розенберга. - М. : Университетская книга, 2005. - 240 с.

  10. Потапов А. Д. Экология : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Строительство" / Потапов А. Д. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 528 с.

  11. Розанов С. И. Общая экология : Учебник для студ.вузов по дисциплине "Экология" для техн.направл.и спец. / Розанов С. И. - СПб. : Лань, 2001. - 286 с.

  12. Ручин А. Б. Экология популяций и сообществ : учебник для студ., обуч. по спец. 020803 "Биоэкология", направл. 020200 "Биология" и спец. 020201 "Биология" / Ручин А. Б. - М. : Академия, 2006. - 352 с.

  13. Федорова А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды : Учеб.пособие для студ.вузов / Федорова А. И., Никольская А. Н. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 288.с.

  14. Федорова О. А. Практикум по экологии : учеб. пособие по дисц. "Экология" для техн. специальностей / Федорова Ольга Анатольевна ; Федер. агентство по рыболовству ; ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т. - Мурманск : МГТУ, 2009. - 88 с.

  15. Чернова Н. М. Общая экология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Биология" / Чернова Н. М., Былова А. М. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2007. - 411 с.

  16. Экология : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Денисова В. В. - 2-е изд., испр. и доп. - М. - 672 с.

  17. Маринченко А. В. Экология : учеб. пособие для студ. вузов / Маринченко А. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.

  18. Миркин Б. М. Основы общей экологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по естественнонаучным специальностям / Миркин Б. М., Наумова Л. Г. ; под ред. Г. С. Розенберга. - М. : Университетская книга, 2005. - 240 с.

  19. Шамилева И. А. Экология : учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. 031200 "Педагогика и методика начального образования" / Шамилева И. А. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 144 с.




  • Дополнительная.

  1. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества. – М.: Мир, 1989.

  2. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  3. Дажо Р. Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975.

  4. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, 1989.

  5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Д.: Изд-во «Феникс», 2003.

  6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003.

  7. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. – М., 1979.

  8. Одум Ю. Экология. В 2-х т. – М.: Мир, 1986.

  9. Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Мысль, 1981.

  10. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.

  11. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.

  12. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. – М., 1973.

  13. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. – М., 1980.

  14. Яблоков А.В. Популяционная биология. – М.: Высшая школа, 1987.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств.



  1. Телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеофильмов.

  2. Кадаскоп для использования слайдов на пленке.

  3. Мультимедийный проектор.

1.9.2. Перечень используемых пособий.

Нет

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.



Нет

1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

следующая страница >>