Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Психология и педагогика Направление - страница №1/3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт педагогического образования
Кафедра педагогики и педагогической психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Психология и педагогика
Направление подготовки
020400.62 Биология
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт педагогического образования
Кафедра педагогики и педагогической психологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры педагогики
и педагогической психологии
Института педагогического образования
«___»_____________20__г.
Протокол №____
Зав.кафедрой ППС_____________
О.В. Уваровская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Психология и педагогика
Направление подготовки
020400.62 Биология
Профиль подготовки
_________________________________________
(при наличии профиля в ООП)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
_________________________________________
(очная, очно-заочная, экстернат)
Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)
Семестр 6
Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зач.ед.
В том числе:
Аудиторные – 32 час, из них:
Лекции -16 часов,_____зач.ед
Практические занятия – 16 часов, ______зач.ед.
Лабораторные занятия -_____часов________зач.ед.
Самостоятельная работа – 36 часов________зач.ед.
Интерактивные и активные - ____часов
КСР - 4 часа,
Форма текущего контроля (контрольные работы, рефераты, коллоквиумы и др.);
Промежуточный контроль – (зачёт, диф. зачёт, экзамен).
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления Биология
Составитель (ли) (или автор) рабочей программы
Должность, звание Краева Лаура Ивановна – доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, к.п.н. _____________
подпись
Гаврилина Людмила Константиновна - доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, к.п.н. _____________
подпись
*Сведения о рецензентах:
Должность, звание_____________ Ф.И.О
подпись
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры педагогики и педагогической психологии
Протокол заседания № 10 от «18» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уваровская О.В.
Для дисциплин, читаемых на других факультетах:
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Звание………….__________(Ф.И.О.)
подпись
*Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов, один из которых – внешний.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Цели освоения учебной дисциплины
-
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
-
Структура и содержание дисциплины
-
Образовательные технологии
-
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Самостоятельная работа
6.2.Темы практических занятий
6.3.Вопросы для подготовки к контрольной работе
6.4.Бально-рейтинговая система
6.5.Вопросы к экзамену (зачету)
6.6……
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Приложение.
Пояснительная записка
-
Цель и задачи дисциплины
Цель курса – освоение студентами компетенции в области психолого-педагогического знания, необходимой как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Задачи:
-
Знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования;
-
Овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений;
-
Понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно - потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности;
-
Знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности;
-
Приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.
-
Место дисциплины в структуре ОПП бакалавра
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в раздел ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов всех факультетов и специальностей). Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Философия», «Культурология», является основой для освоения таких дисциплин, как «Конфликтология», «Психология делового общения», «Психология управления», «Теория и методика воспитательной работы».
Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное представление учебного материала, отражающего закономерности проявления психики человека в его поведении и деятельности. Отражены и педагогические вопросы становления общественно полезных личностных качеств и профессионально важных свойств специалиста. Современное профессиональное становление личности невозможно без психолого-педагогических знаний, расширяющих возможности специалиста, получающего высшее образование.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
Использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);
Занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
а) знать:
-
основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
-
предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
-
основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;
-
объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
-
содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности;
-
природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
-
методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
-
методы психической регуляции эмоций и поведения;
-
способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
б) уметь:
-
проектировать собственное саморазвитие;
-
анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
-
использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
-
использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
-
самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.
в) владеть:
-
навыками работы с первоисточниками;
-
навыками дискуссии, дебатов;
-
нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.
-
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа.
Календарно – тематический план
№
|
Наименование разделов, тем (краткое содержание)
|
Количество часов по учебному плану
|
Формы текущего контроля по теме, разделу
|
Формируемы компетенции
|
Максимальная нагрузка студента
|
Аудиторная нагрузка
|
Самост. работа
|
В том числе
|
Лекции
|
Практич. семинар
|
|
Психология
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи и отрасли психологии.
|
3
|
2
|
|
1
|
|
Ок3
|
2.
|
Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
|
5
|
2
|
2
|
1
|
Психодиагностика. Психодиагностические методы. Измерение отношений и взаимопониманий в малых группах: наблюдение, беседа, опросные листы, тесты, социометрия. Контент-анализ, эксперимент и его виды, графические методы. Методика психологического исследования. Роль и значение психодиагностики в современных условиях. Обработка и интерпретация данных.
Работа с тестом Стреляю Я. Обсуждение и интерпетация данных тестирования. Понятие о темпераменте как базовой характеристике личности.
|
Ок3,ок4
|
3.
|
Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности
|
6
|
|
2
|
4
|
Обсуждение результатов и интерпетация данных тестирования.Защита данных практического тестирования
|
Ок7
|
4.
|
Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов
|
8
|
2
|
2
|
4
|
Определение акцентуированных черт характера по К Леонгарду. Работа с тестом Шмишека.
|
Ок4
|
5.
|
Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
|
6
|
2
|
|
4
|
|
Ок3
|
6.
|
Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
|
2
|
|
|
2
|
|
Ок4
|
7.
|
Тема 7. Направленность личности и её составляющие.
|
4
|
|
2
|
2
|
Обсуждение результатов и интерпетация данных тестирования по определению "Уровня субъективного контроля" по Роттеру.
|
Ок4
|
|
Всего часов психологии
|
34
|
8
|
8
|
18
|
|
|
|
Раздел I Общие основы педагогики
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики
|
4
|
2
|
-
|
2
|
Вопросы к студентам
|
ОК-1,3,4,7
|
9.
|
Образовательная система России.
Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и саморазвития.
|
4
|
-
|
2
|
2
|
Контр.работа
|
ОК-18
ПК-14
|
10.
|
Педагогический процесс
|
4
|
2
|
-
|
2
|
|
ОК – 1,3,4,7
|
|
Раздел II. Дидактика
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
Дидактика как теория обучения и образования личности.
|
12
|
2
|
4
|
6
|
Тестовый контроль
|
ОК – 4,7,18
ПК-14,22,
23
|
|
Раздел III. Теория воспитания
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
Педагогика как теория воспитания
|
10
|
2
|
2
|
6
|
Тестовый контроль
|
ОК- 1,3,4,7,18
ПК-22,23
|
|
ИТОГО
КСР – 2 часа
Вид итогового семестрового контроля - зачет
|
36
|
8
|
8
|
18
|
|
|
следующая страница >>