Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социология потребления - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи... 3 515.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Гендерная социология 3 795.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 318.54kb.
Контрольная работа по дисциплине Социология По теме 1 163.94kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социология потребления - страница №1/1



Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра философии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ДС. Ф. Социология потребления

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ДС

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный



(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ДС. Ф. Социология потребления

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Ракитных М.Б., к.ф.н., доцент

Новокузнецк





1. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология потребления»


    1. Пояснительная записка


Место курса в системе дисциплин:

Курс «Социология потребления» в структуре учебного плана относится к циклу дисциплин специализации. Курс читается на 4 курсе. Курс «Социология потребления» предназначен для студентов социологов и предполагает знание студентами общей социологии, современной социальной теории, экономической социологии и социологии труда, основ экономики.

Студент должен владеть общими профессиональными социологическими знаниями, методами социологического исследования, а также обладать учебными навыками (критический анализ текстов, подготовка докладов, написание эссе и тестов).

Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель курса - дать студентам представление об основных социологических и экономических подходах к изучению потребления. В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии, соответствующие модели и инструментарий.

В курсе анализируются реальные процессы в области потребления в России и за рубежом, его динамика за последние десятилетия, основные методологические подходы к статистике потребления, некоторые направления социальной политики. Рассматриваются также основные методы эмпирического анализа потребительского поведения, результаты важнейших работ западных и российских социологов.

В качестве основных задач изучения этой дисциплины ставятся следующие:


  • Проанализировать основные социологические теории потребления

  • Сравнить экономический, социологический и маркетинговый подходы к потреблению

  • Изучить основы применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах

  • Рассмотреть методы эмпирических исследований потребления и основные результаты в этой области

  • Изучить тенденции истории потребления в России и в мире


Особенности освоения курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать модели и теоретические концепции потребления в социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология);

  • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме;

  • иметь представление о реальных социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом.

  • обладать навыками использования статистических данных.

Занятия проходят в виде лекций, семинарских занятий, включающих опрос студентов и их доклады, в виде письменных тестовых контрольных работ, самостоятельной работы, включающей подготовку к семинарам, анализ источников и чтение литературы.



1.2. Учебно-тематический план для студентов дневного отделения по курсу «Социология потребления», содержание дисциплины «Социология потребления»



Название и содержание разделов, тем и модулей



Объем часов

Общий


Аудиторная работа

Самостоятельная работа студентов



Лекции

Семинары

1

Предмет курса. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.

9

2

2

5

2

Психологические и философские основания поведения потребителя.

9

2

2

5

3

Потребление в культурологическом и этическом контексте

9

2

2

5

4

Потребление как предмет социологического анализа.

9

2

2

5

5

Подходы к определению понятия потребления в социально-гуманитарных науках

11

4

2

5

6

Когнитивно-лингвистический подход к определению понятия потребления

7

2




5

7

Теории общества постмодерна

14

4

4

6

8

Черты современного потребления

12

2

4

6

9

Макросоциологический подход к анализу потребления

14

4

4

6

10

Микросоциологический подход к анализу потребления

14

4

4

6

11

Постмодернисткий подход к анализу потребления

12

2

4

6

Всего по курсу

120

30

30

60

Итоговая форма контроля - экзамен




Содержание разделов курса «Социология потребления»
Тема 1. Предмет курса.

Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.



Тема 2. Психологические и философские основания поведения потребителя.

Недостаточность экономического подхода к моделированию потребления. Психологические и философские подходы к анализу потребительского поведения (Т. Скитовски, А. Этциони, Э. Фромм, Б.Ф. Скиннер, Дж. Катона). Разочарование в потреблении (А. Хиршман). Потребление как социологическая категория.

Трудовая теория стоимости К.Маркса. Полезность и стоимость у маржиналистов. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
Тема 3. Потребление в культурологическом и этическом контексте

Потребление в историческом контексте. Основные черты потребления в средние века в Европе (Ж. Ле Гофф). Структуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма (Ф. Бродель). «Потребительские революции» XVI- XIX в. (Г. Мак-Кракен). Цивилизационный процесс (Н .Элиас).

Культурологический подход к потреблению (М. Дуглас, Б. Ишервуд). Функции потребления. Потребление как ритуал. Этика потребления: рациональность и романтизм (К. Кэмпбелл). Традиционное и современное потребление. Гедонизм.

Тема 4. Потребление как предмет социологического анализа.

Теория вкусов Г.Беккера. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса (Х. Лейбенстайн). Технологии потребления (К.Ланкастер). Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов (Дж. Акерлоф). Потребление в условиях риска и страхование. Потребление общественных и бесплатных благ. Потребление в неоинституциональной теории (Д. Норт). Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита (Я. Корнаи).


Тема 5. Подходы к определению понятия потребления в социально-гуманитарных науках

Потребление как важнейшая составляющая стиля жизни. Различные подходы к определению понятия «стиль жизни». Концепция «стиля жизни» П. Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал. Типологии стилей жизни.

Потребление и социальная включенность. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур). Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т. Веблен). «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г. Мак-Кракен).

История потребительской культуры (Д. Слетер). Различные взгляды на культуру потребления: производство потребления, способы потребления, знаки и образы (М. Физерстоун). Иерархия культуры: «высокое искусство» и «народная культура». Потребление эстетических благ и массовая культура.


Тема 6. Когнитивно-лингвистический подход к определению понятия потребления

Потребление как процесс манипулирования знаками. Вещи, знаки и коды, символы. Пространство и знаки (С. Лэш, С. Урри). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж .Бодрийяра. Симулякр.


Тема 7. Теории общества постмодерна

Неомарксизм и Франкфуртская школа о массовом потреблении. Общество массового потребления (А. Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж. Бодрийяр). Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер). Концепция общества потребления.


Тема 8. Черты современного потребления

Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г. Ритцер). Современные тенденции в потреблении на Западе. Развитие кредита. Принцип “работай-и-трать”, «новый консьюмеризм» и движение “самоограничения” (Шор Ж.). Электронный маркетинг и продажа через сеть интернет.


Тема 9. Макросоциологический подход к анализу потребления

Основные показатели доходов и потребления (номинальный и реальный доход, индекс цен, уровень бедности). Потребительские расходы. Индекс потребительских цен. Индекс потребительских настроений (Дж. Катона). Плановая экономика и моделирование потребления.

Методы изучения потребления. Типологический подход. Типологическая модель. Факторы, влияющие на потребление: доходы, профессия, пол, возраст, образование, семья и дети, национальные и региональные особенности, религия. Поколения и жизненный цикл. Исследования потребления в СССР и в России.
Тема 10. Микросоциологический подход к анализу потребления

Институты потребления. Сообщества потребителей: унификация одежды, универмаги, шоппинг, реклама, торговые марки (Д. Бурстин). Мода как институт потребления. Реклама. История рекламы. Потребители как общность. Движение потребителей.

Рождение и основные особенности универмагов. Новая организация торговли. Супермаркет и универмаг – сходство и различия. Принципы организации торговли в супермаркете. Функции шоппинга.
Тема 11. Постмодернисткий подход к анализу потребления

Понятие культуры постмодернизма (З. Бауман). Понятия постмодерна и постмодернизма. Новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления. (М. Физерстоун). Фрагментация тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни. Трансформации желаний и потребностей.



1.3. Требование к уровню освоения программы дисциплины и форм текущего промежуточного и итогового контроля
Дисциплина изучается на 4 курсе. Ее изучение включает аудиторную работу студента (посещение лекционных занятий и ответы на семинарских занятиях) и самостоятельные работу студента.

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на каждом практическом занятии с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса и обсуждения результатов выполнения практических заданий, а также самостоятельно подготовленных студентами заданий.

Итоговый контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме экзамена.

Курс состоит из 30 лекционных часов и 16 часов практических занятий и завершается экзаменом.


Уровень освоения содержания дисциплины оценивается по 4-балльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует:

-систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

-использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;



-усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

-активная самостоятельная работа на практических занятиях , систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент демонстрирует:



-достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

-использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

-усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

-активная самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, продемонстрировал:

-достаточный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

-усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

-умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

-работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал:

-недостаточно полный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

-знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

-неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;



-пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1.4. Основная и дополнительная литература
Основная литература
Учебники, учебные пособия

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Ганскау Е.Ю. Образцы потребления продуктов питания в санкт-петербургских семьях // Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.



Дополнительная литература


  1. Басин Е. Я., Краснов В. М. 'Гордиев узел' моды // Мода: за и против. / Под ред. Толстых В. И. М., 1973. С. 40-77.

  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 38-46.

  3. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

  4. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

  5. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  6. Великая тайна одеваться к лицу // Сост. Т.Б.Забозлаева. СПб: Лениздат, 1992.

  7. Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Ганскау Е.Ю., Волчков А.Н. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб: Петрополис, 2000.

  8. Ганскау Е.Ю. Образцы потребления продуктов питания в санкт-петербургских семьях // Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  9. Гантер Б., А.Ферхман. Типы потребителей: введение в психографику. СПб: Питер, 2001.

  10. Гофман А. Мода и обычай //Рубеж: альманах социальных исследований.1992. Вып.3. С.123- 142.

  11. Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство 'Издательский сервис', 2000.

  12. Гузявичуте Р. А. Цикличность моды ХХ в. // Мода и промышленное моделирование одежды: Тезисы докл. на Всесоюз. науч. конференции 16-18 января 1979. М., 1979. С. 67-72.

  13. Дорфман Л. Я., Дружинин В. Н., Коростелина К. Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.

  14. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.

  15. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, 1904.

  16. Ильин В.И. Автомобиль и организация сферы услуг // Практический маркетинг. 1999. ?4 (22).

  17. Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 1998 (www.socnet.narod.ru).

  18. Ильин В.И. Потребление в социальном поле // Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 25 - 39.

  19. Ильин В.И. Причуды моды и бизнес // Yes! Журнал о рекламе. 1999. ? 2 (27).

  20. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии, 2000.

  21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2000.

  22. Килошенко М. И. Психология моды: Учебное пособие / СПГУТД - СПб., 2000.

  23. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М., 1982.

  24. Л.И.Ятина. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж: альманах социальных иследований. Вып. 16/17. 2001.

  25. Любимова Т. Б. Мода и ценность. // Мода: за и против. / Под ред. Толстых В. И. М., 1973. С. 67-77.

  26. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999.

  27. Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., 1973.

  28. Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения // Под. Ред В.Д.Патрушева. М.: Институт социологии РАН, 1999.

  29. Терешкович Т. А. Словарь моды (терминология, история, аксессуары). Минск, 1999.

  30. Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И. М., 1973. С. 7-39.

  31. Топалов М. И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М., 1991.

  32. Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Автореф. кан. дис. Свердловск, 1990. 20 с.

  33. Фролова Н. Т. А в моде ли суть? (Опыт социально-психологического исследования вопросов моды) // Мода: за и против. / Под ред. Толстых В. И. М., 1973. С. 204-221.

  34. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994.

  35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: Учеб. пос. Спб.; М.; Харьков; Минск, 1997.

  36. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  37. Штомпка П. Социальные изменения. М., 1996.


Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины

Социология потребления

Список основной учебной литературы

*Указание о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках



Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение/ Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7







Экономическая социология [Текст]. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,. - 603 с.

В. В. Радаев

2005

соответствует

35

1.5. Методические указания для студентов

1.5.1. График самостоятельной работы для студентов дневного отделения специальности «Социология»

Недели


№ и тема

лекции


Форма аудиторных учебных занятий

Виды самостоятельной учебной работы

Лекции

(ч.)


Практические

занятия


(ч.)

Подготовка к семинарскому занятию (Чтение литературы, составление конспектов)

(ч.)


1


Предмет курса. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.

2

2

5

2

Психологические и философские основания поведения потребителя.

2

2

5

3

Потребление в культурологическом и этическом контексте

2

2

5

4

Потребление как предмет социологического анализа.

2

2

5

5-6

Подходы к определению понятия потребления в социально-гуманитарных науках

4

2

5

7

Когнитивно-лингвистический подход к определению понятия потребления

2




5

8-9

Теории общества постмодерна

4

4

6

10

Черты современного потребления

2

4

6

11-12

Макросоциологический подход к анализу потребления

4

4

6

13-14

Микросоциологический подход к анализу потребления

4

4

6

15-16

Постмодернисткий подход к анализу потребления

2

4

6

Всего

30

30

60


1.5.2. Темы, порядок организации и материалы практических занятий
Семинарские занятия предназначены для закрепления и углубления тем, рассмотренных на лекциях по курсу социология потребления. На семинарские занятия отводится 30 аудиторных часов.

Проведение семинарских занятий предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач.

Исходя из задач курса в ходе проведения практических занятий применяется постоянная форма - традиционный семинар, групповое обсуждение вопросов по темам курса. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, являются ключевыми аспектами предлагаемых тем, они способствуют лучшему пониманию теоретического материала, акцентируют внимание на нюансах конкретной проблемы. При подготовке к семинарам студент использует основную и дополнительную литературу, а также знания других учебных дисциплин.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие 1.
Тема. Предмет социологии потребления.

План семинара



  1. Социальные предпосылки становления социологии потребления.

  2. Место социологии потребления в структуре социологического знания.

  3. Объект и предмет социологии потребления.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература



  1. Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS. 1993. №3.

  2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа,. 1998. С. 9-56, 125-205.

  3. Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.


Семинарское занятие 2
Тема. Психологические и философские основания поведения потребителя.
План семинара

  1. Недостаточность экономического подхода к моделированию потребления.

  2. Социально- психологический подход в определении понятия потребление Э. Фромма.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература



  1. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992. С. 206-239.

  2. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. С. 202-229.

  3. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 32-34, 74-92.


Семинарские занятие 3
Тема. Потребление в культурологическом и этическом контексте
План семинара

  1. «Потребительские революции» XVI- XIX в

  2. Структуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма.

  3. Эстетика потребления в современном обществе.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература



  1. Ф.Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М.: Прогресс, 1986. Т.1. Структуры повседневности. Главы 2, 3, 4.

  2. Жак Ле Гофф Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. С.184-238.

  3. Элиас Н. О процессе цивилизации. М-СПб.: Университетская книга, 2001.


Семинарское занятие 4
Тема. Потребление как предмет социологического анализа.
План семинара

  1. История социологии потребления на западе.

  2. История социологии потребления в России.

  3. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.


Семинарские занятие 5
Тема. Подходы к определению понятия потребления в социально-гуманитарных науках
План семинара

  1. Описание проблемной ситуации определения понятия потребления.

  2. Потребление как покупка, потребление как утилизация.

  3. Потребление как рационализация, потребление как применение.

  4. Сущность социокультурного подхода к определению понятия потребления

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 109 - 129.

  3. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.

  4. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература




  1. Вебер М.. Основные понятия стратификации // А.И.Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. С. 162-180.

  2. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М.: ИНП РАН, 1992.

  3. Бурдье П. Различение: социальная критика суждений (фрагменты). // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537-565.

  4. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С.44 - 60.


Семинарское занятие 6 и 7
Тема. Теории общества постмодерна
План семинара

  1. Особенности теории общества постмодерна.

  2. Теория общества постмодерна Ф. Джеймсона.

  3. Концепция общества постмодерна Ж. Бодрийяра.

  4. Концепция симулятивной реальности Ж. Бодрийяра.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература



  1. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969. C. 24-56.

  2. Тоффлер А. Третья волна. М.: АСТ, 1999. C. 298-340, 429-464.

  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. C. 82-119, 177-218.

  4. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион, 2003.



Семинарские занятия 8 и 9
Тема. Черты современного потребления
План семинара

  1. Сущностные черты потребления постмодерна.

  2. Функции потребления в обществе постмодерна.

  3. Феномен идентичности в обществе постмодерна.

  4. Причины масштабности потребления в обществе.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

  3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2001.



Семинарские занятия 10 и 11
Тема. Макросоциологический подход к анализу потребления
План семинара

  1. Методологические основания нормативной модели в объяснении потребления.

  2. Факторы потребления в нормативной модели: компаративистская референтная группа.

  3. Факторы потребления в нормативной модели: мотивационная референтная группа,

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

  3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература



  1. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

  2. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

  3. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000.

  4. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.

  5. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, 1904.


Семинарское занятие 12 и 13
Тема. Микросоциологический подход к анализу потребления
План семинара

  1. Методологические основания субъективистской модели в объяснении потребления.

  1. Факторы потребления в субъективистской модели: мотив самореализации.

  2. Методологические основания социокультурной модели в объяснении потребления.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

  3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература



  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: 1989.

  2. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

  3. Великая тайна одеваться к лицу // Сост. Т.Б.Забозлаева. СПб: Лениздат, 1992.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кчково Поле, 2000.

  5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

  6. Лотман Ю.М. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996.

  7. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПб, 2000.

  8. Уорнер У. Живые и мертвые. М.-СПб: Университетская книга, 2000.


Семинарское занятие14 и 15
Тема. Постмодернисткий подход к анализу потребления
План семинара

  1. Факторы потребления в социокультурной модели: жизненный проект.

  2. Желание как основание феномена потребления.

  3. Механизмы и приемы стимулирования потребления.

Список литературы


Основная литература

  1. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

  2. Эджел Д.Ф, Блэкуэлл Р.Д. и Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1999.

  3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература



  1. Алиева Д.Я. Парадигматические сдвиги в социологии повседневности: концепция Мишеля Маффесоли // Социологический журнал. 1995. № 1. C. 110-121.

  2. Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1. С. 72-81.

  3. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб: Питер, 2001. С. 295-314.

  4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.



1.6. Методические рекомендации для преподавателей

В связи с тем, что дисциплина «Социология потребления» в отечественной социоло­гической науке еще только становится (она начала интенсивно развиваться лишь в последние семь-десять лет), преподавателю следует обращать внимание не только на социологическую научную литературу, но философские, политологические, культурологические источники по проблемам социологии потребления.

Для лучшего понимания концептуальных подходов, рассматриваемых на лекционных занятиях, преподавателю следует рекомендовать студентам обращаться к периодическим изданиям, предъявляющим актуальные эмпирические исследования процессов потребления.


2. Материалы, устанавливающие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций

Материалы включают в себя:

1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. Расписание экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

• Вопросы к экзамену.

• Рабочая программа учебной дисциплины (содержание дисциплины по разделам и темам);

• Задания для самостоятельной работы (темы семинарских занятий, контрольные вопросы);

4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:

• Экзаменационные билеты на экзамен.



Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.
2.1.Примерный перечень вопросов к зачету по курсу для студентов дневного отделения специальности «Социология»


  1. История социологии потребления на западе.

  2. История социологии потребления в России.

  3. Социальные предпосылки становления социологии потребления.

  4. Место социологии потребления в структуре социологического знания.

  5. Объект и предмет социологии потребления.

  6. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.

  7. Описание проблемной ситуации определения понятия потребления.

  8. Подходы в определении понятия потребления в социально-гуманитарных науках: потребление как покупка.

  9. Подходы в определении понятия потребления в социально-гуманитарных науках: потребление как утилизация.

  10. Подходы в определении понятия потребления в социально-гуманитарных науках: потребление как рационализация.

  11. Подходы в определении понятия потребления в социально-гуманитарных науках: потребление как применение.

  12. Сравнительный анализ определения понятия потербеления в экономических подходах (Ильин, Верховин).

  13. Социально- психологический подход в определении понятия потребление Э. Фромма.

  14. Сущность метафорического способа определения понятий.

  15. Основные метафоры в определении понятия потребления: потребление как огонь потребление как еда.

  16. Сущность социокультурного подхода к определению понятия потребления.

  17. Концепция Ж. Бодрийяра в определении понятия потребление.

  18. Особенности теории общества постмодерна.

  19. Теория общества постмодерна Ф. Джеймсона.

  20. Концепция общества постмодерна Ж. Бодрийяра.

  21. Концепция симулятивной реальности Ж. Бодрийяра.

  22. Сущностные черты потребления постмодерна.

  23. Функции потребления в обществе постмодерна.

  24. Феномен идентичности в обществе постмодерна.

  25. Причины масштабности потребления в обществе.

  26. Методологические основания нормативной модели в объяснении потребления.

  27. Факторы потребления в нормативной модели: компаративистская референтная группа.

  28. Факторы потребления в нормативной модели: мотивационная референтная группа,

  29. Методологические основания субъективистской модели в объяснении потребления.

  30. Факторы потребления в субъективистской модели: мотив самореализации.

  31. Методологические основания социокультурной модели в объяснении потребления.

  32. Факторы потребления в социокультурной модели: жизненный проект.

  33. Желание как основание феномена потребления.

  34. Механизмы и приемы стимулирования потребления.