Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 12 «Архивоведение» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия... 1 318.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика России" по... 3 510.66kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Тезисы выступления на XI международной архивной конференции памяти Е. 1 30.94kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 12 «Архивоведение» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Историко-филологический факультет

Кафедра истории России



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

050400 ДПП.12 «Архивоведение» для образовательной программы по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История»
Аннотация

Дисциплина «Архивоведение» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История»; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.).

Составные компоненты учебно-методического комплекса:

-аннотация к Учебно-методическому комплексу

-рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена)

-материалы, устанавливающие порядок и содержание текущей, промежуточной, итоговой аттестации по дисциплине

Автор-составитель учебно-методического комплекса

к.и.н., доцент кафедры истории России ИФФ ТГПУ

Нестеренко П.Л.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
050400 ДПП.12 АРХИВОВЕДЕНИЕ

Томск 2011

1. Цель и задачи дисциплины


Данная дисциплина предназначена для студентов III курса дневного отделения, обучающихся по программе профессиональной подготовки в бакалавриате. На основе нормативно-правовой документации, учебной, учебно-методической и научно-исследовательской литературы ознакомить студентов с основными направлениями и принципами работы архивных учреждений РФ.

К задачам читаемого спецкурса относятся:

– ознакомление студентов с основными документами, издающимися по линии Президента РФ, Правительства РФ и Федеральной архивной службы РФ, обеспечивающих функционирование и регламентирующих работу государственных, муниципальных и ведомственных архивных учреждений;

– изучение комплекса вопросов по истории архивного дела в России с древнейших времен до современности;

– анализ проблем, связанных с обеспечением хранения, практическим использованием архивной документации при проведении научно-исследовательской работы историка-профессионала.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По итогам проводимых аудиторных занятий студент-бакалавр должен:

– уметь ориентироваться в основных нормативно-правовых документах по обеспечению деятельности архивных учреждений РФ;

знать историю создания и работы архивных учреждений России вплоть до сегодняшнего дня;


– теоретически освоить правила работы в современных российских архивах, уметь работать с архивными путеводителями и находить необходимые документы;

– быть в состоянии использовать доступную архивную документацию в своей профессиональной деятельности (научно-исследовательская, педагогическая работа и т.д.)


3. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов

Семестр




6




Общая трудоемкость дисциплины

50

50




Аудиторные занятия

36

36




Лекции

18

18




Практические занятия (ПЗ)









Семинары (С)

18

18




Лабораторные работы (ЛР)









И (или) другие виды аудиторных занятий









Самостоятельная работа

14

14




Курсовая работа









Расчетно-графические работы









Реферат









И (или) другие виды самостоятельные работы









Вид итогового контроля – зачет










Итого

36

36





4. Содержание дисциплины




4.1. Разделы дисциплины и виды занятий





№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

1.

Раздел 1. Нормативно-правовая база функционирования архивных учреждений в современной РФ

2

2

2.

Раздел 2. Развитие архивного дела в Древней Руси (IX – XV вв.)

2

2

3.

Раздел 3. Архивы России XVI – XVII вв.

2

2

4.

Раздел 4. Архивы Российской империи в XVIII в.

2

2

5.

Раздел 5. Архивы России в XIX – начале XX вв.

2

2

6.

Раздел 6. Архивное дело в СССР

2

2

7.

Раздел 7. Экспертиза ценности документов и комплектование современных российских архивов

2

2

8.

Раздел 8. Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда РФ

2

2

9.

Раздел 9. Организация использования и технология хранения документов в архивах РФ

2

2


4.2. Содержание разделов дисциплин:

Раздел 1. Нормативно-правовая база функционирования архивных учреждений в современной РФ

Понятия «архив», «архивный документ», «Архивный фонд Российской Федерации» и др. Основные положения Федерального закона № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004, «Примерного положения об архиве государственного учреждения, организации, предприятия» от 18.08.1992. Задачи и основные функции современных российских архивов.





Раздел 2. Развитие архивного дела в Древней Руси (IXXV вв.)

Появлении письменных документов в Древнерусском государстве и организация их хранения. Центры летописания и хранения документов в Древней Руси. Разновидности архивной документации в Древней Руси. Период феодально-политической децентрализации и его влияние на развитие архивного дела. Архивная документация и система архивных учреждений в ходе централизации русских земель вокруг Москвы.




Раздел 3 Архивы России XVIXVII вв.

Изменения в принципах комплектования и хранения архивных документов. Разновидности архивной документации XVI – XVII вв. и ее ценность как исторического источника. Приказная система и ее архивы. Рост бюрократического аппарата России на рубеже XVI – XVII вв. и его влияние на развитие архивного дела.




Раздел 4. Архивы Российской империи в XVIII в.

Реформы Петра I и их влияние на дальнейшее развитие архивного дела. Центральные, губернские и местные канцелярские архивы XVIII в. Кабинет Его Императорского Величества (1704 – 1727) как фондообразователь архива. Архивы Правительствующего Сената, Священного Синода, Верховного тайного совета, основных коллегий. Начало деятельности исторических архивов России.





Раздел 5. Архивы России в XIX – начале XX вв.

Министерская реформа Александра I и дальнейшее развитие отечественных архивов. Архивная документация Отечественной войны 1812 г. Работа Архива Министерства иностранных дел (Государственного архива Российской империи). Роль архивной документации при написании фундаментальных трудов по истории России за авторством Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Использование архивных документов в период подготовки и проведения реформ Александра II. Специализация российских архивов на рубеже XIX – XX вв. Публикация архивных документов в XIX – начале XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг., Первая мировая война 1914 – 1918 гг., революционные события начала ХХ века в освещении архивных документов.




Раздел 6. Архивное дело в СССР

Изменения в составе отечественных архивов в период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Создание и деятельность Центрального комитета по управлению архивами (ЦКУА). Декрет от 1 июня 1918 года «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» и его значение. Развитие нормативно-правовой документации по обеспечению работы советских архивов в 1920-е гг. Подготовка и публикация документов по истории российской революции. Центральный и местные партийные архивы, работа Центрального архивного управления СССР (ЦАУ СССР). Передача архивных учреждений под контроль НКВД СССР (1938 г.) Советские архивы в годы Великой Отечественной войны. Уничтожение части документов по истории политических репрессий в СССР на рубеже 1940-х – 1950-х гг. Положение «О государственном архивном фонде СССР» (1958 г.) Образование Главархива при Совете Министров СССР (1960 г.) Принятие «Основных правил работы государственных архивов СССР» (1962 г.) Специализированные СМИ по развитию архивного дела в СССР. Рассекречивание части архивной документации в конце 1980-х – начале 1990-х гг.





Раздел 7. Экспертиза ценности документов и комплектование современных российских архивов

Задачи экспертизы, принципы отбора документов и критерии их оценки. Экспертные комиссии – их состав и основные функции. Методика отбора документов для последующей их передачи на государственное архивное хранение. Комплектование архивов в РФ. Список учреждений, организаций и предприятий, передающих документы на государственное хранение.





Раздел 8. Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда РФ

Состав научно-справочного аппарата к документам государственных и ведомственных архивах РФ. Типы и виды архивных справочников, их целевое назначение, основные принципы работы с ними. Изучение описи архивных дел как базового архивного справочника.




Раздел 9. Организация использования и технология хранения документов в архивах РФ

Цели и организационные формы использования документов Архивного фонда РФ. Запрос и получение архивных справок по хранящимся документам. Устройство, оборудование и эксплуатация помещений архива. Сберегающие и разрушающие факторы хранения архивных документов. Реставрация и консервация документов.





5. Лабораторный практикум:

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература.

Основная:

  1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для учреждений начального профессионального образования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 0611 «Делопроизводство и архивоведение» / Под ред. В.П. Козлова. 5-е изд., доп. – М.: Academia, 2007. – 270 с.

  2. Кабашов С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 03001.65 «Документирование и документационное обеспечение управления». – М.: Флинта: Наука, 2009. – 290 с.

Дополнительная:

  1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для учреждений начального профессионального образования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 0611 «Делопроизводство и архивоведение» / Под ред. В.П. Козлова. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 272 с.

  2. Алексеева Е.В. Организация Архивного фонда Российской Федерации: региональные архивы и муниципальные архивы // Делопроизводство. 2010. № 1. С. 95 – 103.

  3. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР: учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Экономика, 1980. – 173 с.

  4. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство НОРМА, 1996. – 224 с.

  5. Козлов В.П. Архивы России в контексте политических событий 90-х годов ХХ в. // Делопроизводство. 2009. № 2. С. 3 – 11; № 4. С. 3 – 10; 2010. № 1. С. 7 – 11.

  6. Козлов В.П. Спасение архивов после распада СССР // Делопроизводство. 2010. № 3. С. 9 – 14; № 4. С. 7 – 14.

  7. Правила работы государственных районных и городских архивов / Под общ. ред. Е.Ф. Сотина. – М.: ГАУ, 1989. – 173 с.

  8. Савин В.А. Государственный архивный фонд России: генезис понятия // Отечественные архивы. 1999. № 1. С. 27 – 38.

  9. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России: Учебное пособие для вузов по специальности «Историко-архивоведение». – М.: Высшая школа, 1989. – 214 с.

  10. Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2005. – 160 с.

  11. Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах: история, теория, люди. – М.: РГГУ, 2003. – 525 с.

  12. Чудакова М.О. Беседы об архивах. М.: Молодая гвардия, 1975. – 218 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Не предусмотрены.



7. Материально - техническое обеспечение дисциплины

Специализированная лаборатория, класс и стенды не предусмотрены.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю
В ходе изложения лекционного материала следует обращать отдельное внимание на источниковедческие аспекты дисциплины, анализировать доступные опубликованные архивные материалы. Целесообразным является приведение примеров практического использования архивных документов в научно-исследовательской деятельности профессионального историка.

8.2. Методические указания для студентов:

Особое внимание следует обратить на изучение специализированной методической литературой, а также регулярный просмотр ведомственной периодической печати (журналов, бюллетеней) по вопросам развития, совершенствования архивного дела в РФ.




Вопросы к зачету:

  1. Понятия «архив», «архивный документ», «Архивный фонд Российской Федерации».

  2. Задачи и основные функции современных российских архивов.

  3. Архивы в Древнерусском государстве (IX – XII вв.)

  4. Развитие архивов в период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.)

  5. Архивы России в XVI – XVII вв.

  6. Архивы Российской империи в XVIII в.

  7. Архивы России в первой половине XIX в.

  8. Изменения в области архивного дела России во второй половине XIX в.

  9. Использование документов исторических архивов России в научно-исследовательской работе (вторая половина XIX – начало XX вв.)

  10. Архивное дело в Советской России в 1917 – 1920 гг.

  11. Централизация управления архивным делом СССР (1920 – 1928 гг.)

  12. Управление архивами СССР в конце 1920-х – конце 1930-х гг.

  13. Архивы СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

  14. Архивы СССР во второй половине 1940-х – первой половине 1960-х гг.

  15. Архивы СССР во второй половине 1940-х – начале 1960-х гг.

  16. Архивы СССР в 1962 – 1980 гг.

  17. Организация архивного дела РФ на современном этапе.

  18. Основные правила и принципы комплектования архивов в РФ.

  19. Источники комплектования архивов и организация хранения документов.

  20. Задачи, принципы и критерии экспертизы архивных документов.

  21. Система и функции экспертных органов.

  22. Этапы экспертизы документов государственных архивов РФ.

  23. Типы и виды архивных справочников, их целевое назначение, основные принципы работы с ними.

  24. Устройство, оборудование и эксплуатация помещений архива.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История».

Программу составил:

Доцент кафедры истории России ИФФ ТГПУ Нестеренко П.Л.



Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине

1.Текущая аттестация.

Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:


  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2.Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (зачет) проводится по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля.



Зачет может быть проведен

  • в устной форме;

  • в письменной форме

  • в форме тестирования

3.Итоговая аттестация

Вынесение вопросов по дисциплине на итоговую аттестацию не предусмотрено.