Похожие работы
|
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве - страница №1/24
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Управление внедрением информационных систем Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления подготовки «Бизнес-информатика» Москва 2008 Содержание Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 4 Общая характеристика проектов внедрения информационных систем 5 Назначение и состав методологий внедрения 7 Стандарты управления проектами 10 Характерные особенности проектных работ 18 Организационная структура проекта 25 Методологии внедрения компании Microsoft 36 Методология внедрения OneMethodology 43 Методология внедрения компании Oracle 47 Пример корпоративной методологии внедрения 51 Лекция 3. УНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ РЕШЕНИЙ В МЕТОДОЛОГИИ MICROSOFT SOLUTIONS FRAMEWORK (MSF) 57 Состав работ проекта — модель процессов MSF 57 Команда проекта — модель проектной группы MSF 60 Организация исполнения проекта 66 Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЕЙ ПРОЕКТА. УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЕКТА 76 Управление интеграцией 78 Устав проекта 83 План управления проектом 90 Управление содержанием проекта 91 Планирование содержания 94 Уточнение (определение) содержания 95 Создание иерархической структуры работ 99 Подтверждение содержания 104 Управление изменениями содержания 105 Лекция 5. УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ ПРОЕКТА 108 Процессы управления сроками проекта 108 Определение состава операций 111 Определение взаимосвязи операций 115 Оценка ресурсов операций 121 Оценка длительности операций 124 Разработка расписания 128 Управление расписанием 137 Лекция 6. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА 141 Стоимостная оценка 142 Разработка бюджета расходов 146 Лекция 7. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА 159 Основные понятия и определения 159 Планирование управления рисками 161 Идентификация рисков 168 Качественный анализ рисков 172 Количественный анализ рисков 175 Планирование реагирования на риски 178 Мониторинг и управление рисками 180 Лекция 8. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА 186 Планирование качества проекта 190 Процесс обеспечения качества 197 Процесс контроля качества 199 Лекция 9. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРОЕКТА 206 Команда управления проектом 207 Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектом 209 Планирование команды проекта 215 Управление командой проекта 227 Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМИнформационная система (ИС). Задачи и проблемы внедрения информационных систем. Назначение и состав методологии внедрения ИС. Содержание стандартов управления проектами. Концепции управления проектами. Участники проекта и их задачи. Общие особенности проектной деятельности. Окружение проекта. Организационная структура проекта. Основные типы структур организаций, осуществляющих внедрение ИС. Организационная структура проекта. Ключевые слова: информационная система, внедрение информационных систем, факторы успеха внедрения ИС, методология внедрения, проект, стандарт управления проектами, менеджер проекта, руководитель проекта, факторы окружения проекта, действующие лица окружения проекта, спонсор проекта, функциональная организация, матричная организация, проектная организация, команда управления проектом, роль в проекте (проектная роль), куратор проекта (спонсор). Практически в любой современной организации мы можем наблюдать тесное переплетение информационных технологий и бизнес-процессов основной деятельности. Поэтому внедрение (замена) информационной системы оказывается серьезным преобразованием, зачастую затрагивающим разнообразные сферы деятельности предприятия. Как следствие, во многих случаях оно становится сложным и болезненным процессом. Тем не менее проблемы, возникающие при внедрении системы, уже достаточно хорошо изучены, и в настоящее время созданы эффективные методики их решения, объединенные в соответствующих стандартах (методологиях). Начиная рассматривать вопросы, связанные с организацией внедрения информационных систем, следует прежде всего уточнить значение термина «информационная система». К сожалению, до сих пор под информационной системой зачастую подразумевают программный пакет, что совершенно не соответствует истине и не позволяет сформировать правильное представление о задачах проекта внедрения. Информационная система представляет собой сложный комплекс разнородных составляющих, которые взаимодействуют между собой и создают необходимые потребителю свойства системы. Для целей настоящей книги информационную систему следует рассматривать как всю инфраструктуру предприятия, задействованную в процессе управления информационно-документальными потоками и включающую в себя: 1. технологические элементы, обеспечивающие функционирование системы:
2. управленческие элементы, обеспечивающие организацию эксплуатации системы:
Общая характеристика проектов внедрения информационных системЗадача проекта внедрения информационной системы включает в себя создание (адаптацию) и запуск в продуктивную эксплуатацию всех перечисленных выше элементов. О сложности этой задачи свидетельствует известная из результатов исследований Standish Group неутешительная статистика по успешности ИТ-проектов: в 1998 году только 26% проектов завершились в срок, не превысили бюджет и обеспечили реализацию предусмотренных функций. Источники проблем при внедрении информационной системы охватывают различные аспекты частного проекта и деятельности компании в целом. К ним можно отнести:
Кроме того, в процессе внедрения существует необходимость в реализации единой ИТ-стратегии предприятия, которая позволит адекватно сочетать развитие (создание) программной и аппаратной частей системы параллельно с комплексом работ по развитию существующей ИТ-инфраструктуры компании. Значительная часть проблем проектов внедрения обусловлена довольно типичными ошибками, которые известны, но тем не менее часто повторяются:
В то же время накопленный опыт внедрения информационных систем свидетельствует о наличии устойчивой группы факторов успеха таких проектов [1.3], и, как следствие, о возможности формирования технологии успешного управления проектом внедрения с учетом этих факторов (рис. 1.1). Рациональная организация проектов внедрения информационных систем описывается в стандартах (международных, государственных, корпоративных), которые часто называют методологиями внедрения. Р ис. 1.1. Факторы успеха проекта внедрения Назначение и состав методологий внедренияМетодологии внедрения обычно разрабатываются ведущими производителями информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения. Положительная сторона таких стандартов — их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. Но у стандартов есть и отрицательные стороны: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы. Например, методология внедрения системы Microsoft Axapta направлена во многом на управление настройками модулей и доработками; а при внедрении функционально подобных модулей SAP или ORACLE EBS превалирует идеология бизнес-реинжиниринга, при котором организации предлагается изменять свои бизнес-процессы, адаптируя их под «лучший опыт», зафиксированный в системе. В качестве наиболее известных примеров методологий можно привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень:
Такое разнообразие стандартов позволяет организациям выбрать на их основе рациональную стратегию и сформировать собственные процедуры внедрения, т. е. не «изобретать велосипед» и в то же время обеспечить конкурентные преимущества. Адаптация методологий к нуждам конкретного предприятия заключается не столько в переводе текстов и шаблонов документов на русский язык, сколько в корректировке подходов с учетом российских условий. При этом обычно пересматриваются рекомендуемые стандартами сроки и последовательность задач, создаются методики сбора, верификации и преобразования исходных данных, разрабатываются решения по интеграции с унаследованными системами. Для Заказчика информационной системы основными результатами использования методологии являются:
В то же время организация работы в соответствии с документально зафиксированной методологией оказывается полезной и для разработчика системы:
Несмотря на разнообразие существующих методологий, их содержание включает в себя следующие стандартные компоненты: описание состава и структуры комплекса работ проекта внедрения, правила управления таким проектом, организационную структуру команды внедрения. Структурирование комплекса работ заключается прежде всего в выделении фаз (этапов) проекта. Разбиение проекта на фазы (длительностью 3-4 месяца) обусловлено высокой сложностью проектов и значительными затратами времени на внедрение информационных систем, позволяет получить значимые результаты в более сжатые сроки и реализовать следующие преимущества в организации проекта:
Состав этапов проекта и распределение работ по этапам зависит от конкретной методологии, однако можно выделить типовой состав этапов, которые в той или иной степени присутствуют во всех методологиях и определяются самой логикой внедрения. Это этапы определения проекта, обследования объекта автоматизации, анализа результатов обследования и разработки дизайна системы, создания (настройки) системы, запуска системы в эксплуатацию, сопровождения системы. Следующим шагом является выделение процессов (комплексов работ), выполняемых на различных этапах проектов. Состав и последовательность исполнения процессов определяются конкретной методологией и служат основой для планирования проекта — для построения иерархической структуры работ (см. раздел 4 «Управление интеграцией и содержанием проекта внедрения»). Таким образом, методология внедрения строится как пересечение двух различных областей знаний: специфической технологии создания продукта — информационной системы — и достаточно универсальной технологии управления проектной деятельностью (рис. 1.2). |
|