Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений н - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 23страница 24
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического... 1 73.69kb.
Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов по... 5 1507kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции... 1 50.96kb.
Введение в направление 7 2222.37kb.
Введение в направление 6 1929.18kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области прикладной... 1 79.8kb.
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического... 1 54.42kb.
Отчет по опубликованным изданиям исн игу за 2006-2007 гг 1 66.46kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного... 1 67.64kb.
Учебно-методическим Советом по юридическому образованию Учебно-методического... 1 107.93kb.
Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому... 1 41.63kb.
Учебный курс «Технологии программирования. Курс на базе Microsoft... 1 84.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве - страница №1/24

Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л.
Управление внедрением информационных систем
Учебник

Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления подготовки «Бизнес-информатика»

Москва

2008

Содержание




Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 4

Общая характеристика проектов внедрения информационных систем 5

Назначение и состав методологий внедрения 7

Стандарты управления проектами 10

Характерные особенности проектных работ 18

Организационная структура проекта 25

Методологии внедрения компании Microsoft 36

Методология внедрения OneMethodology 43

Методология внедрения компании Oracle 47

Пример корпоративной методологии внедрения 51

Лекция 3. УНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ РЕШЕНИЙ В МЕТОДОЛОГИИ MICROSOFT SOLUTIONS FRAMEWORK (MSF) 57

Состав работ проекта — модель процессов MSF 57

Команда проекта — модель проектной группы MSF 60

Организация исполнения проекта 66

Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЕЙ ПРОЕКТА. УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЕКТА 76

Управление интеграцией 78

Устав проекта 83

План управления проектом 90

Управление содержанием проекта 91

Планирование содержания 94

Уточнение (определение) содержания 95

Создание иерархической структуры работ 99

Подтверждение содержания 104

Управление изменениями содержания 105

Лекция 5. УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ ПРОЕКТА 108

Процессы управления сроками проекта 108

Определение состава операций 111

Определение взаимосвязи операций 115

Оценка ресурсов операций 121

Оценка длительности операций 124

Разработка расписания 128

Управление расписанием 137

Лекция 6. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА 141

Стоимостная оценка 142

Разработка бюджета расходов 146

Лекция 7. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА 159

Основные понятия и определения 159

Планирование управления рисками 161

Идентификация рисков 168

Качественный анализ рисков 172

Количественный анализ рисков 175

Планирование реагирования на риски 178

Мониторинг и управление рисками 180

Лекция 8. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА 186

Планирование качества проекта 190

Процесс обеспечения качества 197

Процесс контроля качества 199

Лекция 9. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРОЕКТА 206

Команда управления проектом 207

Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектом 209

Планирование команды проекта 215

Управление командой проекта 227


Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ



Информационная система (ИС). Задачи и проблемы внедрения информационных систем. Назначение и состав методологии внедрения ИС. Содержание стандартов управления проектами. Концепции управления проектами. Участники проекта и их задачи. Общие особенности проектной деятельности. Окружение проекта. Организационная структура проекта. Основные типы структур организаций, осуществляющих внедрение ИС. Организационная структура проекта.

Ключевые слова: информационная система, внедрение информационных систем, факторы успеха внедрения ИС, методология внедрения, проект, стандарт управления проектами, менеджер проекта, руководитель проекта, факторы окружения проекта, действующие лица окружения проекта, спонсор проекта, функциональная организация, матричная организация, проектная организация, команда управления проектом, роль в проекте (проектная роль), куратор проекта (спонсор).
Практически в любой современной организации мы можем наблюдать тесное переплетение информационных технологий и бизнес-процессов основной деятельности. Поэтому внедрение (замена) информационной системы оказывается серьезным преобразованием, зачастую затрагивающим разнообразные сферы деятельности предприятия. Как следствие, во многих случаях оно становится сложным и болезненным процессом. Тем не менее проблемы, возникающие при внедрении системы, уже достаточно хорошо изучены, и в настоящее время созданы эффективные методики их решения, объединенные в соответствующих стандартах (методологиях).

Начиная рассматривать вопросы, связанные с организацией внедрения информационных систем, следует прежде всего уточнить значение термина «информационная система». К сожалению, до сих пор под информационной системой зачастую подразумевают программный пакет, что совершенно не соответствует истине и не позволяет сформировать правильное представление о задачах проекта внедрения.



Информационная система представляет собой сложный комплекс разнородных составляющих, которые взаимодействуют между собой и создают необходимые потребителю свойства системы. Для целей настоящей книги информационную систему следует рассматривать как всю инфраструктуру предприятия, задействованную в процессе управления информационно-документальными потоками и включающую в себя:

1. технологические элементы, обеспечивающие функционирование системы:



  • информационную модель предметной области;

  • кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

  • программный комплекс;

  • кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование программного комплекса;

  • аппаратно-техническую базу;

  • эксплуатационно-технические кадровые ресурсы;

2. управленческие элементы, обеспечивающие организацию эксплуатации системы:

  • регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

  • регламент технической и пользовательской поддержки программного комплекса;

  • регламент внесения изменений в конфигурацию программного комплекса и состав его функциональных модулей;

  • регламент использования программного комплекса и пользовательские инструкции;

  • регламент обучения и сертификации пользователей.



Общая характеристика проектов внедрения информационных систем


Задача проекта внедрения информационной системы включает в себя создание (адаптацию) и запуск в продуктивную эксплуатацию всех перечисленных выше элементов. О сложности этой задачи свидетельствует известная из результатов исследований Standish Group неутешительная статистика по успешности ИТ-проектов: в 1998 году только 26% проектов завершились в срок, не превысили бюджет и обеспечили реализацию предусмотренных функций.

Источники проблем при внедрении информационной системы охватывают различные аспекты частного проекта и деятельности компании в целом. К ним можно отнести:



  • отсутствие постановки менеджмента на предприятии;

  • необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия;

  • необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах;

  • сопротивление сотрудников предприятия;

  • временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения системы;

  • необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы.

Кроме того, в процессе внедрения существует необходимость в реализации единой ИТ-стратегии предприятия, которая позволит адекватно сочетать развитие (создание) программной и аппаратной частей системы параллельно с комплексом работ по развитию существующей ИТ-инфраструктуры компании.

Значительная часть проблем проектов внедрения обусловлена довольно типичными ошибками, которые известны, но тем не менее часто повторяются:



  • проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса — необходимо представлять структуру и масштабы бизнеса в перспективе как минимум на 3 года [1.1, 1.2];

  • нарушение принципа построения системы «сверху-вниз» и, как следствие, отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления;

  • чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес-процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы;

  • кардинальная переработка базовой функциональности ERP-системы;

  • нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения ERP-системы.

В то же время накопленный опыт внедрения информационных систем свидетельствует о наличии устойчивой группы факторов успеха таких проектов [1.3], и, как следствие, о возможности формирования технологии успешного управления проектом внедрения с учетом этих факторов (рис. 1.1). Рациональная организация проектов внедрения информационных систем описывается в стандартах (международных, государственных, корпоративных), которые часто называют методологиями внедрения.


Р
ис. 1.1.
Факторы успеха проекта внедрения

Назначение и состав методологий внедрения


Методологии внедрения обычно разрабатываются ведущими производителями информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения. Положительная сторона таких стандартов — их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. Но у стандартов есть и отрицательные стороны: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы. Например, методология внедрения системы Microsoft Axapta направлена во многом на управление настройками модулей и доработками; а при внедрении функционально подобных модулей SAP или ORACLE EBS превалирует идеология бизнес-реинжиниринга, при котором организации предлагается изменять свои бизнес-процессы, адаптируя их под «лучший опыт», зафиксированный в системе. В качестве наиболее известных примеров методологий можно привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень:

  • разработки компании Microsoft — методологии «OnTarget», «MSF (Microsoft Solutions Framework)», «Business Solutions Partner Methodology»;

  • разработки компании SAP — методологии «Процедурная модель SAP», «ASAP (Accelerated SAP)»;

  • разработки компании Oracle — комплекс методологий «Oracle Method».

Такое разнообразие стандартов позволяет организациям выбрать на их основе рациональную стратегию и сформировать собственные процедуры внедрения, т. е. не «изобретать велосипед» и в то же время обеспечить конкурентные преимущества. Адаптация методологий к нуждам конкретного предприятия заключается не столько в переводе текстов и шаблонов документов на русский язык, сколько в корректировке подходов с учетом российских условий. При этом обычно пересматриваются рекомендуемые стандартами сроки и последовательность задач, создаются методики сбора, верификации и преобразования исходных данных, разрабатываются решения по интеграции с унаследованными системами.

Для Заказчика информационной системы основными результатами использования методологии являются:



  • создание решения, оптимально соответствующего требованиям клиента;

  • максимально эффективное использование ресурсов проекта;

  • минимизация сроков и затрат на внедрение;

  • уменьшение рисков проекта.

В то же время организация работы в соответствии с документально зафиксированной методологией оказывается полезной и для разработчика системы:

  • появляется методическая база для обучения новых сотрудников стандартным методам внедрения;

  • сокращаются внутренние расходы на организацию и реализацию проектов;

  • улучшается взаимодействие и взаимопонимание между членами проектной группы;

  • повышается эффективность совместного использования ресурсов между проектами, командами.

Несмотря на разнообразие существующих методологий, их содержание включает в себя следующие стандартные компоненты: описание состава и структуры комплекса работ проекта внедрения, правила управления таким проектом, организационную структуру команды внедрения.

Структурирование комплекса работ заключается прежде всего в выделении фаз (этапов) проекта. Разбиение проекта на фазы (длительностью 3-4 месяца) обусловлено высокой сложностью проектов и значительными затратами времени на внедрение информационных систем, позволяет получить значимые результаты в более сжатые сроки и реализовать следующие преимущества в организации проекта:



  • данные проектной документации не устаревают;

  • после выполнения каждой фазы проекта появляется возможность уточнить или скорректировать задачи к решению на последующих фазах;

  • снижаются проектные риски, обусловленные организационными изменениями на предприятии Заказчика в ходе проекта;

  • оптимизируются бюджет проекта и график платежей.

Состав этапов проекта и распределение работ по этапам зависит от конкретной методологии, однако можно выделить типовой состав этапов, которые в той или иной степени присутствуют во всех методологиях и определяются самой логикой внедрения. Это этапы определения проекта, обследования объекта автоматизации, анализа результатов обследования и разработки дизайна системы, создания (настройки) системы, запуска системы в эксплуатацию, сопровождения системы.

Следующим шагом является выделение процессов (комплексов работ), выполняемых на различных этапах проектов. Состав и последовательность исполнения процессов определяются конкретной методологией и служат основой для планирования проекта — для построения иерархической структуры работ (см. раздел 4 «Управление интеграцией и содержанием проекта внедрения»).

Таким образом, методология внедрения строится как пересечение двух различных областей знаний: специфической технологии создания продукта — информационной системы — и достаточно универсальной технологии управления проектной деятельностью (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Составляющие методологии внедрения

следующая страница >>