Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 7 класс". Пособие для - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией А. 1 142.88kb.
Учебник для 4 класса: М.: Дрофа, 2010. Гараева Я. Ш. Поурочные разработки... 2 369.96kb.
Тезисы к рабочей тетради по информатике по теме «Системы счисления» 1 211.01kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой... 1 134.95kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
Презентация по теме, карточки для работы по группам, учебник Биология 1 69.36kb.
Программа по геометрии для 7 класса 1 274.87kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса учителя математики... 3 553.61kb.
Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной... 2 497.48kb.
Красивая музыка с-класса Говорят: архитектура — это застывшая музыка. 1 75.4kb.
Конспект урока математики (класс для учащихся, обучающихся по программе... 1 93.82kb.
Язык: русский 1 157.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы Хрестоматия музыкального - страница №1/2

Санкт-Петербург
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 585
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании методического Заместитель директора по Директор ГБОУ СОШ №585

объединения УВР

Протокол № ________________

от “____” августа 2012 г. от “____” августа 2012 г. от “____” августа 2012г.

Руководитель МО:___________


Рабочая учебная программа

по музыке

для 7 класса

1 час в неделю (всего 35 часов)

Составитель:

учитель музыки

ГБОУ СОШ № 585

г.Санкт-Петербурга

Яблонская Любовь Вацлавовна

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерной программы основного общего образования по музыке (Сборник нормативных документов "Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (М., Просвещение, 2011). Данная программа имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 7 класс" ( авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева), состоящего из:



  • Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 7 класс". Пособие для учителя.

  • Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 7 класс"

  • Методическое пособие для учителя "Уроки музыки. 7 класс"

Согласно рабочей программе на изучение музыки в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач:



  • личностное развитие ребенка:

  • реализация творческого потенциала;

  • готовность открыто выражать свое отношение к искусству;

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  • познавательное и социальное развитие ребенка:

  • приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры;

  • формирование целостной художественной картины мира;

  • воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе;

  • активизация творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

  • Коммуникативное развитие ребенка:

  • Формирование

  • умения слушать;

  • умения вести диалог;

  • умения встать на позицию другого человека;

  • умения участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

  • умения продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:

  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

  • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Особенности драматургии сценической музыки", "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки".

  1. "Особенности драматургии сценической музыки" - 17 часов

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя ("искусство внутри искусства"): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.



Знать и понимать:

  • Смысл понятий: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, музыкальная драматургия, принципы драматургического развития, этапы сценического действия, героическая опера, эпическая опера, балет и его составляющие, типы танцев в балетном спектакле, роль балетмейстера и дирижера в балете, современный и классический балетный спектакль, имена выдающихся балетмейстеров и артистов балета, отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, в разнообразных жанрах музыкального искусства, симфоджаз, прочтение литературного сюжета, транскрипция, духовная музыка русских и зарубежных композиторов (месса, всенощная, литургия), духовные образы в жанре рок-оперы, музыка к драматическому спектаклю, полистилистика.

  • Музыкальные термины: музыка легкая и серьезная, классическая музыка, стиль, музыкальная драматургия, этапы сценического действия (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка), либретто, типы опер (эпические, лирические, драматические, комические), структура оперного спектакля (действия, картины, сцены), элементы оперного спектакля (ария, песня, каватина, дуэт, трио, речитатив, ансамбль, хор, оркестр, оркестровые эпизоды и др.), драматургия оперного спектакля, героико-патриотическая опера, эпическая опера, жанр балета, элементы балетного спектакля (па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио), типы танца в балетном спектакле (классический, характерный), балетмейстер, дирижер, современная хореография, героические и героико-эпические образы, американская классическая музыка, джаз, симфоджаз, мюзикл, хит, музыкальная характеристика героя, интонации и ритмы народных испанских песен и танцев (хабанера, сегидилья), непрерывное симфоническое развитие, транскрипция, тембры инструментов, приемы оркестровки, оригинал, обработка, интерпретация, жанр духовной музыки Западной Европы - месса, строение мессы, полифоническое развитие музыки, образы русской и западноевропейской духовной музыки (месса, всенощная, литургия), духовные образы в рок музыке (жанр рок-оперы: хард-рок, рок-н-ролл, рок-баллада), музыка к драматическому спектаклю, симфонический театр, полистилистика.

  • Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

  • В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия.

  • Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

  • Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

  • В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.

  • Балет «Ярославна» Б.Тищенко. Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета.

  • Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

  • В музыкальном театре. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

  • Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.

  • Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете.

  • Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

  • Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы в искусстве.

  • Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра.


Уметь:

  • Определять роль музыки в жизни человека;

  • Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки;

  • Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности;

  • Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;

  • Решать творческие задачи;

  • Участвовать в исследовательских проектах;

  • Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;

  • Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы;

  • Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов;

  • Собирать коллекции классических произведений;

  • Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.;

  • Применять информационно-коммуникативные технологии для музыкального самообразования;

  • Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

  1. "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки" - 18 часов

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.



Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: музыкальная драматургия, два направления музыкальной культуры (музыка духовная, музыка светская), камерная инструментальная музыка (этюд, кончерто гроссо, сюита, соната), симфоническая музыка (симфония, симфоническая картина, инструментальный концерт, рапсодия)

  • Музыкальные термины: принципы развития музыки (повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация), духовная музыка (знаменный распев, хорал, полифония, фуга), камерная инструментальная музыка (этюд, концертный этюд, чакона, транскрипция), циклические формы инструментальной музыки (кончерто гроссо, полистилистика, сюита, тембры инструментов, соната, сонатная форма, форма сонатного аллегро, структура сонатной формы (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода), симфоническая музыка (симфония, строение симфонии, исполнительская трактовка, стиль композитора, жанр симфонии в эпоху романтизма, лирико-драматическая симфония, симфоническая картина, инструментальный концерт, форма классического инструментального концерта, солирующие инструменты, рапсодия, симфоджаз)

  • Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.

  • Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма). Понятие «транскрипция»;

  • Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; полистилистика - характерная особенность современной музыки;

  • Жанр камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии. Сонатная форма.

  • Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;

  • Живописность музыкальных образов симфонической картины;

  • История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра;

  • Понятие симфоджаз, жанр рапсодии, приемы развития произведений.




  • Уметь:

  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи;

  • Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.;

  • Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров;

  • Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

  • Размышлять о модификации жанров в современной музыке;

  • Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.;

  • Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

  • Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение;

  • Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов;

  • Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки;

  • Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности;

  • Осуществлять проектную деятельность;

  • Участвовать в музыкальной жизни школы, города и др.;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений;

  • Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).


Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.



Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- индивидуальный, письменный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.


Календарно – тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2011 с.24- 33.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением – 1 час в неделю.



Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Особенности драматургии сценической музыки

17

2

Особенности драматургии камерной и сценической музыки

18

Итого




35
следующая страница >>