Учебник для студ сред проф учеб заведений \ Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 384 с. С. 230 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глава I теоретические основы методики развития речи 15 5488.03kb.
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного... 4 2542.64kb.
Учебник для студ высш учеб заведений / А. А. Горелов. 3-е изд, стер. 1 129.52kb.
Методические рекомендации для студентов перечень основной и дополнительной... 1 227.79kb.
Высшее профессиональное образование 10 5816.74kb.
Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений... 32 11410.45kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) 8 4031.99kb.
Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских... 3 448.44kb.
Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... 9 2856.2kb.
Практикум для студ высш и сред спец заведений / Н. М. Трофимова, Т. 1 94.55kb.
Тест «круги взаимоотношений» 1 49.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник для студ сред проф учеб заведений \ Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. М. - страница №1/1

Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений \ Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 384 с. С. 230-256
Глава 8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
8.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Общество организовано таким образом, что люди, действуя в целях реализации собственных целей и задач, отдают часть дея­тельности на поддержание жизнеспособности всего общества т.е. занимаются созидательной деятельностью в пользу обще­ства. Такие люди и социальные группы, куда они входят, относят­ся к категории социально активных элементов общества. Однако в любом обществе существуют асоциальные индивиды и асоци­альные группы, которые, пользуясь продуктами деятельности об­щества, не дают вклада в поддержание его жизнедеятельности. Если доля асоциальных элементов превышает предел, за которым истощается ресурс жизнеспособности общества, начинается рас­пад общества как социальной системы.

Общей целью технологий социальной работы является преду­преждение распада общества.

Технология (от греч. тесппе — искусство, мастерство, учение; + 1одоз — учение) — система знаний о способах и средствах обра­ботки и качественного преобразования объекта. Понятие техноло­гии вначале было обосновано и принято в сфере промышленного производства, а затем распространилось на другие производитель­ные области. В производстве технология понимается как строго определенная последовательность этапов и операций, ведущая к созданию конечного продукта из конкретного исходного сырья. Любое изменение качества сырья, условий его переработки на каком-либо этапе представляется как применение иной технологии.

Появление социальной технологии было связано с потребностью «тиражирования» новых идей, проектов, видов социально деятельности, что во многом определило эффективность современной социальной политики и социального управления.

Технология в социальной сфере (социальная технология) — способ организации деятельности в этой области, направленный на реализацию поставленных целей и задач.

Целью применения социальной технологии является «социальный продукт» — создание условий, нормализующих жизнедеятельность людей, удовлетворяющих общественным интересам, разрешающих социальные противоречия.

Распространение понятия технологии на социальную сферу — так называемая технологизация социальной сферы — стало свое­образной данью индустриализации современного общества. Этот процесс встретил ряд осложнений, связанных с тем, что индиви­ду и социальные группы уникальны, как и социальные случаи, требующие применения социальной работы. По этой причине невозможно постоянно применять одну и ту же последователь­ность и содержание стандартизированных социальных приемов-операций. Необходимо гибкое сочетание, или модификация изве­стных приемов, рассчитанное на индивидуальность данного слу­чая. Следовательно, нужен творческий подход, аналогичный соче­танию классических методов в их определенной последовательно­сти и творчества в медицине. Тем не менее, можно выделять типовые случаи в определенных направлениях социальной дея­тельности, где применяются единые способы реализации целей и задач, что позволяет выделять социальные технологии.

Социальная технология рассматривается как совокупность и порядок применения методов, приемов, средств разрешения соци­альных проблем. Разрешение любой социальной проблемы предпо­лагает пооперационное осуществление социальной деятельности. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и плано­мерно, причем разработка производится на основе и с использова­нием научных знаний. При разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.

Социальная технология имеет, как правило, две формы: созда­йся проект, описывающий процесс и методы, и осуществляется деятельность, организованная в соответствии с этим проектом.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:


  • объект воздействия должен обладать определенной сте­пенью сложности, т. е. иметь признаки социальной системы;

  • должны быть выделены элементы системы объекта соци­ального воздействия, особенности его структуры и функ­ционирования;

  • возможность формализации реально происходящих про­цессов и представления их в виде определенных опера­ций, процедур, показателей;

  • возможность воспроизводства и повторяемость опера­ций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная дея­тельность и самостоятельная область знаний по всем параметрам отвечает условиям технологизации.

Польза применения понятия технологии для социальной работы состоит в том, что в обобщенном виде социальную работу можно представить как последовательность этапов деятельности, каждый из которых имеет определенное целевое назначение, и его результаты используются на последующем этапе. На каждом этапе осуществляются действия, обеспечивающие выполнение его цели, и, таким образом, применяются методы, свойственные только этому этапу.

Технология социальной работы рассматривается как процесс управления действиями людей с применением специальной мето­дологии.

В рамках данного определения рассмотрим его составные ча­сти. Методологический подход — теоретическое обоснование и общее описание тех или иных способов действий. В социальной работе используется ряд методологических подходов, каждый из которых обусловливает группу методов, объединенных общей теоретической основой и характером действий.

Метод — принципиальный способ действий в определенной ситуации на определенном этапе работы.

Технология — конкретная последовательность действий (алго­ритм) в конкретном социальном случае от начального до завершаю­щего этапа работы.

Процесс — изменение (динамика) состояния предмета под воз­действием внешних или внутренних факторов.

В качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности людей, социальных групп и сообществ, а внутренними факторами выступают их ре­сурсы: психологические, социальные, социально-экономические.

Целенаправленное воздействие специалиста на внешние и внутренние факторы, их активизация — основная функция соци­альной работы.

Социальная работа — это процесс во времени и пространстве, следовательно, в любом ее методическом направлении это опре­деленная последовательность действий, именуемая технологичес­кой цепочкой или технологической схемой.

Генеральная, или общая, технологическая схема состоит из эта­пов, одинаковых по названию и сущности, независимых от на­правления и особенностей работы. В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа.

1. Аналитическая часть (социальная диагностика) — сбор ин­формации, ее анализ и постановка социального диагноза.

2. Внедрение — установление специалистом связей с объектом и средой.

3. Социальная терапия (вмешательство) — составление и реализация плана терапевтических действий.

4. Анализ результатов и коррекция плана — проводятся не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.

Любое из направлений, любой из видов технологий социальной работы, работа с любыми объектами включают в качестве этапа социальную терапию. Этот этап реализует цель и задачи социальной работы, которые, в конечном счете, сводятся к социальной адаптации объектов работы к условиям их повседневной жизнедеятельности. Ни одна иная социальная технология не предусматривает социальной терапии.

Внедрение тоже представляет собой своеобразный этап техно­логии социальной работы, который не является необходимым для других социальных технологий. В макропрактике, объединяющей деятельность управленцев в сфере социальной работы, которые не контактируют непосредственно с объектами социальной тера­пии, внедрение осуществляют посредники — специалисты по со­циальной работе или представители общественных объединений.

На определенных этапах социальной работы могут быть использованы другие социальные технологии, которые при этом не подменяют собой всю последовательность технологических эта­пов, свойственных социальной работе.



Технологии социальной работы можно дифференцировать раз­личным образом. По направлениям работы, конкрети­зирующим ее основные цели и задачи, выделяют:

  • индивидуальную социальную работу — управление пове­дением индивида;

  • групповую социальную работу — управление поведени­ем социальных групп, в том числе терапевтических групп, искусственно созданных для проведения работы с ними, групп, сложившихся естественным путем (семей, общин, групп взаимопомощи, общественных объединений), и групп, ведущих целевую деятельность, — организаций, производственных коллективов;

  • микросоциальную работу (практическую социальную работу), для которой характерно преимущественное использование социально-психологических методов терапии и принципа мимикрии — максимального учета и использования мнения, привычек и предпочтений объектов работы;

  • макросоциальную работу — деятельность по структурированию территориальных сообществ, населенных территорий как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований, сельских поселений, городских кварталов, исходя из ин­тересов и возможностей населения;

  • разрешение социальных конфликтов, характеризующее­ся не только особыми задачами, но и специфической ме­тодологией, предполагающей использование посредниче­ства;

  • формирование личности и поведения специалистов по социальной работе — специализированное направление социальной работы, где используется наставничество, развивающее творческие возможности и психологическую подготовку будущих специалистов.

Технологии социальной работы, как и виды любой деятельно­сти человека, дифференцируются по оперативным целям и задачам и по характеру терапевтической ра­боты:

  • социальная профилактика, предполагающая работу с населением, в том числе с социальными категориями рис­ка, имеющими тенденцию к маргинализации, в основном социокультурными методами (клубная, спортивная рабо­та; кружки и секции дополнительного образования), со­циальным консультированием и патронажем;

  • социальная абилитация, направленная на создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих ин­теграцию в общество людей, которые никогда в нем не участвовали. Психолого-социальные методы являются главным инструментом абилитации. Они позволяют сформировать социофункциональный потенциал (соци­ально-психологические свойства и особенности поведения индивида или группы) на основе диагностики и даль­нейшего развития;

  • социальная реабилитация, предусматривающая восстановление или возможно более полную компенсацию со­циальных ограничений жизнедеятельности. Ее целями яв­ляются повышение социального статуса индивида или группы, активизация социофункциональных ресурсов клиентов социальной работы. Предполагается использо­вание широкого комплекса терапевтических методов;

  • социальное консультирование представляет собой применяемые в практической социальной работе встречи специалиста с людьми, которым нужна информация, полезная для того, чтобы ориентироваться в сложной для них ситуации. Специалист предоставляет социально-правовую, социально-психологическую информацию, помогающую им в дальнейшем налаживать связи с социальной средой. Особенность консультирования состоит в акти­визации возможностей клиентов для решения своих про­блем. Используются социально-психологические методы терапии;

  • социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж практикуются при макросоциальной и практической ра­боте с социальными категориями риска, с маргинальны­ми индивидами и группами. Эта комплексная деятельность предусматривает постановку индивидов и групп на учет в специальной службе, периодическое посещение их по месту проживания и разностороннюю социальную помощь, включая консультирование и помощь при встре­чах с другими людьми;

  • социальное прогнозирование — рассматривается как со­циальная технология, которая применяется в макросоци­альной работе для обоснования социальных программ и их предполагаемых результатов. В этом случае использу­ются социологические методы составления прогнозов развития социальной ситуации, в том числе экстраполя­ция (распространение выводов по изучению части про­цесса на другую его часть), моделирование (исследование объектов на их аналогах) и экспертиза (обращение к мне­ниям группы специалистов);

  • социальное проектирование — это научно обоснованное определение вариантов планового развития социальных процессов, применяемое в макросоциальной работе. В основном это программно-целевое проектирование создание программ по решению проблем целевых кате­горий населения локальных территорий с использовани­ем социологических методов диагностики. Как и социаль­ное прогнозирование, эта социальная технология не яв­ляется самостоятельной технологией социальной работы, однако используется на этапе планирования терапевти­ческих мероприятий.

Для практики социальной работы важное значение имеет дифференциация технологий социальной работы по объектам — ка­тегориям населения, имеющим общие проблемы. Это так называ­емые частные технологии социальной работы, к которым относят:

• технологии работы с семьями;

• технологии работы с дезадаптированными детьми и подростками и профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде;

• технологии работы с зависимыми людьми;

• социальная работа с пожилыми людьми;

• социальная работа с инвалидами;

• социальная работа с безработными, бездомными, мигран­тами и беженцами.

Частными технологиями считаются также технологии социаль­ной работы в различных сферах жизнедеятельности общества. К такого рода технологиям относят:

• социальную работу в системе образования;

• социальную работу в системе здравоохранения;

• социальную работу в организациях;

• социальную работу в исправительных учреждениях.

Основной целью социальной работы с проблемными категори­ями населения является социальная адаптация индивидов и соци­альных групп. Социально активные люди и группы, ведущие созида­тельную деятельность, адаптированы, т. е. приспособлены к усло­виям жизнедеятельности в данном обществе. Благодаря своим усилиям они получили место и возможности для созидательной деятельности. Люди и социальные группы с различной степенью маргинализации или ведущие асоциальный образ жизни, как прави­ло, дезадаптированы — изначально не приспособлены к созида­тельной деятельности либо утратили эту приспособленность.

Формы и методы социальной адаптации укладываются в общую технологическую схему социальной работы. Они диф­ференцируются в зависимости от причин дезадаптации, которые так или иначе связаны со сферами жизнедеятельности людей и групп и с социальными категориями, к которым принадлежат люди и группы. Причины дезадаптации многообразны. Их выяв­ление — задача социальной диагностики, являющейся начальным этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация как процесс приспособления к правилам, системе норм и ценностей является метатехнологией социальной работы, объединяющей ее направления виды и формы.

Возможности и средства адаптации разнообразны и зависят от того, в какой области жизнедеятельности людей проявляются признаки их дезадаптации. В связи с этим выделяют:

• профессиональную адаптацию как процесс профессио­нальной ориентации, приобретения профессии, стажи­ровки на рабочем месте и трудоустройства;

• социально-психологическую адаптацию как процесс кор­рекции поведения людей, их отношения к другим людям и событиям;

• социально-бытовую адаптацию как процесс приспособ­ления людей к жизнедеятельности в окружающей их по­вседневно социальной среде и бытовых условиях;

• экономическую адаптацию как процесс приобретения экономической самостоятельности и способности своим трудом поддерживать себя и свою семью;

• культурную адаптацию как процесс освоения норм, пра­вил и ценностей социальной среды интеграции — социальной системы, частью которой предстоит стать объек­ту социальной работы.

Технологии социальной работы осуществляются путем приме­нения различных методов и их модификаций на определенных этапах технологического процесса. Если технология является формой, то методы являются содержанием процесса социальной работы, занимают конкретные области и этапы этого процесса и в этом отношении неотделимы от технологии. Существуют два основных принципа и способа классификации методов, использу­емых в социальной работе:

• по целевому назначению;

• по теоретической и функциональной основе метода.

По целевому назначению, т.е. по этапу процес­са социальной работы, выделяют:
• методы социальной диагностики, в том числе методы сбора информации и методы ее анализа;

• методы внедрения, определяющие установки и поведение социального работника при внедрении;

• методы проектирования и планирования социальной ра­боты, куда относятся планирование терапевтических про­грамм в микросоциальной работе, прогнозирование социальных процессов, создание проектов реформирования социальной сферы и программ по повышению каче­ства жизни социальных категорий населения;

• методы социальной терапии, представляющие различные подходы, приемы и способы исправления установок и поведения людей;

• методы оценки социальной работы, включающие спосо­бы оценки эффективности микросоциальной работы и социальных программ для населения территорий различ­ного уровня.

По теоретической и функциональной основе выделяют:



  • социологические методы, базирующиеся на социологи­ческих теориях;

  • социально-экономические методы, базирующиеся на концепциях социальной экономики;

  • социально-психологические методы коррекции поведе­ния людей на основе представлений социальной психо­логии;

  • социокультурные методы, научной основой которых яв­ляется культурология;

  • социально-педагогические методы, развитые на базе со­циальной педагогики;

  • медико-социальные методы, в основе которых научные принципы валеологии;

  • организационные и организационно-распорядительные методы, разработанные с использованием теории управ­ления;

  • методы проектирования и прогнозирования на основе системного подхода и системного анализа;

  • методы посредничества и разрешения конфликтов, происхождение которых связано с конфликтологией.

К социологическим методам относятся методы сбора и анали­за информации в социальной диагностике. Они применяются в макросоциальной работе, социальном проектировании и прогно­зировании. Социологическая методология и методы социальной статистики используются также для оценки эффективности социальной работы и социальных программ. В микросоциаль­ной работе эти методы существенно модифицированы.

Социально-экономические методы направлены на содействие повышению благосостояния объектов работы. К ним относится организация самозанятости, социального партнерства, артельной и кооперативной деятельности, других форм трудоустройства экономической поддержки семей с детьми. Они используются в профилактике криминализации населения и социального ижди­венчества, в практике некоторых методологических подходов со­циальной терапии индивидов и социальных групп.

Социально-психологические методы направлены на нормализа­цию поведения индивидов и социальных групп при микросоциаль­ной работе. Они используются в качестве способов социальной терапии при индивидуальной и групповой работе.

Социокультурные методы — это социализация и социальная адаптация людей через приобщение их к определенным культур­ным традициям и историческому наследию. Они используются главным образом при социально-профилактической работе с на­селением, в особенности с подростками и молодежью. К ним от­носятся, например, клубная работа, просветительская работа в СМИ, культурно-массовые мероприятия.

Социально-педагогические методы включают различные воспи­тательные мероприятия: индивидуальные и групповые беседы, групповые собрания, диспуты, дискуссии по жизненно важным вопросам, системы поощрений за проявление положительной социальной активности. Они практикуются при работе с семьями, детьми, подростками, молодежью.

Медико-социальные методы — это различные оздоровительные мероприятия, например: оздоровительная и лечебная физкультура, отдых в природных условиях, пропаганда здорового образа жизни, а также диспансеризация и уход за людьми с нарушенным здо­ровьем. Они используются при макросоциальной профилактичес­кой работе и при микросоциальной работе с нуждающимися в под­держании здоровья социальными категориями — инвалидами, людьми пожилого и старческого возраста.

Организационные и организационно-распорядительные мето­ды — это методы управления социальными системами: объедине­ниями людей и организациями, например, руководства соци­альными службами, содействия работе муниципальных образова­ний. Они используются при непрямых мероприятиях в макросо­циальной работе.

Методы проектирования и прогнозирования в виде экстраполяции и моделирования событий применяются в макросоциальной работе для определения тенденций социального развития, целей и задач создания социальных программ. Их разновид­ность — методики планирования и определения предполагаемого эффекта — позволяют наметить конкретные мероприятия программ.

Методы посредничества и разрешения конфликтов отличают­ся особой процедурой взаимодействия специалиста с объектами работы и различными организациями для установления связи между ними, а также формой и содержанием его контактов с противостоящими сторонами. Они используются при работе с индивидами, семьями, организациями и представляют собой са­мостоятельное направление социальной работы.

Таким образом, технология социальной работы — один из ви­дов социальных технологий, который отличается от других соци­альных технологий своеобразием этапов технологической схемы и методов, с помощью которых осуществляются эти этапы.

Так, например, в макросоциальной работе применяются соци­альное проектирование и социальное прогнозирование для со­ставления программ социальной терапии, адресованных населе­нию локальных территорий или определенных категорий населе­ния. Такие программы обычно получают наименование соци­альных программ, но отличаются от широкого спектра соци­альных программ иного профиля наличием предусмотренных те­рапевтических мероприятий.

Рассмотренный обширный набор методов социальной работы не должен оставлять впечатления, что социальная работа осуществ­ляется методами, заимствованными из других социально значимых прикладных научных отраслей. Приведенная классификация мето­дов указывает только на их происхождение. В социальной работе они применяются в существенно модифицированном виде.

Так, например, в социологических исследованиях диагностику проводят с помощью тех же методологических подходов, что и в социальной работе. Исследования одного и того же объекта зани­мают от нескольких часов до нескольких лет. В социальной рабо­те диагностика необходима в основном для сугубо прикладных клинических целей постановки социального диагноза, а не для целей научного исследования. Соответственно ее методика при­спосабливается для проведения очень быстрого и эффективного процесса экспресс-диагностики, занимающего несколько минут и незаметного для объектов работы.

Социально-психологические методы социальной работы, условно, ведут свое происхождение от методов, используемых психологии, но они в значительной мере упрощены и адаптированы для применения специалистами по социальной работе.

Ряд методов, в частности многие методы внедрения и социадь ной терапии, вообще не имеют аналогов и разработаны специадъ но для целей социальной работы.
8.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
I. Социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включа­ющий дифференцированное, индивидуализированное и точное оп­ределение проблем людей, условий и их взаимосвязи.

Этапы аналитической части включают в себя:

1) сбор информации;

2) составление анамнеза;

3) составление эпикриза;

4) анализ социального фона;

5) постановку социального диагноза.

Сбор информации — это получение информации, необходи­мой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза. Может осуществляться несколькими методологичес­кими подходами:

Опрос — письменное заполнение анкет практикуется в макросоциальной работе при оценке эффективности социальной работы и иногда при анализе социального фона в других направлениях и видах социальной работы. В микросоциальной работе опрос всегда проективный — устный или скрытый. Сведения извлекаются из бесед на общие темы, в процессе которых выявляются

• взгляд индивида или группы на существо проблемы, и торию ее возникновения;

• эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса вызываемого ее наличием;

• что предпринималось для изменения ситуации;

• какие реальные возможности имеются у клиента для пре­одоления затруднения.

Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это — открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога юриста, социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости — психиатра. Ис­пользуются формуляры — акты обследования.

Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по интересующим специалиста признакам. Для этого часто использу­ют поведенческие шкалы — диапазон промежуточных состояний по степени выраженности поведенческого признака между отсут­ствием его проявления и максимальным проявлением.

Предпочтительно скрытое наблюдение с регистрацией инфор­мации по памяти или стандартизированное наблюдение с исполь­зованием предварительно заготовленных формуляров.

Для того чтобы ограничиться лишь той информацией, которая необходима для анализа, используют стандартный круг вопросов, которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для кли­ентов.

Круг вопросов, который используется при ин­дивидуальной работе с клиентом, может вклю­чать следующие области исследования:

• кто является клиентом, его демографические признаки;

• какие проблемы беспокоят клиента и людей из его социального окружения;

• кто, как и когда заметил реальную проблему;

• каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально действовать;


• какие цели, признаваемые клиентом, могли бы лечь в основу социальной работы с ним;

• насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных группах;

• есть ли у клиента мотивация для принятия помощи от спе­циалиста или других людей, насколько она сильна; если ее нет, то почему;

• какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента — члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент.

При групповой работе специалиста интересу­ет следующая информация:

• какие сложности и возможности взаимодействий в группе;

• существуют ли у членов группы собственные проблемы; как они связаны с проблемой группы;

• какова эффективность взаимодействий в группе, степень ее открытости для появления новых членов;

• каковы основные возможности для формальных и нефор­мальных ролей и степень их эффективности;

• кто в группе принимает решения, какие меры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных ее членов;

есть ли конфликты в группе; наличие конфликтной ситу­ации, скрытых и открытых конфликтов; предпринимали ли усилия для их разрешения;

каковы нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы, как обеспечивается соблюдение норм и правил;

• каковы социокультурные контакты группы в рамках бо­лее крупных социальных систем, каково влияние этих контактов на группу и ее членов.

Составление анамнеза (истории социального отклонения) включает в себя описание причин и хода развития данного со­циального отклонения. Анамнез — продукт аналитической дея­тельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.

Составление эпикриза (картины социального отклонения) — это описание состояния клиентов социальной работы, их социальных взаимодействий и поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой клиента.

• Анализ социального фона — описание социальных систем, куда входит объект работы, а также макросоциальных и экономических процессов, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.

Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза с использованием анамнеза, эпикриза и анали­за социального фона.

В практике социальной работы принята сле­дующая классификация социальных диагнозов

1. Дефициты (недостатки):

• материальных средств;

• личностные или социально-психологические;

• отсутствие знаний или опыта.

2. Деформации (искажения):

патологии личности:

перенос мотива на цель при затруднениях осуществления це­лей и задач. Человек представляет себе или другим людям, что он уже добился своей цели. Например: «театр одного актера»: демонстрация своих возможностей, которых на деле нет; «театр для себя»: человек рисует свои возможности только в своем во­ображении; «зомби»: для превращения в могучую личность не­обходим сигнал, от которого человек зависит (выпивка, прием наркотика);

нарциссизм — эгоистическое поведение, связанное с наруше­нием формирования социальных взаимодействий;

агрессия — взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга или социальными причинами.

психические заболевания: эпилепсия, шизофрения, психические расстройства.

Для разделения патологий личности и психических заболева­ний требуется комиссия, в составе которой психолог и психи­атр проводят оценку личности клиента на основе пяти парамет­ров:


    • симптомы психических заболеваний;

    • нарушения развития личности;

    • наличие физических недостатков или нарушений;

    • величина психосоциальных стрессов, послуживших толчком к развитию деформации;

    • предельный уровень адаптированной деятельности до проявления деформаций.

Среди деформаций социальных групп выделя­ют:

• деформации межличностных взаимодействий внутри группы;

• деформации взаимодействий группы с другими соци­альными системами.

3. Расхождения:

• между социальными претензиями объекта и его реальной социальной ролью;

• между ожиданиями объекта и ожиданиями других людей или социальных групп;

• неопределенность или противоречивость социальных ролей.

Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.

При работе с социальными группами, особенно с естественны­ми, применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных формуляров для стандартизированного наблюде­ния. Конкретные техники и формуляры разрабатываются в зави­симости от ситуации. Процесс, методы и приемы социальной диаг­ностики мало различаются для различных направлений и видов социальной работы, за исключением методов сбора информации, о которых сказано выше.

II. Внедрение — второй этап социальной работы.

Внедрение — это процесс изменения отношения клиента или социальной группы к специалисту от восприятия его как «чужого» к признанию его как «своего».

Отношение клиентов к социальному работнику как к «своему» не должно быть признанием его членом их социальной группы. Необходимо учитывать и использовать нормы и правила социаль­ного окружения клиента или социальной группы как объекта. При этом следует соблюдать определенные пра­вила поведения.

• Внешность специалиста не должна быть броской, пре­стижной. Она должна соответствовать среднему стандар­ту социальной группы объекта и при этом не вызывать ни чувства зависти, ни пренебрежительного отношения.

• Язык общения должен быть наиболее простым и понят­ным, не содержать оценочных выражений, как положи­тельных, так и отрицательных.

• В поведении должно быть как можно меньше эмоциональных проявлений, поскольку эмоциональные люди не вызывают доверия и производят впечатление ненадежны партнеров. Тем более что эмоциональные проявления, сопереживания быстро истощают нервную систему специалиста, что приводит к «профессиональному выгоранию» и последующему отказу от профессиональной дея­тельности.


  • Поведенческие установки социального работника долж­ны соответствовать этическим принципам профессии

III. Социальная терапия — третий этап технологического про­цесса в социальной работе.

Социальная терапия — это процесс исправления устано­вок и возврат к социально полезной активности.

Терапевтическая деятельность специалиста начинается с плани­рования собственных действий, в том числе использования различ­ных организаций и служб, а также действий других людей из соци­ального окружения объекта, с которыми контактирует специалист.

Типовая программа действий.



  • Выбор терапевтической тактики.

  • Привлечение пособников — людей, создающих благопри­ятный социальный фон для терапевтической работы, и по­средников, действующих в интересах специалиста.

  • Поэтапное вовлечение объекта работы в социально по­лезные взаимодействия.

  • Стабилизация нового стереотипа, новых привычек, нового образа действий.

  • Анализ результатов и коррекция плана действий на каж­дом этапе.

Вмешательство представляет собой реализацию плана дей­ствий — прямые открытые мероприятия, при которых специа­лист взаимодействует с клиентом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия — организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.