Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2008г, 174с методического пособия для учителя - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа 2012 Время... 1 61.51kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М. 1 58.88kb.
Презентация по теме, карточки для работы по группам, учебник Биология 1 69.36kb.
Урок «Закон Ома для участка цепи» 1 169.75kb.
Учебник для 4 класса: М.: Дрофа, 2010. Гараева Я. Ш. Поурочные разработки... 2 369.96kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса 1 352.83kb.
2 часа в неделю 2 392.04kb.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. 2 414.68kb.
Учебник для 10-11 классов В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. 1 64.55kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,... 1 189.76kb.
И. Н. Пономаревой (сб программ по биологии для общеобразовательных... 2 434.8kb.
Александр I павлович 1 43.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2008г, 174с методического - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных школ Природоведение 5 класс, Биология 6 – 11 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2007г и рассчитана на 68 учебных часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2008г, 174с.


методического пособия для учителя:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Программа для общеобразовательных школ. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 11 класс, М.: «Дрофа», 2007г.


Т.В. Козачек Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Волгоград: «Учитель», 2007г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать


  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки ( главные части);

  • царства живой природы ( перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли ( перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;



уметь


  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособления растений к различным способам размножения; приспособления животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 – 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях ( 2 – 3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 5 КЛАССА
Т е м а 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Т е м а 2. Вселенная (14 часов)
( Курсивом выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.


Демонстрации

Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.


Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд. Работа с подвижной картой звёздного неба.


Т е м а 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружаемом мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире ( горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.
Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белового цвета при прохождении его через призму).


Практические работы

Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т.п.)

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Т е м а 4. Жизнь на Земле ( 14 часов)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Т е м а 5. Человек на Земле (16 часов)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.



Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.


Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.


Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Резервное время: 3 часа


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Количество часов

В том числе










демонстраций


практических

работ


1.

Изучение природы


3




3

2.

Вселенная


14

4

2

3.

Земля


18

3

5

4.

Жизнь на Земле


14




4

5.

Человек на Земле


16

1

2




Итого

65 (3 часа – резервное время)


8

16

ЛИТЕРАТУРА



  1. Федеральный Государственный стандарт.




  1. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).




  1. Программа для общеобразовательных школ Природоведение 5 класс, Биология 6 – 11 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2007г.




  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2008г, 174с.


  1. Т.В. Козачек Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.

Плешакова, Н.И. Сонина. Волгоград: «Учитель», 2007г.

Календарно-тематическое планирование курса ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС




№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Демонстрации и практические работы

Оборудование, наглядность


1(1)


2(2)

3(3)


Тема 1. Изучение природы. 3 часа
Изучение природы человеком. Естественные науки.
Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Великие естествоиспытатели.



С. 6 – 13. «Подумайте» №1.


С. 15 – 19, «Подумайте» № 1,5

С. 21 - 22




ПР №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

ПР №2. Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

ПР №3. Великие естествоиспытатели.

Лупы, микроскоп, мерный цилиндр, термометр, секундомер, рулетка, линейка, колбы, штатив лабораторный, спиртовка, ложка для сжигания, ступка и пестик.


Фотографии К. Линнея, Ч. Дарвина, В.И. Вернадского, Ж.А. Фабра.


1(4)


2(5)

3(6)

4(7)

5(8)


6(9)

7(10)


8(11)

9(12)

10(13)

11(14)

12(15)

13(16)


14(17)

Тема 2. Вселенная. 14 часов
Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.


Николай Коперник и его модель Вселенной. Географические открытия XIV – XVIII вв. и их влияние на развитие астрономии.
Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.


Спутники планет.

Астероиды, кометы.

Метеоры, метеориты.


Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.


Многообразие звёзд.


Созвездия.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Проверочная работа по теме «Вселенная».





С. 24, с. 28, «Проверь свои знания» №1,2.

С.25 – 28, «Подумайте» №1.
С. 29 – 30, «Проверь свои знания» № 1.

С. 30 – 32, «Проверь свои знания» № 2 - 4

С. 34 – 36, 36 – 38, кроме статьи «Луна», «Подумайте» № 1,2.
С. 39 – 42, «Подумайте», №1.

С.36, 40.

С. 43 – 45, 46, «Подумайте» №1.

С.45, «Подумайте» №2.

С. 48 – 49, «Проверьте свои знания» № 1-2.
С. 49 - 50,

«Проверьте свои знания» № 3 - 4.


«Подумайте»


Д1. Модель Солнечной системы.

Д2. Глобус.

Д3. Фотографии Меркурия, Венеры, Земли, Марса.
Д1. Модель Солнечной системы.

Д3. Фотографии Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона.

ПР №4. Наблюдение суточного движения Солнца и Звёзд.

Д4. Карта звёздного неба.


ПР №5. Работа с подвижной картой звёздного неба.

Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представление древних людей о Вселенной.


Портреты Аристотеля и Птолемея.
Портрет Н.Коперника, репродукция картины Яна Матейко «Коперник».
Портреты Д. Бруно и Г. Галилея
Модель Солнечной системы, глобус, фотографии Меркурия, Венеры, Земли, Марса.
Модель Солнечной системы, фотографии Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона.
Фотографии Луны, Нила Армстронга, фазы Луны.
Модель Солнечной системы, фотографии комет и астероидов.
Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов.
Фотографии Солнца, звёзд.

Карта звёздного неба.


Карта звёздного неба.

Схема Солнечной системы, карта звёздного неба.


1(18)

2(19)
3(20)

4(21)


5(22)

6(23)

7(24)
8(25)

9(26)


10(27)

11(28)

12(29)
13(30)

14(31)


15(32)
16(33)

17(34)


18(35)

Тема 3. Земля. 18 часов
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Возникновение Земли.


Внутреннее строение Земли.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


Вещества в окружающем мире и их использование человеком.


Многообразие явлений природы.


Землетрясения.


Вулканы и гейзеры.

Суша.


Атмосфера Земли.

Погода. Климат.


Ураганы. Смерчи.

Гидросфера земли, её части. Мировой океан.

Воды суши.

Уникальность планеты Земля.

Проверочная работа по теме «Земля»



С. 54 – 57, 58.


С. 57, «Подумайте».


С.60, «Проверь свои знания» № 1- 4.
С. 60 – 62, «Проверь свои знания» № 5 – 7.

С. 64 – 67, «Проверь свои знания» № 1 – 4.

С. 67 – 71, «Проверь свои знания» № 5 – 6.

С.72, «Подумайте», №1.

С. 73 – 76, «проверь свои знания» № 4 – 6.

С. 78 – 80, 80 – 83, «Проверь свои знания».

С.85 – 86

С. 86 – 87.


С. 88 – 89, «Проверьте свои знания»

С. 91 – 93.

С. 93 – 95, «Проверьте свои знания».

С. 97 – 98.




Д5. Примеры простых и сложных веществ, смесей.

ПР №6. Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ.
Д6. Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Д7. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.).

ПР №7. Наблюдение признаков химических реакций.

ПР №8. Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т.п.)


ПР №9. Наблюдения погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

ПР №10. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Портреты Бюффона, Канта, Лапласа, Джинса, О.Ю. Шмидта.


Модель строения Земли.

Физическая карта России, коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Сера, металлы, уголь, стекло, гранит, магнит.

Уголь, спиртовка, различные физические тела, лёд, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, хлорид кальция, карбонат натрия, пробирка, держатель, спички, вода, колба, штатив.

Физическая карта полушарий.

Рисунки, иллюстрирующие извержение вулкана.


Физическая карта полушарий, фотографии рек, озёр, гор, находящихся на разных материках.
Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, спиртовка, спички.
Термометр.

Физическая карта полушарий, фотографии, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.


Физическая карта полушарий.
Физическая карта полушарий, фотографии айсбергов, подземных источников, болот.
Глобус Земли, физическая карта полушарий, фотографии земли из космоса.

1(36)
2(37)

3(38)

4(39)


5(40)
6(41)
7(42)

8(43)


9(44)

10(45)


11(46)

12(47)


13(48)

14 (49)


15(50)
16(51)

Тема 4. Жизнь на Земле. 14 часов + 2 из резервного времени (16 часов)
Развитие жизни на Земле.
Животные прошлого.

Живые клетки. Разнообразие клеток.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Беспозвоночные и позвоночные животные.
Среды обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.


Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.


Жизнь на разных материках.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Проверочная работа по теме «Жизнь на Земле»

С. 102.
С. 103 – 105, «Проверьте свои знания».

С. 107 – 109, «Проверьте свои знания».

С. 113 – 114.

С. 114.
С. 114 – 116, с. 117, задания.

С. 118 – 120

С. 119, 121.

С. 119, 121, «Подумайте».


С. 123 – 124,

С. 124 – 127, «Подумайте».

С.129 – 133, «Подумайте»

С. 135 – 137, «Подумайте»



ПР №11. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, гербариев).
ПР №11. Определение (узнавание) наиболее распространённых животных с использованием различных источников информации (фотографий, чучел).
ПР №12. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

ПР №13. ( уроки 39, 40, 41) Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

Картины, иллюстрирующие господство определённых групп растений и животных в различные периоды развития жизни на Земле.


Таблицы и картины с изображением древних животных; ископаемые остатки: отпечатки и окаменелости вымерших растений и животных.
Микроскопы, луковица репчатого лука, пипетка, препаровальная игла, настойка йода, предметное и покровное стёкла, таблица «Строение растительной клетки», готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения; гербарные материалы; коллекции, влажные препараты животных, фотографии грибов; микроскопы, микропрепараты одноклеточных организмов.
Фотографии растений, гербарии.

Фотографии и чучела животных.

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции, семена фасоли, стаканчики, вода.

Таблицы и картины с изображением водных животных; коллекции; гербарии.


Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции.
Географическая карта полушарий; фотографии растений и животных разных материков.
Карта «Природные зоны Земли», фото растений и животных разных природных зон, гербарии.

Фото животных разных сообществ морей и океанов.



1(52)


2(53)

3(54)

4(55)

5(56)

6(57)

7(58)

8(59)

9(60)

10(61)

11(62)


12(63)
13(64)

14(65)
15(66)


16(67)


Тема 5. Человек на Земле. 16 часов
Происхождение человека. Древние предки человека.
Первые люди.

История географических открытий. Открытие Америки.

Открытие Австралии.

Открытие Антарктиды.


Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Как человек изменил Землю.

О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

Жизнь под угрозой.

Меры сохранения жизни на Земле.

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Простейшие способы оказания первой помощи.

Обобщение темы «Человек на Земле».


С. 142 – 144.

С. 144 – 147, «Подумайте».

С. 149 – 150.


С. 150 – 151.


С. 151 – 152, «Проверь свои знания».


С. 152 – 153.

С. 155 – 157.


С. 157 – 158, «Проверь свои знания».


С. 160.

С. 160 – 161, «Подумайте»


С. 163 – 165, «Подумайте»
С. 166.
С. 167.

С. 167 – 169.


С. 169.


ПР №14. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

ПР №15. Измерение своего роста и массы тела.

Д8. Ядовитые растения и опасные животные своей местности

ПР №16. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Рисунки с изображением древних предков человека.


Картины и таблицы с изображением древних людей.
Физическая карта полушарий Земли, портрет Христофора Колумба.
Физическая карта полушарий Земли, портреты Янсзона и Кука.
Физическая карта полушарий Земли, портреты Беллинсгаузена и Лазарева.
Физическая карта полушарий Земли, портреты

великих путешественников.


Фото, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу.
Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнения окружающей среды и его последствия.

Картины и фото редких и исчезающих видов животных и растений.

Фото с изображением пустынь.
Весы, ростомер.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.


Бинт, закрутка, спиртовая настойка йода.


68. Итоговое проверочное занятие.