Учебный план Годовой календарный учебный график Рабочие программы учебных курсов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный план специальности 050720 Физическая культура Рабочие программы... 1 24.44kb.
Учебный план подготовки бакалавра Рабочие программы учебных дисциплин... 6 1632.49kb.
Учебный план №2 с русским (неродным) языком обучения на 2012 2013... 1 218.21kb.
Учебный план на 2012-2013 учебный год (I ступень) 13 Учебный план... 9 807.68kb.
Учебный план для 1 4 классов ориентирован на 4 летний нормативный... 1 36.09kb.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения 1 379.78kb.
График проведения методических дней для слушателей курсов повышения... 1 118.61kb.
Учебный план на 2011-2012 учебный год Естественно-научный профиль... 1 80.55kb.
Учебный план моу уолбинская сош имени В. И. Ленина на 2011-2012 учебный год 2 410.93kb.
Учебный план «Государственно-общественное управление образовательными... 2 418.39kb.
Пояснительная записка к учебному плану Негосударственная автономная... 1 49.73kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 6426.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебный план Годовой календарный учебный график Рабочие программы учебных курсов - страница №1/1

Структура ООП: обязательные разделы

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса:

1. Учебный план

2. Годовой календарный учебный график

3. Рабочие программы учебных курсов

4. Программы учебной и производственных практик



в компетентностном формате

В рабочих программах дисциплин (модулей) должны быть отражены:



цели освоения дисциплин (модулей);

место дисциплины (модуля) в ООП:

  • указывается часть ООП и образовательный блок (при его наличии), к которому относится данная дисциплина (модуль);

  • дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (блоками, модулями, дисциплинами, практиками);

  • указываются требования к «входным» компетенциям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей);

  • указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующей;

общая трудоемкость дисциплин (модулей) (в зачетных единицах и в академических часах);

структура и содержание дисциплины (модуля): приводятся все разделы (дидактические единицы) дисциплины (модуля) с указанием семестра и недели их освоения; для каждого раздела указываются виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, трудоемкость (в академических часах), формы текущего контроля успеваемости (по неделям), формы промежуточной аттестации;

образовательные технологии (в том числе процент занятий в интерактивных формах);

учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации;

информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Структура ООП: дополнительные разделы

  1. Цель (миссия) ООП.

  2. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. (дополняются и детализируются компетенции, имеющиеся во ФГОС)

  3. Ресурсное обеспечение ООП.

3.1. Кадровое обеспечение.

3.2. Материально-техническое обеспечение.

3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение.


  1. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

  2. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата.

5.1. Требования к итоговой государственной аттестации.

5.2. Процедуры и механизмы контроля качества реализации ООП.


Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения:

  • Определить Цель ООП (подтверждение социального заказа на ООП, консультации с работодателем)

  • Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда)

  • Определить основной профиль подготовки

  • Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП

  • Определить набор модулей (групп дисциплин, дисциплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.

  • Определить последовательность освоения дисциплин (модулей) и реальное наполнение зачетных единиц (в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации) каждого модуля, дисциплины, практики и т.д., то есть сформировать Учебный план

  • Определить для каждой дисциплины (модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо» проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине)

  • Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА

  • Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!

Цели ООП должны соответствовать запросам потребителей, быть понятными и разделяться той группой потребителей, интересам которой они должны удовлетворять, формулироваться кратко и однозначно, быть шире и глубже требований к результатам обучения. Каждой сформулированной цели должен соответствовать один или более результат обучения. При этом не все цели программы будут обязательно достигнуты всеми выпускниками программы.

Сформулированные и документированные цели ООП должны предоставить потребителям необходимую и исчерпывающую информацию о будущих выпускниках.

Цели программы формулируются исходя из условий наличия конкурентной среды при производстве продукции и услуг, необходимости представления ООП как конкурентоспособного продукта на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг.

На основании целей ООП и исходных данных, полученных в конце начального этапа проектирования программы, следует сформулировать результаты обучения. При этом особое внимание следует обратить на требование подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности в течение всего периода обучения по ООП. Выполнение этого требования достигается за счет усвоения в процессе обучения необходимых знаний, умений и навыков, освоения общекультурных и профессиональных компетенций. На основе результатов обучения ООП необходимо сформулировать результаты обучения по отдельным модулям (дисциплинам) программы.

При формулировании результатов обучения по ООП необходимо руководствоваться следующим:

результаты обучения - это усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции программы всеми выпускниками;

формулировка результата обучения должна позволять студенту демонстрировать его достижение по окончании ООП;

результат обучения должен представлять знание, умение, навыки и компетенции, которые соответствуют как минимум одной цели программы;

совокупности результатов обучения по отдельным модулям (дисциплинам) ООП, должны приводить к достижению результатов обучения по программе в целом.

Для ООП планируемые результаты обучения будут определяться приобретенными выпускниками личностными (общекультурными) и профессиональными компетенциями.
Сформированные результаты обучения по ООП необходимо оценить в зачетных единицах, которые являются мерой трудоемкости образовательной программы.

ФГОС ВПО устанавливает нормативный срок освоения ООП бакалавра (для очной формы обучения) 4 года, что соответствует трудоемкости в 240 зачетных единиц. Каждая зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Результат обучения может достигаться путем освоения одной дисциплины или частей одной или более дисциплин, два или более результатов обучения могут достигаться освоением одной дисциплины. В этом случае оценка результата обучения будет являться суммой трудоемкостей (или частей трудоемкостей) освоенных дисциплин (частей дисциплин – модулей).

Оценив результаты обучения, необходимо подсчитать сумму полученных оценок, сравнить ее с общей трудоемкостью основной образовательной программы и провести при необходимости корректировку проведенной оценки результатов обучения.


Планируемые результаты обучения по ООП достигаются в результате освоения модулей (дисциплин) программы. Это означает, что структура ООП должна состоять из модулей (дисциплин), содержательно направленных на достижение определенных (сформулированных) результатов обучения.

Используя оценку в зачетных единицах результатов обучения и распределяя их по модулям (дисциплинам), можно получить оценку в зачетных единицах отдельных модулей и дисциплин. При этом планирование результатов обучения по отдельным модулям (дисциплинам) должно учитывать требования ФГОС ВПО по каждому из учебных циклов и разделов.

Результаты обучения по отдельным модулям программы представляют собой более детализированные знания, умения и навыки, ведущие к приобретению выпускником необходимых компетенций. Эти результаты формулируются проектировщиками ООП и являются основой для разработки рабочих программ отдельных модулей (дисциплин).

Формулирование результатов обучения и определение их «стоимости» в зачетных единицах должно осуществляться совместно разработчиками программы и обеспечивающими кафедрами. Специалисты в соответствующей области могут квалифицированно сформулировать необходимые результаты обучения, определить их значимость для данной ООП, и, соответственно, компетенции выпускника.

После определения «стоимости» в зачетных единицах каждого модуля (дисциплины) программы необходимо определить виды учебных занятий и распределить временной ресурс на их проведение.

На этапе проектирования состава и формирования содержания дидактических единиц ООП важен правильный выбор учебных дисциплин, меж- и мультидисциплинарных модулей, проектов и работ, в том числе групповых, задание направлений производственных практик, выпускных квалификационных работ студентов. На этом этапе необходимо уточнить количество зачетных единиц, соответствующие планируемым результатам обучения и дидактическим единицам образовательной программы.

При проектировании ООП для каждого модуля (дисциплины) необходимо предусмотреть соответствующие виды учебных занятий и технологии обучения, которые позволят наиболее эффективно обеспечить достижение планируемых результатов обучения.

ООП могут использовать любые виды учебных занятий (в соответствии с ФГОС ВПО): лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, практики, консультации и т.д. Однако, требуемый высокий уровень углубленной подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской работе, может достигаться только при участии обучающихся в наукоемких научно-исследовательских и научно-практических проектах, в результате чего выпускники будут приобретать профессиональные и общекультурные компетенции, соответствующие запланированным результатам обучения и целям образовательной программы. Практика должна иметь целью систематизацию и расширение профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения научной работы, исследования и экспериментирования. За время этой практики студент должен в окончательном виде сформулировать тему выпускной квалификационной работы и обосновать целесообразность её разработки.


Для достижения планируемых результатов обучения необходимо активно применять проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения, позволяющие достичь нового качества образования, обеспечивающего комплекс компетенций (фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе и т.д.).

Проблемно-ориентированный подход к обучению фокусирует внимание студентов на анализе и разрешении конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом очень важно грамотно поставить и сформулировать проблему. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения. Междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно получать знания из различных областей, анализировать и синтезировать их в контексте конкретной решаемой проблемы.


Применение проектно-организованных технологий обучения работе в команде создает условия максимально приближенные к реальной деятельности, в результате чего студенты приобретают опыт комплексного решения задачи проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

Перспективным методом обучения является «контекстное обучение». Мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Важным методом обучения является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения.

Эффективным является метод case — studies, основанный на анализе реальных жизненных ситуаций в производственной практике, исследованиях, организации производства и выработке соответствующих предложений и решений.

Проектирование ООП требует максимального использования наиболее эффективных технологий образования. Для этого необходимо спланировать и разработать соответствующее методическое обеспечение учебного процесса, особенно самостоятельной работы студентов.

При проектировании ООП необходимо спланировать способы и средства, каковыми будут оцениваться достижение результатов обучения и целей образовательной программы.

Учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обучения всеми студентами, а образовательная программа должна иметь механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и обратную связь для его совершенствования.

Последний критерий оценки качества ООП определяет необходимость функционирования системы сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников. Данные, полученные при помощи этой системы, должны использоваться для оценки достижения целей и дальнейшего совершенствования программы.

Качество освоения ООП по модулям (дисциплинам) может адекватно оцениваться с помощью методов и контролирующих материалов, способных обеспечить достоверную информацию об уровне знаний, умений и навыков студента.


На уровне знакомства знания должны проверяться диагностирующими материалами и методами, позволяющими выявить готовность к репродуктивной деятельности в условиях полной определенности.

На уровне воспроизведения знания должны проверяться заданиями, выполнение которых будет свидетельствовать о готовности к реконструктивной деятельности в условиях риска неопределенности.

На уровне умений знания должны проверяться задачами, решение которых будет свидетельствовать о готовности к преобразующей деятельности в условиях частичной неопределенности, а знания на уровне творчества должны проверяться постановкой соответствующих проблем, решение которых будет свидетельствовать о готовности к продуктивной деятельности в условиях полной неопределенности.

Аналогичным образом должны проверяться умения и навыки студентов с использованием соответствующих методик.


Критерии оценки достижения результатов обучения представляют собой описания того, что должен уметь делать студент или выпускник, чтобы их продемонстрировать. Методы оценивания результатов обучения должны быть описаны таким образом, чтобы гарантировать их адекватность сформулированным целям.

В каждом модуле (дисциплине) с учетом видов учебных занятий необходимо определить элементы оценивания результатов обучения как согласованные и четко сформулированные неделимые совокупности результатов обучения с соответствующими критериями оценки. При этом каждый элемент оценивания может иметь название и «стоимость» в зачетных единицах.


Материалы, касающиеся критериев, методов и средств оценки достижения результатов обучения, должны содержаться в рабочей программе модуля (дисциплины), наряду с описанием содержания, видов учебных занятий, образовательных технологий и результатов обучения.

Для оценки компетенций студентов необходимо использовать экспертную оценку готовности студентов применять знания и умения в процессе практической деятельности, которая может формироваться как результат выполнения индивидуальных и групповых проектов и выпускных квалификационных работ.





стр. из