Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание: Тема Предмет юридической психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. 1 317.32kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»... 1 292.2kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 116.21kb.
Литература: Васильев Юридическая психология, 1998, "Питер", с. 1 177.82kb.
Семинарское занятие №1 2 часа Тема: Психология как наука. Объект... 1 141.75kb.
1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития... 1 343.26kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по... 2 1116.19kb.
Вопросы к экзамену по общенаучной дисциплине «Общая психология» 1 62.38kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 277.45kb.
Познавательные психические процессы. Введение. Ощущение и восприятие. 1 168.2kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание: Тема Предмет - страница №1/1

Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология»

Содержание:



Тема 1. Предмет юридической психологии.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических предприятий. Учреждений, адвокатуры. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические естественно-научные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Тема 3. Психические (познавательные) процессы. Учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Ощущение. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысление. Апперцепция. Иллюзия. Особенности восприятия предметов, пространства. Времени, движения, участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессе восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом, психологом.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение, забывание. Явления реминисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

Мышление. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки».

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, памятью, мышлением. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Виды внимания. Факторы обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

Эмоции, чувства. Соотношение понятий: эмоции, чувства, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Состояние депрессии, страха, апатии, неопределенности.

Состояние тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г.Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стрессов на профессиональную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переход в дистресс.

Фрустрация. Механизм возникновения фрустрации и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения убийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение, психику людей.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического и патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственное преступление против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие. признаки страданий как особой формы переживаний человека.

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы. Учение И.П. Павловым об основных свойствах нервной системы. Основные свойства различных видов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

Характер и его свойства. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного следствия, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.

Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступника)

Противоправное (преступное) проявления - разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.

Тема 8. Психология личности преступника

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступника. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника. Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовных дел в суде.



Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)

Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива.

Психологическая характеристика больших социальных групп. Оль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве.

Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременны, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплоченность и групповой конформизм.

Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимоотношений в группе (коллективе). Понятие психологического «климата» в группе (коллективе).

Психолого-правовая оценка организационных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа совершившая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп. Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки, борьба с групповой преступностью.



Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.



Тема 11. Психологическая личность юриста.

Психологическая структура личности. Профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов. Конвенциальность, развитое правосознание. Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Развитые воображения, интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Организаторские, управленческие качества личности юриста. Нервно-психическая устойчивость.

Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания.

Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализация воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его личности. Психическом состоянии следователем. Психологические факторы влияющие на выбор способов сокрытия объектов.

Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления. Симультанное и сукцессивное указание. Статистические и динамические признаки внешности. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.

Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)

Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и не процессуальные формы профессионального общения.

Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характеристика речи участников общения.

Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизиции. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.

Тема 14. Психология допроса

Общие социально-психологические особенности поведения допросы.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Приемы допросы в бесконфликтной ситуации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды процессов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особенности допроса несовершеннолетних.

Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.

Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Защита доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Управление конфликтной ситуации следователем. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время вопроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц. Психология допроса на очной ставке.



Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности

Психологический анализ организационно-управленческая подструктура деятельности юриста. Психология руководителя органов юстиции. Этика и стиль современного управления. Психологические особенности принятия решений в сфере правоохранительной деятельности. Виды решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности. Проблема риска в деятельности юриста.



Тема 16. Психические особенности судопроизводства

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда. Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебный прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.

Психологические особенности коммуникативное поведение участников процесса в суде присяжных заседателей.

Психологические особенности принятия решений судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.


Литература:

Учебно-методическая литература

      1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.,1991.

        1. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л.: ЛГУ 1989.

  1. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

  2. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

  3. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник.- М,: Юрист,2001

  4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2003.

  5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.,1995.

  6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2000.

  7. Юридическая психология: Хрестоматия п/р Т.Н.Курбатовой. СПб.: Питер, 2001.