Учебная программа. Социальные предметы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии 3 773.13kb.
Учебная программа для специальности 4 1386.3kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 03 01 Математика 1 200.61kb.
Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... 1 187.03kb.
Учебная программа по спецкурсу для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 178.09kb.
Учебная программа по спецкурсу для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 215.8kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 01 «Международное право» 1 376.88kb.
Семейное право Учебная программа (рабочий вариант) по специальности 1 230.26kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 05 «Социология» Срок... 1 123.55kb.
Занятие 6 Имя Задание 1 1 27.26kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Программа обучения (шпо) Lisa 1 исходные положения 1 173.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа. Социальные предметы - страница №2/3


Третья школьная ступень


Цели обучения:

Выпускник основной школы должен:

1) знать и уметь пользоваться основными видами самовоспитания и анализировать себя, связывая это со своими выборами в жизни и ценя самого себя;

2) знать и уметь планировать здоровый выбор в повседневной жизни в связи со своим физическим, душевным, эмоциональным и социальным здоровьем, а также анализировать влияющие на выбор факторы и долю своей ответственности при этом;

3) знать принципы здорового питания и физической активности, понимать важность их применения в повседневной жизни;

4) знать, какие изменения в развитии происходят в переходном возрасте, понимать особенность переходного возраста по сравнению с остальными периодами жизни;

5) понимать суть сексуальности и индивидуальность сексуального развития, знать принципы безопасного сексуального поведения и свою ответственность в этом плане, ценить сексуальные права;

6) анализировать факторы, влияющие на рисковое поведение, а также влияние на здоровье человека, демонстрировать в учебной ситуации, как эффективно пользоваться индивидуальными и социальными умениями в связанных с рисковым поведением ситуациях;

7) знать и уметь искать важные источники информации для получения информации и помощи в части здоровья, анализируя возможности использования, а также демонстрировать в учебной ситуации основные приемы оказания первой помощи и описывать эффективное поведение в опасной ситуации;

8) описывать суть стресса и кризиса в человеческих отношениях и знать, как создать и сохранить поддерживающие и близкие отношения, ценить дружбу и любовь как источник взаимной поддержки;

9) описывать влияние группы на поведение человека и демонстрировать в учебной ситуации умение отказываться от действий, которые вредят ему самому и другим;

10) знать правила и нормы совместной жизни в поддерживающих человеческих отношениях, понимать их важность в группе и ценить заботу, честность, справедливость и чувство ответственности.






Содержание обучения


Тема и кол-во часов

7 кл (35 ч.)

8 кл (17,5 ч.)

9 кл (17,5 ч.)

I. Человек

1. Линия жизни человека и место переходного возраста в ней. (3ч/1ч)



Развитие и рост. Факторы, влияющие на развитие и рост. Линия жизни человека. Место переходного и юношеского возраста в линии жизни.

Человек как формирующая свой жизненный путь сила. Основы и возможности самовоспитания. Ответственность в связи с выбором.




2. «Я» человека

(3ч/1ч)


Видение себя и самооценка. Самоанализ: определение своих характерных черт, интересов, способностей и ценностей.

Предупреждение и разрешение конфликтов



3. Человек и группа

(3ч/1ч)


Разные группы и роли. Относительность и договорность ролей. Правила и нормы в группе. Правила и нормы, поддерживающие человеческие отношения.

Принадлежность к группе, его позитивные и негативные стороны. Забота в группе. Давление группы, и как с ним справиться. Независимость, ее суть. Авторитет



4. Безопасность и рисковое поведение

(4ч/2ч)


Эффективные индивидуальные и социальные умения по предупреждению рискового поведения: справляться с эмоциями, владеть самоощущением, критически мыслить, решать проблемы, уметь общаться.

Как справляться с нанесением обиды и насилием. Различные легальные и нелегальные наркотики. Краткосрочное и долгосрочное воздействие наркотиков



5. «Я» человека и изменения переходного возраста

(5ч/3ч)


Раннее и позднее созревание – у каждого свой темп. Изменение внешности. Основные проблемы молодого человека в период созревания. Половая зрелость. Женственность и мужественность. Половые роли и стереотипы. Близость в отношениях. Дружба. Влюбленность. Общение. Близость и сексуальный интерес. Ответственность в сексуальных отношениях и безопасное сексуальное поведение.

6. Счастье

(1ч/1ч)


Счастье. Справиться с собой и со своей жизнью – предпосылка счастья

II. Здоровье

1. Здоровье

(5ч/3ч)


Здоровье как состояние благополучия. Аспекты здоровья: физическое, духовное, эмоциональное и социальное здоровье. Взаимосвязь аспектов здоровья. Показатели здоровья населения Эстонии. Здоровый образ жизни, связанные с этим выбор и ответственность. Факторы, влияющие на связанные со здоровьем выборы.

Информационные источники и услуги в сфере здоровья. Доверительность связанных со здоровьем источников информации. Физическая активность как укрепляющая здоровье сила. Физическая форма и выбор подходящей физической активности. Влияние питания на здоровье. Влияющие на питание факторы.

Душевное благополучие. Действия и образ мышления, помогающие сохранять душевное благополучие. Стресс. Стрессоры. Формирование стресса. Как справиться со стрессом. Кризис, его суть. Поведение в кризисной ситуации. Помощь, как искать и находить помощь.


2. Отношения и сексуальность

(4ч/2ч)


Социальное здоровье и отношения. Создание, сохранение и прерывание отношений. Как ценить отношения. Любовь. Суть сексуальности: близкие отношения, сексуальная идентичность, сексуальное наслаждение, продолжение рода, сексуальное развитие.

Сексуальная ориентация. Влияние половых ролей и стереотипов на поведение и здоровье человека. Сексуальная связь. Безопасное сексуальное поведение. Методы предупреждения беременности. Сексуальные права.

Предупреждение распространяющихся сексуальным путем заболеваний. ВИЧ и СПИД. Возможности получения помощи и совета


3. Безопасность и рисковое поведение

(5ч/2ч)


Наиболее распространенные виды рискового поведения. Влияние рискового поведения на здоровье и жизнь человека. Эффективные индивидуальные и социальные умения по предупреждению рискового поведения.

Наркотики и их действие на центральную нервную систему. Связанные с наркотиками ложные представления. Личные, социальные, экономические и юридические риски употребления наркотиков. Формирование зависимости.

Принципы первой помощи и поведение в опасных ситуациях


4. Человек и выбор

(2ч/1ч)


Многообразие интересов и способностей и выбор. Успешность и приоритеты в жизни.

Я и другие как ценность



Учебные результаты школьной ступени


Учебные результаты

7 кл

8 кл

9 кл

I. Человек

1. Линия жизни человека и место переходного возраста в ней



Учащийся должен:

1) характеризовать задачи развития переходного и юношеского возраста при переходе из детского возраста во взрослый;

2) описывать, как на рост и развитие человека влияют наследственные факторы и факторы среды;

3) приводить примеры возможностей человека самому прокладывать свой путь в жизни и понимать свою ответственность при выборе своего жизненного пути;

4) описывать основные приемы самовоспитания: самоубеждение, самотренировка, самопоощрение и наказание, самовнушение.


2. «Я» человека

Учащийся должен:

1) объяснять, что такое видение себя и самооценка;

2) описывать возможности формирования и сохранения позитивного отношения к себе;

3) пользоваться самоанализом при определении характерных для себя черт характера, интересов, способностей и ценностей;

4) ценить возможности формировать в положительном направлении свои черты характера, интересы, способности и ценности, а также приводить соответствующие примеры;

5) описывать различные черты характера людей, интересы, способности и ценности, а также понимать обогащающий характер поддерживающих отношений;

6) описывать возможности сохранения отношений и предотвращения конфликтов;

7) демонстрировать в рамках учебной ситуации эффективные способы разрешения конфликтов.



3. Человек и группа

Учащийся должен:

1) характеризовать разные группы и классифицировать их по величине, близости членов и задачам;

2) описывать разные роли людей в группах и их влияние на поведение человека;

3) понимать необходимость норм и правил при совместной жизни и деятельности;

4) сравнивать нормы и правила разных групп, а также описывать различия между ними;

5) описывать позитивные и негативные стороны принадлежности к группе;

6) демонстрировать в рамках учебной ситуации, как справляться с давлением группы;

7) объяснять суть независимости и авторитета в человеческих отношениях;

8) ценить правила и нормы, поддерживающие человеческие отношения.


4. Безопасность и рисковое поведение

Учащийся должен:

1) демонстрировать в учебной ситуации, как пользоваться эффективными социальными умениями в ситуациях, связанных с наркотиками: справляться с эмоциями, владеть самоощущением, критически мыслить, решать проблемы, уметь общаться;

2) демонстрировать в рамках учебной ситуации эффективные способы поведения в случае нанесения обиды и насилия в школе;

3) различать легальные и нелегальные наркотики;

4) описывать краткосрочное и долгосрочное влияние наркотиков на физическое здоровье человека.


5. «Я» человека и изменения переходного возраста

Учащийся должен:

1) описывать основные проблемы в период созревания и возможности справляться с ними;

2) объяснять, в чем заключается половая зрелость;

3) описывать свойства, которые делают юношу и девушку соратниками по общению;

4) объяснять сущность половой роли и описывает стереотипное отношение;

5) описывать различные способы проявления человеческой близости: взаимная привязанность и симпатия, дружба и влюбленность;

6) описывать, в чем состоит ответственность человека в сексуальных отношениях;

7) объяснять принципы безопасного сексуального поведения.



6. Счастье

Учащийся должен понимать, что умение справляться с самим собой и со своей жизнью обеспечивает счастье и удовлетворенность.

II. Здоровье

1. Здоровье



Учащийся должен:

1) описывать взаимное влияние и связь физического, душевного, эмоционального и социального здоровья;

2) описывать существенные показатели здоровья в точки зрения здоровья населения;

3) анализировать факторы, которые могут повлиять на решения относительно здоровья, а также демонстрировать в учебной ситуации эффективные способы принятия решений по касающимся здоровья вопросам индивидуально или в сотрудничестве с другими;

4) анализировать и оценивать возможности пользования и доверительность различных касающихся здоровья информационных источников и услуг;

5) анализировать состояние своего здоровья и знать, какие факторы и механизмы помогают сохранить душевное благополучие человека;

6) анализировать влияние физической активности и питания на здоровье человека;

7) анализировать соответствие своего повседневного питания принципам здорового питания;

8) объяснять влияние физической активности на физическое, душевное, эмоциональное и социальное здоровье человека;

9) уметь планировать физическую активность разного типа и ценить физическую активность как часть образа жизни;

10) объяснять суть стресса, его причины и признаки;

11) описывать способы справляться со стрессом и отличать эффективные способы от неэффективных;

12) описывать суть кризиса и то, как вести себя в кризисной ситуации, знать возможности получения помощи и поддержки.


2. Отношения и сексуальность

Учащийся должен:

1) описывать способы создания и сохранения понимающих, поддерживающих и близких отношений в контексте социального здоровья;

2) демонстрировать в учебной ситуации умения, которые способствуют созданию и сохранению отношений; взаимопомощь, участие, сотрудничество и забота друг о друге;

3) ценить чувства и любовь в отношениях;

4) объяснять суть сексуальности и индивидуальность развития сексуальности, а также роль чувств в этом развитии;

5) описывать способы разделения чувств и близости;

6) объяснять, в чем состоит ответственность партнеров в сексуальных отношениях;

7) объяснять влияние половых ролей и стереотипов на поведение и здоровье человека;

8) описывать эффективные методы предупреждения беременности у молодежи, а также способы поведения, которые способствуют предупреждению заражения болезнями, передающимися половым путем;

9) описывать возможности предупреждения заболеваний, передающихся половым путем;

10) знать, что такое ВИЧ и СПИД, а также пути распространения ВИЧ и возможности предупреждения заражения;

11) различать мифы и реальность в отношении ВИЧ и СПИДа;

12) ценить ответственное поведение в сексуальных отношениях и описывать сексуальные права как связанные с сексуальностью права человека;

13) указывать, куда можно обратиться за помощью и советом по вопросам сексуального здоровья.



3. Безопасность и рисковое поведение

Учащийся должен:

1) описывать последствия наиболее распространенного рискового поведения, его влияние на здоровье и жизнь человека;

2) описывать и объяснять предупреждение наиболее распространенного рискового поведения и возможности вмешательства в это на уровне индивида и группы, исходя из повседневной жизни, а также осознавать возможности предупреждения и вмешательства на уровне общества;

3) описывать, что такое моральная и физическая зависимость от наркотиков и как она формируется;

4) описывать и демонстрировать в учебной ситуации, как вести себя в связанных с наркотиками ситуациях;

5) знать, как безопасно вести себя в опасной ситуации и звать на помощь при аллергии, астме, диабете, электрошоке, эпилепсии, задыхании, отравлении, температуре и боли;

6) демонстрировать в учебной ситуации приемы первой помощи при повреждении от жары, потере сознания, остановке сердца и утопании.


4. Человек и выбор

Учащийся анализирует себя на основе своих интересов, способностей и характера, связывая это с выборами в жизни.


Учебная деятельность
При планировании и организации учебной деятельности:

1) исходят из базовых ценностей учебной программы, общих компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и ожидаемых результатов учебы, поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и проходящими через всю программу темами;

2) обеспечивается, чтобы учебная нагрузка на учащихся (в т.ч. объем домашних заданий) была умеренной, распределялась равномерно на весь учебный год и оставляла учащимся достаточно времени для отдыха и занятий по интересам;

3) предоставляется возможность учиться индивидуально или вместе с другими (самостоятельная работа, работа в паре и в группе), чтобы поддержать формирование у учащихся навыков активной и самостоятельной учебы;

4) применяют дифференцированные учебные задания, содержание и степень сложности которых способствуют индивидуализированной трактовке и повышают мотивацию к учебе;

5) используются учебная среда, учебные средства и материалы, основанные на современных информационных и коммуникационных технологиях;

6) расширяют учебную среду: социально-культурная среда, компьютерный класс, предприятия, музеи, выставки и т.д.;

7) используется разносторонний выбор методов обучения акцентом на активные методы обучения: обсуждения, дискуссии, анализ случая, работа в паре, проектное обучение, ролевые игры, работа в группе, диспуты, составление учебной карты и исследования, практические и исследовательские работы (например, заполнение рабочих листов, написание творческих работ, поиск информации в информационных источниках) и т.д.;

8) учитываются особенности учащихся и местная специфика, а также происходящие в обществе изменения, основу для чего создает представление содержание обучения через обязательные, а также углубленные и расширенные темы;

9) развиваются знания, умения и позиции учащихся, при этом основной акцент делается на формирование позиций;

10) обеспечивается возможность связать обучение с повседневной жизнью (встречи с разными людьми, привлечение родителей и т.д.), чтобы весь подход к предмету был максимально приближен к жизни.
Физическая учебная среда

1. Школа организует преобладающую часть обучения в классе, где есть возможности перестановки мебели для работы в группе и для беседы за круглым столом, школьные принадлежности, учебная литература (учебник, рабочая тетрадь), поддерживающие демонстрационные средства.

2. Для связывания обучения с повседневной жизнью школа обеспечивает возможность обучения за пределами класса.
Оценивание


Текущее оценивание:

Оценивание успехов учащихся осуществляется со школьным порядком оценивания.

Итоговая оценка выставляется на основе текущих оценок.

Контрольные работы





Оценивание

7 кл (35 ч)

8 кл (17,5 ч)

9 кл (17,5 ч)

Контрольные работы проводятся по следующим темам:

«Я» человека и изменения переходного возраста

Раннее и позднее созревание – у каждого свой темп. Изменение внешности. Основные проблемы молодого человека в период созревания. Половая зрелость. Женственность и мужественность. Половые роли и стереотипы. Близость в отношениях. Дружба. Влюбленность. Общение. Близость и сексуальный интерес. Ответственность в сексуальных отношениях и безопасное сексуальное поведение.

Здоровье

Здоровье как состояние благополучия. Аспекты здоровья: физическое, духовное, эмоциональное и социальное здоровье. Взаимосвязь аспектов здоровья. Показатели здоровья населения Эстонии. Здоровый образ жизни, связанные с этим выбор и ответственность. Факторы, влияющие на связанные со здоровьем выборы.

Информационные источники и услуги в сфере здоровья. Доверительность связанных со здоровьем источников информации. Физическая активность как укрепляющая здоровье сила. Физическая форма и выбор подходящей физической активности. Влияние питания на здоровье. Влияющие на питание факторы.

Душевное благополучие. Действия и образ мышления, помогающие сохранять душевное благополучие. Стресс. Стрессоры. Формирование стресса. Как справиться со стрессом. Кризис, его суть. Поведение в кризисной ситуации. Помощь, как искать и находить помощь.


Отношения и сексуальность

Социальное здоровье и отношения. Создание, сохранение и прерывание отношений. Как ценить отношения. Любовь. Суть сексуальности: близкие отношения, сексуальная идентичность, сексуальное наслаждение, продолжение рода, сексуальное развитие.

Сексуальная ориентация. Влияние половых ролей и стереотипов на поведение и здоровье человека. Сексуальная связь. Безопасное сексуальное поведение. Методы предупреждения беременности. Сексуальные права.

Предупреждение распространяющихся сексуальным путем заболеваний. ВИЧ и СПИД. Возможности получения помощи и совета


Безопасность и рисковое поведение


Наиболее распространенные виды рискового поведения. Влияние рискового поведения на здоровье и жизнь человека. Эффективные индивидуальные и социальные умения по предупреждению рискового поведения.

Наркотики и их действие на центральную нервную систему. Связанные с наркотиками ложные представления. Личные, социальные, экономические и юридические риски употребления наркотиков.



Формы контрольных работ:

контрольная работа

тестовая работа

практическая работа

творческая работа



При оценке учебных результатов по человековедению за основу берется общая часть государственной учебной программы основной школы и другие регулирующие оценку правовые акты. Оценивание по человековедению означает поддержку достижения конкретных результатов обучения и развития учащегося, основной акцент делается на поддержку развития учащегося. Знания и умения учащегося оцениваются на основании устных ответов (выступлений), письменных и/или практических работ, с учетом соответствия знаний и умений целям обучения, предусмотренным учебной программой. При оценивании письменных заданий учитывается, прежде всего, содержание работы, но исправляются и ошибки в правописании, которые при оценивании не учитываются. При оценке результатов обучения используются вербальные оценки и оценки в виде цифр. Учащийся должен знать, что и когда оценивается, какие средства оценивания используются и каковы критерии оценки.


Основная задача оценивания заключается в том, чтобы поддержать развитие учащегося, формируя позитивное самовосприятие и адекватную самооценку, причем важна роль самого учащегося в оценивании, т.е. должны предоставляться возможности самооценки.

При изучении человековедения оцениваются знания и умения учащихся, но не оцениваются позиции и ценности. Относительно позиций и ценностей учащемуся дается обратная связь.

Оценивание знаний по предмету, умений и позиций может быть как изобразительным, так и обобщающим, причем основной акцент делается на изобразительном оценивании. Формы оценивания результатов обучения разнообразны, и они включают в себя как устные и письменные, так и практические задания.
В части устных и письменных заданий учащийся:

1) разъясняет и описывает содержание и взаимосвязь понятий;

2) разъясняет свои мнения, оценки, точки зрения и отношение, связывая их с приобретенными знаниями;

3) различает, группирует, сравнивает и анализирует ситуации, состояния, действия и признаки, исходя из результатов обучения;

4) демонстрирует знание фактов, понятий и закономерностей, исходя из содержания обучения.
В части практических работ учащийся:

1) применяет теоретические знания в практических ситуациях;

2) демонстрирует определенные в результатах обучения умения в учебной ситуации;

3) описывает применение определенных в результатах обучения знаний и умений в повседневной жизни.


Цель оцениванияподдержать развитие ученика и его мотивацию к учебе. Оценивание происходит на основе школьного порядка по оцениванию.

История.
Предметная программа.

Вторая школьная ступень.

Цели обучения:


5 класс

6 класс

Обучение истории ставит своей целью, чтобы учащийся:

*ощущал интерес к прошлому

*знал главные исторические события Эстонии, Европы и мира

*выражал свои знания как в устной, так и в письменной форме, составлял план, короткий рассказ

*пользовался исторической картой

*находил на основании исторического материала наиболее простые связи


Обучение истории ставит целью, чтобы учащийся:

*проявлял интерес к прошлому

*знал события древней истории Эстонии, Европы и мира

*критически оценивал историческую информацию

*знал достижения древних народов и их вклад в мировую

цивилизацию

*пользовался исторической картой

*понимал причинно – следственные отношения, сходства –

- различия и последовательность событий

*знал и использовал различные источники информации




Содержание обучения:


5 класс

Начальное обучение истории

35 часов

6 класс

Доисторические времена и древние времена

70 часов


1. Летоисчисление -2 часа

Связанные с летоисчислением понятия и исторические периоды: доисторические времена, древние времена, средние века, новое время, новейшая история.



2. Исторические источники. -4 часа

Письменный источник, устный источник, предметный источник, музей, архив.



3. Условия жизни.-8 часов

Жизнь в городе и деревне, во время мира и войны, виды деятельности, жилище, одежда, питание, культура и традиции, их изменение во времени.



4. Исторические события и исторические личности. – 21 час

Исторические события и выдающиеся личности родного края, эстонии, Европы и мира.


Результаты обучения:
Учащийся должен:

1) пользоваться в контексте связанными со временем понятиями и словами, сокращениями и фразами: время, доисторические времена, древние времена, век, тысячелетие, до н.э., н.э., арабские цифры, римские цифры;

2) описывать некоторые события прошлого и условия жизни человека в прошлом;

3) находить на основании изученного материала наиболее простые связи;

4) выражать свои знания как в устной, так и в письменной форме, составлять план и короткий рассказ;

5) пользоваться исторической картой.


1. Доисторические времена. – 7 часов

Время и летоисчисление, периодизация доисторических и древних времен.

История и исторические источники. Трактовка материалов источников.

Этапы развития древних времен и их общая характеристика: занятия людей в каменном веке, начало земледелия, одомашнивание животных, развитие ремесел, начало использования металлов, общая характеристика доисторического периода в Эстонии, Пулли, Кунда.



2. Старые Восточные страны. -19 часов

Содержание и общая характеристика древних времен: временные пределы, природные условия.

Древний Египет, государственное устройство Египта. Тутмос III, Рамзес II, Тутанхамон, условия жизни, религия, достижения культуры.

Месопотамия, города-государства шумеров, изобретения (колесо, гончарный диск), законы Хаммурапи, условия жизни, религия, достижения культуры.

Израильское и Иудейское государство, вера в единого бога, Старый Завет.

3. Древняя Греция. – 20 часов
Старейшая высокая культура в Европе. Природа и население Греции, культура Крита и Микен.

Греческие города-государства. Общественная организация и воспитание в Афинах и в Спарте. Ослабление городов-государств и их подчинение Македонии. Военный поход Александра Македонского и возникновение мирового государства.

Культура и условия жизни в Древней Греции, культура и религия как соединяющая сила мира Эллады, олимпийские игры, религия и мифология, героические эпосы Гомера, написание истории, Геродот, театр, искусство, архитектура (Афинский акрополь), скульптура, росписи на вазах, повседневная жизнь эллинов, культура эллинов, значение культуры Древней Греции

4. Древний Рим. – 23 часа

Возникновение Римского государства, природные условия, возникновение города Рима, короли, начало республики, Римская республика, общественное устройство, расширение власти Рима в странах Средиземноморья. Ганнибал, гражданские войны в Риме. Цезарь, конец республики.

Римское императорское государство, общественное устройство. Август, Римская империя и ее раскол.

Культура Древнего Рима, народ и условия жизни, Рим как центр империи и крупный город античности, искусство и архитектура, общественные игры, Римское право. Возникновение христианства, Новый Завет.


Результаты обучения:
Выпускник 6-го класса должен:

1) пользоваться уместно связанными со временем понятиями и словами, сокращениями и фразами: время, доисторические времена, древние времена, век, тысячелетие, до н.э., н.э., арабские цифры, римские цифры;

2) знать некоторые характерные события из истории родного края и Эстонии и связывать их между собой;

3) знать некоторые исторические поселения, причины их возникновения и формирования;

4) оценивать материальную среду как основной носитель исторических событий;

5) приводить примеры доисторического и древнего времени;

6) понимать важность культурного наследия древних времен в истории человечества и приводить примеры в разных областях культуры;

7) понимать, что исторические события и явления имеют причины и последствия, а также устанавливать наиболее простые связи на примере некоторых событий;

8) знать, что о прошлом можно получить информацию из исторических источников, работать с наиболее простыми источниками и критически их оценивать;

9) выражать свои знания как в устной, так и в письменной форме, составлять план, короткий рассказ и описание, а также пользоваться исторической картой.




Учебная деятельность.
Применяются различные методы обучения, в т.ч. активное обучение: беседа, обсуждение, ролевая игра, создание исторического представления, творческое задание, план, линия времени, составление учебной карты, практические работы и исследования (например, работа с источниками и картами, заполнение рабочего листа и контурной карты, написание творческой работы, поиск информации в информационных источниках), обучение на основе деятельности (например, постановки, изготовление моделей и макетов).
Оценивание.


Контрольные работы

5 класс

Контрольные работы

6 класс

1. Счет лет в истории.

2. Основные события древней истории.

3. Знаменитые люди 19 века.

4. Образование Эстонской Республики.

5. Мир сегодня.

1. Первобытные люди.

2. Древний Египет.

3. Древние цивилизации Востока.

4. Древняя Греция.

5. Знаменитые греки.

6. Греческая культура.

7. Древний Рим.

8. Знаменитые римляне.


Оценивание происходит на основе государственной программы обучения, школьной программы обучения и школьного порядка по оцениванию.

Формы контроля и оценивания результатов обучения разнообразные, содержат устный и письменный опрос, работу с картами, источниками и иллюстрациями, творческую работу и написание рассказ, самопроверку, взаимопроверку. При работе с историческими источниками, помимо содержания источника, анализируется и доверительность источника при передаче информации. Знанию отдельных фактов следует предпочесть задания, требующие анализа наиболее важных исторических событий и явлений. В части краткого рассказа и описания оценивается логика построения и целостность, соответствие понятий и ключевых слов контексту, стиль и правописание.



Учащиеся должны знать, что и как оценивается на основе графика оценивания работ по истории, с которым учащиеся знакомятся раз в месяц.


Третья школьная ступень.

Цели обучения:


7 класс

8 класс

9 класс

Обучение ставит своей целью, чтобы учащийся:

*понимал основные исторические этапы

*ощущал культурный вклад разных народов в мировую культуру

*умел анализировать исторические события, критически к ним относиться

*умел находить информацию в различных исторических источниках

*умел работать с исторической картой, составлять план, схемы, рефераты



Обучение ставит своей целью, чтобы учащийся:

*характеризовал основные исторические события на примерах истории Европы и мира в 17 – начале 20 в.в.

*знал крупных исторических личностей

*оценивал вклад разных народов и государств в мировую культуру и мировую цивилизацию

*знал изменения на политической карте мира

*Умел анализировать, критически осмысливать исторические события

*умел находить причинно – следственные связи исторических событий

*умел рассуждать, писать эссе, рефераты, итсторические портреты



Обучение ставит своей целью, чтобы учащийся:

*характеризовал важнейшие события 20 века

*понимал причинно – следственные связи и результаты этих событий

*знал историю Эстонии на фоне мировой и европейской истории

*анализировал и сравнивал демократичесое общество и диктатуры

*критически осмысливал события современной истории

*умел самостоятельно находить историческую информацию в различных исторических источниках

*умел рассуждать, обосновать свою точку зрения

*умел писать рассуждения, рефераты, краткие исследования




Содержание обучения:


7 класс

Средневековье и раннее новое время

70 часов

8 класс

Новое время

70 часов

9 класс

Новая история

70 часов

1. Мир в средние века 476 – 1492 – 45 часов

Место средневековья в мировой истории, общая характеристика средневекового общества. Периодизация средневековья, общественное устройство, феодальный порядок, условия жизни и мировоззрение.

Церковь и культура в средние века, основы христианской веры, роль церкви в обществе, крестовые войны, университеты и наука средневековья, романский и готический стиль.

Франкское государство, возникновение Франкского государства, государство при Карле Великом, разделение Франкского государства, три главных территории: Италия, Франция и Германия.

Арабы. Общество Аравии, Мухаммед. Ислам, арабская культура и ее влияние на Европу.

Византия, причины силы Византии, Юстиниан I, Древняя Русь.

Города и торговля, возникновение городов и условия жизни, ганзейская торговля в Северной Европе, цеховой порядок, правление городов.

Северная Европа и Эстония. Уклад жизни и общество Скандинавии, походы викингов.

Эстония в средние века, в конце древнего периода. Древние районы, древняя борьба за свободу и введение христианства, структура общества. Владычество, Ливонский Орден. Города.

Средневековое общество на примере Германии, Англии и Франции. Немецко-Романское императорское государство, формирование парламента в Англии, объединение Франции, условия жизни в средние века.


2. Мир в раннее новое время 1492 – 1600 – 25 часов

Общество в раннее новое время, технология, формирование нового мировоззрения. Развитие технологии, экономические отношения, гуманизм, изобразительное искусство, Леонардо да Винчи.

Великие открытия земель. Открытие Америки, значение открытия земель для Европы и влияние Европы в открытых землях.

Реформация в Германии. Мартин Лютер.

Эстония в 16-м веке, реформация, административное деление и города, причины и последствия Ливонской войны.

Результаты обучения:

Учащийся должен:

1) характеризовать феодальный порядок, феодальную иерархию, сословное общество, натуральное хозяйство, уклад жизни крестьян и феодалов; роль церкви в средневековом обществе и в качестве хранителя культурного наследия, а также силы, формирующей мировоззрение; знать, где возникали средневековые города, характеризовать условия жизни средневекового города;
2) знать, как повлияло на общество раннего нового времени открытие земель, развитие технологии и реформация;

3) объяснять причины и последствия войн

4) понимать культурный вклад разных эпох и характеризовать наиболее важные исторические события, личностей и культурные явления;

5) сравнивать исторические события и явления, находить сходства и различия, приводить причины и последствия, рассуждать при помощи ключевых слов/вопросов, формировать свою точку зрения и обосновывать ее как в устной, так и в письменной форме;

6) знать этапы развития эстонского общества и наиболее важные исторические события, связывать историю родного края, Эстонии и Европы с мировой историей и понимать, что исторические события можно трактовать по-разному;

7) работать с различными историческими источниками, комментировать их и критически оценивать;



1. Мир 1600 – 1815 – 30 часов

Основные черты общества нового времени в Европе, формирование абсолютизма, Людовик XIV, философия просвещения, гражданская война в Англии и реставрация, Англия и Франция, просвещенный абсолютизм 18-го века на примере Пруссии, Фридрих II.

Эстония в составе Шведского и Российского государства, правление, центральная власть и дворянское самоуправление, Балтийский особый порядок, Северная война, Петр I, эстонские крестьяне в 17-м и 18-м веке, изменения в экономике и политике, духовная жизнь (религия, образование, письменность).

Независимость США, война за независимость, государственное устройство США.

Французская революция и эпоха Наполеона. Причины и ход Французской революции, реформы наполеона, значение Французской революции и войн Наполеона в истории Европы.

Культура: барокко, классицизм.


2. Мир 1815 – 1918 – 40 часов

Формирование индустриального общества, промышленный переворот, фабричное производство, урбанизация, социальная сторона индустриального общества, политические уроки 19-го века.

Национальное движение и национальное государство, рост национального движения в Европе, создание национального государства на примере Германии, немецкое кайзерское государство.

Эстония в 19-м веке и в начале 20-го века, политика окраин Российской империи, законы крестьянства, национальное пробуждение, его предпосылки, лидеры и мероприятия, время русификации, последствия революции 1905 года.

Первая мировая война, формирование нового соотношения сил в Европе, причины войны, ее ход и последствия, влияние мировой войны на Эстонию. Обретение Эстонией самостоятельности: от автономии до Освободительной войны.

Культура в 19-м веке и в начале 20-го века: условия жизни, журналистика, движение обществ.


Результаты обучения:

Учащийся должен:

1) знать, какие изменения произошли в шведское и российское время в организации власти в Эстонии, в жизни крестьянства, в образовании 2) характеризовать изменения в управлении в новое время: сословное государство, абсолютизм, просвещенный абсолютизм, парламентаризм.



3)указывать возможности реорганизации общества путем реформ и революции, а также понимать, чем они отличаются;

4) характеризовать основные культурные достижения 19-го и начала 20-го века;

5) понимать культурный вклад разных эпох и характеризовать наиболее важные исторические события, личностей и культурные явления;

6) сравнивать исторические события и явления, находить сходства и различия, приводить причины и последствия, рассуждать при помощи ключевых слов/вопросов, формировать свою точку зрения и обосновывать ее как в устной, так и в письменной форме;

7) знать этапы развития эстонского общества и наиболее важные исторические события, связывать историю родного края, Эстонии и Европы с мировой историей и понимать, что исторические события можно трактовать по-разному;

8) работать с различными историческими источниками, комментировать их и критически оценивать;


1. Мир между двумя мировыми войнами 1918 – 1939 – 23 часа

Международная обстановка, Парижская мирная конференция, политическая карта после Первой мировой войны, деятельность и влияние Лиги Наций, формирование военных очагов в Азии и Европе.

Мировая экономика, причины мирового экономического кризиса, его суть и последствия.

Демократия и диктатуры в 1920-1930-е годы, основные черты демократии и диктатуры, демократия на примере Соединенных Штатов Америки, авторитаризм на примере Италии, тоталитаризм на примере СССР и Германии.

Эстонская Республика, Освободительная война, Учредительное Собрание, земельная реформа и конституция, годы демократического парламентаризма, эпоха молчания, экономика, культура и условия жизни, внешняя политика.

Культура и условия жизни между двумя войнами, новые культурные явления, наука, развитие техники, атомные исследования, автомобиль и самолет, радио, кино и фильм, литература и искусство, новые средства пропаганды.



2. Вторая мировая война 1939 – 1945 – 7 часов

Международное положение. Уступки западных стран Германии. Мюнхен. Пакт Молотова-Риббентропа.

Общая характеристика военных действий, начало и конец войны, воюющие стороны, фронты, холокост, учреждение ООН.

Эстония после Второй мировой войны, эпоха баз, утрата независимости, июньская депортация, военные действия на территории Эстонии, советская и немецкая оккупация.


3. Демократический мир после Второй мировой войны 1945 – 2000 – 40 часов

Холодная война, основные черты и формы проявления холодной войны, кризисы и войны.

Западный мир на примере США и ФРГ. Общество США, внутренняя политика, общественные движения, внешняя политика. Развитие экономики ФРГ, отношения между Восточной и Западной Германией.

Коммунистические страны, возникновение коммунистической системы. СССР, сталинизм, оттепель, застой.

Эстония под советской оккупацией, изменение границ, репрессии, коллективизация, индустриализация, политическое управление, культура и условия жизни.

Развал коммунистической системы, перестройка и гласность, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, объединение Германии.

Восстановление независимости Эстонской Республики. Поющая революция, Балтийская цепочка, восстановление конституционного порядка.

Мир начиная с 1990-х годов, общий обзор, расширение Европейского Союза, расширение НАТО, новые противостояния.


Результаты обучения:
Учащийся должен:

1) пользоваться в контексте связанными со временем понятиями и словами, сокращениями и фразами: время, доисторические времена, древние времена, век, тысячелетие, до н.э., н.э., арабские цифры, римские цифры;

2) описывать некоторые события прошлого и условия жизни человека в прошлом;

3) находить на основании изученного материала наиболее простые связи;

4) выражать свои знания как в устной, так и в письменной форме, составлять план и короткий рассказ;

5) пользоваться исторической картой.

6) находить, анализировать и использовать историческую информацию, составлять план и карту понятий, исторический реферат и краткое исследование, представлять это в устной и в письменной форме, а также с использованием средств ИКТ;

7) работать с картой и составлять простые схемы;

8) ставить себя в ситуацию живших в прошлом людей.

<< предыдущая страница   следующая страница >>