Учебная программа. Социальные предметы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии 3 773.13kb.
Учебная программа для специальности 4 1386.3kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 03 01 Математика 1 200.61kb.
Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... 1 187.03kb.
Учебная программа по спецкурсу для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 178.09kb.
Учебная программа по спецкурсу для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 215.8kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 01 «Международное право» 1 376.88kb.
Семейное право Учебная программа (рабочий вариант) по специальности 1 230.26kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 05 «Социология» Срок... 1 123.55kb.
Занятие 6 Имя Задание 1 1 27.26kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Программа обучения (шпо) Lisa 1 исходные положения 1 173.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа. Социальные предметы - страница №1/3

Новая учебная программа.
Социальные предметы.
В группу учебных предметов входят история, обществоведение и человековедение.История изучается начиная с 5-го класса, человековедение со 2-го класса и обществоведение – с 5-го класса.

Описание области предметов.
В рамках социальных предметов рассматривается функционирование человека и общества в прошлом и в настоящее время. При помощи социальных учебных предметов у учащихся формируется способность видеть в развитии общества причинные и другие связи, делать сознательный выбор в отношении самого себя и социальной среды, исходя из действующих в обществе ценностей и моральных норм, а также действовать в качестве нравственного и ответственного члена общества и личности.
В рамках человековедения человек и его социальная среда рассматриваются как единое целое, с интеграцией содержания обучения на всех школьных ступенях: на первой школьной ступени во 2-м и 3-м классе, на второй школьной ступени в 5-м и 6-м классе и на третьей школьной ступени в 7-м и 8-м классе

В рамках человековедения в соответствии с возрастом учащихся рассматриваются способствующие формированию и социализации личности умения и позиции. Изучаемый материал рассматривается по возможности в связи с повседневной жизнью, причем при обучении важное место уделяется методам активного обучения.
Преподавание человековедения концентрируется на личности, акцент делается на воспитании ценностей. В процессе обучения происходит продвижение к целостному «я» и от ситуативного ощущения конкретного окружения к социальному осознанию. Подчеркивается ценность эффективных личных и социальных умений, формирования позитивного мировоззрения и общечеловеческих ценностей. Содержание человековедения как учебного предмета поддерживает достижение безопасной учебной среды, а также формирование этичных, ответственных и активных членов гражданского общества.

Ценностное воспитание и формирование позиций происходит в духовной учебной среде в обстановке взаимопонимания и направлено на развитие позитивного мышления учащихся в отношении возможностей собственного развития и решения жизненных проблем. Льготная социальная среда обучения опирается, прежде всего, на особенности учащихся и уважение личных точек зрения, а также на возможность свободно выражать свое мнение, проявлять инициативу, участвовать и действовать как одному, так и вместе с другими.
Учебные действия меняются в течение трех школьных ступеней от простого к сложному, но они должны, исходя из целей учебного предмета, быть понятными и значимыми для учащихся, поддерживая понимание необходимости изучаемого.

Человековедение является концентричным предметом, ключевые темы которого рассматриваются на каждой школьной ступени с учетом развития, в связи с

1) формированием позитивного отношения к себе и цельного «я», а также

2) с задачами развития и способностью их решать.
На второй школьной ступени в центре внимания социальная компетенция учащегося и предупреждение социальных проблем, а также укрепляющий и ценящий здоровье учащегося образ жизни.

В рамках человековедения определенные темы изучаются в обзорном порядке, а определенные темы рассматриваются более глубоко. Темы можно рассматривать как последовательно одну за другой, так и в интегрированном виде, чтобы добиться результатов обучения на базе умений, знаний и ценностей


При изучении истории учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для ориентирования в культурном пространстве и исторической среде. Учащиеся направляются на осознание, анализ, критическую оценку и трактовку событий и процессов прошлого, их взаимосвязей и связей с современностью, а также причин разной трактовки исторических событий.
Обучение истории в основной школе ведется по хронологическо-тематическому принципу. Учебный предмет начинается с введения и продолжается изучением древней истории, средних веков, нового времени и новейшей истории. История Эстонии изучается включенной в курс мировой истории. Темы по истории Эстонии, представленные в программе по предмету отдельно, рассматриваются подробно и системно, с проведением параллелей с мировой историей. Принципом рассмотрения является продвижение от близкого к далекому, начиная с истории родного края, где важно создать личную связь с рассматриваемой темой и местом.
Изучение истории имеет хронологическое, политическое, экономическое, социальное, культурное и идейное измерение. В основной школе важное значение имеет посильное для учащихся рассмотрение истории с человеческой позиции, условия жизни и культура, другие аспекты изучения истории отходят на второй план. Мировая история рассматривается через отобранные темы, поэтому не ставится цель формирования цельной картины исторических периодов. Важно построить мост между историческими событиями и явлениями прошлого и настоящего, а также сформировать понимание того, что без обращения к прошлому трудно понять настоящее, например, суть очагов кризиса и многие проблемы из истории Эстонии.
Пониманию истории способствуют экскурсии, учебные поездки, историческая и художественная литература, театр и кино, медиа, интернет, различные люди и места. При соединении этого опыта с изученным в школе материалом у учащегося формируется понимание истории. Мировоззрение учащегося обогащается межпредметной интеграцией и рассмотрением близких тем исходя из различных аспектов.


В рамках обществоведения учащиеся приобретают социальную грамотность: знания, умения, ценности и позиции для успешного функционирования в обществе и для принятия ответственных решений. Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного гражданина.
Важная роль в обучении обществоведению отводится формированию социальной компетенции учащихся. Обществоведение помогает учащимся сформироваться в предприимчивого, реализующего себя, считающегося с другими, социально компетентного и справляющегося с проблемами члена общества.
Приобретенные на уроке обществоведения знания, умения и позиции тесно связываются с изученным в рамках других предметов (история, география, человековедение и др.), создавая основу для обучения в течение всей жизни.
На первой школьной ступени темы обществоведения вплетены в программу по человековедению. На второй и третьей школьной ступени обществоведение изучается как отдельный предмет.
Обществоведение в основной школе рассматривает самым общим образом функционирование общества, связи гражданина с основными сферами общества (экономика, политика, право), а также отношения с другими социальными группами. Под гражданином понимается член демократического общества, который общается с общественными институциями в соответствии со своими интересами и возможностями.
На второй школьной ступени учащийся знакомится с системой социальных отношений своего ближайшего окружения, сосредотачиваясь на сосуществовании социально разных личностей и групп. В центре внимания люди вокруг нас, школа и родной дом учащегося.
На третьей школьной ступени добавляются институции, связанные с функционированием Эстонского государства. При знакомстве с государственным управлением рассматриваются конституционные структуры: Рийгикогу, правительство, президент, суд, местное самоуправление, госконтроль, канцлер права.
Поскольку для части учащихся образовательный путь может закончиться основной школой, больше внимания обращается на проявление политики в повседневной жизни и на роль гражданина как сознательного потребителя результатов политики (например, пользование системой социальной защиты, участие в организации жизни волости/города, потребление э-услуг и т.д.).
Рассмотрение экономики на третьей школьной ступени сосредоточено на персональной экономике (предприимчивость, выбор профессии, доход от работы, бюджет, потребление и устойчивое положение), предпринимательстве (предприятие, ресурсы, производительность, прибыль, конкуренция), регулировании государственной экономики (экономическая политика, налоги, использование доходов от налогов для развития государства, вытекающий из правонарушений ущерб государственной экономике) и на социальные воздействия рыночной экономики (потребительское общество, баланс рынка труда, имущественное расслоение). Предмет рассматривается в максимальной связи с повседневной жизнью.
Цель обществоведение состоит в том, чтобы через практические задания, анализ проблем и усвоение основных понятий по предмету получить целостную картину функционирования общества. Важное место занимает решение связанных с повседневной жизнью проблем и приобретение умения принимать компетентные решения, что способствует нормальному функционированию учащегося в обществе. Таким образом у учащегося формируется целостная картина общества, осознается взаимное влияние человеческой деятельности и природы, ценится устойчивый образ жизни.
При рассмотрении предмета важное место занимают исследовательские методы обучения, при помощи которых учащиеся приобретают умения ставить проблему, формулировать гипотезу, планировать и организовывать работу, критически мыслить, трактовать и демонстрировать результаты, представляя материалы как в устной, так и в письменной форме, а также с использованием для наглядности различных визуальных форм.
При обучении большое внимание обращается на развитие учебной мотивации учащихся. Важное место занимают активные методы обучения: обсуждения, анализы случаев, ролевые игры, проекты и учебные походы. Важно вывести рассмотрение предмета за пределы класса и при каждом подходящем случае использовать жизненные ситуации (например, применение демократии в школе, гражданская инициатива и добровольная деятельность в родном доме).
Концепция активного гражданина рассматривает привлечение граждан более широко, а не только для голосования на выборах. Это расширяет и возможности практического использования обществоведения для молодежи, еще не обладающей правом голоса (например, в образовании потребителя, гражданской инициативе, организации школьной жизни).
В части обществоведения важное место уделяется формированию ценностных оценок и позиций: речь идет о предприимчивости, уважении к законам, трудолюбии, половом равенстве, гражданской инициативе, социальной справедливости и равном обращении с гражданами, уважении прав человека, понимающем отношении к различиям, осуждении предубеждений, бережном отношении к окружающей среде, уважительном отношении к другим народам и культурным традициям стран, а также о желании познакомиться с ними, о внимании к культурному наследию своей страны, об осознании того, что в разных местах не живут одинаково хорошо и т.д.
Во всем обучении применяются современные технологические средства, в т.ч. возможности ИКТ, с учетом легальности используемого программного обеспечения, рисков и киберпреступности, связанных с интернетом и ИТ-сферой (государственный портал, э-услуги, сайты самоуправлений и государственных учреждений, запрос информации, правовые акты в интернете). Так учащийся усваивает информацию и умение пользоваться технологией, потребность чего в современном мире постоянно растет.

Формирование общих компетенций на уроках по учебным предметам группы.
Формирование ценностной компетенции поддерживают все учебные предметы группы через разные акценты. История и обществоведение поддерживают способность понимать основные ценности гуманизма, демократии и устойчивого развития, а также руководствоваться ими в своей деятельности, учение о религии углубляет уважительное отношение к различным мировоззренческим принципам. Человековедение и учение о религии помогает понять системы ценностей, жить в соответствии с мыслями, словами и чувствами и обосновывать свой выбор, учитывая наряду со своим благополучием и интересы других людей. Умение противостоять нарушению основных норм формируют обществоведение и человековедение.
Компетенцию самоопределения – способность понять и оценить себя, оценить свои сильные и слабые стороны и развить позитивное отношение к себе и к другим, вести здоровый образ жизни, эффективно и безопасно решать проблемы, связанные с самим собой, со своим душевным, физическим, эмоциональным и социальным здоровьем – поддерживает, в основном, человековедение, а формирование национальной, культурной и государственной идентичности также и другие учебные предметы сферы.
Учебная компетенция поддерживается через формирование умений. Каждый учебный предмет социальной сферы формирует способность организовывать учебную среду и получать необходимые для учебы средства и информацию, а также планировать свою учебу и пользоваться изученным материалом в разных контекстах и при решении разных проблем. Через учебную деятельность и обратную связь учащиеся приобретают умение самоанализа и могут планировать свое дальнейшее обучение.
При формировании компетенции общения важную роль играют все учебные предметы группы. Четко и уместно выражать свои мысли в разных ситуациях общения, читать и понимать информационные и потребительские тексты, а также художественную литературу, писать тексты разного типа, используя уместные языковые средства и подходящий стиль, ценить грамотность и богатство выражения учат все предметы учебной группы.
Математическую компетенцию – способность пользоваться при решении различных заданий математическим языком, символами и методами во всех сферах жизни и деятельности – поддерживают все учебные предметы сферы.
Компетенцию предприимчивости, в основном, формирует обществоведение, а также и другие учебные предметы группы. Учащиеся учатся видеть проблемы и кроющиеся в них возможности, ставить цели, генерировать идеи и реализовывать их; учатся инициативности и ответственности, сотрудничеству во имя достижения цели; учатся доводить дело до конца, гибко реагировать на изменения, брать на себя разумный риск и справляться с неуверенностью; учатся выбирать подходящие и творческие методы для реализации идей, которые опираются на ситуацию, адекватный анализ собственной способности и ресурсов и на прогноз результатов деятельности, а также соответствуют целям.
Интеграция с другими компетентностями области и другими областями предметов.

Социальные предметы связаны с другими группами учебных предметов через формирование компетенций.


Компетенция общения – способность выражать свои мысли ясно и уместно как в устной, так и в письменной форме, читать и понимать различные тексты; пользоваться уместными языковыми средствами и подходящим стилем, а также словарным запасом по предмету и богатым выразительным языком, соблюдать требования грамотности. Кроме того, важное значение приобретают умение критического анализа текста, умение написания медиа-текста, получение информации и ее критическая оценка, оформление работ и защита авторских прав.
Компетенция иностранных языков – знание разных культур и традиций, понимание различий между своей и другими культурами, а также уважение к другим языкам и культурам; общение в мультикультурном обществе; владение иностранными языками.
Математическая компетенция – времяисчисление; планирование ресурсов (время, деньги); математическая грамотность, представление данных в цифрах (графики, таблицы, диаграммы); умение ставить проблемы, находить подходящие стратегии для их решения и применять их, анализировать идеи решений и проверять достоверность результатов; умение логически рассуждать, обосновывать и доказывать, а также ценить математический подход, понимать его социальное, культурное и персональное значение.
Природоведческая компетенция – влияние природной среды и географического положения на развитие человеческого общества, развитие человека и происходящие с народонаселением процессы; экономические ресурсы; устойчивость общества, бережное потребление, изменение климата, глобальные проблемы, в т.ч. проблемы окружающей среды, их фиксирование, понимание, а также осознание важности устойчивого и ответственного, в т.ч. бережного по отношению к природе образа жизни.
Технологическая компетенция – должности и профессии в разных обществах, связь развития техники и производства с изменениями в обществе; рынок труда, профессиональная направленность и планирование карьеры; умение оценивать сопутствующие внедрению технологий возможности и опасности, понимать современные тенденции развития и взаимосвязь технологии и науки, эффективно и этично применять современные технологии при формировании своей среды учебы, работы и общения, пользоваться техническими средствами целенаправленно и бережно, соблюдая при этом требования безопасности и защиты интеллектуальной собственности.
Культурная компетенция – рассмотрение тем, связанных с культурой народа Эстонии, народов Европы и других стран мира, осознание важности культурного творчества, изменение оценки красоты во времени, эстетическое развитие и самореализация, народная культура, умение творческого самовыражения.
Компетенция здоровья и физической культуры – способность понимать и ценить важность физической активности как части здорового образа жизни в разные эпохи, развивать терпимое отношение к другим людям, а также принципы сотрудничества при соблюдении здорового образа жизни.





Компетенция общения

Компетенция иностранных языков

Математическая компетенция

Природоведческая компетенция

Технологическая компетенция

Культурная компетенция

Компетенция здоровья и физической культуры

Родной язык и литература

Х



















Иностранные языки

Х

Х










Х




Биология










Х







Х

География










Х










Человековедение

Х



















ИЗО
















Х




Физика







Х




Х







Информатика













Х









Сквозные темы.
1. Сквозная тема «Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры» помогает учащемуся сформироваться в личность, готовую учиться всю жизнь, выполнять разные роли в меняющейся учебной, жизненной и трудовой среде, а также формировать ход своей жизни через осознанные решения, чтобы делать разумный профессиональный выбор.
2. Сквозная тема «Окружающая среда и устойчивое развитие» поддерживает формирование учащегося в социально активного, ответственного и осведомленного о проблемах окружающей среды человека, который старается найти решение вопросов окружающей среды и развития человека, учитывая их устойчивость.
3. Сквозная тема «Гражданская инициатива и предприимчивость» поддерживает формирование учащегося в активного и ответственного члена общины и общества, понимающего принципы и механизмы функционирования общества, а также значение гражданской инициативы, интегрированного в общество, опирающегося в своей деятельности на культурные традиции и направления развития государства, участвующего в деятельности по принятию политических и экономических решений.
4. Сквозная тема «Культурная идентичность» поддерживает формирование учащегося в культурно осведомленного человека, понимающего роль культуры как формирующей силы образа мысли и поведения, изменения культуры во времени, имеющего представление о культурном многообразии и об особенности определенной культурой практикой жизни как на уровне общества и целого (национальная культура), так и внутри общества (региональная, профессиональная, классовая, молодежная и пр. культура, субкультура и контркультура), и ценящего собственную культуру и культурное многообразие, терпимого в культурном смысле и готового к сотрудничеству.
5. Сквозная тема «Информационное общество» поддерживает формирование учащегося в информационно осведомленного человека, ощущающего и осознающего окружающее его информационное общество и способного критически его анализировать, действуя в нем в соответствии со своими целями и с принятой в обществе коммуникационной этикой.
6. Сквозная тема «Технология и инновация» поддерживает формирование учащихся в человека, открытого к инновациям и умеющего целенаправленно использовать современные технологии, успешно действующего в быстро меняющейся технологической жизненной, учебной и трудовой среде.
7. Сквозная тема «Здоровье и безопасность» поддерживает духовное воспитание учащегося, его формирование как эмоционально и физически здорового члена общества, способного на безопасное поведение и на формирование здоровой среды.
8. Сквозная тема «Ценности и нравственность» поддерживает формирование учащегося в нравственно развитого человека, знающего общепризнанные в наше время на международном уровне ценности, соблюдает их в школе и вне школы, не остается безразличным, когда они игнорируются, вмешивается в случае необходимости в пределах своих возможностей.




Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры

Окружающая среда и устойчивое развитие

Гражданская инициатива и предприимчивость

Культурная идентичность

Информационное общество

Технология и инновация

Здоровье и безопасность

Ценности и нравственность

История

Х




Х

Х

Х

Х




Х

Обществоведение

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




Человековедение

Х

Х










Х

Х

Х



Человековедение
Вторая школьная ступень


Цели обучения:




Выпускник 6-го класса должен:




1) описывать возможности и важность самооценки, самоконтроля и самоанализа в повседневных отношениях, ценить различия между людьми и уметь считаться с другими, демонстрируя это в учебной ситуации;

2) ценить свои позитивные черты и позитивные черты и качества других людей, а также дружбу и любовь как источник взаимной поддержки и доверия;

3) ценить заботу, честность, справедливость и чувство ответственности, а также описывать эффективные социальные умения в повседневной жизни: взаимопомощь, участие, заботу и сотрудничество.

4) описывать, какие физические и эмоциональные изменения происходят в переходном возрасте, признавая их индивидуальность;

5) описывать и объяснять причины возможных конфликтов и уметь различать эффективные и неэффективные способы решения конфликтов, демонстрировать, как в учебной ситуации эффективно выразить свои чувства, активно служить и эффективно действовать;

6) описывать, что такое физическое, душевное и социальное здоровье, а также учитывать компоненты здорового образа жизни в повседневной жизни;

7) описывать сопутствующие потреблению наркотиков риски и ценить здоровую жизнь без наркотиков, демонстрировать в учебной ситуации, как отказаться от вредящих себе и другим действий;

8) знать и уметь в учебной ситуации находить разные способы при принятии решений;

9) знать, как действовать в опасной ситуации, уметь в учебной ситуации звать на помощь и владеть приемами оказания первой помощи;

10) описывать действия, которые делают его жизненную среду безопасной и укрепляют здоровье.






Содержание обучения


Тема и кол-во часов

4 кл

5кл

6 кл (35 ч)

I. Здоровье

Здоровье


(3 часа)


Суть здоровья: физическое, душевное и социальное здоровье. Показатели здоровья. Влияющие на здоровье факторы.

Хороший и плохой стресс. Реакции организма на стресс. Возможности снижения напряжения.



Здоровый образ жизни

(3 часа)


Компоненты здорового образа жизни. Здоровое питание. Принципы здорового питания. Влияющие на питание факторы.

Физическая активность. Формы физической активности. Принципы оздоравливающей физической активности. План дня и чередование работы и отдыха. Сон.



Переходный возраст и физические изменения

(3 часа)


Переходный возраст в линии жизни человека. Физические и эмоциональные изменения в переходном возрасте. Разный темп физических изменений в переходном возрасте. Отношение к телу и забота о своем теле.

Половая зрелость и продолжение рода.



Безопасность и рисковое поведение

(4 часа)


Безопасное поведение в школе, дома и на улице. Влияние сверстников и медиа на выбор в части здоровья и безопасного поведения, собственная ответственность. Опосредованное общение.

Эффективные индивидуальные и социальные умения в связанных с наркотиками ситуациях. Выбор и ответственность в связи с наркотиками. Риски для здоровья, связанные с потреблением табака, алкоголя и других распространенных наркотических веществ.



Болезни и первая помощь

(3 часа)


Наиболее распространенные детские и молодежные заболевания. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Предупреждение заболевания. ВИЧ, пути его распространения и возможности профилактики. СПИД.

Принципы первой помощи. Первая помощь в разных ситуациях. Поведение при несчастном случае.



Окружающая среда и здоровье

(2 часа)


Здоровая жизненная среда. Здоровая учебная среда. Здоровье как гарантия благополучия.

II. Общение

Я и общение

(3 часа)


Вера в себя. Самооценка. Самоанализ. Самоконтроль. Определение своих ценностей

Общение с другими

(4 часа)


Мои потребности и потребности других. Иерархия потребностей.

Компоненты общения. Вербальное и невербальное общение. Активное слушание. Выражение чувств. Раскрытие себя. Предубеждения. Утверждающее, агрессивное и унижающее поведение. Как сказать «нет» в связи с поведением, вредящим себе и другим.



Отношения с другими

(5 часов)



Эффективные социальные умения: взаимопомощь, участие, сотрудничество и забота. Терпимость к себе и к другим. Забота. Дружеские отношения. Доверие в отношениях. Эмпатия. Ответственность в отношениях. Влияние и давление сверстников.

Ценность различий и многообразия. Особенности личности. Половые различия. Люди с особыми потребностями



Конфликты

(1 час)


Суть и причины конфликтов. Эффективные и неэффективные пути решения конфликтов.

Принятие решений и решение проблемы

(2 часа)


Принятие решения и решение проблем. Нахождение разных способов поведения при решении проблемы. Учет последствий при решении проблемы. Ответственность при решении проблемы.

Позитивное мышление

(2 часа)


Позитивное мышление. Позитивные черты и свойства в себе и в других, умение их замечать.

Учебные результаты школьной ступени


Учебные результаты

4 кл

5 кл

6 кл

I. Здоровье

1. Здоровье



Учащийся:

1) описывает физическое, душевное и социальное здоровье и объясняет суть здоровья, исходя из этих понятий;

2) знает свои главные показатели здоровья: вес тела и рост, температуру тела, частоту пульса и самочувствие;

3) называет укрепляющие здоровье и вредящие здоровью действия и объясняет их влияние на физическое, душевное и социальное здоровье человека;

4) различает основные реакции организма при стрессе и описывает связанные с этим возможности справиться с ситуацией;

5) ценит свое здоровье.



2. Здоровый образ жизни

Учащийся:

1) умеет различать здоровые и нездоровые решения в повседневной жизни;

2) составляет для себя здоровое меню питания и анализирует его, исходя из принципов здорового питания;

3) описывает принципы здорового питания и ценит их;

4) объясняет, как питание связано со здоровьем;

5) описывает факторы, влияющие на выбор питания человека;

6) знает влияние физической деятельности на свое здоровье и приводит соответствующие примеры;

7) умеет оценивать свой план дня, исходя из компонентов здорового образа жизни;

8) оценивает и умеет планировать достаточность физической активности в своей повседневной деятельности;

9) ценит здоровый образ жизни.



3. Переходный возраст и физические изменения

Учащийся:

1) описывает переходный возраст как часть линии жизни человека и происходящие в переходном возрасте изменения в связи с телом и чувствами;

2) признаёт свои физические изменения и знает, как заботиться о своем теле;

3) знает, что переходный возраст варьируется, и у каждого свой темп развития;

4) знает признаки половой зрелости и связь первичных половых признаков с продолжением рода.


4. Безопасность и рисковое поведение

Учащийся:

1) описывает ситуации, в которых можно предотвратить несчастные случаи;

2) объясняет, почему правила движения обязательны для всех, и описывает, как их соблюдать;

3) знает, что при несчастном случае нельзя ставить свою жизнь под угрозу, а также как звать на помощь;

4) называет вытекающие из медиа риски для своего поведения и отношений;

5) общаясь посредством медиа, понимает суть опосредованного общения и ответственность за свои слова и поступки;

6) ценит безопасность и безопасное поведение;

7) демонстрирует в учебной ситуации, как эффективно использовать индивидуальные и социальные умения в ситуациях, связанных с табаком, алкоголем и наркотическими веществами: справляется с эмоциями, владеет самоощущением, критически мыслит, решает проблемы, умеет общаться;

8) описывает вредное воздействие табака и алкоголя на организм человека;

9) ценит многообразную позитивную и здоровую жизнь без наркотиков.



5. Болезни и первая помощь

Учащийся:

1) умеет описывать, как предупреждать наиболее распространенные инфекционные и неинфекционные заболевания;

2) объясняет и приводит примеры, как лечатся болезни медицинскими средствами и средствами народной медицины;

3) знает, что такое ВИЧ и СПИД, и как защититься от заражения СПИДом;

4) описывает, как помочь себе и другим при несчастном случае;

5) знает, как безопасно действовать и звать на помощь в опасной ситуации, а также демонстрирует в учебной ситуации наиболее простые средства первой помощи (например, боль в животе, замерзание, перелом, обморок, вывих, сотрясение мозга, температура и солнечный удар);

6) называет средства первой помощи и описывает, как их применять на практике;

7) ценит свою жизнь и жизнь других людей.



6. Окружающая среда и здоровье

Учащийся:

1) описывает здоровую жизненную среду, исходя из природной и искусственной среды своего родного края;

2) различает факторы, которые делают жизненную среду безопасной и укрепляют здоровье или делают ее опасной и вредят здоровью;

3) описывает влияние учебной среды на учебные результаты учащегося.



II. Общение

1. Я и общение



Учащийся:

1) анализирует свои черты характера и качества, ценя позитивные качества;

2) понимает, что влияет на самооценку и как она формируется;

3) понимает суть самоконтроля и демонстрирует в учебной ситуации контроль своего поведения, справляясь со злостью и другими эмоциями;

4) умеет объяснять и обосновывать свои ценности в связи с самоанализом.


2. Общение с другими

Учащийся:

1) определяет свои основные потребности и основные потребности других людей и осмысливает их;

2) знает суть общения и ценит необходимость эффективных умений общения;

3) различает вербальное и невербальное общение;

4) описывает различные невербальные средства общения и их влияние на вербальное общение;

5) демонстрирует в учебной ситуации приемы активного слушания;

6) понимает влияние раскрытия себя на общения;

7) демонстрирует в учебной ситуации, как выражать свои чувства вербально, сохраняя и укрепляя отношения;

8) осознаёт влияние предубеждений на общение в повседневной жизни и приводить примеры этого;

9) различает и описывает утверждающее, агрессивное и унижающее поведение, а также понимать влияние такого поведения на отношения;

10) знает, что ответ «нет» является отстаиванием своих прав, и умеет с учетом партнера говорить «нет» при поведении, вредящем себе и другим, и признаёт ответ «нет» со стороны партнера при поведении, вредящем себе и другим;

11) ценит позитивное отношение к себе и к другим.



3. Отношения с другими

Учащийся:

1) описывает функционирование эффективных социальных умений (взаимопомощь, сотрудничество и забота) в повседневной жизни;

2) умеет предлагать помощь и принимать помощь от других;

3) ценит заботливость, терпимость, сотрудничество и взаимопомощь;

4) различает различные роли людей в отношениях и их изменяющийся характер;

5) демонстрирует в учебной ситуации умение видеть ситуацию с точки зрения других;

6) придаёт важность умению поставить себя в ситуацию другого человека, понимать его чувства и ценить эмпатическое отношение;

7) ценит дружбу как источник взаимного доверия и поддержки;

8) описывает влияние мнений, выборов и поведения группы сверстников, а также последствия давления;

9) понимает особенности личности и осознаёт половые различия и особые потребности людей.



4. Конфликты

Учащийся:

1) поясняет хорошие и плохие стороны конфликта, признавая конфликты как часть жизни;

2) знает, различает и описывает эффективные и неэффективные способы решения конфликтов;

3) при решении конфликтов в учебной ситуации пользуется эффективными способами и ценит их.



5. Принятие решений и решение проблемы

Учащийся:

1) знает и умеет в учебной ситуации находить разные способы решения конфликтов при принятии решений;

2) описывает недостатки и преимущества разных способов решения конфликтов при принятии решения;

3) понимает краткосрочные и долгосрочные последствия способов решения конфликтов при принятии решений;

4) объясняет и описывает выбор подходящих для разных ситуаций наилучших способов поведения;

5) ценит взятие на себя ответственности при принятии решений.



6. Позитивное мышление

Учащийся:

1) называет и ценит позитивные свойства свои и других людей;

2) ценит позитивное мышление.




Учебная деятельность
При планировании и организации учебной деятельности:

1) исходят из базовых ценностей учебной программы, общих компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и ожидаемых результатов учебы, поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и проходящими через всю программу темами;

2) обеспечивается, чтобы учебная нагрузка на учащихся (в т.ч. объем домашних заданий) была умеренной, распределялась равномерно на весь учебный год и оставляла учащимся достаточно времени для отдыха и занятий по интересам;

3) предоставляется возможность учиться индивидуально или вместе с другими (самостоятельная работа, работа в паре и в группе), чтобы поддержать формирование у учащихся навыков активной и самостоятельной учебы;

4) применяют дифференцированные учебные задания, содержание и степень сложности которых способствуют индивидуализированной трактовке и повышают мотивацию к учебе;

5) используются учебная среда, учебные средства и материалы, основанные на современных информационных и коммуникационных технологиях;

6) расширяют учебную среду: социально-культурная среда, компьютерный класс, предприятия, музеи, выставки и т.д.;

7) используется разносторонний выбор методов обучения акцентом на активные методы обучения: обсуждения, дискуссии, анализ случая, работа в паре, проектное обучение, ролевые игры, работа в группе, диспуты, составление учебной карты и исследования, практические и исследовательские работы (например, заполнение рабочих листов, написание творческих работ, поиск информации в информационных источниках) и т.д.;

8) учитываются особенности учащихся и местная специфика, а также происходящие в обществе изменения, основу для чего создает представление содержание обучения через обязательные, а также углубленные и расширенные темы;

9) развиваются знания, умения и позиции учащихся, при этом основной акцент делается на формирование позиций;

10) обеспечивается возможность связать обучение с повседневной жизнью (встречи с разными людьми, привлечение родителей и т.д.), чтобы весь подход к предмету был максимально приближен к жизни.
Физическая учебная среда

1. Школой организуется преобладающая часть обучения в классе, где есть возможности перестановки мебели для работы в группе и для беседы за круглым столом, школьные принадлежности, учебная литература (учебник, рабочая тетрадь), поддерживающие демонстрационные средства.

2. Для связывания обучения с повседневной жизнью школа обеспечивает возможность обучения за пределами класса.

Оценивание


Текущее оценивание:

Оценивание успехов учащихся осуществляется со школьным порядком оценивания.

Итоговая оценка выставляется на основе текущих оценок.

Контрольные работы





Оценивание

4 кл

5 кл

6 кл (35 ч)

Контрольные работы проводятся по следующим темам:

Здоровый образ жизни

Компоненты здорового образа жизни. Здоровое питание. Принципы здорового питания. Влияющие на питание факторы.

Физическая активность. Формы физической активности. Принципы оздоравливающей физической активности. План дня и чередование работы и отдыха. Сон.



Безопасность и рисковое поведение

Безопасное поведение в школе, дома и на улице. Влияние сверстников и медиа на выбор в части здоровья и безопасного поведения, собственная ответственность. Опосредованное общение.

Эффективные индивидуальные и социальные умения в связанных с наркотиками ситуациях. Выбор и ответственность в связи с наркотиками. Риски для здоровья, связанные с потреблением табака, алкоголя и других распространенных наркотических веществ.



Общение с другими

Мои потребности и потребности других. Иерархия потребностей.

Компоненты общения. Вербальное и невербальное общение. Активное слушание. Выражение чувств. Раскрытие себя. Предубеждения. Утверждающее, агрессивное и унижающее поведение. Как сказать «нет» в связи с поведением, вредящим себе и другим.



Отношения с другими

Эффективные социальные умения: взаимопомощь, участие, сотрудничество и забота. Терпимость к себе и к другим. Забота. Дружеские отношения. Доверие в отношениях. Эмпатия. Ответственность в отношениях. Влияние и давление сверстников.

Ценность различий и многообразия. Особенности личности. Половые различия. Люди с особыми потребностями



Формы контрольных работ:

контрольная работа

тестовая работа

практическая работа

творческая работа


При оценке учебных результатов по человековедению за основу берется общая часть государственной учебной программы основной школы, общая часть школьной учебной программы и порядок внутреннего оценивания школы. Оценивание по человековедению означает поддержку достижения конкретных результатов обучения и развития учащегося, основной акцент делается на поддержку развития учащегося. Знания и умения учащегося оцениваются на основании устных ответов (выступлений), письменных и/или практических работ, с учетом соответствия знаний и умений целям обучения, предусмотренным учебной программой. При оценивании письменных заданий учитывается, прежде всего, содержание работы, но исправляются и ошибки в правописании, которые при оценивании не учитываются. При оценке результатов обучения используются вербальные оценки и оценки в виде цифр. Учащийся должен знать, что и когда оценивается, какие средства оценивания используются и каковы критерии оценки.


Основная задача оценивания заключается в том, чтобы поддержать развитие учащегося, формируя позитивное самовосприятие и адекватную самооценку, причем важна роль самого учащегося в оценивании, т.е. должны предоставляться возможности самооценки.

При изучении человековедения оцениваются знания и умения учащихся, но не оцениваются позиции и ценности. Относительно позиций и ценностей учащемуся дается обратная связь.

Оценивание знаний по предмету, умений и позиций может быть как изобразительным, так и обобщающим, причем основной акцент делается на изобразительном оценивании. Формы оценивания результатов обучения разнообразны, и они включают в себя как устные и письменные, так и практические задания.
В части устных и письменных заданий учащийся:

1) разъясняет и описывает содержание и взаимосвязь понятий;

2) разъясняет свои мнения, оценки, точки зрения и отношение, связывая их с приобретенными знаниями;

3) различает, группирует, сравнивает и анализирует ситуации, состояния, действия и признаки, исходя из результатов обучения;

4) демонстрирует знание фактов, понятий и закономерностей, исходя из содержания обучения.
В части практических работ учащийся:

1) применяет теоретические знания в практических ситуациях;

2) демонстрирует определенные в результатах обучения умения в учебной ситуации;

3) описывает применение определенных в результатах обучения знаний и умений в повседневной жизни.


Цель оцениванияподдержать развитие ученика и его мотивацию к учебе. Оценивание происходит на основе школьного порядка по оцениванию. следующая страница >>