Учебная программа по дисциплине Программная инженерия (Отделение прикладной информатики и информационных технологий) для специальнос - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины программная инженерия направление подготовки... 1 277.79kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 40... 9 1698.43kb.
Программа дисциплины «Программная инженерия» 1 130.97kb.
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 231000. 62 «Программная... 1 364.48kb.
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем... 1 289.19kb.
Рабочая программа дисциплины информационная безопасность Направление... 1 306.73kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: «Оптические информационные... 1 130.2kb.
Рабочая программа дисциплины математические основы криптографии направление... 1 219.4kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «архитектура ЭВМ... 1 191.41kb.
Программа дисциплины Компьютерная графика для направления 231000. 1 162.58kb.
Программа Научного семинара «Методы и алгоритмы защиты информации» 1 87.13kb.
Дипломная работа Допущена к защите 1 302.71kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа по дисциплине Программная инженерия (Отделение прикладной информатики - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт прикладной информатики, математики и физики


Утверждено на заседании
кафедры информатики и ИТО


протокол № 1 от ______________ 2012
Зав. кафедрой ._______Бельченко В.Е


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Программная инженерия

(Отделение прикладной информатики и информационных технологий)
для специальности

080801 "Прикладная информатика (в экономике)»


Форма отчетности: экзамен

курс 3 семестр 5, ОЗО
Программа составлена

доцентом кафедры информатики

и ИТО Бабенко Т.А.

2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Появление в XXI веке единого информационного и образовательного пространства расширило рамки профессиональной деятельности программиста – теперь это любая предметная область, а не только программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Разнообразнее стали и производимые программистом «продукты» – программные модули, программные комплексы и системы; а также интернет-программирование, компьютерные игры, интеграция информационных технологий и т.д.

Программная инженерия — это область компьютерной науки и технологии, которая занимается построением программных систем, настолько больших и сложных, что для этого требуется участие слаженных команд разработчиков различных специальностей и квалификаций. Обычно такие системы существуют и применяются долгие годы, развиваясь от версии к версии, претерпевая на своем жизненном пути множество изменений, улучшение существующих функций, добавление новых или удаление устаревших возможностей, адаптацию для работы в новой среде, устранение дефектов и ошибок.

По окончании курса студент будет уметь проектировать, разрабатывать программные продукты (программное обеспечение) и проекты (проекты разработки программного продукта), программы и программную документацию; управлять процессами жизненного цикла программного продукта, использовать современные методы, средства и технологии разработки программного обеспечения; работать в коллективе, управлять командой исполнителей в процессе производства программных продуктов в рамках научно-исследовательской, аналитической, проектной, технологической, производственной, педагогической, организационно-управленческой и сервисно-эксплуатационной деятельности.
Дисциплина «Программная инженерия» включает изучение базовых алгоритмических конструкций, основных операторов и их использования. В качестве языка программирования выбран ПАСКАЛЬ, т. к. он наиболее удачно используется для переноса блок-схем алгоритмов на алгоритмический язык.

Курс «Программная инженерия» включает в себя знание основных конструкций языка ПАСКАЛЬ и основных алгоритмов. Основная задача курса заключается в том, чтобы ознакомить студентов с методами программирования на этом языке, показать спектр задач, решаемых с помощью этого языка.

Содержание курса «Программная инженерия» составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ.

Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.



Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Порядок его проведения и выносимые вопросы сообщаются студентам заблаговременно, в соответствии с требованиями нормативных документов и деканата факультета.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ТЕМА

Лек

Лаб

Ауд

Сам

Всего

1.

Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

2









10

2.

Программная инженерия в жизненном цикле программных сред

2







4

6

3.

Программное обеспечение: природа и качество. Классификация ПО

2







10

12

4.

Обзор языков программирования, технологий и средств обработки.

2







4

6

5.

Лабораторный практикум




8




28

36

5.1

Оператор присваивания.




1










5.2

Логические выражения, логические операции. Команды ветвления.




1










5.3

Понятие цикла. Оператор цикла со счетчиком.




2










5.4

Оператор цикла с предусловием, оператор цикла с постусловием.




2










5.5

Структурированные данные. Массивы.




2










 

ЭКЗАМЕН

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

8

8




54

70



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Содержание учебного материала.

Лекция № 1.

Тема: Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

Программная инженерия — это инженерная дисциплина, которая связана со всеми аспектами производства ПО от начальных стадий создания спецификации до поддержки системы после сдачи в эксплуатацию. В этом определении есть две ключевые фразы:



  • Инженерная дисциплина

  • Все аспекты производства ПО


Лекция № 2.

Тема: Программная инженерия в жизненном цикле программных сред

Типовая модель процессов жизненного цикла сложной системы начинается с концепции идеи системы или потребности в ней, охватывает проектирование, разработку, применение и сопровождение системы, и заканчивается снятием системы с эксплуатации. Программные средства служат для выполнения определенных функций систем на компьютерах. Модель жизненного цикла системы обычно разделяют на последовательные периоды


Лекция № 3.

Тема: Программное обеспечение: природа и качество. Классификация ПО

Классификация ПО. Требования и показательные качества ПО. Информационные системы. Системы реального времени. Принципы инженерии ПО.


Лекция № 4.

Тема: Обзор языков программирования, технологий и средств обработки.

Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Объекты, сообщения, интерфейсы, классы, полиморфизм. Реляционные и объектно-ориентированные базы данных. Интеренет приложения, веб сервисы. Средства управления исходным кодом (CVS, Subversion, SourceSafe)
3.2. Содержание лабораторных работ.
Лабораторная работа № 1. Линейные программы.
Цель работы: Отработка практических навыков составления линейных программ.
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материал электронного методического пособия. Раздел «Линейные программы»

Содержание работы:


  1. Составить программу расчета значения функции

Z = |3 ех+3 – 2 ln ху| + 1,8х2 + 1 при любых значениях х и у.

2. Вводится вещественное число а. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, получить a4 за две операции.

3. Введено 3-значное число. Найти произведение его цифр.
Форма представления отчета:

Предоставить в электронном и письменном виде программы, реализующие задания и результаты выполнения программ. Проанализировать выполнение программы.



Лабораторная работа № 2. Операторы условного и безусловного перехода.

Цель работы: Отработка практических навыков составления программ с ветвлением.
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материал электронного методического пособия. Раздел «Разветвляющиеся программы».
Содержание работы:

1.Часть плоскости ограничена отрезками , соединяющими точки (1,0), (0,1), (-1,0), (0,1). Принадлежит ли этой области точка с координатами X,Y?

2.Определить, сколько четных цифр во введенном 4-х значном числе.

3.Ввести номер месяца и вывести название соответствующего месяца.


Форма представления отчета:

Предоставить в электронном и письменном виде программы, реализующие задания и результаты выполнения программ. Проанализировать выполнение программы.


Лабораторная работа № 3. Цикл FOR
Цель работы: Отработка практических навыков составления программ с оператором FOR.
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материал электронного методического пособия. Раздел «Циклы».
Содержание работы:

1. Найти сумму натуральных чисел от 10 до 150.

2. Арифметическая прогрессия задана формулой an=3n+5. Вывести первые 10 членов этой прогрессии и найти их сумму.

4. Найти произведение: Р = (1 + х)·(3+2х)·(5+3х)·... (n множителей)


Форма представления отчета:

Предоставить в электронном и письменном виде программы, реализующие задания и результаты выполнения программ. Проанализировать выполнение программы.


Лабораторная работа № 4. Массивы. Способы формирования линейных массивов.
Цель работы: Отработка практических навыков составления алгоритмов по работе с линейными массивами.
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материал электронного методического пособия. Раздел «Линейные массивы».

Содержание работы:

  1. В массиве хранятся значения роста двенадцати человек. С помощью датчика случайных чисел заполнить массив целыми значениями, лежащими в диапазоне от 163 до 190 включительно. Найти значение максимального элемента массива и его порядковый номер.

  2. Заполнить массив А[1..8] числами, вводимыми с клавиатуры. Найти среднее арифметическое положительных элементов.

  3. В массиве хранится информация о количестве осадков, выпавших за каждый день ноября. Определить, в какие числа каждого месяца осадков не было .


Форма представления отчета:

Предоставить в электронном и письменном виде программы, реализующие задания и результаты выполнения программ. Проанализировать выполнение программы.



Форма представления отчета:

Предоставить в электронном и письменном виде программы, реализующие задания и результаты выполнения программ. Проанализировать выполнение программы.


4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4.1. Список рекомендуемой литературы в библиотеке АГПУ с указанием места хранения.
УДК 518 ББK 32.97 а.з. И-74 (Абонемент)

Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович.-Санкт - Петербург: Питер, 2002. -640C.


УДК 518 ББK 32.97 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович.-Санкт - Петербург: Питер, 2002. -640C.


УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Абонемент)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -256C.


УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -256C.


УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Абонемент)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.
УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Техфак)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.
УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. М-74 (Читальный зал)

Могилев А.В. и др.

Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.
УДК 518 ББK 32.81 а.з. И-74 (Читальный зал)

Информатика: практикум по технологии работы на компьютере. Под. ред. Н.В. Макаровой. Изд. 3-е, перераб. и доп.-Москва: Финансы и статистика, 2001. -768C.



УДК 518 ББK 32.81 а.з. О-76 (Читальный зал)

Острейковский В.А.

Информатика: учеб. для техн. направлений и спец. вузов.-Москва: Высш. шк., 1999. -512C.


4.2. Содержание и виды самостоятельной работы студентов.

1) Проработка лекционного материала.

2) Работа с основной и дополнительной литературой.

a) к лекции № 1 [1] с.62-70; [6] с. с.587-588

b) к лекции № 2 [6] с.588-598.

c) к лекции № 3 [1] c.71-86; [5] с.82-102.

d) к лекции № 4 [1] c.561-574; [6] с.599-603.

e) к л.р № 1 [6]c.629-633.



f) к л.р.№ 2 [6] с.576-580; [6] с. 641-644.

i) к л.р. № 3 [5] с.172-191; [6] с. 645-650.

  1. к л.р.№ 4 [6] c.651-670.

  1. Подготовка к лабораторным занятиям.


5. Вопросы к экзамену


  1. Понятие алгоритма.

  2. Свойства алгоритмов.

  3. Способы представления алгоритмов.

  4. Основные структуры алгоритмов.

  5. Структура алгоритма «Следование».

  6. Структура алгоритма «Разветвление».

  7. Структура алгоритма цикл «Пока».

  8. Характеристика языка программирования «Паскаль».

  9. Структура программы на языке «Паскаль».

  10. Основные разделы программы на языке «Паскаль».

  11. Раздел описаний программы на языке «Паскаль».

  12. Основные типы данных в языке «Паскаль».

  13. Оператор присваивания в языке «Паскаль». Примеры.

  14. Оператор ввода данных в языке «Паскаль». Примеры.

  15. Оператор вывода данных в языке «Паскаль». Примеры.

  16. Стандартные операции и функции от скалярных переменных языке «Паскаль».

  17. Выражения в языке «Паскаль». Примеры.

  18. Условный оператор в языке «Паскаль». Примеры.

  19. Составной оператор в языке «Паскаль». Примеры.

  20. Оператор выбора в языке «Паскаль». Примеры.

  21. Оператор цикла с параметром в языке «Паскаль». Примеры.

  22. Оператор цикла с предусловием в языке «Паскаль». Примеры.

  23. Оператор цикла с постусловием в языке «Паскаль». Примеры.

  24. Массивы в языке «Паскаль». Примеры.

  25. Ввод и вывод одномерного массива в языке «Паскаль». Примеры.

  26. Ввод и вывод двумерного массива в языке «Паскаль». Примеры.

  27. Основные алгоритмы работы с массивами в языке «Паскаль». Примеры.

  28. Процедуры пользователя в языке «Паскаль». Примеры.

  29. Функции пользователя в языке «Паскаль». Примеры.

  30. Символьные переменные в языке «Паскаль». Примеры.

  31. Строковые переменные в языке «Паскаль». Примеры.

  32. Процедуры и функции для работы со строковыми переменными в языке «Паскаль». Примеры.

  33. Работа с файлами в языке «Паскаль». Примеры.



Типовые задачи к экзамену
1. Дано натуральное число n. Вычислить 21+22+…+2n .

  1. Дано натуральное число n. Вычислить n! ()

  2. Дано натуральное число n. Вычислить .

  3. Дано натуральное число n и действительно число х. Вычислить .

  4. Даны натуральные числа а, n. Вычислить .

  5. Найти произведение: Р = (1 + х)·(3+2х)·(5+3х)·... . (n множителей)

  6. Задана арифметическая прогрессия. 7,6; 6,3; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала <0.

  7. Задана арифметическая прогрессия 2; 2,8; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала >20.

  8. Задана арифметическая прогрессия. 7,1; 5,3; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала <0.

  9. Задана арифметическая прогрессия. 8,4; 6,2 … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала <0.

11. Задана арифметическая прогрессия. 2; 3,8; ... . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала >30.


6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
6.1. Основная литература.

  1. Мартин Фаулер Архитектура корпоративных программых приложений. Москва. Изд. Вильямс 2004.

  2. Карло Гецци, Мехди Джазайери, Дино Мандриоли Основы инженерии программного обеспечения. Санкт-Петербург БХВ 2005.

  3. Э. Таненбаум, М. ван Стеен Распределенные системы. Принципы и парадигмы. Изд. Питер 2004.

  4. Джон Макгрегор, Девид Сайкс Тестирование объектно-ориентированного программного обеспечения. 2002

  5. Beck. Test-Driven Development: By Example. Addison-Wisley, 2003.

  6. Эд Салливан Время-деньги. Microsoft Press, Русская редакция. Москва 2002.

  7. Бек, К. Экстремальное программирование. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2002.

  8. Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/

  9. Sun Microsystems. Java Language Specification, http://java.sun.com/j2se/

  10. Object Management Group's Unified Modeling Language http://www.omg.org/uml/

11.Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорнкомпресс, 1999.

12.Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. – М.: Просвещение, 1988.

13. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие.-М.: «Нолидж»,1999-616с., ил.

14.Д.Праймс Программирование на языке Паскаль. Практическое руководство М.: Мир, 1997

15.Васюкова Н.Д., Тюляева В.Р. Практикум по основам программирования языка Паскаль. Учебное пособие .М.: Высшая школа. 1991.

16.Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие.-М.:»Нолидж»,1999-616с., ил.

17.Тимофеев А.В. Информатика и искусственный интеллект.- М.,1992.




    1. Дополнительная литература.




  1. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Практика программирования. Учебное пособие.-М.: «Нолидж»,1999-432с., ил.

  2. Д.Праймс Программирование на языке Паскаль. Практическое руководство М.: Мир, 1997

  3. Братко И. Программирование на языке ПРОЛОГ для искуственного интеллекта.- М., 1990.

  4. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  5. Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога. -М., 1993.

  6. Симонс Дж. ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90-х годов. - М., 1985 г.