страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебная программа курса. Рабочая программа курса. Лекция История психологии как наука. - страница №1/10
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru История психологии (лекции)
Введение Курс знакомит студентов с развитием основных психологических понятий, концепций и методов исследования, а также ориентирует их в различных школах современной психологии. Курс состоит из двух основных частей: первая часть освещает вопросы развития психологической науки от античности до конца ХIХ в., вторая – вопросы развития основных современных психологических школ. Блок семинарских и практических занятий направлен на самостоятельный анализ студентами развития психологических понятий, концепций и теорий. В ходе изучения курса студенты приобретают профессиональное умение воссоздавать научно-практическую картину мира различных психологов, анализировать и сравнивать методологические и методические основы различных психологических школ и направлений, осваивают навык профессиональной коммуникации. Для изучения данного курса студенты должны освоить следующие дисциплины: философию, общую психологию. методологию науки. Учебная программа курса “История психологии” для студентов, обучающихся по специальности “Психология”, 1. История психологии как наука. Психологическая наука и ее предмет, теоретическое и эмпирическое знание, аспекты научной деятельности (когнитивный, социальный и личностный), задачи истории психологии. 2. Античная философия и психология. Воззрения философов Милетской школы, понимание природы души Гераклитом, естественнонаучные представления Алкмеона, психологические воззрения Эмпедокла, понятие о душе в учении Анаксагора, Гиппократ и его учение о темпераменте, философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита, философско-психологическая система Сократа - Платона, учение о душе Аристотеля; психологические взгляды стоиков, учение Эпикура о душе, психофизиология Галена. 3. Развитие психологии в Средневековый период. Психологические идеи в арабском мире (Ибн-Сина, Ибн-аль-Хайсам, Ибн-Рощд), неоплатонизм, томизм, материалистические тенденции в средневековой науке о душе. 4. Психология эпохи Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона; философско-психологическая система Р.Декарта; понимание природы психического в учении Т. Гоббса; Б.Спиноза и его учение о психике; проблема бессознательного в трудах Т.В.Лейбница; Дж. Локк: два вида опыта. 5. Психологические идеи эпохи Просвещения. Д.Гартли: основание ассоциативной психологии; Дж. Беркли: чувственный опыт как источник знаний; Д.Юм: субъективные представления; Психологические взгляды французских просветителей (Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро); теория “естественного человека” Ж.-Ж.Руссо. 6. Зарождение психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки возникновения психологической науки. “Личное уравнение” в астрономии. Влияние дарвинизма. Развитие физиологии и психология: И. Мюллер, П. Флоранс, П.Брока. Развитие психиатрии. 7. Экспериментальная психология. Э.Вебер и Г.Т.Фехнер: основы психофизики; Г.Л.Гельмгольц: основы психофизиологии; экспериментальная психология В.Вундта, Г.Эббингауз: изучения памяти и навыков. 8. Зоопсихология. Дифференциальная психология. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Психика животных и человека; “закон экономии” К.Ллойд- Моргана. Теория тропизмов Ж. Леба. Проблема индивидуальных различий. Изучение наследственности Ф.Гальтоном. Развитие метода тестирования. А.Бине: диагностика умственного развития. 9. Психология развития. Предпосылки возникновения. С. Холл: возникновение педологии. Ассоцианизм в детской психологии (Дж. Селли), идея саморазвития Э.Клапареда; А.Гезелл: теория нормального детства. Культурное развитие ребенка (Дж.М. Болдуин), стадии психического развития (К.Бюлер). Этнопсихология детства М.Мид. 10. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника. Психология народов, внушение и подражание. Социальный эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм и учение о коллективных представлениях. Концепция ценностей В. Дильтея. Теория инстинктов социального поведения У. Макдаугалла. Возникновение и развитие психотехники. 11. “Новая психология”. Структурализм. Э.Титченер: предмет психологии, учение о сознании, элементы сознания. Интроспекция. Вюрцбургская школа. О.Кюльпе. Схема процесса мышления, категории и действия. Н.Ах, К. Бюлер, О.Зельц. 12. Функционализм. “Новая психология” Ф.Брентано, психические функции (К.Штумпф). В.Джеймс: принципы психологии, предмет и методы психологии, теория эмоций. “Чикагская школа” Дж. Дьюи. 13. Развитие психологии в России. Развитие наук в России во второй половине ХIХ века. Религиозно-философское направление в русской психологии. Русская экспериментальная психология и И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и его учение о сочетательных рефлексах, И.П. Павлов: учение об условных рефлексах. А.А. Ухтомский: учение о доминанте. 14. Предпосылки возникновения психоанализа. Психоанализ как научный и культурный феномен. Предпосылки возникновения психоанализа. Философские концепции бессознательного: Гартман, Шопенгауэр, Ницше. Месмер и возникновение школы “животного магнетизма”. Исследования в области гипноза. Эксперименты Шарко. Появление психоанализа. 15. Психоанализ З.Фрейда: основные понятия. Психика, психический аппарат, психическая деятельность. Способы психической деятельности. Первичные и вторичные психические процессы. Сознание, предсознание, бессознательное. Энергия либидо. Влечения и инстинкты. Структура инстинкта (источник, цель, импульс, объект). Напряжение и разрядка. Трансформации инстинкта: изменение на противоположность, переориентация, сублимация и вытеснение. 16. Структура личности по З.Фрейду. Ранние представления Фрейда о структуре личности. Позднее учение о структуре личности. Инстанции личности. Эго, супер-эго, ид. Психосексуальные стадии развития. 17. Тревога и защита. Понятие тревоги. Природа тревоги. Первичная и вторичная тревога. Реалистическая, невротическая и моральная тревога. Понятие психологической защиты. Виды защиты. Вытеснение. Проекция. Замещение. Рационализация. Интеллектуализация. Аффектация. Противодействие. Регрессия. Сублимация. Отрицание. 18. Психоанализ как метод исследования. Основные принципы психоаналитического исследования. Метод свободных ассоциаций. Основные правила метода свободных ассоциаций. Исследование ошибочных действий. Оговорки, очитки, описки, действия, совершаемые по ошибке. Исследование сновидений. Образование сновидения. Сны и работа сна. Охранительная функция сновидений. Механизмы сна. Сгущение, смещение, превращение, вторичная обработка. Толкование сновидений как совместная работа с клиентом. 19. Психоанализ как метод психотерапии. Норма и болезнь с точки зрения психоанализа. Психический конфликт. Психическая травма. Понятие о комплексе. Аналитическая ситуация. Перенос. Контрперенос. Сопротивление. Лечебный альянс. Негативная терапевтическая реакция. Отреагирование. Интерпретация. Инсайт. 20. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Структура психики по К.Юнгу. Индивидуация. Экстраверсия и интроверсия. Сознание. Личное бессознательное. Объективная психика. Сознание и бессознательное. Понятие сознания в аналитической психологии К.Г.Юнга. Структура сознания. Эктопсихика и эндопсихика. Функции сознания. Ощущение, мышление, чувства, интуиция. Память, эмоции и аффекты, субъективные компоненты сознательных действий, инвазии. 21. Психология коллективного бессознательного. Понятие комплекса. Ассоциативный эксперимент. Понятие архетипа. Персона, эго, тень, анима, анимус, забота, самость. Психологический рост. Движение от эго к самости. Раскрытие персоны. Встреча с тенью. Встреча с анимой (анимусом). Развитие самости. 22. Проблемы религии и культуры в психологии З. Фрейда и К. Г. Юнга. Психологические основания художественного творчества в теории З. Фрейда. Толкование причин художественного творчества К.Г. Юнгом. Возникновение религии и ее роль в жизни первобытного общества (З. Фрейд). Индивидуальная психология и религия. 23. Индивидуальная психология А.Адлера. Основные принципы индивидуальной психологии. Чувство неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности и его истоки. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Стиль жизни и типы личности. Социальный интерес. Порядок рождения. Психология мужчины и женщины. 24. Неофрейдизм В.Райха. Телесно-ориентированный психоанализ. Понятия “оргонной энергии”, “мышечной брони”. Структура характера. Характер и “мышечная броня”. Характер и общество. Невротический характер и фашизм. Подавление сексуальности как средство формирования невротического характера и воспроизводства авторитарного общества. Концепция сексуальной революции. 25. Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности. Базовые потребности личности. Базальная агрессия и базальная тревога. Этиология невроза. Невротические потребности и ориентации. Базальный конфликт. 26. Неофрейдизм Э.Фромма. Вклад Э. Фромма в психоанализ. Представления о природе человека. Сущность человека как противоречие. Иметь или Быть. Развитие личности: биофилия, любовь к людям, свобода. Деформации личностного развития: некрофилия, нарциссизм, инцестуозные привязанности. Толкование сновидений. Психоанализ характера, типы характера. 27. Бихевиоризм. Методологические основания бихевиоризма. Эксперименты Э. Ли Торндайка. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена: концепция научения, латентное научение. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, подкрепление и его эффективность. Подкрепление и наказание. Социально-когнитивное направление: А. Бандура (научение через наблюдение, виды подкрепления, самоэффективность). Дж. Роттер: прогноз человеческого поведения, локус контроля. 28. Гуманистическая психология. Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Категория личности в гуманистической психологии: способ существования человека как личности, цели существования человека как личности, условия и средства достижения этих целей. Самоактуализация. Полноценно функционирующий человек. Недирективная терапия К. Роджерса: деформации психического развития личности, терапевтическая ситуация. 29. Гештальт-психология. Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии: работы И. Канта, Э. Маха, К. фон Эренфельса. Возникновение гештальт-психологии: эксперименты Вертхеймера, фи-феномен, константность восприятия. Принципы восприятия. Исследования интеллекта: опыты Келера, инсайт, творческое мышление людей. Изоморфизм. Теория поля: годологическое пространство, человек и его цели, понятия баланса и напряженности. 30. Генетическая психология Ж. Пиаже. Ж. Пиаже и его работа: цель и методы научной деятельности. Генетическая эпистемология и генетическая психология: генетическая эпистемология как прикладная генетическая психология. Психология формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка, стадиальность данного процесса. Критерии стадий. Понятия вертикального и горизонтального декаляжа. Структура научного знания, история развития научных понятий. Теория интеллекта: биологические основы интеллекта. Организация и адаптация. Ассимиляция и аккомодация. 31. Когнитивная психология. Предпосылки возникновения когнитивной психологии: работы Дж. Миллера, Дж. Брунера и У. Найссера. Основные положения когнитивной психологии. Основные понятия направления. Основные научные теории когнитивной психологии: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. 32. Российская психология в начале ХХ в. Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. Основные направления российской психологии того времени. Экспериментальная психология: предпосылки возникновения, характерные черты. Эмпирическая психология: основные черты, методологические положения, метод исследований. Религиозно-философская психология: основания направления, ключевые идеи направления, основные черты душевной жизни. 33. Развитие отечественной психологии в 20-30-е гг. ХХ в. Введение. Психология и революция. Развитие психотехники. Основные черты советской психотехники. Советская педология. Педология и общественный заказ. Различные направления внутри педологии. Поведенчество. Рефлексология В.М. Бехтерева. Реактология К.Н. Корнилова. Психоанализ в России. Развитие психоаналитического движения. Психоанализ и марксизм. Разгром прикладной психологии в России в 30-е гг. 34. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Введение. Феномен Л.С. Выготского. Развитие психических функций в онтогенезе. Высшие и низшие психические функции. Психологические орудия. Знак и значение. Мышление и речь. Формирование понятий у детей. Научные и житейские понятия. Развитие и обучение. Зона ближайшего развития. Дефектология. Проблема личности. Активность личности. Стадиальность развития личности. Кризисы развития. 35. Московская школа в отечественной психологии. Разработка проблемы культурно-исторического развития. Исследования развития психики А.Р. Лурия. Психология развития: А.Н. Леонтьев. Источник и движущие силы психического развития ребенка. Интериоризация. Формирование мыслительных действий. Д.Б. Эльконин: основные положения теории развития личности. Структура сознания. Сознание и речь. Речь и мышление. Нейропсихология. 36. Ленинградская школа в отечественной психологии. Б.Г. Ананьев: системный подход к изучению личности. Индивидуальное развитие. Развитие личности. Гетерохронность развития. Сенсорно-перцептивная организация личности. Межанализаторные интермодальные сенсорные системы. Сензитивность и сензитивные периоды развития человека. Сенсибилизация. Личность и общение. Восприятие человека человеком. Факторы, влияющие на процессы восприятия другого человека. Проблема понимания человека человеком. 37. Сергей Леонидович Рубинштейн и его школа в отечественной психологии. Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Концепция субъекта и деятельности. Субъективное и объективное. Категории деятельности, субъекта и бытия. Принципы психологической науки: принцип деятельности. Деятельность и сознание. Сознание и психический процесс. Структура личности. Жизненный путь личности. Психический процесс и психическая деятельность. Мышление как процесс и деятельность. Человек и мир. Категории бытия – мира – объекта – материи. Категория субъекта в его отношениях к миру. Рабочая программа курса “История психологии” для студентов, обучающихся по специальности “Психология” (4 семестр)
(5 семестр)
(6 семестр)
Лекция 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА. Вопросы лекции:
Психологическая наука и ее предмет История психологии — это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической. Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике. Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной. Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии — другой. Их непременно следует разграничивать. Что же является предметом психологии? В самом общем определении — психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться. Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело — предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий. Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром — с другой. Естественно поэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением того, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике. Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта. Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее, в практике своей жизни познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горючесть и т. д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическом облике своих ближних. Но подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройство и законы физического мира, она просвечивает своими понятиями тайны психического мира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе не оборвалась на сегодняшних рубежах. Вот почему знание о предмете психологии невозможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки. Поскольку мы затронули вопрос, касающийся отличия житейской мудрости от научного знания, следует хотя бы кратко оценить специфику последнего. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово "теория" греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами. Теоретическое и эмпирическое знание. Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств — иллюзорную. Решающий признак научного знания — его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике. На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа — потемки"). Причем такого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"), особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания. Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность косвенным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т. п. — "сырой" материал, который только благодаря обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского. Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений. В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, — например нерукотворные солнечные затмения и эффекты производимых людьми ядерных взрывов. В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание. В его построении обычно незримо представлены философские, методологические установки исследователей. Это касается всех наук, применительно же к психологии связь с философией являлась особенно тесной. Более того, до середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии. Поэтому печать конфронтации философских школ лежит на конкретных учениях о психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим объяснениям противостояли идеалистические, ратовавшие за версию о духе как первоначале бытия. Зачастую идеализм соединял научное знание с религиозными верованиями. Но религия является отличной от науки сферой культуры, имеющей свой образ мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует. Вместе с тем ошибочно было бы считать психологические учения, созданные в русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную роль в прогрессе психологического познания сыграли идеалистические системы Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших версию о природе душевных явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими явлениями поглощены различные формы культуры — не только религия, философия, наука, но также искусство, причем каждая из этих форм испытывает свою историческую судьбу, то, обращаясь к истории психологии, надо определить критерии, на которые следует ориентироваться в этой области исследований, чтобы реконструировать ее собственную летопись. История науки — особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Предмет истории психологии. Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История — это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах. Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно— деятельность людей, занятых познанием психического мира. Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Научная деятельность в трех аспектах. Когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. Поскольку наука — это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает. Логика развития науки. Так, в XVII веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа — незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной. Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание — это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Если вернуться к упомянутой научной революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объясняться по образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении. Результатом же явились открытия, на которых базируется современная наука. Причинный анализ явлений принято называть детерминистским (от лат. "детермино" — определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был механистическим. Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции организма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических. Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии научной мысли произошли новые революционные сдвиги. Учение Дарвина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функции (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому. Согласно Дарвину, естественный отбор безжалоcтнo истребляет все, что не способствует выживанию организма. Из этого следовало, что и психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было трактовать психику как исчерпывающе объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими биологическими процессами. Но можно предположить, что она этими детерминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу. Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука. Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К. Маркс, Э.Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX века к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно назвать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления — кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании). Стало быть, имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучаются историей науки, и только ею одной. Такова ее первая уникальная задача. Вторая задача, которую призвана решать история психологии, заключается в том, чтобы раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками. Физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое; ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу. Изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. Дело в том, что не только психология зависела от достижений других наук, но и эти последние — будь то биология или социология — изменялись в зависимости от информации, которая добывалась благодаря изучению различных сторон психического мира. Изменение знаний об этом мире совершается закономерно. Конечно, здесь перед нами особая закономерность; ее нельзя смешивать с логикой, изучающей правила и формы любых видов умственной работы. Речь идет о логике развития, то есть об имеющих свои законы преобразованиях научных структур (таких, например, как названный стиль мышления). Когнитивный аспект неотделим от коммуникативного, от общения людей науки как важнейшего проявления социальности. Общение ученых не исчерпывает простой обмен информацией. Бернард Шоу писал: "Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих — у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно— обладателем двух идей". Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитывает главной ценности общения в науке как творческом процессе, в котором возникает "третье яблоко" — когда при столкновении идей происходит "вспышка гения". Если общение выступает в качестве непременного фактора познания, то информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она порождается пересечением линий мысли, идущих из многих источников. Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определялось "сеткой" тех понятий, из которых сплетались различные теории. Можно ли, однако, ограничиться внутритеоретическими связями понятия, чтобы раскрыть его содержание? Дело в том, что теория работает не иначе, как сталкиваясь с другими, "выясняя отношения" с ними. (Так, функциональная психология опровергала установки вундтовской школы, Сеченов дискутировал с интроспекционизмом и т. п.) Поэтому значимые компоненты теории неотвратимо несут печать этих взаимодействий. Если И. П. Павлов отказался от субъективно-психологического объяснения реакций животного, перейдя к объективно-психологическому (о чем оповестил в 1903 году Международный конгресс в Мадриде), то произошло это в ответ на запросы логики развития науки, где эта тенденция наметилась по всему исследовательскому фронту. Если В. Джемс, патриарх американской психологии, прославившийся книгой, где излагалось учение о сознании, выступил в 1905 году на Международном психологическом конгрессе в Риме с докладом "Существует ли сознание?", то сомнения, которые он тогда выразил, были плодом дискуссий — предвестников появления бихевиоризма, объявившего сознание своего рода пережитком времен алхимии и схоластики. Свой классический труд "Мышление и речь" Л. С. Выготский предваряет указанием, что книга представляет собой результат почти десятилетней работы автора и его сотрудников, что многое, считавшееся вначале правильным, оказалось прямым заблуждением. Выготский подчеркивал, что он подверг критике Ж. Пиаже и В. Штерна. Но он критиковал и самого себя, замыслы своей группы. Впоследствии Выготский признал, в чем заключался просчет: "...В старых работах мы игнорировали то, что знаку присуще значение". Переход от знака к значению совершился в диалогах, изменивших исследовательскую программу Выготского, а тем самым и облик его школы. Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Одной из них является научная школа. Понятие о ней неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы. Среди них выделяются: а) научно-образовательная школа; б) школа — исследовательский коллектив; в) школа как направление в определенной области знаний. Наука в качестве деятельности — это производство не только идей, но и людей. Без этого не было бы эстафеты знаний, передачи традиций, а тем самым и новаторства. Ведь каждый новый прорыв в непознанное возможен не иначе, как благодаря предшествующему (даже если последний опровергается). Наряду с личным вкладом ученого социокультурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы. Так, говоря о роли И. М. Сеченова, его ближайший ученик М. Н. Шатерников, отмечал в качестве его главной заслуги то, что он с выдающимся успехом сумел привлечь молодежь к самостоятельной разработке научных вопросов и тем положил начало русской физиологической школе. Здесь подчеркивается деятельность Сеченова как учителя, сформировавшего у тех, кому посчастливилось пройти его школу (на лекциях и в лаборатории), умения самостоятельно разрабатывать свои проекты, отличные от сеченовских. Но отец русской физиологии и объективной психологии создал не только научно-образовательную школу. В один из периодов своей работы — и можно точно указать те несколько лет, когда это происходило, — он руководил группой учеников, образовавших школу как исследовательский коллектив. Научные школы — будьте исследовательская группа. Будь то направление в науке — не являются изолированными образованиями. Они входят в научное сообщество данной эпохи, которое сплочено своими нормами и принципами. Иногда эту сплоченность обозначают термином "парадигма" (образец, правило, пример), который указывает на те задачи и методы их решения, которые сообщество ученых считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадигма объединяет когнитивное и социальное. На нее ориентируется в своей деятельности отдельный ученый; но он не является простым исполнителем тех правил, которые она предписывает. Изучение личностных качеств ученого позволяет проникнуть в лабораторию творчества, проследить генезис и развитие новых замыслов и идей. Имеется определенная последовательность в смене основных "формаций" научного мышления (его стилей и структур): каждая "формация" определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних категорий и понятий в другие) изучаются историей психологии и только ею одной. Отсюда ее первая уникальная задача: изучить закономерности развития знаний о психике. Вторая задача — раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. Третья задача — выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества" (ибо наука — не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы). И, наконец, четвертая задача - изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Лекция 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ Вопросы лекции:
Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического, полагавшими, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстанционально, т.е. по состоянию, проявлению и выражению этого первоначала. Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания. Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, например, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притягательной силой. Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Забегая вперед, отметим, что гилозоизма будут придерживаться и некоторые другие философы древности, например, стоики. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобразованиями и формами воды и влаги, то его согорожанин Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) принимает за источник всех вещей “апейрон” - такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Анаксимандр был первым из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных - человек. Согласно философу, человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, другой философ милетской школы Анаксимен (588-522 гг. до н.э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей. Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека. Гераклитом было дано не только общее представление о “психее” и ее природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое значение он придавал чувствам, а среди них особенно зрению и слуху. Функции зрения и слуха ставились в зависимость от общего состояния души и самих органов чувств. Хотя Гераклит отводил чувствам важное место в познании, однако, ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам. Довольно подробно рассматриваются Гераклитом побудительные силы, влечения, потребности. По мнению Гераклита, потребности живых существ определяются условиями их жизни: Свиньи грязи радуются, ослы - золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода - для рыб пригодна... Указывая на зависимость переживаемых состояний организма от предшествующих, философ подчеркивает, что связанные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность. Голод приятным делает насыщение, усталость - отдых, болезнь-здоровье. Злоупотребление вожделениями и низшими потребностями ослабляет “психею”. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Счастье человека, по Гераклиту, состоит не в увлечении телесными удовольствиями, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни. Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию. Естественнонаучные представления Алкмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, ставились в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древних особо выделяется крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Согласно Алкмеону, для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств. Например, глаз, по мнению ученого, представляет собой сочетание огня или пламени и влаги, поэтому он способен воспринимать лишь огненное и светлое. Уши наполнены воздушной массой, которая содрогается под влиянием колебаний внешней воздушной среды. Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Если человек встречает себе подобного, это вызывает у него чувство приятного, удовольствие, и наоборот, отсутствие сходства или подобия в людях приводит к возникновению у них неприятных чувств. Уже у Гераклита были намечены основные уровни жизнедеятельности организма (бодрствование, сон и смерть). Выделяются они и Алкмеоном. Но в отличие от Гераклита, лишь указавшего на эти состояния или уровни, Алкмеон пытается установить их причину. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма, его физическое здоровье определяются соотношением четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырех элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае - к гибели. Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. Достаточно сказать, что на идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. Психологические воззрения Эмпедокла. Философская схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (земля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.). Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре - земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического сочетания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, названных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Самые эти силы тоже материальной природы. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Поскольку психическое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл выразил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впоследствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы. У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека. Сходные с Алкмеоном мысли Эмпедокл высказывает и при рассмотрении механизма восприятия. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. По сравнению с Алкмеоном, Эмпедокл вносит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений. Наиболее полно этот механизм истечений описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Глаз состоит на элементов огня и воды. Влажные и огненные элементы, выходя из пор глаза, встречаются с истечениями, идущими от внешних тел, и в результате соприкосновения порождаются образы воспринимаемого предмета. Таким образом, столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуются ощущения и восприятия. Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цветового зрения. Воззрения Эмпедокла способствовали укреплению эволюционного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека станет предпосылкой для построения Гиппократом учения о четырех типах темперамента. В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теплого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплые. Пресное узнается через соленое, сладкое - через горькое и т.д. В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения: 1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистического направления в философии и психологии; 2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации; 3) догадка об определяющей роли руки в становлении человека; 4) введение принципа противоположности для объяснения механизма восприятия; 5) предположение о зависимости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия. В понимании общей (материальной) природы души Анаксагор примыкает к своим предшественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма. Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Выделением четырех типов темперамента и характера Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спадов. Однако независимо от того принималась или отвергалась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой как для ее последователей, так и для ее противников. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита. Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н. э.) - ближайший ученик Левкиппа, философа, одно лишь имя которого дошло до наших дней, но которого в истории философии и психологии оценивают как идейного вдохновителя атомистического учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы. Атомы меньше по величине, более легки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Атомы различаются друг от друга по величине, форме и положению или повороту. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут находиться в постоянном движении, а природа и мир в целом - в его вечном изменении и развитии. В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Из множества форм животных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежат человек. Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души - круглые, гладкие и родственны атомам огня. Если душевных атомов в организме становится слишком мало и эта утрата не восполняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление огненных (душевных) атомов. Демокрит пытается раскрыть природу, условия и механизмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. На них опирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Демокрит ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей (например, атомарную структуру тел). Только мышление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств. Отправными положениями в объяснении возникновения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений. Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и вырастании его из них явилось важной догадкой, которая, однако, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона. Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни. Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека. В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Каждая из них есть чувственно не воспринимаемая, безобразная, бестелесная сущность, не выразимая в категориях числа пространства и времени. Эти общие понятия или идеи были оторваны Платоном от их чувственной основы и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и самого человека. Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть искаженные подобия или тени идей, с другой - вещи причастны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию. Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных - ослов, волков, ястребов и т.д. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свойственно почти полное освобождение от телесного рабства. Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности, указывал Платон, бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания. Поэтому истины доступны только разуму, обладающему способностью оживлять в памяти те “чистые” идеи, с которыми душа встречались в мире идей. Поскольку человеческие души из-за их различной телесной отягощенности по-разному созерцали высшие идеи, то и на земле, погружаясь в новое тело, они создают целую иерархию различных по уму людей. Душа, увидевшая в божественном мире большую часть верховных идей, вселяется в семя, из которого рождается философ. После философа по уровню разумных способностей идет душа царя или военноначальника, затем государственного деятеля и т.д. Распространяя принцип противоположности на человеческую душу, Платон указывал, что при соединении с телом душа в зависимости от тесноты связи с ним приобретает ряд различных состояний от чисто духовных до почти телесных. У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени. Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют “колесницей души”, где пылкий конь тянет возницу к божеству; вожделеющий - к земле, но оба они управляются разумом. На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души. Такова в общих чертах система объективного идеализма, развитая Платоном. С психологической точки зрения в ней содержался ряд важных и новых положений. Платону удалось показать, что разум представляет собой систему общезначимых категорий, понятий или идей, а также раскрыть (с позиций идеалистического направления) природу этих понятий. Учение Аристотеля о душе. Попытка снять противоположности в понимании природы психического и души, сложившиеся в учениях Платона и Демокрита, была предпринята учеником Платона Аристотелем (384 – 324 гг. до н.э.). Подобно Демокриту, Аристотель был ученым – энциклопедистом, внесшим вклад, по сути, во все области современного ему знания. Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из центральных проблем философии; Аристотель выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного (формы). Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им качественную определенность. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. Наряду с обоснованием единства души и тела Аристотель вслед за материалистами доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Свою конкретизацию это общее положение нашло при раскрытии механизмов познавательных процессов. По мнению Аристотеля, чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге без самой печати. Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом формы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Носителями ощущающей способности являются органы чувств. До воздействия на них внешних тел, ощущений как таковых не возникает. Актуализация ощущающей способности происходит только в случае контакта органов чувств с внешними предметами через промежуточную среду. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чувственные образы - это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Согласно Аристотелю, отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать различия между ними. Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувственные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение одних впечатлений с другими, был назван Аристотелем “общим чувствилищем”. Общее чувствилище - это центральный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Основными функциями общего чувства являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь поступающими. В качестве основного механизма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ассоциации. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впечатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Трудно переоценить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон. Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства - стремления и аффективные переживания. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия или неудовольствия. Подобно познавательным процессам, аффективные состояния всегда сопровождаются внутрителесными изменениями, а стремления завершаются внешними двигательными актами, образующими в конечном итоге целостное поведение. Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Подвижность и активность человека определяются различными состояниями крови, скоростью ее свертывания, степенью ее разжиженности, ее теплотой и т.п. Так, например, легкая кровь свойственна сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам. Кровь рассматривалась Аристотелем и как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристотель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердцецентрическую точку зрения. Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную. Растительные функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие основой формирования понятий и ума. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом. Ведущее место в структуре способностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту. Однако только ум, интеллект и знания, полученные с их помощью, прямо не предопределяют реального поведения человека. В области формирования характера, помимо интеллекта, должны иметь место опыт, упражнение и научение поступкам; а то, каким по содержанию будет это научение, в большой степени зависит от той среды, в которой человек живет, от образа жизни, который он ведет, от рода деятельности, которой он занимается, от места, которое он занимает в обществе. Психологические взгляды стоиков. Близкими к учению Аристотеля по общим исходным положениям являлись взгляды стоиков. Стоицизм представлял собой философскую школу, возникшую на рубеже вв. до н.э. и просуществовавшую почти до в. н.э. Стоики полагали, что все явления космоса связаны единством своего происхождения в результате взаимодействия двух мирообразующих начал - пассивного и активного. Пассивным началом выступает материя, активным - воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу. Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. Она подобна теплому дыханию. В основе своей душа едина, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы. Всего стоиками выделялось восемь способностей души. Свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, способность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, понятия, волевые и побудительные акты. От рождения гегемоникон подобен чистому листку бумаги, записи на которой появляются в результате взаимодействия человека с внешним миром. После этого в гегемониконе происходит переработка чувственных впечатлений в общие представления, которым стоики приписывали характеристики и признаки, свойственные понятиям. Процесс формирования этих обобщенных представлений и составляет суть мышления. С мышлением стоики тесно связывали и аффективную сторону души. Аффекты понимались ими как реакции на отклонения в мыслительной деятельности, и потому оценивались ими как противоестественные и болезненные состояния души, требующие не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. В этой связи стоики указывали на два возможных пути преодоления аффективных состояний. Один из них состоит в устранении первоначального аффекта другим, ему противоположным. Так, например, гнев может быть преодолен страхом. Известно, что стоики выделяли четыре основных вида аффектов - печаль, страх, желание и удовольствие. Печаль и удовольствие вызываются, по их мнению, ложными представлениями о настоящем, страх и желание - ложными представлениями о будущем. Поэтому второй путь избавления от аффектов должен состоять в том, чтобы посредством разума приобрести верные знания и представления о своем настоящем и будущем. Эпикур о душе. После Аристотеля и стоиков в античной философии начинаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касаются, прежде всего, вопроса о границах психического. Философы все больше склоняются к тому, чтобы от общебиологических явлений собственно психические, которые были “слиты” в учении Аристотеля. Эта новая точка зрения нашла наиболее полное отражение в философско-психологических взглядах Эпикура (341 – 271 гг.до н.э.) . Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота. Душа - это то, что придает движение. А то, что придает движение, не может быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна. Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души - разрушается. Душевные атомы - воздухо-огненной природы. Соотношение в ней огненных и воздушных атомов определяет уровень психической активности. Чем душа ближе к огню и чем ее состояние суше, тем выше ее активность. Преобладание в душе воздушных атомов снижает душевную деятельность. Первой формой психического являются, по Эпикуру, не растительные функции, как это было у Аристотеля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Механизм ощущений и восприятий описывался Эпикуром с позиций теории истечений. Ощущения и восприятия являются исходным материалом, из которого образуются представления. Без ощущений и восприятий представления и память не возникают. Мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступающими впечатлениями. Критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях. В вопросе о природе эмоций и аффективных переживаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и равномерным движением круглых, гладких атомов. Отрицательные аффекты и чувство неудовольствия или страдания возникают в том случае, если потребности организма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную форму. Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека. Поэтому для философа представлялся очень важным вопрос о взаимном соотношении у человека состояний удовольствия и страданий. Для него удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог. Для восстановления спокойствия души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей. Помимо этого человек должен иметь ясное обозрение своего прошлого, настоящего и будущего, которое помогает ему целесообразно соотнести страдания и удовольствия в разные периоды его жизни. Психофизиология Галена. Опыт античных врачей по изучению работы нервов, мозга. Других частей тела был обобщен и расширен видным представителем античной медицины Галеном (200 – 130 гг.до н.э.). Гален был убежден в том, что жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое – есть порождение органической жизни. За основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Органами психики считались печень, сердце и мозг. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души - побуждений, влечений, потребностей. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума. Нервная система, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути представляют собой жгуты, наполненные тем же веществом, что и головной мозг. По ним движется психическая пневма. Гален подразделял нервы на два вида: мягкие (чувствительные), идущие к органам чувств, и твердые (двигательные), подходящие к мышцам. К каждому органу чувств подходит своя особая пневма - у глаз она зрительная, у уха - звуковая и т.д. Пневма отдельных органов чувств сообразуется или соответствует природе действующих на них внешних раздражителей. Физическая, вещественная однородность нервов и внешних воздействий является условием, обеспечивающим адекватность восприятия. Чувствительность каждого органа чувств зависит от того, сколько к нему подходит нервов. Она будет тем выше, чем больше число нервов, а стало быть, и текущей по ним пневмы, подходит к данному воспринимающему органу. Гален создал оригинальное учение о произвольных и непроизвольных движениях. К числу автоматизированных (непроизвольных) движений врач относил мышечные сокращения сердца, желудка и других внутренних органов. Все остальные движения считались им произвольными. От автоматизированных движений произвольные движения отличаются тем, что они всегда происходят при участии психической пневмы, а стало быть, восприятий, памяти и разума, выполняющими управляющую функцию по отношению к органам движения. При описании механизмов произвольных движений Гален близко подходит к идее рефлекторной дуги. Именно Галену ставят в заслугу зарождение рефлекторного принципа в физиологии и психологии. С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. С известным основанием можно было бы сказать, что моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая в конце XIX в. имела своими первыми и далекими корнями галеновскую идею о первичности вегетативных изменений по отношению к переживаемым чувствам. Состояние и динамика крови обуславливает не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т.п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он помимо индивидуальной разумной души приписывал человеку еще и божественный разум, делая, т. обр., уступку идеализму. В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени. Завершая раздел о развитии психологии в античный период, необходимо подчеркнуть следующее. Большинство античных мыслителей были стихийными материалистами и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся. Психические явления достаточно четко вычленялись из чисто биологических, более того, предпринимались попытки дифференцировать отдельные стороны души. Пытаясь понять природу психики, античные мыслители выдвинули целый ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие психологии и которые не потеряли своего значения до настоящего времени. следующая страница >> |
|