Учебная программа для высших учебных заведений по специальности -40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.19kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям... 1 68.97kb.
Общая топонимика Учебная программа для специальности: 1-31 02 01... 1 251.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23... 1 355.5kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 138.09kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 82.43kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 218.16kb.
С. А. Мартишин и др. М.: Ид форум: ниц инфра-М, 2014. 160 с. 1 17.58kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 2 590.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 261.96kb.
Программа дисциплины "информационные технологии" Рекомендуется Министерством... 1 101.22kb.
Информация карта о состоянии инновационной деятельности в учреждении... 1 52.01kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности -40 01 02-02 Информационные - страница №1/5











Утверждена


УМО вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики

и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-40-010/тип.


ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности -40 01 02-02 Информационные системы

и технологии (в экономике)

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составители:

В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доцент, кандидат технических наук;

И.Г. Орешко, доцент кафедры экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Рецензенты:

Кафедра математического обеспечения АСУ Учреждения образования «Белорусский государственный университет» (протокол № 10 от 26.05.2003 г.);

Кафедра информатики и вычислительной техники Государственного образовательного учреждения «Институт подготовки научных кадров» Национальной академии наук Беларуси (протокол № 5 от 23.01.2003 г.)

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.02.2003 г.);


Научно-методическим советом по специальности -40 01 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 27.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Базовая программа «Введение в специальность» разработана в соответствии с Образовательным стандартом.

Курс призван помочь студенту ознакомиться со структурой, формами и содержанием деятельности университета в целом и его структурных подразделений, формами взаимодействия студента, преподавателя и администрации вуза. В рамках курса студент знакомится со своими правами и обязанностями, установленными нормами поведения. Изучение этих аспектов призвано помочь быстрее влиться в студенческую университетскую семью.

В курсе студенты знакомятся со структурой и процессом разработки учебных планов и программ, получит разъяснение роли и значения в учебном процессе отдельных видов и форм учебной деятельности.

Важными представляются и сведения, которые даются студенту по его будущей специальности, основными направлениями учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности. Здесь же студенты получают и начальные знания по своей специальности в целом.

Они знакомятся с базовыми понятиями информатики, основными и перспективными направлениями развития в области информационных систем и технологий, основными проблемами внедрения информатики в экономику, задачами, которые стоят перед молодыми выпускниками новой специальности.

В результате освоения курса «Введение в специальность» студент должен:

знать:


  • базовые понятия информатики;

  • основные и перспективные направлениями развития в области информационных систем и технологий;

  • основные проблемы внедрения информационных технологий в экономику

уметь характеризовать:

  • учебный процесс и формы взаимодействия участников учебного процесса;

  • структуру университета и взаимодействие отдельных подразделений;

  • роль и формы деятельности студенческих организаций;

  • основные задачи и процесс приобретения квалификации;

  • основные направления развития в области информационных систем и технологий;

  • необходимые требования к технологическим и техническим ресурсам, необходимым для получения образования по выбранной специальности;

  • направление своей будущей профессиональной деятельности;

  • основные качества, которыми должен обладать выпускник данной специальности;

уметь анализировать:

  • уровень и перспективы развития конкретной технологии;

  • состояние и перспективы развития отдельных направлений информационных технологий;

  • учебные программы и планы профессиональной подготовки;

  • состояние технической обеспеченности учебных занятий;

  • уровень и качество приобретенных знаний;

приобрести навыки:

  • организации своего рабочего дня;

  • работы с учебным планом, учебными программами и необходимой учебной литературой;

  • пользования библиотекой и библиотечными каталогами;

  • работы с компьютером и компьютерными технологиями;

  • использования информационных и других ресурсов, предоставляемых университетом;

  • работы с интернетом, электронной почтой, редакторами и текстовыми процессорами;

  • написания рефератов и эссе;

Программа рассчитана на объем 17 лекционных часов. Рекомендуется написание реферата по основным направлениям, рассматриваемым в данном курсе и проведение дифференцированного зачета.
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
Тема 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСИТЕТА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Тема 1.2 БЫТ СТУДЕНТОВ.

Подразделения организации быта. Деятельность студенческих организаций самоуправления. Права и обязанности студента. Стимулирование работы студента.


Тема 1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ И ДРУГИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Тема 2.1 ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Методы и алгоритмы планирования. Структурная иерархия и взаимодействие подразделений. Основные этапы учебного процесса.


Тема 2.2 СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ.

Структура учебных планов и программ специальности, их содержание. Направленность основных разделов учебного плана. Содержание дисциплин раздела «Специальные», «Направление» и «Специализация». Смежные специальности и учебные дисциплины, их роль в формировании специалиста.


Тема 2.3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Виды и формы обучения. Самостоятельное обучение. Формы и возможности самостоятельной подготовки. Значимость и удельный вес самостоятельной подготовки в учебных планах. Информационные технологии и их роль в образовании и самообразовании.


Тема 2.4 ОБЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные направления профессиональной деятельности выпускаемых специалистов. Отрасли, организации и структуры в которых работают выпускники. Специфика, и особенности деятельности в конкретных областях.


Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Тема 3.1 ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информация, данные, информатика, экономическая информатика, информационные технологии. Автоматизированные системы и технологии обработки информации. Роль информационных технологий в информатизации общества. Становление информатики как фундаментальной науки.


Тема 3.2 ЦИФРОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Основные узлы ЭВМ. Логические элементы. Структурная формула, функциональная схема, таблица истинности. Триггер, регистр, сумматор, шифратор, дешифратор. Основные логические операции. Кодирование информации. Формы записи чисел в ЭВМ. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления.


Тема 3.3 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Программное обеспечение и его классификация. Алгоритмизация решения экономических задач. Инструментарий технологии программирования


Тема 3.4 ПРОГРАММНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Офис и техническое обеспечение офисной деятельности. Операционные системы и среды. Пакеты прикладных программ и АРМ. Интегрированные пакеты и технологические средства обеспечения деятельности специалиста.


Тема 3.5 ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Технологические операции обработки информации. Централизованная и децентрализованная обработка. Базы данных. Модели данных и СУБД. Распределенные средства обработки информации


Тема 3.6 СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие компьютерных сетей. Классификация сетей. Топологии сети. Основные компоненты. Понятие протокола. Интернет, Интранет.


Примерный перечень ТЕМ РЕФЕРАТОВ


  1. Программное обеспечение. Классификация и области применения ПО.

  2. Текстовые редакторы и процессоры, их отличие. Работа с Microsoft Word. Идеальная модель текстового процессора.

  3. Электронные таблицы. Общие сведения, класс решаемых задач и возможности использования.

  4. Операционные системы. Система Windows. Этапы развития, совершенствования и возможности.

  5. Базы данных и системы управления базами данных. Модели БД. Сравнительные характеристики и особенности. Реляционные модели БД.

  6. Языки программирования. Эволюция, отличительные особенности. Современные языки программирования, их характеристика. Перспективные направления развития языков программирования.

  7. Искусственный интеллект. Области применения и использования. Основные достижения. Особенности компьютерных систем искусственного интеллекта. Перспективные направления развития.

  8. Автоматизированное обучение. Основные характеристики и особенности. Существующие современные средства и системы. Использование в различных образовательных системах.

  9. Базы знаний и экспертные системы. Особенности построения и использования. Принципиальные отличия от баз данных и области применения.

  10. Графика и графические пакеты. Виды графики и графических пакетов. Использование графики в различных предметных областях, в обучении. Наиболее известные графические пакеты. Их возможности. Перспективы развития компьютерной графики.

  11. Гипертекст и мультимедиа. Основы организации. Мультимедийные системы и средства представления информации. Наиболее известные мультимедийные системы. Перспективы развития и использования.

  12. Современный компьютер. Аппаратные и программные средства поддержки деятельности пользователя.

  13. Автоматизированное рабочее место профессионала. Основные используемые аппаратные и программные средства. Перспективы развития.

  14. Моя профессия. Почему я выбрал себе эту специальность. Роль программирования в моей специальности. Основные программы и предполагаемые виды деятельности. Предполагаемая деятельность после окончания ВУЗа.

  15. Моя профессия. Почему я выбрал себе эту специальность. Что является главным в данной специальности. Перспективы и направления ее развития. Возможные методы совершенствования уровня подготовки.

  16. Моя профессия. Почему я выбрал себе эту специальность. Роль компьютера в моей жизни учебе и профессиональной деятельности. Мои перспективные планы, моя карьера.

  17. Дистанционное образование. Что это? Перспективы и прогнозы развития. Не идеальная ли это образовательная система?

  18. Понятие компьютерной сети. Глобальные и локальные сети. Интернет и Интранет. Возможности использование Интернет и Интранет в обучении и Вашей деятельности.

  19. Моделирование. Виды моделирования. Инструментальные системы и средства разработки моделей. Роль моделирования в научных исследованиях. Моделирование в вашей профессиональной деятельности.

  20. Программирование. Основные этапы развития и становления. Современные языки программирования. Что понимают под объектно-ориентированным программированием. Перспективы развития программирования.

  21. Интернет. Основные сервисы интернет. Электронная почта, возможности, параметры. Основные почтовые пакеты. Их сравнительные характеристика

  22. Вирусы, классификация. Средства и методы борьбы с вирусами. Дальнейшие перспективы. Сравнительный анализ основных антивирусных программ.

  23. Понятие информационной безопасности. Угрозы сохранности информации. Каналы утечки информации. Роль защиты информации в Вашей профессиональной деятельности.

  24. Электронный маркетинг. Что это? Основные направления деятельности. Как осуществляется ЭМ. Основное поддерживающее обеспечение. Перспективы.

  25. Электронная коммерция. Цель и основные формы деятельности. Основные и поддерживающие средства.

  26. Криптография. Основные используемые системы и методы. Перспектива использования в Вашей профессиональной деятельности.

  27. Что такое WWW. Различия между Internet и WWW. Способы организации информации в WWW. Перспективы развития и использования WWW в профессиональной деятельности.

  28. Автоматизированные системы управления (АСУ). Структура АСУ. Назначение и основные решаемые задачи.

  29. Системы автоматизации проектирования САПР. Основные компоненты и структура. Использование и развитие САПР.

  30. Что такое CASE системы. Их назначения, решаемые задачи, структура, область применения. Примеры и сравнительный анализ CASE систем.

  31. Технологии, информационная технология, компьютерная информационная технология. Классификация компьютерных информационных технологий. Базовые и прикладные информационные технологии.

  32. Понятие системы. Информационные системы. Основные компоненты информационной системы. В чем различия информационных систем и информационных технологий.

  33. Электронная почта. Структура, назначение, использование. Примеры почтовых программ и их сравнительные характеристики.

  34. Алгоритм, методы записи алгоритма. Способы реализации и описания алгоритмов. Примеры реальных алгоритмов. Реализация в виде блок-схем и программных кодов.

  35. Компьютерные технологии в финансово-кредитной сфере.

  36. Компьютерные технологии в страховании.

  37. Компьютеризация биржевой деятельности.

  38. Компьютеризация деятельности финансовых отделов бюджетных организаций

  39. Компьютеризация бизнес-процессов организаций, занимающихся контрольно-ревизионной и аудиторской деятельностью.

  40. Использование офисных средств для поддержки бухгалтерской отчетности.

  41. Офис, его программное и техническое обеспечение. Организация офисной деятельности.

  42. История развития вычислительной техники. ПЭВМ, основные блоки, конкурирующие направления, сравнительный анализ, современные ПЭВМ и перспективы развития.

  43. Операционные системы. Система UNIX и LINUX. Этапы развития, совершенствования и возможности.

  44. Антивирусные программы. Сравнительный анализ. Оптимальный набор и рекомендации по использованию.

  45. Офисные средства. Интеграция и использование. Организация автоматизированного рабочего места специалиста.

  46. Операционная система Windows. История ее развития и совершенствования. Функциональные возможности и методы использования оперативной памяти.

  47. Базы данных. Объектные и объектно-ориентированные базы данных. Основные характеристики и особенности. Области применения и преимущества их использования. Перспективы развития.

  48. Методы и форматы представления компьютерной графической информации. Технические обеспечивающие устройства. Основные их характеристики и свойства.

  49. Электронные тексты. Способы и развитие представления информации. Представление информации в мультимедийных системах. Технические средства хранения информации их сравнительные характеристики.

  50. Стандарты на разработку программного обеспечения. Общая идея стандартизации. Требования и основные особенности стандартов качества в области разработки программного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Э.А. Афитов. Введение в специальность. Учебное пособие для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии». Минск 1998.

2. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика.- СПб: Питер, 1997.

3. Основы экономической информации. Учебное пособие. Под ред. А.Н. Морозевича. Мн.: АНБ,1996.

4. Морозевич А.Н. Информационные технологии в жизни общества. Мн.: НАНБ,1998 г.

5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.: ИНФРА 2000.

Утверждена


УМО вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики

и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-40-011/тип.


ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности -40 01 02-02 Информационные системы

и технологии (в экономике)

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составители:

Ю.А. Луцик, доцент кафедры электронных вычислительных машин Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук;

В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доцент, кандидат технических наук

Рецензенты:

Кафедра математического обеспечения АСУ Учреждения образования «Белорусский государственный университет» (протокол № 10 от 26.05.2003 г.);

Кафедра информатики и вычислительной техники Государственного образовательного учреждения «Институт подготовки научных кадров» Национальной академии наук Беларуси (протокол № 5 от 23.01.2003 г.)

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.02.2003 г.);


Научно-методическим советом по специальности -40 01 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 27.05.2003 г.)
Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Базовая программа «Объектно-ориентированное программирование и проектирование» разработана для специальности 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии (по направлениям)» по направлению1-40 01 02-02 «Информационные системы и технологии (в экономике)».

Дисциплина «Объектно-ориентированное программирование и проектирование» продолжает цикл дисциплин по информационным технологиям, изучаемых студентами на протяжении всего курса обучения в университете. Она обеспечивает формирование у студентов методов и приемов объектно-ориентированного программирования и проектирования сложных информационных систем с использованием современных информационных технологий.

Цель изучения данной дисциплины – овладение знаниями и навыками проектирования информационных систем с использованием языка программирования С++, формирование компьютерной грамотности и подготовка студентов к использованию современных компьютеров и базовых технологий в качестве инструмента для решения практических задач в своей предметной области.

В результате изучения дисциплины «Объектно-ориентированное программирование и проектирование» студенты должны:




  • приобрести практические навыки разработки программ на языка С++;

  • самостоятельно проектировать информационные системы с использованием языка программирования С++;

  • приобрести навыки эффективной работы в визуальных средах.

Программа рассчитана на объем 136 учебных часов. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 68 часов, лабораторных занятий – 68 часов.

Тема 1. Введение в объектно-ориентированное программирование (ООП)

Предмет курса и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами. Возникновение ООП. Основные положения объектной модели ее преимущества. Абстрагирование. Модульность. Иерархия. Типизация. Базовые принципы ООП. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.


Тема 2. Объекты и классы в языке С++

Основные понятия: классы и объекты. Инициализация и разрушение объекта. Спецификаторы доступа к элементам объекта (private, public, protected). Указатель this. Организация внешнего доступа к компонентам объекта (спецификатор friend). Статические компоненты класса. Использование спецификатора const. Вложенные классы. Перегрузка и переопределение функций.


Тема 3. Особенности языка С++

Организация ввода-вывода информации в С++. Статические и динамические объекты. Использование операторов new и delete.


Тема 4. Наследование

Базовые и производные классы. Основные правила построения производных классов. Конструкторы и деструкторы. Простое и множественное наследование. Переопределение членов базового класса в производном. Указатели на производные классы. Механизм использования виртуальных функций. Абстрактные классы, их назначения. Использование указателя на базовый абстрактный класс.


Тема 5. Доопределение операторов

Основные принципы доопределения (перегрузки) операторов. Функция operator. Доопределение унарных и бинарных операторов. Функция operator как член класса и как friend-функция. Ограничения на перегрузку операций. Преобразование типа.


Тема 6. Потоки ввода-вывода в С++

Потоки. Вывод потоков. Ввод потоков. Состояние потока. Неформатированный ввод-вывод. Манипуляторы потоков. Манипуляторы, определяемые пользователем.


Тема 7. Обработка файлов

Файлы и потоки. Файлы последовательного доступа. Файлы произвольного доступа. Ввод-вывод объектов.


Тема 8. Шаблоны

Шаблоны функций. Шаблоны классов. Шаблоны и наследование. Шаблоны и дружественные классы. Шаблоны и статические члены.


Тема 9. Обработка исключений

Основы обработки исключений в С++. Генерация исключений. Перехватывание исключений. Повторная генерация исключения. Обработка неожидаемых исключений. Исключения и наследование. Иерархия исключений стандартной библиотеки.


Тема 10. Организация работы со списками

Списки, очереди, стеки. Основные понятия и определения. Организация, структурные элементы и создание объектно-ориентированных списков.



Тема 11. Стандартная библиотека шаблонов (STL)

Введение в стандартную библиотеку шаблонов. Контейнеры. Итераторы. Адаптеры контейнеров. Алгоритмы. Основные алгоритмы поиска и сортировки. Математические алгоритмы.


Тема 12. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПОД WINDOWS.

Общие положения разработки программ под Windows. Понятие событийно-ориентированного программирования. Программирование на основе WinAPI.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
По курсу запланировано 16 четырехчасовых лабораторных работ. В табл. 1 приведен примерный перечень работ с указанием цели каждой работы. Техническим обеспечением лабораторного практикума является ПЭВМ с объемом оперативной памяти от 16 Мб и сервером с архивированными лицензионными копиями программного обеспечения.
Таблица 1



Название работы

Цель работы

1

Объекты и классы

Инкапсуляция

Разработать программу с использованием: классов (объектов), внешнего доступа к компонентам объекта (friend) вложенных классов.

2

Наследование (простое), полиморфизм

Разработать программу по замещению функций-членов базового класса, с использованием виртуальной функции, перегрузки и переопределения функций.

3

Наследование (множественное), виртуальное наследование классов

Разработать программу с использованием множественного наследования.

4

Перегрузка операторов


Составить программу перегрузки операторов +,-. ++,--,=. == и др.

5

Ссылки.


Разработка программы с использованием ссылки.

6

Абстрактные классы

Разработка программы с использованием чисто виртуальных функций.

7

Потоки в/в, файлы

Разработать программу организации работы с потоками ввода вывода. Работа с файлами.

8

Шаблоны

Разработать программу с использованием шаблонов (классов, функций).

9

Исключения.

Обработка исключений в программах

10

Контейнеры и алгоритмы STL

Разработка программы с использованием контейнерных классов и стандартных алгоритмов STL.

11

Контейнерные классы и итераторы

Разработка программы создания контейнерного класса (одно или двунаправленный список)

12

Контейнерные классы и итераторы

Разработка программы создания контейнерного класса. Организация бинарного дерева.

13

Вывод информации на экран.

Работа с текстом.

14

Работа с текстовыми документами

Создание простейшего текстового редактора.

15

Панели инструментов и строка состояния

Разработать программу добавления и удаления кнопок.

16

Печать документов и организация прокрутки в окне

Печать текста и его просмотр


ЛИТЕРАТУРА.
ОСНОВНАЯ

  1. Х.Дейтел, П.Дейтел. Как прграммировать на С++: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999 г. – 1024 с.: ил.

  2. Х.Дейтел, П.Дейтел. Как прграммировать на С++: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001 г. – 1152 с.: ил.

  3. Касаткин А.И., Вальвачев А.Н. От TURBO C к Borland C++. Мн.: Вышейшая школа, 1992г. –240 с.: ил.

  4. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы, 3-е изд.: Пер. с англ. : Уч. Пос. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. – 720 с. : ил.

  5. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 2. Получисленные алгоритмы , 3-е изд.: Пер. с англ. : Уч. Пос. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. – 832 с. : ил.

  6. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск, 2-е изд.: Пер. с англ. : Уч. Пос. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. – 832 с. : ил.

  7. Скляров В.А. Язык С++ и объектно-ориентированное программирование –Мн.: Выш. шк.1997.- 478 с.

  8. Скляров В.А. Программирование на языках Си и Си++ –М.: Высш. шк.1999.- 288 с.

  9. Пол Ирэ Объектно ориентированное программирование с использованием С++; - К.: НИПФ «ДиаСофт Лтд» 1995. –480с.

  10. Шилд Г. Программирование на ИЩКДФТВ С++ для профессионалов. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. –800 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ



  1. Круглински Дэвид. Основы Visual C++/Пер. с англ.-М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО “ Channel Trading Ltd.”,1997.-696 с.:ил.

  2. Чен М.С., Грифис С.В., Изи Э. Ф. Программирование на JAVA: 1001 совет/ Пер. с англ.- Мн.:ООО «Попури», 1997.-640с.

  3. Холзнер С. VISUAL C++6 учебный курс. –СПб: ЗАО «Питер», 1999 – 576 с.; ил.


Утверждена


УМО вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики

и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-40-012/тип.


ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности -40 01 02-02 Информационные системы

и технологии (в экономике)

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составители:

В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доцент, кандидат технических наук;

Н.А. Кириенко, доцент кафедры экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук

Рецензенты:

П.Н. Бибило, заведующий лабораторией логического проектирования Государственного научного учреждения «Объединенный институт проблем информатики» Национальной академии наук Беларуси, профессор, доктор технических наук;

Кафедра математики и информатики Учреждения образования «Европейский гуманитарный университет» (протокол № 5 от 28.01.2003 г.)



Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.02.2003 г.);


Научно-методическим советом по специальности -40 01 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 27.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Визуальные средства разработки приложений» разработана для специальности -40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике) высших учебных заведений.

Дисциплина «Визуальные средства разработки приложений» является составной частью цикла дисциплин по информационным технологиям, изучаемых студентами на протяжении всего курса обучения в университете. Она обеспечивает формирование у студентов базовых понятий и навыков создания программных комплексов в операционной среде Windows, без которых невозможно изучение многих последующих дисциплин данного направления, а также эффективное использование информационных технологий в специальных дисциплинах.

Цель изучения данной дисциплины – овладение знаниями и навыками использования языка С++, библиотеки классов MFC и среды Microsoft Visual Studio для разработки Windows-приложений, применяемых при автоматизации решения экономических задач.

В результате изучения дисциплины «Визуальные средства разработки приложений» студент должен:

знать:


  • базовые понятия операционной системы Windows;

  • методы и средства разработки Windows-приложений с помощью Visual C++;

уметь характеризовать:

  • современные технологии разработки программ с использованием визуальных средств разработки;

  • особенности программирования в операционной системе Windows;

уметь анализировать:

  • предлагаемый средой Microsoft Developer Studio набор средств разработки с целью использования для создания программных комплексов;

  • возможности, предоставляемые пользователю библиотекой MFC;

приобрести навыки:

  • уверенной работы в среде программирования Microsoft Visual Studio;

  • самостоятельной разработки Windows-приложений с использованием языка С++ и библиотеки классов MFC;

  • проектирования информационных систем с использованием визуальных средств обработки данных.

Программа рассчитана на объем 82 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 50 часов, лабораторных работ – 32 часа.


Раздел 1. основные концепции разработки программных комплексов, функционирующих под управлением Windows
В курсе изучаются основные концепции разработки программных комплексов, функционирующих под управлением Windows. Рассматривается технология проектирования приложений под Windows с использованием языка С++, библиотеки классов MFC и среды Microsoft Visual Studio.

Рассматриваются преимущества использования Visual C++ для разработки приложений с современным интерфейсом, отвечающим сложившимся стандартам функционирования программ под Widows. Большое значение приобретает возможность за короткие сроки (благодаря использованию библиотеки MFC) разработать приложение, совмещающее сложную обработку данных с богатыми средствами их отображения на экране, включающими диалоговые окна, элементы управления Active X. Visual C++ дает возможность использования технологии клиент-сервер, программирования для Internet, автоматизированной разработки справочной системы.

Особое внимание уделяется изучению средств автоматизации разработки Windows-приложений, применяемых при решении экономических задач. Изучение методов создания приложений сопровождается рассмотрением примеров, отражающих приемы программирования в среде Microsoft Visual C++ с использованием библиотеки классов MFC.

Данная дисциплина имеет тесную связь с дисциплинами «Основы информатики и программирования», «Языки программирования С и С++», «Объектно-ориентированное программирование и проектирование».


Раздел 2. Обзор среды Microsoft Visual Studio
Раздел посвящен знакомству со средой программирования Microsoft Visual Studio и компилятором Visual C++. Рассматриваются всевозможные команды и опции меню, имеющиеся в распоряжении пользователя. Изучаются возможности создания и редактирования программ, классов, приложений. Рассматриваются возможности компилятора Visual C++ 6.
Тема 2.1 среда программирования Microsoft Visual Studio. Средства, возможности и общие характеристики интерфейса. Компилятор Visual C++. Интерфейс и средства создания, редактирования, отладки и выполнения программ.
Тема 2.2 Концепция документ/представление.

Рабочие пространства, файлы и классы проектов. Основные опции и настройки среды Visual C++.


Раздел III. Программирование Windows-приложений
Тема раздела посвящена изучению работы Windows и принципов взаимодействия с ней программ. Рассматриваются специфика Windows-программы, содержание и назначение библиотеки классов MFC, архитектура приложения.
Тема 3.1 КОНСОЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Создание консольных приложений. Простое консольное приложение с использованием языка С++, но без использования классов и библиотеки MFC. Объектно-ориентированное консольное приложение с возможностями построения объектов и поддержкой библиотекой классов MFC.


Тема 3.2 ПРОСТОЕ ДИАЛОГОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Создание простого диалогового приложения. Анализ текста программ, построенных мастером AppWizard.


Тема 3.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММ В Windows

Интерфейс вызовов функций в Windows. Многозадачность и взаимодействие программ в Windows.


Тема 3.4 Специфика программ для Windows

Специфика программ для Windows. Функция окна. Цикл сообщений. Карта сообщений и ее значение для организации обработки сообщений. Сообщения, которые перехватываются функциями MFC. Организация перехвата сообщений в приложении с помощью ClassWizard. Добавление обработчиков сообщений. Команды, обновления команд. Перехват команд и их обновлений с помощью ClassWizard. Библиотека MFC.


Тема 3.5 Архитектура приложения

Архитектура приложения. Каркас приложения. Проект приложения.


Тема 3.6 Библиотека классов MFC

Краткий обзор классов MFC. Использование средств разработки.




Раздел IV. Основные методы проектирования Windows-приложений с использованием библиотеки MFC
Рассматриваются основные методы и средства автоматизированной разработки приложений: AppWizard для шаблона приложения и ClassWizard для проектирования классов. Обзор классов окон библиотеки MFC. Стандартные диалоговые панели.


Тема 4.1 средство проектирования классов ClassWizard

ClassWizard и диалоговые окна. Использование ClassWizard для проектирования классов. Основные этапы разработки Windows-приложений. Жизненный цикл программ. Особенности работы над проектом группы разработчиков.



Раздел V. Архитектура Document-View. SDI- и MDI-приложения
Рассматривается концепция «документ-представление» для представления данных в Windows-приложениях. Дается характеристика классов документа и представления, рассматриваются способы построения однодокументных и многодокументных приложений.
Тема 5.1 Архитектура Document-View

Архитектура Document-View. Классы документа и представления.AppWizard и однооконное приложение. AppWizard и многооконное приложение.


Тема 5.2 Работа с документами

Классы для работы с документами. Обработка командных сообщений. Вывод на экран и вывод документа на печать.


Раздел VI. Сохранение-восстановление объектов и работа с файлами
Тема раздела посвящена вопросам сохранения и восстановления документа в памяти (сериализации) в процессе работы приложения, а также классам, отвечающим за работу файловой системы.
Тема 6.1 Работа с файлами

Классы для работы с файловой системой. Стандартные диалоговые панели открытия и сохранения файлов.


Тема 6.2 Сериализация объектов

Сохранение и восстановление состояния объектов (сериализация данных). Создание класса, обеспечивающего сериализацию объектов. Сериализация в классе документа.


Раздел VII. ПОвышение производительности приложений
Повышение производительности приложений. Макросы ASSERT и TRACE. Отладочные функции. Устранение утечки памяти. Оптимизация. Работа с исключениями. Вопросы повышения производительности приложений, контроля промежуточных данных при отладке, причины возникновения и устранение утечки памяти, функции обработки исключений.
Раздел VIII. Введение в технологии OLE и ActiveX

Введение в технологии OLE и ActiveX. Связывание и внедрение объектов. Контейнеры и серверы. Основные концепции технологий OLE и ActiveX для создания многокомпонентных документов. Понятия связывания и внедрения объектов. Примеры многокомпонентных объектов.


Раздел IX. Доступ к базам данных

Рассматриваются возможности Visual C++ по созданию приложений, работающих с базами данных. Классы для работы с использованием ODBC. Создание программы, работающей с БД на основе классов ODBC. Регистрация БД. Создание экранной формы для отображения содержимого БД. Добавление и удаление записей. Сортировка и фильтрация записей. Схема процесса обмена данными между источником данных и экранной формой. Режимы работы с наборами данных Snapshot и Dynaset. Базы данных SQL и C++. Основные положения работы в Enterprise Edition.


Раздел X. Разработка сетевых приложений

Рассматриваются вопросы программирования с использованием TCP/IP протокола. Сокеты, порты, адреса. Модель клиент-сервер. Класс CAsyncSocket. Проектирование и программирование сетевого приложения.


Примерный перечень лабораторных работ
В табл. 1 приведен примерный перечень работ с указанием цели каждой работы. Техническим обеспечением лабораторного практикума является ПЭВМ с объемом оперативной памяти от 16 Мб и сервером с архивированными лицензионными копиями программного обеспечения.
Таблица 1




Название работы

Цель работы

1

Создание SDI-приложенияи использование графических возможностей библиотеки MFC

Знакомство со средой Microsoft Visual Studio. Разработка каркаса приложения с однодокументным интерфейсом. Разработка классов для хранения информации об объекте. Рисование основных графических примитивов. Использование кисти и пера в приложении. Реализация команд меню.


2

Сериализация и хранение данных

Обеспечение сериализации в классе документа и в разработанных классах. Изучение технологии drag-and-drop. Регистрация типа файла.


3

Диалоговые окна и элементы управления

Формирование ресурсов диалогового окна. Создание диалога и его класса. Организация вывода диалогового окна на экран. Окна редактирования, списки, поля со списком, переключатели-радиокнопки, флажки, кнопки.


4

Разработка приложения управления базой данных

Разработка интерфейса для работы с базой данных. Организация редактирования, сортировки и фильтрации данных.


5

Работа с базой данных на основе OLE DB

COM-интерфейс доступа к данным. Использование COM-интерфейсов для программирования приложений.


6

Построение приложений на основе ActiveX

Управляющие элементы ActiveX. Разработка приложений для работы с БД на основе управляющих элементов ActiveX.


7

Разработка многопоточных приложений

Потоковая многозадачность. Синхронизация потоков, работа с семафорами и с объектами событий.


8

Разработка сетевых приложений

Понятие адреса, порта, сокета. Протокол TCP/IP и UDP. Использование сокетов для разработки приложений “клиент-сервер”




ЛИТЕРАТУРА




Основная

  1. Г.Шилдт. Самоучитель C++ (3-е издание). BHV - Санкт-Петербург, 2001, 688 с.

  2. Г.Шилдт. Теория и практика C++. BHV - Санкт-Петербург, 1999, 416с.

  3. Б.Страуструп. Язык программирования C++ (Специальное издание), «Невский диалект», 2001, 1099с.

  4. Г. Шилдт. "MFC: основы программирования".

  5. К. Грегори. Использование Visual C++ 6. Специальное издание.: Пер. с англ. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильяме»,2000. - 864 с.

  6. А. Мешков, Ю. Тихомиров. "Visual C++ и MFC" (в 3-х томах)

  7. Д. Беннет. "Visual C++. Руководство разработчика"

  8. Н. Гуревич, О. Гуревич. "Освой самостоятельно Visual C++"

  9. В.А Биллиг, И.Х. Мусикаев. "Visual C++. Книга для программистов"

  10. Ю.Тихомиров. Самоучитель MFC. - СПб.: БХВ-Петербург. 2002. - 640 с.

  11. Холзнер С. Visual C++6 [14 уроков для освоения языка]: Учеб. курс. СПб.: Питер. 1999.-569 с.

  12. Черносвитов A. Visual C++6 и MFC. СПб.: Питер. 2000. - 538 с.

  13. Паппас Крис, Мюррей Уильям. Полное руководство по Visual C++. Мн. ООО «Попурри». 1999. - 767 с.

  14. Н.Элджер Джефф. C++. СПб.: Питер. 1999. - 320 с.

  15. Янг Майкл Дж. Visual C++6. Полн. рук. [в 2 т.]. Изд. группа BHV (Киев) и ООО «Спарк» (Москва). 1999. - 543 с.

  16. Секунов Н.Ю. Самоучитель Visual C++6. - СПб.: БХВ-Петербург. 1999. - 941 с.

  17. Вопросы и ответы по С и C++. Подгот. А.В.Крупник. М. «МикроАрт». 1997. - 227 с.

  18. Мюллер Джон. Visual C++5. СПб.: БХВ-Петербург. 1998. - 713 с.

  19. Круглински Дэвид. Основы Visual C++. 2002.

  20. Ласло Майкл. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на C++. М. Бином. 1997.-301 с.

  21. Баженова И.Ю. Visual Studio 98. Visual C++6.0. Уроки программирования. М. АО «Диалог-МИФИ». 1999. - 416 с.

  22. Гилберт Стивен, Маккартни Билл. Программирование на Visual C++6. Этюды профессионалов. Киев. Diasoft. 1999. - 366 с.

  23. Черносвитов A. Visual C++7. СПб.: Питер. 2001. - 528 с.

  24. Халперн П. Стандартная библиотека C++ на примерах. М. и др. Изд. дом «Вильямс» 2001. - 335 с.

  25. Паппас Крис, Мюррей Уильям. Отладка в C++. Рук. для разработчиков. М. ЗАО «Изд-во Бином». 2001. - 509 с.

  26. В.Н. Комличенко, Е.Н. Живицкая, С.А. Соколов и др. Лабораторный практикум по курсу «Визуальные средства разработки приложений» для студентов специальности 40 01 02-02 "Информационные системы и технологии в экономике" / -Мн.: БГУИР, 2002.-89с.: ил.

  27. Скляров В.А. Программирование на языках С и C++. Учеб. пособие для вузов. М. Высш. шк. 1999.-286с.

  28. Ахметов К. Windows 98 для всех. - М.: КомпьютерПресс, 1998. - 287 с.,

  29. Бородина А.И. Методы разработки программ. - Мн.: БГЭУ, 1992.

  30. Буза М.К. Операционная среда Windows и ее приложения. Мн.: Выш. школа, 1997.-

  31. Настоящий самоучитель Windows 98/2000. Практическое пособие. / Под ред. Комягина В. - М.: Издательство ТРИУМФ, 1999. - 320 с., ил.

  32. Методическое пособие и учебные материалы по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. В 2ч./ А.В. Бахирев, Е.Н. Живицкая, В.Н. Комличенко и др.-, 2000.-83с. Мн: БГУИР

  33. Лабораторный практикум по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» для студентов экономических специальностей. В 2ч./ А.В. Бахирев, Е.Н. Живицкая, В.Н. Комличенко и др.-,ч.1- 2001.-68с. Мн: БГУИР

  34. Лабораторный практикум по курсу по курсу «Основы информатики вычислительной техники» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. В 2 ч./ Е.Н. Живицкая, В.Н. Комличенко и др.- ч. 2-2002.-75с. Мн: БГУИР


Дополнительная

  1. Андреева А. и др. Новые технологии Windows 2000. /Под ред. Чекмарева А. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 592 с.

  2. Дьяконов В. 98 вопросов по Windows 98 с ответами. - М.: Солон-Р, 1999. - 560 с., ил.

  3. Валединский В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов. М.: Аквариум, 1997.-

  4. Лейко И. Осваиваем Windows 98. - М.: ЗАО " Издательство БИНОМ", 1999. - 368 с., ил.


Утверждена


УМО вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики

и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-40-013/тип.


ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

СЕТЕВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности -40 01 02-02 Информационные системы

и технологии (в экономике)

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составители:

В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доцент, кандидат технических наук;

И.Г. Орешко, доцент кафедры экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»;

Е.Н. Унучек, инженер кафедры экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Рецензенты:

Кафедра математического обеспечения АСУ Учреждения образования «Белорусский государственный университет» (протокол № 10 от 26.05.2003 г.);

Кафедра информатики и вычислительной техники Учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия» (протокол № 6 от 10.02.2003 г.)




Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.02.2003 г.);


Научно-методическим советом по специальности -40 01 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 27.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Языки программирования для разработки сетевых приложений» является центральной в цикле освоения языков программирования и технологий ориентированных на разработку и применение сетевых технологий для экономических задач. Она открывает цикл специальных дисциплин, посвящаемых сетевой тематике, без знания которой нельзя представить сегодня специалиста в области информационных технологий. В настоящее время, разработка любой информационной системы должна допускать сетевое использование. Рассматриваемая дисциплина определяет базовую подготовку студентов, без которой невозможно изучение последующих специальных дисциплин. Цель ее изучения – овладение знаниями языка программирования и современных технологий эффективной разработки и использования приложений в среде локальных, корпоративных и глобальных сетей для решения практических задач в области экономики и других областях деятельности человека. В настоящее время данная дисциплина ориентирована на изучение языка Java, и технологий, ориентированных на использование этого языка. Почему именно Java и Java-технологии являются объектом изучения данной дисциплины?

Язык Java появился на свет в 1995 и в кратчайшие сроки стал лидером в мире информационных технологий. По статистике, около 80% программных проектов сейчас выполняется на Java и их количество возрастает. Java – достаточно простой язык. Многое позаимствовав от своего знаменитого предшественника С++, Java лишен тех инструментов, которые создавали много проблем в С++: перегрузка операторов, множественное наследование и некоторых других. Java является чисто объектно-ориентированным языком программирования. На сегодняшний день объектно-ориентированный подход к разработке программ наиболее популярен, и Java поддерживает его в полной мере. Уникальным свойством Java является его распределённость: объекты программы могут быть «разбросаны» по различным компьютерам, подключенным к Internet. Средой работы языка стала вся сеть. Java – безопасный язык, что чрезвычайно значимо для работы в Internet, он снабжен средствами защиты, которые не позволят использовать его для несанкционированного доступа к информации. Java – истинный переносимый и платформо-независимый язык. Программа будет выполняться в любой среде и любой платформе, будь то Windows, UNIX, Macintosh или любая другая архитектура. Все это делает Java замечательным инструментом не только для программирования в Internet, но и создания автономных приложений. Язык непрерывно и стремительно развивается, обогащаясь новыми технологиями и на сегодняшний день является наиболее перспективным.

Предполагается, что студенты, изучающие данный курс достаточно хорошо освоили язык и принципы объектно-ориентированного программирования на С++. Курс базируется на знаниях, и читается после изучения дисциплин: «Компьютерные сети», «Основы и лингвистическое обеспечение баз данных», а также дисциплины «Системный анализ и проектирование информационных систем».

В результате освоения курса «Языки программирования для разработки сетевых приложений» студент должен:

знать:


  • Язык программирования Java;

  • Многопоточное программирование;

  • Методы разработки приложений Java различных типов;

  • Методы разработки и использования сервлетов и страниц JSP;

  • Методы разработки распределенных приложений.

уметь характеризовать:



  • работу приложений Java, наиболее перспективные и рациональные способы организации и разработки сетевых приложений;

  • структуру и возможности рассмотренного языка и технологий;

  • наиболее эффективные методы организации сетевого взаимодействия;

  • возможности и перспективы языка программирования;

  • основные направления развития в области сетевых технологий;

  • требования к технологическим и техническим ресурсам для решения конкретных задач;

уметь анализировать:

  • уровень эффективности предлагаемых программных решений;

  • состояние и перспективы развития языков программирования и сетевых технологий;

  • программные и технологические средства поддержки программирования;

  • эффективность операционных систем и инструментальных средств программирования;

приобрести навыки:

  • разработки программ на Java;

  • подбора и обоснование принимаемых решений по проектированию и программированию прикладных задач;

  • использования современных языков и технологий программирования для разработки сетевых приложений;

  • разработки Web–страничек и Web–серверов, клиентских и серверных приложений;

  • использования наиболее перспективных клиентских и серверных технологий;

  • программирования работы с сетевым аппаратным и программным оборудованием;

  • написания программ на основе распределения функций и данных между узлами сети;

  • использования программных средств для создания сетевых информационных систем и технологий.

Программа рассчитана на объем 68 часов. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 34 часов, лабораторных работ – 34 часов.
Раздел 1. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA
Тема 1.1. Введение. Предмет и содержание дисциплины.

Предмет и содержание дисциплины, ее место и значение для формирования специальности, связь с другими дисциплинами.


Тема 1.2. Язык Java. Обзор базовых конструкций и основных элементов языка. Отличительные особенности Java (по сравнению с С++).

Форматы основных выражений. Особенности операторов программирования и других базовых конструкций языка. Типы данных и операторы управления. Динамическая инициализация, область действия и время жизни переменных, преобразование и приведение типов, расширение типов. Особенности объявления структурных типов. Особенности разработки архитектуры приложений в Java. Основные виды приложений.


Тема 1.3. Введение в классы Java. Методы и классы.

Особенности реализации основных фундаментальных свойств ООП в Java. Классы и объекты. Динамическая инициализация объектов. Ссылочные переменные объекта. Ограничения доступа к элементам. Методы класса, конструкторы, параметризация методов. Использование ключевого слова this. Скрытие экземпляра. Сборка «мусора». Перегрузка и переопределение методов. Использование и передача методов в качестве параметра. Рекурсия. Ограничения и управления доступом. Специализация методов. Использование аргументов командной строки. Вложенные и внутренние классы. Классы Stack и String.


Тема 1.4. Классы и наследование в Java.

Основы наследования. Модификаторы ограничения доступа к элементам при наследовании. Понятие суперкласса и подкласса и организация связей при наследования. Использование ключевого слова super. Вызов конструктора суперкласса с помощью форм ключа super. Создание многоуровневой иерархии. Переопределение и применение переопределенных методов. Динамическая диспетчеризация методов. Понятие и использование абстрактных классов. Использование ключевого слова final при наследовании. Иерархия классов, класс Object.


Тема 1.5. Пакеты и интерфейсы

Пакеты. Определение пакета. Использование CLASSPATH. Защита и управление доступом. Импорт пакетов. Интерфейсы. Определение интерфейса. Реализация интерфейсов. Применения интерфейсов. Переменные в интерфейсах. Расширение интерфейсов.


Тема 1.6. Методы и средства обработка исключений

Необходимость обработки исключительных ситуаций. Основные принципы обработки исключений. Типы исключений. Использование операторов try и catch. Множественные операторы catch. Вложенные операторы try. Оператор throw. Методы с ключевым словом throws. Блок finally. Встроенные исключения Java. Создание собственных подклассов исключений. Использование исключений.
Тема 1.7. Многопоточное программирование.

Поточная модель Java. Класс Thread и интерфейс Runnable. Главный поток. Создание потока. Реализация интерфейса Runnable. Расширение Thread. Выбор подхода. Создание множественных потоков. Использование методов isAlive() и join(). Приоритеты потоков. Синхронизация. Передача сообщений. Использование синхронизированных методов. Оператор synchronised. Межпоточные связи. Блокировка. Приостановка, возобновление и остановка потоков в Java. Использование многопоточности.
Тема 1.8. Основы ввода/вывода.

Потоки. Байтовые и символьные потоки. Предопределенные потоки. Чтение консольного ввода. Чтение символов. Чтение строк. Запись консольного вывода. Класс PrintWriter. Чтение и запись файлов. Апплеты. Основы программирования. Использование instanceof. Native-методы. Проблемы native-методов.


Тема 1.9. Работа со строковыми данными

Обработка строк. String-конструкторы. Длина строки. Специальные строковые операции. Строковые литералы. Конкатенация строк. Конкатенация других типов данных. Преобразование строк и метод toString(). Извлечение символов. Сравнение строк. Поиск строк. Изменение строки. Преобразование данных, использующее метод valueOf(). Другие методы для работы со строками.


Тема 1.10. пакеты JAVA

Понятие пакета. Организация и особенности доступа к классам пакетов. Преимущества пакетирования. Основные пакеты Java.



Тема 1.11. События

Обработка событий. Два механизма обработки событий. Модель делегирования событий. Источники событий. Блок прослушивания событий. Классы событий. Интерфейсы прослушивания событий. Обработка событий мыши. Обработка событий клавиатуры. Классы-адаптеры. Внутренние классы. Анонимные внутренние классы.


Тема 1.12. Классы AWT.

Основы оконной графики. Класс Component. Класс Container. Класс Panel. Класс Window. Класс Frame. Класс Canvas. Работа с фреймовыми окнами. Создание фрейм-окна в апплете. Обработка событий фрейм-окна. Отображение информации в окне. Работа с графикой. Методы управления цветом. Работа со шрифтами. Управление текстовым выводом.

Использование элементов управления, менеджеров компоновки и меню AWT. Элементы управления. Основные понятия. Добавление и удаление элементов управления. Реагирование на элементы управления. Понятие менеджера компоновки. Работа с меню и диалоговыми окнами.



Работа с изображениями. Создание объекта изображения. Загрузка изображения. Просмотр изображения. Интерфейс ImageObserver. Буферизация. Фильтры.
Раздел 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Тема 2.1. Разработка сетевых приложений.

Основы работы в сети. Обзор сокетов. Клиент-сервер. Зарезервированные сокеты Proxy-серверы. Адресация Internet. Сетевые классы и интерфейсы. Класс InetAddress. Сокеты TCP/IP клиентов. Использование URL. Сокеты TCP/IP серверов. Дейтаграммы. Основные классы и интерфейсы реализации сетевого взаимодействия. Распределенная обработка данных. Вызов удаленных методов (RMI).


Тема 2.2. Апплеты

Основы апплетов. Класс Applet. Архитектура апплета. Инициализация и завершение апплета. Переопределение метода update(). Простые методы отображения апплетов. Требование перерисовки. Тег . Пересылка параметров в апплеты. Основные методы класса Applet. Вывод на консоль.


Тема 2.3. ВЫЗОВ УДАЛЕННЫХ МЕТОДОВ

Распределенная обработка. RMI-технлогия. Основные классы и объекты реализации RMI. Разработка программ удаленной обработки данных на основе RMI.


Тема 2.4. JSP и сервлеты.

Сервлеты и JavaServerPages: структура, назначение и преимущества. Классы и интерфейсы пакета javax.servlet. Основные классы и интерфейсы пакета javax.servlet.http Обработка клиентского запроса: чтение параметров данных формы. Обработка клиентского запроса: заголовки HTTP-запроса. Доступ к стандартным переменным CGI. Генерация ответов сервера: коды состояния HTTP. Генерация ответов сервера: заголовки HTTP-ответов. Обработка cookies. Элементы сценариев JSP. Структурирование генерируемых сервлетов. Включение файлов и апплетов в документы JSP. Создание пользовательских библиотек тегов JSP. Интегрирование сервлетов и страниц JSP. Использование HTML-форм. Использование апплетов в качестве клиентских интерфейсов сервлетов. JDBC и организация соединения с базами данных.


Тема 2.5. JAVA-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Система Swing. SOAP-технологии. Технология Java Beans. Сервисы Интернет и другие перспективные технологии.



примерный ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.





Название работы



ВВЕДЕНИЕ В JAVA (ознакомление с основами программирования в среде JAVA, разработка консольных приложений. Обработка исключительных ситуаций).



РАЗРАБОТКА СЕТЕВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ (разработка приложений на основе ТСР/АР и UDP протоколов)



МНОГОПОТОЧНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (организация потоков и их взаимодействия. Использование разделяемых участков кода и синхронизация взаимодействия потоков. Использование многопоточного программирования для реализации прикладных задач).



АППЛЕТЫ (организация и разработка апплетов. Взаимодействие апплетов. Использование апплетов для реализации прикладных программ).



GUI-ПРИЛОЖЕНИЯ (разработка GUI-приложений. Фреймы и стандартные компоненты управления. Обработка событий. Использование различных моделей обработки событий в программных приложениях).



ВЫЗОВ УДАЛЕННЫХ МЕТОДОВ (распределенная обработка данных. Вызов удаленных методов и RMI-технология. Использование RMI для разработки прикладных программ).



РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ WWW (принципы разработки приложений для WWW. JSP и SERVLET. Разработка приложений с применением JSP и SERVLET).



РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КЛИЕНТ-СЕРВЕРНОЙ АРХИТЕКТУРЫ (разработка прикладных программ для решения экономических задач на основе клиент-серверной архитектуры, обладающих развитым пользовательским интерфейсом).


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  1. Разработка программы автоматизации деятельности фирмы в сфере маркетинга.

  2. Диалог пользователей сети с использованием технологии XML.

  3. Автоматизация процесса учета выдачи курсовых проектов.

  4. Разработка программы контроля успеваемости студентов (рейтинговая система).

  5. Разработка СППР (системы поддержки принятия решений) в сфере инвестиционной деятельности предприятия.

  6. Автоматизация расчета зарплаты работников предприятия.

  7. Автоматизация рабочего места преподавателя.

  8. Учет продажи билетов транспорта РБ.

  9. Разработка системы продажи газет на Java.

  10. Разработка программы автоматизации анализа финансового состояния и деловой активности предприятия.

  11. Автоматизация рабочего места товароведа промышленного предприятия на JSP.

  12. Разработка программы автоматизации деятельности предприятия в сфере материально-технического обеспечения.

  13. Разработка программы автоматизации анализа финансового состояния предприятия. Анализ платежеспособности, ликвидности и необходимого прироста собственного капитала предприятия.

  14. Разработка программы автоматизации анализа финансового состояния предприятия. Анализ финансовой устойчивости.

  15. Разработка программы автоматизации деятельности предприятия. Автоматизация процесса подбора заказов.

  16. Разработка приложений с использованием специализированных языков разметки (MathML, CML, GML, SVL, XPath).

  17. Разработка обучающих программ и тестов по различным дисциплинам специальности.

  18. Оргнанизация диалога нескольких пользователей сети (рассылка/принятие сообщений).

  19. Разработка интерфейса организации работы с реляционными БД.

  20. Разработка программы обмена XML-сообщениями.

  21. Разработка циклов лабораторных работ по изучаемым языкам программирования и технологиям (демонстрационные примеры).

  22. Разработка приложений на WML

  23. Разработка средств графического представления процесса и его интерпретации.

  24. Модели представления знаний.

  25. Разработка динамического Intranet-сервера кафедры

  26. Разработка WAP-зеркала сайта кафедры

  27. Разработка программы психологического тестирования

  28. Организация диалога пользователей на основе XML-взаимодействия

  29. Автоматизация составления налоговых отчетов для малого предприятия.

  30. Создание автоматизированной системы расчета себестоимости продукции промышленного предприятия.

  31. Автоматизация процесса начисления заработной платы сотрудников малого предприятия.

  32. Автоматизация процесса выдачи заработной платы сотрудников малого предприятия.

  33. Разработка средств автоматизации рабочего места бухгалтера.

  34. Разработка тестирующей программы уровня знаний студентов по изучаемым предметам.

  35. Разработка программного комплекса обеспечения педагогической методики для систем дистанционного обучения.

  36. Разработка инструментальной клиент-серверной системы проектирования обучающих сценариев на основе графовых моделей.

  37. Разработка языка графического моделирования процессов.

  38. Системы управления процессами на основе конечных автоматов.

  39. Исчисление предикатов в системах «интеллектуального» обучающего диалога.

  40. Разработка цикла лабораторных работ для демонстрации сетевых возможностей JAVA.

  41. Разработка механизма индексирования гипертекстовых документов, создание реляционной структуры для хранения индексов.

  42. Разработка механизма визуализации бинарных деревьев, построение бинарного дерева по реляционной структуре.

  43. Разработка алгоритма реляционного представления бинарного дерева гиперссылок HTML документа.

  44. Разработка системы мультиатрибутивной индексации на основании положений OLAP и теории нечеткой логики.

  45. Разработка системы верстки документов.
ЛИТЕРАТУРА


Основная

  1. Нортон П., Шилдт Г. Java 2: Пер. с англ.—СПб.: БХВ-Петербург, 2001.

  2. Морган, Майкл. Java 2. Руководство разработчика.: Пер. с англ.: Уч.пос.—М. Издательство «Вильямс», 2000.

  3. Джамса К., Лалани С., Уикли С. Программирование в Web для профессионалов / Пер. с англ.—Мн.: ООО «Попурри», 1997.

  4. Вейтман, Виктор. Программирование для Web.: Уч. пос.: -- М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.


Дополнительная

  1. Олифер В.Г., Олифер Н. А.. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. –СПб. . Издательство: Питер, 2001 г.

  2. Найк Дилип. Стандарты и протоколы Интернета/Пер. с англ.—М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1999.

  3. Эдди С.Э. XML: справочник – СПб: Издательство «Питер», 1999


Утверждена


УМО вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики

и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-40-014/тип.


ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности -40 01 02-02 Информационные системы

и технологии (в экономике)

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составитель:

А.А. Носенко, доцент кафедры экономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Рецензенты:

В.И. Демидов, заведующий кафедрой международных экономических отношений Учреждения образования «Белорусская государственная политехническая академия», профессор, доктор экономических наук;

Кафедра «Финансы и кредит» Минского института управления (протокол № 15 от 10.05.2003 г.)




Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.05.2003 г.);


Научно-методическим советом по специальности -40 01 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 27.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Экономика предприятия» разработана для специальности -40 02 01 Информационные системы и технологии (по направлениям) высших учебных заведеинй .

Целью изучения данной дисциплины является подготовка студентов к будущей самостоятельной экономической работе на предприятиях радиоэлектронной и других отраслей промышленности в условиях свободного предпринимательства и конкуренции.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:



знать:

  • роль предприятия как субъекта хозяйствования в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь, особенности создания, функционирования и прекращения деятельности предприятия;

  • основы разгосударствления экономики и приватизации предприятий;

  • состав необходимого предприятию имущества, состав кадров предприятия;

  • методы определения издержек производства и реализации, прибыли и рентабельности;

  • содержание инновационной и инвестиционной деятельности, а также методы оценки эффективности инвестиционных проектов;

уметь характеризовать организационно-правовые формы предприятий, структуру основного и оборотного капитала, показатели работы предприятия, виды издержек, факторы, влияющие на основные показатели эффективности работы предприятия;

уметь анализировать резервы роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения уровня рентабельности производства и продукции, использование основного и оборотного капитала, материалоемкость и энергоемкость продукции;

приобрести навыки расчета и обоснования производственной программы предприятия, расчета себестоимости и цен на выпускаемую продукцию, расчета потребности в кадрах, технико-экономического обоснования реализации любых инвестиционных проектов.

Программа рассчитана на объем 85 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций - 51 час, практических занятий - 34 часа.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Тема 1.1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА


Сущность производства и его основные факторы. Экономика как наука о производственных отношениях, проявляющихся при производстве, распределении и потреблении материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

следующая страница >>