Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 95.19kb.
Общая топонимика Учебная программа для специальности: 1-31 02 01... 1 251.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 138.09kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23... 1 355.5kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 82.43kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности -40... 5 1524.13kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 218.16kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 261.96kb.
Введение в математику 1 168.37kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 95.67kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям... 1 68.97kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 257.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности - страница №1/2





Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________


Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),



направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и


среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ М. И. Демчук

_________________________________














Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________








Минск 2009



Составители:
Булацкий Вячеслав Григорьевич, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;
Березовская Елена Александровна, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета;
Стежко Наталья Григорьевна, главный редактор Национальной киностудии «Беларусьфільм», кандидат искусствоведения, магистр бизнес-администрирования, доцент;
Моисеева Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета;
Шимолин Виктор Иванович, доцент кафедры теории и методологии факультета журналистики Белорусского государственного университета.
Рецензенты:
Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;

Забелло Владимир Павлович, заведующий кафедрой кинотелеискусства Учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств»,

профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 30.04.2008);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008).
Ответственные за выпуск: В.Г. Булацкий, Е.А. Березовская, Н.Г. Стежко, И.Г. Моисеева, В.И. Шимолин.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: на первом году обучения, где из профессиональных дисциплин присутствуют вышеупомянутые, главная задача преподавателей состоит в том, чтобы, с одной стороны, развернуть перед студентом весь спектр возможностей, все разнообразные деятельности журналиста аудиовизуальных средства массовой информации, а, с другой стороны, - закрепить важнейшие положения, отличающие данную сферу от всех прочих в журналистике.

Задача: дать студентам первоначальное, самое общее представление о телевизионной и радиожурналистике; о роли журналиста в создании телевизионных и радиопередач; освоить навыки работы с техническими средствами аудиовизуальной журналистики; овладеть навыками компьютерного монтажа; дать студентам представление о полном цикле производства телевизионных и радиопередач (от заявки до полного цикла производства и выхода в эфир); научить каждого студента говорить у микрофона так, чтобы было слышно, внятно и понятно; дать возможность; сформировать у будущих журналистов системы знаний и представлений о способах получения и обработке фотографических изображений. Выявить склонности, предпочтения, способности каждого студента к различным видам аудиовизуальной журналистской деятельности.

Задачи дисциплины «Технологии телевидения и радиовещания» определяют её структуру. Настоящая дисциплина состоит из пяти разделов: «Техника телевидения и радиовещания», «Телерадиопроизводство», «Техника теле- и радиоречи», «Основы фотографии», «Компьютерный монтаж».



1 Раздел «Техника телевидения и радиовещания»:

Цель: познакомить студентов с историей развития и современным техническим состоянием радиовещания и телевидения в Республике Беларусь.

Задача: дать студентам представление о структуре современной радиостанции или телецентра; типах оборудования; освоить студийную и внестудийную аудио- и видеозапись (работа в студии, запись на репортажный магнитофон и т.д.); освоить компьютерный монтаж звука, видеоизображения; технологию создания радиопередачи или телепередачи.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– современное техническое состояние теле- и радиовещания;

– специфику студий теле- и радиовещания, структуру радиодома и телецентра;

– основное оборудование аппаратно-студийного блока;

– основные этапы организации и создания теле- и радиопередачи;

– работу редактора в процессе теле- и радиопроизводства;

– элементы современного аудиовизуального дизайна;

– приемы дикционного выражения;

– невербальные средства выражения;

– основные принципы компьютерного аудиовизуального монтажа;



уметь:

– работать с теле- и радиоаппаратурой;

– правильно оценивать стадии создания теле- и радиопередачи;

– работать с компьютерной графикой и аудиомонтажом;

– владеть техникой речи в кадре и за кадром;

– владеть навыками ведущего разных радио- и телепрограмм;

– создавать студийные и внестудийные теле- и радиопередачи;

– использовать новейшие электронные технологии.

Программой в первом разделе «Техника телевидения и радиовещания» в соответствии с типовым учебным планом предусмотрено 100 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 14 часов, лабораторных занятия – 20 часов. Основные формы контроля: задания в тестовой форме, индивидуальные творческие задания.

2 Раздел «Телерадиопроизводство»:

Цель: сформировать у студентов целостную систему знаний о телерадиопрозводстве и управлении им; создать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий технологию производства телевизионной продукции; ознакомить с работой редактора в процессе телерадиопроизводства, дать студентам необходимые теоретические знания как используется аппаратура, спецэффекты, компьютерная графика в создании передач.

Задача: дать студентам представление о полном цикле производства телепередачи – от заявки и написания сценария до полного цикла телерадиопроизводства и выдачи программы в эфир.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– работу редактора в процессе телепроизводства;

– особенности формирования организационной и технической структуры вещания;

– особенности репортажного, трансляционного и постановочного способов телепроизводства;

– требования к созданию новостной программы;

– форматы информационных и аналитических передач;

– технологию создания телеигр, ток-шоу, телесериалов, эстрадных, постановочных программ, реалити-шоу;

– элементы современного теледизайна;



уметь:

– владеть навыками работы с компьютерной графикой в создании телепередач; – владеть навыками работы с видеоэффектами;

– написать телевизионный сценарий;

– правильно оценивать стадию организации и создания телепроекта;

– создавать новостные сюжеты;

– использовать технику в технологии телепроизводства;

– на примерах действующих программ ТВ показать особенности замысла и реализации телепроектов.

Общее количество часов, отводимых на изучение второго раздела «Телерадиопризводство» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 100 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: 14 лекционных часов, 20 лабораторных часов. Основные формы контроля: задания в форме контрольных работ.



3 Раздел «Техника теле- и радиоречи»:

Цель: научить каждого студента говорить у микрофона так, чтобы было «слышно, внятно и понятно». Это умение необходимо каждому «говорящему» журналисту для точной передачи материала до слушателя. Для того, чтобы было слышно, необходимо заниматься дыханием и голосом. Для того, чтобы было внятно – нужна чёткая артикуляция и правильная дикция. Для того чтобы было понятно – журналист должен владеть логикой речи. Когда мы разговариваем в обыденной жизни, мы далеко не всегда заботимся о логике наших слов. Мы выражаем чаще всего свои собственные мысли, свои убеждения, доводы, чувства и желания. И логика, если можно так выразиться, живёт в нашем сознании: она без особых усилий с нашей стороны руководит ходом наших мыслей и наших слов, благодаря чему нужные и точные интонации рождаются как бы сами собой.

По окончании раздела студент должен:



знать:

  • орфоэпические нормы литературного языка;

  • приемы дикционного выражения;

  • способы натурального перехода от одного сюжета к другому;

  • знание законов ораторского искусства;

  • невербальные средства отношений (мимика, жесты).

уметь:

  • уметь ощутить речевой тон, ритм;

  • уметь органично «жить» в радио- и телевизионных программах, ощущать, знать и уметь различить ритм передачи;

  • владеть способами натурального перехода от одного сюжета к другому, сохраняя при этом перспективу действия в передаче;

  • владеть техникой речи в прямом контексте с радиослушателем и телезрителем;

  • владеть техникой речи в кадре и за кадром;

  • владеть невербальными средствами отношений в связи с речевым произношением в телевизионной передаче;

  • владение навыками ведущего разных радио- и телевизионных программ.

Общее количество часов, отводимых на изучение третьего раздела «Техника теле- и радиоречи» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 170 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 90 часов. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 8 часов, лабораторные занятия – 82 часа.

4 Раздел «Основы фотографии»:

Цель: Формирование у будущих журналистов системы знаний и представлений о способах получение и обработки фотографических изображений. Получение студентами практических навыков по использованию и обработке фотоизображений. Освоение студентами основ фотографии как области знания, как одного из ведущих компонентов квалификации современного журналиста.

Задачи:

  1. Ознакомление с основами фотографии как специальной областью знаний квалифицированного специалиста в области современной журналистики.

  2. Усвоение студентами базовых принципов фотографии, изучение основных подходов к получению, обработке и использованию визуальных образов в журналистике.

  3. Обучение студентов практике пользования аналоговой и цифровой фотографической техникой, материалами, способами архивирования и хранения фотоизображений.

  4. Приобретение студентами элементарных навыков получения аналоговых и цифровых фотографических изображений.

Общее количество часов, отводимых на изучение четвертого раздела «Основы фотографии» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 42 часа. Из них аудиторная нагрузка составляет 34 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 2 часа, лабораторные занятия – 32 часа.

5 Раздел «Компьютерный монтаж»:

Цель: научить студентов работать в одной (или нескольких) профессиональных системах нелинейного монтажа.

Задача: познакомить студентов с историей возникновения монтажа; теорией монтажа; основными способами и видами монтажа; проанализировать и оценить системы профессионального нелинейного монтажа, используемые на современном ТВ; определить особенности и специфику монтажа программ разных жанров; секреты профессионального мастерства видеоинженера.

По окончании раздела студент должен:



знать:

– историю монтажа;

– виды и способы монтажа;

– основные принципы нелинейного монтажа;

– ориентироваться в системах нелинейного монтажа для разных операционных систем;

уметь:

– работать в одной (или нескольких) системах нелинейного монтажа;

– самостоятельно создавать экранный продукт: от процесса формулировки темы до окончательного монтажного варианта.

Общее количество часов, отводимых на изучение пятого раздела «Компьютерный монтаж» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 60 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 52 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 16 часов, лабораторные занятия – 36 часов.

Таким образом, общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины «Технологии телевидения и радиовещания» в соответствии с типовым учебным планом предусматривает 472 часа. Из них аудиторная нагрузка составляет 244 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекции – 54 часа, лабораторные занятия – 190 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Аудиторные занятия

Лекции

Лабораторные занятия

I

1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»

1.

Тема 1. История развития техники радиовещания. Этапы развития радиовещания в РБ.

2



2.

Лабор. зан. 1. Оборудование радиостудии. Запись в студии.



2

3.

Тема 2. Вещательные системы. Виды модуляции.

Радиовещательные диапазоны.



2



4.

Лабор. зан. 2. Запись в студии. Работа у микрофона.



2

5.

Тема 3. Радиостанция. Виды студий и аппаратных радиодома. Технология создания радиовещательной программы.

2



6.

Лабор. зан. 3. Монтаж аудиозаписи.



4

7.

Тема 4. Звук. Слух. Речь. Электроакустика: микрофоны и громкоговорители. Использование звукозаписи в радиовещании.

2



8.

Лабор. зан. 4. Внестудийное радиооборудование.



2

9.

Лабор. зан. 5. Видеокамера.



2

10.

Тема 5. История развития техники телевидения. Этапы развития телевидения в РБ.

2



11.

Лабор. зан. 6. Язык экрана: план, ракурс, кадр, монтаж.



2

12.

Тема 6. Основы физических процессов телевидения.

2




13.

Лабор. зан. 7. Видеосъемка. Работа в кадре.



2

14.

Тема 7. Телевизионный центр, состав и назначение оборудования. Форматы видеозаписи. Внестудийная телевизионная техника. Технология создания телевизионной программы.

2



15.

Лабор. зан. 8. Технологические этапы создания радиопередачи.



2

16.

Лабор. зан. 9. Технологические этапы создания телепередачи.



2

Всего часов по 1 разделу:

14

20

34

II

2 РАЗДЕЛ «ТЕЛЕРАДИОПРОИЗВОДСТВО»

1.

Тема 1.  Предмет и содержание раздела «Телерадиопроизводство». Определение

сущности телепроекта.



2



2.

Лабор. зан. 1–2. Определение сущности телепроекта.



4

3.

Тема 2. Классификация телепроектов.

2



4.

Лабор. зан. 3. Классификация телепроектов



2

5.

Тема 3. Основные телевизионные технологии.

2



6.

Лабор. зан. 4–5. Основные телевизионные технологии



4

7.

Тема 4. Написание телевизионного сценария.

2



8.

Лабор. зан. 6–7. Написание телевизионного сценария.



4

9.

Тема 5. Телепроизводство новостей.

2



10.

Лабор. зан. 8. Телепроизводство новостей.



2

11.

Тема 6. Верстка информационных программ.

2



12.

Лабор. зан. 9. Верстка информационных программ.



2

13.

Тема 7. Особенности подготовки и производства жанровых программ.

2



14.

Лабор. зан. 10. Особенности подготовки и производства жанровых программ.



2

Всего часов по 2 разделу:

14

20

34

III

3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕ- И РАДИОРЕЧИ»

I

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ, РАДИЙНАЯ РЕЧЬ









Тема 1. Телевизионная, радийная речь.

Слово в системе работы над техникой речи. Специфические особенности и общие основы речевого действия. Цели и задачи телевизионной и радийной речи. Работа диктора на радио и в телеэфирах. Бытовая и сценическая речь. Эфирное выступление.



2



II.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

АРТИКУЛЯЦИЯ









Тема 2. Техника речи. Дикция.

Техника речи. Дикция. Лицевая гимнастика. Произношение гласных. Произношение согласных. Дыхательные упражнения. Дикционный тренинг по Юзвицкой.



Тема 3. Техника речи. Артикуляция. Правила произношения. Скороговорки. Текст скороговорок. Интонационный рисунок перечисления.

2





Лаб. зан. 1. Техника речи. Дикция. Лицевая гимнастика.



6



Лаб. зан. 2. Техника речи. Артикуляция. Правильность произношения (орфоэпия). Правила произношения. Скороговорки. Текст скороговорок.



16

III.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДЫХАНИЕ. ГОЛОС









Тема 4. Техника речи. Дыхание.

Дыхание. Анатомия и физиология дыхательных органов. Типы дыхания. Дыхательная гимнастика.



Тема 5. Техника речи. Голос. Постановка голоса.

Голос. Анатомия, физиология и гигиена голосового аппарата. Постановка голоса. Особенности и специфика произношения в развлекательных и информационных теле- и радиопрограммах.



2

2



Лаб. зан. 3. Дыхание.  Дыхательная гимнастика.



6



Лаб. зан. 4. Постановка голоса.



6

IV.

ЛОГИКА РЕЧИ. МАСТЕРСТВО ЭФИРНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭФИРЕ.









Тема 6. Логика речи.

Логика речи. Речевые  логические правила. Культура речи журналиста, ведущего.



Тема 7. Логический разбор текста. Логический разбор текста. Работа над текстом. Применение приёмов внешней и внутренней техники при работе над текстами.

Тема 8. Мастерство эфирного  выступления.

Мастерство эфирного  выступления. Подготовка, психологическое состояние, приемы воздействия на слушателей. Особенности работы ведущего у микрофона.



Тема 9. Формы общения в эфире.

Монолог и диалог в информационных выпусках, аналитических программах, дискуссиях. Работа над информационным выпуском. Особенности ведения аналитической программы.



2

6



Лаб. зан. 5. Логика речи. Логический разбор текста. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



12



Лаб. зан. 6. Логика  речи.    Работа над текстом. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



8



Лаб. зан. 7. Мастерство эфирного  выступления. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



10



Лаб. зан. 8. Формы общения в эфире. Запись в студии. Просмотр и обсуждение.



10

Всего часов по 3 разделу:

8

82

90




IV.

4 РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

1.

Тема 1. Основные принципы получения аналогового и цифрового фотографического изображения

2



2.

Лаб. зан. 1. Основные принципы получения аналогового и цифрового фотографического изображения



2

3.

Лаб. зан. 2. Устройство фотоаппарата.



2

4.

Лаб. зан. 3. Экспозиция: понятие, способы определения.



2

5.

Лаб. зан. 4. Проявление черно-белой фотопленки.



2

6.

Лаб. зан. 5. Печать черно-белых фотографий проекционным способом.



2

7.

Лаб. зан. 6. Самостоятельная печать черно-белых фотографий проекционным способом в фотолаборатории.



2

8.

Лаб. зан. 7. Композиция. Просмотр фотографий из классики фоторепортажа.



2

9.

Лаб. зан. 8. Освещение. Работа с искусственным освещением в павильоне.



2

10.

Лаб. зан. 9. Особенности устройства цифровой фотокамеры.



2

11.

Лаб. зан. 10. Съемка со вспышкой.



4

12.

Лаб. зан.11. Сканеры, принтеры: их виды и характеристики.



2

13.

Лаб. зан. 12. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Основные понятия, знакомство с рабочей областью.



2

14.

Лаб. зан. 13. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Коррекция фотоизображений.



2

15.

Лаб. зан. 15. Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах: возможности, примеры.



2

16.

Лаб. зан. 16. Выполнение заданий по закреплению навыков работы в электронных графических редакторах.



2

Всего часов по 4 разделу:

2

32

34




V.

5 РАЗДЕЛ «КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНТАЖ»

1.

Тема 1. Монтаж: общая характеристика. История возникновения монтажа.

2



2.

Тема 2. Способы видеомонтажа: линейный и нелинейный монтаж.

2



3.

Тема 3. Технический монтаж.

2



4.

Тема 4. Монтаж сюжета новостной программы.

2



5.

Тема 5. Монтаж интервью.

2



6.

Тема 6. Художественный монтаж.

2



7.

Тема 7. Монтаж звуковых файлов.

2



8.

Тема 8. Профессия – видеоинженер.

2



9.

Лаб. зан. 1. Нелинейный монтаж с помощью программы Windows Movie Maker.



4

10.

Лаб. зан. 2. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Adobe Premier Pro.



8

11.

Лаб. зан. 3. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Avid.



8

12.

Лаб. зан. 4. Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Final Cut Pro (Mac).



8

13.

Лаб. зан. 5. Создание музыкального клипа на основе любой изученной системы нелинейного монтажа.



8

Всего часов по 5 разделу:

16

36

52

ВСЕГО:

54

190

244



СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ РАДИОВЕЩАНИЯ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ В РБ
Предмет и задачи курса «Техника радиовещания». Этапы развития техники радиовещания. Развитие радиовещания в Республике Беларусь: история становления и перспективы.
ТЕМА 2. ВЕЩАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ВИДЫ МОДУЛЯЦИИ.

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ДИАПАЗОНЫ
Вещательные системы. Виды модуляции в радиовещании. Радиовещательные диапазоны, передающие вещательные станции. Радиовещательные приемники.
ТЕМА 3. РАДИОСТАНЦИЯ. ВИДЫ СТУДИЙ И АППАРАТНЫХ РАДИОДОМА.ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Радиодом и его оборудование. Предназначение и классификация радиодомов. Структура типового радиодома. Виды студий и аппаратных, их типовое оборудование. Акустические свойства студий. Комплекс внестудийной техники для записи звука. Технология создания радиопрограммы.
ТЕМА 4. ЗВУК. СЛУХ. РЕЧЬ.

ЭЛЕКТРОАКУСТИКА: МИКРОФОНЫ И ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ В РАДИОВЕЩАНИИ
Звук, слух, речь. Характеристика естественного звучания. Слух человека, его основные свойства. Речевой аппарат, основные характеристики речи.

Электроакустика. Микрофоны. Громкоговорители и головные телефоны. Понятие о вещательном сигнале. Показатели качества звукопередачи.

Использование звукозаписи в радиовещании. Сравнительный анализ различных способов звукозаписи. Аналоговая и цифровая магнитная
запись: достоинства и недостатки. Специфические искажения звука при магнитной записи.

Технический процесс создания радиопередачи. Репортажный магнитофон (аналоговый и цифровой). Студийная и внестудийная запись. Крупный, средний и общий планы звукозаписи. Компьютерные программы записи и монтажа звука (Sound Forge, Adobe Audition и др.). Виды и методы монтажа аудиоматериала. Наложение на звучащий текст музыкального оформления.



ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РБ
Обзор развития телевизионной техники от первых механических систем (Пауль Нипков) до современного цифрового оборудования (ТВЧ). Роль русских ученых в изобретении и развитии телевидения (Александр Столетов, Борис Розинг, Владимир Зворыкин и др.). Этапы становления телевидения в Республике Беларусь.
ТЕМА 6. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Основные физические процессы телевидения. Процессы и приемы, которые лежат в основе передачи видеоинформации. Свойства зрения, которые определяют возможность реализации телевизионной системы: спектральная чувствительность глаза, инерционность, разрешающая способность. Теория трехкомпонентного цветного зрения и системы цветного телевидения.

Передающие телевизионные камеры, передающие и принимающие телевизионные трубки. Передающие телевизионные камеры, принцип строения и действия. Особенности действия камеры цветного телевидения. Телевизионная трубка (кинескоп): предназначение, конструкция, работа. Цифровое телевидение.


ТЕМА 7. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЦЕНТР, СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ. ФОРМАТЫ ВИДЕОЗАПИСИ. ВНЕСТУДИЙНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНИКА. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Телевизионный центр, состав и назначение оборудования. Аппаратно-студийный блок (АСБ) как основное технологическое звено создания телепередачи. Основное оборудование телевизионной студии, его предназначение. Характеристика аппаратных АСБ, основное оборудование. Особенности кинопроекционных и видеомагнитофонных аппаратных.

Технология создания телевизионной передачи. Основные этапы создания телепередачи (творческие и технические). Видеозапись. Анализ различных способов видеозаписи. Форматы видеозаписи (аналоговые и цифровые). Монтаж.

Внестудийная телевизионная техника. Передвижные телевизионные и видеозаписывающие станции, их основное оборудование, характеристика. Функциональные возможности передвижной телевизионной станции, классы.


2 РАЗДЕЛ «ТЕЛЕРАДИОПРОИЗВОДСТВО»
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ТЕЛЕРАДИОПРОИЗВОДСТВО». ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ТЕЛЕПРОЕКТА
Раздел «Телерадиопроизводство» содержит теоретические разработки и понятия «телерадиопроизводства». Цель – сформировать у студентов целостную систему знаний о «телепроизводстве» и управлении им; создать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий технологию производства телевизионной продукции; ознакомить с работой редактора в процессе телепроизводства; дать студентам необходимые теоретические знания как используется аппаратура, спецэффекты, компьютерная графика в создании передач.

Практическая часть ставит своей задачей дать необходимые знания как создается сценарий телепроекта; научить студентов правильно оценивать стадию организации и создания телепроекта; на примерах действующих программ ТВ показать особенности замысла и реализации телепроектов.

Основные этапы развития телевидения. Социальная сторона телевидения. Существующие модели ТВ. Особенности формирования организационной и технической структуры вещания. Понятия продюсер и телепроект. Отличительные признаки телепроектирования. Наиболее значимые признаки телепроекта.
ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕПРОЕКТОВ

Основная структура телепроектов. Основные этапы развития проектов. Классификация проектов исходя из характера управления и принципа проектирования. Основные участники телепроекта.


ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Эфирные характеристики. Особенности репортажного, трансляционного и постановочного способов телепроизводства. Влияние различных аспектов (социальных, эстетических, тематических) на реализуемость аудиовизуальной продукции. Возможности компьютерной графики, спецэффектов – наиболее распространенные видеоэффекты. Мастеринг.
ТЕМА 4. НАПИСАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЦЕНАРИЯ
Работа редактора в телепроизводстве. Для чего нужен сценарий. Виды сценария. Написание сценария. Монтажный лист. Режиссерский сценарий. Репертуарная политика и особенности верстки сетки вещания. Жанровый состав телеканалов исходя из качества программ. Формулирование концепции телепрограмм.

ТЕМА 5. ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВО НОВОСТЕЙ
Профессиональные требования к работе репортера. Создание новостной программы. Основные ошибки при производстве новостных сюжетов.

ТЕМА 6. ВЕРСТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Ранжирование – блок, рубрика, серия. Классификация выпусков новостей. Разновидности телерепортажа.
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОИЗВОДСТВА ЖАНРОВЫХ ПРОГРАММ
Форматы информационных и аналитических передач. Форматы телесерий. Форматы нециклических продуктов. Технология создания телеигр, ток-шоу, телесериалов, эстрадных, постановочных программ, реалити-шоу.

Смысловое и художественное единство кадра. Элементы современного теледизайна. Использование техники в технологии телепроизводства.


3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕ- И РАДИОРЕЧИ»
РАЗДЕЛ I . ТЕЛЕВИЗИОННАЯ, РАДИЙНАЯ РЕЧЬ

ТЕМА 1. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ, РАДИЙНАЯ РЕЧЬ
Слово в системе работы над техникой речи. Специфические особенности и общие основы речевого действия. Цели и задачи телевизионной и радийной речи. Работа диктора на радио и в телеэфирах. Бытовая и сценическая речь. Эфирное выступление – разновидность  ораторского искусства, приемы воздействия на аудиторию.
Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается эфирная речь от  бытовой?


2. Каковы цели и задачи эфирного выступления?
Раздел II. ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ

ТЕМА 2. ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ
Техника речи. Устройство звукообразующего аппарата. Дикция. Лицевая гимнастика. Произношение гласных. Произношение согласных. Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие. Дыхательные упражнения. Нижнебрюшной тип дыхания. Дикционный тренинг по Юзвицкой.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое дикция?


2. Что нужно делать для исправления того или иного дикционного недостатка?

3.Для чего нужна артикуляционная гимнастика?


4.Какие гласные звуки Вам известны? Какова их роль в речи?
5.Что Вы знаете о йотированных гласных звуках?
6.Назовите согласные звуки и определите их значение в речи.                 7.Расскажите о классификации согласных звуков.
ТЕМА3. ТЕХНИКА РЕЧИ. АРТИКУЛЯЦИЯ
Техника речи. Артикуляция. Правильность произношения (орфоэпия). Правила произношения. Скороговорки. Текст скороговорок. Интонационный рисунок перечисления.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Расскажите о нормах литературного произношения.
    2.Что Вы знаете о говорах и акцентах?
    3.Какое значение имеет ударение в слове?
    4.Расскажите о произношении ударных гласных звуков.
    5.Как произносятся безударные гласные звуки?
    6.Для чего нужно заниматься техникой речи?


Раздел III. ТЕХНИКА РЕЧИ. ДЫХАНИЕ. ГОЛОС

ТЕМА 4. ТЕХНИКА РЕЧИ. ДЫХАНИЕ
Техника речи. Дыхание. Роль дыхания в речи. Анатомия и физиология дыхательных органов. Типы дыхания. Смешанно-диафрагматический тип дыхания и его преимущество. Дыхательная гимнастика.
 Вопросы для самоконтроля:

1.Как устроен речевой аппарат?


2.Какова роль дыхания в сценической речи?

 

ТЕМА 5. ТЕХНИКА РЕЧИ. ГОЛОС. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА


Техника речи. Голос. Анатомия, физиология и гигиена голосового аппарата. О постановке голоса. Этапы работы над голосом в радио- и телепередачах.

Особенности и специфика произношения в развлекательных и информационных теле- и радиопрограммах.


Вопросы для самоконтроля:

1. Какой тип дыхание необходим для постановки голоса?

2. Значение правильного дыхания.
Раздел IV. ЛОГИКА РЕЧИ. МАСТЕРСТВО ЭФИРНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭФИРЕ

ТЕМА 6. ЛОГИКА РЕЧИ
Логика речи. Логические ударения и речевые звенья. Закон нового понятия  и противопоставления.

Речевые  логические правила: родительного падежа, сравнения, перечисления, обобщающих слов при однородных членах, слов с предлогом, прилагательных. Принципы выбора учебно-творческих текстов для работы над словом.

Культура речи журналиста, ведущего. Языковые средства эмоционального вздействия на телезрителей и радиослушателей развлекательных и информационных программ.
Вопросы для самоконтроля

1. Основные речевые законы.


2. Что входит в логический анализ текста?
3. Для чего нужно членение текста на речевые такты?
ТЕМА 7. ЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ТЕКСТА
Логический разбор текста. Видение и подтекст – в работе над материалом. Понятие «темпо-ритм» из системы К.С.Станиславского. Знаки препинания: их голосовые «фигуры». Функции и тональные изменения знаков препинания.

Работа над текстом: пауза, люфт-пауза, правильное выделение логических ударений, снятие ударений со слов, которые не имеют смысловой нагрузки. Применение приёмов внешней и внутренней техники при работе над текстами.


Вопросы для самоконтроля

Расскажите о логических правилах .


1. Какие виды пауз Вы знаете?
2. Как читаются знаки препинания?
3. Назовите основные правила логических ударений.
4. Что такое логическая перспектива текста?
ТЕМА 8.  МАСТЕРСТВО ЭФИРНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ
Мастерство эфирного выступления. Ведение программ – разновидность публичного (ораторского) выступления. Подготовка, психологическое состояние, приемы воздействия на слушателей.

Образ ведущего информационных, аналитических, социальной направленности программ. Особенности работы ведущего у микрофона.



Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные правила эфирного выступления.


2. В чем отличия эфирного выступления на радио и на телевидении.
3. В чем состоит подготовка к эфирному выступлению?

4. Назовите основные приемы воздействия на слушателей.



ТЕМА 9. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В ЭФИРЕ
Монолог и диалог в информационных выпусках, аналитических программах, дискуссиях. Работа над информационным выпуском: особенности чтения дайджестов, видеоинформаций, подводок к сюжетам.

Особенности ведения аналитической программы. Образ журналиста-ведущего, особенности восприятия аудиторией журналистов в кадре и за кадром.


Вопросы для самоконтроля

1.Что такое диалог?


2. Особенности выступления в форме монолога.
3. В чем различие аналитической, информационной и развлекательной программ?
4 РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛУЧЕНИЯ

АНАЛОГОВОГО И ЦИФРОВОГО ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
В данной программе предусмотрено рассмотрение в рамках одной темы рассмотрение следующих вопросов.

Многомерность феномена фотографии: художественная, документальная, прикладная фотография. Фотография как социальный феномен. Специфика фотографии в журналистике.

Фотографическая техника: предпосылки возникновения, этапы эволюции. Камера-обскура. Изобретение различных способов закрепление фотографического изображения: калотипия, дагеротипия, мокроколлодионный процесс. Изобретение объективов, фотопленки, цветной фотографии. Цифровая революция в фотографии.

Свет: природа, основные характеристики. Длины волн и цвет. Отражающие и поглощающие поверхности.

Базовые принципы получения аналоговых и цифровых фотоизображений: сходство и различие. Возможности конвергенции аналоговых и цифровых технологий.
5 РАЗДЕЛ «КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНТАЖ»
ТЕМА 1. Монтаж: общая характеристика. История возникновения видеомонтажа
Монтаж: общая характеристика. История возникновения монтажа. История развития техники видеозаписи. Монтажные устройства 50-х, 60-х гг. XX в. Системы электронного монтажа.
ТЕМА 2. Способы видеомонтажа: линейный и нелинейный монтаж
Способы видеомонтажа. Линейный и нелинейный монтаж. Обзор компьютерных программ для видеомонтажа (Adobe Premiere Pro, Avid Pro, Final Cut Pro).
ТЕМА 3. Технический монтаж
Технический монтаж. Монтаж по крупности; по направлению движения и ориентации в пространстве; по фазе движения; по композиции; по цвету; по свету и по яркости; внутрикадровый монтаж; межкадровый монтаж. Монтажный кадр.
ТЕМА 4. Монтаж сюжета новостной программы
Функциональные особенности монтажа новостной программы. Правила монтажа информационного сюжета (начинать с адресного плана; использовать один снятый план только однажды; по возможности не монтировать встык синхрон со стэндапом и т.д.). Анализ
ТЕМА 5. Монтаж интервью
Правила и особенности монтажа программы в жанре «интервью» (фрагменты интервью одинаковой крупности, смонтированные друг за другом, должны быть перекрыты перебивкой; «резать» фрагменты интервью рекомендуется на твердый согласный и т.д.).
ТЕМА 6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МОНТАЖ
Художественный монтаж. Последовательный монтаж. Параллельный монтаж. Строящийся монтаж. Сравнительный монтаж. Ассоциативный монтаж. Интеллектуальный монтаж. Психологический монтаж (легенда о 25 кадре).
ТЕМА 7. МОНТАЖ ЗВУКОВЫХ ФАЙЛОВ

Монтаж звуковых файлов (Sound Forge, Adobe Audition). Стереозвучание. Система записи звука Dolby Stereo. Применение звуковых эффектов.


ТЕМА 8. ПРОФЕССИЯ – ВИДЕОИНЖЕНЕР
Творческие и технические профессии на телевидении. Творческий потенциал профессии видеоинженера: секреты мастерства. Монтаж, как способ режиссерского мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»
Лабораторное занятие № 1.

Тема: Оборудование радиостудии. Запись в студии
Цель: познакомиться с основным студийным радиооборудованием (микрофонная аппаратура, микшерный пульт, головные телефоны, громкоговорители), а также с компьютерной программой для записи звука.
Лабораторное занятие № 2.

Тема: Запись в студии. Работа у микрофона
Цель: изучить основные правила общения у микрофона, закрепить навыки звукозаписи в студийных условиях.
Лабораторное занятие № 3.

Тема: Монтаж аудиозаписи
Цель: изучить основные возможности компьютерной программы для работы с аудиоматериалом Sound Forge 6.0 (7.0, 8.0).
Лабораторное занятие № 4.
Тема: Внестудийное радиооборудование
Цель: изучить основные правила внестудийной записи, принцип работы репортажного магнитофона.
Лабораторное занятие № 5.

Тема: Видеокамера
Цель: изучить возможности видеокамеры (аналоговой и цифровой).
Лабораторное занятие № 6.

Тема: Язык экрана: план, ракурс, кадр, монтаж
Цель: освоить основные правила видеосъемки (использование различных планов, ракурсов, особенности построения композиции кадра).
Лабораторное занятие № 7.

Тема: Видеосъемка. Работа в кадре
Цель: познакомиться с основными правилами работы в кадре.
Лабораторное занятие № 8.

Тема: Технологические этапы создания радиопередачи
Цель: создание учебной радиопередачи с использованием ранее изученных технологий.

Лабораторное занятие № 9.

Тема: Технологические этапы создания телепередачи
Цель: создание телепередачи с использованием ранее освоенных технологий.

2 РАЗДЕЛ «ТЕЛЕРАДИОПРОИЗВОДСТВО»
Лабораторное занятие № 1.

Тема: Определение сущности телепроекта
Цель: познакомиться: с основными этапами развития телевидения, социальной стороной телевидения, с существующими моделями ТВ, с понятием телепроект и с отличительными признаками телепроектирования.
Лабораторное занятие № 2.

Тема: Определение сущности телепроекта
Цель: познакомиться: с особенностями формирования организационной и технической структуры вещания, с понятием продюсер.
Лабораторное занятие № 3.

Тема: Классификация телепроектов
Цель: изучить: основные структуры телепроектов и основные этапы их развития, ознакомиться с основными участниками телепроекта.
Лабораторное занятие № 4.

Тема: Основные телевизионные технологии
Цель: изучить основные возможности компьютерной графики, спецэффектов, мастеринга. Ознакомиться с основными эфирными характерискиками.
Лабораторное занятие № 5.

Тема: Основные телевизионные технологии
Цель: изучить особенности репортажного, трансляционного и постановочного способов телепроизводства.
Лабораторное занятие № 6.

Тема: Написание телевизионного сценария

Цель: ознакомиться с работой редактора в телепроизводстве. Определить для чего нужен сценарий. Какие бывают виды сценария. Как следует начинать писать сценарий.
Лабораторное занятие № 7.

Тема Написание телевизионного сценария
Цель: Ознакомиться с такими понятиями как: монтажный лист, режиссерский сценарий, репертуарная политика и особенности верстки сетки вещания.
Лабораторное занятие № 8.

Тема: Телепроизводство новостей
Цель: ознакомиться с профессиональными требованиями в работе репортера. Изучить как создается новостная программа. Разобрать основные ошибки при производстве новостных сюжетов.
Лабораторное занятие № 9.

Тема: Верстка информационных программ
Цель: ознакомиться с такими понятиями как ранжирование – блок, рубрика, серия. Классификация выпусков новостей. Разновидности телерепортажа.
Лабораторное занятие № 10.

Тема: Особенности подготовки и производства жанровых программ
Цель: Ознакомиться с форматами информационных и аналитических передач, форматами телесерий. форматами нециклических продуктов. Ознакомиться с технологией создания телеигр, ток-шоу, телесериалов, эстрадных, постановочных программ, реалити-шоу.
3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕ- И РАДИОРЕЧИ»
Лабораторное занятие № 1.

Тема: Техника речи. Дикция. Лицевая гимнастика
 Цель – подготовка речевого аппарата для работы у микрофона, правильное произношение согласных.

Задание для самостоятельной работы:
1. Провести тренинг, в который входит лицевая гимнастика.
2. Подготовить артикуляционный тренинг.

Пример упражнений на согласные звуки.
 Звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий.
1. Чередовать: П, Б (несколько раз).
2. ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.
3. БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.
4. ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.
5. БЕ – БЯ – БЕ – БО.
6. ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.
7. БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.
8. ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.
9. БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.
Лабораторное занятие № 2.

Тема: Техника речи. Артикуляция. Правильность произношения (орфоэпия). Правила произношения. Скороговорки . Текст скороговорок
 Цель – четкое и правильное произношение согласных.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести  свои  примеры к следующим правилам:

1) Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие.

2) Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким.

3) Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ.

4) Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ.

5) В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо.

6) Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ.

7) Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч.

8) Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц.

9) Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко.

10) Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц.

2. Подготовить  артикуляционные упражнения. Структура артикуляционного упражнения может быть следующей:

1. ТИДДИ – ТЕДДЕ – ТЯДДЯ –
ТЁДДЁ – ТЮДДЮ – ТИДДИ.
2. ТИ – ДИ – ДИ – ТТИ,
ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,
ТЯ – ДЯ – ДЯ – ТТЯ.
3. ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,
ТЮ – ДЮ – ДЮ – ТТЮ.
Лабораторное занятие № 3.

Тема: Дыхание.  Дыхательная гимнастика
 Цель –обучение  диафрагмального дыхания.

Упражнения:

 Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая».

Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д.

Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:
МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.
Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Задания для самостоятельной работы:

Разработка тренинга из дыхательных упражнений.


Лабораторное занятие № 4.

Тема: Постановка голоса
Цель – воспитание, укрепление и развитие голосовых данных студента.

Тренировка дыхания и голоса.



Задания для самостоятельной работы:

Тренинг состоящий из дыхательных и голосовых упражнений.


Лабораторное занятие № 5.

Тема: Логика речи. Логический разбор текста. Запись в студии.

Просмотр и обсуждение
Цель – развитие логического мышления, необходимого для практической работы с текстом.

Упражнение:

Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения.

«Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние.

Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?»


(Б.Горбатов, «Непокоренные»).

Задание для самостоятельной работы:

На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте законы нового понятия и противопоставления. Запись в студии и последующее прослушивание  с обсуждением.  Лабораторное


Лабораторное занятие № 6.

Тема: Логика  речи.    Работа над текстом. Запись в студии.

Просмотр и обсуждение
Цель –наработка практических навыков работы у микрофона.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовка информационных и аналитических материалов.


Запись  в студии и последующее обсуждение.
Лабораторное занятие № 7.

Тема: Мастерство эфирного  выступления. Запись в студии.

Просмотр и обсуждение
Цель – разбор записей выступлений студентов позволяет выявить и разобрать тему.

 Задание для самостоятельной работы:

Студенты выбирают любую интересующую их тему. После проведенной подготовительной работы выступления записываются. При анализе записей  обращается внимание на наиболее характерные ошибки и предлагаются рекомендации для их исправления.
Лабораторное занятие № 8.

Тема: Формы общения в эфире.

Запись в студии. Просмотр и обсуждение
Цель – разобраться в особенностях ведения программ, дискуссий.

 Задание для самостоятельной работы:



  1. Проанализировать аналитические, информационные программы, программы социальной направленности.

  2. Дать краткую характеристику работы ведущих по каждому виду программы.

  3. Приведите пример монолога и диалога в информационных и аналитических программах, дискуссиях.


4 РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Цель – преподаватель ориентирует студентов на создании в процессе изучения раздела итоговой творческой работы, которую необходимо предоставить к последнему занятию. Работа должна раскрывать знания и навыки студента, полученные студентами в процессе изучения курса.
Лабораторное занятие № 1.

Тема: Основные принципы получения аналогового и цифрового фотографического изображения

Вопросы:

1. Многомерность феномена фотографии.

2. Фотографическая техника: предпосылки возникновения, основные этапы эволюции.

3. Свет: природа, основные характеристики.

4. Базовые принципы получения аналоговых и цифровых фотоизображений.
Лабораторное занятие № 2.

Тема: Устройство фотоаппарата
Вопросы:

1. Основные узлы и механизмы в фотоаппарате.

2. Классификация фотоаппаратов.

3. Объектив: его устройство и виды.


Лабораторное занятие № 3.

Тема: Экспозиция: понятие, способы определения
Вопросы:

1. Понятие экспозиции.

2. Способы и методы определения экспозции.

3.Современные экспозиционные устройства: конструкция, классификация, применение.

4. Экспокоррекция.

Студент получает домашнее задание по съемке на черно-белую фотопленку с экспокоррекцией.


Лабораторное занятие № 4.

Тема: Проявление черно-белой фотопленки
Вопросы:

1. Строение фотопленки, основные характеристики.

2. Виды фотопленок.

3. Хранение фотопленкок.

4. Этапы лабораторной обработки фотопленки.

В оставшееся время студенты учатся извлекать фотографическую пленку из фотоаппарата, заправлять фотографическую пленку в бачок для зарядки пленки.

Студент получает домашнее задание по самостоятельному проявлению фотопленки в учебной фотолаборатории в дополнительное время.
Лабораторное занятие № 5.

Тема: Печать черно-белых фотографий проекционным способом
Вопросы:

1. Устройство фотоувеличителя.

2. Виды фотоувеличителей.

Производится инструктаж студента по технике безопасности при работе в фотолаборатории. Студенту демонстрируется технологический цикл получения позитивного аналогового изображения способом проекционной печати.




Лабораторное занятие № 6.

Тема: Самостоятельная печать черно-белых фотографий проекционным способом в фотолаборатории
Студент самостоятельно производит печать отобранных преподавателем кадров с самостоятельно отснятых пленок проекционным способом в фотолаборатории печати черно-белых фотографий.
Лабораторное занятие № 7.

Тема: Композиция. Просмотр фотографий из классики фоторепортажа
Вопросы:

1. Особенности визуального восприятия.

2. Композиция: понятие, виды, основные законы.

Оставшееся время отводится для просмотра фотографий из классики фоторепортажа.



Лабораторное занятие № 8.

Тема: Освещение. Работа с искусственным освещением в павильоне
Вопросы:

1. Освещение: понятие, виды.

2. Цветовая температура.

3. Осветительное оборудование для съемки в фотостудии.

Основное время занятия посвящается демонстрации технических и творческих навыков работы с осветительным оборудованием в павильоне.
Лабораторное занятие № 9.

Тема: Особенности устройства цифровой фотокамеры
Вопросы:

1. Матрицы: понятие, виды, типы, характеристики.

2. Карты памяти.

3. Баланс белого.

4. Кроп-фактор.

5. Гистограмма.

6. Настройки цифрового фотоаппарата.
Лабораторное занятие № 10.

Тема: Съемка со вспышкой

Вопросы:

1. Виды вспышек и их характеристики.

2. Способы съемки со вспышкой.

3. Типичные проблемы при съемке со вспышкой.

В оставшееся время с помощью цифрового фотоаппарата производится съемка со вспышкой различными способами. Изображения сохраняются на компьютерах и визуально оцениваются преимущества и недостатки различных способов.

Студент получает домашнее задание по съемке объекта в движении цифровой камерой.


Лабораторное занятие № 11.

Тема: Сканеры, принтеры: их виды и характеристики
Вопросы:

1. Виды сканеров, основные характеристики.

2. Виды принтеров, основные характеристики.

На занятии демонстрируются основные навыки работы с принтерами и сканерами с помощью оборудования кабинета фотожурналистки. В оставшееся время студенты закрепляют полученные навыки на практике.


Лабораторное занятие № 12.

Тема: Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Основные понятия, знакомство с рабочей областью
Вопросы:

1. Основное меню программы “Adobe Photoshop”.

2. Цветовые модели: RGB, CMYK, LAB, HSB и их характеристики.

3. Форматы сохранения фотоизображений: виды, основные характеристики.


Лабораторное занятие № 13.

Тема: Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах. Коррекция фотоизображений
Вопросы:

1. Особенности работы со слоями в программе “Adobe Photoshop”.

2. Способы цвето- и экспокоррекции.

3. Цифровая ретушь.

4. Исправление перспективных искажений.
Лабораторное занятие № 14.

Тема: Обработка цифровых изображений в электронных графических редакторах: возможности, примеры
На занятии проводится просмотр видеоуроков по углубленному изучению возможностей программы “Adobe Photoshop” .
Лабораторное занятие № 15.

Тема: Выполнение заданий по закреплению навыков работы в электронных графических редакторах
Студены выполняют на компьютерах практические задания в программе “Adobe Photoshop”. Выполненные задания сохраняются в индивидуальных папках и оцениваются преподавателем.

Производится оценка преподавателем итоговых творческих работ студентов.


5 РАЗДЕЛ «КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНТАЖ»
Лабораторное занятие № 1.

Тема: Нелинейный монтаж с помощью программы

Windows Movie Maker
Цель: изучить основные возможности любительской программы нелинейного монтажа Windows Movie Maker, выполнение индивидуальных заданий по созданию экранного продукта.
Лабораторное занятие № 2.

Тема: Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Adobe Premier Pro
Цель: изучить основные возможности любительской программы нелинейного монтажа Adobe Premier Pro, выполнение индивидуальных заданий по созданию экранного продукта.
Лабораторное занятие № 3.

Тема: Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Avid

Цель: изучить основные возможности профессиональной системы нелинейного монтажа Avid, выполнение индивидуальных заданий по созданию экранного продукта.
Лабораторное занятие № 4.

Тема: Нелинейный монтаж с помощью системы нелинейного монтажа Final Cut Pro (Mac)
Цель: изучить основные возможности профессиональной системы нелинейного монтажа Final Cut Pro (Mac), выполнение индивидуальных заданий по созданию экранного продукта.
Лабораторное занятие № 5.

Тема: Создание музыкального клипа на основе любой изученной системы нелинейного монтажа

Цель: на основе полученных знаний и приобретенных навыков создать музыкальный клип в любой из предложенных студенту профессиональных систем нелинейного монтажа.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ»


  1. История развития техники радиовещания.

  2. Этапы развития радиовещания в Республике Беларусь.

  3. Вещательные системы. Виды модуляции в радиовещании.

  4. Радиовещательные диапазоны.

  5. Радиостанция. Основные типы студий и аппаратных радиодома.

  6. Типовое оборудование студий и аппаратных радиодома.

  7. Основные характеристики звука.

  8. Микрофон: принцип действия, классификация.

  9. Основные технические характеристики громкоговорителей.

  10. Звукозапись в радиовещании: история изобретения.

  11. Особенности различных способов звукозаписи.

  12. Репортажный магнитофон: устройство, особенности эксплуатации.

  13. Технология создания радиопередачи.

  14. Основные виды и принципы монтажа звукозаписи.

  15. История развития техники телевидения.

  16. Этапы развития телевидения в Республике Беларусь.

  17. Основы физических процессов телевидения.

  18. Теория трехкомпонентного цветного зрения и системы цветного телевидения.

  19. Производственные комплексы телецентра.

  20. Аппаратно-студийный блок на телевидении: назначение, типовое оборудование.

  21. Передвижные телевизионные станции: функциональные возможности, классификация.

  22. Технология создания телепередачи.

  23. Видеозапись. Форматы видеозаписи.

  24. Видеокамера: аналоговая, цифровая, основные технические характеристики, принцип действия.
следующая страница >>