Учебная программа дисциплины «Уголовный процесс» Общая и Особенная части для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» 3 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины: «Гражданский процесс» 4 560.25kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция... 1 99.66kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для... 9 3678.43kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция 1 247.31kb.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 030501. 1 192.23kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций... 2 921.24kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция... 1 160.36kb.
Программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция»... 1 405.32kb.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030501. 1 273.88kb.
Вопросы к зачету по общей части курса «Уголовный процесс» 1 25.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Проблемы законодательного определения процессуального статуса подозреваемого... 1 89.97kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебная программа дисциплины «Уголовный процесс» Общая и Особенная части для специальности - страница №1/3



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Юридический факультет

Учебная программа дисциплины



«Уголовный процесс»

Общая и Особенная части

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

3 курс

Автор: доктор юридических наук,

профессор Александр Витальевич Смирнов,

преподаватель Василий Евгеньевич Краснов

Санкт –Петербург

2012

Пояснительная записка


Составители

доктор юридических наук,



Александр Витальевич Смирнов,

Преподаватель



Василий Евгеньевич Краснов
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Уголовный процесс».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по специальности 030501.65 «Юриспруденция», квалификация «юрист».


Целью освоения учебной дисциплины "Уголовный процесс" является получение студентами фундаментальных знаний в области уголовного процесса. В соответствии с данной целью задачами курса являются:

- подготовка квалифицированных юристов, глубоко знающих уголовно-процессуальное законодательство, теорию и историю уголовного судопроизводства и умеющих применять эти познания и соответствующие навыки в практической деятельности;


- формирование у студентов правильного понимания роли соблюдения процессуальной формы уголовно-процессуальной деятельности, уважения к правам и законным интересам участников уголовного процесса, убежденности в необходимости строгого и неуклонного исполнения Конституции РФ, законов и основанных на них подзаконных актов;

- выработка у обучаемых практических навыков применения уголовно-процессуальных норм, производства процессуальных действий, принятия решений и их оформления во всех стадиях уголовного процесса.


Место дисциплины в профессиональной подготовке студента

Дисциплина «Уголовный процесс» является общей профессиональной дисциплиной подготовки по специальности «Юриспруденция».

Изучение дисциплины предполагает знание студентами теории государства и права, конституционного, административного, уголовного, международного права.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1) иметь представление:

- об истории развития уголовного процесса (уголовного судопроизводства);

- о мировых типах и формах уголовного судопроизводства и месте среди них российского уголовного процесса;

- об основных направлениях и перспективах проведения судебно-правовых реформ в сфере уголовного процесса в России и за рубежом;

2) знать:

- основополагающие понятия, термины и категории уголовно-процессуального права;

- принципы и институты уголовно-процессуального права, их содержание, значение, системную связь друг с другом и в процессе исторического развития;

- нормативные правовые акты, регулирующие уголовный процесс, в их системном единстве, в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права в данной сфере;

3) уметь:

- свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами и категориями уголовно-процессуального права;

- применять нормы уголовно-процессуального права к конкретным жизненным ситуациям;

- составлять процессуальные документы;

4) владеть:

- уголовно-процессуальной юридической терминологией;

- навыками работы с источниками уголовно-процессуального права;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Виды и формы контроля

Текущий контроль проводится в форме контрольных работ и домашнего задания. Промежуточный контроль представлен зачетом, итоговый контроль - экзаменом.
Домашнее задание

Домашнее задание выполняется в третьем модуле. Оно состоит в подготовке студентами материалов уголовного дела (составление 10 процессуальных документов по фабуле преступления).

Работа оценивается по количеству фактических (несоответствие документа фактическим обстоятельствам дела) и (или) юридических (несоответствие документа нормам процессуального закона) ошибок, допущенных в каждом из подготовленных документов. 10 документов, не содержащих ошибок, оцениваются на 10 баллов. За каждый документ, содержащий ошибку (ошибки), оценка снижается на 1 балл. Все документы, содержащие ошибки, оцениваются в 0 баллов.
Контрольные работы

Каждая контрольная работа состоит в выполнении студентами 20 тестовых заданий (открытых и закрытых) в течение 20 минут.

Количество контрольных работ - 2. Работы выполняются во 2 и 3 модулях.

Шкала и критерии оценки за каждую контрольную работу:



Количество баллов

Обоснование

5

19 и более заданий выполнены правильно

4

15-18 заданий выполнены правильно

3

12-14 заданий выполнены правильно

2

8-11 заданий выполнены правильно

1

4-7 заданий выполнены правильно

0

Менее 4 заданий выполнены правильно

Максимальное количество баллов – 5.
Зачет

Зачет проводится в устной форме, студент должен выполнить два задания и решить одну задачу (на ее решение отводится 30 минут), аналогичную тем, которые решались на практических занятиях

Оценивание ответа на зачете по Общей части осуществляется следующим образом: каждое из заданий оценивается по 3-балльной системе, решение задачи – по 4-балльной системе.


      1. Шкала оценивания выполнения каждого задания (первого и второго):

      2. 3 балла – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме задания, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы;

      3. 2 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании задания, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы;

      4. 1 балл – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании задания, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы;

      5. 0 баллов – полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение трех и более ошибок в содержании задания, а также трех и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы.

      6. Шкала оценивания решения задачи:

      7. 4 балла – оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы;

      8. 3 балла – незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы;

      9. 2 балла – существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов;

      10. 1 балл – оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение;

      11. 0 баллов – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов).

      12. Максимальное количество баллов – 10.


Экзамен

Экзаменационная работа выполняется в письменной форме. Студент должен выполнить 20 тестовых заданий, ответить на один открытый вопрос и решить одну задачу. Работа выполняется в течение 90 минут.

Тест состоит из 20 заданий, правильное выполнение каждого из них оценивается 0,5 баллами (максимальное количество баллов – 10). Результат, полученный за выполнение теста для включения в итоговую оценку за экзамен, умножается на коэффициент 0,3.


      1. Шкала оценивания ответа на открытый вопрос:

      2. 3 балла – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме задания, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы;

      3. 2 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании задания, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы;

      4. 1 балл – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании задания, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы;

      5. 0 баллов – полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение трех и более ошибок в содержании задания, а также трех и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы.

      6. Шкала оценивания решения задачи:

      7. 4 балла – оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы;

      8. 3 балла – незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы;

      9. 2 балла – существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов;

      10. 1 балл – оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение;

      11. 0 баллов – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов).

      12. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий на экзамене – 10.



      13. При выполнении контрольных работ, заданий на зачете и экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.






Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка представляет собой сумму баллов:

– за контрольные работы с умножением на коэффициент 0,1;

- за выполнение домашнего задания с умножением на коэффициент 0,1;

- за выполнение заданий на зачете с умножением на коэффициент 0,3;

– за выполнение заданий на экзамене с умножением на коэффициент 0,5



Формула формирования результирующей оценки

Одисциплина = k1·О (к,/р 1 + к/р 2) + k2·О д/з + k3·Оэкзамен + k4· О зачет,

где Одисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимальное количество баллов – 10);

k1 = 0,1;

О(к,/р 1 + к/р 2)– сумма баллов, полученная за выполнение двух контрольных работ (максимальное количество баллов за каждую контрольную работу – 5, за обе – 10);

k2 = 0,1;

О д/з – количество баллов, полученное за домашнее задание (максимальное количество - 10);

k3 = 0,5;

О3 экзамен – количество баллов, полученное на экзамене (максимальное количество баллов – 10);

K4 = 0,3.

Озачет - количество баллов, полученное на зачете (максимальное количество баллов – 10);

Способы округления: от 0,1 до 0,5 – к меньшему; от 0,6 до 0,9 – к большему.




Содержание дисциплины «Уголовный процесс»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ



Тема 1. Уголовный процесс: основные положения

Сущность и основные понятия уголовного процесса. Его цели и задачи. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «правосудие». Уголовно-процессуальное право. Предмет, метод и система уголовно-процессуального права. Источники уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное закон и его действие по лицам во времени и пространстве. Уголовно-процессуальные нормы. Значение решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленума Верховного суда РФ, нормативных актов министерств и ведомств РФ. Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права.

Уголовный процесс как система действий и правоотношений. Уголовно-процессуальные правоотношения. Уголовно-процессуальные функции. Уголовное преследование, обвинение и защита. Уголовно-процессуальная форма. Стадии и этапы уголовного процесса и их характеристика. Уголовно-процессуальные гарантии.

Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина. Система курса “Уголовный процесс”.


Тема 2. Типы, формы и виды уголовного процесса

Развитие положений уголовно-процессуальной науки о типах, видах и формах уголовного процесса. Типология уголовного судопроизводства. Подходы к определению типа уголовного процесса. Понятие типа уголовного процесса. Идеальные типы (состязательный и инквизиционный), и исторические (морфологические) типы (формы) уголовного процесса: французский, англо-саксонский, германский, мусульманский.

Типология российского уголовного процесса.

Тема 3. Принципы уголовного процесса

Понятие принципов уголовного процесса. Соотношение уголовно-процессуальных принципов и общих условий производства на отдельных стадиях.

Классификация принципов уголовного процесса. Системы принципов розыскного и состязательного процессов.

Понятие и содержание отдельных принципов российского уголовного процесса. Законность, публичность уголовного преследования, осуществление правосудия только судом, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, неприкосновенность жилища, тайна сообщений и переговоров, презумпция невиновности, состязательность, обеспечение права на защиту, свобода оценки доказательств, непосредственность исследования доказательств, язык уголовного судопроизводства, право на обжалование, гласность.


Тема 4. Участники уголовного процесса

Понятия субъектов и участников уголовного процесса, их соотношение. Классификация субъектов и участников уголовного процесса (по уголовно-процессуальным функциям). Виды субъектов и участников производства по делу в различных типах уголовного процесса.

Субъекты, выполняющие функцию правосудия. Суд в уголовном процессе, его задачи и функции. Единоличная и коллегиальная формы построения суда. Суд с участием шеффенов и суд с участием присяжных заседателей: соотношение и общая характеристика. Судебные инстанции. Судебный контроль в стадиях возбуждения и предварительного расследования. Понятие, предмет и формы судебного контроля.

Субъекты – носители функции обвинения. Виды обвинения (частное, публичное, народное). Соотношение понятий обвинения и уголовного преследования. Виды обвинения в российском уголовном процессе. Понятия государственного обвинителя и частного обвинителя.

Прокурор в уголовном процессе, его компетенция. Понятие и задачи прокурорского надзора. Его особенности в различных стадиях уголовного судопроизводства. Понятия государственного обвинителя и частного обвинителя.

Следователь и его правовой статус. Начальник следственного отдела, его функции и полномочия.

Орган дознания. Система органов дознания. Начальник органа дознания и дознаватель. Соотношение их полномочий.

Потерпевший, гражданский истец и их представители. Правовое положение потерпевшего, гражданского истца и их представителей.

Субъекты, выполняющие функцию защиты. Подозреваемый и обвиняемый в уголовном процессе. Их процессуальный статус.

Защитник. Понятие защиты. Процессуальное положение защитника. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Допуск защитника к участию в деле: момент и способы. Обязательное участие защит­ника в производстве по делу. Отказ от защитника.

Гражданский ответчик. Правовое положение гражданского ответчика и его представителей.

Иные участники уголовного процесса и выполняемая ими функция. Свидетель. Эксперт. Специалист. Переводчик. Понятой. Секретарь судебного заседания. Их права и обязанности.

Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы.

Тема 5. Доказывание и доказательства в уголовном процессе

Доказательственное право в уголовном процессе. Его значение для выполнения задач уголовного судопроизводства. Понятие, цели и задачи процесса доказывания. Познавательная и удостоверительная стороны процесса доказывания. Понятие элементов процесса доказывания. Собирание доказательств: понятие, способы, этапы. Понятие и способы проверки доказательств. Системы оценки доказательств (по внутреннему убеждению и формальная, или легальная системы); оценка доказательств в российском уголовном процессе: понятие, направления и принципы, внутреннее содержание требования оценки доказательств в их совокупности. Понятие доказанности в уголовном процессе. Соотношение доказанности и достоверности знаний об обстоятельствах дела. Степени доказанности в различных процессуальных системах (английская, немецкая и т.д.), их применимость в практике российского процесса.

Субъекты доказывания: понятие и виды. Полномочия и участие в доказывании различных субъектов уголовно-процессуальных отношений. Понятия обязанности доказывания и бремени доказывания, их соотношение и распределение.

Предмет доказывания по уголовному делу. Структура предмета доказывания, его виды. Пределы доказывания.

Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Относимость и допустимость доказательств. Элементы допустимости доказательств. Понятие и виды источников доказательств. Классификация доказательств и ее значение.

Значение непроцессуальной информации, презумпций, преюдиций, общеизвестных фактов, фикций, формальных признаний и сделок в уголовном процессе.

Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение показаний свидетеля и потерпевшего. Обстоятельства, исключающие допрос в качестве свидетеля. Свидетельский иммунитет. Особенности оценки показаний свидетеля и потерпевшего.

Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет и значение пока­заний подозреваемого и обвиняемого. Признание вины, самооговор, оговор других лиц и их доказательственное значение. Особенности оценки показаний подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Заключение и показания экспер­та. Соотношение понятий «эксперт», «экспертиза», «заключение эксперта». Отличие заключения эксперта от заключения специалиста. Предмет, значение и содержание заключения эксперта. Особенности оценки заключения эксперта.

Вещественные доказательства. Понятие, содержание, значение и виды вещественных доказательств. Источники вещественных доказательств и свойство незаменимости. Критерии отграничения вещественных доказательств от иных документов и образцов для сравнительного исследования. Их процессуальное оформление. Особенности оценки вещественных доказательств. Порядок и сроки их хранения. Определение судьбы вещественных доказательств при разрешении уголовного дела. Юридическая природа образцов для сравнительного исследования.

Протоколы следственных действий и судебного заседания как источники доказательств, их виды. Гарантии достоверности протоколов следственных и судебных действий. Особенности оценки протоколов. Планы, схемы и овеществленные результаты применения научно-технических средств при производстве следственных и судебных действий и их правовая оценка. Направления и условия использования научно-технических средств в процессе доказывания.

Иные документы как источники доказательств. Понятие, содержание, значение и виды иных до­кументов. Особенности их оценки.

Условия использования в доказывании отдельных результатов оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности.
Тема 6. Меры уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное принуждение. Процессуальная ответственность и правовосстановительные меры как элементы процессуального принуждения. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, основания их применения. Классификация принудительных мер в уголовном процессе. Последующее и превентивное принуждение. Меры обеспечения получения доказательств, гражданского иска или возможной конфискации имущества, поддержания порядка в ходе производства по делу.

Задержание подозреваемого и обвиняемого. Отличие уголовно-процессуального задер­жания от фактического захвата, административного задержания и меры пресечения в виде заключения под стражу. Цели, ос­нования, мотивы, сроки задержания. Порядок его производства и особенности фиксации. Место и правила содержания задержанного. Основания и порядок ос­вобождения задержанного.

Понятие мер пресечения, их отличие от иных принудительных мер. Виды мер пресечения. Физически-принудительные и психолого-принудительные меры пресечения. Основания и условия избрания мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения. Основания и порядок отмены или изменения меры пресечения. Основания и порядок избрания меры пресечения в отношении подозреваемого. Надзор и контроль над применением мер пресечения.

Подписка о невыезде и личное поручительство: понятие, основания, условия и порядок избрания и применения.

Наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, основания, условия и порядок избрания и применения.

Избрание и применение залога как меры пресечения: понятие, основания и порядок.

Домашний арест как мера пресечения: понятие и содержание. Основания и порядок избрания и применения.

Основания, условия и порядок избрания и применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Позиция Европейского Суда по правам человека по вопросу об обоснованности решения о применении ареста. Порядок проведения судебного заседания по вопросу применения данной меры пресечения. Правило о недопустимости заочного заключения под стражу. Сроки заключения под стражу, их связь с принципом срочности судебной защиты. Порядок их установления и продления. Особенности обжалования судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Меры попечения о детях и охраны имущества лиц, заключенных под стражу. Основания и порядок освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Иные меры процессуального принуждения: понятие, виды и основания применения. Обязательство о явке. Привод. Временное отстранение от должности. Денежное взыскание. Обращение залога в доход государства.

Наложение ареста на имущество. Понятие наложения ареста на имущество и его юридическая природа. Основания, цели и условия наложения ареста на имущество. Лица, на имущество которых может быть наложен арест. Особенности наложения ареста на банковские вклады. Имущество, не подлежащее описи. Розыск имущества, подлежащего аресту. Процессуальное оформление наложения ареста на имущество. Хранение имущества, денег и ценностей, на которые наложен арест. Отмена наложения ареста на имущество. Обжалование действий и решений органа дознания, следователя и прокурора, связанных с наложением ареста на имущество.
Тема 7. Процессуальные решения и документы, ходатайства и жалобы, сроки, процессуальные издержки

Понятие процессуальных решений в уголовном судопроизводстве. Их классификация. Законность, обоснованность и мотивированность уголовно-процессуальных решений. Фактические, информационные и нормативные основания уголовно-процессуальных решений. Понятие и виды процессуальных документов, их содержание, форма и значение.

Ходатайства и жалобы. Заявление ходатайств, срок рассмотрения, порядок разрешения. Обжалование действий и решений органов, ведущих процесс.

Понятие и значение процессуальных сроков. Виды сроков. Порядок их исчисления, соблюдения и продления. Восстановление пропущенного срока.

Понятие и виды процессуальных издержек. Порядок их возмещения и взыскания.
следующая страница >>