Творческий путь И. С. Тургенева. «Гениальная натура» Рудина и его стремление к истине - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Творческий путь И. С. Тургенева. «Гениальная натура» Рудина и его стремление к истине - страница №1/1

ПЛАН


  1. Творческий путь И.С.Тургенева.




  1. «Гениальная натура» Рудина и его стремление к истине.




  1. Героические образы Елены и Инсарова.




  1. Новые люди: конфликт «детей» и «отцов».




  1. Общие мысли и идеи в романах И.С.Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 г. в богатой дворянской семье, в г. Орле; с трёх лет жил и воспитывался в селе Спасское-Лутовиново – в имении матери на Орловщине.

Природа и люди средней полосы России сформировали в Тургеневе чувство глубокого уважения к человеку, к его нелёгкому труду на земле. Но Орловская губерния в николаевской России была известна и другим: особенно беспощадной эксплуатацией крепостных крестьян. Впечатлительный мальчик на всю жизнь сохранил отвращение к насилию и произволу. Позднее, в сороковые годы, Тургенев писал:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… враг этот был – крепостное право».

Девяти лет Тургенев приехал в Москву, учился в частных пансионах; пятнадцати лет поступил на словесный факультет Московского университета.

Позднее Тургенев переехал в Петербург, где в 1836 году закончил университет. Ему исполнилось восемнадцать лет.

Затем – поездки за границу (Швейцария, Италия, Германия), сближение в Берлине с кружком прогрессивной русской молодёжи и, прежде всего, с русским просветителем И.В.Станкевичем. К этому же времени относятся первые литературные опыты Тургенева – романтические стихи и поэмы. Но только после возвращения в Россию, подружившись с В.Г.Белинским, он всерьёз обратился к литературному творчеству.

Лето 1847 года Тургенев провёл с Белинским. Это было время их наибольшей близости и творческого подъёма.

Рассказы из цикла «Записки охотника» регулярно печатались в «Современнике» и других журналах, а в июне 1852 года Тургенев собрал их и издал отдельной книгой. О книге «Записки охотника» стало известно Николаю I, который приказал уволить цензора, допустившего к печати «крамольную» книгу. Автора же взяли под полицейский надзор. Книгу приказали сжечь.

Горячо приветствуя падение крепостного права, Тургенев не понял грабительского характера реформы; боязнь растущих революционных настроений усиливала его либеральные позиции.

Идейный и творческий кризис художника нашёл отражение в его рассказах, повестях и двух последних романах – «Дым» (1867 г.) и «Новы» (1877 г.).

Обращаясь в рассказах и повестях семидесятых годов к темам прошлого или говоря о современных проблемах, Тургенев неизменно выражал симпатии мужественным борцам за счастье людей. Одно из последних произведений художника – «Стихотворения в прозе». Это – лироэпические рассказы – миниатюры, которые как бы проводят читателя по всем темам творчества писателя. Здесь и мотивы грусти о прошедшем, о неотвратимости смерти, и утверждение духовного величия русского народа, вера в его славное будущее, и преклонение перед силой красоты, перед искусством, и гимн всепоглощающей любви.

Почти на всех этапах своей идейно-художественной эволюции Тургенев выступал сознательным и убеждённым реалистом. Он требовал от писателей раскрытия жизни в её конкретно-историческом и национальном выражении. Он ценил тех писателей, которым «суждено было выразить собою сущность своего народа и своего времени». Познание и творчество Тургенев рассматривал в их неразрывности. От художника он требовал глубокого, заинтересованного познания мира – в этом он видел условие свободы творчества.

Реализм его представляет объективное социально-историческое изображение действительности.

Тургенев навсегда вошёл в наше сознание как певец идеальной женской любви, как тонкий изобразитель тех «чудес первой любви», которые, совершаясь над человеком, представляют собою яркую вспышку жизненных сил. Он искал в любви высшее духовное содержание, часто прославлял ту романтическую красоту чувства, которая возвышала человека над реальностью.

Для подлинного художника творчество – это не только наслаждение и торжество, но и упорный, непрестанный труд, настойчивые поиски лучшего.

…Как ни велик был успех рассказов, требовательность к себе Тургенева не позволяла ему успокаиваться на достигнутом и толкала на поиски новых путей. Не желая повторять себя, он задумывается над созданием большого полотна, он хочет писать роман.

Более ста лет прошло с тех пор, как появились «Записки охотника», а затем романы – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», а они и по сей день с увлечением читаются и перечитываются всеми, кому дорога русская классическая литература.

Непревзойдённый мастер слова оставил произведения, которые передаются из поколения в поколение как замечательные образцы реалистического искусства. В его романах, повестях и рассказах, проникнутых гуманными и благородными чувствами, перед нами оживают картины прошлой жизни нашего народа, картины русской природы.
2. «Гениальная натура» Рудина и его стремление к истине.
«Ведь… Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти

сам Тургенев, а эти люди… недаром прожили свою

жизнь и оставили превосходное наследство».

М.Горький


Впервые роман «Рудин» был напечатан в журнале «Современник» в 1856 году. Сначала Тургенев хотел назвать его «Гениальная натура».

В этом романе изображаются сороковые и пятидесятые годы как период дворянского просвещения. Тургенев показал историческую несостоятельность дворянской интеллигенции, несмотря на её огромные духовные преимущества. Эпоха тридцатых и сороковых годов, эпоха романтических созерцателей нашла своё классическое выражение в личности Рудина. Внутренняя противоречивая сложность Рудина явилась порождением исторического времени. Созерцательность Рудина противоречит его общественно-нравственным устремлениям, лишает чувства действительной жизни. Главное в нём – страстное стремление к истине и сознанию, пламенная вера в творческую силу разума. Он призывает «надломить упорный эгоизм своей личности», выйти на широкий простор служения «общему благу», выступает против индивидуалистической настроенности, потому что «себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево».

Рудин становится выразителем наиболее устойчивых особенностей эпохи – непобедимого стремления к действию, к выявлению своей личности «вне себя», в героических подвигах. Он отстаивал не просто активное обнаружение душевной энергии, не действие ради действия, а действие социально полезное. По мысли писателя, Рудин не способен к полезному общественному делу.

При всём своём общественном энтузиазме он не мог стать деятелем. И вместе с тем, жизнь дворянского просветителя не является бесплодной. Значение Рудина состоит в идейно-нравственном воздействии на тех, которым принадлежит будущее. Его сила в бодром слове, в его вере в конечное осуществление идеала. Эту ценную роль Рудина автор выразил словами Лежнева: «Доброе слово – тоже дело». Герою романа не хватало сосредоточенной воли борца, «того, без чего также нельзя двигать сердцами людей, как и овладеть женским сердцем». Но он имел все достоинства пропагандиста.

Раскрывая прогрессивную роль Рудиных в общественной жизни России тридцатых и сороковых годов, Тургенев понимал их бесплодность для нового исторического периода.
3. Героические образы Елены и Инсарова.
Тургенев начал писать роман летом 1859 года, находясь во французском городе Виши, а закончил в конце октября по приезде в Спасское.

Впервые роман был напечатан в журнале «Русский вестник» за 1860 год. Работа над новым романом вдохновлялась тем большим возбуждением, которое переживали и русское общество и сам писатель в самый канун падения крепостного права.

Пафос «Накануне» - в изображении духовного пробуждения России, в стремлении к свободе, к свободе во всём – в общественной жизни, в чувствах, в личной жизни. Этот проникающий роман-пафос воплощён прежде всего в образе Елены Стаховой.

Облик семьи Елены Тургенев рисует гоголевскими красками, на что указал ещё Л.Н.Толстой. Легкомысленный отец, слабовольная и сентиментально настроенная мать, пустенькая компаньонка Зоя – весь домашний мир оказался чуждым героине «Накануне».

В своём романе Тургенев, по его словам, стремился «показать дрянность и дряблость у нас семейной жизни». Героиня «Накануне» воплощает собой и нечто совершенно новое в развитии передовой русской женщины крепостной эпохи. Елена Стахова – «сознательно героическая натура». Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих. Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих. Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих. Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих. Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих. Она с детства жаждала деятельности, между тем её молодость протекала, как и молодость многих других, «в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге».

В отношениях, складывающихся между персонажами «Накануне», находит своё отражение русское общественное развитие той кризисной эпохи. Тургенев подводит к Елене одного за другим героев своего романа, как бы представляя в них различные общественные и нравственные идеалы.

У Елены и Инсарова уже нет ярко выраженной склонности к увлечению искусством, художеством. В новую эпоху на первое место выдвигались идеи просвещения, более притягательными становились наука и практическая общественная деятельность.

В образе Инсарова Тургенев воплощает идею героического служения родине. Инсаров не испытывает ощущения отрыва от родной почвы, от земли, от народа. Силу свою он видит в единении с народом.

Задолго до появления в романе Инсарова его образ освещается в рассказах Версенева. Замедленная же экспозиция образа Инсарова соответствует постепенному напряжению темы «Накануне» в романе, созреванию перелома в душе героини. Характер его во многом раскрывается через отношение к нему других персонажей романа.

Когда Елена в первый раз увидела Инсарова, она даже была несколько разочарована. Но в деятелях 60-х годов романтическое ушло вглубь. Героическая идея руководила каждым шагом. Наряду с присущими Инсарову «прямотой и непринуждённостью» Елену поразило всё его существо – «спокойно твёрдое и обыденно простое».

Инсаров уже полностью человек новой эпохи. «Это железный человек», - говорит об Инсарове дворянский интеллигент Версенев. Инсаров не отступает перед трудностями и упорно готовится к борьбе. Он умеет постоять за себя и за других.

Как и деятелями русского освободительного движения 60-х годов, Инсарову присуще чувство долга, глубокого сознания своей ответственности перед народом.

Духовному облику и твёрдому характеру Инсарова соответствовали и его высокие моральные качества. В своих личных отношениях Инсаров был в высшей степени щепетильным и требовательным к себе человеком. Не желал быть никому обязанным, он в то же время мог с другом, с единомышленником поделиться всем.

Полюбив Елену, Инсаров бежит не от слабости характера, как лишние люди, а от силы его. Он боится, что любовь к девушке, на которую он не имел ещё основания смотреть как на человека, способного разделить дело его жизни, помешает ему. А Инсаров даже и мысли не допускает, чтобы «для удовлетворения личного чувства изменить своему делу и своему долгу».

Сцена объяснения героев «Накануне» с большой глубиной и верностью раскрывает перед нами типичную черту в личных отношениях лучших представителей разночинной молодёжи 60-х годов, преданных освободительным идеалам.

Елена не просто жена Инсарова – она друг, единомышленник, сознательный участник его дела.

Несмотря на трагическую развязку, «Накануне» дышит утверждением разума, передовой мысли, смелости и героизма. Нужно было рвать с обществом мёртвых душ, в условиях которого счастья для живой души быть не могло. Этот шаг и делает в «Накануне» Елена Стахова. Для неё никакого возврата к прошлому быть не могло. В романе Тургенева русская женщина впервые становится вполне самостоятельным борцом.

Образ Инсарова, уход Елены для выполнения его «дела» - освобождения родины – не могли не быть расценены мыслящими читателями как призыв к подвигу во имя борьбы за освобождение России.

Роман «Накануне» и сейчас воспитывает в читателе чувство любви к родине, преданность общественному долгу, высокие нравственные идеалы.

4. Новые люди: конфликт «детей» и «отцов».


«Вся моя повесть направлена против

дворянства, как передового класса»

Тургенев
Роман написан в 60-е годы прошлого столетия, когда в русском обществе появился новый герой – разночинец-демократ, который стал критически относиться к либералам-дворянам, к их морали, к их политическим принципам. Тургенев изобразил этого героя во всей сложности и противоречивости его характера, выдвинув на первый план его ум и сильную волю, его скептическое отношение к устаревшим авторитетам.

Роман «Отцы и дети» - эпохальное произведение, отразившее «перестройку» создания и деятельности в годы подготовки и проведения «революции сверху» по освобождению страны от крепостнических устоев. В жизнь входил «нигилист» Базаров, и вместе с ним осуществлялось «торжество демократизма над аристократией». Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное отношение автора к выведенным явлениям жизни.

Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления.

Действие романа происходит летом 1859 года. Молодой кандидат, Аркадий Кирсанов, приезжает в деревню к своему отцу вместе со своим приятелем, Евгением Базаровым, который, очевидно, имеет сильное влияние на образ мыслей своего товарища. Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя.

Базаров – сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжёлая. Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым; прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие бы то ни было понятия и убеждения; опыт сделался для него единственным источником познания, личное ощущение – единственным и последним убедительным доказательством. Базаров признаёт только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык – словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы. То, что восторженные юноши называют идеалом, для Базарова не существует; он всё это называет «романтизмом», употребляет слово «вздор». Кроме непосредственного влечения, у него есть ещё другой руководитель в жизни – расчёт. Из двух зол он выбирает меньшее, хотя и к меньшему не чувствует никакого влечения. У людей посредственных такого рода расчёт большею частью оказывается несостоятельным, они по расчёту хитрят, подличают, воруют, запутываются и в конце концов остаются в дураках.

Работая неутомимо, Базаров повиновался непосредственному влечению, вкусу и, кроме того, поступал по самому верному расчёту. Он чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей. Дядя Кирсанова называет его самолюбие «сатанинскою гордостью». Это выражение очень удачно выбрано и совершенно характеризует нашего героя. Он не признаёт вечного существования человеческой личности.

Итак, Базаров везде и во всём поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчёты. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всём этом – силы огромные.

Базаров отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Он смотрит на людей сверху вниз и даже редко даёт себе труд скрыть свои полупрезрительные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. Он никого не любит; не разрывая существующих связей и отношений, он в то же время не сделает ни шагу для того, чтобы снова завязать или поддержать эти отношения, не смягчит ни одной ноты в своём суровом голосе, не пожертвует ни одною резкою шуткою, ни одним красным словцом.

Базаров завирается – это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина – потерянное время; заниматься музыкой – смешно; наслаждаться природой – нелепо.

Увлечение Базарова очень естественно. Он основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из своей головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне не образованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнёс приговор над незнакомыми ему предметами.

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на характер; у Базарова нет друга, потому что он не встречал ещё человека, «который бы не спасовал перед ним»; Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собою и работою; наблюдения и исследования над живою природой, наблюдения и исследования над живыми людьми наполняют для него пустоту жизни и застраховывают его против скуки. Он не чувствует потребности в каком-нибудь другом человеке отыскать себе сочувствие и понимание. Чаще всего он даже не чувствует потребности высказаться; думает про себя и изредка роняет беглое замечание. Личность Базарова замыкается в самой себе. Эта замкнутость тяжело действует на тех людей, которые желали бы от него нежности и общительности.

Отношения Базарова к его родителям могут одних читателей предрасположить против героя, других – против автора. Первые упрекнут Базарова в чёрствости; вторые упрекнут Тургенева в несправедливости к своему герою и в желании выставить его с невыгодной стороны. Базаров действительно не доставляет своим родителям тех удовольствий, которых эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, но между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения.

В любви у Базарова нет анализа, потому что нет недоверия к самому себе. Знакомясь с Одинцовой, он думал развлечься приятной интригой, но махнуть рукой на неё у него не хватило сил. Их отношения кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви. Ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд он бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся. Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. А между тем грустно смотреть на отношения с Одинцовой как на пережитый эпизод; он любит её. В настоящее время нет женщин, способных серьёзно ответить на серьёзное чувство Базарова, и пока женщина будет находиться в теперешнем зависимом положении, пока за каждым её шагом будут наблюдать и она сама, и нежные родители, и заботливые родственники, и то, что называется общественным мнением, до тех пор Базаровы будут жить и умирать бобылями, до тех пор согревающая нежная любовь умной и развитой женщины будет им известна только по слухам да по романам. Базаров не даёт женщине никаких гарантий. Любовь без гарантий и условий не употребительна, а любви с гарантиями и условиями Базаров не понимает. Любовь так любовь, думает он, торг так торг, «а смешивать эти два ремесла», по его мнению, неудобно и неприятно. К сожалению, безнравственные и пагубные убеждения Базарова находят себе во многих хороших людях сознательное сочувствие.
Рассмотрим теперь три обстоятельства в романе Тургенева:


  1. Отношение Базарова к простому народу.

  2. Ухаживание Базарова за Фенечкою.

  3. Дуэль Базарова с Павлом Петровичем.

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и поэтому его любит прислуга, любят ребятишки. Он держит себя с мужиками просто, не обнаруживает ни барства, ни приторного желания подделаться под их говор и поучить их уму-разуму, и потому мужики, говоря с ним, не робеют и не стесняются. Они смотрят на него как на странное, исключительное явление. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

После своего неудавшегося романа с Одинцовой Базаров снова приезжает в деревню к Кирсановым и начинает заигрывать с Фенечкой, любовницей Николая Петровича. Фенечка ему нравится как пухленька, молоденькая женщина; он ей нравится как добрый, простой и весёлый человек. В одно прекрасное июльское утро он успевает запечатлеть на её свежие губки полновесный поцелуй; она слабо сопротивляется, так что ему удаётся «возобновить и продлить свой поцелуй». На этом месте его любовное похождение обрывается.

Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами: «Ему и в голову не пришло, что он в этом доме нарушил все права гостеприимства».

Увидев, что Базаров поцеловал Фенечку, Павел Петрович, давно уже питавший ненависть к «лекаришке» и нигилисту и, кроме того, неравнодушный к Фенечке, вызывает нашего героя на дуэль. Базаров стреляется с ним, ранит его в ногу, потом сам перевязывает ему рану и на другой день уезжает, видя, что ему после этой истории неудобно оставаться в доме Кирсановых. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.

В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность; он умирает от хирургического отравления, т.е. от небольшого пореза, сделанного во время рассечения трупа.

Базаров – человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. В нём есть сила, самостоятельность, энергия, которой не бывает у фразёров и подражателей. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг.

Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева. Базаров крепится, не ложится в постель, но чувствует жар и озноб, теряет аппетит и страдает сильной головной болью. Участие и расспросы отца раздражают его. Мать свою он бережёт; он говорит ей, что простудился; на третий день ложится в постель и просит прислать ему липового чаю. На четвёртый день он обращается к отцу, прямо и серьёзно говорит ему, что скоро умрёт, показывая ему красные пятна, выступившие на теле и служащие признаком заражения. А между тем ему хочется жить, жаль прощаться с самосознанием, со своей мыслью, со своей сильной личностью, но эта боль расставания с молодой жизнью и с неизношенными силами выражается не в мягкой грусти, а в желчной, иронической досаде, в презрительном отношении к себе, как к бессильному существу. Нигилист остаётся верен себе до последней минуты.

Когда умер такой человек, как Базаров, и когда его геройской смертью решена такая важная психологическая задача, произнесён приговор над целым направлением идей, тогда стоит ли следить за судьбой людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова.

А Базаровым всё-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения.

Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно.


  1. Общие мысли и идеи в романах Тургенева.

Рудин – предвестник новых идей и взглядов, но он только говорит и ничего не делает для осуществления своих идей и целей.

Инсаров – революционер. Он твёрдо отстаивает свои взгляды и старается, чтобы как можно больше людей поддерживало его. Шубин отмечает в Инсарове рациональное, трезвое отношение к жизни, органическую близость к народу и вместе с тем внутреннее духовное однообразие. Елену поразило в нём величие идеи – освободить свою родину. Он стал для неё образцом высокой гражданской доблести.

Если Инсаров даётся, в основном, через восприятие окружающих, с точки зрения их сознания, то Базаров раскрывается, главным образом, в сценах идеологического спора с П.П.Кирсановым, следовательно, преимущественно драматическим способом.

Наталья Ласунская обнаружила волю к борьбе и героическую готовность к разрыву с привычными формами благополучной дворянской жизни. Рудин, напротив, проявил растерянность и бессилие, страх перед враждебными обстоятельствами. Способный только к любви воображения, но не сердца, созерцатель и романтик Рудин обнаружил эту слабость натуры, неспособность к сопротивлению.

Правда становится нормой поведения для положительных героев Тургенева, живущих идеей «общего блага», - Рудина, Натальи, Елены, Инсарова. Напротив, фальшивость, искусственность, моральная и социальная порочность, рабское преклонение перед буржуазной европейской культурой, презрение к своему народу, полное равнодушие к судьбам своей страны характеризует представителей господского дворянского слоя, таких как Дарью Михайловну Ласунскую и Пигасова.

Своих положительных, т. е. Духовно богатых героев, но исторически обречённых, Тургенев тоже подразделяет на категории. Людей духовно значительных, но далёких автору, например, Инсарова и Базарова, писатель изображает со стороны, в свете сознания и речи окружающих. Иными способами изображаются критически оцениваемые, но духовно близкие «лишние люди», преимущественно изнутри их сознания.

Общее между Рудиным, Инсаровым и Базаровым то, что все они – люди нового общества. Из одного образа вытекает другой, т. е. Из Рудина Инсаров, а из Инсарова Базаров. Рудин ничего не предпринимает, но к его словам прислушиваются другие, в частности, Наталья. Инсаров решительный человек, он действует и делает всё для того, чтобы и другие были заинтересованы его идеями и взглядами. Базаров всё отрицает.

Тургенев в своих романах проводит идею и тему «нового человека».

В Рудине отражается драматическая судьба тургеневского поколения русских скитальцев в поисках истины. И всё же жизнь Рудина не бесплодна. Восторженные речи его жадно ловит юноша – разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение «новых людей», Чернышевских и Добролюбовых. Рудин не может быть героем нового времени, но он сделал всё возможное в его положении, чтобы такие герои появились. Таков окончательный итог социально-исторической оценки сильных и слабых сторон «лишнего человека». Вместе с тем в романе отчётливо звучит мысль о трагичности человеческого существования, о мимолётности молодых лет, о роковой несовместимости людей разных поколений, разных психологических возрастов.

«Рудин» при всей благосклонности критических оценок вызвал у современников упрёки в неслаженности «главной своей постройки». А.В.Дружинин считал, что истинное художественное произведение должно строиться на кульминационном событии, к которому стягиваются нити повествования. В романе Тургенева это кульминационное событие – любовный сюжет. К цельному представлению о Рудине читатель приближается в процессе взаимоотражения противоречивых его характеристик, придающих изображению объёмность и полноту, но всё-таки не исчерпывающих до конца всей глубины рудинского типа.

Вскоре в «Современнике» появился отрицательный отзыв на роман «Рудин», автором которого Тургенев ошибочно посчитал Добролюбова, хотя его написал Чернышевский. Роману было отказано в художественной цельности, говорилось о несвободе автора по отношению к главному герою, обрисованному с противоположных, не согласованных друг с другом точек зрения. Намекалось, что Тургенев якобы умышленно снижал характер Рудина в угоду богатым аристократам, в глазах которых «всякий бедняк - мерзавец».

Критические отзывы на роман «Накануне» тоже сильно огорчили Тургенева. Графиня Ламберт прямо говорила Тургеневу, что он напрасно опубликовал роман. На её великосветский вкус Елена Стахова представлялась безнравственной девицей, лишённой стыда, женственности и обаяния. Критик М.И.Дараган, выражая мнение консервативных кругов общества, называл Елену «пустой, пошлой, холодной девочкой, которая нарушает приличия света, закон женской стыдливости». Сухим и схематичным, совершенно не удавшимся автору героем казался этому критику и Дмитрий Инсаров.

«Накануне» критиковали и слева, и справа, тургеневский призыв к единению, вложенный в уста Инсарова, не был услышан русским обществом. После выхода «Накануне» в свет у Тургенева стало возникать желание «подать в отставку из литературы».

В романе «Отцы и дети» единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом. Читателю представлен мир на грани социальной катастрофы; на фоне беспокойного моря народной жизни и проявляется в романе фигура Евгения Базарова. Этот демократический, крестьянский фон укрупняет характер героя, придаёт ему эпическую монументальность, связывает его нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием всей России. В базаровском складе ума проявляются типические стороны русского народного характера: например, склонность к резкой критической самооценке.

Тургенев писал роман «Отцы и дети» с тайной надеждой, что его произведение послужит делу сплочения и объединения общественных сил России. Но в период публикации этого романа расчёт на этот союз не оправдался; желаемое единодушие и единомыслие исчезло в русском обществе, раздираемом непримиримой межпартийной борьбой. Назревал мучительный для Тургенева разрыв с русским читателем, тоже по-своему отражавший крах его сокровенных надежд на союз всех антикрепостнических сил. Этот разрыв переживался писателем как серьёзная духовная драма.

П.В.Анненков писал Тургеневу: «Отцы и дети» действительно нашумели так, как даже я и не ожидал. Вы можете радоваться всему, что о них говорят. Писателем-реалистом быть хорошо, но кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, - это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, - последнее и высшее звено всякого творчества».

Тургенев начал тему «нового человека» в романе «Рудин» и она прозвучала на всём протяжении его творчества.

Тему «нового человека» вслед за Тургеневым продолжили А.П.Чехов в «Вишнёвом саде» и Чернышевский в романе «Что делать?».

Литература




  1. И.С.Тургенев. Романы. Изд-во «Детская литература». М., 1969

  2. И.А.Фогельсон. Литература учит. 10 класс. М., «Просвещение». 1990

  3. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев. Русская литература. 10 класс. М., «Просвещение». 1993.

  4. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Изд-во «Детская литература». М., 1978.

  5. М.И.Белоусова. Русская критика. Лениздат. 1973.

  6. Г.Б.Курляндская. Художественный метод Тургенева-романиста. Приокское книжное изд-во. Тула. 1972.

  7. И.С.Тургенев. «Накануне». Гос. изд-во художественной литературы. М., 1959

  8. Ю.В.Лебедев. Тургенев. М., «Молодая гвардия». 1990.