страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Требования к результатам освоения основных образовательных программ - страница №1/1
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника) Выпускник по направлению подготовки Религиоведение с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): - общепрофессиональными: -научно-исследовательская деятельность – способность использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры (ПК-1); – способность использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин (ПК-2); – способность использовать знание основных современных концепций мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современности (ПК-3); – способность использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира (ПК-4); – способность использовать знание основных этапов развития мирового и отечественного религиоведения (ПК-5); – способность использовать знание общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях; основные парадигмы современной религиозной антропологии (ПК-6); - способность использовать знание специфики решения антропологических проблем в религиозной философии; знание ее основных представителей (ПК-7); – умение самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать (ПК-8);
– умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний (ПК-11); – умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования (ПК-12); – умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных (ПК-13); – умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий (ПК-14); - умение составлять предметные и именные указатели, базы данных с привлечением современных информационных технологий (ПК-15); – умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (ПК-16). Министерство образования и науки Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ декан философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова / В.В.Миронов / "____" _______________ 200__г. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки магистра по направлению «Религиоведение» Квалификация - магистр Нормативный срок обучения – 2 года
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 60 Практики (в том числе научно-исследовательская работа) 56 Итоговая государственная аттестация 4 Итого: 120 зачетных единиц Форма промежуточной аттестации по каждой из дисциплин устанавливается по усмотрению вуза. Предмет и задачи учебного курса «Педагогика высшей школы». История становления и развития высшего образования на Западе и в России. Университеты и их роль в развитии общества. Информационное общество и современное высшее профессиональное образование. Глобализация и ее следствия в развитии высшего образования. Уровни, формы, ступени высшего образования в современном мире. Открытое, дистанционное, непрерывное виды образования и их особенности. Высшее образование как ценность. Культурно-исторические, социальные, экономические, политические, идеологические, психологические аспекты развития современного высшего образования и ценностного отношения к нему людей. Вопросы повышения качества профессиональной подготовки и образовательные стандарты. Учебная деятельность: содержание, пути и способы ее постоянного обновления в вузе. Педагогические основы обучения в вузе и дидактические средства. Сущностные характеристики и особенности преподавательской деятельности в вузе. Принципы развивающего обучения в деятельности преподавателя высшей школы. Дифференцированный подход в обучении студентов в вузе. Развитие личности студента. Психологические особенности студенческого возраста и проблемы воспитания. Изучение индивидуальных особенностей студента, его акмеологического потенциала и их использование в практике учебной и воспитательной работы с ним. Виды, формы и методы воспитательной работы со студентами в учебном процессе и во внеучебное время. Нравственное, эстетическое, правовое, интеллектуальное, трудовое воспитание студентов. Установки и стили педагогического общения со студентами. Студенческая группа и вопросы формирования коллектива. Технология инновационного развития и прогнозирования в педагогике высшей школы. Методика преподавания религиоведения Методика преподавания религиоведения: предмет, цели и особенности курса. Специфика религиоведческого знания и особенности его преподавания в вузах. Организация учебного процесса в изучении религиоведения. Цели и задачи обучения религиоведению. Основные документы, определяющие ход и качество изучения религиоведения: образовательный стандарт, учебный план, программа курса, планы семинарских занятий. Методология и методы преподавания религиоведения в вузе. Необходимость объединения учебной и научно-исследовательской деятельности в работе вузовского преподавателя религиоведения. Преподавание религиоведения и профиль подготовки (специальности) студента. Методика подготовки и чтения лекции. Основные требования, предъявляемые к чтению лекции. Связь лектора и аудитории. Семинарское занятие по религиоведению как особая форма учебных занятий. Виды семинаров и особенности их подготовки и проведения. Педагогическая характеристика поведения преподавателя на семинаре. Экзамен, зачет, консультация как формы учебных занятий со студентами. Организация и контроль над самостоятельной работой студентов. Методы организации проверки и контроля знаний и умений студентов. Инновационные формы контроля качества образования (тесты, презентации и др.). Методика работы с первоисточниками и учебной литературой. Информационные технологии в науке и религиоведческом образовании Научная и техническая информация. Интеллектуальная коммуникация. История развития компьютерной техники. Аппаратное обеспечение компьютерных систем. Программное обеспечение компьютерных систем. Работа с текстовым электронным документом. Особенности работы с текстовыми редакторами, характерные для исследовательской деятельности. Работа с электронными таблицами. Работа с графической информацией. Использование иллюстраций в подготовке образовательных религиоведческих программ. Информационный поиск как способ структурирования научной информации. Значение интеллектуальных систем для религиоведческого образования. Основы компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть Интернет как способ связи и доступа к источникам научных знаний. Наука и информационное общество. Влияние информационных технологий на развитие науки. Информационные технологии и религиоведение. Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Философия и методология науки Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; наука в системе мировоззренческой ориентации. Основные периоды в развитии науки. Природа научного знания и критерии научности. Структура научного знания и его основные элементы. Уровни и этапы научного знания. Методология научного исследования. Теория и метод. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки. Понятие истины в философии науки. Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества. Наука, власть и идеология. Этика науки и ответственность ученого. История отечественного и зарубежного религиоведения Истоки научного исследования религии: философская, историческая, филологическая критика священных текстов в эпоху Возрождения и в Новое время. Становление систематического научного религиоведения в XIX в. в Европе и России. Традиции светского и конфессионального изучения религии. Дифференциация исследовательских направлений и школ в религиоведении XIX – начала XX в: сравнительно-мифологическое, историческое, этнографическое, антропологическое, социологическое и психологическое направления. Специфика отечественного религиоведения в XX в. История религиозной философии Методологические проблемы исследования религиозной философии. Становление и развитие религиозной философии в Древнем Китае. Философия конфуцианства. Даосская философия. Брахманистекая и индуистская философия. Буддийская философия. Православная философия и богословие. Католическая философия и теология. Протестантская философия и теология. Мусульманская философия и теология. Внеконфессиональная синкретическая религиозная философия. Религия и политика Религиозный фактор в политической истории человечества. Определяющие социальные реалии и глобальные проблемы современной эпохи. Реальный потенциал и практическое участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности. Религиозная компонента в политических движениях современности. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Основные тенденции современной политической жизни и их отражение в позиции церквей и конфессий. Религиозный фактор в военных и межэтнических столкновениях. Межконфессиональные напряжения и конфликты. Религиозный экстремизм. Проблема сотрудничества верующих и неверующих в решении глобальных проблем современности, защите и развитии общечеловеческих завоеваний культуры. Эзотерические и мистические учения Понятие эзотеризма, эзотеризм и экзотеризм; предмет эзотерических учений; формы эзотерического знания и механизмы его формирования; классификация эзотерических явлений; моральные и научные стороны тайных учений; эзотеризм и религия; эзотеризм и философия; история эзотерических учений; эзотерические традиции Востока и Запада; оккультизм и его виды; астрология и алхимия в системе оккультных и эзотерических учений; основные разновидности спиритизма; розенкрейцеры и масоны; теософия и антропософия; астротеология и астромифология; “Высшая магия” и др.; эзотерические учения и современная наука. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Перечень рекомендуемых информационных ресурсов: 1. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru 2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 3. Центр религиоведческих исследований «Этна»: http://ethna.upelsinka.com/ 4. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ 5. Научный богословский портал «Богослов» http://www.bogoslov.ru/ 6. Britannica - www.britannica.com Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Требования к итоговой государственной аттестации Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников магистратуры требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры. Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: - постановка и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний в области философии; - участие в разработке совместно с другими членами коллектива общих научных проектов, требующих образования в соответствующем направлении. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению Ученого совета вуза. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Вузом может быть предоставлено выпускникам право сдачи государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.
Эксперты:
Программа одобрена на заседании президиума учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию от 05.02.2010 года, протокол № 1. |
|