Трансперсональные методы стимуляции творческой деятельности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Городской исторический Клуб «Семь королевств» 1 33.46kb.
Методические рекомендации к обработке данных по занятию «Психофизика» 1 132.07kb.
Почти забытое наследство Пальчиковые игры очень эмоциональны. 1 72.15kb.
Действия с рациональными числами 1 52.85kb.
Тема инновационного опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся... 1 180.45kb.
Занимательные задания по географии как средство развития творческой... 1 26.07kb.
«Информационные технологии в системе художественно эстетической творческой... 1 63.28kb.
Праздник сегодня! 1 62.56kb.
Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста... 1 76.03kb.
Счастливый случай Цель 1 60.72kb.
Луг и его обитатели 1 81.5kb.
Трансперсональная психология 1 50.38kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Трансперсональные методы стимуляции творческой деятельности - страница №1/3




INTERNATIONAL UNIVERSITY OF FUNDAMENTAL STUDIES

МЕЖДУНАРОДЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ

 
На правах рукописи

Экземпляр №

ДСП

С А В Е Л Ь Е В Ю Р И Й Ф Ё Д О Р О В И Ч



А В ТО Р Е Ф Е Р А Т

на соискание ученой степени доктора философии

в области педагогической  психологии
На тему: Трансперсональные методы стимуляции творческой деятельности

на основе биосенсорных практик

(биосенсорной спонтанной живописи, дыхательных психотехник, фототерапии, хокку)

Научный руководитель:

Гранд-доктор философии в области педагогической психологии,

профессор-академик

Курис Ирина Викторовна

 

Официальные оппоненты:

Гранд-доктор экономики, Гранд-доктор юриспруденции,

Гранд-доктор философии в области психологии, профессор-академик



Шанти Пушпакумара Джаясекара

 

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук,



профессор-академик

Иезуитов Андрей Николаевич

 

 



 

Защита диссертации состоится 15 июня 2010 года

 

Санкт- Петербург



2010

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...5

Актуальность исследования…………………………………………………...5

Предмет, объект, гипотеза исследования……………………………………..6

Цели исследования…………………………………………………..................7

Задачи исследования…………………………………………………………...8

Научная новизна………………………………………………………………..9

Теоретическая значимость……………………………………………………10

Практическая значимость…………………………………………………….12

Положения, выносимые на защиту…………………………………………..13

Личный вклад автора………………………………………………………….14

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Понятийный аппарат трансперсональных практик. Понятия: «Сознание», «Состояние» «Измененные состояния сознания», «Транс»….15

1.2. Трансперсональные биосеснсорные практики…………………………25

1.3 Отличительные особенности трансперсональных биосенсорных практик………………………………………………………………………….27


ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

..


ГЛАВА III. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ БИОСЕНСОРНЫЕ ПРАКТИКИ

3.1. Общее представление о биосенсорных практик………………………31

3.2. Истоки биосенсорной практики………………………………………..32

3.3 Структура и содержание биосенсорных практик…………………….39

3.4. Место биосенсорных практик в трансперсональной психологии…..40

3.5.Дыхательные психотехники в биосенсорных практиках………........44

3.6. Отличия биосенсорных  практик от других психо-терапевтических

методов…………………………………….…....……………………….45

Заключение к III главе ……………………………………………........46
ГЛАВА IV. МЕТОД БИОСЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СПОНТАННОЙ ЖИВОПИСИ, ФОТОГРАФИИ, СТИХОСЛОЖЕНИИ (ХОККУ).

4.1.1. Краткий анализ современных методов вывода человека из кризисных состояний………………………………………………………………………50

4.1. 2. Особенности  биосенсорной практики……………..................................51

4.1.3. Специфика метода биосенсорной  практики на основе стимуляции творческой деятельности………………….………………………………….52

4.1.4. Структура обучающего процесса метода биосенсорной  практики на основе стимуляции творческой деятельности…………………………….....53

4.1.5.. Цели и задачи  метода биосенсорной  практики на основе стимуляции творческой деятельности ………………………..............................................55

4.2.1. Спонтанная живопись, как составляющая метода биосенсорной стимуляции творческой деятельности.………………………….…………...56

4.2.2. Спонтанная фотография………………………………………………..58

4.2.3. Спонтанное стихосложение (Хокку)…………………………………..60

4.3.1.. Биосенсорная спонтанная живопись (БСЖ)………………………....60

4.3.2. Биосенсорная спонтанная фотография…………………………….... 77

4.3.3 Биосенсорное спонтанное стихосложение (Хокку)…………………...87

4.3.4. Дыхательные биосенсорные психотехники……………………….......90

4.3.5. Биосенсорные практики как система психоэмоциональной коррекции……………………………………………………………………….92

4.4. Биоэнергетическая система человека…………………………………..93

4.5. Биосенсорные практики как система психоэмоциональной коррекции………………………………..………………………………………98

4.6. Трансперсональный аспект биосенсорных практик на основе стимуляции творческой деятельности………………………………………....99

Заключение к IV главе………………………………………………...100

ГЛАВА V. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ………………………102

Заключение к V главе…………………………………………………...

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….

Библиография ……………………………………………………...

Приложение 1 Биосенсорная спонтанная живопись………………….

Приложение 2 Биосенсорная спонтанная фотография………………..

Приложение 3 Биосенсорное стихосложение (хокку)..……………….

ВВЕДЕНИЕ


Жизнь в современном обществе изобилует  стрессами, насыщена отрицательными эмоциями. Повсеместно  возрастает угроза для психического здоровья. Наблюдается тенденция к росту пограничной психической патологии и состояниям зависимости от психоактивных веществ, которые являются индикаторами социально-психологического неблагополучия общества. Стихийные бедствия, катастрофы, аварии - создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.
Низкая толерантность  к  факторам стресса и психическим травмам, различные  варианты психологической  уязвимости и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения являются основными причинами психогенных расстройств.
Актуальность  исследования.

Психотравмирующее воздействие  различных  неблагоприятных  факторов на психическую деятельность человека приводит к состоянию стресса, психической напряжённости. Поэтому умение нейтрализовывать их негативное воздействие регулировать свое психическое состояние произвольно, по собственному желанию приобретает особую значимость. Умение управлять собой и взаимоотношениями с другими людьми, позволяет оказывать целенаправленное влияние на жизнедеятельность организма и предохраняет его от нервно-психических перегрузок.

      В связи  с  этим, проблема формирования толерантности к психотравмирующим факторам и повышения стрессоустойчивости является актуальной и социально значимой.

Предмет исследования

Современные  трансперсональные  психокоррекционные и психотерапевтические методы стимуляции творческой деятельности на основе биосенсорной спонтанной живописи, фототерапии,  стихосложении, дыхательных психотехник в оздоровительно-развивающих и исследовательских целях. 

Объект  исследования

   Изменение психофизических  и эмоциональных  состояний, получивших  трансперсональную психокоррекционную направленность  людей, переживших  до  участия в тренингах  различные психотравмирующие ситуации. 

Гипотеза исследования

1. Предполагается, что научно-обоснованное применение биосенсорных психокоррекционных трансперсональных методов должно основываться на  экологических, надежных психодиагностических критериях  оценки состояния испытуемых.

 2. Предполагается, что исследуемые методы (занятия спонтанной  живописью, фотографией, стихосложением и другими видами творческой деятельности) способны обеспечить совершенствование механизмов психической саморегуляции; актуализацию новых механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, духовного возрождения и гармоничного развития.



  1. Кроме того, предполагается, что  во время проведения будут получены новые факты, подтверждающие наличие энергоинформационной составляющей психокоррекционных  и психотерапевтических  практик.

Цели  исследования:

1.   Теоретически, методически и экспериментально обосновать новое научное направление «Трансперсональные биосенсорные практики», стимулирующие творческую деятельность и имеющие оздоровительно-развивающее воздействие.

2.   Изучить различные техники работы с изменёнными состояниями сознания, для последующего создания новой психотехнологии в рамках релаксационного движения, направленной на процесс индивидуации и достижение психической целостности в частности.

3.   Изучить и систематизировать психофизические и эзотерические практики Востока и Запада для создания системы релаксационного метода «Биосенсорнаые практики», как самостоятельного направления интегральной психокоррекции в трансперсональной психологии.

Цель  исследования:

1.   1.   Теоретически, методически и экспериментально обосновать новое научное направление «Трансперсональные биосенсорные практики», стимулирующие творческую деятельность и имеющее оздоровительно-развивающее воздействие.

2.   Изучить различные техники работы с изменёнными состояниями сознания, как базового состояния для обучения методам стимуляции творческой деятельности на основе биосенсорных психотехнологий.

3.   Изучить и систематизировать психофизические и эзотерические практики Востока и Запада для создания системы релаксационного метода «Биосенсорные психотехнологии», как самостоятельного направления интегральной психокоррекции в трансперсональной психологии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.   Изучить и  выявить  особенности  современных  методов арттерапии: спонтанной живописи, дыхательных психотехник, фототерапии, спонтанного стихосложения (хокку), являющихся основой трансперсональных  биосенсорных практик.

2.   Выявить и аргументировать понятие «биосенсорные практики», как экологическое (безопасное) направление трансперсональной психологии. Выделить её основные составляющие и их воздействие на психофизическую  и психоэмоциональную  активность занимающихся.

3. На основе творческих работ слушателей курса экспериментально исследовать оздоровительно-развивающие  возможности трансперсональных биосенсорных методов психокоррекции психоэмоционального состояния человека.

4. Оценить эффективность психокоррекционного и оздоровительного воздействия биосенсорных методов  трансперсональной психологии на самочувствие, сознание и психические состояние людей, переживших психотравмирующие ситуации.

5.    На основе анализа литературы и полученных, в результате исследования данных обосновать рекомендации по применению метода биосенсорной практики для психокоррекционной разгрузки, повышения стрессоустойчивости при психотравмирующих ситуациях, для стимуляции творческой активности.

Научная новизна.

1. Оценена динамика и закономерности изменения психоэмоционального состояния, повышения стрессоустойчивости, физической и творческой работоспособности и нейрофизиологических характеристик центральной нервной системы у людей, переживших психотравмирующие ситуации в результате применения метода биосенсорных практик.

2. Предложен и экспериментально обоснован новый метод стимуляции творческой активности на основе биосенсорной спонтанной живописи, фотографии, стихосложении (хокку)

3. В данной работе разрабатывается концепция комплексного использования новых психотехнологий и техник работы, основанных на обучении целостному релаксационному состоянию посредством биосенсорных практик.

4. На  примере современных отечественных  психофизических  технологий расширены  представления о  биосенсорных методах  психоррекции, как средстве психофизической и психоэнергетической регуляции и инструменте работы в трансовых состояниях.

5. Выявлены сферы влияния этих   методов,  направленных на индиви-дуацию (самопознание, развитие интеллекта, образного мышления и другие проявления психоэмоциональной и духовной деятельности человека), а так же на расширение границ восприятия, что позволяет их обозначить как трансперсональные психотехнологии.   

6. Получены новые экспериментальные данные о закономерных связях -психо-эмоциональной, энергетической и творческой деятельности человека, осуществляемых посредством биосенсорных спонтанных практик на основе спонтанной живописи, фотографии, стихосложении (хокку) и ценностно-мотивационных состояний личности.

7. Научно обосновано новое направление трансперсональной психологии – «биосенсорные практики», являющееся интегральным по своему внутреннему и внешнему содержанию. Оно характеризуется экологической и энергетической направленностью и вписывается в новую психологическую парадигму. В её основе лежат идеи гуманистической и трансперсональной психологии о создании интегральных психотехнологий для формирования экологически чистого сознания человека (Ф. Перлз,1993; К. Роджерс.1969; А. Маслоу,1986; С.Гроф 1992; В.Налимов, 1994, Дж. Лилли, 1995; А. Лоуэн, 1998; М. Фельденкрайз, 2000; В. Райх, 2000; Н. Друри, 2001, научные разработки биосенсорных психодисциплин В.В. Тонкова сделанные в период 1989-2009 г.г.).

 

Теоретическая значимость темы обусловлена необходимостью создания понятия «трансперсональная  биосенсорная   практика»:



1. Как целостная система релаксационной техники, включающая концепцию и методики обучения осознанным действиям.

  1. Как  эффективный, безопасный  метод релаксации, психокоррекции  психоэмоциональных состояний.

  2. Как практика  обучения  при самостоятельной работе,   имеющей оздоровительно-развивающую направленность стимуляции творческой деятельности.   



Практическая  значимость: 

1. Разработана и научно обосновано  понятие  «биосенсорные практики» и возможность   применения в современной оздоровительной  практике  как эффективного, безопасного  способа  физического, творческого и духовного совершенствования. 

2. Предложен и апробирован новый эффективный и практичный метод психологической коррекции кризисных состояний личности с помощью биосенсорного метода  психокоррекции.

3. Обозначены критерии интегральности психокоррекционных практик, исходя из содержания, взаимодействия базовых составляющих и определенных состояний сознания, как результата этого взаимодействия. 

4. На основе метода «биосенсорных практик»  создана система индивидуальной психофизической регуляции, учитывающей морфологические, биоэнергетические и психофизические характеристики человека.

6. Разработанные в диссертационном исследовании методики, включающие  биосенсорную спонтанную живопись, фотографию, стихосложение (хокку) с использованием дыхательных психотехник, могут быть успешно использованы: в профилактических целях в работе практическими психологами и психотерапевтами в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности.

7. Релаксационная направленность психотехнологий позволяет успешно решать целый ряд проблем психосоматического характера, улучшить память, усилить способность к концентрации внимания, укрепить волю, осуществить переоценку нравственных ценностей, найти новые смыслы в жизни, изменить в сторону оздоровления свой образ жизни.

8. Материалы исследования могут быть использованы при активизации психических механизмов настройки и тренинга дыхательной деятельности спортсменов, военнослужащих, а также способствовать мобилизации психических резервов личности и максимальными показателям их достижений в творческой, в соревновательной деятельности и  в повседневной жизни. 


Основные положения, выносимые на защиту.

1. Кризисные состояния личности и их негативные проявления отражаются на эмоционально-волевой сфере, на физической работоспособности и функциональных резервах организма, что определяет необходимость их целенаправленной психологической коррекции.

2 Метод биосенсорных практик является эффективным способом стимуляциии творческой деятельности, используемой в целях психологической коррекции негативных проявлений кризисных состояний личности в эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, когнитивной и самооценочной сферах личности.

3. Предложенные биосенсорные психологические и психотерапевтические методы, позволяют регулировать психическое состояние через творческое самовыражение в различных видах деятельности – живописи, фотографии, стихосложении.


Личный вклад автора в разработку данной диссертационной темы выражается:

1. В  исследовании и изучении эзотерических и художественных традиций и школ для создания нового направления – метода биосенсорных практик стимуляции творческой деятельности на основе биосенсорной  спонтанной живописи, фотографии, стихосложения (хокку). 

2. В создании нового исследовательского подхода к изучению трансперсональных биосенсорных практик как средства оздоровительно-развивающей деятельности. 

3. В многолетней практике организации и проведения с населением Российской Федерации, зарубежных стран оздоровительной и развивающей работы с помощью «трансперсональной  биосенсорной практики». 

4. Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлено автором путем публикаций по теме диссертационного исследования, систематическим проведением тренингов с различным контингентом взрослого населения в России и за рубежом.
За период исследований автором диссертации проведены около 200 тренингов, в которых участвовало более  2-х тысяч человек.

Результаты исследований, положений и выводов по диссертации проведены автором на съездах Общероссийской Психотерапевической Лиги (ППЛ),  теоретических семинарах в НОУ ИСРЕС, НОУ ИБП, на различных конференциях регионального, федерального и международного значения в период «2001-2010 гг. (Москва - 2002, 2009; Санкт-Петербург - 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010; на выездных семинарах – Крым, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007;  Киргизия, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009; Алтай, 2009; Байкал, 2008; Тунис, 2009.  

Основные идеи данной работы были представлены в качестве докладов или практических презентаций на ряде конференций Российской Ассоциации арт-терапии; на конференциях Профессиональной Психотерапевтической Лиги; на Первом Общероссийском съезде дыхательных практик в 2004; на Втором Международном съезде по Дыханию в Санкт- Петербурге;  а также на конференциях, проводимых Институтом социального развития естественных способностей в 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2009 гг. 

По теме диссертации автором опубликованы:  более 20 статей.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  В основе методологического обоснования лежат:

1. Психологические концепции личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.П. Рубинштейн, П.П. Блонский, В. П. Зинченко, З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Берн); общая теория функциональных систем (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн); исследования состояний сознания и самосознания человека (L. Orr, С. Гроф, J. Leonard, В.В. Козлов, В.В. Майков, С.Ю. Всехсвятский, Ю.А.Бубеев, Махариши Махеш, S. Alexander).

2. Валеологические концепции здоровья (И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, С. Шенкман, В.П. Казначеев, В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, Н.М. Амосов, С.П. Евсеев, В.В. Тонков, Г.А. Хомутов) и психологии здоровья (Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.П. Волков).

3. Системные представления о функции дыхания и дыхательных технологиях (E. Hopkins, U.Atcinson, Yogi Ramacharaka, H.Dey, Swami Sivananda, П.К. Иванов, А.Н. Стрельникова, К.П. Бутейко, Г.С. Шаталова, В.Ф. Фролов, Б.С.Толкачев, В.В. Тонков, Ю.Г. Вилюнас, 1998, М. Норбеков, S. Grof, L. Orr).

4. Теоретические и эмпирические исследования дыхательных психотехнологий в свете физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, А.С. Мозжухин, П.В. Бундзен, В.Л. Марищук, И.П. Волков, Л.К. Серова).

5. Психологические теории профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов);

6. Психофизиологические характеристики трудовой деятельности (И.А. Аршавский, В.В. Аршавский, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, B.C. Ротенберг, А.А. Ухтомский);

7. Современные теоретико-методологические подходы к проектированию и развитию образовательных систем (Ю.А. Гагин, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, О.Г. Прикот, В.Е. Радионов, Л.Г. Татарникова, А.П. Тряпицына);

8. Классические исследования по педагогике, психологии, биологии, затрагивающие одновременно проблематику здоровья (Э.С. Бауэр, Н.А. Бернштейн, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский) и психологии здоровья (Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.П. Волков).

9. Современные разработки психолого-педагогических основ повышения квалификации  учителей (Т.Г. Браже, А.В. Даринский, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).
Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности в кризисном состоянии.
Научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), теории мотивации (Е.П. Ильин), системно-стилевой концепции личности (Б.Б.Коссов), теории «черт» (В.С. Мерлин), а также методологические принципы дифференциальной психодиагностики (К.М. Гуревич, В.А. Бодров, К.К. Платонов, В.Л. Марищук) и психологической коррекции (В.А. Ананьев, А.С. Захаревич, В.В. Козлов, Н.С. Хрусталева).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют данные обследования людей с кризисными состояниями личности, переживших психотравмирующие ситуации.
1.1 Понятийный аппарат трансперсональных практик

Краткий обзор понятийного аппарата включает в себя два основных круга: терминологию, непосредственно относящуюся к трансперсональной психологии и термины, включенные в понятие «Трансперсональная биосенсорная практика».

Вопросы терминологии в любой науке – одна из важнейших проблем. В трансперсональной психологии – это особенно остро чувствуется, поскольку она на сегодняшний день не является общепризнанной. Особенность этого направления заключается в интегральности самых разных психопрактик в том числе и творческих, с успехом развивающиеся у нас в стране и за рубежом.

Уже в глубокой древности человечество осознавало необходимость использования транса в воздействии на человека. Поэтому первые в истории человечества трансовые терапевты-шаманы стали и первыми исследователями человеческой психики и ее роли в воздействии на человека, в том числе и лечебного.

Для удобства мы выделили базовые термины, на которые хотелось бы опереться в первую очередь. 1. Психотехнология. 2. Трансперсональная психология. 3. Измененные состояния сознания. 4. Биосенсорная практика и другие термины, связанные с ней.
1.1.1. Термин «психотехнология» содержит 2 слова: «технология» и «психо». Технологией называется наука, занимающаяся и разрабатывающая методы, приемы и способы, являющиеся содержанием какой-либо деятельности направленный на преобразование чего-либо и достижение заданного результата (Энциклопедический словарь). Понятие «психо» - душа – в сочетании с «технологией» представляет собой деятельность, направленную на преобразование психической сферы индивида (естественно, в определенных рамках).

1.1.2. Термин «Трансперсональная психология» сравнительно недавно вошел в понятийный аппарат психологии. Её нередко называют психологией ХХI века.

Слово «трансперсональное» происходит от латинских «транс» что означает «сквозь» и «через» и «персона» – «маска». Термин «трансперсональное» априори подразумевает выход за пределы обыденности – «сквозь, по ту сторону маски». По мнению А.Кларка трансперсональный опыт – это один из множества путей, ведущих к внутренним источникам мудрости, это путь открытий. Впервые термин был введен чешским психиатром Станиславом Грофом, отцом холотропного дыхания, чьи работы сейчас широко известны в России, в 1967 году. Во главу угла своей программной ориентации трансперсональная психология поставила освоение сути и конкретной формы идей, представлений и практик мирового духовного опыта человечества и научное обоснование этого нового движения, получившего расцвет в последующее десятилетие.

Отцы трансперсональной психологии – А. Маслоу и Э. Сутич – назвали её 4-ой силой вслед за «первой» – классической теорией, «второй» – «позитивизмом» и «бихевиоризмом» и «третьей» – гуманистической психологией, занимающейся концепцией креативности, любви, развития, психическим здоровьем и самореализацией. «Четвертая сила» стала основой формирования парадигмы холистического здоровья. Она стала безусловной преемницей гуманистической психологии. Но, в дополнение к ней, обогатилась выражением и реализацией метапотребностей – индивидуальных и всеобщих, сверхличностных ценностей, преодоление «Я», «объединяющее сознание, жизненный опыт, экстаз, мистический опыт, высшее восприятие выражение трансперсонального и трансцендентного потенциала…» (Цит. По Н. Друри, 2001).  Понятие «Трансперсональная психология» находится в прямой связи с «Измененным состоянием сознания». Поэтому, оба базовых понятия обсуждаются в их непосредственной связи


1.1.3.Термин Измененные состояния сознания подразделяются на: искусственно вызываемые, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные (Л.И.Спивак, Д.Л.Спивак, 1996). Трансперсональная психология рассматривается как четвертое направление исследования измененных состояний сознания, преемственное по отношению к бихевиоризму (первое направление), психоанализу и гуманистической психологии (соответственно второе и третье направления). Суть этого разделения в том, что объект приложения первого направления – преимущественно сознание, второго – подсознание и бессознательное, третьего – надсознание и четвертого – сверхсознание. (Д.Л.Спивак,1989).

Под надсознанием в данном контексте понимается группа трансцендентных состояний, традиционно описываемых в терминах религиозно-мистического опыта, а в рамках научной парадигмы определяемых как юнгианские состояния, связанные с известной концепцией архетипов К.Г.Юнга, или метасознание (по В.В. Налимову, 1989), рассматриваемое как трансличностный феномен. В сверхсознание, связанное с творческой интуицией (терминология П.В.Симонова, 1987) включается группа состояний, обеспечивающих активацию скрытых резервов мозга и организма (преимущественно в необычных, экстремальных либо личностно-значимых условиях) и состояний творческого озарения (инсайта). (Необходимо отметить, что, по мнению П.В.Симонова (1987), определяемое им понятие сверхсознания совпадает с надсознанием в определении М.Г. Ярошевского (1973)).

Все названные трансперсональные состояния принято называть измененными. Таким образом, расширяется понятие сознания, а вместе с ним и нормы. Ни одно из трансперсональнык состояний не рассматривается как априорно ненормальное. Естественно, что ИСС, входя в контекст трансперсональной парадигмы, могут рассматриваться и в предшествующих ей направлениях.
1.1.4. Термин «Биосенсорная практика» входит в состав трансперсональной биосенсорной деятельности и представляет собой целый пласт различных понятий, таких как био-сенсорика,  био-энергетика, психо-сенсорика.  Согласно Большому психологическому словарю термин «Биоэнергетика» первым применил А. Лоуэн (ссылка). Согласно ему, основная цель терапии - возвращение человека к его «первичной природе», к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению его в жизнь. Главная проблема в том, что человек при социализации уходит от своих первичных потребностей, как бы отказывается от них. «Возвращение к телу» реализуется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, а также на вербальных способах высвобождения задержанных эмоций.

- био – указывает  на присутствие в процессе или наличие «биоэфирной составляющей» или «эфирного тела»

- психо – указывает  на принадлежность к высшим формам процессов мышления.

- сенсо – сенсорный (от лат. sensus- ощущение, чувство) - относящийся к чувственному уровню отражения (напр., С. событие, С. эффект - термины, весьма близкие по смыслу к ощущению; С. информация - информация, поступающая из сенсорной системы) и указывает  на чувствующую, воспринимающую и реагирующую или рефлексирующую сторону свойств человека.

- энерго – указывает  на  качество  прилагать усилия по реструктуриро-ванию и преобразованию окружающих пластов материальных субстанций с целью извлечения особого скрытого их качества – энергетичности

- инфо – указывает  на наличие в процессе информационной, части и дает  возможность человеку определять склонности объективных субстанций (веществ) к преобразованиям.

Кроме того, в рамках настоящей работы используются следующие термины: 1.«энергообращающие зоны», 2.«энергопластовые тренировки» и др.
1.1.5. Термин – «энергобращающие зоны», подразумевает присущие человеку зоны, в которых происходит процесс «накопления энергии» или потенциальности. Потенциальность – есть существующая неиспользуемая в конкретный момент способность совершать что-либо или препятствовать совершению чего-либо.

Этот термин также означает:

а) Некую трансформацию пространства, результатом которой является мощнейшее смешение внутренней и внешней сред человека.

б) Переведение, «возгонку», грубых энергоструктур в более тонкие материи.

в) Энергообращаюшие зоны создают условия, при которых очищаются или, напротив, загрязняются эмоциональная, мыслительная и иные среды человека, наделяя его всевозможными качествами и характерными особенностями.
1.1.6. Термин «энергопластовые тренировки» – это плавный набор энергии путем совмещения дыхания, как физического процесса и энергетического насыщения организма. Дыхание позволяет повысить уровень энергетичности организма, отпустить психические и физические напряжения, плавно, без рывков.

Активизация энергетического дыхания является действенным и эффективным способом запуска механизма саморегуляции и самовосстановления, а также интересным инструментом для исследования внутреннего мира человека.

Эффективность такого вида дыхания зависит от двух моментов

основанных на тонких самоощущениях:



  1. Умения "входить" в поток дыхательного процесса

2. Умения "раскрываться" в процессе дыхательного цикла

1.2. Отличительные особенности трансперсональных биосенсорных практик 

Главной особенностью известных трансперсональных практик является два фактора:

1. Работа в измененном состояниях сознания (ИСС), специфическом состоянии сознания, характеризующемся доминантой одного из полушарий

2. Расширенное состояние сознания (РСС), характеризующееся минимальной доминантой одного из полушарий или её отсутствия на фоне максимальной релаксации (мышечной, эмоциональной и ментальной). Наиболее проявленным состоянием ИСС и РСС является транс. 
В серии статей A.B.Chinen [1992] пишет «…ключевым трансперсональным моментом является осознание или иного восприятия или онтологической инородности в ходе данного переживания. Основная сила трансперсоналистов — это не традиция аккуратного, скрупулезного описания, а традиция соучастия». (Цит. по И.В. Курис, 2010)
Современная концепция целостности мира относит к тонкоматериальным проявлениям психосферу и эниосферу человека, традиционно называвшихся душой и духом. В настоящее время под «душой человека» понимается весь комплекс его энергоинформационных проявлений, включая мышление, сознание в комплексе с подсознанием и надсознанием, энергоструктуру и энергосистему. Таким образом, «душевное здоровье» как по форме, так и по содержанию, исходя из определения «здоровья» ВОЗ, охватывает благосостояние и природообусловленное развитие всех указанных систем и структур человека и является предметом охраны соответствующих прав и свобод человека.  (Цит. по И.В. Курис, 2010)

  


1.3. Отличие метода Биосенсорных Практик (БСП) от других транспероснальных практик прежде всего в том, что этот метод представляет стройную систему психо-сенсо-спонтанных действий, в которых осознанность, сверхчувстительность являются главным инструментом достижения различных психофизических состояний и измененных состояний сознания, как базовых для работы с глубинными регионами психики.

Биосенсорные практики основаны на механизме сверчувствительности, сверхвосприимчивости и высших психо-био-энерго-информационных процессов.

В результате специальных психофизических упражнений за очень короткий промежуток времени достигается устойчивое восстановление здоровья, повышение толерантности и реальные успехи в творческой деятельности.
Например: Живописная работа методом биосенсорной практики выполняется за 15-30 секунд. При этом оздоравительный эффект и художественный потенциал превышает результаты живописной работы, выполненной методом арт-терапии. Именно этот факт отличает биосенсорные практики стимуляции от арт-терапевтических и телесно-ориентированных, известных в трансперсональной психологии.

Таким образом, метод биосенсорной практики (БСП) - это, прежде всего, повышение сверчувствительности организма и развития творческих возможностей. В результате этого достигается оздоровление всех внутренних органов и систем, сексуальное долголетие, повышается жизненный тонус, приобретаются навыки и умения многоуровневым искусством владения собой. Это дает возможность осознать и пережить собственную силу, с помощью которой в дальнейшем можно быстро восстанавливаться и освобождаться от негативной эмоциональной энергии и личных ограничений.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Исследование и разработка метода стимуляции творческой деятельности потребовали комплексного подхода. В их числе: научный анализ  и обобщение  достижений  специалистов в области арт-терапии, трансперсональной терапии, анализ  литературы по смежным областям психологии, а также абсолютно нового направления «транспресональной биосенсорной практики».
Для разработки научного метода биосенсорных практик потребовалось проведение экспериментально-исследовательских подходов.

Эти подходы включали в себя разработку совершенно новых способов казалось бы широко известных видов упражнений и абсолютно новых видов, практически мало известных широкому кругу специалистов. Среди них :

1. Энергетическое дыхание

2. Энергопластовые тренировки, позволившие раскрыть чувственную сферу слушателей, через активизацию меридиональной системы, энергообращающих зон, включающие в активную деятельность как правое, так и левое полушария головного мозга.

3. Специальные упражнения для стимуляции творческой деятельности, основанные на опыте трансовых состояний.
2.2. Организация и этапы исследования 

Исследование носило многолетний и фундаментальный характер, и было осуществлено в три этапа, имеющих несколько подэтапов:

1-й этап: 2001-2004гг.

а) Определение общих направлений исследований, первичный сбор информации по теме диссертации, содержащейся в научно-методической литературе.

б) Наработка алгоритма по реализации приемов биосенсорной спонтанной живописи, дыхательных психотехник.

в) В дальнейшем изучались и нарабатывались приемы биосенсорной фотографии и спонтанного стихосложения (хокку). 

г) Производилась апробация авторского метода «Трансперсональная биосенсорная практика», включая различные оздоровительно-развивающие приемы и техники.

д) После исследования результатов апробации,  разрабатывается более полная концепция биосенсорной практики на основе новейших приемов психофотокорреции и творческого стихосложения специалистами в области арт-терапии. с позиции трансперсональной психологии.

е). Отрабатываются и пересматриваются базовые техники биосенсорной спонтанной живописи и различных психокоррекционных арт-терапевтических приемов. Определяется понятие «Биосенсорная Спонтанная Практика» (БСП). 

2-й этап: 2004- 2007гг.

а). Разрабатываются эмпирические методы обучения биосенсорной спонтанной живописи, фотографии, стихосложению.

б). Исследуются результаты работы,  их воздействие на психоэмоциональную сферу человека.

в) Проводятся педагогические наблюдения и психологические исследования. 

3-й этап: 2007–2009 гг.

а). На основе методики «Трансперсональная биосенсорная практика» – создается модель психофизической регуляции, как системы психокоррекционной терапии.

б) Производится анализ полученных результатов

в) Определяются практические и теоретические выводы исследования, разрабатываются специализированные программы подготовки специалистов в области психологии и педагогики,  имеющие специализацию в данной области.

г) Создаётся и апробируется  метод «Трансперсональнаой биосенсорной  практики»,  исследуются оздоровительные и развивающие результаты этого метода, изучаются её научно-познавательные и трансформационо-исследовательские возможности. Это рано и у Вас никаких результатов по этому вопросу пока нет
Были проведены: сбор и анализ полученных результатов, теоретических  данных на основе психологических тестов, анкетирования и сравнительной оценки творческих работ.

Для обеспечения общенаучных методических подходов были использованы: системный анализ, сравнение, классификация, дедукция и индукция. В качестве частных методов научного исследования были: обобщение, анализ литературных данных и документальных материалов; анализ и обобщение передового опыта в использовании современных трансперсональных психотехнологий с акцентом на биосенсорные практики, математико-статистический анализ.

К специальным методам мы отнесли эксперимент с применением различных методических приёмов, используемых в спонтанной живописи, фотографии, стихосложении (хокку), дыхательных психотехник; сбор и анализ теоретических и эмпирических данных, основывающийся на сочетании различных методов и методик проведения исследований.

– анализ документов и литературных источников по тематике работы;

– включение различного типа практик, основанных на древних эзотерических традициях;

Были использованы:



  1. Психологические тесты:

а). САМОАЛ – тест оценки уровня самоактуализации личности; (по А.Маслоу-Шострем, 1971 г., 2001 г.);

б). Анкетирование, в рамках которого присутствовала субъективная оценка психофизического и психоэмоционального состояния.



  1. Методы опросов в вариантах устного интервью и стандартизованного анкетного опроса по разработанным анкетам и опросным листам.

3. Педагогический метод представлял собой сравнительный анализ творческих работ

Методы обработки результатов исследования

Математическую обработку полученных данных проводили в три этапа: 1) первичная (ручная) обработка – сортировка, кодирование данных, подготовка таблиц с первичными данными; 2) вторичная (машинная) обработка на персональном компьютере по пакету программы «Статистика»; 3) обработка данных методами интеркорреляционного и факторного анализа.

При оценке достоверности различий в качестве критического уровня ошибки 1-го рода принималось значение р1-=0,05 (Гласс Дж., Стенли Дж.).


2.3. Выборка 

В исследовании принимали участие преимущественно слушатели курсов «Энергетическое дыхание», интенсивного  курса «Спонтанная живопись» в оздоровительном центре  «ИРБИС-STUDIO», а также  слушатели практических семинаров – выездов, как во многих регионах Российской Федерации, так и за рубежом.

Всего в эксперименте участвовало 475 человек обоего пола, преимущественно женщины, 306 человек; мужчины – 169 человек; возраст от 19 лет до 69.

В общей сложности было проведено 781 человеко-исследований. Из них – 399 – психологических; 246 – анкетирование; 136 – педагогических (сравнительный анализ)

ГЛАВА III. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ БИОСЕНСОРНЫЕ ПРАКТИКИ СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Общее представление о биосенсорных  практиках

Современные взгляды трансперсональной психологии базируются на многомерных энерго-информационных взаимодействиях, на идее вложенных одно в другое сознаний. Для реального восприятия этой модели, предлагается научиться воспринимать и осознавать энергии «тонких» планов, а не только 3-х мерный физический мир, научиться ощущать собственное сознание, подсознание, сверхсознание. То же самое можно сказать и про развитие творческой деятельности.

3.2. Истоки биосенсорных практик

Истоки биосенсорных практик берут свое начало в паранормальных явлениях интерес к которым никогда не ослабевал, начиная с давних времён и до настоящего времени. Значительное внимание уделялось им в цивилизациях древнего Египта, Греции, Рима. Например, с эллинской эпохи вплоть до времён Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры), важную политическую роль играл Дельфийский оракул, обеспечивая прорицаниями обращающихся к жрецам храма Аполлона. Большое значение придавалось также провидческим снам. В Библии и многих других религиозных произведениях пси-явления занимают немалое место. Пророчества, чудесные исцеления, материализация предметов, хождение по воде и многое другое воспринимаются как вполне очевидные события.  

В начале XX века появились условия для нового подхода к парапсихологическим феноменам, что было связано с возникновением психологии как научной дисциплины. Сам термин "парапсихология" был введён немецким философом Максом Дессуаром (1867–1947 гг.) в основанном им "Журнале эстетики и общего искусствознания". При изучении пси-явлений стали учитываться первые результаты клинических психологических исследований, психоаналитической терапии. Основоположником этого направления является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.), изучавший проблемы подсознательного. Дальнейшее развитие парапсихология получила в работах швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961 гг.), диссертация которого на соискание учёной степени доктора философии была посвящена психологии оккультных феноменов. Им, в частности, рассматривались: телепатия, медиумизм,  коллективное  подсознательное (ссылка).

В России первый серьёзный подход к изучению пси-феноменов был предпринят известным учёным-химиком Д.И. Менделеевым (1834–1907 гг.). В мае 1875 года по его инициативе в Петербурге была создана комиссия по рассмотрению медиумических явлений, где, в частности, изучались явления спиритизма. В 1920-х годах отечественный академик В.М. Бехтерев (1857–1927 гг.), изучающий способы применения лечебного гипноза, совместно с известным дрессировщиком В.Л. Дуровым (1863–1934 гг.) занимался опытами мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных двигательных актов. В 1922 году В.М. Бехтеревым была учреждена специальная Комиссия по изучению мысленного внушения при Институте мозга (ссылка).

Основоположником научной парапсихологии в нашей стране можно считать Л.Л. Васильева (1892–1967 гг.), который сначала под руководством В.М. Бехтерева, а затем самостоятельно проводил исследования в области мысленного внушения (суггестии), телепатической передачи информации. В 1959 году им была написана книга "Таинственные явления человеческой психики", где он рассмотрел такие явления как сновидения, гипноз, телепатия, телекинез. Попытки найти материальный носитель телепатической информации предпринимали академик П.П. Лазарев, инженер-электрик Б.Б. Кажинский (Цит Э.К.Наумов, Л.В.Виленская, Н.К.Шпилева. "Парапсихология в России", - М.:1993). Идеи биополя разрабатывал учёный-эмбриолог А.Г. Гурвич. Изучением экстрасенсов и пси-феноменов занимался доктор медицинских наук А.Н. Меделяновский. Эксперименты по телекинезу и телепатии с растениями проводил доктор психологических наук В.Н. Пушкин. Разработке теории и экспериментам по телепатии, телекинезу, проскопии и кожному зрению много времени уделял академик Ю.Б. Кобзарев. Проблемами биолокации занимался академик Русской Академии науки и культуры Н.Н. Сочеванов. В настоящее время парапсихологии уделяют своё внимание академик АМН В.П. Казначеев, доктор биологических наук А.П. Дубров, доктор технических наук И.М. Коган, доктор медицинских наук А.Г. Ли и многие другие.

Большую лепту в развитие этой темы внесли отечественные специалисты. На базе Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО) и Московского высшего технического училища (МВТУ им. Баумана) группой экспериментаторов-физиков проводятся исследования по возможности обучения телекинезу через передачу энергии от экстрасенса к другому человеку. Сообщается важный вывод о том, что "...общая физическая модель телекинеза требует уточнения, однако сам его факт не вызывает сомнения" (сб. "Технические аспекты рефлексотерапии и системы диагностики", Калинин, 1984 год).

Ими многократно перед различными специалистами была показана способность известного экстрасенса Н. С. Кулагиной к телекинезу. Явления телекинеза, проводимого Н. С. Кулагиной, наблюдали известные ученые-физики - академик Р. В. Хохлов, профессора Ф. В. Бункин. Я. М. Терлецкий, С. П. Капица, а также академики Ю. В. Гуляев, Ю. Б. Кобзарев и ученые институтов Ленинграда (Г.Н. Дульнев, К.Г. Коротков (ЛИТМО) и Москвы (В.Н. Волченко) (МВТУ), М.Коган (МГУ) и др.

Сегодня исследование паранормальных способностей человека продолжаются. Одним из продолжателей исследования паранормальных эффектов является Институт Биосенсорной Психологии в Санкт-Петербурге. Специалисты этого института, во главе с В.В. Тонковым, заложили основы биосенсорных психодисциплин в 1989 году, которые были сформированы в качестве философско-теоретических и конкретных практических задач. На рубеже 1997 – 2001 годов возникло их сегодняшнее наименование, ряд дополнительных основообразующих терминов; были выработаны первичные ценностные ориентиры.

Метод биосенсорной практики стимуляции творческой деятельности


доступен каждому, кто захочет проявить себя в творческой самореализации. Кроме того, этот метод содержит в себе огромные ресурсные возможности как для раскрытия целительского потенциала, так и собственно для самоисцеления. Причем эффективность приемов трансперсональной психологии для вывода человека из состояния психологического стресса и время, затраченное на восстановление психоэмоционального состояния значительно сокращается.

Биосенсорная деятельность открывает человеку мир, наполненный яркими красками, интересными творческими находками, которые реализуются «на одном дыхании».

3.3. Структура и содержание биосенсорных практик (БСП)

Анализ литературы и многолетний эмпирический опыт позволил выявить четыре главных фактора, лежащих в основе биосенсорных практик.

Это:  

1.  Развитие и совершенствование механизма сверчувствительности, сверхвосприимчивости для осознания происходящих в организме психо-био-энерго-информационных процессов.



2. Спонтанная деятельность, связанная с творческой активностью и саморегуляцией. 

3. Дыхательные психотехники.  

4. Релаксация и концентрация внимания (ментально-медитативная), как произвольное управление процессами возбуждения и торможения коры больших полушарий головного мозга – необходимая основа для выхода в трансовые состояния.

Для достижения поставленных задач – развития и совершенствования механизма сверчувствительности и сверхвосприимчивости, обучению релаксации, управлению своей эмоциональной сферой и психическими процессами: концентрацией внимания с последующим осознанием, в биосенсорной практике используются определенные виды психофизических упражнений.

Для управления своей психо– и био-энергетической структуры в биосенсорную практику входят определенные двигательные, дыхательные и медитативные упражнения, среди которых особую роль играют концентрация внимания, релаксация и самонаблюдение.

При этом, каждый вид биосенсорной практики имеет свой банк упражнений.

Это осознанная работа со своей собственной энергетикой. Человек, владеющий такой техникой способен в большей или меньшей степени противостоять как стрессам, постоянно присутствующим в нашей повседневной жизни, так и энерго-информационным воздействиям психогенного или природного характера. 
3.4. Место биосенсорных практик в трансперсональной психологии

Биосенсорные практики стимуляции творческой деятельности относятся к разряду арт-терапии в соединении с дыхательными психотехниками и специальными упражнениями.  Анализ библиографии и многолетний опыт занятий позволил выделить три направления использования биосенсорных практик:

1. Психологический метод взаимодействия: психотерапия, психотренинг, психоадаптация, психореанимация, психовоздействие и психоразгрузка.

2. Предметные (вещественные) способы взаимодействия с применением трав и их производных в виде препаратов, отваров, настоев, бальзамов, мазей, и предметов ритуального и неритуального свойства при условии придания им определенных смысловых нагрузок и сопутствующих функций.

3. Эффект присутствия самого специалиста, как стимулирующий фактор оздоровления.

К ним относятся любые настроечные методы, в том числе управляемые сновидения, “астральные” путешествия и прочие специальные технологии подобного свойства. (Вайзер Дж. 2009. с. 64-108 , В. Тонков «Беседы о сверхсознательном» 2009, издание 4-е, с. 187-195)  

Многолетний опыт занятий и анализ литературы позволил выделить несколько видов классификации биосенсорных практик: 

- по доминанте составляющих конкретной психотехнологии;   

- по способу достижения релаксации (динамический, статический режимы или их соединение; 

- по доминирующему банку упражнений, а также по гендерному признаку. 


3.5. Содержание биосенсорных практик стимуляции творческой деятельности.

Биосенсорная практика, как и любая арт-терапевтичесая  практика базируются на осознанной работе со своей психикой собственным телом, предполагающая, как психический, так и физический тренинг.  В терапевтическом обществе, основанном на гуманистических принципах, за невербальной и метафорической экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная терапия» (в англ. языке: экспрессия — выражающий, выразительный).

«Экспрессивная терапия» представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Цит. по Н. Роджерсу). 

Биосенсорная практика с одной стороны является составной частью психокоррекционных технологий, с другой - совершенно самостоятельной дисциплиной, требующей отдельного рассмотрения. Это объясняется тем, что она представляет стройную систему стимуляции творческой деятельности человека, в которых творчество: живопись, фотография, стихосложение и различные виды творческой реализации, не вошедшие в программу данной работы, являются инструментом достижения различных психофизических состояний и измененных состояний сознания, как базовых для работы с глубинными регионами психики. Здесь вопросы обучения технике живописи, фотографии, стихосложению не являются главными, что не означает их отсутствия вообще. Правильней сказать, что в этих практиках другое отношение к творческой деятельности, как одному из условий постижения своего Я, расширению возможности восприятия и постижения мира.

Биосенсорная практика, включают в себя активную творческую работу, как с сознанием, так и с физическим телом. Этот фактор является, на наш взгляд, очень важным, так как биосенсорная практика позволяет использовать метод (технологию) в самостоятельной деятельности, что, в свою очередь, повышает уровень ответственности и осознанности самого занимающегося и предотвращает возможность манипулирования его сознанием извне.

Основным постулатом древневосточной медицины является постулат о психобиоэнергетическом гомеостазе (постоянстве энергии), согласно которому все звенья, составляющие энергетическую систему (эфирное тело), работают так, чтобы поддерживать постоянный определенный уровень биоэнергии. Психобиоэнергетический гомеостаз - новое понятие для западно-европейской ортодоксальной медицинской науки, которая знает четыре гомеостатических регулятора, а именно:

- регулятор, поддерживающий постоянство кровяного давления и температуры тела через кровь-лимфу, объединяющую все органы посредством химических веществ;

- эндокринные железы, обеспечивающие регулирование процессов жизнедеятельности организма с помощью гормонов;

- центральную нервную систему (ЦНС), регулирующую взаимоотношения организма с внешней средой, управляя поведенческими реакциями, координируя деятельность всех органов тела;

- вегетативную нервную систему (ВНС), регулирующую деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических узлов и отчасти мускулатуры.

   Если все энергетические звенья человеческого тела работают так, чтобы поддерживать постоянство энергии на определенном уровне, то в каждом звене должна быть заложена самовосстанавливающая и саморегулируемая функция, то есть в эфирном теле должна работать система саморегуляции.

(Согласно Аюрведе, эфирное тело, эфирная составляющая - это энергетическое тело человека, которое является точной копией физического тела. Оно точно повторяет его силуэт, выходя за его пределы на 3-5см. Это тонкое тело имеет такую же структуру, что и физическое тело, включая в себя его органы и части и состоит из особого вида материи.).

Метод биосенсорной практики стимуляции творческой деятельности имеет несколько отдельных направлений, логически взаимосвязанных и имеющих общие основания.

В данной работе выделяются три направления развития метода:

1. Биосенсорная спонтанная живопись

2. Биосенсорная фотография

3. Биосенсорное стихосложение.

3.6.. Дыхательные психотехники в биосенсорных практиках

 Дыхательные психотехники являются базовыми составляющими практически всех современных систем оздоровления и личностного развития. Основанные на определенной временной пропорции между вдохом, выдохом и задержкой дыхания на вдохе или выдохе, они, воздействуя на дыхательный центр, расположенный в области медуллярной зоны головного мозга, способствуют быстрому выходу в транс и достижению медитативного состояния.

. И биосенсорная практика не является исключением.

Также как и другие психопрактики она (биосенсорная практика) имеет право называться трансперсональной. Здесь нет специальной концентрации внимания (КВ) на дыхании, но есть осознанность: на движении энергетических потоков в теле, эмоциональном состоянии. Кроме того, дыхание, как условие осознанности, вступает в свои права после выполнения движения при самонаблюдении, а значит и при переживании трансперсонального опыта. 
 3.7. Отличия биосенсорных  практик от других психо-терапевтических методов.

Учитывая, что в трансперсональной психологии еще не привыкли к биосенсорным методам психокоррекции и часто путают арт-терапию и биосенсорную деятельность, мы считаем  необходимым дифференцировать эти два понятия.

3.7.1. Общие признаки биосенсорных практик и арт-терапии: 

 1. Условия:

- по вертикали от сессии к сессии

- по горизонтали — на каждой сессии

а) Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим). 

б) Концентрация в различных проявлениях: привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях.

 в) Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

г)  Креативность, как качество личности

 д)   Сам процесс спонтанного творчества.  

2. Стадии терапевтического процесса:

  а) Воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);

  б) Припоминание — когнитивный образ (знаю, что...);

в)  Реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);

  г)  Повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

  д)   Разрешение (сила, доверие, установление взаимосвязей между существующей проблемой и другими событиями).

Наши эмпирические наблюдения позволяют говорить о том, что в процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».


3.7.2. Отличия биосенсорных практик от метода арт-терапии

 1. Биосенсорные практики основаны на механизме сверчувствительности, сверхвосприимчивости и развития интуиции. Интуиция (позднелат.  intuitio — созерцание или от лат. intueor — пристально смотрю) — способность чувствовать и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

2. .Основным критерием специалиста, в этой области деятельности, является высокий уровень владения методами сверхчувственного восприятия и сверхчувственного регулирования.

3. Специалисту совершенно необходимы развитые творческие навыки и возможности (присутствующие у всех людей), а также достаточный опыт их использования.


При этом в процессе занятий каждому участнику предоставляется возможность убедиться в том, что все свойства, присущие одному человеческому существу, доступны и всем остальным людям в той или иной мере.
Заключение к главе III

В отечественной психологии проблема творческой одаренности, креативности рассматривалась в связи с исследованием проблемы способностей.


следующая страница >>