Традиции и современные проявления декоративно-прикладного искусства Дагестана Гусейнов Арсен Салахутдинович - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 160.79kb.
Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста 1 88.62kb.
П/п Дисциплина Специальность/ направление 1 103.3kb.
«История и теория декоративно-прикладного искусства» 1 18.91kb.
Радченко Евгений Вячеславович – художник декоративно-прикладного... 1 29.12kb.
№ урока Раздел, тема Планируемый результат Контрольный результат... 1 122.45kb.
Программа курса декоративно-прикладного искусства «бисероплетение» 1 48.28kb.
Филимоновская игрушка 1 65.73kb.
Изучаемого курса (1 семестр) Вводное. Знакомство с творчеством уральских... 1 205.57kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой... 1 134.95kb.
Вопросы к экзамену по «прикладному программированию» 1 24.92kb.
Программы учебной дисциплины «Дизайн и монументально-декоративное... 1 23.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Традиции и современные проявления декоративно-прикладного искусства Дагестана Гусейнов - страница №1/1

Традиции и современные проявления декоративно-прикладного искусства Дагестана

Гусейнов Арсен Салахутдинович

Студент 4 курса (бакалавриат) художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета. Махачкала, Россия

Arsengus@mail.ru

Многовековое декоративно-прикладное искусство органично связано с жизнью и повседневной деятельностью народов Дагестана, с их мировосприятием и пониманием прекрасного. Полезное и красивое, функциональное и художественное были неразделимы в представлениях народов. Такое мировосприятие позволяет увидеть в понимании прекрасного черты многовекового развития таких понятий, как «утилитарность» и «декоративность», которые составляли суть декоративно-прикладного искусства.Искусство традиционных художественных промыслов, бережно передававшееся из поколения в поколение, обогащалось новыми художественными и техническими приемами, орнаментальными мотивами, формообразующими характеристиками, отвечающими эстетическим вкусам и предпочтениям новых поколений. Успешное развитие художественной культуры возможно лишь при вдумчивом освоении многовекового опыта профессионального мастерства, творческого осмысления богатого духовного наследия [Маммаев, 1989. – С. 143].



Исследование декоративно-прикладного искусства Дагестана позволяет говорить о значительном творческом воздействии народных мастеров на развитие современных декора­тивных форм профессионального искусства. В процессе исследования основных направлений в развитии декоративно прикладного искусства отвечающими новым художественно-эстетическим запросам, но одновременно, сохранившими уникальные традиции народных истоков, можно выделить следующие разновидности авторской интерпретации художественных изделий [Дамаданова, 2008. – С. 101]:

- Украшение традиционной формы самобытным орнаментальными мотивами не характерными для данной разновидности изделий. Так, например, художественная насечка металлом по дереву, характерная для селения Унцукуль, по своей уникальности относится к наиболее ярким видам декоративно-прикладного искусства Дагестана. Современные унцукульские мастера украшают мельхиоровой и серебряной насечкой изделия, традиционно обрабатывавшиеся в Дагестане лишь в технике резьбы: блюда, музыкальные инструменты, поставцы с набором столовых приборов и др. [Газимагомедов, 1984. – С. 71] (3 илл.). Кроме того, переход на токарную обработку способствовал не только расширению ассортимента изделий, но и увеличению их размеров - появились большие выставочные вазы, настенные поставцы и др.

- Традиционно-художественная обработка изделий, не характерных для традиционного обихода народов Дагестана. Иллюстративным примером данного положения служит богато декорированный в традиционном стиле набор канцелярских принадлежностей, не вписывающихся в систему изделий традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана (1 илл.). Выполненные дагестанскими умельцами подарочные чернильный прибор, подсвечники, ручки, пресс-папье и ныне хранятся в музее В. И. Ленина [Гамзатов, 1981. – С. 10].

- Декорирование традиционных изделий зооморфными и антропоморфными мотивами. Известно, что на протяжении длительного исторического периода искусство Дагестана развивалось в тесном соответствии с исламскими традициями, исключавшими изображение живых существ [Декоративное искусство Дагестана, 1971. - С. 92]. Современные же мастера нередко используют для декорирования самобытных художественных изделий выразительные сюжетные мотивы. Так, например, Р. Алиханов наряду с традиционными орнаментальными мотивами вводит фигуры нарядных горянок в композиции серебряных чаш серии «Кубачинская свадьба» (1 илл.).

- Использование традиционных прикладных изделий в качестве художественного оформления предметно-пространственной среды. Так, например, известный мастер М. –А. Газимагомедов является автором серии декоративных настенных панно, декорированных в технике традиционного унцукульского орнамента в традиционной технике насечки металлом (мельхиором) по дереву (2 илл.).

Преемственная связь современного декоративно-прикладного искусства с традиционным формообразующим и орнаментальным творчеством умельцев Дагестана является естественным процессом поступательного развития декоративно-прикладного искусства.

Освоение отечественной художественной культуры, в частности, декоративно-прикладного искусства Дагестана, дает возможность эстетического восприятия духовного наследия других регионов России, уникальных художественных ценностей мировой культуры. В то же время, исследование современных проявлений традиционного декоративно прикладного искусства способствует сохранению преемственности художественно-эстетических традиций народной духовной и материальной культуры, отечественного духовного наследия.
Литература
Газимагомедов Г. Г. Проблема традиций и новаторства в современном декоративно-прикладном искусстве Дагестана: На примере унцукульской насечки по дереву // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. – Махачкала, 1984.

Гамзатов Р. Г. Край мой высокий – Дагестан // Искуство Дагестана. – М. , 1981.

Дамаданова С. Р. Новаторство и традиции декоративно-прикладного искусства Дагестана // Известия ДГПУ. Вып. №3 (4). – Махачкала, 2008.

Декоративное искусство Дагестана / Автор–составитель Д. Чирков. – М., 1971.



Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. – Махачкала, 1989.