Толерантность гармония в многообразии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«путешествие на планету энтомос» (7 класс) 1 97.41kb.
О толерантности… 1 92.53kb.
Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного... 2 841.2kb.
Государственное управление образования псковской области 1 367.1kb.
Классный час «Жить в согласии с собой» 1 97.81kb.
Игра путешествие «мир членистоногих» 1 118.58kb.
Практический семинар «Современный урок в контексте фгос» 1 45.13kb.
Едва ли не складывается впечатление, что жители Вены целыми днями... 1 102.44kb.
Родительское собрание «Толерантность: определение, критерии толерантной... 1 124.47kb.
Новая Концепция Медицинского Приборостроения 1 111.87kb.
Программа начинается от Кунгура. По дороге до старинной татарской... 1 9.14kb.
Ролёнок А. Концепт социального в интерпретации Ханны Арендт (2004) 1 30.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Толерантность гармония в многообразии - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ»

Составила и провела Сорокина Анна Владимировна, учитель английского языка, первая квалификационная категория, классный руководитель 8 «Б» класса

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.


Форма работы: Урок - тренинг.

Оформление доски.

Тема: Толерантность - гармония в многообразии.

Мир начинается с тебя, и только ты
способен сделать его мирным

Я не согласен с тем, что вы говорите.

                                             но пожертвую своей жизнью,

                                                     защищая ваше право высказывать

                                 собственное мнение

                                                                                                     Ф. Вольтер

Здравствуйте, ребята! Вы хотите жить без конфликтов с родителями? Хотите, что бы в будущем от вас не ушла любимая девушка? Хотите поехать за границу и найти себе друзей? Если вы хотите всё это получить, быть успешными в жизни, то нам просто необходимо познакомиться с толерантностью. Я хочу вас научить жить в мире непохожих людей и идей.

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.

- Выскажите, пожалуйста, свои мысли о том, что означает это слово? Как вы чувствуете, что оно обозначает? (Ответы ребят.) - Замечательно, к вашим ответам хочу добавить, как понимают это слово в разных странах.



Определения понятия толерантности.

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относиться к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.



Буддизм: 
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.


Конфуцианство:
“Не делай другим того, чего не хотел бы от других”.


Индуизм:
“Не делай другому того, от чего больно тебе”.


Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.


Джайнизм:
“В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.


Иудаизм:
“Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.


Сикхизм:
“Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”.


Даосизм:
“Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”.


Зороастризм:
“Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.


Христианство:
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.Задание № 1

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.



Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат.

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

В своей жизни нам приходится общаться с людьми разных культур,рас и национальностей.Россия – одна из многонациональных стран мира,на территории которой сосуществуют более 100 народностей,исповедующих разные религии.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как


Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…



Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

Задание № 2

ПРИВЕТСТВИЯ

Цели: разрядить обстановку;сломать стереотипные формы поведения,повеселиться;познакомиться с приветствиями в разных культурах;сплотить группу.

Ход занятия: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • помахать рукой;

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке. 

Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?

  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

  • было ли трудно здороваться каким-то способом?

  • показались ли какие-то из приветствий смешными?

  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Как вы думаете, национальность влияет на взаимоотношения людей? 
Упражнение «Откуда я родом?»

Вспомните откуда родом ваши родители, бабушка и дедушка.К каким этническим группам вы себя относите (какими словами вы описываете свою принадлежность:россиянин,москвич, русский, православный)



Презентации детей (Азаевы, Кальченко)

Каковы преимущества мультикультурной личности? В многообразии наша сила.



Толерантность – объединяет.

  Упражнение «Сходства и различия» Задание № 3

    На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

     Вопросы для обсуждения:

Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?

 

  Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное  явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?



Мы все разные, но нас объединяет то, что мы учимся в этом классе.

Задание «Учимся ценить индивидуальность» № 4

            Учащиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

      Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.             

              Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

           Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.



Задание № 5

Ситуации для групп: Есть ли границы проявления толерантности?



    1. В общении люди часто используют ненормативную лексику.Журналисты,представители масскультурыиногда используют ненормативную лексику в публичных выступлениях.Оправдано ли использование ненормативной лексики?

Ненормативная лексика влечет за собой ненормативные отношения.Глумливые слова влияют на наши чувства,отношения,оскорбляя и принижая всех.Невозможно быть терпимым к сквернословию.Здесь не может быть оправдания к тем, кто так самовыражается.

    1. Ты зашел в кафе пообедать.Есть свободное место за столиком,где сидит человек другой расы.Твои действия,ты останешься в кафе обедать?

    2. Достаточно часто в подростковом возрасте можно встретить изгоев. Иногда они на первый взгляд ничем не отличаются от сверстников,бывает, они даже более успешны в учебе. Однако они отличаются манерой поведения,необычными высказываниями,интересами. Одногруппники либо молчаливо безразличны к нему,либо открыто агрессивны.Почему так происходит?Виновата ли группа?

Есть право большинства,но большинство не всегда право. В толерантном обществе гарантированы права меньшинства,даже если оно представлено одним человеком.

4)Тебя мама опять отругала за беспорядок в комнате, хотя мне в ней комфортно. (Найдите выход из конфликтной ситуации)

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.



Просмотр видеофильма. Обсуждение по ходу просмотра

  1. Нетерпимость затрагивает многие нравственные вопросы. Так было всегда. Последние десять лет нетерпимость неразрывно связана с политикой. Она все шире рассматривается как основная угроза демократии, миру и безопасности.

Что такое политическая толерантность?

  1. Имеем ли мы право осуждать, если они не наносят вреда окружающим?

  2. Какая опасность представляет для мирного сосуществования? (Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм)).

Национализм - форма национального самосознания

Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Неонацизм - общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды либо объявляющих себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Неонацистов в большинстве своем относят к неоязычникам, так же известна их нетерпимость к христианству и иудейству. В России же существуют группы, исповедующих православие. 

Неонацизм заимствует элементы от нацистской доктрины, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию,гомофобию и антисемитизм. Отрицание Холокоста является его характерной чертой, так же как, например, использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера.



  1. Молодежные субкультуры.Какие вы знаете?Как вы к ним относитесь?

  2. Что такое толерантность в семье?

  3. Что значит толерантность к старикам?

16 ноября 1995 года, в Париже участники 28 конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».(Фестиваль в Москве)

Заключительный этап

Упражнение: "Давайте говорить друг другу добрые слова". № 6

Толерантность - это язык добрых слов.

Задача: получение обратной связи от группы, возможность сделать приятное другому.

Скажи приятное однокласснику. Я не спрашиваю, что вы узнали о себе, но хочу узнать, что мы узнали о нас. Какие качества вы считаете положительными у своих одноклассников? Когда вы будете сомневаться в себе, не любить за что-то, вспомните, какой вы есть.

Напиши слово или пожелание и прикрепляем на наш плакат толерантности.

Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее

Подведение итогов дискуссии. Рефлексия

Вариант . Упражнение «Акростих».

Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги.

На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии.

Например:

Т - творчество

О - обсуждение

Л – любовь к ближнему

Е-единение
Р - радость

А - активность

Н - ненасилие

Т - терпимость

Н - надежда

О - осмысление

С - симпатия

Т – товарищество



  • Что изменилось в твоём понимании толерантного поведения?

  • Как ты считаешь, было ли толерантным взаимодействие участников занятия?

  • Как ты оцениваешь, трудно ли тебе быть толерантным?

- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно с вами работать. Удачи вам в совершенствовании себя, будьте толерантными друг к другу.

За работу вам маленький презент.Всего доброго, до свидания.