Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) 1 116.89kb.
Урок. Тарасова Мария Викторовна, Учитель истории и обществознания. 1 78.23kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Урок в 6 классе. Тема урока: Происхождение слова «алгоритм». 1 51.46kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 49.98kb.
Пояснительная записка Предмет: русский язык. Класс : 9 Тема урока... 1 154.14kb.
План-конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. 1 89.76kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса. 1 84kb.
Урок в 5 классе. Цели: повторить,обобщить и закрепить знания учащихся... 1 18.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные - страница №1/1

Русский язык
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Тема урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)».
Цель урока: обобщение знаний о синонимах и антонимах, развитие умения употреблять их в речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.

II. запись в тетради числа, слов «Классная работа».

Ш. Минута чистописания.

Объяснение и показ учителем на доске и самостоятельная запись учащимися в тетрадях букв, их сочетаний и слов: Бб

Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
IV. Словарная работа. Картинный словарный диктант. Проверка написанных слов. Объяснение детьми постановки ударений и написания орфограмм.

V. Сообщение темы и целей урока.

VI. Изучение темы урока.

1. Изучение темы урока начинается с чтения учащимися стихотворения Б.Бобылевой по ролям.
Гиппопотама бегемот
однажды повстречал:
- Вы кто? – спросил.
- Я бегемот, -
Гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
- Кто ж я тогда такой?!
- А вы, - ему ответил тот, -
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: "Вы просто лжец!"
С гиппопотамом бегемот
рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там –
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему?

- Сегодня мы поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

2. Знакомство с определением синонимов.

- "Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Чтение с экрана определения синонимов, заучивание наизусть.

- Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Имена существительные: Луна, месяц; бегемот, гиппопотам, ошибка, ляпсус, лошадь, конь.

Прилагательные: красный, алый, пурпурный; глаголы: идти, шагать.

3. Текст. (Читает учитель).

Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активного смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
- Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:
1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.

2. Родина, Отчизна.

3. Друг, приятель.
- Может быть, кто-то знает еще один синоним к этим словам? Нет? Тогда найдите его в следующей строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.
- Допишем синонимический ряд словом ОТЕЧЕСТВО.

4. Работа с текстом. Читает учитель.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.

- Назовите слова-синонимы, встретившиеся вам в тексте.
Физминутка.
5. Попробуйте найти синонимы в следующем отрывке. Работа с экраном.
Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
Учащиеся выписывают синонимические ряды: вьюга, метель, пурга, буран.
6. – Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу.
- Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу? Работа с доской.
зима – лето

холод – жара

стужа – зной
7. –Как называются слова, противоположные по лексическому значению?
- Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает "противоположное имя". Слова, противоположные по лексическому значению, называются АНТОНИМАМИ.

- Посмотрите, что об этом говорится в учебнике. Стр. 180, упр. 478, 479, 480.



8. – А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

(Стихотворение читает наизусть ученик).

Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять… (Ветер).

- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).


- Посмотрите внимательно на пары антонимов: холод – зной, добрый – злой, умчится, примчится.
VII. Закрепление изученного. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились? (С синонимами и антонимами).

9. Устно назовите антонимы:

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.

Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

Ученье – свет, а неученье – тьма.


- Какие слова называются синонимами?
- - Какие слова называются антонимами?
10. Игра «Подбери синоним»:

Учитель. Низкий голос…

Дети. Грубый.

Учитель. Низкий шкаф…

Дети. Невысокий.

Учитель. Плотный ужин…

Дети. Сытный.

Учитель. Резкий звук…

Дети. Громкий.

Учитель. Резкое слово…

Дети. Грубое.

Учитель. Свежий ветер…

Дети. Прохладный.
11. Игра «Подбери антоним».

Учитель. Шумная улица…

Дети. Тихая.

Учитель. Полная сумка…

Дети. Пустая.

Учитель. Густой лес…

Дети. Редкий.

Учитель. Густой суп…

Дети. Жидкий.

Учитель. Ручной зверь…

Дети. Дикий.
Физминутка.
12. Игра с синонимическими и антонимическими выражениями.

1. Заменить известными, похожими по смыслу синонимическими стихотворными строками.

Если друзья договориться не умеют,

То ничего у них не выйдет. Как ни бейся,

И не удача будет то, а лишь одно страданье.

Вот как-то рыба, друг-членистоног

И птица – символ мирозданья –

Телегу полную тащить решились

И коллективом маленьким своим все за неё схватились.
Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись…

И. А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
Насекомое крылатое, прыгучее

В тёплу пору наслаждалось своим голосом

И, не повернув головушку певучую,

Вдруг заметило снежок под санным полозом.
Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

И. А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».
Заменить похожими по смыслу антонимическими стихотворными строчками.
Однажды, жаркой летнею порою,

Я в лес вошёл; там послабей был зной.

Гляжу, спускается с горы рысцою

Лошадка. Не везла лентяйка даже ветки ни одной.
Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Н. А. Некрасов «»Крестьянские дети».
Долго задавал он средь пустыни вопросы,

Не дождался, от молодицы уехал –

Глядь: вдруг видит позади себя хоромы;

На пороге сидит та же молодица,

А за нею новая стиральная машина.
Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».


13. В данном тексте найдите синонимы.

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов


- Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать - есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.)
14. Вставьте антонимы в пословицы. (Пословицы записаны на доске) а) Тяжело в ученье - … в бою. б) Сытый … не товарищ. в) Старый друг лучше … двух.

15. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным:

Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).
16. СИНОНИМЫ:
А Жаркий – знойный – горячий

Н

Т

О

Н

И

М

Ы Морозный – студёный – холодный
СИНОНИМЫ:
А Большой – огромный - громадный

Н

Т

О

Н

И

М

Ы Маленький – крошечный – мизерный

СИНОНИМЫ:

А

Н Злой – сердитый - грозный

Т

О

Н

И

М

Ы добрый – нежный - ласковый

VIII. Домашнее задание : Стр. 180, упр. 481.



IX. Подведение итогов. Выставление оценок.