«Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра» - страница №1/1

Тема: «Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра»

 

Цель урока:

сформировать представление о строении и процессах жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителей различных классов данного типа; обратить внимание на усложнение организации животных типа кишечнополостные по сравнению с представителями одноклеточных; сформировать представление о многообразии кишечнополостных, а также определить место кишечнополостных в системе живого;   

развивать знания о строении многоклеточных животных, об основах науки систематики, знание основных таксонов;

воспитывать  интерес к предмету, осуществлять эстетическое воспитание.

 

Оборудование: Таблицы

 

ПЛАН

I. ППН

II. Опрос

         Итак, наша задача сегодня – повторить пройденный материал о  простейших животных, изучить процессы жизнедеятельности, многообразие  и классификацию животных типа кишечнополостные и проследить усложнение организации последних по сравнению с одноклеточными.

                  1. Фронтальный опрос.

         Представителей какого царства живых организмов мы начали изучать на прошлых уроках?

         В этом году мы не просто изучаем строение растений и животных, а рассматриваем их с точки зрения какой-то науки. Какой?

         Что изучает систематика?

         Какие группы вам знакомы?

         Какие подцарства включает в себя царство Животные?

На прошлом уроке мы записывали с вами схему. Используя эту схему, давайте вспомним, где находятся изученные нами одноклеточные в царстве Животных.

2. Работа по карточкам на местах.

Индивидуальные задания по простейшим.

Итак, мы определили систематическую принадлежность изученных нами простейших. Теперь же мы должны вспомнить строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных на примере некоторых животных, чтобы при изучении новой темы сравнить с многоклеточными и проследить усложнение их организации.
III. Объяснение

         1. Мы переходим к изучению следующего подцарства  Царства Животных – Многоклеточным.

Давайте  попробуем сформулировать определение понятию «многоклеточность». Что значит «многоклеточное животное» (предложить заглянуть в учебник)?

2. Итак, сегодня мы должны рассмотреть с вами строение, основные процессы жизнедеятельности, классификацию и многообразие представителей одного из типов подцарства многоклеточные –  типа Кишечнополостные. С некоторыми из этих представителей мы познакомимся поближе, о некоторых скажем совсем немного, но мы должны сформировать представление о том, что между ними общего и почему их отнесли к одному типу, а также проследить усложнение их организации по сравнению с одноклеточными.

3. Начнем с систематики. Какие систематические группы мы уже сейчас можем назвать? (Царство, подцарства, тип). В свою очередь тип включает в себя несколько классов, а именно трех, представителей которых мы сегодня рассмсотрим.

4. Кишечнополостные ведут исключительно водный и в большинстве случаев морской образ жизни. Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные. Сидячая форма называется – полип, свободноплавающая – медуза. Строение кишечнополостных характеризуется радиальной, или лучевой, симметрией. Вспоминаем из материала 6 класса, что это может означать?

Итак, что же общего имеют все эти животные между собой? Нам надо определить признаки типа. В течение урока не забывайте отмечать их у себя в тетради (на листках).

Скажите, а о чем нам может говорить название типа? Это первый признак  - наличие кишечной полости. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее строение кишечнополостных на примере гидры и медузы.

Внутреннее строение кишечнополостных можно рассмотреть на примере медузы. Обратите внимание, что у нее, как и у всех кишечнополостных, только два слоя клеток – эктодерма и энтодерма. У медузы прослойка между этими двумя слоями заполнена студенистым веществом – мезоглеей (обращать внимание на термины – они написаны на доске). У гидры она представлена тонкой базальной мембраной – пластинкой. Вторая особенность кишечнополостных – двухслойные животные.

5. Рассмотрим внутреннее строение кишечнополостных (таблица.) Учащиеся сопоставляют увиденное с карточками различных типов клеток у себя на партах.

Учитель называет функцию клеток, учащиеся поднимают соответствующую карточку.

6. Строение клеток связано с их функциями. Давайте рассмотрим различные процессы жизнедеятельности кишечнополостных, которые возможны, благодаря такому строению организма.

a.     Движение. Кожно-мускульные клетки позволяют гидрам укорачивать свое тело.

b.    Пищеварение. Рассказ о внутриклеточном и внутриполостном пищеварении. Пищеварительно-мускульные клетки позволяют гидрам удлинять тело. Наличие стрекательных клеток для захвата пищи и защиты. Третья особенность кишечнополостных. У гидр также различаются типы стрекательных клеток – с крупными капсулами – для пробивания покровов и поражения добычи, более мелки – имеют спирально закрученные нити, позволяющие закручиваться вокруг добычи и удерживать ее, вытянутые – приклеиваются к телу липкими нитями.

c.      Дыхание, выделение. Рассказ учителя.

d.     Размножение. Обратить внимание на образование половых клеток у гидроидных и сцифоидных.

e.      Раздражимость. Демонстрация рисунка «защитная реакция». Благодаря нервной системе диффузного типа. Нервная система диффузного типа – сплетение нервных клеток, которые своими отростками срастаются между собой. Четвертая особенность кишечнополостных.

f.       Регенерация. Регенерация – восстановление утраченных или поврежденных частей тела. Вспомнить миф о Геракле. Подвиг Геракла – битва с лернейской гидрой.

Геракл должен был убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. Он призвал на помощь своего племянника Иолая, который прижигал отрубленную голову, чтобы она не вырастала вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь.

    Какое свойство нашей гидры позволило дать ей такое название? Какая связь прослеживается между гидрой древнегреческого мифа и современным животным?

 

7. Мы рассмотрели строение и процессы жизнедеятельности кишечнополостных, а теперь, я предлагаю познакомиться поближе с некоторыми представителями типа. Я буду называть представителей  типа и класс, к которому они относятся, а также давать краткую характеристику. Более подробно с наиболее интересными представителями типа мы познакомимся на следующем уроке при изучении значения кишечнополостных.



8. Итак, делаем выводы. Мы рассмотрели строение, особенности жизнедеятельности кишечнополостных, а также классификацию и многообразие. Давайте вспомним, какую задачу мы ставили перед собой в начале изучения нового материала? Назовите мне общие признаки животных типа Кишечнополостные. Работа с классом.  

9. Что говорит об усложнении организации кишечнополостных по сравнению с одноклеточными? (Многоклеточность, хотя образование нервной системы диффузного типа и внутриклеточного пищеварения – признаки примитивной организации).

 

IV. Закрепление

1. Работа с классом. Ученик выбирает номер вопроса и дает на него ответ.



2. Работа над понятиями. Терминологический диктант.
V. Домашнее задание

         П. 13, термины, конспект. Дополнительный материал «Значение кишечнополостных»