страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тесты на межличностные отношения социометрия метод разработан Дж. Морено. В настоящее - страница №1/1
ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЯ Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций. Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные (“С кем бы Вы хотели работать?”) и негативные (“С кем бы Вы не хотели работать?”). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов”. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и запоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора: а) количество выборов ограничивается 3—5, б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает), в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор. В настоящем пособии приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. Курс (группа, класс) ___________ Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса), с учетом отсутствующих. 1.Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе? А) Б) В) 2.Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения? А) Б) В) 3.С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход? А) Б) В) ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 1.Составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11*9)=99. Существует и такой социометрический параметр, как “индекс групповой сплоченности”: С гр = (сумма взаимных выборов) / (общее число взаимных выборов в группе) = 4,5/99 = 0,04 Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7. 2.На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – “мишени”. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. 1). Внутренний круг – это так называемая “зона звезд” в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество ваборов. 2). Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя. 3). Третий круг – зона пренепрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. 4). Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). |
|