Похожие работы
|
Темперамент и выбор профессии - страница №1/4
Темперамент и выбор профессии
Цель: По окончании учебного занятия учащиеся смогут выделять структуру темперамента, узнавать и сравнивать особенности разных типов темперамента; определять особенности своего темперамента с помощью опросника Айзенка, особенности темперамента других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, и прогнозируя его; подбирать рекомендуемые профессии к разным типам темперамента.
Задачи:
-
Знакомство с понятием “Темперамент” и его структурными компонентами;
-
Диагностика собственных формально-динамических характеристик личности;
-
Определение типа темперамента различных людей по материалам видеоматериалов;
-
Моделирование поведения людей с различным типом темперамента в одинаковой ситуации;
-
Соотнесение содержания деятельности различных профессий с изученными видами темперамента.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Приветствие
-
Организационный момент
-
Основная часть
-
Вводное слово ведущего:
- На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?
При обобщении ответов делаются выводы о том, что профессиональный выбор зависит:
-
от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
-
от предпочтений (интересов и склонностей);
-
от требований профессии к личности соискателя;
-
от возможностей родителей;
-
от востребованности профессии на рынке труда.
Ведущий: Почему в одинаковых жизненных ситуациях разные люди ведут себя по-разному?
-
Работа с теоретическим материалом.
Презентация. Приложение1
Рассмотри картинку на экране. Какие варианты поведения человека в данной ситуации ты можешь назвать? Сегодня мы более подробно рассмотрим такую человеческую характеристику, как темперамент.
(Ведущий рассказывает о темпераменте). Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни. Наиболее ранние сведения о темпераменте связаны с именем древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.). Он объяснял наличие широко известных сегодня четырех типов темперамента различным соотношением жидкостей организма: крови - сангва, слизи - флегма, желчи - хола), черной желчи - мелайна хола. (Далее учащиеся знакомятся с определениями четырех типов темперамента).
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер “замешивается” на темпераменте.
-
Практические задания:
-
Рассмотри картинки на экране, демонстрирующие различное поведение людей. Назови продемонстрированный тип темперамента.
-
Рассмотри структуру темперамента, его характеристики на примере данных типов поведения. (Работа с таблицей на экране).
-
По сюжетам видеороликов определи тип темперамента героя и обоснуй свое мнение человеку, не знакомому с психологией.
-
Ваша группа – актерская группа во главе с режиссером-постановщиком (избирается вами), участвующих в съемках фильма (снимается на видеокамеру). Вам необходимо составить и разыграть в фильме продолжение предложенной конфликтной ситуации (видеосюжет) из позиций различных типов темперамента. Затем совместно с режиссером просмотрите видеозапись собственного выступления, соотнесите результат с задуманным, оцените результат собственной деятельности. Попробуйте предположить, какой тип темперамента преобладает у вас.
-
Психологический практикум “Определи свой темперамент”.
Ведущий: Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком.
Сейчас каждый из вас получит “бланк ответов”. Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова, как “часто”, “всегда”, “когда-нибудь”, “никогда”.
-
Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Опросник Айзенка
Ведущий: Теперь же для того чтобы каждый смог выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти тест который состоит из 60 вопросов. Я буду зачитывать вопрос, вы в своей тетради ставьте его порядковый номер и свой ответ: “да” или “нет”. Если “да”, то “+”, если “нет”, то “-”.
Ведущий зачитывает вопросы.
Текст опросника:
-
Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
-
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
-
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
-
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
-
Часто ли у тебя меняется настроение?
-
Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
-
Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
-
Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
-
Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
-
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
-
Ты веселый человек?
-
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
-
Многое ли раздражает тебя?
-
Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
-
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
-
Тебе можно доверить любую тайну?
-
Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
-
Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
-
Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
-
Ты когда-нибудь говорил неправду?
-
Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
-
Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
-
Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?
-
Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
-
Ты обычно весел и всем доволен?
-
Обидчив ли ты?
-
Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
-
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
-
Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
-
Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
-
Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
-
Ты любишь иногда похвастаться?
-
Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
-
Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
-
Ты быстро решаешься на что-нибудь?
-
Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
-
Тебе часто снятся страшные сны?
-
Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
-
Тебя легко огорчить чем-нибудь?
-
Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
-
Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
-
Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
-
Ты любишь шумные и веселые игры?
-
Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
-
Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
-
Ты любишь часто ходить в гости?
-
Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
-
Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
-
Тебя считают веселым человеком?
-
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
-
Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
-
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
-
Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
-
Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
-
Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
-
Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
-
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
-
Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякий причины?
-
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
-
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?
Ведущий: Теперь необходимо обработать данные. Сейчас я буду зачитывать ответы “ключа”, а вы отмечать совпадения своих ответов с ответами “ключа”.
Зачитывает, учащиеся отмечают совпадения.
Ключ
-
Экстраверсия - интроверсия:
“да” (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30,35, 38, 41/43,46,49, 53, 57;
“нет” (-): 6,33, 51,55,59.
-
Нейротизм: “да” (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.;
-
“Шкала лжи”
“да” (+):8, 16, 24, 28, 44;
“нет” (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
По “ключам”, диктуемым психологом, учащиеся находят значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию - интроверсию и эмоциональную устойчивость - неустойчивость. По полученным значениям строится “точка темперамента”. Психолог интерпретирует показатели шкал “интроверсия — экстраверсия” (замкнутость, пассивность — общительность, активность), “эмоциональная стабильность — нестабильность” (уравновешенность — неуравновешенность).
Оценка результатов
-
Оценка для шкалы интроверсии (горизонтальная)
Интроверсия
|
Экстраверсия
|
значительная
|
умеренная
|
умеренная
|
значительная
|
1-7
|
8-11
|
12-18
|
19-24
|
-
Оценка для шкалы нейротизма (вертикальная)
Эмоциональная устойчивость
|
Эмоциональная неустойчивость
|
высокая
|
средняя
|
высокая
|
Очень высокая
|
До 10
|
11-14
|
15-18
|
19-24
|
следующая страница >>
|