Темперамент и профессия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Темперамент и будущая профессия 1 96.43kb.
Темперамент и профессия 1 151.09kb.
Темперамент Кубы 23. 11. 2012 – 28. 01. 2013 1 49.42kb.
Конкурса «Профессия в лицах» 1 52.77kb.
Профессия, одним из важных компонентов которой является желание нравиться... 1 35.14kb.
Доклада из серии «Духовный труд как призвание и профессия» «Наука... 1 347.83kb.
Темперамент 1 272.39kb.
Менеджер по персоналу (hr-менеджер) нr менеджер — «human research... 1 94.22kb.
Темперамент1 1 146.09kb.
Фамилия, имя, отчество Профессия, звание 1 93.23kb.
Темперамент основа поведения 1 61.49kb.
Приложение Практическое задание. «Формула темперамента» 1 38.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Темперамент и профессия - страница №1/1


ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ





Баранецкая Виктория Николаевна педагог – психолог

первая квалификационная категория


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Слайд 1

Цели:

Цель программы: осознание учащимися своих личностны особенностей, и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт активизации их психологических ресурсов;

  • обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда;

  • развить способность адаптироваться в реальных социально – экономических условиях.

  • обеспечение каждому ученику психологической безопасности.

  • мотивация личностного роста ученика.

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения.

Цели занятия:

  • определение свойств нервной системы; знакомство с понятием «темперамент», определение типа темперамента.

Задачи:

  • установление контакта с группой;

  • информирование о целях занятия;

  • формирование положительной информации;

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки, тестовый материал.

Наглядные пособия: таблицы с определением качеств характера,

презентация « Темперамент и профессия»



Раздаточный материал: иллюстрации с типами темпераментов, тест Айзенка «Определение свойств нервной системы», карточки для построения индивидуальных графиков

Слайд 2

1 Организационная момент – 1 минута.



Ведущий: Есть два способа выбирать профессию. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности. Пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезёт. Ведь профессий десятки тысяч. А возможен и другой путь: изучить прежде самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойств нервной системы - словом, всё то, что делает каждого человека единственным и неповторимым. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – и соотнести их со своими возможностями и особенностями. Только тогда выбор будет точным и осмысленным.

Мы изучили с вами ваши интересы, ваш интеллектуальный уровень, эмоциональную стабильность, вы уже могли убедиться, насколько вы все разные.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для многих понятиями, которые помогут лучше разобраться в себе и соотнести свои особенности с требованиями профессий. Мы будем говорить о темпераменте т. е о свойствах нервной системы.

Обратитесь к своему личному графику, в зависимости от сочетания свойств нервной системы мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности и массу промежуточных типов. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые ещё в древности были выделены греческим врачом Гиппократом.


Слайд 3

У вас у каждого в руках результаты теста, давайте вспомним характерные черты каждого типа.

Слайд 4 Холерический темперамент


Люди этого типа быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерики с увлечением берутся за дело, работают с подъёмом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.

Слайд 5

Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам, и, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи.

Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Слайд 6

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других.



Профессии для холерика.

Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование.

Слайд 7

Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чём не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремлённостью.



Слайд 8

Флегматический темперамент


Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях флегматиков может сформироваться безразличие к работе и к людям, вялость, инертность.

Слайд 9

У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества учёного, исследователя.



Слайд 10

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.



Сслайд 11

Полной противоположностью Суворову, был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.



Слайд 12

Сангвинический темперамент


Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства не глубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает ни каких, ограничений на выбор профессии.

Слайд 13

Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.



Слайд 14

Профессии для сангвиника

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Образом профессии, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

Слайд 15

Известный полководец Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которые нанёс ему флегматик Кутузов.



Слайд 16
Меланхолический темперамент.

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке.

Слайд 17

В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия.

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Слайд 18

Профессии для меланхолика: Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как бухгалтер или архитектор, аудитор, аналитик, программист, литературный редактор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс- мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

Как выдумаете, почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?

Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов – меланхолики. Их произведения – память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать своё счастье и своё сострадание.



Слайд 19

Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом.



Слайд 20

Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов.

  • Слайд Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.

  • Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

  • Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.

  • Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.

Слайд 21

(Работа в группах)

Определите темпераменты героев карикатуры датского художника Бидструба.

Какое поведение больше похоже на твоё собственное? Совпадает твоё мнение с мнением одноклассников?

Слайд 22

0бсуждение

Слайд 23

Французкий писатель Александр Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетёра»? Атос, Партос, Арамис и Дартаньян как раз представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.


Слайд 24
Определите темпераменты четырёх мушкетёров

Слайд 25

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что – то от холерика, сангвиника, меланхолика и флегматика. Вопрос кем лучше быть не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их



Слайд 26

Сегодня вы познакомились с особенностями своей нервной системы. Вы убедились ещё раз, какие вы все разные. Вы узнали, что эти особенности надо учитывать при выборе профессии.

Добиться профессионального успеха можно людям разного типа темперамента, так как эффективность деятельности человека зависит не только от особенностей нервной системы, сколько от отношения к труду, интереса к работе, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.
Слайд 27

А закончить наше занятие я хочу словами:



В будничных радостях и горестях жизни

нужно быть сангвиником,

в важных событиях жизни -

меланхоликом,

относительно влечений,

глубоко затрагивающих

наши интересы, - холериком и, наконец,

в исполнении решений – флегматиком.


В. Вундт.

Литература:

1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» Под редакцией С.Н. Чистяковой Т.И. Шалавиной М. 1996

2. Г.В.Резапкина «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков М. 2000 «Отбор в профильные классы»- М Генезис 2005

3. В.Р. Шмидт «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8 – 11 классы – М Сфера 2006

4. Т.Л. Павлова «Профориентация старшеклассников» - М Сфера 2005

САМОАНАЛИЗ
Тип урока: занятие - тренинг

Цели занятия:


  • определение свойств нервной системы; знакомство с понятием «темперамент», определение типа темперамента.

Задачи:

  • установление контакта с группой;

  • информирование о целях занятия;

  • формирование положительной информации;


Используемые ресурсы на уроке: тестовые материалы,

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки, тестовый материал.

Наглядные пособия: таблицы с определением качеств характера,

презентация « Темперамент и профессия»



Раздаточный материал: иллюстрации с типами темпераментов, тест Айзенка «Определение свойств нервной системы», карточки для построения индивидуальных графиков

Я считаю, что цель данного занятия была достигнута на основе того, что соблюдены принцип общения, принцип смены деятельности, принцип активности и учёта возрастных особенностей, используемые формы, соответствовали приемам и методам заявленной цели.

Это диспут, беседа, мозговой штурм, анкеты и тесты, организация проблемной ситуации, практические рекомендации.

Продуман организационный момент, который помог сразу установить контакт

с классом на протяжении всего занятия поддерживалась рабочая атмосфера, грамотно организована активность учащихся: работа в парах, в малых группах, индивидуальная работа.

Наличие альтернативных вариантов решения и разных точек зрения, наличие атмосферы раскованности и открытости способствовала развитию творчества учащихся.



Проведение занятия сопровождалось презентацией «Темперамент и профессия», в которой раскрыты все виды темперамента, разработанные вопросы по теме занятия, информация о характере темперамента, и о его владельцев.

Мероприятие прошло в доброжелательной обстановке, вызвало интерес учащихся, в дальнейшем оно поможет решать им личные проблемы и с ориентироваться в мире профессий.