Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». Приложение IV вопросы к зачету по дисциплине «Русский язы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная... 2 849.86kb.
Учебный курс «Русский язык и культура речи» 5 2059.63kb.
Дисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения» Темы... 1 37.51kb.
Учебное пособие Специальность 050301 «Русский язык и литература» 1 414.29kb.
Программа дисциплины Русский язык и культура речи для специальности... 1 108.38kb.
И культура речи направление 620100 (031202. 65) Лингвистика и межкультурная... 1 110.48kb.
Тема Культура речи как образовательная 1 41.82kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»... 1 46.42kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Современный русский язык: лексикология 1 223.69kb.
Здравствуйте, ma chére Mama 1 13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». Приложение - страница №1/3

Горощенова О.А.



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Введение

Тематика лекционных занятий

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Контрольная работа

Практическая работа

Экзаменационные вопросы

Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Самоподготовка

Самоконтроль

Список источников и литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Навыки, которыми должен обладать студент, после изучения дисциплины
Приложения

к дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ПриложениеI Конспект лекций

Приложение II Контрольные работы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Приложение III Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Приложение IV Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Приложение V Список источников и литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Приложение VI Трудности русского языка

Приложение VII Азбучные истины

Приложение VIII Скороговорки

Приложение IX «Чистое слово». Информация к размышлению

Приложение X Канцелярит
Иркутск, 2012
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Введение

Главная задача курса состоит в том, чтобы научить будущих специалистов правильному стилистическому использованию речевых средств, ознакомить с современными нормами русского языка, выработать у них лингвистическое чутье, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными жаргонами, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации. Это язык культуры, науки, техники. На русском языке созданы выдающие произведения мировой и российской литературы, труды учёных. Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Русский язык по-прежнему является средством межнационального общения для народов, проживающих на территории Российской Федерации. Он остаётся таковым и для народов, ранее составлявших Советский Союз. Он помогает приобщиться не только к русской, но и мировой культуре и научной мысли. Русский язык является посредником между всеми языками народов Российской Федерации, поскольку на русский язык переводят произведения художественной литературы авторов всех национальностей. Многие национальные литераторы пишут свои произведения на русском языке. Среди более чем двух с половиной тысяч известных на земле языков, русский язык остаётся одним из самых распространённых и широко используется для международного общения. Это один из рабочих языков Организации Объединённых Наций. Интерес к его изучению не ослабевает в других странах. Русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире, после китайского и английского.

Овладение культурой речи, ее совершенствование необходимо студентам, поскольку речь человека – это показатель его общей культуры, неотъемлемый компонент образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Сегодня недостаточно ограничиться лишь усвоением языкового материала по орфографии и пунктуации, общество приходит к тому, что владение родным языком, умение вступать в коммуникацию, вести диалог – важные составляющие в любой сфере деятельности – это культура речи. Предмет «Русский язык и культура речи» имеет практическую коммуникативную направленность. Его цель не столько знания, сколько умение их применить.

Данная программа и методические указания составлены на основании типовой программы по дисциплине и содержат выдержки из нее. Кроме того, даны вопросы к зачету, список литературы и методического обеспечения, контрольные работы и правила их выполнения, список видов практических работ, темы семинарских занятий, приложения.

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте: goroshionov@mail.ru

Темы лекционных занятий
В ходе лекционных занятий со студентами изучаются следующие учебные темы:


пп

Разделы и темы дисциплины по учебной программе

Кол-во часов

1

Культура речи как предмет

0,5

2

История формирования русского языка


0,5

3

Структурные и коммуникативные свойства русского языка

0,5

4

Культура речи

0,5

5

Речевое общение

0,5

6

Функциональные стили русского языка

0,5

7

Нормативный аспект современного русского языка

0,5

8

Риторика, ораторское искусство

0,5




Итого

4


Методические рекомендации по освоению дисциплины
Приложение I

Конспект лекций

Лекция 1

«Русский язык и культура речи» как предмет

Введение в дисциплину. Актуальность курса « Русский язык и культура речи». Цели и задачи изучения дисциплины. «Русский язык и культура речи» как необходимый инструмент для будущего специалиста с высшим образованием.



Лекция 2

История формирования русского языка

Древние корни русского языка. Русский алфавит. Формирование русского национального языка в XVIII-XIX вв. Вклад выдающихся ученых-русистов в становление и развитие русского языкознания (М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, В.И. Даль, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Д.Н. Ушаков, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, А.А. Реформатский, Л.Ю. Максимов и др). Особенности функционирования русского языка в XX в. Современный русский язык.


Лекция 3

Структурные и коммуникативные свойства русского языка

Язык – знаковая система. Функции языка. Формы существования языка. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности. Литературный язык.



Лекция 4

Культура речи

Понятие «культуры речи». Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет. Негативные особенности функционирования русского языка в современном обществе.


Лекция 5

Речевое общение

Речевые единицы. Разновидности речи. Функционально-смысловые типы речи. Организация вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативные качества речи. Эффективность речевой коммуникации. Речь как средство утверждения социального статуса. Использование технических средств в речевой коммуникации.


Лекция 6

Функциональные стили русского языка

Разговорно-обиходный, литературно-художественный, публицистический, научный, официально-деловой стили: структура, свойства, особенности, жанры, область применения.


Лекция 7

Риторика, ораторское искусство

Из истории ораторского искусства. Понятия. Определения. Правила построения ораторской речи. Составляющие успеха публичного выступления. Личность оратора. Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи.


Лекция 8

Нормативный аспект современного русского языка

Грамматические, морфологические, синтаксические, лексические, орфоэпические, орфографические, стилистические нормы современного русского языка.



Контрольная работа

Одним из обязательных элементов работы для всех студентов является выполнение контрольной работы. Варианты контрольной работы представлены в приложении II. Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно, она является допуском к зачету.


Методические рекомендации

по выполнению контрольных работ

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочно-вечернего факультета ИрГТУ составлена с учетом требований ФГОСТ к знаниям и умениям выпускников высшего учебного заведения.

Для изучения курса и успешного выполнения контрольной работы рекомендуется пройти соответствующий курс в системе Дистанционного образования ИрГТУ http://www.istu.edu/ru/student/dl/, или же самостоятельно изучить (повторить) разделы русского языка: «Фонетика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексика, фразеология и лексические нормы речи», «Морфология и морфологические нормы речи», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика», «Культура речи» по рекомендованным преподавателем учебникам и лингвистическим порталам.
Наиболее важные требования к технической части задания:

1) Выполнять письменную работу следует в тетради в линейку (24-48 л.) в рукописном варианте.

2) Номер варианта контрольной работы должен соответствовать последней цифре зачетной книжки студента.

3) Титульный лист контрольной работы выполняется в электронном виде в соответствии с образцом (формат А5) и наклеивается на обложку тетради.

4) Контрольная работа должна быть выполнена на каждой стороне листа аккуратным, четким почерком синей шариковой ручкой.

5) Обязательным является переписывание текста самого задания.

6) Необходимо выделять карандашом соответствующие части слова (приставку, корень, суффикс, окончание, орфограммы), при необходимости ставить ударения, писать проверочные слова, подчеркивать соответствующую букву.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Контрольная работа

по русскому языку и культуре речи
Студент: Иванов Дмитрий Александрович

ФИО


РДбз-12-1, № 12151836

Группа, № зачетной книжки


Проверил/а преподаватель:
доц. каф. ООД ЗВФ Горощенова О.А.

Должность, ФИО


Оценка:___________________

Иркутск, 2013 год




Методические рекомендации по выполнению заданий

В связи с особенностью обучения по заочно-вечерней форме, студенты большую часть курса должны осваивать самостоятельно. Для облегчения данной задачи преподавателем разработаны практические задания, позволяющие не только изучить вузовский курс, но и закрепить теоретические знания на соответствующих теме практических заданиях.


Задания 1- 9

Повторение школьного курса

Для выполнения заданий необходимо повторить школьный курс «Русского языка» по разделам «Орфография», «Фонетика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование». При работе над заданиями обязательно выделяйте орфограммы.



Орфограмма (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

То есть, необходимо в слове выделять приставку, корень, суффикс, или окончание и подчёркивать проверяемую гласную/согласную.


Задание 10

Употребление «Е»-«Ё»

Почему же, ё-моё, ты нигде не пишешь «ё»?

Употребление буквы «ё» обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах «ё» рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова, когда надо указать правильное произношение редкого слова или предупредить речевую ошибку. Букву «ё» следует также писать в собственных именах (пр. Минобрнауки от 3 мая 2007 г.; решение Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г. снимает возможность бюрократических конфликтов из-за двоякого написания некоторых фамилий с буквами «ё» и «е» в разных документах).

В остальных случаях употребление «ё» пока факультативно, т.е. необязательно (Грамота. ру).

В настоящее время ведущими русоведами России ведётся работа по популяризации буквы «ё» и восстановлению её роли и значении в русском алфавите. Проблема употребления буквы «ё» по своей природе культурно-историческая, а в системе правил русского правописания сугубо частная. Русский алфавит состоит из 33 букв, и одна из них – буква «ё», которую никто не отменял. Писать букву «е» вместо буквы «ё» – это ошибка, потому что в связи с этим подменяется значение слова, мы же считаем ошибкой написание буквы «и» вместо «й» (иод – йод, иогурт – йогурт)



Например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное); Счетная палата Счётная палата. Или лозунг: РОССИЯ – ЗОВЁТ! РОССИЯ – ВПЕРЁД! Сравните: РОССИЯ ЗОВЕТ! РОССИЯ – ВПЕРЕД!
Задание 11

Употребление числительных

Спишите, употребите числительные в правильной форме. Употребление числительных – одно из трудностей русской орфографии. Для выполнения этого задания необходимо повторить раздел «Правописание имен числительных» в методическом пособии «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., Иркутск, ИрГТУ, 2006. с. 35.



Перепишите предложения, заменяя цифры словами

Например: 3 собак_ – три собаки (неправильно: трое собак); 4 тетрад_ – четыре тетради (неправильно: четверо тетрадей); 2012 год – две тысячи двенадцатый год (неправильно: двух тысяча двенадцатый год); 2 штук_ – две штуки (неправильно: два штуки).

Просклоняйте словосочетания с числительными

Например: 27 книг

И.п. (Кто? Что?) двадцать семь книг

Р.п. (Кого? Чего?) двадцати семи книг

Д.п. (Кому? Чему?) двадцати семи книгам

В.п. (Кого? Что?) двадцати семи книг

Т.п. (Кем? Чем?) двадцатью семью книгами

П.п. (О ком? О чём?) о двадцати семи книгах
Задание 12

Употребление иностранных фамилий и слов

В этом задании студент должен правильно употребить нерусские имена и фамилии. Повторите соответствующий раздел в рекомендованном к изучению методическом пособии «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 35.



Например:

Русским художником Николаем Рерих_ был создан замечательный цикл работ, посвященный Гималаям.



Русским художником Николаем Рерихом был создан замечательный цикл работ, посвященный Гималаям.
Задание 13

Стили речи: художественный, публицистический

Русский язык и культура речи

Задание относится к вузовскому разделу «Культура речи», а также требует знания разделов школьного курса ««Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика».

Исходным текстом – образцом являются «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С. Лихачева.

1) Прочитайте внимательно текст.

2) Составьте по нему аннотацию.

Аннотация – это краткое изложение содержания книги, статьи, текста.

Не забывайте использовать вводные слова, например: в данном тексте говорится о…..; Д.С. Лихачёв в письме «Наименование» пишет о ….; рассуждения Д.С. Лихачёва касаются проблем…и т.д.

3) Напишите свое эссе (сочинение) на эту же тему, выразите свои мысли, чувства, стремления.



Эссе´ – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Другими словами эссе – это сочинение в свободной форме.

Аннотация позволяет в краткой форме выразить мысль, а эссе (сочинение), наоборот – развернуть.

Данное задание позволяет выработать умение работать с мыслью, текстом, увеличивать словарный запас, учиться ориентироваться в разнообразной языковой среде, постигать богатство русской духовной культуры.

Будьте готовы выступить со своей работой на семинарском занятии.
Задания 14-17

Лексикология и лексикография

Задания нацелены на выработку у студентов такого важного качества как богатство речи: увеличение словарного запаса, а также «языкового чутья», стилистически верных решений, а также умение работать с различными словарями.


Задание 14

Дайте определение слову «омоним», «антоним», «синоним», «арго», «жаргон» и прочее. Составьте словарь омонимов, антонимов, синонимов и т.д. (не менее 10 ед.). Напишите лексическое значение каждого слова по словарю. Составьте с каждым словом по предложению.



Например: омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Лук- растение, лук – оружие и т.д.

Из лука можно приготовить очень вкусный луковый суп.

Кибить (деревянное основание) лука делалось на Руси из березы, иногда из двух слоев древесины: выпуклая часть – из березы,  вогнутая – из лиственницы.
Задание 15

Фразеологизмы

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

Например:

Есть ещё порох в пороховницах – есть еще силы что-то делать.

Денег как грязи – много денег, так много, что их не ценят и не считают.

Довести до абсурда – безнадежно завалить дело, работу.
Задание 16

Профессионализмы

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы выступают как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п.

Профессионализмы по-новому обозначают уже известные понятия, обычно предметы и процессы труда (деятельности). 

Профессионализмы — специализированная часть нелитературной разговорной лексики.

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.



Например:

Осужденные – это категория лиц, совершившая правонарушение и осужденная на соответствующий срок лишения свободы.

Правильно: ОсуждЕнные

Неправильно: осУжденные



Осужденные за грабеж подростки не могли поверить в то, что за невинным баловством стояло серьезное наказание.
Задание 17

Заимствованные слова

Заи́мствование — это копирование (обычно неполное и неточное) слова или выражения одного языка в другой. Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служит источником новых корней, словообразовательных элементов и терминов. 

Объясните с помощью словаря лексическое значение слов, запишите. Составьте с каждым словом предложение.



Например: спонсор.

Спонсор - (от лат.pondeo— ручаюсь, гарантирую) — может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим какую-либо деятельность как физических, так и юридических лиц, c целью получения какой-либо материальной выгоды или прибыли для себя, либо в обмен на рекламу.

Спонсорская помощь, оказанная детскому клубу «Локомотив» была как нельзя кстати.
Задания 18-21

Коммуникативные качества речи

Эти задания помогут осознать важность соблюдения норм и правил устной и письменной речи, исключить из своего лексикона канцелярские слова и выражения, штампы и шаблоны, работать над чистотой, богатством, уместностью, точностью, логичностью и выразительностью своей речи.


Задание 18

Уместность, логичность, точность, чистота

1) В каких случаях можно использовать слова «гламурность»? Выявите лексическое значение слова по словарю.

2) Можно ли обойтись без слова «это самое»? Какой смысловой оттенок оно придаёт предложению?

Спишите, исправив предложения.



Например:

1) Ты сегодня выглядишь гламурно.



Ты сегодня очаровательно выглядишь.

Ты сегодня шикарно выглядишь.

Ты сегодня обаятельна.
Гламу́р (франц. glamour, [glamur], англ. glamour, ['glæmə], собственно «шарм», «очарование», «обаяние») — собирательное обозначение роскошного стиля жизни, всего, что обычно изображается на обложках дорогих модных журналов; близости к общепринятым стандартам роскоши, шика, внешнего блеска.
2) Это самое, можно спросить?

Можно спросить?

Словосочетание «это самое» придаёт предложению неуверенность, кроме того, – это слово-паразит.
Задание 19

Паронимия

Паронимы (от греч. para — возле, onyma — имя) — это однокоренные слова, сходные по звучанию, но разные по значению: адресант — адресат, абонент — абонемент, генеральный — генеральский, поступок — проступок. Паронимы часто становятся источником речевых ошибок: сходство слов нередко оказывается причиной их смешения (например: надеть- одеть). 

Паронимия объясняется нетвёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности, откуда взято слово, а также возможными оговорками.

Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

Например: гель-желе

ГЕЛЬ, -я, м. Студенистое вещество, обладающее некоторыми свойствами твердых тел. Г. для душа, для волос.

ЖЕЛЕ , нескл., ср. 1. Сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков, сливок, сметаны, приготовляемое с желатином. 2. Студенистое кушанье из сгустившегося мясного или рыбного навара. Язык в ж. И прил. желейный, -ая, -ое (спец.). Ж. мармелад. Желейные сорта конфет....

Для придания формы причёске, я использую гель для волос.

Мне очень нравится гель для душа с ароматом ванили.

Я сегодня приготовлю желе из вишни, то-то дети обрадуются.

Неправильно: Для придания формы причёске я использую желе для волос.

Мне очень нравится желе для душа с ароматом ванили.

Я сегодня приготовлю гель из вишни, то-то дети обрадуются.
Задание 20

Речевая избыточность

Плеона́зм (др.-греч. πλεονασμός — излишний) — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова частично или полностью совпадающие по значению. Примеры: «пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц».

Плеонастический текст может преследовать цель более подробного объяснения и описания какого-либо явления, процесса, оборудования и т. д., однако фактически ветвистые и отвлеченные рассуждения только затрудняют понимание сути.

Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простейшему правилу: если какое-либо слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества (во всех смыслах), то это следует сделать.

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения.



Например: Каждый покупатель получает бесплатный подарок.

Подарок вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.

Каждый покупатель получает  подарок.
Задание 21

Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной, научной литературе, объявлениях проявления канцелярита (не менее 5 предложений).



Канцелярит — неоправданное расширение сферы применения официально-деловой речи, вытеснение простых оборотов и слов канцелярскими. См. приложение X.

Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант.



Например:

Канцелярит: Сегодня, мы как никогда, озабочены овладением студентами прочными навыками культурной речи.

Правильно: Современных студентов нужно научить культуре речи.

Канцелярит: Мы разрабатываем программы, направленные на позитивное развитие потенциала молодежи.

Правильно: Мы разрабатываем программы по воспитанию нашей молодежи.

Ответьте устно на вопросы: почему переводчица Нора Галь сравнивает канцелярит с «раковой опухолью, которая разрастается до невиданных размеров?» Употребляете ли вы канцеляризмы?


Задание 22

Научный стиль речи. Виды компрессии текста

Данная тема важна и актуальна в рамках вузовской программы. Почему? Студент, поступив в вуз, готовит контрольные и лабораторные работы, рефераты, курсовые, дипломный проект. Как правильно написать реферат, из каких частей он состоит, как конспектировать и выделять главную мысль рассказывается в разделе «Культура научной письменной речи».

Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу?

Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе?

Эти вопросы обязательно прозвучат на зачёте, будьте готовы ответить на них.
Задание 23

Нормы произношения

Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологический и синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своё мастерство на семинарском занятии.


Задание 24

Риторика

Упражнение позволяет улучшить качество устной речи (дикцию), отработать точность и правильность произношения, укрепить речевую память.

Выучите наизусть 10 скороговорок (приложение VIII). Научитесь правильно и четко их произносить сначала с открытым, а затем с закрытым ртом. Будьте готовы показать своё мастерство на семинарском занятии.
Задание 25

Риторика

Данное задание соотносится с вузовским курсом «Русский язык и культуры речи»: «Коммуникативные качества речи», «Нормы русского языка», «Функциональные стили русского языка», «Риторика». Для выполнения этого задания необходимо предварительно изучить данные разделы курса по рекомендованным учебникам и методическим пособиям.

Студенту предлагается самостоятельно составить план речи. Задается тема и предлагается исходный текст.

Любое выступление, речь должны быть хорошо подготовлены. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Изучите раздел 6 «Культура публичной речи» из методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 88- 98.

Ответьте на контрольные вопросы устно.

Прочитайте внимательно раздел «Чистое слово». Информация к размышлению (приложение IX).

Выявите основную мысль, аргументы, сделайте вывод. Составьте план собственной речи по теме: «Чистое слово в повседневной жизни». Отдельно выпишите опорные слова и фразы; при необходимости выпишите значения неизвестных вам слов, дополните текст собственными мыслями, выразительными словами, фразами. Произнесите вслух.



Будьте готовы к ответу по данной теме на семинаре и зачёте.
Практическая работа

В качестве практических занятий по русскому языку и культуре речи предусмотрено поведение семинарских занятий. После семинарского занятия преподавателем подводятся итоги, оценивается работа студентов. Темы семинарских занятий см. приложение III.


Типы практических работ на семинарском занятии

  1. Редактирование предложений, устранение ошибок и их объяснение.

  2. Обучение правильному произношению и ударению (орфоэпический и акцентологический минимум).

  3. Склонение числительных, произношение полученных форм вслух.

  4. Употребление слов в предложении в правильной форме и значении.

  5. Составление /исправление предложений с паронимами, канцеляритом, речевыми штампами.

  6. Реферирование и конспектирование текстов.

  7. Написание сочинений в официально-деловом, научном, разговорном, публицистическом и художественном стилях.

  8. Составление публичного выступления по заданной теме.

  9. Разработка вопросов для анкетирования по определенной теме.

  10. Написание делопроизводственных документов.

  11. Тестирование/составление тестов по отдельным темам курса.



Вопросы к зачету по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

В качестве итогового контроля по данной дисциплине учебным планом предусматривается «зачёт». Студент готовится к сдаче зачёта по вопросам, представленным в приложении IV. Зачёт может проходить в виде собеседования и тестирования.


Самоподготовка

Самостоятельная подготовка строится следующим образом:



  • подготовка к зачету;

  • изучение литературы;

  • изучение конспекта лекций;

  • поиск литературы в библиотеках, интернете;

  • конспектирование рекомендованной для самостоятельного изучения научной и другой литературы;

  • работа с обучающими и контролирующими программами;

  • изучение справочной литературы;

  • подготовка к практическим занятиям;

  • выполнение контрольной работы.


Самоконтроль

Для самоконтроля усвоенных знаний студенты могут воспользоваться тестированием, представленным в системе I.Logos на страничке «Русский язык и культуре речи», или контрольными вопросами в методическом пособии по разделам курса «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006.


Список источников и литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

В приложении IV представлен список основной и дополнительной литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи», а так же список Internet-ресурсов, которые, по мнению составителей этого документа, будут вам полезны при изучении дисциплины.


По окончании изучения курса студенты должны

Знать:

– структурные и коммуникативные свойства языка;

– нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи;

– основные единицы и особенности речевого общения;

– основы теории красноречия, способы словесного оформления публичного выступления;

– основы практики русского научного и делового письма (научный и

официально-деловой стили).
Уметь:

– работать с научной литературой (конспектировать и реферировать научные тексты), пользоваться справочной литературой, словарями;

– владеть нормами литературного языка, как в устной, так и в письменной речи (готовить сообщения и выступать перед аудиторией, устанавливать и поддерживать деловые контакты, различать сферы общения);

– определять принадлежность текстов к функциональным стилям и функционально-смысловым типам речи;

– оформлять служебную документацию;

– составлять тексты документов личного характера;


Владеть знаниями:

– о современном состоянии русского литературного языка;

– о функциональных стилях современного русского литературного языка;

– о специфике устной и письменной речи;

– о профессиональном общении и письме в деловой сфере.
Приложение I

Конспект лекций
Приложение II

Контрольные работы по

«Русскому языку и культуре речи»



Важно! Перед выполнением контрольных работ

внимательно прочитайте раздел



«Методические рекомендации по выполнению контрольных работ»
Вариант контрольной работы № 1

1. Чередующиеся гласные в корне слова

Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.

Гром_здиться – гром_здкий, вообр_жать, обр_з – обра_зчик, раздр_жать – дра_знит, ум_лять – мо_лит, ум_лять – ма_лый. Обм_кнуть перо в чернила («погрузить»), м_кать хлеб в сметану («погружать») – пром_кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром_кательная бумага («пропускающая жидкость»), см_чить («сделать мокрым»).

2. Ь после шипящих в различных частях речи

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание.

Ноч_, тиш_, гараж_, малыш_, мыш_, рож_, трубач_, ткач_, туш_, шалаш_, вещ_, помощ_, дрож_, ландыш_, манеж_, камыш_, мелоч_, пейзаж_, дич_.

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Ключ_м, больш_го, крюч_к, крольч_нок, девч_нка, кумач_вый, горяч_, ж_лтый, теч_т, кипяч_ный, вооруж_нный, ноч_вка, прич_санный, ж_рдочка, щ_лочь, просч_т, щ_лочка, уч_т, свеж_, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость,

4. Правописание Ъ и Ь

Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните.

Из_ятие, с_емки, ад_ютант, суб_ординация, в_юга, в_юшка, раз_яренный, кинос_ёмка, трех_этажный.

5. Ы-И после Ц

Спишите, вставьте орфограмму.

Ц_фра, ц_ган, ц_пленок, секц_я, станц_я, эпиляц_я, ц_кнуть, на ц_почках.

6. Приставки на З, С

Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте приставку и объясните ее написание.

Юноша выпустил вожжи из рук, и первое, что он (з, с) делал, к немалому удивлению Ули, – н большими ладонями аккуратно пригладил свои почти нера...трепавшиеся, ра...чесанные на косой пробор светло-русые волосы. Ра...свет застал Сережку за городом.

7. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Выделите приставку и корень слова.

Безграничный, будущий, несправедливый, примерный, печальный, постоянный.



8. НЕ или НИ

Спишите, вставьте не – или ни – подчеркните.

Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект (н...) составляет (н...) для кого цели, он служит только средством: он постепенно заполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе (н...) думающими о нем. В это время, что бы вы на себя (н...)надели, хотя бы даже вместо шляпы карту; был у вас на голове, (н...) кто (н...) чего этого (н...) заметит.

9. НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

Оловян_ый солдатик, слюдян_ая жила, мальчик накормлен_, деньги были выкраден_ы, они ещё так юн_ы.

10. Употребление букв Е-Ё

Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.

Сем_н, П_тр, хреб_т, см_тка, доровор_нность, ор_л, реб_нок, бь_т, пел_нок, сме_тся, октябр_нок, кост_р, наперч_нный.

11. Употребление числительных

Просклоняйте словосочетания с числительными.

полтора килограмма, четверть часа, полтораста километров, 28 микрорайон, 675 страница.

12.Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен (Пифагор Самосский) в VI веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают (Цицерон). Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал (Джордано Бруно): ею интересовался (Аристотель) и обучал этому искусству своего ученика (Александр Македонский). Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали (Юлий Цезарь) и (Наполеон Бонапарт).

13. Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию. Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо седьмое

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.



14. Омонимы

Дайте определение слову «омоним-омофон»

Составьте словарь омонимов-омофонов (не менее 10 слов), запишите их значение. С каждым словом составьте предложение.

15. Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи

Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

16. Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.



17. Заимствованные слова

С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите значение. С каждым словом составьте по предложению:

экстралингвистический, колосс, альтруизм, пентхауз, бизнес, коммивояжёр, стрейчинг, скотч.

18. Уместность, логичность, точность речи

В каких случаях можно использовать слова «огласить» и «озвучить»?

Выявите значение этих слов по словарю.

Спишите, исправив предложения.

Сейчас я озвучу Указ царя.

Оглашу указ царя.

Фильм озвучен на студии «Союз».

Наконец-то премьер-министр Медведев озвучил состав нового правительства.



Его пригласили на студию огласить ржанье лошадей и лай собаки.
следующая страница >>