Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р 20 часов. Тема урока - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование курса литературы в 11 классе 4 часа в неделю... 1 199.49kb.
№ урока Тема урока Количество часов по разделу к-во часов по теме... 1 143.33kb.
Тематическое планирование информатика 10 кл. 70 часов (Кочетов Н. 1 69.32kb.
Учебно-тематическое планирование по родной литературе Классы: 8 1 228.95kb.
Тематическое планирование по изобразительному искусству Класс: 3а... 1 205.56kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в V классе... 1 356.01kb.
Тематическое планирование по информатике и икт для 10 класса рассчитано... 1 171.92kb.
Тематическое планирование 6 класса Тема курса «Изобразительное искусство... 1 62.55kb.
Дисциплина: теория алгоритмов Количество часов 1 84.87kb.
Приложение Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс... 1 148.98kb.
Тематическое планирование по литературе 6 класс № Сроки Тема Домашнее... 1 94.36kb.
Персональные сведения 12 2906.5kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р 20 часов. Тема - страница №1/1

Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р 20 часов.



Тема урока

Форма

Теория литературы

Сроки, примечания

Введение. Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории. 3 часа.

1.

Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы.

Лекция.




1 неделя

2.
3

Искусство и литература России 19 века. Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература в мировом литературном процессе, ее национальная самобытность и художественное совершенство. Взаимодействие русской и западноевропейской литератур в первой трети 19 века. Относительная самостоятельность литературного развития по отношению к развитию общеисторическому.

Лекция.

Компьютерная презентация.

Традиции 18 века в творчестве просветителей-классцистов. Значение Державина и Карамзина для становления новой русской литературы. Русские Эстетические трактаты и нормативные поэтики (А.Ф.Мерзляков) их типологическая общность с общеевропейскими и значение для русской литературы.

1 неделя.

Сентиментализм, и предромантизм в России 19 века.

5 часов



4.

Общая характеристика русского сентиментализма и предромантизма, их национальное своеобразие.


Компьютерная презентация «Сентиментализм, или что такое чувствительность?» Аналитическая работа с текстом произведения.

Герой, литературный процесс, сентиментализм.

1 неделя

5

Н.М.Карамзин как основоположник русского сентиментализма и предромантизма. Художественное своеобразие лирики.







1 неделя

6

7.


«Бедная Лиза».







2 неделя


8

К.Н.Батюшков. Художественный мир поэта.

Элегия «Мой гений».




Чтение и анализ произведения.

Представитель философского течения русского сентиментализма. Предромантические черты творчества поэта. К Батюшков и «Арзамас».

2 неделя

Русский романтизм, 4 часа



9.

Становление и развитие русского романтизма. Национальные черты, идейное и художественное своеобразие, связь с русским фольклором и традициями русской литературы предшествующего периода. Патриотическое звучание творчества русских романтиков.


Элементы лекции, беседа, творческая работа.
Компьютерная презентация

«Ранний европейский романтизм и русская поэзия начала
XIX века»


Романтизм.

2 неделя

10.

В.А.Жуковский. Художественный мир поэта.

Пушкин о поэте («Надпись к портрету Жуковского»).

«Сельское кладбище».


Гуманистический смысл, глубокие нравственно-философские искания, высокое поэтическое мастерство поэтов «золотого века» русской культуры. Жанровое своеобразие русской поэзии. Романтический характер творчества поэта. Гуманистический Элегия пафос творчества.

3 неделя

11



Баллады В.А.Жуковского.







3неделя

12.

Романтический герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»









3 неделя

Художественный мир А.С.Пушкина. 9 часов + 1р\р


13
14


Творчество Пушкина как выражение высочайшей гармонии.

Национальное и общечеловеческое значение творчества А.С.Пушкина. основные этапы творческого пути. Литературная полемика.

Многообразие тем и мотивов лирики.


Компьютерная преэентация

«Сказки Пушкина »

Воплощение общечеловеческих ценностей: свободы, красоты, любви, патриотизма, дружбы, слитности с миром. Эстетическое значение лирики Пушкина. Прозрачная ясность изложения в соединении с глубиной проблематики, особенности пушкинского стиха, своеобразие эпитетов, немногочисленность тропов, эстетически значимые картины в изображении Пушкина. Лирический герой.

Свободолюбивая лирика Пушкин



3-4 неделя

15


Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

Компьютерная презентация

«Пушкинское Болдино».

Особое, высшее предназначение поэзии. («Пророк», «Памятник», «Пока не требует поэта…», свобода поэтического творчества, место поэта в общественном движении эпохи («Арион»). Взаимодействие поэта и власти , поэта и «черни».

4 неделя

16.

Любовная и дружеская лирика А.С.Пушкина. Гармония в человеческих отношениях, светлые и добрые чувства в интимной лирике Поэта. «И.И.Пущину», «Зимний вечер», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье»

Компьютерная презентация

«Поэт и любовь».

Полнота человеческих чувств в поэзии Пушкина.

4 неделя

17.

Р/Р Анализ лирического произведения.


Практикум.

Стилистические фигуры.

4 неделя

18

Роман «Евгений Онегин». Художественные особенности произведения.

Беседа.

Композиция, «онегинская строфа»

5 неделя

19

Автор и его герой в романе.

Духовные искания Евгения Онегина









5 неделя

20

Татьяна – любимая героиня Пушкина.





Смысл «открытого» финала романа. Татьяна как воплощение народных, национальных понятий о добре и зле, счастье и совести. Нравственная цельность характера Татьяны.

5 неделя

21 Р\Р


Сочинение-миниатюра.







5 неделя

Художественный мир М.Ю. Лермонтова, 4 часа+2р\р.



22.

Общая характеристика творчества М.Ю.Лермонтова. Основные этапы творческого пути. Литературная оценка творчества поэта.

Беседа с элементами практической работы.

Компьютерная презентация.

Стихотворный жанр.

Пафос вольности.



6 неделя

23.

Лирика Лермонтова.

Философская проблематика лирики.






Трагический и романтический пафос лирики, стремление к героическому.

6 неделя

24.

Р\р Анализ стихотворения. «Пророк» Лермонтова и Пушкина.








6 неделя

25-26

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.

Смысл названия произведения. Актуальность проблематики произведения



Лекция с элементами беседы.

Особенности композиции романа: смещениехронологической последовательности, объединение в романе пяти новелл с самостоятельными сюжетами, смена повествователей. Общий принцип композиции: от загадки к разгадке. Постепенное раскрытие образа Печорина.

6-7 неделя

27


«Княжна Мери»







7 неделя

28


«Фаталист»







7 неделя

29.

Р/Р Творческая работа.








7 неделя

Н.В.Гоголь, 3 часа


30.

Очерк жизни и творчества.

Место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе 19 века. Гоголь и Пушкин.



Лекция.

Компьютерная презентация

«Таинственный Карло»».




8 неделя

31.

Поэма «Мертвые души».

Особенности жанра.

Произведение критического реализма.


Семинар.

Поэма как малый род эпопеи, т.е. повествования о нации, народе, родине, а не об отдельных героях. Образ Родины главный в произведении.

8 неделя

32.

Тайна поэмы «Мертвые души»..

НРК Интерес писателя к национальным традициям поволжских народов. «Живая география России». Сбор этнографических материалов для 2 и 3 томов «Мертвых душ». Описания Арзамаса, Саранска, Пензы и их окрестностей.

Компьютерная презентация

«Таинственный Карло».

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета..Микросюжеты и их роль в поэме. Роль описаний в произведении.

8 неделя

33
34



Система персонажей в поэме.

Чичиков и помещики.









8 неделя

9 неделя


Русская литература второй половины 19 века.

35.

Грозовые шестидесятые.

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Роль журналов в общественной жизни России 19 века. Журналы "Современник" и "Отечественные записки"
Литературная критика 60-х годов
Урок - конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам:
1. Александр Иванович Герцен и журнал "Колокол".
2. Николай Александрович Добролюбов - человек, гражданин, соратник Некрасова и Чернышевского.
3. "Властитель дум" молодого поколения. (Д.И. Писарев.)

Лекция.

Урок - лекция с элементами беседы.


Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции.

Литературная критика.
Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии.
Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников.


НРК А.И.Герцен Высказывания писателя о мордве.

9 неделя


36

Творчество А.А.Фета.

Темы и идеи лирики.









9 неделя

37


Р\Р Анализ стихотворения А.А.Фета.







9 неделя

38

Стихотворения Ф.И.Тютчева.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.










10 неделя

39


Любовная лирика Ф.И Тютчева.







10 неделя

И.А.Гончаров, 9 часов


40

Очерк жизни и творчества И. А. Гончарова. Три –романа – «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»Общая характеристика произведений. Критические статьи писателя.. Цикл очерков «Фрегат «Паллада».

Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся о романах Гончарова.

Компьютерная презентация


НРК Село Хухорево в жизни писателя. Переписка с сестрой. Зарождение плана романа «Обрыв». Статья «Нарушение воли». Следы Гончарова в Хухореве

10 неделя

41

Продолжение темы.







10 неделя

42

История создания романа «Обломов». Знакомство с героями. (Кто же главный герои романа? Расскажите о его внешности, жизненном укладе. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже и его халата? Отношение.Обломова к своим гостям. В чём похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга? Встреча со Штольцем. В чём различие воспитания Обломова и Штольца? Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла перевоспитать главного героя?)

Чтение и анализ первых глав романа.

Художественный пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах, беседа по содержанию.

11 неделя

43

Продолжение темы.








11 неделя

44

Обломов – его сущность, характер и судьба. Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»



Анализ главы романа. Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.

(Что породило Обломова? Только ли крепостное право? Рассказать, как нежный и честный Илья Ильич становится Обломовым. Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным). Ваша оценка любви Ольги Ильинской и Обломова? Почему обломовская лень не производит впечатления пошлости? Изжила ли себя обломовщина в наши дни?)

11 неделя

45.

Р/Р Обломов и Штольц


Составление плана сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика героев. Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева.(Повторение. Страшна ли обломовщина в наши дни? Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца? Что можно взять для себя у Штольца?)Обобщение и выводы.

11 неделя

46


Р/Р Две женщины в жизни Обломова.

Аналитическая беседа.




12 неделя

47


Р/Р Критика о романе. Н.А.Добролюбов «Что такое «обломовщина», Д.И.Писарев «Обломов», А.В.Дружинин «Обломов» роман Гончарова».

Самостоятельная работа учащихся.




12 неделя

48

Р/Р Домашнее сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Урок-консультация.

Сравнительная характеристика героев. Темы:1. Размышления над прочитанным романом И. А. Гончарова «Обломов».2. Как нежный, честный Илья Ильич становится Обломовым?3. Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова.4. Обломов и Штольц.5. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов».

12 неделя



А.Н.Островский, 6 часов+3р\р.



49

А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.

Новаторство драматурга.



Лекция. Составление учащимися плана лекции. Выступления учащихся с устным отзывом о прочитанных пьесах драматурга с выразительным чтением отдельных эпизодов.
Компьютерная презентация

«А.Н.Островский»».

Мелодрама, водевиль, интрига. Темы для выступлении учащихся:
1. "Отцы" и "дети" в пьесе "Свои люди - сочтёмся."
2. Поэтическая сказка "Снегурочка".



12 неделя

50

«Свои люди – сочтемся». Отражение русской жизни в произведении.



Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах Островского. Речевая характеристика персонажей.

13 неделя

51


Творческая история "Грозы". Споры вокруг "Грозы". Бытовой фон пьесы


Самостоятельные выступления учащихся, лекция учителя. Работа учащихся с учебником

Прототип. Рассказ учителя о конфликте в драме Островского. Отзывы Н. Добролюбова, А. Фета, Л. Толстого, М. Щепкина о "Грозе". Знакомство с героями и бытовым фоном пьесы.

13 неделя

52

Город Калинов и его обитатели. Комментированное чтение и работа над I действием "Грозы"

«А.Н.Островский». Примерные вопросы для беседы.

Чтение и анализ 1 действий драмы.
Компьютерная презентация


1. Между кем в пьесе происходит основная борьба? 2. Какова роль пейзажа в 1 действии? 3. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5 явлении? 4. Доказать, что Кабанова - глава семьи. 5. Как вы понимаете слово "порядок", что значит оно в устах Кабанихи? 6. Каким открывается нам внутренний мир Катерины? 7. Почему её так ненавидит Кабаниха.

13 неделя

53

«Темное царство» и молодое поколение в драме. Быт и нравы "тёмного царства". Обличение самодурства, грубой силы и невежества



Аналитическая беседа. Составление и обсуждение сложного плана по данной теме. Беседа с учащимися.

Драматургический конфликт. (Примерные вопросы. Что же подразумевал Добролюбов под "тёмным царством"? Что значит "самодур"? Охарактеризовать поведение Дикого. Что значит для него "выйти в люди"? Что является причиной его необузданного произвола? Как относится Кабаниха к Катерине, Варваре, Тихону? Её отношение к "новым порядкам".)Обобщения и выводы.

Дома написать своё продолжение "Грозы".

14 неделя



54

Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза». "Гроза" - самое решительное произведение Островского" (Н. А. Добролюбов)

Урок - диспут


1. Как проявляется в драме рождение новой морали?2. "Луч света в тёмном царстве" - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?3. Можно ли согласиться с основной его идеен?4. "Конец этот кажется нам отрадным", - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?5. Какова суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

14 неделя

55


Р/Р «Гроза» в русской критике. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы», Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

Самостоятельная работа под руководством учителя. Чтение и обсуждение написанных учащимися продолжений "Грозы". Беседа. Конспектирование статьи Н. Добролюбова "Луч света в "тёмном царстве" (закончить дома).

Критическая статья. ». (Чем Катерина отличается от других героев драмы? В чём видит различие между жизнью в родительском доме и в доме Кабанихи? В чём трагизм её положения? Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к нему. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?)

14 неделя

56

57



Драма “Бесприданница». Борьба личности за свободу, за право жить и любить.







14-15 неделя

58-59

Р/Р Классное сочинение по творчеству Островского.

Урок развития речи Анализ написанных сочинений по пьесе Островского "Гроза

Темы:1. В чём двойной смысл заглавия драмы Островского "Гроза"?2. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?3. Ваше мнение по поводу критической полемики о пьесе А. Н. Островского "Гроза". (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.)4. Каким представляла Катерина Бориса и каким он казался?5. Дикой и Кабаниха - исключение в русском купечестве или они типичны?6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?7. Роль природы в переживаниях действующих лиц.8. Можно ли Кулигина считать положительным героем?

15 неделя

И.С.Тургенев, 6часов+1р\р.


60

Большое благородное сердце. Жизнь и творчество И.С.Тургенева.


Лекция.

Компьютерная презентация

«Этапы творческого пути И.С.Тургенева»».




1 5неделя

61

. "Эпоха, отражённая в романе "Отцы и дети".«Отцы и дети». Смысл названия. История создания произведения. Анализ глав 1-4, 22. (Каковы положение крестьян и их взаимоотношения с помещиками? Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян? (Гл.3.) Что доказывает в романе острую необходимость социальных преобразований? Как продвигается дело "великих реформ"?)

Слово учителя о конфликте Тургенева с "Современником" и напеча-тание романа "Отцы и дети" в "Русском вестнике".


Выводы учителя об особенности мастерства писателя "схватывать одни характеристические детали". Полстранички описания - своеобразная энциклопедия крестьянской жизни.

15 неделя

62

Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Гл. 1-9

Лекция учителя.

Выразительное чтение диалогов, беседа.




На уроке выясняется, какие силы противостоят друг другу в конфликте. Анализ биографий героев, их портретов, описание взаимоотношений при первых встречах. Общественные взгляды, образ мыслей Базарова, Кирсановых. Обратить внимание на лаконизм и своеобразие психологического анализа у Тургенева.

16 неделя

63.

Взгляды Базарова на природу и искусство.

Исторический и литературоведческий комментарий учителя, 60-е годы 19 века - годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины.

Выявление авторской позиции Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Среди части интеллигенции наблюдается известная недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову.Для решения вопроса о природе надо проанализировать, с какой целью автор показывает нам пейзажи: нищая деревня (гл. 3) и весеннее оживление, вечерняя природа (гл. 11), утро перед дуэлью (гл. 24), кладбищенский пейзаж.Присоединяется ли 1 неделя Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы он заканчивает роман и почему?

16 неделя

64

Базаров и его оппоненты. Их нравственная и социальная позиция. Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10-11 глав


Сравнительная характеристика героев. Выразительное чтение диалогов героев в лицах. Комментирование авторских ремарок.

Нигилист. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово "принцип" и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами героев - требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? Отношения героев с народом. В чём слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)


16 неделя

65

Любовь в жизни героев

Урок-диспут. Если класс к диспуту не готов, то провести беседу.

Примерные вопросы: 1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым? 2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя? 3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что "Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова", или Писарев, утверждавший, что у неё был "зародыш чувства", но она не дала ему развиться? 4. В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове "признак великого сердца"? 5. Счастливы ли Аркадий и Катя? 6. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

16 неделя

66

Значение Тургенева в русской и мировой литературе. Критика.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению.



Компьютерная презентация- проект, созданный учащимися

«Записки охотника И.С.Тургенева».




16 неделя

67


Консультации.










68


Резерв.










Н.А.Некрасов, 5часов+1р\р.



69.

«Поэт мести и печали». (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова с обобщением ранее изученного )

Петербургские мытарства. Дружба с В.Г. Белинским. Н.А. Некрасов в журналах «Современник», «Отечественные записки». Выразительное чтение фрагментов из произведений «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «На Волге».



Выступления учащихся о детских и отроческих годах поэта.

Компьютерная презентация«Поэт мести и печали».

Работа над словами: гражданственность, идеал, диссонанс, лиризм и др. Заключение и выводы о пафосе некрасовской поэзии, её своеобразии и силе.


17 неделя

70.

Лирика Некрасова.

Идея гражданственности и народности в лирике. Изображение разных сторон жизни народа.







Журнальная полемика вокруг стихотворений поэта.

17 неделя

71

Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Жанр и композиция. Знакомство с содержаниемо поэме-эпопее, задуманной как "народная книга", для которой поэт собирал материал 20 лет. Композиция поэмы. Комментированное чтение. Выводы учителя о том, что поэт художественными средствами искусства исследует духовный мир миллионов, создаёт широкую картину народной жизни.


Слово учителя

Своеобразие языка и стиля, стилизация устного народного творчества в поэме.

17 неделя

72














73

Жизнь народа и образы крестьян в поэме

Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"(С какими героями познакомились? Чем они запомнились? Какие черты характера им присущи?)

Беседа. Индивидуальные сообщения учащихся . 1. Савелий - богатырь святорусский. 2. Образ женщины Матрёны Тимофеевны. 3. Ермил Гирин и Яким Нагой.

Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования. Жанр песни в структуре поэмы. Работа с иллюстрациями художников А. Лебедева, В. Серова, И. Крамского к поэме.


18 неделя

74

Образ "народного заступника" - Гриши Добросклоно-ва. Художественные особенности поэмы (Чем привлекает поэта юный Гриша Добросклонов? В чём похож он на Базарова и Рахметова? и др.) Остался ли Некрасов до конца верен своим революционным идеалам?


Выразительное чтение фрагментов, составление плана к образу Григория Добросклонова, беседа.

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. (Тему формулирует учащийся

18 неделя

75














76














77

НРК Поэты-земляки.

Р\р Творческая работа. Тест.

Лекция учителя, сообщения учащихся.

А.И.Полежаев – незаконнорожденный сын рузаевского помещика Струйского и крепостной женщины. Детские и юношеские годы. «Былое и думы»- «А.И.Полежаев». Н.П.Огарев. Детские и юношеские годы в Старом Акшине. Акшинский период творчества поэта.

18 неделя



Ф.М.Достоевский 10 часов+2р\р

78-79

Этапы биографии и творчества. Обзор произведений Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком.

НРК Дмитрий Матвеевич Перевосщиков – один из первых учителей Достоевского. Встречи с Огаревым. Прототип Мармеладова – Петр Никитич Горский. Описания старого Саранска.

Лекция, знакомящая с личностью писателя, с трагическими страницами биографии Достоевского с включением отрывков из произведений и выступлениями учащихся.

Стилевые средства воплощения философской и идейно-нравственной проблематики: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

«Найти человека в человеке» -основная проблема творчества писателя.



Темы для выступлений учащихся: 1. Роль В.Г. Белинского в жизни Достоевского. «Бедные люди». 2. Художественный пересказ романа «Униженные и оскорблённые». 3. Книга о прекрасном человеке. (Роман «Идиот».) 4. Достоевский и его роман «Братья Карамазовы».

19 неделя




80

«Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». (История создания романа «Преступление и наказание».) Анализ содержания I,II глав Замысел и история написания романа. Знакомство с главным героем Р. Раскольниковым – нищим студентом и в то же время мыслителем, анализирующим события жизни. Беседа, выразительное чтение монологов, диалогов из I и II глав. Анализ содержания.

Сообщения, работа с текстом.

Компьютерная презентация-проект, созданная учениками

«Роман Достоевского «Преступление и наказание».

Символика цвета, интерьера.

19 неделя

81-82

Раскольников среди униженных и оскорбленных. Петербург Достоевского. (Усвоение содержания I части романа)Картины природы. Люди Петербурга. Выводы об изображении Достоевским Петербурга. Любимые краски писателя – жёлтая, серая, чёрная



Аналитическая беседа, самостоятельная работа. Урок – заочная экскурсия по Петербургу Достоевского. Наблюдения над особенностями изображения города.

Петербург – конкретный город и в то же время – символ: символ угнетённой человеческой души. Город контрастов.

Работа с иллюстрациями. (В. Перов «Утопленница», Н. Ярошенко «Студент».)

20 неделя



83

Идея Раскольникова о праве сильной личности. Индивидуалистический бунт Родиона

Комментированное чтение. Работа с текстом романа

Раскольникова Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова. Мотивы убийства. Заключение о том, что главный герой романа – преступник не столько в уголовном, сколько в философском плане.

20 неделя

84

Преступление Раскольникова.

Крушение теории Раскольникова Чтение в лицах. «Поединок со следователем Порфирием Петровичем».Наказание преступника.


Беседа, Самостоятельная работа. Художественный пересказ содержания от лица Раскольникова. Размышления над последствиями, к которым пришёл главный герой, проверяя свою идею.

Работа над словами: психологизм, бонапартизм, социальный, мировоззрение.


21 неделя

85.

Раскольников и сильные мира сего.


Сравнительная характеристика героев.

Герои-антиподы. Лужин и Свидригайлов в романе. Размышления о «двойниках» Раскольникова. Лужин, Свидригайлов. Выяснение роли этих героев в романе. Сопоставление теории Лужина с теорией Раскольникова.

21 неделя

86.

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то не сумел рассчитать»

Слово учителя, миниатюра.




21 неделя

87

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. «Правда» Сони Мармеладовой.

Аналитическая беседа, рассказ.




22 неделя

88













89














90.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению. Темы


Консультация.

1. Петербург Достоевского.2. Мир обездоленных в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.3. Дельцы и карьеристы в романе.4. Художественное значение интерьеров в романе «Преступление и наказание».5. Индивидуалистический бунт Р. Раскольникова.6. Мой Достоевский.7. В чём своеобразие художественной манеры Ф.М. Достоевского

22 неделя

91

Р/Р Итоговый урок. Анализ сочинений.

Индивидуальная работа.




22 неделя

Л.Н.Толстой, 10 часов+ р/р4.


92.

"Толстой - это целый мир". (М. Горький.) Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя

Истоки личности писателя, сложность и противоречивость его интересов и идеалов. Переход на позиции патриархального крестьянства. Позиции Толстого в 900-е годы 19 века. "Правда войны". (Изображение войны, героизма русских солдат и офицеров в "Севастопольских рассказах" )



Лекция учителя (с элементами беседы и индивидуальными выступлениями учащихся). По ходу лекции учащиеся составляют хронологический план биографии писателя.

Компьютерная презентация

«Толстой – это целый мир».

Образы солдат, матросов, офицеров, психология участников войны, сцены сражений. Общий дух патриотизма русских людей. Выразительное чтение эпизодов, их анализ. Новаторство Толстого в изображении войны.Заключение о нравственном идеале писателя в "Севастопольских рассказах

23 неделя

93

"Я старался писать историю народа". (История создания романа .

Урок - лекция. Выразительное чтение начальных глав

История создания. Композиция, особенности жанра "Войны и мира" (роман-эпопея). Смысл заглавия. романа. Мир как вселенная, как состояние взаимной любви,противоположное войне, мир как единение людей.

23 неделя

94

Р/Р"Вечер Анны Павловны был пущен". (Великосветское общество в "Войне и мире".) Анализ сцен из I и II ч. 1 тома


Слово учителя о политической атмосфере эпохи 1805 г., о неоднородности общества, о принципах изображения действующих лиц в романе "Вечер в салоне Анны Павловны Шерер". (Гости, их поведение, интересы )

Симпатии и антипатии автора.


Художественный пересказ сцены встречи Пьера Безухова и Андрея Болконского. Анатоль Курагин и его друзья. Выводы.

23 неделя



95














96














97

Р/р "История семейств". (Усвоение содержание

1 тома.)

Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сраженийШенграбенское сражение. Действия и поступки героев Толстого. Выразительное чтение о героизме капитана Тушина, Тимохина. Аустерлицкое сражение. Действия и поступки Н. Ростова, А. Болконского, Долохова, Бориса Друбецкого и др. Размышления князя Андрея перед сражением. Подвиг князя Андрея. Его думы о высоком и бесконечном небе (т. 1, ч. III, гл. 16).

Рассказы учащихся об истории и судьбе дворянских семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Анализ эпизодов "Именины в семействе Ростовых", "Имение Лысые Горы", "Смерть старого графа Безухова".

Основные сюжетные линии Слово учителя об особенностях исторического жанра романаИндивидуальные сообщения учащихся об исторических деятелях (в описании Толстого): Кутузове, Наполеоне, Багратионе, Александре I.

24 неделя

98-99

Усвоение содержания II тома "Войны и мира"


Анализ эпизодов

1. "Приезд князя Андрея в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены" (т. 2, ч. 1, гл. 9).2. "Пьер Безухов в масонстве" (т. 2, ч. II, гл. 4,5).3. "Первый бал Наташи Ростовой" (т. 2, ч. 111, гл. 15,16).4. "Сцена охоты". Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой (т. 2, ч. IV, гл. 6,7).

24 неделя

100

Война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания III тома )"Бородинское сражение" (т. 3, ч. II, гл. 24,29).Кутузов и Наполеон перед Бородинским сражением и после него.Героизм русских людей. Поведение Пьера Безухова. Ранение князя Андрея Болконского."Пожар Москвы" (т. 3, ч. III, гл. 19,20, 25,26)."Наташа Ростова и раненый князь Андрей" (т. 3, ч. III, гл. 30-32).

Компьютерная презентация«1812 год».

Слово учителя о взглядах Толстого на историю, сущность и смену исторических событий. "Фатализм" в истории, по мнению Толстого.Анализ важнейших эпизодов III тома.


25 неделя

101

"Дубина народной войны поднялась со всею своей грозною... силой". Л. Толстой (Партизанская война. Платон Каратаев и Т. Щербатый)"Встреча Пьера с Платоном Каратаевым" (т. 4, ч. 1, гл. 12,13). "Последние минуты жизни князя Андрея Болконского" (т. 4, ч. I, гл. 16).





Слово учителя об особенностях толстовского изображения войны. Роль народа. Анализ важных эпизодов IV тома. Самостоятельная работа учащихся по группам. "Ваши впечатления о встрече с героями Т. Щербатым, П. Ростовым, Денисовым, Долоховым."

25 неделя

102

Р/Р Противопоставление Кутузов - Наполеон

Беседа. Прав ли автор в оценке Наполеона и Кутузова? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора? Выводы.




Вступительное слово учителя о народе и личности в понимании Толстого, их роли в истории. Выступления учащихся.

Антитеза. Темы:1. Кутузов. Его внешность, речь, основные черты характера, поступки.2. Полководческий дар Кутузова и его человеческая простота.3. Наполеон в изображении Толстого.

25 неделя

103-104

Путь исканий главных героев Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов1. "Андрей Болконский под Аустерлицем". Мечта о подвиге, славе. Небо Аустерлица - символ высокого понимания жизни.2. "Встреча Болконского с Пьером на пароме". Начало возвращения героя к новым поискам.3. "Андрей Болконский в Бородинском сражении". Главный итог его жизненного пути. Идеал "простоты, добра и правды". Единение с миром.4. "Отечественная война 1812 г. в судьбе Пьера Безухова. В плену".

.

Вступительное слово учителя о нравственном идеале Толстого — слияние личного с общим, с жизнью народа. Характерные черты Пьера и князя Андрея, основные этапы в их духовном развитии, взаимоотношения между собой, с разными действующими лицами, поведение в различных сложных ситуациях. Выразительное чтение, пересказ фрагментов

26 неделя

105

В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья) (Какие события повлияют на формирование личности Н. Ростовой и княжны Марьи? Кто из героинь ближе автору романа и Пьеру? В чем тайна очарования Наташи? Как ведут себя героини Толстого в годину народных испытаний? Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: " Сущность ее жизни - любовь"? Наташа Ростова и ее взаимоотношения с князем Андреем и Пьером. Как складывалась семейная жизнь Наташи и княгини Марьи?) Выводы учащихся и учителя. Как решает Толстой вопрос о назначении женщины" .

Компьютерная презентация«Женские образы в романе «Война и мир».

Полемичность образов Наташи Ростовой и княжны Марьи. Слово учителя о толстовском критерии красоты. Выразительное чтение фрагментов, пересказ эпизодов: "Первый бал Наташи Ростовой ", "Наташа у постели раненого князя Андрея", "Наташа в Отрадном", "Княжна Марья и ее поведение перед наступлением французов". Беседа.

26 неделя

106

Последняя встреча с героями Л. Н. Толстого. (Судьба героев в"эпилоге" )


Рассказ учащихся о дальнейшей судьбе героев, пересказ эпизодов, их анализ.

Художественное мастерство автора "Войны и мира " (глубина психологического анализа, цельность композиции, народность слога. )

27 неделя

107














108

Р/Р Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого Темы:





1. Любимые страницы романа "Война и мир".2. Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове?3. Как проявился безмерный патриотизм русского народа в Бородинском сражении?4. Красота души человеческой. (По роману Толстого "Война и мир.")5. Человек и природа в романе.6. В поисках смысла жизни.7. В чем сила и красота характера Пьера Безухова?8. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя?9. Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.

27 неделя

М.Е. Салтыков-Щедрин, 4 часов+2р\р

109

«Я писатель, в этом мое призвание».

Этапы биографии и творчества.



Лекция, составление кратких конспектов.

Компьютерная презентация«Салтыков –Щедрин- сатирик».

Эзопов язык.

27 неделя

110-111

Поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.



Аналитическая работа.

Иносказательная образность, гротеск, аллегория,символика в сказке.»Опрокинутый»мир сказок., сатирический пафос.

28 неделя

112-113

р\р Анализ сказки.







28-29 неделя

114














115-116


НРК Пребывание писателя в Пензе. Поездки в Саранск, Краснослободск, Троицк, Инсар. Наблюдения за жизнью пензенской губернии. Зарисовки о мордве в «Пошехонских рассказах». Сын сатирика Константин Михайлович, его пребывание в Саранском уезде. Цикл очерков «Саранские впечатления».

Сообщения, составление таблицы.

Гротеск.

29 неделя

13. Н.С. Лесков, 4 часа+1р\р.

117

Художественный мир произведений Н.С.Лескова.

Компьютерная презентация

«Очарованная Русь в произведениях Н.С.Лескова».

Жанр новеллы как ведущий жанр творчества. Сказ.

29 неделя

118-119

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.




Русский национальный характер. Язык художественного произведения.

30 неделя

120

«Леди Макбет…»








30 неделя

121













122














123

р\р Творческая работа.








31 неделя

А.П.Чехов. 6 часов+ р/р 2.


124.

Тайна личности А. П. Чехова.

1. Детские годы писателя. 2. В Таганрогской гимназии. 3. Юмористические рассказы молодого Чехова. 4. Путешествие на остров Сахалин - гражданский подвиг писателя.




Компьютерная презентация

«А.П.Чехов. По страницам жизни».

Слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-90е гг. 19 века, о времени, когда формировалось мировоззрение Чехова и появились его произведения. Сообщения учащихся

31 неделя

125


Мир Антоши Чехонте

"Экзамен на чин", "Толстый и тонкий", "Устрицы", "Пересолил" и др. Ваши впечатления от рассказов. Над чем и как смеется Чехов?




Слово учителя о юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", в которых писались ранние рассказы Чехова. Чтение и анализ отрывков, художественный пересказ.

Своеобразие их тематики и стиля.

Способы создания комического эффекта.



31 неделя

126

Р/Р Путь от Старцева к Ионычу. (Чтение и анализ рассказа Чехова "Ионыч" )


Вступительное слово о теме разрушения человеческой личности в творчестве Гоголя и Чехова.

Комментированное чтение рассказа.



Какие художественные приёмы (композиция, пейзаж, портрет, образы - вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя? "Ионыч", анализ содержания. (Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приёмы использует автор для изображения этой семьи? Что явилось причиной превращения Дм. Старцева в Ионыча В чём идейный смысл рассказа?) Выводы. Чехов мастерски рисует процесс духовной деградации. Призыв автора: боритесь с пошлостью.

32 неделя

127.

"Пусть на сцене всё будет... как в жизни".

А. П. Чехов ("Вишнёвый сад")


Слово учителя о создании и постановке комедии "Вишнёвый сад". Комментированное чтение в лицах.

Проблематика. Сложность чтения: интонация - основа чтения. Чеховский подтекст.


32 неделя

128-129

"Вся Россия - наш сад!" (Отношение к вишнёвому саду Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова и Ани Раневской )

Беседа, сопровождаемая чтением эпизодов по ролям.

(Как раскрываются основные черты характера Раневской в её отношении к вишневому саду? К окружающим людям? Жизненные принципы Гаева. Что привлекает в Лопахине? Каков его взгляд на происходящее? Согласны ли вы с ним? Какова роль Пети Трофимова и Ани Раневской?)

32-33 неделя

130

"В человеке всё должно быть прекрасно..." (Чеховский идеал человека )

Семинар


1. Наследие Чехова, его традиции, влияние на современную новеллу и драматургию.2. "Берегите в себе человека". (Анализ одного из рассказов о духовной деградации героя.)3. "Ведь есть же другая жизнь". (Анализ рассказов "Случай из практики", "Дама с собачкой.)4. Лиризм и романтика "Вишневого сада".

33 неделя

131













132














133

Р/Р Домашнее сочинение по творчеству А.П. Чехова. (Тему формулирует учащийся)




Подготовка, консультации.




Обобщение. 3 часа.

134

Русская литература второй половины 19 века.








33 неделя

135

Итоговая контрольная работа.








34 неделя

136


Список литературы для летнего чтения.

Компьютерная презентация«Что читать летом?».




34 неделя