Тематический план учебной дисциплины «историография отечественной истории» Дневное отделение № п/п Тема Количество часов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план. Дневное отделение № Тема Всего часов трудо-емкости... 1 55.34kb.
Тематический план изучения дисциплины тематический план № Тема недели... 1 144.77kb.
Тематический план изучения дисциплины Тема Количество часов Итого... 1 95.17kb.
Тематический план. № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная... 1 45.71kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 209.38kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 164.58kb.
Тематический план № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная... 1 144.97kb.
Тематический план изучения дисциплины п/№ Тема Лекции, час. 1 62.63kb.
Учебно-тематический план 1 год обучения. Тема Количество часов Дизайн... 1 121.39kb.
Учебно-тематический план № п/п Темы Количество часов Теория 1 25.19kb.
Тематический план І уровень ( первый год обучения). № п/п Разделы... 1 183.51kb.
I. Изучение проблем раннего сибирского летописания в 1920-х начале... 1 161.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематический план учебной дисциплины «историография отечественной истории» Дневное - страница №1/5



II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«историография ОТЕЧЕСТВЕННОЙ истории »

Дневное отделение

п/п

Тема

Количество часов







Лекции

Семинары

СРС

1

Предмет, задачи и содержание курса. Понятие «Историография»

2

2

4

2.

Возникновение исторических знаний их развитие в Х-ХV. Русская историческая мысль в ХVI-ХVII вв

2

2

6

3.

Превращение исторических знаний в науку. Развитие историографии в конце ХVII- начале ХVIII в.

2

2

4

4.

Становление историографии во второй половине ХVIII в. Концепции всемирной и российской истории. Идеи просвещения и российская историография

2

2

8

5.

Отечественная историография истории в первой половине ХIХ в. Проблемы «Россия-Запад в российской исторической мысли конца ХVIIIв. В первой половине ХIХ в.»

4

2

2

6.

Отечественная историография во второй половине ХIХ в.

2

-

6

7.

Марксизм, позитивизм, консерватизм в российской историографии

4

2

6

8.

Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения С.М.Соловьева и В.О.Ключевского

4

4

8

9.

Ученики Ключевского: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, Н.А.Рожков, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушин и др.

2

2

6

10

Н.Я.Данилевский: учение о культурно-исторических типах. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления в отечественной историографии

2

2

4

11

Основные направления и тенденции развития отечественной историографии на рубеже веков конца ХIХ-начала ХХ вв.

4

4

10

12

Историческая наука в советском обществе. Изучение в отечественной исторической науке социально-экономической модернизации СССР

2

2

12

13

Отечественная историография Второй мировой и Великой Отечественной войн

2

2

8

14

Основные тенденции формирования российской историографии в конце ХХ в. начале ХХIв.

2

-

12




Итого:

40

30

70



II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«историография ОТЕЧЕСТВЕННОЙ истории»

Заочное отделение

п/п

Тема

Количество часов







Лекции

Семинары

СРС

1

Предмет, задачи и содержание курса. Понятие «Историография»

2

-

4

2.

Возникновение исторических знаний их развитие в Х-ХV. Русская историческая мысль в ХVI-ХVII вв

2

-

4

3.

Превращение исторических знаний в науку. Развитие историографии в конце ХVII- начале ХVIII в.







8

4.

Становление историографии во второй половине ХVIII в. Концепции всемирной и российской истории. Идеи просвещения и российская историография

2

-

12

5.

Отечественная историография истории в первой половине ХIХ в. Проблемы «Россия-Запад в российской исторической мысли конца ХVIIIв. В первой половине ХIХ в.»

2

-

8

6.

Отечественная историография во второй половине ХIХ в.

2

-

6

7.

Марксизм, позитивизм, консерватизм в российской историографии

-

2

4

8.

Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения С.М.Соловьева и В.О.Ключевского

2

2

10

9.

Ученики Ключевского: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, Н.А.Рожков, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушин и др.

2

2

6

10

Н.Я.Данилевский: учение о культурно-исторических типах. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления в отечественной историографии







6

11

Основные направления и тенденции развития отечественной историографии на рубеже веков конца ХIХ-начала ХХ вв.







10

12

Историческая наука в советском обществе. Изучение в отечественной исторической науке социально-экономической модернизации СССР

2

2

12

13

Отечественная историография Второй мировой и Великой Отечественной войн

2

2

8

14

Основные тенденции формирования российской историографии в конце ХХ в. начале ХХIв.

2

-

12




Итого:

20

10

110


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«историография ОТЕЧЕСТВЕННОЙ истории»

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса. Понятия «Историография».

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Историография как составная часть философии истории. Современные трактовки «новой» историографии. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография, или исто­риография проблемы. Историография и источниковедение. Историография и методы историографического познания, методология истории.

Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Понятия «школа» и «направление».

Основные факторы развития исторической науки. Влияние социально-экономического строя, политики государства, существующих философских систем и методологических учение. Состояние источниковой базы исторических исследований и методов источниковедческого анализа. Степень доступности архивов. Система научных учреждений, вузы, развитие исторического образования, эволюция средств научной информации и распространения исторических знаний. Международные связи исторической науки.

Задачи историографии. Принципы историографического познания: принцип историзма, принцип системности, принцип ценностного подхода. Методы историографического познания: сравнительно-исторический, хронологический, проблемно-хронологический, метод ретроспективного анализа.

Превращение историографических знаний в специальную область научных исследований (20-30-е г.г. ХIХ в.). Утверждение представлений о прошлом исторической науки как сложном динамическом процессе изменения идей и теорий. Оформление историографии в специальную историческую дисциплину в первой половине ХХ в. Н.Л. Рубинштейна «Русская историография». Особенности историографических трудов М.Н. Покровского, – первый марксистский учебник по истории исторической науки и его критика советскими учеными. Создание «Очерков исторической науки в СССР», учебника по историографии под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева, лекционных курсов Л.В. Черепнина, В.И. Астахова, А.М. Сахарова и др. Освещение истории исторической науки с классовых позиций. Современное состояние историографических исследований. Создание новых обобщенных трудов по истории исторической науки. Перспективы развития отечественной историографии истории России.

Периодизация развития отечественной историографии. Дореволюционные схемы развития исторической науки. Проблема критерия периодизации. Дискуссия вокруг определения начального момента в развитии исторической науки. Оценка летописей как формы исторических знаний. Периодизация исторической науки в советской историографии. Деление истории исторической науки на донаучный (домарксистский) и научный (марксистский) периоды. Современные подходы к периодизации истории исторической науки.

Место историографии в системе исторических дисциплин. Роль историографии в формировании научного исторического мышления. Значение историографии для подготовки учителя истории. Возможности использования историографических знаний в школьной практике преподавания истории.


Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

И ИХ РАЗВИТИЕ X-XV. РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

МЫСЛЬ В XVI ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА.

Возникновение исторических знаний. Устная традиция накопления и передачи исторических знаний. Эпос. Легенды, предания, дружинные сказания, былины.

Принятие христианства и распространение письменности. Изменение общественной функции исторических знаний. Письменные исторические сочинения. Древнерусское летописание. Начало составления летописей. Центры летописания. «Повесть временных лет» и её историографический анализ.

Мировоззрение летописцев. Роль политического заказа. Провиденциализм. Особенности летописания ХII – XIII вв. Владимирское, Новгородское, Киевское летописание, их особенности. Зарождение общерусского летописания. Московское и тверское летописание.

Внелетописные формы исторических сочинений: «слово», воинские повести, сказания. «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Цикл произведений, посвященных Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.).

Русская историческая мысль в XVI – первой половине XVII вв. Хронографы. Связь ле­тописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степен­ная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и A.M. Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редак­ции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения ка­зачества, раскольничье летописание. Изменения в харак­тере и форме исторического повествования на рубеже XVI - XVII вв. Распростране­ние переводной исторической литературы и связи с западноевропейской историогра­фией.

Осмысление событий смуты в официальном летописании и публицистике. «Новый летописец». «Сказание» Авраама Палицина», «Временник» И. Тимофеева. Создание первых учебных пособий по истории: «История» Ф. Грибоедова и «Синопсис».


Тема 3. Превращение исторических знаний в науку. Развитие историографии в конце XVII – начале XVIII в.

Освоение научно-рационалистической традиции. Методология истории. Теория естественного права и общественного договора. Идеи Г. Гроция (1583-1645) и Т. Гоббса (1588-1679). Отрицание божественного происхождения государства. Ослабление провиденциализма и утверждение рационалистических представлений об историческом процессе. Прагматизм в объяснении прошлого. Попытки примирения теории естественного права с теологическим пониманием истории. Влияние западной философской мысли на российскую историческую науку

Петровские реформы и их роль в развитии исторических знаний. Складывание абсолютизма. Развитие связей с зарубежными странами. Значение культурных преобразований Петра I. Создание системы светского образования. Секуляризация науки и культуры. Первые научные учреждения. Правительственные распоряжения о составлении исторических трудов и поиске источников. Собирание исторических памятников и организация архивного дела. Формирование основ источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Разработка методов критики исторических источников. Рождение исторической периодики. Первые признаки научного оформления исторических трудов. Выделение истории как науки из общей совокупности знаний.

Историки петровского времени. Роль Петра I в составлении исторических сочинений. «Ядро Российской истории» А.И. Манкиева. Внимание к новейшей истории страны. Элементы критики источников. Апологетика самодержавия и петровских преобразований. Полемическая заостренность работы Манкиева. Исторические трактаты сподвижников Петра I. Популяризация внешней политики Петра I и успехов русской армии в Северной войне. «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» Ф. Прокоповича. «Рассуждение о причинах Северной войны» П.П. Шафирова. Анализ актового материала. Доказательства справедливого характера войны для России. «Гистория Свейской войны». Перевод на русский язык сочинений западноевропейских историков (Ц. Барония, С. Пуфендорфа и др.), античных авторов. Значение историографии петровского времени.

Создание Академии наук и ее роль в разработке российской исторической науки.

Вклад немецких историков в развитии отечественной историографии. Символическая этимология в трудах Г.З. Байера (1693-1738). История Сибири и Дальнего Востока в работах Г.Ф. Миллера (1705-1783). Роль немецких ученых в развитии археологии, исторической историографии и этнографии в России. Формирование основ критического направления в историографии. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников. Критический анализ русских летописей А.Л. Шлецером (1735-1899). Попытки восстановить первоначальный текст летописи Нестора. «Малая» и «высшая» критика источников. Норманская теория в трудах Шлецера.



Концепции всемирной и российской истории. Норманская теория происхождения Руси: сторонники и противники.

Тема 4. Становление историографии во второй половине XVIII в.

Концепции всемирной и российской истории.

Идеи Просвещения и российская историография.
Историческая концепция В.И. Татищева (1686-1750). Общественно-политические взгляды. В.И. Татищева и его «История Российская с самых древнейших времен»: редакции, структура, публикации. Понимание Татищевым роли исторической науки, смысла и назначения труда историка. Теоретико-методологические основы исторических взглядов. Рационализм и деизм Татищева. Отход от провиденциалистского понимания истории. Просвещение и совершенствование человеческого разума – главная движущая сила истории. «Способы всемирного умопросвещения». Источниковая база труда Татищева. Проблема достоверности татищевских «известий». Приемы источниковедческого анализа и критики источников. Приемы передачи Татищевым текста источников. Общая концепция русской истории и ее периодизация. Теория естественного права и общественного договора в объяснении происхождения государства. Обоснование преимущества самодержавной формы правления для России. Периодизация русской истории. Значение «Истории» Татищева для развития исторической науки.

Историческая концепция М.В. Ломоносова(1711-1765). И его общественно-политические взгляды. Полемика Ломоносова с Миллером. Антинорманизм Ломоносова. «Проблема этногенеза славян, характеристика их общественного строя, занятий, быта и нравов. «Краткий Российский летописец с родословием» – учебник русской истории. Оценка роли самодержавия. Периодизация отечественной истории. Идеализация петровских преобразований в «Слове похвальном…Петру Великому». Историческая тема в одах Ломоносова. Роль М.В. Ломоносова в развитии исторической науки в России.

Общественно-политические взгляды М.М. Щербатова (1733-1790). Рационализм и прагматизм М.М. Щербатова в его концепции. Психологическое понимание причинности исторических событий. «История Российская от древнейших времен». Расширение источниковой базы. Критерии отбора источников. Общая концепция русской истории. Благотворность союза верховной власти и дворянства. Обоснование прав и привилегий дворянства как главной опоры самодержавия, защита крепостного права. Осуждение реформаторских планов самодержавия в «Размышлении о неудобствах в России дать свободу крестьянам» и «Краткой повести о прежде бывших в России самозванцах» (1774). Критика преобразований Петра I и политики его преемников в книге «О повреждении нравов в России» (1786-1789). Генеалогические исследования М.М. Щербатова. Значение творчества М.М. Щербатова.

Исторические воззрения И.Н. Болтина (1735-1792). Критика им работ Н.Г. Леклерка и М.М. Щербатова («Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка), «Критические примечания генерал-майора Болтина на первый (второй) том «Истории» князя Щербатова» (1793-1794). Воздействие рационализма и просветительской идеологии на исторические взгляды Болтина. Понимание им природы причинности в истории. Признание влияния объективных факторов на исторический процесс: роль географической среды, естественного права, национального характера народа. Идея единства всемирно-исторического процесса. Общая схема русской истории. Апологетика самодержавия и его роль в истории России. Понимание «феодализма» как системы политической раздробленности. Генезис крепостного права в России в оценке Болтина («вольность» крестьян до ХVI в., непричастность государственной власти к их закрепощению). Публикаторская деятельность Болтина, комментарии к изданию русских источников. Вклад Болтина в развитие отечественной историографии. Оценка его трудов С.М. Соловьевым и В.В. Ключевским.

«Купеческие историки». Новая проблематика в трудах «купеческих историков». Внимание к истории хозяйственной жизни России. Обоснование прогрессивной роли самодержавия в развитии страны. Критика аристократии. Апологетика Петра I в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразователя России» (1788-1789) и в «Дополнениях» к «Деяниям Петра Великого» (1790-1797) И.И. Голикова (1735-1801). Элементы провиденциализма в трудах Голикова, Некритический подход к источникам. История купечества, торговли и промыслов в трудах В.В. Крестинина (1729-1795). Внимание к местной истории. Обращение к семейным архивам купеческих родов. «Опыт Казанской истории древних и средних времен» (1762) П.П. Рычкова (1712-1777). История коммерции и промышленности в работах М.Д. Чулкова (1743-1792). Новые принципы объяснения прошлого в трудах С.Е. Десницкого (1740-1789).

Радикально-просветительское направление в историографии А.Н. Радищева (1749-1842). Общественно-политические и философские воззрения Радищева. Критика самодержавного деспотизма и крепостного права. Представление об истории как закономерной смене периодов «вольности» и «деспотизма» – своеобразное отражение идеи о цикличности исторического развития.
Тема 5. Отечественная историография истории

в первой половине XIX в.

Проблемы «Россия – Запад в российской исторической мысли

конца XVIII в. первой половине XIX в».

Реформы Александра I в области образования и цензуры. Создание новых высших учебных заведений и их роль в подготовке профессиональных кадров для исторической науки. Отечественная война 1812 г. и активизация общественного интереса к прошлому Отечества. Проблемы Российской истории в общественно-политической борьбе.

Деятельность научных обществ. Создание «Общества истории и древностей российских». Деятельность Румянцевского кружка и публикация им «Собрания государственных грамот и договоров». Поиски исторических рукописей П.С. Строевым и К.Ф. Калайдовичем. Создание Археологической комиссии. Распространение и популяризация исторических знаний. Роль журналистики. Историческая периодика.

Российская историография в первой половине XIX века. Педагогическая и об­щественная деятельность Т.Н. Грановского. Его «Лекции по истории средневековья» и взгляд на теоретические проблемы историографии. Концепция всемирной ис­тории М.Ф. Орлова. Проблема «Россия - Запад в российской исторической мысли конца XVIII - XIX вв.



Сентиментализм в русской историографии. Н.М. Карамзин
следующая страница >>