страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тема Закономерности и основные этапы исторического развития - страница №1/1
Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развитияПредмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке. Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный. Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития. Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории. 1. Кого принято считать «отцом истории: а) Полибия; б) Тацита; в) Геродота г) Гомера а) «История» б) «Повествование о Пелопоннесской войне» в) «Анналы г) «Одиссея» 3.Кто был автором первого исторического сочинения, посвященного всемирной истории? а) Евсевий Кесарийский (кон. III – нач. IVв.) б) Фукидид (кон. Vв. до.н.э.) в) Тацит (ок.55-ок.120) г) Геродот 4. Историко-сравнительный метод исторического познания состоит в следующем: а) это – классификация исторических явлений, событий, объектов). б) это – сопоставление исторических объектов во времени и пространстве; в) это- оценка деятельности отдельных исторических деятелей; г) это – изучение отдельных цивилизаций без учета их связей с другими мировыми сообществами. а) применение количественного анализа исторических исследований; б) метод структурного анализа; в) метод логических приемов; г) концептуальный метод. а) историография б) методология в) субъективизм г) идеализм. а) влияние географической среды на историю конкретного региона; б) результат прогрессивного развития общества; в) теория органического движения культур; г) роль человеческого фактора. а) абсолютная идея; б) отдельная личность; в) классовая борьба; г) фатальная предопределенность исторического процесса. 9. Кто из советских историков был автором теории пассионарности? а) Б.Д.Греков б) Л.Н.Гумилев в) Д.Л.Андреев г)Г.В.Вернадский. 10. Какое русское историческое произведение было впервые издано типографским способом в 1674г.? а) Синопсис б) Хронограф в)Степенная книга. г) Домострой а) В.Н. Татищев; б) Н.М. Карамзин; в) М.В. Ломоносов; г) В.П.Данилевский а) «Гистория Свейской войны» б) «Ядро Российской истории» в) «Рассуждения о причинах Свейской войны» г) «Древняя Русь». а) Дидро б) Вольтер в) Руссо г) Монтескье 14. Особенности исторического пути России Н.М. Карамзин объяснял: а) главной целью – созданием мощного государства; б) спецификой хозяйствования экономики; в) религиозным фактором; г) национальным характером русского народа. 15. Представителем отечественной исторической школы позитивизма является: а) В.Н. Татищев; б) Н.М. Карамзин; в) Т.Н.Грановский г) И.Н.Данилевский а) В.О.Ключевский б) С.М.Соловьев в) Н.М.Карамзин г)Д.И.Иловайский а) Б.Н.Чичерин б) Н.М.Карамзин в) М.П.Погодин г) Н.И.Костомаров 18. Кто из декабристов выдвинул тезис о том, что «история народа принадлежит народу»? а) Н.М.Муравьев б) М.С.Лунин в) Н.И.Тургенев г) П.И.Пестель. 19.Кто из русских историков ХIХв. был сторонником теории официальной народности? а) В.О.Ключевский б) С.М.Соловьев в) М.П.Погодин г) Н.М. Карамзин 20. Кто из выдающихся русских историков стремился показать в своих работах историю народа и отказался от традиции освещать историю России по царствованиям? а) Н.М.Карамзин б) В.О.Ключевский в) С.М.Соловьев г) Н.И.Костомаров. 21.Чьим учеником был В.О.Ключевский? а) С.М.Иловайского б) С.М.Соловьева в) Н.М. Карамзина г) М.П. Погодина. 22. Какая книга принесла известность В.О.Ключевскому? а) «История Государства Российского» б) «История России с древнейших времен» в) «Курс русской истории» г) «Боярская Дума Древней Руси» 23. Сторонником какого подхода к изучению истории является А. Тойнби: а) естественно-научного; б) религиозного; в) культурно-цивилизационного г) формационного. 24. Постмодернистская концепция основное значение в историческом познании отводит: а) речевой практике б) факту в) мировоззрению и ценностным установкам исследователя г) геополитическому фактору. 25. Метод, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название а) эволюционизм б) субъективизм в) теологический г) волюнтаризм 26.В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в а) ХVII веке б) XVIII веке в) XX веке г) XV веке 27. Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России считается… а) С.М.Соловьев б) Л.Н.Гумилев в) В.Н. Татищев г) М.Н.Покровский а) теологического подхода б) рационализма в) эволюционизма г) марксизма а) теологический б) синтетический в) цивилизационный г) марксистский 30. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается а) В.О.Ключевский б) М.Н.Покровский в) В.Н.Татищев г) Л.Н.Гумилев 31.Подход, в соответствии с которым исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получил название: а) цивилизационный б) географический детерминизм в) марксизм г) рационализм а) М.Н.Покровский б) В.О.Ключевский в) В.Н.Татищев г) М.В.Ломоносов а) география б) географический детерминизм в) рационализм г) геология 34. Подход, рассматривающий историю, как процесс восхождения на все более высокий уровень развития, получил название: а) эволюционизм б) географический детерминизм в) субъективизм г) теологический 35. Какого типа цивилизационного развития не существует: а) восточный; б) западный в) северный; г) смешанный. 36.Расположите следующие пять этапов развития человечества в хронологическом порядке: а) первобытное общество; б) новейшее время; в) средние века; г) древний мир; д) новое время. a) классификация исторических явлений, событий, объектов b) сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени c) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития 40. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) идеографический 2) типологический 3) проблемно-хронологический a) классификация исторических явлений, событий, объектов b) изучение последовательности исторических событий во времени c) описание исторических событий и явлений 41. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) идеографический 2) системный 3) проблемно-хронологический a) изучение последовательности исторических событий во времени 3 b) описание исторических событий и явлений 1 c) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития 2 42. Практически-рекомендательная функция исторического знания способствует … a) предвидению будущего b) выявлению закономерностей исторического развития c) формированию гражданских и нравственных ценностей и качеств d) выработке научно-обоснованного политического курса 43. Функция исторической науки, которая позволяет выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта, - ... a) познавательная b) практически-рекомендательная c) воспитательная d) социальной памяти 44. Функция исторической науки, которая способствует формированию моральных и нравственных качеств личности, - ... a) практически-рекомендательная b) воспитательная c) познавательная d) прогностическая 45. Функция исторической науки, которая дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего, – это функция... a) познавательная b) воспитательная c) практически-рекомендательная d) социальной памяти 46. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, - ... a) познавательная b) воспитательная c) прогностическая d) социальной памяти 47. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название … a) географический детерминизм b) география c) геология d) рационализм 48. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли… a) С. Соловьев и В. Татищев b) В. Ленин и Г. Плеханов c) Н. Карамзин и М. Ломоносов d) О. Шпенглер и А. Тойнби 49. Историю как процесс восхождения на всё более высокий уровень развития рассматривают сторонники… a) теологического подхода b) синтетического подхода c) эволюционизма d) субъективизма 50. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли… a) М.В.Ломоносов и В.Н.Татищев b) Н.Данилевский и А.Тойнби c) К.Маркс и Ф.Энгельс d) В.О.Ключевский и С.М.Соловьёв 36. В марксистской теории одним из основополагающих понятий является … a) осевое время b) менталитет народов c) классовая борьба d) культурный тип |
|