Тема Введение в анализ хозяйственной деятельности (ахд) Понятие об ахд и история его развития - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Методы моделирования данных в аналитических информационных системах» 3 408.24kb.
Введение в асимптотические методы 1 12.91kb.
Тема. История возникновения и развития рекламы Вопросы для изучения 1 137.38kb.
Глава Понятие экономических систем 1 196.31kb.
Тема № фрактальная графика 1 116.17kb.
Макроэкономика как наука. Современные школы макроэкономики 8 2092.69kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 161.61kb.
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема... 4 1059.09kb.
Ярославская текстильно-галантерейная фабрика 1 31.64kb.
С оциальная психология и история ее становления I. Введение Основная... 1 279.89kb.
План финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год 1 85.23kb.
Синтоизм, исконная религия японцев. Слово «синто» («путь богов») 1 95.68kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема Введение в анализ хозяйственной деятельности (ахд) Понятие об ахд и история - страница №2/10

Система показателей комплексного АХД





  1. Показатели организационно-технического уровня развития предприятия

2.Показатели снабжения 3. Показатели производства 4. Показатели сбыта





5. Показатели использования средств производства

6. Показатели использования предметов труда

7. Показатели использования трудовых ресурсов





  1. Показатели себестоимости продукции

  2. Показатели прибыли и рентабельности

  3. Показатели финансового состояния предприятия



Тема 3. Способы обработки информации в АХД.


  1. Сравнение.

  2. Приведение показателей в сопоставимый вид.

  3. Сравнение относительных величин.

  4. Сравнение средних величин.

  5. Группировка данных.

  6. Балансовый метод.

  7. Графический метод.

  8. Табличный метод.

Вопрос 1. В АХД проводятся следующие сравнения или сравнительные анализы:

А) параллельных и динамических рядов сравнения (часто не самих показателей, а темпов их изменения)

Б) горизонтальный анализ, то есть осуществление сравнение результата с планом, с предыдущим периодом или периодом с утверждёнными нормативами, с лучшими результатами, со средними значениями по отрасли и т.д.

В) вертикальный анализ – это анализ структуры явлений и процессов. Здесь проводится сравнение долей с целым или долей друг с другом.

Различают многомерный и одномерный анализ. При одномерном сравнении возможны два варианта:


  1. один показатель и много объектов,

  2. много показателей и один объект.

В многомерном анализе много объектов и много показателей. Сравнение производят в абсолютных и относительных показателях (Δ, %).

Рассмотрим алгоритм многомерного сравнения. В экономике нет универсального экономического показателя, на основе которого можно ранжировать предприятия, бригады и т.д., оценивая результат деятельности. Поэтому обычно оценивается комплекс показателей. В АХД предлагается методика многомерного сравнительного анализа и перечень этапов:



  1. Определяется комплекс показателей, подлежащих оценке.

Таблица 3.1.

База данных для сравнения предприятий



N

Запас безубыточности, %

коэффициент

рентабельность

Коэффициент финансовой независимости

Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих активов

ликвидности

оборачиваемости

продаж

капитала

1

30

1,8

3,2

25

22

0,75

16

2

25

2,0

2,5

30

26

0,62

26

...

...

...

...

...

...

...

...

n-1

22

1,4

2,7

24

16

0,58

0

N

30

1,6

3,5

20

21

0,72

35

  1. Составим таблицу (матрицу) стандартизированных коэффициентов Xij , где элементы каждого столбца представляют собой результат деления исходного значения aij на максимальное значение показателя в этом столбце Xij = aij / max aij.

Таблица 3.2.

Матрица стандартизированных коэффициентов показателей



N

1

2

3

4

5

6

7

1

0,577

0,900

0,914

0,714

0,579

1,000

0,457

2

0,481

1,000

0,714

0,857

0,684

0,826

0,743

...

...

...

...

...

...

...

...

n-1

0,423

0,700

0,771

0,686

0,421

0,773

0

n

0,577

0,800

1,000

0,571

0,553

0,960

1,000

  1. Составим таблицу квадратов стандартизированных элементов, то есть все Xij возведём в квадрат. На основании этой таблицы осуществим рейтинговую оценку предприятия по результатам их деятельности. “Рейтинг” рассчитывается по формуле

i=1…n


Коэффициент Ki устанавливается экспертным путём и показывает вес данного значения фактора. В нашем случае все Ki = 1.

Таблица 3.3.



Рейтинговая оценка деятельности предприятия

N

1

2

3

4

5

6

7

Rj

место

1

0,333

0,810

0,835

0,510

0,335

1,000

0,209

2,008

5

2

0,231

1,000

0,510

0,734

0,468

0,682

0,552

2,043

4

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

n-1

0,178

0,490

0,594

0,470

0,177

0,597

0

1,583

6

n

0,333

0,640

1,000

0,326

0,306

0,921

1,000

2,127

3

По полученным результатам можно говорить о финансовой надёжности партнёра.

Вопрос 2. Анализируемая информация должна иметь сопоставимый вид. При этом учитываются следующие требования:

  1. единство объёмных, стоимостных, качественных и структурных факторов,

  2. единство промежутков или моментов времени, за которое взяты сравниваемые показатели,

  3. сопоставимость исходных условий производства (технических, природно-климатических и т.д.),

  4. единство методики исчисления показателей и их состава.

Однако несопоставимость не всегда бывает очевидной и её надо уметь найти и устранить:

  1. Устранение несоответствия объёмного фактора.

Например, надо оценить деятельность предприятия по снижению издержек на производство продукции.
Таблица 3.4.

Нейтрализация влияния объёмного фактора на сумму затрат



Вид продукции

Себестоимость единицы продукции, ден. ед.

Фактический объём производства, шт

Сумма затрат на фактический объём производства, тыс. ден. ед.

план

факт

По плановой себестоимости

По фактической себестоимости

Z0

Z1

Q1

Z0Q1

Z1Q1

А

25

22

12000

300

264

В

33

30

6000

198

180

Сумма










498

444

Пусть с “0” – плановые показатели, с “1” – фактические показатели. При сравнении фактических издержек с плановыми сравнивается сумма Z1Q1 с суммой Z0Q1, то есть здесь имеется ввиду изменение издержек за счёт себестоимости и объёма. Но чтобы произвести оценку изменения издержек за счёт изменения себестоимости, надо устранить несопоставимость по объёму, взяв объём продукции по факту, то есть коэффициент затрат будет равен индексу затрат за счёт динамики себестоимости:

Кз = ∑Z1Q1/∑Z0Q1

Δз = ∑Z1Q1 - ∑Z0Q1=∑(Z1-Z0)Q1

Кз = (444/498) 100% = 89.15 %

Δз =444 – 498= - 54 тыс. ден. ед. Δ,% = - 10,85 %


  1. Нейтрализация влияния стоимостного фактора

Например, надо оценить прирост объёма производства, нейтрализовав влияние динамики (несоответствие стоимости продукции). В этом случае и факт, и план объёма продукции берётся по плановой цене.

Таблица 3.5.

Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объём произведённой продукции


Вид продукции

план

факт




Количество, шт.

Цена, ден. ед.

Сумма, тыс. ден. ед.

Количество, шт.

Цена, ден. ед.

Сумма, тыс. ден. ед.

Фактический объём по плановой цене, тыс. ден. ед.




q0

p0

p0q0

q1

p1

q1p1

q1p0

А

10000

27

270

12000

30

360

324

В

5000

37

185

6000

39

234

222

сумма







455







594

546

Объём прироста валовой продукции составляет

Квп = ∑p0q1/∑p0q0 = 546/455=120%

Δвп = 546 – 455 = 91 тыс. ден. ед.

Δ,% = ((546 - 455)/455) 100% = 20 %



  1. Нейтрализация влияния качественного фактора

В этом случае чаще всего объём продукции приводят к стандартному качеству, то есть уменьшения или увеличения её количества.

Например, перевод молока в базисную жирность. Перевод объёма молока фактической жирности в объём молока базисной жирности осуществляется по следующей формуле:

Удой • Жф

—————––––––––

Жб

Таблица 3.6.



Нейтрализация влияния качества молока на объём его производства и себестоимость

показатель

Базисный год

Отчётный год

Отчётный год к базисному, %

Затраты на производство молока, тыс. ден. ед.

15000

19800

132,0

Жирность молока, %

3,5

3,3

94,3

Жирность базисная, %

3,4

3,4




Производство молока, ц

  • по фактической жирности

  • по базисной жирности

25000


25735

30000


29117

120,0


113,1

Себестоимость 1 ц молока, ден. ед

  • по фактической жирности

  • по базисной жирности

600


583

660


680

110,0


116,6

При сравнении производства молока и себестоимости 1 ц по фактической жирности и базисной видно, что действительный рост производства составляет 113,1 %, а прирост 13,1 %, а прирост себестоимости 16,6 %.

Если не производить пересчёт в базисную жирность, то преувеличивается производство молока и возрастает себестоимость.



  1. Нейтрализация структурного фактора

Для такого анализа используют одинаковые цены (р0). Это могут быть или плановые, или сопоставимые цены.

Рассмотрим пример по валовой продукции.

ВП = ∑Q di pi , так как р=const формула преобразуется в ВП=∑Qdip0

Так как показатель структуры является качественным, то чтобы исключить влияние структурного фактора, надо брать доли по базисным (плановым) показателям, то есть ∑Q1 di0 p0 (объём продукции по факту надо пересчитать в структуру планового периода).

Таблица 3.7.

  следующая страница >>