Тема урока: Паронимы. Цели: Образовательные - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» Тема урока. 1 89.15kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 88.49kb.
План урока: Экономическое развитие СССР в конце 20-х годов Альтернативы... 1 34.25kb.
Урок-игра по литературе. 6 Класс. Тема урока: «Н. С. Лесков «левша». 1 26.11kb.
Тема урока: Афины при Перикле Провела: Балакина Т. Д. учитель истории... 1 121.86kb.
Урока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные... 1 113.25kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 143.9kb.
Урока: Разработала: учитель информатики и икт петечел Е. И. 1 82.79kb.
Урок геометрии в 7 классе Тема урока "Признаки равенства треугольников". 1 57.25kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 42.75kb.
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» 4 1116.02kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема урока: Паронимы. Цели: Образовательные - страница №1/1

Тема урока: Паронимы.

Цели: 1. Образовательные: систематизировать теоретический материал по теме, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса, развитие орфографических навыков.

Воспитательные: воспитание трудолюбия и навыков самостоятельной работы и самоконтроля, групповой работы.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, логического мышления, общетрудовых. и общеучебных навыков, развитие умений применять знания на практике, развитие умений действовать самостоятельно, оценивая свои и чужие результаты работы.

Оборудование: учебник, презентация, карточки

Ход урока.

1.Организационный момент. Введение в тему. Постановка целей урока.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости- мои коллеги, учителя Приаргунской школы.
Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. Слайд №1 «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. 
Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Из чего складывается культура человека? Какие виды культуры вы можете назвать? (Культура поведения, речи, одежды и.п.).
-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

 Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника 

- Не надо портить русский язык


- Не обидеть


- В зависимости от настроения



- Чтобы человек больше не допускал ошибок


- Не оказаться бестактным



-Что такое лексикон человека? Лексика?

-В каком разделе лингвистики изучается лексика?

Анализируя вашу последнюю работу, я увидела, что у нас возникли проблемы с разграничением паронимов.

Вот этой теме мы сегодня и посвящаем наш урок. Запишите число и тему урока в тетрадь: Паронимы. (Слайд № 2)



Что такое паронимы? ). Слайд № 3.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока: 1) научиться разграничивать паронимы, 2) правильно и уместно употреблять их в речи 3) обогащать лексикон.



2. Повторение. Проверка домашнего задания.

1) Орфоэпическая разминка (проводит ученик)

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.

Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). Слайд № 4.

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый 
Слайд№5 (правильно :добЫча, прибЫвший, асимметрИя, закУпорить ,премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, завсегдАтай, облегчИть, прИткнутый, озвУчение, Ивовый).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. Слайд № 6 (На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
2) Прочитаем предложение, записанное на доске:

Посетив выставку, мы были восхищены (искусной, искусственной) работой ювелиров прошлого столетия.

С каким языковым явлением встретились? Что нужно делать, чтобы выбрать нужное слово? Каков алгоритм действий? (словарь, синонимы, антонимы, однокоренные слова)

Работаем с этим предложением: один человек – подобрать синонимы, антонимы к паронимам, второй – синтаксический и пунктуационный анализ предложения, третий – найти значения слов в словаре. Класс работает с 2-им человеком. Проверяем работу 1,3 – правильно ли мы выбрали слово? (может помочь и языковая интуиция)

3. Работа по теме урока.

1. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. Слайд № 7.

1)   В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.

2)   Став старше, мы узнали, что сказки – это (духовное - душевное) творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды.

3)(Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

4)Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.
2. Объясняем значения слов-паронимов

Слайды № 8-12

Гарантийный – предоставляющий гарантию

Гарантированный – обладающий гарантией

Добрый – обладающий добротой

Добротный – хорошо сделанный, качественный

Единичный – в одном экземпляре

Единственный – один

Единый – совместный, представляющий целое

Обосновать – объяснить

Основать – открыть, начать, положить основу

Экономный – бережливый

Экономичный – создающий возможность накопить, сохранить

Экономический – относящийся к области экономики

С последними словами составить словосочетания, предложения.

3. Диффенцированное задание.

Теперь два человека будут корректорами и исправят ошибки в употреблении паронимов. Предложения выписаны из сочинений учащихся школы.

 На карточках:

1 карточка



Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.

Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.

Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.

 2 карточка



Сестра показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.

ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.

Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.

 Работа по рядам.

Какое существительное подходит к одному из 2-х паронимов? Смотрят значение слов БЫВШИЙ, БЫЛОЙ. 1 ряду – слово бывший, 2 - былой

   Ребята выходят к доске и указывают стрелкой, какое существительное подходит к данным паронимам.


Бывший                                   Былой

Артист


Слава

Годы


Друг

Величие


Военный

Первый ряд пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй ряд – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.

Проверка индивидуального задания.

4. Списать предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Слайд № 13
Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа. Как журналист, я обязан помечать любые мелочи. Было холодно, поэтому Маша одела шубу. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная. Ему была представлена возможность поехать на юг. Знаток во всём, он всё же был невежей в живописи.

Индивидуальное задание: сообщение о словах ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.



5. Работа со словарями. Подберите паронимы к данным словам и объясните их значение с помощью словаря, составьте словосочетания. Слайд № 14-15


  • Драматический - …(драматичный).

  • Дружеский - …(дружественный).

  • Приметливый-… (приметный)

  • Злой - …(злостный).

    • Длинный - …(длительный)

  • Нестерпимый -… (нетерпимый)

  • Адресат- адресант

  • Будний – будничный

  • Удачливый - удачный


6. Физминутка. Презентация 2.
7. Разноуровневое задание.
1 уровень: а) От корня слова ветер с помощью суффиксов образуйте слова-паронимы со следующими значениями:

А) с ветром, сопровождаемый ветром;

Б) относящийся к ветру;

В) приводимый в действие силой ветра.

б) Выберите из скобок существительные, подходящие к прилагательным:

Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).

Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).

Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).


2 уровень:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе,

которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.



  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

  2. Хищное истребление лесов – серьезная проблема современности.

 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.


Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок:  выбрать (употребление лишнего слова, употребление слова в несвойственном ему значении, употребление рядом однокоренных слов, неправильное употребление Д.О, ошибка в употреблении паронимов ), формулировка вида

ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать

так: / чтение исправленных вариантов/.

3 уровень:

Прочитайте стихотворение Вадима Шефнера.


Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:


Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.

- определить тему и идею текста;


- исследовать языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения (слова в переносном значении, метафоры, олицетворения, сравнения, их роль, глаголы);
- исследовать синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора (предложения, чем осложнены, знаки препинания).
Проверка: 1 и 2 уровень – учитель. 3 уровень – представляют свою работу всем.

Слайд № 16 – стихотворение Шефнера – выступление группы.
(Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.
Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово


«гаснет». Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.



Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры –гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв»,

«взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.



Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни..глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям,

к воскрешению русской словесности.
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни»


по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с

помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать

особую значимость в высказывании.
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной


мысли, выраженной в тексте:
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни»)

8. Самостоятельная работа с учебником.

Выполнение упражнения 65 (устно). Проверка: прочитайте исправленный вариант.


9. Теперь познакомимся, как представлена тема «Паронимы» в заданиях ЕГЭ.

Слайд № 17.

Что делаем, каков алгоритм выполнения этого задания?

Самостоятельная работа учащихся с тестами (задание А 2).

10. Домашнее задание. Выполнение тестов будет вашим д/з.

Чтобы не допускать таких ошибок в своей речи, необходимо чаще заглядывать в толковые словари русского языка, владеть большим запасом слов. Многим может помочь языковая интуиция и логика.


11. Итог урока. Слово учителя.  Слайд 18.

  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский

интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэту, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

-   Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

    Не притупить свой слух там, где ему всё  ново,

    И, выплавив строку,  дождаться светлых встреч

    С  прозреньем  Пушкина и красками  Рублёва.

                                                   (В.Рождественский)

Рефлексия. Методика незаконченного предложения.


Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый 

1 карточка



Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.

Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.

Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.

 2 карточка



Сестра показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.

ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.

Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.
Первый ряд пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй ряд – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.
1 уровень: а) От корня слова ветер с помощью суффиксов образуйте слова-паронимы со следующими значениями:

А) с ветром, сопровождаемый ветром;

Б) относящийся к ветру;

В) приводимый в действие силой ветра.

Составьте с ними словосочетания.

б) Выберите из скобок существительные, подходящие к прилагательным:

Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).

Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).

Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).

2 уровень:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе,

которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.


1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5. Хищное истребление лесов – серьезная проблема современности.
 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок:  выбрать (употребление лишнего слова, употребление слова в несвойственном ему значении, употребление рядом однокоренных слов, неправильное употребление Д.О, ошибка в употреблении паронимов ), формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.


3 уровень:

Прочитайте стихотворение Вадима Шефнера.


Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:


Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.

определить тему и идею текста (ключевые слова);


- исследовать языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения (слова в переносном значении, метафоры, олицетворения, сравнения, их роль, глаголы);
- исследовать синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора (предложения, чем осложнены, знаки препинания).

Приложения к уроку «Паронимы».

1.

 Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника 

- Не надо портить русский язык


- Не обидеть


- В зависимости от настроения



- Чтобы человек больше не допускал ошибок


- Не оказаться бестактным



Слова — паронимы ( из словаря паронимов)

Адресат — адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).


Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)

Гармонический — гармоничный. Гармонический — относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный — стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный — заглавный. Главный — основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный — относящийся к заглавию (заглавная роль).

Двигатель — движитель. Двигатель — машина, которая приводит в движение, сила (электрический двигатель); движитель —  то, что. приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса); (устарелое слово).

Демократический — демократичный. Демократический — относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный — характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический — динамичный. Динамический — относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный — обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический — дипломатичный. Дипломатический — относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный — тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный — длительный. Длинный — имеющий большую длину (длинный доклад); длительный- долговременный (длительный отпуск).

Добровольный — добровольческий. Добровольный — совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий — относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический — драматичный. Драматичный — выражающий сильные чувства, полный драматизм (драматичная ситуация); драматический — относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский — дружественный. Дружеский — относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); дружественный — основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный — жалостливый. Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный — запасливый. Запасный — имеющийся в качестве запаса (запасный выход); запасливый — умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой — злостный. Злой — исполненный чувства вражды (злой человек); злостный — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик)

Исполнительный — исполнительский. Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский — относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный — командировочный. Kомандированный — лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный — относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический — комичный. Kомический — относящийся к комедии (комический персонаж); комичный — забавный (комичный вид).

Критический — критичный. Kритический — относящийся к критике (критическая статья); критичный — обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический — логичный. Логический — относящийся к логике (логическое мышление); логичный — правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический — методичный. Методический — относящийся к методике (методическая конференция); методичный — точно следующий плану (методичная работа)

Ненавистнический — ненавистный. Ненавистнический — проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный — вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый — нетерпимый. Нестерпимый — такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый — недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть — обеднить. Обеднеть — стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить — сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный — опасливый. Опасный — связанный с опасностью (опасный мост); опасливый — действующий осторожно (опасливый человек).

Описка — отписка. Описка — случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка — ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить — усвоить. Освоить — научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить — сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический — органичный. Органический — относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный — неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение — обсуждение. Осуждение — выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение — всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный — ответственный. Ответный — являющийся ответом (ответная реакция); ответственный — несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный — отчетливый. Отчетный — относящийся к отчету (отчетный период); отчетливый — хорошо различимый (отчетливый звук)

Политический — политичный. Политический — относящийся к политике (политический деятель); политичный — действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый — понятный. Понятливый — быстро понимающий (понятливый человек); понятный — ясный (понятная причина).

Представительный — представительский. Представительный — производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский — выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление — предоставление. Представление — вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление — выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый — приметный. Приметливый — способный примечать (приметливый критик); приметный — заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический — реалистичный. Реалистический — следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный — соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый — скрытный. Скрытый — тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный — неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный — тактический. Тактичный — обладающий тактом (тактичный поступок); тактический — относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический — техничный. Технический — относящийся к технике (технический прогресс); техничный — обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый — удачный. Удачливый — счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь); удачный — успешный (удачный день).

Фактический — фактичный. Фактический — соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный — содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский — хозяйственный. Хозяйский — относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный — занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный — явственный. Явный — очевидный, нескрываемый (явное превосходство); явственный — отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).



искусный – умелый, хорошо знающий свое дело

искусственный – не природный; сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний

Искусный – умелый, ловкий, тонко знающий свое дело. Искусный стрелок. Искусный портной. || С большим умением исполняемый; сделанный мастерски, с большим искусством. Искусная работа.

Искусственный - 1. Сделанный наподобие настоящего, природного; неестественный. Искусственные зубы. Искусственные цветы. Искусственное орошение. 2. Притворный, деланный, не настоящий.Искусственная улыбка.[1]

Таким образом, ‘искусный’ легко заменить в тексте синонимами ‘виртуозный’, ‘умелый’, ‘мастерски сделанный’, а ‘искусственный’ – ‘ненастоящий’, ‘созданный человеком’. Рассмотрим на примерах: 1.Татьяна слыла (искусной // искусственной) вышивальщицей. 2. (Искусный // искусственный) интеллект в XXI веке захватывает все сферы человеческой деятельности. В первом случае мы легко можем заменить пароним словом ‘умелый’, следовательно, правильный вариант – ‘искусный’:Татьяна слыла искусной вышивальщицей; во втором примере пароним можно заменить выражением ‘созданный человеком’, следовательно, правильный вариант – ‘искусственный’: Искусственный интеллект в XXI веке захватывает все сферы человеческой деятельности.



1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Из сада хлынул чистый дождевой воздух, дурманящий запах цветущей липы.

  2. Маша с таким ясным и благодарным взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

  3. Его дружественные послания всегда были прелестны.

  4. Экономическая политика правительства направлена на повышение жизненного уровня.

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Отчетливый звук гудка уплывающего теплохода болью отозвался в сердце Зимина.

  2. Мишка одел братишку потеплее, и они побежали к реке.

  3. Во время практики на производстве мы можем усвоить новейшие технологии.

  4. Барский указ вызвал бунт не только у него в имении, но и во всей губернии.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Искусное снижение заработной платы создает в обществе напряженную ситуацию.

  2. Гарантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

  3. Единственной страстью, подчинившей себе всю его жизнь, была страсть к науке, к познанию.

  4. Смущение проявляется двойным образом: либо мы ведем себя тише воды, либо, наоборот, держимся вызывающе.

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Самый действительный способ улучшить память – постоянно тренировать ее .

  2. Она пыталась говорить задушевным, доверчивым тоном, но голос был жестковатый и неискренний.

  3. В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, красочными.

  4. Перед нами расстилалась пустынная болотная равнина, покрытая чахлым лесом.

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него – злая клевета.

  2. В этот майский день пришло великое известие, что мы победили и что война окончена.

  3. Отечественный кинематограф подарил мировой культуре целую сокровищницу выдающихся глубоко гуманных фильмов.

  4. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Марина Васильевна очень волновалась, но все-таки прислушалась к мудрой и практической своей приятельнице.

  2. Продажа непрофильных активов осталась тем единственным спасительным средством, которое могло бы уберечь корпорацию от банкротства.

  3. Все переживания артиста цирка при выполнении высокого номера описаны в этой книге.

  4. Строки любовной лирики А.С.Пушкина – глубоко человеческие, проникнутые нежностью строки.

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Я непременно должен высказать свое личностное мнение по этому вопросу.

  2. Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то конская часть двигалась шагом к заставе.

  3. По шаткой лесенке Максим спустился с чердака в жилые комнаты.

  4. Каждый выпускник школы должен овладеть приемами информативной обработки текста.

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Дежурный с деловитым видом перечислял те задания, которые предстояло выполнить в течение дня.

  2. Со временем лаборатории преобразилась в филиал научно-исследовательского института.

  3. В заповеднике много деревьев ценных пород.

  4. Гуманное отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивую помощь.

9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Ассортимент продукции, представленный на нашем сайте, необычайно широк.

  2. Депутаты подготовили ряд поправок к действительному пакету законов.

  3. Каменная глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.

  4. По мнению ряда ученых, стремление человека совершать самоотверженные поступки в значительной степени порождено его эволюцией.

10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Старик медленно шел по полю вдоль трибун с высоким мужчиной в инженерной фуражке.

  2. Признавая себя виноватым, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.

  3. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с вечными дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины.

  4. Я вижу, вы находитесь в воинственном настроении и готовы поспорить со мной.

Новелла Матвеева:


«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.

Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). Слайд № 4.

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый 


Слайд№5 (правильно :добЫча, прибЫвший, асимметрИя, закУпорить ,премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, завсегдАтай, облегчИть, прИткнутый, озвУчение, Ивовый).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. Слайд № 6 (На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.


Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет». Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры –гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни..глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям,



к воскрешению русской словесности.
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте:
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни»)