Тема урока: «Авангардизм в музыке XX века». Тема раздела: «Что значит современность в музыке». Тема урока: «Авангардизм в музыке XX - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,... 1 189.76kb.
Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы... 1 107.9kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий... 1 58.64kb.
Понятие «Серебряный век» обычно применяют к русской поэзии первых... 1 90.6kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 129.14kb.
Урок немецкого языка в 8-м классе. Тема раздела: "Мы готовимся к... 1 51.85kb.
Урока Дата по плану Дата факт Тема урока Тип урока, формы работы... 1 160.92kb.
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве» 1 46.07kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 137.08kb.
Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу 1 388.8kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема урока: «Авангардизм в музыке XX века». Тема раздела: «Что значит современность - страница №1/1

План урока в 8 классе.

Тема урока: «Авангардизм

в музыке XX века».
Тема раздела: «Что значит современность в музыке».

Тема урока: «Авангардизм в музыке XX века».

Тип урока: урок расширения и углубления темы.

Жанр урока: урок-панорама.

Форма урока: интегрированный урок.

Цель урока: познакомиться с новым направлением в музыкальном искусстве XX века – «авангардизмом», его особенностями, его создателем – А.Шёнбергом и его последователями – К.Штокхаузеном, А. фон Веберном, Л. Ноно.

Задачи:


  1. получить эмоциональное потрясение от знакомства с новой музыкой.

  2. узнать историю возникновения «авангардизма», познакомиться с его особенностями и разновидностями в музыке. Познакомиться с создателем этого направления, его последователями и их творчеством.

  3. найти родственное настроение, чувства и способ их выражения в различных произведениях искусства (музыки и живописи). Создать условия для присвоения и творческой интерпретации знаний, полученных обучающимися по данной теме. Работать индивидуально и по группам.

Музыкальные и изобразительные материалы, используемые на уроке:

Л.Бернстайн «Сцена драки» из мюзикла «Вестсайдская история».

А.Шёнберг «Уцелевшие в Варшаве».

А. фон Веберн Симфония ор.21.

К.Штокхаузен « Momente».

Л.Ноно «Дороги Нет, Но Надо Идти Вперед».

С.Никитин «Александра».

П.Пикассо «Герника».

В.Верещагин «Апофеоз войны».

Материально-техническое обеспечение:

Интерактивная доска, проигрыватель, магнитофон, пианино, раздаточный материал, презентация.
План-схема урока.


время

раздел урока

задачи

содержание

материалы

5 мин.

Вступление

Создать творческую, эмоциональную атмосферу.

Слушание фрагмента, определение названия произведения. Есть ли там мелодия, и почему нет.

Фрагмент из произведения Бернстайна.

10 мин.

Постановка проблемы, изложение материала

Познакомить с историей возникновения «авангардизма», его особенностями

Выяснить причину появления «авангардизма», познакомиться с идеей создания музыки А.Шёнберга, основными направлениями

Презентация.

Портрет А. Шёнберга.






Разрешение проблемы.

Поставить творческую задачу и разрешить ее.

Если бы вы сочиняли музыку в стиле «авангардизма», как бы вы сочинили произведение о воспоминаниях человеке, побывавшего в фашистском концлагере во время

2-ой Мировой войны.






4 мин.

Куль

мина


ция урока.

Получить эмоциональное впечатление от прослушивания произведения.

Слушание произведения.


А.Шёнберг «Уцелевшие в Варшаве».

1 мин.

вывод




Совпало ли ваше предположение с действительностью. Можно ли было передать эти чувства традиционной музыкой.










Осознать впечатления, найти «родственную» картину.

Просмотр двух произведений живописи, сравнение, выбор.

Картины Пикассо и Верещагина

10 мин.

Завершение урока.

Определить образ и черты основных направлений «авангардизма» в новой музыке.

Слушание 3-х произведений композиторов-«авангардистов». Какие способы создания музыки использовали эти композиторы, и какие образы у них получились.

Работа по группам с раздаточными материалами.



Фрагменты произведений Веберна, Штокхаузена, Ноно.




вывод




Ответы детей.




5.

Итог урока

Подвести итог урока с помощью учителя.

1.С каким явлением познакомились?

2. В чем отличие этого направления от традиционной музыки?

3. Ваши впечатления?

4.Имеет ли право на существование такая музыка?






4.







Исполнение песни.


Никитин «Александра»

1.







Самооценка работы на уроке и выход.




Ход урока.


Вход в класс под звуки марша. Приветствие учителя.

Звучит фрагмент из мюзикла Л.Бернстайна «Вестсайдская история».

Уч. предлагает вспомнить, что это за произведение.

Дети отвечают.

Уч.: Есть ли мелодия в этом фрагменте?

Дети отвечают.

Уч.: Почему автор написал произведение без мелодии?

Дети отвечают.

Уч.: На рубеже XIX-XX веков произошло много кардинальных изменений в жизни людей в связи с научно-технической революцией. Эти изменения не могли не отразиться и в искусстве. Появились новые направления, в которых художники пытались порвать с традиционными направлениями и создать новое искусство, основанное совсем на других принципах. В музыке тоже родилось новое направление – «авангардизм» ( от французского - avant-garde –« отряд, идущий впереди»).

Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов презентации.

Уч.: Основоположником этого направления стал австрийский композитор Арнольд Шёнберг (портрет, биографические данные в презентации). Вся современная европейская музыка опирается на 2 лада: мажор и минор.

Суть нового направления – отказ от ладотональной системы, с присущими ей особенностями: устойчивой тоникой, устойчивыми и неустойчивыми звуками и их тяготениями (слайд со схемой ладотональных тяготений).

Шёнберг отказался от ладотонической системы и разработал новую 12-ти тоновую систему – додекафонию (двенадцатизвучие). Суть этой системы в том, что музыка создаётся композитором рационально, на основе какого-либо расчета. Композитор руководствуется определенными правилами создания блока, в котором используются 12 звуков, но разной длительности, высоты, разных тембров. «Серийная» композиция строится на повторении в различных вариантах одного и того же звукового ряда, выбираемого для данного произведения. Из таких «блоков» композитор складывает музыку, получившую название «серийной».

Композиторы разработали несколько способов создания «авангардной» музыки.

Основные направления «авангардизма» (презентация):

-алеаторика (буквально - игра в кости - с древнегреческого) – случайный набор звуков.

-стехастическая – попытка связать музыку с высшей математикой.

-сонористика – демонстрация немыслимых ранее звуковых комбинаций.

-пуантилизм (писать точками) – создание музыки отдельными звуками или группой по 2-3 звука, окруженными паузами.

-коллаж - вставка фрагментов из классических произведений других композиторов.

-конкретная музыка – использование естественных шумов, звукоподражаний.

-электронная музыка – звучание синтезаторов, комбинирование различных записей.

«Авангардизм» отрицает все достижения в области средств выразительности: интонацию, форму, жанры. Они отвергают красоту музыки и ее воздействие на слушателя, остается физическое воздействие. «Авангардизм» расширил технические возможности музыки.

Жизнь А.Шёнберга сложилась так, что он вынужден был эмигрировать из своей страны и поселиться в США. Но события, происходившие в Европе во время 2-ой Мировой войны, не могли оставить его равнодушным. Он написал произведение «Уцелевшие в Варшаве» о воспоминаниях узника фашистского концлагеря.

Если бы вы были композиторами и сочиняли музыку в стиле «авангардизма», как бы вы сочинили произведение, передавшее переживания человека, испытавшего ужасы фашистского концлагеря?

Дети отвечают.

Слушание произведения.

Уч.: Каковы ваши впечатления? Совпали ли ваши предположения с музыкой Шёнберга?

Дети отвечают.

Уч.: Посмотрите 2 картины разных художников: французского

художника XX века - П.Пикассо «Герника» и русского художника XIX века – В.Верещагина «Апофеоз войны». Какая из этих картин по настроению, интонации, средствам выразительности больше соответствует

произведению Шёнберга? (презентация).

Дети отвечают.

Уч.: У Шёнберга было много учеников и последователей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и их произведениями.

Ваши задачи: 1. - определить образ, 2. – определить какие способы создания «авангардной» музыки использовали композиторы.

Слушание 3-х фрагментов:



  1. Антон фон Веберн Симфония ор.21,

  2. Карлхайнц Штокхаузен Momente,

  3. Луиджи Ноно «Дороги Нет, Но Надо Идти Вперед».

После прослушивания дети разделяются по группам и работают, используя раздаточный материал (напоминание направлений «авангардизма).

Ответы представителей групп.

Уч.: Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

1.С каким явлением в музыке мы познакомились сегодня?

2. В чем отличие этого направления от традиционного?

3. Ваши впечатления от этой музыки?

4. Имеет ли право такая музыка на существование?

Уч.: А теперь вернемся к традиционной музыке XX века и исполним песню С.Никитина «Александра»



Исполнение песни.

Затем происходит самооценка и выход их класса.