Тема урока: Афины при Перикле Провела: Балакина Т. Д. учитель истории и обществознания Черняево 2013 г. Тема урока: Афины при Перикл - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Демократия при Перикле. Афины в V в. До н э 1 65.47kb.
Урок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле. 1 57.81kb.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе... 1 154.2kb.
Урок. Тарасова Мария Викторовна, Учитель истории и обществознания. 1 78.23kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 88.49kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 70.41kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений... 1 246.81kb.
Урок истории в 8 классе. Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории... 1 29.27kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
План-конспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова... 1 75.91kb.
Конкурсы Угадайка Золотое Руно, дракон, Язон, аргонавты, Медея. 1 19.55kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема урока: Афины при Перикле Провела: Балакина Т. Д. учитель истории и обществознания - страница №1/1

МОБУ Черняевская средняя общеобразовательная школа

Тема урока:

Афины при Перикле

Провела: Балакина Т.Д.

– учитель истории и обществознания

Черняево 2013 г.



Тема урока: Афины при Перикле
Цели:

Обучающие:

- расширить и дополнить представления школьников о демократии;

- познакомить учащихся с деятельностью Перикла;

Развивающие:

- выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом;

- способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументированно доказывать свою точку зрения.

- развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.


Воспитательные:

- на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, заботы о людях.


Оборудование урока: карта «Древняя Греция», презентация; интерактивная доска; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», Фукидид «История», Аристотель «Афинская полития» – дифференцированные карточки; тест

Основные понятия: граждане, народное собрание, демократия, реформа

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
План урока:
1. Мотивационная беседа.

2. Зарождение демократии в Афинах (повторение в связи с изучением нового материала).

3. Афины при Перикле.

4. Реформа государственного управления при Перикле.

5. Закрепление. Выполнение задания урока – работа по группам – дифференцированная.

6. Проверка усвоения изученного материала (взаимопроверка)

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Мотивационная беседа.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры.

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины? Что такое полис? Какие полисы вы знаете еще? Покажите на карте. (работа с картой)

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады

Давайте вспомним с вами (повторение в связи с изучением нового материала):

1. Что вы знаете о Афинах? Какие события происходили? С чем они были связаны?

(речь о греко-персидских войнах)

Работа по карте: походы Дария Первого и Ксеркса.

Чем закончились греко-персидские войны для Афин?

В V в. до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

2. Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)

3. Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)

4. Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)

5. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э.)

6. Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.



Газета. Какое отношение газета имеет к теме нашего урока? О чем идет речь в газете? Можно ли назвать данные мнения противоречивыми?

Как можно сформулировать тему урока?

Задание на урок: Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на эти вопросы:

- Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад?
3. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. (Сообщения учащихся о Перикле)



1ученик. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.


2 ученик. Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.


3 ученик. Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.
4 ученик. При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.
Блестящий оратор, за силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом. Его мудрость достойна восхищения. Как вы думает, за что?

Сейчас мы объединимся в группы, каждая из которых получит алгоритм работы и карточку с текстом и вопросами , на которые группа должна ответить в ходе своего выступления. Изучая карточку, вы узнаете о каком-либо важным элементе демократии.

(деление на группы с помощью карточек разного цвета: сторонники Перикла и противники Перикла.

Алгоритм работы в группе

1.Распределите роли в группе:

а) чтец

б) кто ведет краткую запись



с) докладчик.

2.Изучить текст.

3.сделать краткий доклад

4.ответить на вопросы к вашей карточке.

Учитель объединяет ребят в группы и раздает карточки
Карточка № 1. (работа в группах):

Однажды полководец Толмид, которого прежние удачи сделали чрезвычайно самонадеянным, решил в самый неблагоприятный момент вторгнуться в Беотию. Он убедил принять участие в походе тысячу знатных афинян. Перикл пытался удержать его, но, видя, что тот не поддаётся уговорам, сказал: « Если ты не веришь моим советам, то, во всяком случае, не ошибёшься, избрав мудрейшего из советников…»

Вопрос для всех: Предположите, кого или что имел в виду Перикл, говоря о мудрейшем советнике?

Ответ: Время. Тогда никто не обратил внимания на эти слова Перикла. Когда же спустя несколько дней в Афинах получили известие, что Толмид и его соратники погибли, афиняне оценили осторожность и ум Перикла.

Сторонники Перикла:

Как данный факт характеризует Перикла? Какие качества оценили афиняне?

Противники Перикла:

Почему Перикл пытался удержать полководца Толмида? Как вы оцениваете поведение Перикла? Можно ли его считать трусливым и искать выгоду?



Рассказ учителя

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.


Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования.
Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии (слайд 10). Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен. (см. с. 184)
Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать (слайд 11). Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.
Физминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!
- Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторические документы.
4. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Ребята, у вас на партах лежат карточки с отрывком из документов. У нас 2 группы. У каждой группы исторический документ.

Ваша задача прочитать его и ответить на поставленные вопросы.

Карточка № 2.

Группы учащихся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.


Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

Сторонники Перикла:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

Таким образом, должностным лицам ежедневно платили деньги из государственной казны.

Противники Перикла: Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?



Карточка № 3.

Группы учащихся анализирует отрывок о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.


По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление …- это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…
Вопросы к тексту:

Сторонники Перикла:

1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

Таким образом, должностные лица отчитывались перед народным собранием.

Противники Перикла:

1. Найти в тексте доказательства, когда Перикл действовал не только методами убеждения и наставления. О чем это может говорить? Можем ли мы считать, что Перикл превышал свою власть?
Карточка № 4. Отрывок из «Истории» Фукидида.

Учащиеся анализируют отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.



Вопросы к тексту:

Сторонники Перикла:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Противники Перикла:

1. Кто не участвовал в выборах?

2. Кто, по вашему мнению, не мог занять должности, которые приносят жалованье и доход?

 Итак, мы выяснили, что сделал Перикл для развития Афинской демократии
Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии

+

-



1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин


2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами


3. Отчетность должностных лиц

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.


4. Плата за исполнение должностных обязанностей

4. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный) (подсказать детям)



Карточка № 5

положительные стороны демократии

отрицательные стороны демократии






Несмотря на то, что демократия в Афинах имела отрицательные стороны, мы можем сделать вывод, что в 5 в до н.э. в Афинах сложилась демократическая система управления. Многие политические достижения афинян используются до сих пор.

Продолжение выполнения задания урока.
Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?

(выборы, голосование, плата за исполнение государственных обязанностей, власть народа)


Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.


6. Первичная проверка усвоения изученного материала. Выполнение теста – взаимопроверка.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке.



Тест.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.


7. Подведение итогов урока.

Что мы узнали об Афинском государстве?

Чему мы можем научиться у древних афинян?

Что из отрицательных сторон жизни Афинского государства не изжито

в нашем обществе?

Какие учебные умения вы приобрели на уроке?



С какими мыслями вы уйдёте с урока?
Оценка работы учащихся.

8. Д/З § 37, вопросы; записать в тетради «Положительные и отрицательные стороны Афинской демократии».