Тема: Океания. Цели - страница №1/1
Тема: Океания.
Цели:
-
углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана на примере образования островов в Океании;
-
осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
-
рассмотреть особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
-
изучить причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;
-
сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
-
раскрыть роль ученых в исследованиях Океании;
-
продолжить формирование умения работать с картой, анализировать климатограммы;
-
развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Оборудование: карты атласа и контурные карты для 7 класса, презентация «Океания», учебник Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс/ Под ред. В.П.Дронова. – М.: Дрофа, 2009, компьютер, проектор, выход в сеть Интернет.
Тип урока: изучение нового материала.
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
|
1
|
Организационный момент
|
|
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
|
|
1
|
2
|
Актуализация знаний
|
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=8&rpt=simage&lr=195&uinfo=sw-1263-sh-685-fw-1038-fh-479-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fedu.kubannet.ru%2Fdlrstore%2F00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5%2Fobjects%2F02-3-6%2Faustralia.png
|
Сообщение учащимся темы урока. Вспоминаем основные теоретические понятия, необходимые для усвоения нового материала:
-
Что называют островом?
-
Что называют архипелагом?
-
Какие различают острова по происхождению?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
|
3
|
3
|
Изучение нового материала.
|
http://ostranah.ru/_lists/regions.php?id=7
|
1. Океания – одна из самых интересных территорий Земли. Это огромный и сложный мир с более 7 тыс. островами, S=1,3 млн. км2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея и Новая Зеландия.
Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира, короткая запись в тетради).
2. Состав Океании
Океания подразделяется на:
-
Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;
-
Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
-
Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.
Найдите эти составные части Океании в учебнике на стр. 139 рис. 78 и на карте в атласе. Сделайте короткую запись в тетради.
|
Короткая запись в тетрадях.
|
35
|
|
|
|
3. Географическое положение
-
Определите по картам атласа протяженность Океании с севера на юг (29 с. ш. от Гавайских о-в – до Новой Зеландии 53 ю. ш.) и с запада на восток (130 в. д. от Новой Гвинеи – до о.Пасхи 109 з. д.)
-
Запишите в тетрадях географическое положение Океании.
-
Входят ли в состав Океании следующие острова: Алеутские, Японские, Новая Зеландия, Филиппинские?
|
Работа учащихся с картами атласа. Запись в тетради.
|
|
|
|
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BB%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B5&pos=48&uinfo=sw-1263-sh-685-fw-1038-fh-479-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fserver2.bezfishki.net%2F2012%2F102012%2F04%2FD%2FDop%2F05%2FKorallovyj_atoll_Tetiaroa_7.jpg
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%3A%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&profile=default&search=%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BB&fulltext=Search
|
4. Особенности природы – происхождение островов.
Большинство островов Океании имеют биогенное происхождение. Если верить легендам жителей Океании, то их не открыли, а «выудили» с океанского дна. Жители Океании были прекрасными мореходами и умелыми рыбаками: они вылавливали рыбу, и острова. Конечно, такие легенды свидетельствуют о том, что древние народы видели связь между происхождением островов и дном Тихого океана. Коралловое сооружение образуется из известняковых частей, в которых жили полипы. Вместе эти сооружения образуют форму сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну (водоём). Такое сооружение называется АТОЛЛ.
|
|
|
|
|
|
Природа – особенности климата
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата.
По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается и запишите в тетрадях. (в субтропиках, тропиках и экваториальных широтах).
По климатической диаграмме определите особенности климата (Круглый год жарко и влажно: tи= 21°С, tя=22°С, осадки 3140 мм).
|
Работа с картой атласа. Запись в тетради.
|
|
|
|
http://ekranka.tv/video/tainy-tihogo-okeana 5я серия
|
Растительный мир:
Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль.
Новозеландская сосна - ка́ури, или Ага́тис ю́жный - это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад).
Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.
Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м и с листьями по 3 м.
Животный мир:
Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
Такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см в высоту.
Какапо – совиный попугай – единственный в мире нелетающий попугай.
Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела +11°С.
Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26 – 28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
|
|
|
|
|
http://ekranka.tv/video/tainy-tihogo-okeana 2я серия
|
5. Население Океании:
10 млн. человек,
из которых 0,3 млн. человек – в Микронезии
5 млн. человек – в Меланезии
4,5 млн. человек – в Полинезии.
Представлено население :
-
коренные народы
-
пришлое – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки
-
самые различные группы смешанного происхождения.
Меланезийцы
Папуасы
– группа народов, коренное население Западной Меланезии, говорят на папуасских языках. (о.Новая Гвинея).
Микронезийцы и полинезийцы
– коренное население Микронезии и Полинезии (западная и центральная часть Океании). Говорят на местных языках.
Маори
-
полинезийский народ в Новой Зеландии, язык – маорийский.
Хозяйственная деятельность
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
-
морские промыслы;
-
плантации кокосовой пальмы, какао, каучуконосов и кофе;
-
овцеводство;
-
туризм.
|
|
|
|
|
|
Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.
Привести примеры стран Океании с их столицами и показать их на карте.
|
Работа с картами атласа и записи в тетрадях.
|
|
|
|
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F&pos=4&uinfo=sw-1263-sh-685-fw-1038-fh-479-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Figo.3dn.ru%2F_ph%2F6%2F5559911.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D1%83%D1%80%20%D1%85%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BB%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fimg11.nnm.ru%2Ff%2F1%2F5%2F1%2F1%2Fd60d1d1455cabd8f412c50e9d75_prev.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=195&noreask=1&source=wiz
|
6. Исследователи Океании: сообщение учащихся.
Изучению коренных жителей Океании посвятил свою жизнь Н.Н.Миклухо-Маклай .
Тур Хейердал
- 1947 г. плавание на плоту Кон-Тики. Выдающийся ученый, известный этнограф совершил плавание от берегов Перу до островов Полинезии.
|
Сообщения учащихся.
|
|
4
|
Закрепление
|
|
|
Учащиеся составляют в тетрадях кроссворд по теме из 5 вопросов.
|
5
|
5
|
Домашнее задание
|
|
-
§ 30,
-
Стр. 142 творческое задание 4 или 5
-
Подготовится к самостоятельной работе по теме «Австралия и Океания»
|
Запись домашнего задания в дневники
|
1
|
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний
Сообщение учащимся темы урока. Вспоминаем основные теоретические понятия, необходимые для усвоения нового материала:
-
Что называют островом?
-
Что называют архипелагом?
-
Какие различают острова по происхождению?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
3. Изучение нового материала.
План урока
-
Понятие об Океании.
-
Состав Океании.
-
Географическое положение.
-
Особенности природы.
-
Народы и страны.
-
Исследователи Океании.
1. Океания – одна из самых интересных территорий Земли. Это огромный и сложный мир с более 7 тыс. островами, S=1,3 млн. км
2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея и Новая Зеландия.
Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира, короткая запись в тетради).
2. Состав Океании
Океания подразделяется на:
-
Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;
-
Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
-
Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.
Найдите эти составные части Океании в учебнике на стр. 139 рис. 78 и на карте в атласе. Сделайте короткую запись в тетради.
3. Географическое положение
-
Определите по картам атласа протяженность Океании с севера на юг (29 с. ш. от Гавайских о-в – до Новой Зеландии 53 ю. ш.) и с запада на восток (130 в. д. от Новой Гвинеи – до о.Пасхи 109 з. д.)
-
Запишите в тетрадях географическое положение Океании.
-
Входят ли в состав Океании следующие острова: Алеутские, Японские, Новая Зеландия, Филиппинские?
4. Особенности природы – происхождение островов.
Большинство островов Океании имеют биогенное происхождение. Если верить легендам жителей Океании, то их не открыли, а «выудили» с океанского дна. Жители Океании были прекрасными мореходами и умелыми рыбаками: они вылавливали рыбу, и острова. Конечно, такие легенды свидетельствуют о том, что древние народы видели связь между происхождением островов и дном Тихого океана. Коралловое сооружение образуется из известняковых частей, в которых жили полипы. Вместе эти сооружения образуют форму сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну (водоём). Такое сооружение называется АТОЛЛ.
Природа – особенности климата
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата.
По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается и запишите в тетрадях. (в субтропиках, тропиках и экваториальных широтах).
По климатической диаграмме определите особенности климата (Круглый год жарко и влажно: tи= 21°С, tя=22°С, осадки 3140 мм).
Растительный мир:
Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль.
Новозеландская сосна - ка́ури, или Ага́тис ю́жный - это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад).
Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.
Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м и с листьями по 3 м.
Животный мир:
Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
Такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см в высоту.
Какапо – совиный попугай – единственный в мире нелетающий попугай.
Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела +11°С.
Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26 – 28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
5. Население Океании:
10 млн. человек,
из которых 0,3 млн. человек – в Микронезии
5 млн. человек – в Меланезии
4,5 млн. человек – в Полинезии.
Представлено население :
-
коренные народы
-
пришлое – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки
-
самые различные группы смешанного происхождения.
Меланезийцы
Папуасы
– группа народов, коренное население Западной Меланезии, говорят на папуасских языках. (о.Новая Гвинея).
Микронезийцы и полинезийцы
– коренное население Микронезии и Полинезии (западная и центральная часть Океании). Говорят на местных языках.
Маори
-
полинезийский народ в Новой Зеландии, язык – маорийский.
Хозяйственная деятельность
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
-
морские промыслы;
-
плантации кокосовой пальмы, какао, каучуконосов и кофе;
-
овцеводство;
-
туризм.
Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.
Привести примеры стран Океании с их столицами и показать их на карте.
6. Исследователи Океании: сообщение учащихся.
Изучению коренных жителей Океании посвятил свою жизнь Н.Н.Миклухо-Маклай .
Тур Хейердал
- 1947 г. плавание на плоту Кон-Тики. Выдающийся ученый, известный этнограф совершил плавание от берегов Перу до островов Полинезии.
4. Закрепление
Учащиеся составляют в тетрадях кроссворд по теме из 5 вопросов.
5. Домашнее задание
-
§ 30,
-
Стр. 142 творческое задание 4 или 5
-
Подготовится к самостоятельной работе по теме «Австралия и Океания»
Дополнительный материал по теме:
-
http://ekranka.tv/video/tainy-tihogo-okeana
-
5я серия «Тайны Тихого океана»- «Странные острова» о редких растениях и животных Океании;
-
4я серия «Тайны Тихого океана»-«Океан вулканов» подводный вулкан Кавачи;
-
3я серия- «Бескрайняя синева»;
-
2я серия -«Переселенцы»;
-
1я серия -«Океан островов»;
-
6я серия- «Хрупкий рай»
-
http://ostranah.ru/_lists/regions.php?id=7 информация о странах
-
http://pochemuchca.ru/poshemu.html все ответы на детские вопросы
-
http://pochemuchca.ru/interes/aborigen.html оружие аборигенов