Тема Изучение природы человеком - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Тема Изучение природы человеком - страница №1/2

Тематический план

тема

Количество часов кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторных и практических работ

Тема 1.Изучение природы человеком


5




3

Тема 2. Вселенная

16

1

2

Тема 3.Земля

18

1

3

Тема4. Жизнь на Земле

15

1

4

Тема 5. Человек на Земле

16

1

2


Содержание программы

Тема1 :Изучение природы -Зч+2ч

Изучение природы человеком.

Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология).

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

№1 Великие естествоиспытатели.

№2Проведепие наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

№3 3накомство с оборудованием для научных исследований.

ТРЕБОВАНИЯ:

Знать\понимать

Методы изучения природы,



Уметь:

11ересказывать текст.

Учиться пользоваться доп\литературой. Пересказывать текст. Пользоваться приборами для измерения. Описывать опыт и наблюдения, их условия. Соблюдать ТБ. Сравнивать объекты по 4 признакам. Уметь измерять.

Искать информацию в доп\источниках. Работа с терминами и справочником. Пересказ текста. Использовать ЗУН для:

Проведения измерений, опытов, наблюдений.

Тема2:Всслснная 14ч+2ч

Представления о Вселенной у древних индийцев,шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.

Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 14-}7ввм их влияние на

развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

РольДж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника

Солнечная система, ее состав.

Планеты земной группы

Планеты-1 иганты. Плутон.

Спутники планет.

Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.

Звезды. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Многообразие звезд.

Созвездия.



ТРЕБОВАНИЯ:

Знать\поннмать:

Многообразие небесных тел, их простейшую классификацию, методы изучения. Перечислять и кратко характеризовать важнейшие экологические проблемы, в связи с изучением космоса.


Уметь:

*Указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе.

*Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

*Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и ' полученные результаты.

*Сравнивать небесные тела не менее чем по 4 признакам

*Описывать но предложенному плану внешний вид изученных тел

'"Использовать дополнительные источники знаний для выполнения учебной задачи.

*Находить значение терминов в справочной литературе;

*К'ратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль. *Использовать изученную естественно-научную лексику в устных сообщениях (2-3 мин.) *Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

*Соблюдать правила безопасности при выполнении ПР.



Использовать ЗУН для:

Определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков ДЕМОНСТРАЦИИ:

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус.

Фотографии планет Солнечной системы. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№4Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. №5 Работа с подвижной картой звездного неба. Контрольная работа по теме «Вселенная»№1

Тема3:3смля-18ч.

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Зелии.(Ж.Бюффон.И.Кант-Джинс.О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли; ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры.

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращений веществ в окружающем мире.

Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.

Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники- Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.



ТРЕБОВАНИЯ:

Знать\понимать:

*Многообразие тел, в-в и явлений природы, их простейшие классификации, их методы изучения. '* *Перечислять и характеризовать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли.

*Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни. Перечислять экологические проблемы местности и пути их решения.

Уметь:


*Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель. условия проведения и

полученные результаты.

*Сравнивать тела не менее чем по 4 признакам

*Описывать но предложенному плану внешний вид изученных тел.

*'Использовать дополнительные источники знаний для выполнения учебной задачи. ^ *Находить значение терминов в справочной литературе;

*Приводить примеры явлений превращений веществ.

*Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль. *Использовать изученную естественно-научную лексику в устных сообщениях (2-3 мин.) *Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин. Соблюдать правила безопасности при выполнении ПР.



Использовать ЗУН для:

Следовать нормам экологического поведения в природной среде.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

Примеры простых и сложных в\в, смесей.

Опыты, демоне трирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел,...), тепловых (плавление

льда,...), световых (разложение белого света при прохождении его через призму).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

№6 Описание и сравнение признаков2-3 веществ.

№7 Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость

скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности ит.п.).

№8 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка

влияния погодных условий на самочувствие людей.

Контрольная работа №2 по теме №3 Тема4:Жнзнь на Землс-14ч+1ч



Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане: леса каменноугольного периода: расцвет древних пресмыкающихсяы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро- главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы.

Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Назсмно-воздушная. водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни и влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды. донное сообщество кораллового рифа. глубоководное сообщество.

ПРАКТЙЧНСКИЕ РАБОТЫ:

№9 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

№10 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

№11 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием

различных источников информации

№12 Знакомство с экологическим проблемами местности и доступными путями их решения

Контрольная работа№3 по теме №4 ТРЕБОВАНИЯ:

Знать\поиимать:

*многообразие тел. веществ природы.

*строение живой клетки.

* Перечислять и приводить примеры представителей царств живой природы.

*.Перечислять и кратко характеризовать природные зоны Земли, среды обитания организмов.

*Перечислять и кратко характеризовать природные сообщества морей и океанов.

*Представлять об изменениях в природе под действием деятельности человека. *'Перечислять и характеризовать важнейшие экологические проблемы. г Уметь:

*Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности(редкие и исчезающие)

*Определять названия организмов по атласу-определителю.

*Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения, животных - к

условиям среды обитания.

*Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.

*0писывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

*Сравнивать тела не менее чем по 4 признакам

*Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел

*Использовать дополнительные источники знаний для выполнения учебной задачи.

*Находить значение терминов в справочной литературе:

*Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль. ""использовать изученную естественнонаучную лексику в устных сообщениях (2-3 мин.) '"пользоваться приборами для измерения изученных физических величин. "'соблюдать правила безопасности при выполнении ПР. Использовать ЗУН для:

*Определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных.

*Соблюдение норм экологической безопасности. Тсма5: Человек на Земле.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки. Открытие Австралии, Антарктиды. Великие путешественники- первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

ДЕМОНСТРАЦИИ

Ядовитые растения и опасные животные своей местности. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

№13 Измерение своего роста и массы тела №14 Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Тестирование по теме №4. ТРЕБОВАНИЯ:

Знать/понимать:

Среда обитания организмов.

Важнейшис природные зоны Земли.

Представлять изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Перечислять и характеризовать важнейшие экологические проблемы.

Факторы здорового образа жизни.

Экологические проблемы местности.

Уметь:

*узнавать растения и животных своей местности.

*изменения в окр\реде под воздействием человека.

*0писывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

*Сравнивать тела не менее чем по 4 признакам

*Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел

*Использовать дополнительные источники знаний для выполнения учебной задачи.

*находить значение терминов в справочной литературе;

*Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль. '"использовать изученную естественно-научную лексику в устных сообщениях (2-3 мин.)

* пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

*соблюдать правила безопасности при выполнении ПР.

Использовать ЗУН для:

.Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями,

домашними животными.

Оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Измерение роста, массы тел, температуры, сравнение показателей своего развития с возрастными

нормами.


Итоговый тест

Вариант 1

1.Наука, изучающая небесные тела: А) астрономия

Б) биология В) физика Г) геология

2. Химия ~ это наука о

А) форме и строении Земли Б) веществах и их превращениях

В) явлениях природы Г) живой природе

3. Методом изучения природы является

А) сложение Б) умножение

В) деление Г) наблюдение

4. Увеличительным прибором является

А) колба Б) весы

В) телескоп Г) линейка

5. Предложил классификацию организмов

Л) Ч. Дарвин Б) Ж.Б.Ламарк

В) К.Линней Г) В.Вернадский

6. Кто представлял, что Земля плоская, опирается на спины китов?

А) древние индийцы Б) вавилонцы

В) египтяне Г) месопотамцы

7. Кто считал, что центром Вселенной является Солнце, а не Земля?

А) Аристотель Б) А.Самосский

В) К-Птолемей Г) Пифагор

8. Первым высказал мысль о том, что Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

А) Н.Коперник Б) Птолемей

В) Д.Бруно Г) Г.Галилей

9. Планета земной группы

А) Сатурн Б) Юпитер

В) Марс Г) Уран

10. Выберите правильное выражение:

А) Литосфера состоит из подвижных плит

Б) Литосферные плиты неподвижны

В) Земная кора состоит из горных пород

Г) В центре Земли ядро, состоящее из железа

11. Малыми планетами называют

А) астероиды

Б) метеоры

В) кометы

Г) метеориты

12. Гипотезами называют научные

А)законы Б) теории

В) предположения Г) достижения

13. Назовите нашего соотечественника астронома

А) И.Кант Б) Ж.Бюффон

В) П-Ланлас Г) О.Ю.Шмидт

14. Сколько частей света на Земле?

А)6 Б)7 В)4 Г)8

15. Самый холодный материк

А) Европа Б) Азия

В) Антарктида Г) Арктика

16. Многолетний режим погоды

А) климат Б) погода В) ветер Г) гроза

17. Плавающие ледяные горы

А) корабли Б)айсберги

В)ледники Г)льдины

18. Какие организмы появились первыми и где?

А) одноклеточные на суше Б) многоклеточные в воде;

В) одноклеточные в воде. Г) одноклеточные и в воде и на суше

19. Кого называют динозаврами?

А) пресмыкающихся, живших на суше Б) пресмыкающихся, живших в воздухе

В) пресмыкающихся, живших в воде Г) пресмыкающихся, живших повсюду

20. Каждая клетка состоит из

А) оболочки и ядра

Б) оболочки, цитоплазмы и ядра

В) оболочки, хлоропластов и ядра

Г) ободочки, митохондрии и ядра

21. В назсмно-воздушной среде обитает:

А) волк Б) дождевой червь;

В)акула Г) крот

22. Для животных сообщества поверхности воды главная проблема

А) как ориентироваться в темноте Б) как быстрее передвигаться В) как удержаться на поверхности Г) как удержаться на дне

23. Установите соответствие «материк - природный объект»:

1. Евразия А) озеро Байкал

2. Африка Б) вулкан Эребус

3. Северная Америка В) пустыня Сахара

4. Южная Америка Г) Большой Каньон

5. Антарктида Д) юры Анды

6. Австралия Е) Большой барьерный риф

24. Природная зона - это:

А) Природный комплекс В) Растительный комплекс Б) Животный комплекс Г) Научный комплекс

25. Первое существо, которое научилось говорить:

А) австралопитек В) неандерталец Б) человек умелый Г) кроманьонец



Итоговый тест

Вариант2

1./Наука, изучающая электричество

А) химия Б) география

В) физика Г) биология

2. Экология - это наука о

А) взаимоотношениях организмов Б) форме и строении Земли В) живой природе Г) веществах и их превращениях

3. Методом изучения природы является

Л) эксперимент Б) экскримеит

В) -жсперт Г) экспресс

4. Для опытов в химии используют

А)колбу Б) лупу

В)линейку Г) бинокль

5. Создал учение о биосфере

А) Ч.Дарвин Б) Ж.Б.Ламарк

В) К.Линней Г) В.Вернадский

6. Кто представлял, что Земля гора. которую со всех сторон окружает морс? Выше расположено звёздное небо в виде опрокинутой чаши.

А) древние индийцы Б) вавилонцы

В) египтяне Г) месопотамцы

7. Первым использовал телескоп наблюдая за небесными телами

А) Н.Коперник Б) К.Птолемей

В) Д.Бруно Г) Г.Галилей

8. Планета-гигант

А) Меркурий Б) Плутон

В) Земля Г) Венера

9. Выберите правильное выражение:

А) Материки совершенно неподвижны Б) Мантия находится в центре нашей планеты

В) Ядро состоит из железа Г) Гидросфера - твердая оболочка Земли

10. Небесные тела. имеющие ядро и хвост, движущиеся по вытянутым орбитам А) астероиды Б) метеоры В) кометы Г) метеориты

11. Упавшие на Землю космические тела -

А) астероиды Б) метеоры В) кометы Г) метеориты

12. Какой учёный предположил, что земной шар возник в результате катастрофы?

А) И.Кант Б) Ж.Бюффон

В) П.Лаплас Г) О.Ю.Шмидт

13. Сколько материков на Земле

А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7

14. Самый большой материк.

А) Евразия Б) Африка

В) Америка Г) Австралия

15. Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент

А)климат Б)погода

В) ветер Г) гроза

16. Часть океана, которая вдается в сушу называют

А) морс Б) озеро

В) река Г) пруд

17. Подземные воды, выходящие на поверхность

А)ручей Б)источник

В) река Г) пруд

18. Развитие жизни на Земле началось;

А) 300 млн. лет назад Б) 3,5 млрд. лет назад В) 10 млрд. лет назад Г) 3,5 млн. лет назад

19.динозавры - это

А) древние земноводные Б) одна из групп древних пресмыкающихся

В) древние млекопитающие Г) современные пресмыкающиеся



20. Зеленый цвет клеткам растений придают

А) митохондрии Б) лизосомы

В) хлоропласты Г)ядро

21. Для животных, живущих в водной среде, характерно наличие

А) крыльев Б) длинных конечностей

В) плавников, перепонок между пальцами Г) крыльев и плавников

22. Для животных сообщества толщи воды главная проблема

А) как удержаться на поверхности;

Б) поддержание в воде или быстрое передвижение

В) как ориентироваться в темноте Г) как удержаться на дне

23. Установи те соответствие «материк - природный объект»:

1. Евразия А) озеро Виктория

2. Африка Б) вулкан Эребус

3. Северная Америка В) река Амазонка

4. Южная Америка Г) остров Тасмания

5. Антарктида Д) юры Кордильеры

6- Австралия Е) горы Гималаи

24. Почему температура на земном шаре не везде одинакова?

А) Земля имеет форму тара. В) Земля вращается вокруг своей оси

Б) Экватор расположен ближе к солнцу Г) Земля вращается вокруг солнца

25. Первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты - это:

А) австралопитек В) неандерталец

Б) человек умелый Г) кроманьонец



Ф,И

класс


№ варианта



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

А












































































Б












































































В












































































Г












































































Д












































































Е













































































Ф,И

класс


№ варианта



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

А












































































Б












































































В












































































Г












































































Д












































































Е















































































Ф,И

класс


№ варианта



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

А












































































Б












































































В












































































Г












































































Д












































































Е











































































следующая страница >>