Текст «Йога Васиштха» Васиштха продолжил - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Текст «Йога Васиштха», глава третья. История Лаваны 1 125.49kb.
Текст «Йога Васиштха», гл. 6 «Методы поклонения Богу». От многообразия... 1 128.47kb.
Текст "Йога Васиштха", гл. 6 "Методы поклонения Богу" 1 202.23kb.
Указатели на Божественную реальность. Бог желает, чтобы мы были Его... 1 277.51kb.
Текст «Йога Васиштха», глава шестая «Об освобождении». Неправильные... 1 221.8kb.
Воззрение Адвайты. Воззрение философское и истинное. Вы есть Брахман. 1 156.02kb.
Принцип Кала-таттвы. Время как живая субстанция 1 137.87kb.
Т екст "Йога Васиштха", гл. 6 Методы поклонения Богу 1 127.24kb.
Текст "Шиванандалахари" (Шри Шанкара). Джняна-йога и бхакти-йога... 1 100.92kb.
Разновидности йоги Что такое йога 1 195.6kb.
Эссе Воспитание и власть 1 21.78kb.
Основные тенденции мирового развития в XX в 1 115.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Текст «Йога Васиштха» Васиштха продолжил - страница №1/1

13.05.2010

Текст «Йога Васиштха»

Васиштха продолжил:

«О, Рама! Огромное творение кажущегося мира является только случайным проявлением намерения всемогущей сознательной энергии – Бесконечного Сознания или Брахмана. Само намерение уплотняется и порождает в разуме то, что намеривали проявить. Разум мгновенно создаёт это, и оно как будто существует в объективном пространстве».
Наше Я обладает творческой силой. Эта творческая сила проявляется как иччха-шакти, т.е. сила намерения. Когда мы пребываем в уме, а не в Высшем Я, то сила намерения очень слаба. Когда мы отрываем своё сознание от эго и ума, и действуем из Высшего Я, то сила намерения проявляется с большой силой.

То, что создаётся у вас внутри, начинает проявляться, реализовываться снаружи. Потому что сам этот мир – не отделен от сознания, а исходит из него. Хотя и не всё так просто.


На этой стадии появляется понятие об этом создании, фактически отказавшимся от своей фундаментальной и истинной сущности – Бесконечного Сознания.
Когда мы забываем тот факт, что мир творится нашим Высшим Я, исходит из нашего внутреннего Я, признаём реальность и самобытие вещей – у нас появляется ложное видение: как будто мир является внешним, отдельным и не зависящим от нас. Тогда живая душа запутывается в этом мире. Она строит неправильные ценности, смыслы и начинает их добиваться. Затем страдает. Потому что она всегда упускает самое главное. Приводится такой пример. Если взять рыбу и поместить её на хороший пляж, допустим на Мальдивских островах. Дать ей шезлонг, зонтик, сигарету, самые лучшие яства, то она всё равно не будет удовлетворена, потому что ей будет хотеться в океан. Она всё равно будет страдать. Эти удовольствия не будут для неё удовольствиями. Таким же образом джива, т.е. живая душа, даже получая удовольствия, чувствует себя подобно такой рыбе. Её природа иная, и поэтому она никогда не будет чувствовать себя удовлетворённой. Она будет стремиться к другой природе.
Васиштха сказал:

«Бесконечное сознание видит в себе чистую пустоту, и сознательная энергия создаёт существующее пространство. В этой энергии возникает намерение привнести разнообразие. Само это намерение потом считается создателем Брахмой и всеми сопровождающими его существами».
Перед тем, как Вселенная начала твориться, существует только дифференцированное, бескачественное, непроявленное состояние. Это мир первозданного энтропийного состояния, первозданного хаоса. В нём есть бесконечные вероятности, но нет ничего неопределённого. В нём есть огромная потенция. Но эта потенция ещё не приобрела характеристики. Например, сейчас в медицине очень популярны стволовые клетки. С их помощью пытаются лечить людей, омолаживать. И даже надеются сделать бессмертными. Стволовые клетки – это стволовые клетки эмбриона. В эмбрионе, в чреве матери ещё ничто не сформировалось, т.е. органы ещё не различаются. Клетки находятся в первозданном состоянии. Клетки ещё не решили, каким из них быть печенью, каким мозгом, каким желудком. Это универсальные клетки. У них огромный потенциал энергии. Потом они начинают специализироваться. Какие-то клетки становятся печенью, какие-то сердцем, какие-то желудком. И поскольку у них огромный потенциал, эти клетки используют для лечения. В связи с этим очень большой шум.

Таким же образом, это состояние энергии в первозданном энтропийном неопределённом состоянии обладает огромным потенциалом. Это как ребёнок. Он ещё не определился, кем он будет, но потенциал у него огромный. Пока он не определился, ещё есть вероятность, размазанность. И сознание просто создаёт Акашу, т.е. пространство. В нём возникает божество намерения. Это божество намерения и есть Брахма-творец. Из первозданного хаоса создаётся намерение что-то делать, как потенциал. Далее возникает дэвата, как воплощение этого намерения. Это и есть Брахма. А у этого намерения есть божества спутники, сопровождающая его свита.


«Так, в пространстве бесконечного сознания проявились все 14 миров с их разнообразными обитателями. Одни погружены в плотную тьму, другие близки к просветлению, третьи полностью просветлены».
Создатель Брахма, как воплощённое намерение, начал процесс творения. Т.е. Брахма – это живая сверхразумная санкальпа в виде Ишвары, владыки потенциальной Вселенной. Вселенной ещё нет, но владыка уже есть. Есть поговорка: «Было бы божество, а мандала создастся». Божество появилось. У божества есть огромный потенциал творения. Значит и мандала будет сотворена. Силой намерения создаются различные существа.

Те, у кого доминирует чистая саттва – становятся дэватами – богами. Чистыми, святыми и просветлёнными - риши, великие дэваты.

Те, у кого есть примесь раджаса и саттвы становятся богами классом пониже – сиддхами, божественными существами, видьядхарами и другими.

Те, у кого саттва смешана с тамасом становятся богами страсти. Есть саттва, но есть и неведение, инертность. Некая леность, расслабленность, притупленная ясность, тенденция к наслаждению и трате заслуг. Это различные боги. Они тоже обладают огромной силой и мудростью, но их свет меньше, по сравнению с сиддхами и высшими дэватами. Боги мира 33, апсары, Индра, апсары, гандхарвы и различные другие существа.

Те, у кого саттвы мало и много раджаса – становятся асурами, локапалами (хранители местности, планет, Вселенных). Они обладают большой силой и мощью. Но мудрости меньше, чем у богов.

Есть те, у кого раджас смешен с тамасом. Это животные.

У человек есть раджас, немного саттвы, немного тамаса. И своим видением он образует мир людей.

Существа, у которых избыток тамаса, образуют различные миры.

Тамас с раджасом образует ады.

Тамас с избытком более высокого раджаса образует миры животных.

Тамас, в котором мало раджаса образует растительный мир.

Сильный тамас, в котором нет раджаса образует царство минералов, элемент земли и миры, которые с ним связаны. Есть миры, в которых почти нет раджаса, нет саттвы, нет движения, нет света. Очень статичные миры. Миры элемента земли. Миры камней, скал, минералов. У них совсем другая жизнь. Целая Вселенная. Для них 100 тыс. лет проходит незаметно. Их бхава – быть в неподвижности.


«В этом мире, о, Рама, среди разных видов живых существ, только люди способны понять сущность истины. Но даже среди людей многие погружены в страдания и непонимание, в ненависть и страх. Сейчас я подробно об этом расскажу.

Разговоры о том, кто создал этот мир и как, предназначены только для составления писания и объяснения его смысла, но они не являются истиной. Изменения, возникающие в бесконечном сознании, на самом деле не происходят в Боге, хотя и кажутся происходящими. Всё творение Вселенной возникает нигде, кроме как в уме Брахмы».
Брахма является Ишварой – первобогом, творцом. Вся Вселенная задумывается в его уме. Но где находится сам Брахма? Брахма находится в Чистом Сознании как его игра, как волна в океане. Эта волна сама нереальна. Если Брахма сам нереален, то как могут изменения в его уме быть реальными? Вселенная – это изменения в уме Брахмы, это его мечта, его сон. Брахма подобен гениальному режиссеру-постановщику Вселенной. Он задумал гениальный план и решил его воплотить. Вот такая его прихоть беспричинная, ради его собственного развлечения. Это подобно тому, как вы сидите в медитации и вам скучно. Пустота, пустота. И вам хочется чем-нибудь себя взбодрить. Ум беспричинно сам начинает работать: «Вот было бы так…» И какие-то образы и ассоциации сразу же разворачиваются. В этот момент в вашем сознании происходит то же самое, что в уме Брахмы в момент творения Вселенной. Т.е. Брахма – это ваше желание: «Вот бы что-нибудь было». Когда вы в медитации думаете: «Вот бы что-нибудь было», вы порождаете санкальпу. Брахма – такая же санкальпа, только наделённая огромной силой.
«Нет ничего, кроме Бесконечного Сознания, даже в воображении».
Но затем, когда вы всё это вспоминаете, что это просто ваши фантазии и возвращаетесь к медитации, вы понимаете: «Этого не было. Вот есть экран, Махашанти, Пустота»
«Нелепо даже думать о Высшем Создателе и о Вселенной как о сотворённых. Когда одна свеча зажигается от другой, между ними нет связи «создатель и созданное». Огонь един».
Вот это ваше состояние, которое начало воображать – это просто модификация ума. И очень большой камень преткновения в определении Ишвары, приятии Ишвары буддистами. Шанти-дэва написал целый труд, в котором пытался опровергнуть Ишвару. Но, в конечном счёте, его философия сводится к тому, что не имеет никакой точки зрения. Он пытался опровергнуть Ишвару, считая, что адвайтисты, индуисты считают Ишвару реальным и поклоняются ему. Но на самом деле, если мы почитаем «Йога Васиштху» – никто не считает Ишвару реальным. Ни Васиштха, ни Даттатрейя, ни Шанкара. Они говорят: «Ишвара нереален, так же как и вся Вселенная. Если Вселенная нереальна, то и сознание, её породившее, тоже нереально». Но если мы принимаем энергию Вселенной как условную реальность, то мы должны принять как условную реальность и Ишвару. Почему мы отказываем сознанию в том, что оно может порождать дэват, наделённых творческими функциями. Сознание же само не творит.

Например, если есть царь, то он сам не идёт строить мосты, дворцы, не покупает цемент, не выкладывает кирпичную кладку в своём дворце. Он обращается к министру: «Ты будешь заниматься строительством. Вот тебе такие-то функции». Но сам он не покидает своего трона. В городе строятся дворцы, дома, мосты, но сам царь этого не делает. У него для этого есть министр по строительству.

Таким же образом и Брахма наделён этой функцией. И тогда, если мы признаём относительную реальность, мы говорим об Ишваре. Т.е. за каждым творением стоит санкальпа. Эта санкальпа сложная, высокоорганизованная, наделённая индивидуальностью, обладающая дживой, сверхдушой. Потому Брахма – это Ишвара, это Махапуруша. Он не имеет самобытия. Он не отличен от Парабрахмана. Тем не менее, как джива, он наделён всеми различными силами, чтобы творить Вселенную. Т.е. Вселенная не возникает просто так из сознания. Она возникает благодаря санкальпе. Персонифицированная санкальпа – это дэвата, это Брахма. Если кто-либо говорит, что всё творит ум, то он прав. Но ум, прежде чем непосредственно творить, создаёт санкальпу. А санкальпа проявляется как дэвата, наделённая огромными силами и персональностью. И эта персональность творит всю окружающую Вселенную. Нет никакого противоречия. Это тоже ум, но он обладает определённой шакти.

Допустим, если возникает какой-либо сайт в Интернете. Допустим, сайт Дивья Локи. За ним стоит какой-то творец, какая-то творящая санкальпа. Нельзя сказать, что он возник просто так. Всегда найдётся исполнитель. Если пишется книга, то за книгой стоит конкретный разработчик дизайна, верстальщик и генеральный директор издания, т.е. чьё-то высокоорганизованное сознание. Или если у нас делается мандала в Дивья-локе, то за ней стоит какая-то проектирующая сила, сила намерения, какая-то воля. Мандалы ландшафтного дизайна сами не возникают. Например, вы идёте и раз – дзэнский сад вырос. Чтобы он вырос, нужна санкальпа, воля. Это и есть принцип Брахмы.

Один британский учёный так сказал: «Те, кто заявляет, что во Вселенной из хаоса появилось всё само по себе, без самоорганизующего сознания и воли, напоминают людей, которые думают, что бросив в кучу железа и механизмов гранату – появится Боинг 747».

Таким образом, атеисты, которые говорят, что Вселенная создалась в результате большого взрыва, хаотичных законов природы и эволюции, заблуждаются. Они игнорируют самоорганизующее сознание. И те, которые говорят, что всё из ума происходит, просто проявляется, игнорируя сверхразумную силу, тоже не логичны. Тем не менее, эта самоорганизующая сила нереальна. Поэтому Васиштха говорит: «Нелепо думать о Высшем создателе и Вселеннойкак о сотворённых». Ни Вселенная не творится, ни этот создатель – Брахма.

Создание – это просто слово. За ним нет соответствующей реальности. Это просто игра этого первозданного хаоса, энтропийного, причинного океана – океана, в котором рождаются Вселенные, как пузыри на воде. Вот Вселенная появилась и растворилась в момент пралайи, подобна пузырю, который возник на воде и лопнул. И так снова и снова. Это непрерывно. Это первозданное состояние и есть Парабрахман, квантовый котёл мироздания. Вселенные эманируются из него постоянно. Но сам он до времени, до пространства, до причины, до пяти элементов.

Когда находишься в этом котле, как говорит Васиштха, то ничто не реально: ни Брахма, ни само творение. Но когда выходишь из центра, то кажется, будто Вселенная реальна. И тогда Брахма реален. В этом различие точек мгновенного и постепенно творения Вселенной.


«Сознание есть Брахман. Разум – Брахман. Интеллект – Брахман. Вся материя является только Брахманом. Звук или слово – есть Брахман. И только Брахман есть всё, из чего состоит материя. Воистину, всё Брахман! В реальности мира нет.

Как убрав грязь с поверхности можно увидеть то, что под ней скрывалось, и когда рассеивается тьма ночи, видно то, что она скрывала, так и истина осознаётся, когда рассеивается непонимание».
Рама спрашивает: «Как может в Бесконечном Сознании возникнуть само намерение о многообразии?» Если само Бесконечное Сознание не имеет никакого желания творить и оно однородно, то откуда возникает это намерение?
Васиштха сказал:

«О, Рама! В моих словах нет противоречия. Когда достигнешь видения истины, ты увидишь в них её красоту. Описания создания и прочего в писаниях для объяснения ученикам, но пусть они не добавляют пищи твоему разуму. Когда ты осознаешь то, на что указывают слова, ты перестанешь ими жонглировать естественным образом».
Васиштха говорит: «Несмотря на то, что я тебе описываю процессы творения Вселенной, ты не должен делать из этого пищу для своего разума. Это определённые слова призванные помочь твоему сознанию»
«В Бесконечном Сознании нет ни намерения, ни завесы непонимания. Но перед тобой это предстаёт в виде мира».
Например, вы являетесь гениальным постановщиком какой-нибудь театральной пьесы. И по вашей задумке в ней должны участвовать различные категории людей: монахи, миряне, авадхуты, отшельники, добрые люди и не очень, обычные люди. Всех их вы подговорили играть роль и одеваться по-разному. Если человек со стороны не будет знать, что такова ваша игра, он подумает, что есть множество разнообразных людей. Но вы сами понимаете, что всё это – игра Единого Сознания, и вас это многообразие людей не будет смущать. Для вас это будет одно. Но человек со стороны, не понимающий суть вашей задумки, по-прежнему будет считать, что это разные люди. Но для вас это будет всё одно, поскольку это будет исходить из вашего сознания, и будет являться игрой вашей санкальпы, просто вашей мечтой. В этом разница тех, кто пребывает в неведении, видя разнообразие, и тех, кто видит единство в сознании.
«Это может быть осознанно только тогда, когда закончится непонимание. Но оно не исчезнет без помощи словесных наставлений и описаний. Непонимание хочет уничтожить само себя, и потому ищет свет истинного знания. Оружие уничтожается другим оружием; одна грязь (мыло) отмывает другую; яд лечит от яда; и враги уничтожаются другими врагами. Так и непонимание, майя ликует, когда оно уничтожено. В тот миг, когда ты осознаешь майю, она пропадает».
Наше непонимание – это майя. Она ждёт не дождётся, когда же мы её осознаем. Она сама хочет, чтобы мы её осознали. Когда мы её осознаём, она самоосвобождается, ликует и растворяется. Кажется, будто майя очень сильно на нас воздействует и имеет свои претензии. Но в глубине души эта майя очень ждёт, когда же мы её освободим в Естественной Пустоте, когда же мы превратим её в божество, а затем в свет.

Когда Кришна убил Хамсу, то душа Хамсы вышла и растворилась в его тонком теле, достигла освобождения. Таким же образом, когда он убил двух демонов, эти демоны, сложив руки и ликуя, растворились в его теле. Просто они были прокляты и играли роль демонов. Они должны были искупить проклятье. Но на самом деле они желали, чтобы Кришна растворил их в своём трансцендентном теле. Таким же образом, роли относительного мира и все ограничения в глубине сознания ликуют, когда все они растворяются.


«Непонимание, майя закрывает собой истину и создаёт многообразие. Но оно не знает своей собственной природы и это странно. Пока не исследована его сущность – непонимание правит. В момент, когда его сущность понята, оно пропадает. Майя на самом деле не существует. Пока эта истина не осознана тобой непосредственно, придётся поверить мне на слово».
В мире очень много непонимания. Из-за этого непонимания живые существа не могут жить счастливо. Живые существа приносят страдания себе, благодаря непониманию. Они хотят доминировать друг над другом, обладать силой и властью большей, чем другие. Они испытывают алчность, ревность, страх, зависть, привязанность. Всё это – следствие непонимания. И такого непонимания в мире очень много. Собственно, весь мир состоит из непонимания.

К концу 80-ых завершилась «холодная» война между СССР и США. Считают, что она завершилась в пользу Америки. Два огромных государства соперничали между собой. Это было идеологическое противостояние на протяжении 40 лет. Две идеологические системы противостояли и соревновались друг с другом. Велась негласная война. В результате, одна система рухнула, а другая торжествовала победу. Как говорили, всё это – ЦРУ. Но на самом деле ЦРУ было в умах людей. Изменилось сознание, и всё рухнуло. Потому что идеологическая система коммунизма не выдержала испытания временем. Потому что она была построена на неведении. Любая идеологическая система строится на неведении, потому что она выражает какую-то концептуальную сторону жизни. Но когда люди строят свою жизнь на сущности, на осознанности, они свободны от любой идеологии. Но они одновременно обладают самой мощной идеологией. Такая идеология не может быть разрушена или поколеблена. Это идеология осознанности. Наша задача заключается в том, чтобы внести в мир другую идеологию – идеологию осознанности.

Жить без идеологии человеку нельзя. У него должно быть намерение, санкальпа, осознанность, смысл жизни. Когда рухнула коммунистическая система и исчезла идеология, люди были предоставлены сами себе. 90-ые годы называют смутными временами. Все данные подсознания стали выходить наружу. В Индии принято себя выражать ярко. Каждый там любит себя показать. На баннерах большие портреты махамандалешваров. И это нормально. Нет рекламы сигарет, пива, но есть святые. Святые ездят на больших машинах с мигалками и охраной. Есть самовыражение. Садху носят очень много украшений. Они очень колоритные люди. Невероятно колоритные. Это самовыражение в Дхарме, в саттве. Но в России, когда люди лишились идеологии, опоры под ногами, они упали в глубины своего мрачного, тёмного подсознания. Так начались бандитские 90-ые. Люди начали делить собственность, выяснять отношения, формировать бригады, переделывать всё это. Это был хаос, в котором доминировали асурические энергии, сила и криминал, т.е. энергия Кали. Биджа-мантра Кали – крим.

Люди, которые жили в коммунистической идеологии 40-60 лет, испытали большую растерянность. Потому что рухнул тот фундамент, на котором они жили. Некоторые так и не смогли принять перемены. Это было душевным надломом для них. Другие, приняв перемены, ударились во все тяжкие. Третьи начали мучительно искать выход. На это время пришёлся расцвет эзотеро-оккультных знаний. Один православный священник назвал Россию страной победившего оккультизма, потому что люди стали искать какие-то глубокие вещи.

Когда у человеческого сознания нет вектора намерения, движения вперёд, и он не осознаёт свои цели, ценности и смысли, тогда мутная пелена подсознания начинает захватывать его. Он теряется в ней. Поэтому идеология нужна человеку. Но эта идеология не должна его порабощать, как во времена коммунизма. После коммунистического эксперимента у многих людей возникло отвращение к идеологии. Решили, раз коммунистическая идеология была так нам навязана и поработила нас, то лучше вообще не иметь никакой идеологии. Многие люди согласились. Тогда идеология отдана на откуп телевидению, рекламе. Можно бандитом быть, кем угодно. И всё нормально. Потому что люди стали бояться любой идеологии. Но идеология необходима. Но это должна быть не навязанная, а внутренняя идеология, экзистенциальная. И эта идеология – это есть вера, учение. Потому что человек не может без санкальпы, без движения вперёд, без намерения, смыслов и ценностей. У него должна быть система координат, система смыслов и ценностей, через которую он структурирует и самоорганизует реальность.

Что делают люди запада, у которых нет идеологии? Они работают, чтобы выйти на пенсию и развлекаться. И идеал западного человека – это пенсионер в шортах и кинокамерой, с высокой пенсией для путешествий. Т.е. западная цивилизация в кризисе. Рождаемость падает, и смысл жизни теряется. Потребление есть. Прекрасно. Но другого ничего нет! Нет санкальпы. Куда двигаться? Непонятно. Поэтому приходят более агрессивная, жизнелюбивая цивилизация – мусульманская, которая просто вытесняет, говоря: «Вы не знаете, зачем жить, а мы знаем!» Просто вытесняют, вытесняют, вытесняют. Так развалилась Римская империя, погрязнув в различных состояниях, когда нет санкальпы, нет движения вперёд, нет намерения. Любая цивилизация достигает своего пика. Далее теряет вектор намерения и начинает распадаться, разлагаться.

Сейчас у человечества идеологический кризис. Оно так и не выработало для себя приемлемой, прогрессивной идеологии. Ни в России, ни на западе. Обогащение многих уже не устраивает. Рождаются молодёжные движения, которые, как это ни парадоксально, начинают читать Маркса, революционеров, анархистов. Говорят: «Зачем нам эта буржуазная мораль? Нам нужен смысл, цель за что бороться. Зачем нам нужен культ потребления?» Эти молодые люди имеют большой дух протеста и бунта против такого видения мира. Они тоже ищут.

Таким же образом и в России, многие ищут идеологию. Некоторые хотят возродить великую Россию, но на чём – не понимают. Другие ищут дух корней славянства, язычества, магии, волхвов. Третьи стремятся возродить белую расу. Четвёртые надеются на инновации, на высокие технологии. Придут высокие технологии и даруют нам счастье. Но на самом деле, всё заключается в сознании, и любая идеология устойчиво имеет силу, когда за этим есть сознание, осознанность, вектор намерения. Этот вектор намерения связан с развитием, с путём просветления.



Учение Адвайты – это идеология сознания. Человечество только в этом случае может стать на верный путь, когда оно воспримет подобную идеологию эволюции, идеологию развития, повышения самоорганизации через понимание природы сознания. Но понять природу сознания можно только исследуя её на собственном опыте. Когда академики начинают говорить о нейронах, синапсах, коре головного мозга – всё нормально. Но природа сознания для них является загадкой. Начинается мистика сразу же. И они отступают. Не знают даже как подойти.

В высших мирах нет навязанных идеологий. Но и нет такого, что сознание не имеет вектора развития. Сознание имеет вектор развития. Оно понимает свою цель. Оно не застыло и не расплылось. Оно постоянно наращивает свой потенциал в вере, в преданности, в санкальпе, в углублении созерцания. Т.е. в высших мирах, чистых странах все заняты делом. Все знают своё намерение. Божественное служение – это само собой разумеющееся. Все в чистых странах служат единому Богу. Т.е. для чистых стран понятие идеология не существует. Она ясна. Для всех это понятно. Все находят гармонию, счастье и идеал в служении Абсолюту.