Технологии защиты информации в сети Курс лекций - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Технологии защиты информации в сети Курс лекций - страница №1/6




Технологии защиты информации в сети

Курс лекций

Ш.Т.Ишмухаметов

Введение. В данном курсе изложены теоретические основы криптографии и вопросы сетевой безопасности. Предназначено для чтения курса «Технологии защиты информации в сети».

Содержание:


  1. Основные принципы организации и задачи сетевой безопасности................................. 3 с.

  2. Описание модели OSI межсетевых взаимодействий. ....................................................... 5 с.

  3. Обзор стека протоколов TCP/IP ......................................................................................... 11с.

3.1. Общая характеристика TCP/IP

3.2. Протоколы IPv4 и IPv6

  1. Математические основы криптографии. ...........................................................................21 с.

4.1. Криптографические примитивы

4.2. Потоковые шифры на основе сдвиговых регистров.

4.3. Абелевы группы и конечные поля.

4.4. Эллиптические кривые.

4.5. Односторонние функции.

  1. Криптографические средства защиты. .............................................................................. 32 с.

5.1. Классификация криптографических методов.

5.2. Метод RC4.

5.3. Метод DES.

5.4. Метод RSA.

5.5. Алгоритм Эль-Гамаля.

5.6. Метод Диффи-Хелмана.

  1. Электронно-цифровая подпись. ........................................................................................ 37 с.

6.1. Свойства и правовые основы ЭЦП.

6.2. Алгоритм создание ЭЦП.

6.3. Использование эллиптических кривых в стандарте цифровой подписи.

  1. Сетевая аутентификация .................................................................................................... 43 с.

7.1. Хеш-функции

7.2. Парадокс «дня рождения»

7.3. Защищенная функция хеширования SHA1

7.4. Алгоритм HMAC

7.5. Простая аутентификация на основе хеш-значений.

7.6. Сетевая аутентификация на основе слова- вызова


  1. Протокол расширенной аутентификации Kerberos ..........................................................52 с.

  2. Стандарт сертификации X.509 ......................................................................................... 55 с.

9.1. Аутентификация на основе сертификатов

9.2. Состав сертификата

  1. Защита информации, передаваемой по сети ................................................................... 60 с.

10.1. Организация защиты данных в сетях

10.2. Протокол IPsec

10.3. Спецификации IPsec

10.4. Режим AH протокола IPSec

10.5. Режим ESP протокола IPSec

10.6. Управление ключами IPSec

  1. Защита Web ........................................................................................................................ 72 с.

11.1. Угрозы нарушений защиты Web

11.2. Архитектура SSL

11.3. Протокол квитирования SSL

11.4. Протокол SET



11.5. Сравнительные характеристики протоколов SSL и SET

  1. Организания сетей GSM ............................................................................................... 81 с.

  2. Защита сетей GSM

  3. Литература ...................................................................................................................... 89 с.


§1. Основные принципы организации и задачи сетевой безопасности.

Сетевая безопасность является частью информационной безопасности. Имея те же задачи, что и информационная безопасность, сетевая безопасность приобретает свою специфику, связанную с тем, что нападающий, оставаясь в тени своей географической удаленности или скрываясь за анонимными прокси- серверами, может действовать безнаказанно (или почти безнаказанно), нападая на различные службы и ресурсы сети путем целенаправленной атаки на отдельные компьютеры или проводя массированную бомбардировку своими пакетами диапазонов сети с целью выявления слабых бастионов. При работе с удаленными пользователями также изменяются стандартные процедуры аутентификации для локальных компьютеров, поскольку передача паролей в открытом виде становится опасной. Кроме того, пользователям инофрмационных сетей предлагаются все новые и новые услуги через сети GSM, беспроводные сети Wi-Fi, кабельный и спутниковый Интернет. Новые сервисы, представляя современному пользователю широкий спектр услуг, одновременно уменьшают его общую безопасность, расширяя базу незаконного внедрения извне для кражи паролей, конфиденциальной информации из компьютера пользователя, заражения его вирусами, троянскими конями, шпионскими модулями SpyWare, причиняющим индивидуальным пользователям и локальным сетям офисов и учреждений немалый экономический ущерб. Поэтому проблема надежной защиты от внешнего вторжения не является надуманной или малозначащей. В нашем курсе мы постараемся дать характеристику основным сетевым угрозам и соответствующим методам защиты. Перечислим сначало основные задачи информационной безопасности и дадим им краткую характеристику.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

К основными задачами информационной безопасности относят следующие задачи:

Обеспечение доступности информационных ресурсов,

Обеспечение целостности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры,

Обеспечение конфиденциальности информационных ресурсов.

Поясним понятия доступности, целостности и конфиденциальности.

Доступность - это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Доступность информационных сервисов одновременно предполагает ограничение несанкционированногодоступа, защиту сервисов от незаконного вторжения и захвата этих услуг.

Под целостностью подразумевается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Наконец, конфиденциальность - это защита от несанкционированного доступа к информации, чтения ее лицами, не имеющими соответвующих прав.

Информационные системы создаются для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, это, очевидно, наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, мы выделяем ее как важнейший элемент информационной безопасности.

Для обеспечения информационной безопасности используется целый комплекс мер защиты, включая сюда защиту от пожаров, наводнений и других природных катаклизмов, обучение персонала правильной работе с информацией (неумелый пользователь страшнее врага!), физическое ограничение доступа к серверам и других критически важным элементам информационной инфраструктуры, законодательные меры защиты, воспитательная работа со служащими компаний, кадровая работа с персоналом и много другое. Методы защиты принято делить на три основные категории.

Физические методы защиты образуют внешний уровень защиты. Сюда можно отнести, например, службу охраны учреждения, проверяющей документы на входе в (первичная авторизация, разделяющая толпу на людей, имеющих право на доступ к ресурсам, и на граждан, не имеющих таких прав). В эту группу методов защиты также относятся меры защиты от пожаров, скачков напряжения электропитания, наводнений и других техногенных опасностей. Всевозможные датчики, видеокамеры, электронные замки, установленные на охраняемых помещениях, ограничивают перемещение персонала в защищаемых местах и уменьшают вероятность проникновения потенциального нарушителя.

Организационно- правовые методы предназначены для формирования общей политики безопасности учреждения, подбора кадрового состава и включают воспитательные меры защиты, специальные процедуры принятия и увольнения сотрудников (именно обиженные сотрудники представляют особую угрозу для безопасности предприятия в силу знания специфики работы и структуры защиты). Воспитательные меры призваны также воспитывать у сотрудников чувство ответственности за свою работу, работу коллектива и предприятия, в целом, а также информировать служащих о мерах наказания, предусмотренных за те или иные нарушения.

К техническим методам защиты отнесем программно- аппаратные средства, осуществляющие процедуры аутентификации пользователей, защиту данных от несанкционированного доступа и чтения (криптографические средства), а также средства безопасной передачи данных по сетям, защиту от вирусов и т.п.

Отметим, что вышеупомянутые методы защиты принято делить также дополнительно на предупреждающие, выявляющие и восстанавливающие методы защиты. Первые подобно законам и постановлениям предупреждают взломщика о потенциальных мерах наказания, предусмотренных за те или иные нарушения. Вторые подобно датчикам и сигнализаторам выявляют наличие нарушений в сфере информационной безопасности и предупреждают владельца информации или службу безопасности о вторжении в защищаемую структуру. Третьи служат для восстановления ущерба, нанесенного при атаке на информационные ресурсы или службы защиты. Эти три дополнительные три группы можно найти как среди физических, так и среди организационных и технических средств и методов защиты (попробуйте найти примеры).

Не умаляя значимости физических и организационно- правовых методов защиты, мы основное внимание уделим техническим методам защиты, в группу которых включается и криптография. Сначало напомним общие сведения о технических аспектах взаимодействия компьютеров в сети в рамках 7-уровневой модели OSI, которая является стандартом в области межсетевых взаимодействий.

§2. Описание модели OSI межсетевых взаимодействий.


Взаимодействие между устройствами в сети представляет собой сложную процедуру, включающую различные аспекты, начиная от согласования уровней сигналов для различных физических сред и кончая вопросами формирования сообщений и организацию защиты передаваемой информации. Эта комплексная задача разбивается на более простые задачи и распределяется по различным уровням взаимодействия, образующим иерархию. В начале 80-х годов прошлого столетия Международная организация по стандартизации (International Standardization Organization - ISO) предложило модель для этой иерархии, получившей название модели открытых взаимодействий (Open System Interconnections, OSI).

Эта эталонная модель, иногда называемая стеком OSI представляет собой 7-уровневую сетевую иерархию (рис. 1). Модель содержит в себе по сути 2 различных модели:



  • горизонтальную модель на базе протоколов, обеспечивающую механизм взаимодействия программ и процессов на различных машинах

  • вертикальную модель на основе услуг, обеспечиваемых соседними уровнями друг другу на одной машине

В горизонтальной модели двум программам требуется общий протокол для обмена данными. В вертикальной - соседние уровни обмениваются данными с использованием интерфейсов API.

Сообощение формируется на самом верхнем прикладном уровне иерархии, затем подвергается преобразованиям (таким как, например, кодирование, сжатие, шифорование), разбивается на сегменты (пакеты, кадры), снабжается заголовком и т.д. При этом оно спускается вниз, уровень за уровнем, пока не достигнет самого низкого, физического уровня, после чего будет передано в сеть. На компьютере получателя происходит обратная процедура, в результате которого будет восстановлено исходное сообщение. Ниже мы рассмотрим более подробно задачи, решаемые на каждом уровне.




Рисунок 1. Модель OSI

Уровень 1, физический (Physical Layer).


Физический уровень получает пакеты данных от вышележащего канального уровня и преобразует их в оптические или электрические сигналы, соответствующие 0 и 1 бинарного потока. Эти сигналы посылаются через среду передачи на приемный узел. Механические и электрические/оптические свойства среды передачи определяются на физическом уровне и включаются:

  • Тип кабелей и разъемов

  • Разводку контактов в разъемах

  • Схему кодирования сигналов для значений 0 и 1

Со стороны компьютера функции физического уровня выполняются сетевыс адаптером или последовательным портом. К числу наиболее распространенных спецификаций физического уровня относятся:



  • EIA-RS-232-C, CCITT V.24/V.28 - механические/электрические характеристики несбалансированного последовательного интерфейса.

  • EIA-RS-422/449, CCITT V.10 - механические, электрические и оптические характеристики сбалансированного последовательного интерфейса.

  • IEEE 802.3 – Ethernet

  • IEEE 802.5 – Token ring

Примером протокола физического уровня может служить спецификация 10Base-T технологии Ethernet (самой распространенной в нашей стране), определяющую в качестве используемого кабеля неэкранированную витую пару категории 3 с волновым сопротивлением 100 Ом, раъем RJ-45, максимальную длину кабеля 100 м, манчестрский код для представления данных в кабеле и т.д.

Уровень 2, канальный (Data Link Layer)

На физическом уровне просто пересылаются биты. При этом не учитывается, что в некоторых сетях, в которых линии связи используются (разделяются) попеременно несколькими парами взаимодействующих компьютеров, физическая среда передачи может быть занята. Поэтому одной из задач канального уровня является проверка доступности среды передачи. Другой задачей канального уровня является реализация механизмов обнаружения и коррекции ошибок. Для этого на канальном уровне биты группируются в наборы, называемые кадрами (frames). Канальный уровень обеспечивает корректность передачи каждого кадра, помещая специальную последовательность бит в начало и конец каждого кадра, для его выделения, а также вычисляет контрольную сумму, обрабатывая все байты кадра определенным способом и добавляя контрольную сумму к кадру. Когда кадр приходит по сети, получатель снова вычисляет контрольную сумму полученных данных и сравнивает результат с контрольной суммой из кадра. Если они совпадают, кадр считается правильным и принимается. Если же контрольные суммы не совпадают, то фиксируется ошибка. Канальный уровень может не только обнаруживать ошибки, но и исправлять их за счет повторной передачи поврежденных кадров. Необходимо отметить, что функция исправления ошибок не является обязательной для канального уровня, поэтому в некоторых протоколах этого уровня она отсутствует, например, в Ethernet и Frame Relay.


В протоколах канального уровня, используемых в локальных сетях, заложена определенная структура связей между компьютерами и способы их адресации. Хотя канальный уровень и обеспечивает доставку кадра между любыми двумя узлами локальной сети, он это делает только в сети с совершенно определенной топологией связей, именно той топологией, для которой он был разработан. К таким типовым топологиям, поддерживаемым протоколами канального уровня локальных сетей, относятся общая шина, кольцо и звезда, а также структуры, полученные из них с помощью мостов и коммутаторов. Примерами протоколов канального уровня являются протоколы Ethernet, Token Ring, FDDI, l00VG-AnyLAN.

В локальных сетях протоколы канального уровня используются компьютерами, мостами, коммутаторами и маршрутизаторами. В компьютерах функции канального уровня реализуются совместными усилиями сетевых адаптеров и их драйверов.

В глобальных сетях, которые редко обладают регулярной топологией, канальный уровень часто обеспечивает обмен сообщениями только между двумя соседними компьютерами, соединенными индивидуальной линией связи. Примерами протоколов «точка-точка» (как часто называют такие протоколы) могут служить широко распространенные протоколы РРР и LAP-B. В таких случаях для доставки сообщений между конечными узлами через всю сеть используются средства сетевого уровня. Именно так организованы сети Х.25. Иногда в глобальных сетях функции канального уровня в чистом виде выделить трудно, так как в одном и том же протоколе они объединяются с функциями сетевого уровня. Примерами такого подхода могут служить протоколы технологий АТМ и frame relay.

Уровень 3, сетевой (Network Layer)


Сетевой уровень (Network layer) служит для образования единой транспортной системы, объединяющей несколько сетей, причем эти сети могут использовать совершенно различные принципы передачи сообщений между конечными узлами и обладать произвольной структурой связей. Функции сетевого уровня достаточно разнообразны. Начнем их рассмотрение на примере объединения локальных сетей.

Протоколы канального уровня локальных сетей обеспечивают доставку данных между любыми узлами только в сети с соответствующей типовой топологией, например топологией иерархической звезды. Это очень жесткое ограничение, которое не позволяет строить сети с развитой структурой, например, сети, объединяющие несколько сетей предприятия в единую сеть, или высоконадежные сети, в которых существуют избыточные связи между узлами. Можно было бы усложнять протоколы канального уровня для поддержания петлевидных избыточных связей, но принцип разделения обязанностей между уровнями приводит к другому решению. Чтобы с одной стороны сохранить простоту процедур передачи данных для типовых топологий, а с другой допустить использование произвольных топологий, вводится дополнительный сетевой уровень.

На сетевом уровне сам термин сеть наделяют специфическим значением. В данном случае под сетью понимается совокупность компьютеров, соединенных между собой в соответствии с одной из стандартных типовых топологий и использующих для передачи данных один из протоколов канального уровня, определенный для этой топологии.

Внутри сети доставка данных обеспечивается соответствующим канальным уровнем, а вот доставкой данных между сетями занимается сетевой уровень, который и поддерживает возможность правильного выбора маршрута передачи сообщения даже в том случае, когда структура связей между составляющими сетями имеет характер, отличный от принятого в протоколах канального уровня. Сети соединяются между собой специальными устройствами, называемыми маршрутизаторами. Маршрутизатор - это устройство, которое собирает информацию о топологии межсетевых соединений и на ее основании пересылает пакеты сетевого уровня в сеть назначения. Чтобы передать сообщение от отправителя, находящегося в одной сети, получателю, находящемуся в другой сети, нужно совершить некоторое количество транзитных передач между сетями, или хопов (от hop - прыжок), каждый раз выбирая подходящий маршрут. Таким образом, маршрут представляет собой последовательность маршрутизаторов, через которые проходит пакет.

Наиболее часто на сетевом уровне используются протоколы:


  • IP - протокол Internet

  • IPX - протокол межсетевого обмена

  • X.25 (частично этот протокол реализован на уровне 2)

  • CLNP - сетевой протокол без организации соединений

Проблема выбора наилучшего пути называется маршрутизацией, и ее решение является одной из главных задач сетевого уровня. Эта проблема осложняется тем, что самый короткий путь не всегда самый лучший. Часто критерием при выборе маршрута является время передачи данных по этому маршруту; оно зависит от пропускной способности каналов связи и интенсивности трафика, которая может изменяться с течением времени. Некоторые алгоритмы маршрутизации пытаются приспособиться к изменению нагрузки, в то время как другие принимают решения на основе средних показателей за длительное время. Выбор маршрута может осуществляться и по другим критериям, например надежности передачи.

В общем случае функции сетевого уровня шире, чем функции передачи сообщений по связям с нестандартной структурой, которые мы сейчас рассмотрели на примере объединения нескольких локальных сетей. Сетевой уровень решает также задачи согласования разных технологий, упрощения адресации в крупных сетях и создания надежных и гибких барьеров на пути нежелательного трафика между сетями.

Сообщения сетевого уровня принято называть пакетами (packets). При организации доставки пакетов на сетевом уровне используется понятие «номер сети». В этом случае адрес получателя состоит из старшей части - номера сети и младшей - номера узла в этой сети. Все узлы одной сети должны иметь одну и ту же старшую часть адреса, поэтому термину «сеть» на сетевом уровне можно дать и другое, более формальное определение: сеть - это совокупность узлов, сетевой адрес которых содержит один и тот же номер сети.

На сетевом уровне определяются два вида протоколов. Первый вид - сетевые протоколы (routed protocols) - реализуют продвижение пакетов через сеть. Именно эти протоколы обычно имеют в виду, когда говорят о протоколах сетевого уровня. Однако часто к сетевому уровню относят и другой вид протоколов, называемых протоколами обмена маршрутной информацией или просто протоколами маршрутизации (routing protocols). С помощью этих протоколов маршрутизаторы собирают информацию о топологии межсетевых соединений. Протоколы сетевого уровня реализуются программными модулями операционной системы, а также программными и аппаратными средствами маршрутизаторов.

На сетевом уровне работают протоколы еще одного типа, которые отвечают за отображение адреса узла, используемого на сетевом уровне, в локальный адрес сети. Такие протоколы часто называют протоколами разрешения адресов - Address Resolution Protocol, ARP. Иногда их относят не к сетевому уровню, а к канальному, хотя тонкости классификации не изменяют их сути. Примерами протоколов сетевого уровня являются протокол межсетевого взаимодействия IP стека TCP/IP и протокол межсетевого обмена пакетами IPX стека Novell.

Уровень 4, транспортный (Transport Layer)


На пути от отправителя к получателю пакеты могут быть искажены или утеряны. Хотя некоторые приложения имеют собственные средства обработки ошибок, существуют и такие, которые предпочитают сразу иметь дело с надежным соединением. Транспортный уровень обеспечивает приложениям или верхним уровням стека - прикладному и сеансовому - передачу данных с той степенью надежности, которая им требуется. Модель OSI определяет пять классов сервиса, предоставляемых транспортным уровнем. Эти виды сервиса отличаются качеством предоставляемых услуг: срочностью, возможностью восстановления прерванной связи, наличием средств мультиплексирования нескольких соединений между различными прикладными протоколами через общий транспортный протокол, а главное - способностью к обнаружению и исправлению ошибок передачи, таких как искажение, потеря и дублирование пакетов.

Выбор класса сервиса транспортного уровня определяется, с одной стороны, тем, в какой степени задача обеспечения надежности решается самими приложениями и протоколами более высоких, чем транспортный, уровней, а с другой стороны, этот выбор зависит от того, насколько надежной является система транспортировки данных в сети, обеспечиваемая уровнями, расположенными ниже транспортного - сетевым, канальным и физическим. Так, например, если качество каналов передачи связи очень высокое и вероятность возникновения ошибок, не обнаруженных протоколами более низких уровней, невелика, то разумно воспользоваться одним из облегченных сервисов транспортного уровня, не обремененных многочисленными проверками, квитированием и другими приемами повышения надежности. Если же транспортные средства нижних уровней изначально очень ненадежны, то целесообразно обратиться к наиболее развитому сервису транспортного уровня, который работает, используя максимум средств для обнаружения и устранения ошибок, - с помощью предварительного установления логического соединения, контроля доставки сообщений по контрольным суммам и циклической нумерации пакетов, установления тайм-аутов доставки и т. п.

Как правило, все протоколы, начиная с транспортного уровня и выше, реализуются программными средствами конечных узлов сети - компонентами их сетевых операционных систем. В качестве примера транспортных протоколов можно привести протоколы TCP и UDP стека TCP/IP и протокол SPX стека Novell. Протоколы нижних четырех уровней обобщенно называют сетевым транспортом или транспортной подсистемой, так как они полностью решают задачу транспортировки сообщений с заданным уровнем качества в составных сетях с произвольной топологией и различными технологиями. Остальные три верхних уровня решают задачи предоставления прикладных сервисов на основании имеющейся транспортной подсистемы.

Наиболее распространенные протоколы транспортного уровня включают:



  • TCP - протокол управления передачей

  • NCP - Netware Core Protocol

  • SPX - упорядоченный обмен пакетами

  • TP4 - протокол передачи класса 4



Уровень 5, сеансовый (Session Layer)


Сеансовый уровень обеспечивает управление диалогом: фиксирует, какая из сторон является активной в настоящий момент, предоставляет средства синхронизации. Последние позволяют вставлять контрольные точки в длинные передачи, чтобы в случае отказа можно было вернуться назад к последней контрольной точке, а не начинать все с начала. На практике немногие приложения используют сеансовый уровень, и он редко реализуется в виде отдельных протоколов, хотя функции этого уровня часто объединяют с функциями прикладного уровня и реализуют в одном протоколе.

Уровень 6, уровень представления (Presentation Layer)


Представительный уровень имеет дело с формой представления передаваемой по сети информации, не меняя при этом ее содержания. За счет уровня представления информация, передаваемая прикладным уровнем одной системы, всегда понятна прикладному уровню другой системы. С помощью средств данного уровня протоколы прикладных уровней могут преодолеть синтаксические различия в представлении данных или же различия в кодах символов, например кодов ASCII и EBCDIC. На этом уровне может выполняться сжатие, шифрование и дешифрование данных, благодаря которому секретность обмена данными обеспечивается сразу для всех прикладных служб. Примером такого протокола является протокол Secure Socket Layer (SSL), который обеспечивает секретный обмен сообщениями для протоколов прикладного уровня стека TCP/IP.

Уровень 7, прикладной (Application Layer)


Прикладной уровень отвечает за доступ приложений в сеть. Задачами этого уровня является перенос файлов, обмен почтовыми сообщениями и управление сетью. Прикладной уровень – это в действительности просто набор разнообразных протоколов, с помощью которых пользователи сети получают доступ к разделяемым ресурсам, таким как файлы, принтеры или гипертекстовые Web-страницы, а также организуют свою совместную работу, например, с помощью протокола электронной почты. Единица данных, которой оперирует прикладной уровень, обычно называется сообщением (message).

Существует очень большое разнообразие служб прикладного уровня.

К числу наиболее распространенных протоколов верхних уровней относятся:


  • X.400 - электронная почта

  • Telnet

  • SMTP - простой протокол почтового обмена

  • CMIP - общий протокол управления информацией

  • SNMP - простой протокол управления сетью

  • NFS - сетевая файловая система

  • FTAM - метод доступа для переноса файлов

Сюда также относятся протоколы реализации файловых служб: NCP в операционной системе Novell NetWare, SMB в Microsoft Windows NT, NFS, FTP – протокол переноса файлов и TFTP – протокол упрощенного переноса файлов, входящие в стек TCP/IP.


Рекомендации IEEE 802


IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) является профессиональной организацией (США), определяющей стандарты, связанные с сетями и другими аспектами электронных коммуникаций. Группа IEEE 802.X содержит описание сетевых спецификаций и содержит стандарты, рекомендации и информационные документы для сетей и телекоммуникаций.

Публикации IEEE являются результатом работы различных технических, исследовательских и рабочих групп.

Рекомендации IEEE связаны главным образом с 2 нижними уровнями модели OSI - физическим и канальным. Эти рекомендации делят канальный уровень на 2 подуровня нижний - MAC (управление доступом к среде) и верхний - LLC (управление логическим каналом).

Часть стандартов IEEE (802.1 - 802.11) была адаптирована ISO (8801-1 - 8802-11, соответственно), получив статус международных стандартов. В литературе, однако, гораздо чаще упоминаются исходные стандарты, а не международные (IEEE 802.3, а не ISO/IEC 8802-3). Ниже приведено краткое описание стандартов IEEE 802.X:




  • 802.1 - задает стандарты управления сетью на MAC-уровне, включая алгоритм Spanning Tree. Этот алгоритм используется для обеспечения единственности пути (отсутствия петель) в многосвязных сетях на основе мостов и коммутаторов с возможностью его замены альтернативным путем в случае выхода из строя. Документы также содержат спецификации сетевого управления и межсетевого взаимодействия.

  • 802.2 - определяет функционирование подуровня LLC на канальном уровне модели OSI. LLC обеспечивает интерфейс между методами доступа к среде и сетевым уровнем. Прозрачные для вышележащих уровней функции LLC включают кадрирование, адресацию, контроль ошибок. Этот подуровень используется в спецификации 802.3 Ethernet, но не включен в спецификацию Ethernet II.

  • 802.3 - описывает физический уровень и подуровень MAC для сетей с немодулированной передачей (baseband networks), использующих шинную топологию и метод доступа CSMA/CD. Этот стандарт был разработан совместно с компаниями Digital, Intel, Xerox и весьма близок к стандарту Ethernet. Однако стандарты Ethernet II и IEEE 802.3 не полностью идентичны и для обеспечения совместимости разнотипных узлов требуется применять специальные меры. 802.3 также включает технологии Fast Ethernet (100BaseTx, 100BaseFx, 100BaseFl).

  • 802.5 - описывает физический уровень и подуровень MAC для сетей с кольцевой топологией и передачей маркеров. Этому стандарту соответствуют сети IBM Token Ring 4/16 Мбит/с.

  • 802.8 - отчет TAG по оптическим сетям. Документ содержит обсуждение использования оптических кабелей в сетях 802.3 - 802.6, а также рекомендации по установке оптических кабельных систем.

  • 802.9 - отчет рабочей группы по интеграции голоса и данных (IVD). Документ задает архитектуру и интерфейсы устройств для одновременной передачи данных и голоса по одной линии. Стандарт 802.9, принятый в 1993 году, совместим с ISDN и использует подуровень LLC, определенный в 802.2, а также поддерживает кабельные системы UTP (неэкранированные кабели из скрученных пар).

  • 802.10 - в этом отчете рабочей группы по безопасности ЛВС рассмотрены вопросы обмена данными, шифрования, управления сетями и безопасности в сетевых архитектурах, совместимых с моделью OSI.

  • 802.11 - имя рабочей группы, занимающейся спецификацией 100BaseVG Ethernet 100BaseVG. Комитет 802.3, в свою очередь, также предложил спецификации для Ethernet 100 Мбит/с

Отметим, что работа комитета 802.2 послужила базой для нескольких стандартов (802.3 - 802.6, 802.12). Отдельные комитеты (802.7 - 802.11) выполняют в основном информационные функции для комитетов, связанных с сетевыми архитектурами.

Отметим также, что разные комитеты 802.X задают разный порядок битов при передаче. Например, 802.3 (CSMA/CD) задает порядок LSB, при котором передается сначала наименее значимый бит (младший разряд), 802.5 (token ring) использует обратный порядок - MSB, как и ANSI X3T9.5 - комитет, отвечающий за архитектурные спецификации FDDI. Эти два варианта порядка передачи известны как "little-endian" (канонический) и "big-endian" (некононический), соответственно. Эта разница в порядке передачи имеет существенное значение для мостов и маршрутизаторов, связывающих различные сети.


Сетезависимые и сетенезависимые уровни


Функции всех уровней модели OSI могут быть отнесены к одной из двух групп: либо к функциям, зависящим от конкретной технической реализации сети, либо к функциям, ориентированным на работу с приложениями.

Три нижних уровня - физический, канальный и сетевой - являются сетезависимыми, то есть протоколы этих уровней тесно связаны с технической реализацией сети и используемым коммуникационным оборудованием. Например, переход на оборудование FDDI означает полную смену протоколов физического и канального уровней во всех узлах сети.

Три верхних уровня - прикладной, представительный и сеансовый - ориентированы на приложения и мало зависят от технических особенностей построения сети. На протоколы этих уровней не влияют какие бы то ни было изменения в топологии сети, замена оборудования или переход на другую сетевую технологию. Так, переход от Ethernet на высокоскоростную технологию l00VG-AnyLAN не потребует никаких изменений в программных средствах, реализующих функции прикладного, представительного и сеансового уровней.

Транспортный уровень является промежуточным, он скрывает все детали функционирования нижних уровней от верхних. Это позволяет разрабатывать приложения, не зависящие от технических средств непосредственной транспортировки сообщений.



следующая страница >>