Там творится великое малыми средствами. Н. И - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Там творится великое малыми средствами. Н. И - страница №1/1

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка»

(Доклад)


Учитель английского языка

МАОУ СОШ №11

Синагатуллина С.А.

Томск 2012

(СЛАЙД 1)Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка

(СЛАЙД 2)Где господствует дух науки,

там творится великое малыми средствами. Н. И. Пирогов

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

(СЛАЙД 3)В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:


  1. Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  2. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  3. выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  4. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

  5. помощь в профессиональной ориентации;

  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

(СЛАЙД 4)Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:



  1. проблемные уроки (9-11-е кл.);

  2. урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.);

  3. внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности;

  4. реферативная работа (5-11-е кл.);

  5. проектная работа по интересам (5-11-е кл.);

  6. учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.);

  7. интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.);

  8. олимпиады (5-11-е кл.);

  9. конференции (10-11-е кл.).

(СЛАЙД 5)К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихся. И самое главное — создавать условия для включения школьников в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.

Творческая деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

В VIII–XI классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению учащихся, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся, в которое входят учащиеся VIII–XI классов. Итоги этой работы подводятся на школьной научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты и исследования.

Виды исследовательской деятельности:

1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. Как составить правильно вопрос на английском языке? Порядок слов в английском предложении.

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьника самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков.

В своей работе я использую эту методику на уроках английского языка. Выбор этого метода в моей работе с учащимися, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер.

Младшим школьникам уже со 2 класса предлагаются задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, работая над темой «My Family» ученики рисовали портрет своей семьи и рассказывали об ее членах. Изучив тему «Personal Identification», я предлагаю ребятам проект «My Family Tree», поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. Заканчивая изучение темы «Shopping» я предлагаю ребятам проектные задания «Book Shop», «Food Shop», «Flower Shop», «Chemist’s». Работая в группах, учащиеся практиковались в применении знаний лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме в монологической и диалогической устной речи.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты, например, рейтинг любимых каналов в г. Томске и многие другие. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка.

Игровые — ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Творческие работы — свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты — стенгазеты, материалы для стендов. Информативно-исследовательские проекты, например, «Путеводитель по стране изучаемого языка».

В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить исследовательский проект ученика 11, а класса школы Цзин Владислава «Утрата духовных и нравственных ценностей в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

В ходе беседы были выявлены проблемы исследования, что помогло ученику определиться с темой. Предложенная тема его заинтересовала, т. к. проблема самоидентификации подростков актуальна в современном мире. Целью проекта стало исследование одного из наиболее значительных произведений американской литературы XX века, рассмотреть, как повлиял образ бунтаря на современное общество, культуру.

В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученик осуществлял сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешения, оформлялись документы и т. д. Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использовать его результаты на уроках литературы в гуманитарных Х-XI классах.

Весь отработанный и оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, ученикам школы в рамках школьной НПК. А итогом работы стала защита данного исследования на Всероссийском конкурсе «Юные дарования - Томску» и на открытом областном молодежном форуме «Новое поколение: кадровый резерв XXI века - 2012».



Таким образом, исследовательский проект — первый научный труд выпускника школы. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания школьного образования и устойчивой формой образовательного процесса.