Святые русские воины александр невский, димитрий донской, феодор ушаков - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Святые русские воины александр невский, димитрий донской, феодор ушаков - страница №1/1



Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

архиепископа Тверского

СВЯТЫЕ РУССКИЕ ВОИНЫ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ,

ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ, ФЕОДОР УШАКОВ

(разработка катехизаторской беседы для военнослужащих)

выпускная квалификационная работа по Истории Русской Церкви


Выполнил: Плотников В.В.


Руководители: Тузова О.А.

Ракушин А.В.


МОСКВА

2012


Оглавление
Введение…………………………………………………………………… 3

1.Содержание и основание материала работы………………………… 5

2.Методика проведения беседы…………………………………………17

3.План и конспект беседы…………………………………………. ……20

Заключение……………………………………………………………….36

Примечания………………………………………………………………38

Список использованной литературы……….…………………………..39

Приложения………………………………………………………………41




Введение
Выпускная квалификационная работа на тему «Святые русские воины – Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков» представляет собой разработку катехизаторской беседы для военнослужащих.

Современное общество в большей своей части характеризуется склонностью воспринимать и усваивать ценности, которые в той или иной степени не сообразуются со спасительным учением Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его. Этим и определяется актуальность и необходимость катехизации не только в узком смысле как оглашения перед Крещением, но и в широком смысле, как духовно-просветительской деятельности от лица Церкви.



Выбор аудитории в данной работе обусловлен, во-первых, тем, что военнослужащие в религиозном отношении, по нормам и укладу жизни являются, выражаясь языком статистики, вполне репрезентативной выборочной совокупностью, отражающей современное общество в целом, т.е. генеральную совокупность. Во-вторых, тем, что «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам»1. «Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины»2. В-третьих, тем, что, возможно, именно с военнослужащими как с целевой аудиторией автор работы, исходя из складывающихся обстоятельств, впоследствии будет проводить беседы. Выбор же темы продиктован особенностями аудитории – вряд ли, основываясь на православном мировоззрении, для российского военнослужащего можно найти лучший пример для подражания и побуждения к усвоению христианских ценностей, чем святой русский воин. К тому же – знаменитый, прославленный военачальник.

Аудитория, для которой разрабатывается беседа, специфична. В религиозном отношении она смешанная. Состав военнослужащих российской армии многонационален, соответственно, и неоднороден в своих религиозных взглядах. Исходя из переписи населения России 2010 года, можно предположить, что 10-15% аудитории окажутся людьми, не являющимися православными христианами в силу традиционности для их национальностей иных религиозных взглядов, но пожелавшими прийти на беседу. Те же, кто относит себя к православным христианам, будут достаточно разнородны: кто-то участвует в жизни Церкви, а кто-то нет, и среди них может быть разная степень осведомленности о христианстве вообще, и о Православии в частности. Другой аспект, определяющий специфичность аудитории, – возраст: большинство составят молодые люди 18-19 лет, для которых вопросы религии обычно стоят не на первом месте в жизненных приоритетах. Все эти немаловажные особенности аудитории необходимо учитывать катехизатору.

Разрабатываемая беседа предполагается второй по порядку в цикле бесед для военнослужащих, включающем также беседы на темы: «Нравственный подвиг любви к Отечеству» (1-я беседа); «Нравственные вопросы периода прохождения военной службы» (3-я беседа) и беседы с вариативной тематикой, зависящей от особенностей местности, рода войск и других факторов. К примеру, в военной части Черноморского флота России, расположенной в городе Севастополе на мысе Фиолент, вблизи Свято-Георгиевского мужского монастыря, 4-ю и 5-ю беседы в цикле целесообразно провести на темы «История Андреевского флага» и «Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь» соответственно. Последняя, 6-я беседа в цикле предполагается на свободную тему, выбор которой может зависеть, например, от предпочтений аудитории или от общей тематической направленности задаваемых на первых пяти беседах слушателями вопросов. Тематика такой беседы может быть основана и на евангельских отрывках, в которых встречаются воины. Таким образом, предполагается годовой цикл из шести бесед, проводимых с двухмесячной периодичностью. Следовательно, каждый проходящий срочную службу, будет иметь возможность присутствовать и участвовать во всех шести беседах.



Цель разрабатываемой в данной работе катехизаторской беседы – способствовать формированию у аудитории желания подражать святым угодникам Божиим. Эта цель подчинена общей цели всего цикла из шести бесед – активизировать у людей желание жить по заповедям Творца, то есть жить по-христиански. Задачи разрабатываемой беседы связаны с систематизацией информации и отбором текстового и наглядного материала для проведения беседы, определением методики проведения беседы, построением плана беседы, формированием подробного конспекта беседы, обобщением результатов работы и формулированием выводов.

Содержание и историко – богословское основание работы
В данном параграфе приведены те фрагменты из жизнеописаний святых, которые послужат основой для беседы и, соответственно, материалом для формирования ее конспекта и обсуждения со слушателями.

Фрагменты из жизнеописания святого благоверного великого князя Александра Невского. Годы жизни 1220 – 1263. Великий князь в 1252–1263 гг. Празднование 23 ноября/6 декабря (погребение), 30 августа/12 сентября (перенесение мощей).

1. В 1239 году св. Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при св. Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским, и перенесена в Кострому.

2. С 1236 г. княжение в Новгороде. Битва на Неве со шведами в 1240 г. Поход шведов против Новгорода был ничем иным, как крестовым походом против Православия, инициированным из Рима. Св. Александру не было еще и 20-ти лет. Когда нагрянул неприятель, он долго молился в новгородском храме Святой Софии: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне»3. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, св. Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»4. С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь с молитвой поспешил на врагов и одержал великую победу. Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

3. В 1242 г. битва с немецкими рыцарями-крестоносцами. Враги похвалялись подчинить себе весь славянский народ. 5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище на льду Чудского озера. Воздев руки к небу, св. Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже»5. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси и по всем странам.

4. Имя св. Александра сделалось известно в Европе, и в 1248 году он через двух кардиналов получил от римского папы Иннокентия IV грамоту, в которой папа хитростью склоняет его к католичеству. Александр, призвав мудрых людей, советовался с ними и написал к папе: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим»6. Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния с католиками означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего.

5. В 1256 году ходил св.Александр «темным походом» в северные земли, населенные финскими племенами. Русское войско шло сквозь полярную ночь, непроходными местами. Во тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной веры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

6. Мудрая политика св.Александра в отношениях с Золотой Ордой, через признание власти Орды направленная на облегчение тяжелого положения Руси. Это было продолжением политики его отца. Благоразумнее признать над собою власть могущественнейшей монголо-татарской империи, но при этом сохранить православную веру народа. На то было и благословение духовного отца и сподвижника в служении святого князя – митрополита Кирилла, который в течение почти 40 лет в XIII веке возглавлял Церковь на Руси. Нужно было превратить татар из врагов в почтительных союзников, и св. Александр продолжал крепить завещанный отцом союз с Золотой Ордой, во избежание нового разгрома Руси. Четыре дипломатические поездки совершил св. Александр в Орду, неизменно стараясь способствовать созданию наилучших, согласно складывавшихся в 40-х – начале 60-х гг. XIII века обстоятельств, условий для Руси. Хан Батый, увидев св. Александра, поразился и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему»7. Продолжал князь мирные отношения Руси и Орды и с преемником Батыя – ханом Берке. В 1261 году стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее положения. Но не всех устраивало вассальное положение. Когда в 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, и положение стало очень опасным, св. Александр едет в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. А в 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. Эта дипломатическая поездка св. Александра в Сарай была последней. На обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь –подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года. Истощив силы душевные и телесные в ревностном служении Отечеству и Церкви, пред концом своим он думал единственно о Боге, приняв иноческую схиму с именем Алексий.

7. Митрополит Кирилл сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле»8. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог Своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось в 1547 г. Мощи святого покоились во Владимире до XVIII века, а при Петре I в 1724 г. были перенесены в Санкт-Петербург, в Троицкий собор Александро – Невской Лавры.



Фрагменты из жизнеописания святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Годы жизни 1350 – 1389. Великий князь в 1363 – 1389 гг. Празднование 19 мая/1июня.

1. Воспитывался св. князь Димитрий под руководством святителя Алексия, митрополита Московского. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия: с юных лет Бога он возлюбил и усердствовал в духовных делах, непристойных слов не любил и праздных бесед не вел, Священное Писание слушал всегда с умилением. Время второй половины XIV века в истории Руси отмечено духовным подъемом, и с самого начала своей жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий Радонежский.

2. В тринадцать лет становится великим князем, согласно ярлыку, полученному от хана. Суздальский князь Димитрий Константинович не был согласен с таким поворотом событий, и надлежало решить спор оружием. В итоге Димитрий Иоаннович изгоняет соперника из великокняжеской столицы – Владимира. Проявив миролюбие, он щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.

3. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления продолжает политику объединения русских земель вокруг возвысившейся Москвы. Союз с Суздалем был укреплен в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны (впоследствии канонизированной преподобной Евфросинии Московской). Тело свое князь до женитьбы сберег в чистоте. Было у них двенадцать детей, воспитанных в благочестии. Основной личной чертой великого князя была необыкновенная любовь к Богу. Каждое воскресенье князь приобщался Святых Таин.

4. Почти полтора века уже томилась Русь под игом татарским. И вот, наконец, призрел Господь Бог на мольбы крепнувшей Руси Православной — приближался час освобождения. В 1380 г. готовясь выступить в поход против полчищ Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия Радонежского. Великий князь сказал святому игумену: «Ты уже знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня, да и не меня одного, а всех православных: ордынский князь Мамай двинул всю орду безбожных татар. И вот они идут на мою отчизну, на Русскую землю, разорять святые церкви и губить христианский народ... Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды!»9. Старец успокоил и воодушевил князя. А когда князь просил у преподобного Сергия в помощь иноков-богатырей Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), игумен без раздумий исполнил просьбу. Благословив крестом и окропив еще раз освященной водой великого князя, своих иноков – витязей и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!»10. Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь против врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы»11. Воины, ободренные надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шли на битву, готовые положить душу свою за святую веру православную, за своего князя любимого, за дорогое свое Отечество.

5. Как раз перед выступлением великого князя против татар произошло Божественное знамение — чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок – пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан и были обнаружены нетленные мощи. Видимо, об этом событии Димитрий Иоаннович узнал еще до битвы; оно было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка.

6. 8 сентября 1380 года, в праздничный день Рождества Пресвятой Богородицы, с раннего утра стало войско русское в боевой порядок между рек Дона и Непрядвы, готовясь встретить мощного врага на Куликовом поле. Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колена и горячо молился за христиан и за Отчизну. Потом сел на коня, объехал все полки, воодушевляя их словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших»12. Посреди войска развивалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса. В начале битвы схимонах Александр Пересвет самоотверженно выступил на поединок против Челубея – оба пали мертвыми на землю. В жестокой кровавой битве великий князь пренебрег своим привилегированным положением и в своем порыве слиться с воинской массой явил свое великое смирение. Он достал бывший у него на персях под одеждою крест с частицами Животворящего Древа, поцеловал его и со словами псалма «Бог нам прибежище и сила» первый ударил на врагов, ринувшись в битву наравне с простыми воинами. Самым горячим стремлением князя было желание принять участие в битве; им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа и, как вождю и начальнику, положить свою голову в пример другим. Свидетели видели его твердо бьющимся с татарами, выдерживающим порой атаку нескольких воинов. Многим же было видение ангелов Божиих, помогавших христианскому русскому войску. Видели, и как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.

Когда Мамай, с высокого кургана смотря на кровопролитие, увидел бегство своего войска, то, терзаемый гневом и тоскою, воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и бежал вслед за другими. После битвы великого князя Димитрия нашли в роще неподалеку, лежащим без сознания. Бог хранил князя; несмотря на многочисленные вражеские удары, он остался жив. Услышав голоса, он пришел в себя, известие же о победе окончательно вернуло ему силы. Возвратясь в Москву, он снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение Господу и лично поведать преподобному Сергию о дарованной Богом победе. Несколько монастырей были построены после Куликовской битвы, а великого князя прозвали Донским.

7. Перед своей кончиной великий князь Димитрий установил новый порядок престолонаследия, во избежание споров за власть, что способствовало укреплению единой самодержавной власти на Руси. Был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Началось его почитание. Великий князь московский Димитрий Донской в 1988 г. канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею самопожертвования ради блага и спасения ближних.

Фрагменты из жизнеописания святого праведного воина Феодора Ушакова. Годы жизни 1745 – 1817. Празднование 2/15 октября (преставление), 23 июля/5 августа (прославление).

1. Житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения Отечеству. Св. Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты и доброты, подлинным подвижником благочестия. Он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры, мужества и христианского сострадания к ближним.

С Божией помощью адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения (!) и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 1788 г. – победа над превосходящими силами противника в сражении у острова Фидониси. Феодор Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. В этом же году одержаны победы в сражениях у Керченского пролива и при острове Тендра. Один из эпизодов сражения при Тендре, по докладу самого Феодора Феодоровича: «Люди неприятельского корабля, выбежав все наверх, на бак и на борта, и поднимая руки кверху, кричали на мой корабль и просили пощады и своего спасения. Заметя оное, данным сигналом приказал я бой прекратить и послать вооруженные шлюпки для спасения командира и служителей, ибо во время бою храбрость и отчаянность турецкого адмирала трехбунчужного паши Саид-бея были столь безпредельны, что он не сдавал своего корабля до тех пор, пока не был весь разбит до крайности»13. Вообще, надо сказать, что будучи бичом и грозой турок, известным между ними как «Ушак-паша», он вместе с тем был ими очень уважаем.

Феодор Феодорович ясно понимал: победы нашему воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». По возвращении в Севастополь он отдал приказ, в котором говорилось: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви Св. Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи и по отшествии благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 пушки»14. В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Феодора Ушакова у мыса Калиакрия. Россия по Ясскому мирному договору укрепила свои позиции на Черном море. За столь знаменитую победу Ушакову пожалован был орден св. Александра Невского.

3. Еще в начале русско-турецкой войны Феодор Ушаков принял главное начальство над портом и городом Севастополем, и после войны приложил все усердие для его военного и гражданского обустройства. Бывало, что из казенных сумм, определяемых на содержание Черноморского флота, те или иные поставлялись несвоевременно – тогда Ушаков выдавал из собственных денег по несколько тысяч в контору Севастопольского порта, чтобы не останавливать производства работ. Небольшая соборная церковь свт. Николая, покровителя в море плавающих, была им перестроена и значительно увеличена. Освободясь на время от ратных дел, Феодор Феодорович имел теперь возможность более предаваться молитве: сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он ежедневно бывал на богослужениях и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел. В начале 1793 г. Ушаков был призван в Петербург. За заслуги перед престолом и Отечеством императрица Екатерина II поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень – крест с мощами святых угодников. В том же году ему был пожалован чин вице-адмирала.

4. Средиземноморский поход 1798 – 1800 гг. против революционной Франции. Вице-адмирал Ушаков назначен командующим объединенными русско-турецкими силами. Турки отмечали опрятность, строгий порядок на русских судах и кротость матросов. Облик и весь дух русских моряков были для них удивительны. В ходе кампании вице-адмирал Ушаков блестяще справился с задачей, состоявшей, прежде всего, в освобождении от французов Ионических островов (Корфу, Кефалония, Занте и других), православное греческое население которых с восторгом приветствовало россиян. Когда французский гарнизон на острове Занте сдался, то вице-адмирал Ушаков, вместе с капитанами и офицерами эскадры, съехал на берег для слушания благодарственного молебна в церкви св. чудотворца Дионисия, где приложился к мощам святого. Жители повсюду встречали его с особенными почестями и радостными криками. Перед штурмом крепости Корфу боевую инструкцию войскам Феодор Ушаков закончил словами: «...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих»15.

Французы подписали безоговорочную капитуляцию на корабле Ушакова «Святой Павел». После этой блестящей победы торжественно встреченный народом Феодор Феодорович со своими командирами слушал благодарственный молебен в церкви св. Спиридона и поклонился святым мощам. В первый день Святой Пасхи 1799 года Ушаков назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. Святые мощи были обнесены вокруг крепостных строений, и в это время отовсюду производилась ружейная и пушечная пальба. Всю ночь народ ликовал. Император Павел I за победу при Корфу произвел Феодора Ушакова в адмиралы. А великий Суворов, узнав о победе при Корфу, восклицая, сожалел, что не был при этом хотя мичманом. Воздав благодарение Богу, Феодор Феодорович продолжил выполнение возложенных на него задач.

Требовалось образовать на освобожденных островах новую государственность, и адмирал Ушаков, как полномочный представитель России, не поступаясь своими христианскими убеждениями, сумел создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, согласие, тишину и спокойствие. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов – первая после падения Константинополя форма греческой государственности. На исходе 1799 года адмирал Феодор Ушаков получил приказ императора о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь. Жители образованной Республики прощались с адмиралом и его моряками не скрывая слез, благодаря их и благословляя. Сенат острова Корфу назвал Феодора Ушакова своим отцом и освободителем.

5. Несколько лет после Средиземноморского похода адмирал Ушаков нес службу в Петербурге. В его дом часто приходили за помощью. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, ходатайствовал перед более имущими господами. А после отхода от служебных дел поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов на русско-турецкой войне молился о нем его родной дядя – иеромонах Феодор. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Феодора Феодоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Св.Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения»16.

Во время Отечественной войны 1812 года Феодор Феодорович вместе с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых и дал деньги на его содержание. Две тысячи рублей им было внесено на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Во многом благодаря его пожертвованиям строился новый Георгиевский храм в Балаклавском монастыре вблизи Севастополя. Проведя остаток дней крайне воздержанно, адмирал окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, за день до блаженной кончины, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, причастившись Святых Таин. По завещанию Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма Санаксарского монастыря возле своего дяди – ныне прославленного Церковью преподобного Феодора Санаксарского. В 2001 г. Феодор Ушаков канонизирован как святой праведный воин. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
Методика проведения беседы
Катехизаторская беседа представляет собой целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог с ведущей ролью катехизатора на заранее запланированную тему. Беседа является основной формой вербального метода осуществления катехизаторской деятельности, поскольку именно в форме беседы наиболее эффективно преподносить человеку информацию, являющуюся для него тематически новой. Беседа активизирует мышление, ее характерная особенность состоит в том, что слушатели принимают в ней активное участие – отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, обсуждают те или иные аспекты темы, стараются объяснить ситуации, процессы или явления. Катехизатор же руководит беседой и координирует ее, ведет в запланированном направлении, уточняет высказываемые мнения слушателей и окончательно формулирует ответы.

Проведение беседы требует от катехизатора всесторонней подготовки как непосредственно по теме беседы, так и по смежным темам. Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно, только тогда она заинтересует слушателей и даст нужный эффект. Для успешного проведения беседы важно, чтобы катехизатор установил хороший контакт с аудиторией, наблюдал за ней и добивался полного понимания преподносимой информации.

Следует учесть, что рассказ (монолог) катехизатора тоже играет важную роль. Прежде всего в том случае, когда слушатели совсем не располагают сведениями для того, чтобы делать самостоятельные выводы, описывать явления или даже просто отвечать на вопросы. К примеру, он потребуется при изложении исторических сведений. Таким образом, вопросно-ответная форма коммуникации необходимо сочетается с рассказом катехизатора и его обсуждением, а планирование конкретных обстоятельств и временных пропорций такого сочетания диктуется целями и задачами беседы, спецификой темы и аудитории, ситуацией проведения беседы.

Подготовка к проведению беседы включает составление плана беседы, подбор и систематизацию материала (текстового, наглядного и др.) на запланированную тему; выстраивание текстового сценария, т.е. рассказа; составление вопросов по теме беседы и их распределение по сценарию; оформление конспекта беседы с определением продолжительности отдельных ее частей. В качестве наглядного материала целесообразно использовать, например, иконы, фотографии. Если имеются возможности и позволяют условия, беседу можно сопровождать показом ряда соответствующих тематических видеофрагментов.

Вопросы, используемые в ходе беседы, в зависимости от широты потенциального ответа делятся на открытые, закрытые и выясняющие. Открытые вопросы обычно начинаются со слов «кто», «что», «как», «почему», «сколько». Они требуют развернутого ответа. Закрытые вопросы предполагают ответ «да» или «нет» и обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Выясняющие вопросы используются для уточнения информации. Они вынуждают размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Продолжительность беседы составляет около 1 часа. Однако, следует отметить, что точное планирование продолжительности отдельных частей беседы почти невозможно. Это связано с невозможностью заранее предугадать продолжительность времени на высказывания слушателей и вопросы, которые возникают у них в ходе разговора. Если вопросы у слушателей не возникают, это показатель низкого интереса к теме или того, что катехизатор увлекся рассказом и забыл об основной особенности беседы – активизации восприятия, мышления и эмоционального отношения слушателей к предмету разговора. Заинтересованная позиция катехизатора должна сообщаться всем присутствующим, поскольку беседа строится на сочетании содержательного и эмоционального аспектов. При проведении беседы катехизатор должен учесть необходимость распространения внимания на всех участников беседы. Беседа с аудиторией не должна превращаться в диалог только с одним – двумя наиболее активными и заинтересованными слушателями.

При разработке беседы катехизатор должен учесть особенности аудитории. Применительно к беседе с военнослужащими очевидно, что, поскольку мужчины, в отличие от женщин, в большей степени склонны к рациональному мышлению, чем к эмоциональному восприятию, необходимо особое внимание уделить аргументированности выводов, четкой логической взаимосвязи высказываемых суждений. При построении речи стараться не делать ее излишне академической и тем более наукообразной, она не должна быть перегружена сложными формулировками и содержать непонятную для слушателей терминологию. Планируемая продолжительность беседы может подвергнуться корректировке: катехизатор должен исходить из тех временных рамок, которые будет иметь возможность предоставить руководство военной части.



В структуре беседы можно выделить четыре части, или этапа: вводный этап, этап общих вопросов, этап подробного обсуждения темы беседы и заключительный этап.

Первый (вводный) этап требуется для установления контакта с аудиторией; для того, чтобы вызвать заинтересованность в беседе на обозначенную тему. Если беседа является не первой в цикле взаимосвязанных бесед, целесообразно вспомнить вкратце о том, что было рассмотрено в прошлый раз. На этапе общих вопросов установленный контакт получает дальнейшее развитие, катехизатор получает возможность определить общий уровень информированности аудитории по теме беседы. Третий этап наиболее продолжителен, его содержание определяется конкретными целями и задачами беседы. На заключительном этапе обобщается и закрепляется усвоенная информация, а также создается краткий информационный задел для следующей беседы, если она предполагается. Кроме того, катехизатору следует ответить на имеющиеся у слушателей вопросы, на которые, впрочем, он может отвечать и по ходу своего рассказа. Очень важно для катехизатора помнить о необходимости установки на использование результатов беседы в жизни слушателей.


План и конспект беседы
План беседы.

1.Вводная часть.

Сначала следует установить логическую связь между темами предыдущей и настоящей беседы. Активизировать в памяти слушателей основные аспекты темы, обсуждавшейся в прошлый раз и сказать о том, что будет предметом обсуждения сегодня. По своей форме вводная часть является кратким монологом катехизатора, призванным заинтересовать слушателей.

2.Основная часть.

2.1.Общие вопросы.

На этом этапе беседы, пользуясь общими вопросами, катехизатору следует активизировать аудиторию, «зарядить» ее на подробное обсуждение темы и заодно выяснить степень осведомленности слушателей относительно базовых сведений, касающихся темы беседы. В частности, с помощью вопросов-ответов в памяти слушателей необходимо освежить известные им сведения из жизни святых, от чего оттолкнувшись и восстановив имеющиеся у слушателей «пробелы», приступить к следующему этапу беседы.

2.2.Подробное обсуждение темы беседы.

Беседу, и в частности, рассказ катехизатора, планируется построить, основываясь не на последовательном изложении жития святых воинов (для этого и времени будет недостаточно), и, тем более, не на повествовании о перипетиях русской истории того времени, в которое жили святые, а на выделении таких сведений, которые указывают на их воинскую доблесть, любовь к Отечеству, на веру и благочестие, высокий нравственный облик и святость жизни. В частности, фрагменты из жизнеописаний святых, содержащих необходимый для данной беседы материал, приведены в работе выше. Такой подход в преподнесении материала представляется логичным, т.к. в конечном итоге неизбежно приведет к обсуждению темы святости, что совершенно необходимо сделать в процессе данной катехизаторской беседы. Причем, сделать это лучше уже ближе к окончанию беседы, постепенно подводя к этому слушателей, чтобы к этому моменту они уже раскрыли для себя цельные образы личности святых, соотнеся их воинскую доблесть, любовь к Отечеству, горячую веру, благочестие и высокую нравственность как неразрывно взаимосвязанные аспекты. Наряду с повествованием нужно использовать метод показа, прежде всего иконографических изображений святых Александра Невского, Димитрия Донского и Феодора Ушакова; также в качестве наглядного материала, используемого при проведении данной беседы, могут служить, например, фотографии Александро-Невской Лавры, Санаксарского монастыря, памятника-колонны св. Димитрию Донскому на Куликовом поле (см. приложения).

3.Заключительная часть.

Подводя общие итоги беседы, катехизатор призывает слушателей стараться подражать святым угодникам Божиим, выражает пожелание, чтобы христианские ценности всегда являлись для всех присутствующих нормой их собственной жизни. В вопросно-ответной форме катехизатор определяет, насколько аудитория усвоила преподанную информацию; предлагает слушателям задать имеющиеся у них вопросы и отвечает на них. Объявляет тему следующей беседы, после чего всем желающим можно подарить маленькие иконки святых Александра Невского, Димитрия Донского и Феодора Ушакова.
Подробный конспект беседы в соответствии с планом (содержание беседы в прямой речи).

1.Вводная часть (планируемая продолжительность – 5 минут).



Здравствуйте (представиться). Очень приятно снова видеть вас. Давайте вспомним нашу предыдущую беседу. Подавляющее большинство из присутствующих сейчас были и тогда, и наверное, помнят тему прошлой беседы. Мы говорили о том, что значит в жизни человека, для его духовно-нравственного состояния такое замечательное качество, как любовь к Отечеству. Отмечали, насколько важно это качество для военного человека, пытались вместе с вами представить внутренний и внешний облик воина, любящего свое Отечество. Итак, без любви к Родине нет и истинного служения ей, на благо соотечественников. Мы знаем многие примеры из истории славных и отважных воинов, истинных сынов своего Отечества. Многие из них запечатлены в картинах, на фотографиях. Вы сможете без труда узнать великих полководцев.

А сейчас я покажу вам три православные иконы, на которых тоже изображены великие русские военачальники, а вы, каждый про себя, постарайтесь узнать их. (Катехизатор устанавливает иконографические изображения на видном для всей аудитории месте и – после 20-30-секундной паузы – продолжает) Это Александр Невский, Дмитрий Донской и Федор Ушаков. Кстати, на церковнославянском языке имена Дмитрий и Федор произносятся так: Димитрий и Феодор. Думаю, что многие из вас их узнали, но возможно, что кто-то и впервые видит этих прославленных русских героев изображенными именно таким образом, на иконах, и такое изображение кажется ему необычным, и тем обнаруживается интерес. Обладали ли они тем качеством, о котором мы говорили на прошлой встрече – любовью к Отечеству? Несомненно. Но очевидно, что чем-то эти любящие Отечество русские герои отличаются от большого количества других достойных сынов своей Родины. Ведь не всех изображают на иконах. Дело в том, что Александра Невского, Димитрия Донского, Феодора Ушакова и некоторых других воинов Церковь прославила как святых угодников Божиих. И, например, Феодор Ушаков для нее не только знаменитый адмирал российского флота, но – святой праведный воин. А Александра Невского и Димитрия Донского Церковь называет святыми благоверными великими князьями. И вот сегодня мы поговорим об этих великих героях земли русской в рамках темы «Святые русские воины».

2.Основная часть (планируемая продолжительность – около 50 минут).

2.1.Общие вопросы (планируемая продолжительность – 5-10 минут).

Итак, давайте вспомним, какие основные сведения о них нам известны. Катехизатор задает вопросы аудитории. Кто стоял во главе русских войск, выигравших Ледовое побоище? …Куликовскую битву? Когда произошли эти сражения? Кто противостоял русским войскам в этих сражениях? Какова тогда была ситуация на Руси? Была ли на Руси тогда распространена православная вера? Какое отношение имеет Федор Ушаков к Севастополю? Какими боевыми операциями он прославился как великий флотоводец? Слушатели отвечают, катехизатор при необходимости корректирует ответы, с помощью дополнительных вопросов может выяснять, уточнять информацию, известную слушателям. Например, если на последний из вышеприведенных вопросов слушатели отвечают: «Воевал в Черном море против турок», катехизатор может спросить: «А командовал ли он когда-нибудь объединенными русско – турецкими морскими силами?», «Воевал ли он когда-нибудь в Средиземном море?»

2.2.Подробное обсуждение темы беседы (планируемая продолжительность – 40-45 минут).

Хорошо. Мы вспомнили с вами основные события, в которых Александр Невский, Дмитрий Донской и Федор Ушаков прославились как великие военачальники, с именами которых неразрывно связана история нашей страны. При этом, смотря на иконы, вы, наверное, задаетесь вопросом: каким же был внутренний, духовный мир этих героев? Давайте обратимся к их жизнеописаниям.

Мы с вами только что вспоминали о Ледовом побоище на Чудском озере 1242 г., немного раньше – в 1240 году – Александр Невский с небольшой дружиной победил шведов в битве у Невы, после которой народ и назвал его Невским. Каковы были планы шведов и немцев? Это была агрессия против Православия, незыблемым оплотом которого уже в ту пору стала Русь. Вы, наверное, слышали о походах крестоносцев в Палестину. Так вот, фронт этих походов был гораздо шире, и нападения на северо-западную Русь в ту пору, когда в Новгороде княжил Александр, являлись одними из звеньев в агрессивной политике католического Рима, стремившегося подчинить себе все страны и распространить повсюду католическую веру. На северо-западе Руси римские власти действовали через шведов и немцев, исповедовавших римско-католическую веру. Итак, Александр Невский воевал ни с кем иным, как с крестоносцами, защищая истинную веру Православную. Не сумев одолеть Русь силой, Рим тем не менее не оставил своих попыток утвердиться в русских землях. В 1248 г. Александр получает через посланцев римского папы грамоту, в которой тот хитростью пытается склонить его к принятию католичества. После совета с мудрыми людьми Александр отвечает папе: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим».



Возможный вопрос из аудитории. Католики ведь тоже верят во Христа. Почему так принципиально было не соглашаться с ними?

Ответ катехизатора. Да, они верят во Христа, и поначалу, в первые века христианства западные христиане с восточными были единодушны. Но предпринятые ими впоследствии без учета мнения всей Церкви, всех остальных христиан некоторые нововведения очень серьезно исказили чистоту веры и поэтому являются неприемлемыми. Св.Александр понимал, что принять католическую веру – значит подвергнуть духовной опасности себя и свой народ.

Вот и получается, что тот неприятель, который требует принятия своей веры, очень опасен и ему должен быть дан отпор, что и сделал князь Александр. И совсем иную картину мы видим в отношении его с Золотой Ордой. Монголо-татары, в отличие от католиков, не требовали от порабощенного ими тогда русского народа отказа от Православной веры. Этот важный момент и стал решающим в мудрой политике святого князя Александра по отношению к Орде. Лучше сохранить веру, находясь какое-то время в порабощенном состоянии, чем противлением навести на себя и свой народ гнев очень сильного противника. И Александр признает власть Орды. Он совершает туда четыре дипломатические поездки, неизменно стараясь способствовать созданию лучших условий для Руси, облегчить положение народа. А знаете, что сказал хан Батый, увидев Александра? «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Мудрая политика св.Александра во многом способствовала даже тому, что в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Надо также сказать, что Александр ходил походом в северные земли, населенные языческими финскими племенами, неся им свет истинной веры и православную культуру. Так Поморье было просвещено и освоено русскими.

Но давайте вернемся еще раз к военным победам Александра Невского. Когда нагрянули шведы, святой князь долго молился в новгородском храме Святой Софии: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». А выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». И перед Ледовым побоищем, воздев руки к небу, св. Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже». Всю надежду Александр возлагает единственно на Всемогущего Бога и верует в наилучшее попечение Всевышнего о всех надеющихся на Него. И Ангел Божий незримо помогал православному воинству. После битвы со шведами, когда наступило утро, то в том месте, куда не могли пройти русские воины, обретено было множество перебитых врагов.



Возможный вопрос из аудитории. Но враги ведь тоже люди. Разве это гуманная помощь?

Ответ катехизатора. Вспомните, что всему народу русскому грозила духовная опасность из-за насаждения католичества.

Итак, мы видим, какое место в жизни Александра Невского – великого воина и мудрого государственного деятеля – занимали вера, молитва, упование на Бога. Возвращаясь из своей четвертой поездки в Орду, святой князь смертельно занемог. Истощив душевные и телесные силы в ревностном служении Отечеству и Церкви, перед кончиной своей он думал только о Боге, приняв монашеский постриг. До самой смерти постоянно при нем находился его моленный образ – икона Божией Матери, которой благословил его с супругой при венчании отец. А во время погребения великого князя Александра Бог явил чудо, прославив Своего угодника. Когда хотели разжать руку князя, чтобы вложить напутственную духовную грамоту, то он, как живой, сам простер руку и взял грамоту.

А вот что случилось перед самой Куликовской битвой, когда правнук Александра Невского, великий князь Димитрий Иоаннович собирался выступить против татар. Пономарь той церкви во Владимире, где находилась гробница Александра Невского, вдруг увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к князю, понуждая встать и выйти на помощь своему правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Александр встал и вместе со старцами сделался невидимым. После этого видения гроб был открыт, и мощи обнаружены нетленными, что является зримым свидетельством святости князя Александра. Сейчас мощи святого благоверного великого князя Александра Невского покоятся в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре. Посмотрите, пожалуйста, фотографии. Катехизатор передает слушателям фотографии Александро-Невской Лавры, раки с мощами св.Александра.



Возможный вопрос из аудитории. Как понимать нетленность мощей?

Ответ катехизатора. То есть неподверженность в той или иной степени тем процессам, которые обычно происходят с телами людей после погребения. Нетленность мощей, т.е. тел людей, жизнью своей угодивших Богу, – одно из чудес, сверхъестественных явлений, которыми Бог утверждает, укрепляет веру в людях. В Священном Писании есть такие слова: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:10). Мощи святых угодников Божиих исполнены Божественной благодати; вся история Церкви свидетельствует, что от мощей совершаются чудеса исцелений, и молящиеся с твердой верой и упованием на Бога получают просимое. Основанием для почитания мощей служит факт Боговоплощения. Господь наш Иисус Христос – Истинный Бог и Истинный Человек. В Нем Божественная природа соединена с человеческой. Воплотившись, Он навеки утвердил достоинство человеческого тела.

Бог являет нам святых и для того, чтобы их жизнь была назидательным примером для нас. Почитая мощи святых угодников, мы вспоминаем их жизнь, исполненную подвижничества ради Бога.

Разве не был примером для Димитрия Донского его прадед Александр? Перед Куликовской битвой предводитель русского войска горячо молился за христиан и Отечество, а на знамени великокняжеском был изображен Спаситель. И послушайте, какими словами он воодушевлял войско: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской … и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших». И, поцеловав крест, со словами «Бог нам прибежище и сила» первым устремился на врагов. В ходе боя его видели выдерживающим порой атаку сразу нескольких противников. Многим же было видение ангелов Божиих, помогавших русскому войску. Видели, и как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов. А предводитель вражеского войска Мамай перед своим бегством воскликнул: «Велик Бог Христианский!»

А кому не известен поединок Пересвета с Челубеем, предваривший Куликовское сражение? Русский богатырь Пересвет был монахом Троицкого монастыря, основанного великим русским святым Сергием Радонежским. К нему-то, преподобному Сергию, ездил перед Куликовской битвой за благословением великий князь Димитрий. Духоносный старец утешил князя и напутствовал его, благословив по его просьбе на участие в битве с татарами двух монахов-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Великий князь обещал построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы, если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет ему помощь. После великой победы было построено несколько монастырей, а первым делом князь Димитрий воздал благодарение Богу и лично поведал о дарованной Богом победе преподобному Сергию. Великого князя Димитрия после Куликовской битвы в народе прозвали Донским, т.к. Куликово поле находится рядом с рекой Дон на территории современной Тульской области. Посмотрите, какой памятник-колонна Дмитрию Донскому был установлен на Куликовом поле в XIX веке. Катехизатор передает слушателям фотографию колонны.

Возможный вопрос из аудитории. А почему Дмитрий Донской не признал над собой власть Орды, как это сделал Александр Невский? Если тогда, как мы поняли, это было мудрым решением, то почему теперь мудрым оказывается другое?

Ответ катехизатора. Ничего противоречивого здесь нет. Дело в том, что существенно изменились политические условия, так сказать, расстановка сил. Русь значительно окрепла, благодаря политике по объединению русских земель вокруг Москвы, продолжателем которой был и великий князь Димитрий. В такой ситуации татарское иго уже являлось серьезным тормозящим ее развитие фактором. Орда же, напротив, к этому времени начала слабеть. Попросту говоря, татарское иго становилось политически нелогичным и неуместным.



Возможный вопрос из аудитории. Любая война связана с убийством. Как можно благословлять на бой?

Ответ катехизатора. Есть войны захватнические, агрессивные, которые вряд ли чем можно оправдать. И совсем другое – войны справедливые, оборонительные, связанные с защитой граждан своей страны. Воин, идущий на сражение ради защиты соотечественников, ради облегчения их тяжкого положения, являет пример самопожертвования. В Евангелии читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

И еще несколько слов о личности великого князя Димитрия Донского. На развитие в нем высоких христианских качеств повлияло то, что он воспитывался под руководством великого русского святого Алексия, митрополита Московского. В жизнеописании св. князя Димитрия говорится, что Бога он возлюбил с юных лет и усердствовал в духовных делах, непристойных слов не любил и праздных бесед не вел, Священное Писание слушал всегда с умилением. И в целом, его жизнь пришлась на период большого духовного подъема на Руси, поэтому с самого начала своей жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества. Тело свое до женитьбы на княжне Евдокии Димитриевне (впоследствии канонизированной преподобной Евфросинии Московской) он хранил в чистоте. Было у них двенадцать детей, воспитанных в благочестии. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с мудростью государственного деятеля.

Эпоха его правления ознаменовалась не только противостоянием внешнему врагу, но и внутренними конфликтами в русской земле. И как бы ни складывались обстоятельства, великий князь действует сообразно христианскому устроению своей души. Вот один из примеров. Когда он законно становится великим князем, удельный суздальский правитель Димитрий Константинович пытался это оспорить. Разрешился спор лишь с помощью оружия, после чего великий князь Димитрий Иоаннович проявляет миролюбие и щадит суздальского князя. Взяв с него присягу в верности, оставляет его на удельном княжении. А уже перед своей праведной кончиной великий князь Димитрий, во избежание междоусобиц на русской земле, установил новый порядок престолонаследия, что способствовало укреплению государства. Похоронили великого князя Димитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля.



Возможный вопрос из аудитории. Знаю, что есть Дмитриевская суббота. Это как-то связано с Дмитрием Донским?

Ответ катехизатора. Да. По преданию, после Куликовской битвы великий князь повелел отправлять заупокойные службы за убиенных на Куликовском поле православных русских воинов. Постепенно в традиции Русской Церкви было усвоено и всеобщее поминовение усопших в субботу, предшествующую дню ангела великого князя Димитрия, т.е. дню, когда Церковь отмечает память его небесного покровителя – св. великомученика Димитрия Солунского – великого святого ранних веков христианства. Кстати, он тоже был воином, но стал подлинным воином Христовым, пострадав за веру. Поэтому существует у нашего народа поговорка: «по имени и житие».

Если в XIV веке внутренняя государственная политика Руси была связана с централизацией и укреплением русского государства, то в XVIII столетии, на вторую половину которого приходятся ратные подвиги великого флотоводца (и, кстати, единственного из флотоводцев, прославленного в лике святых) Федора Ушакова, наше Отечество было уже могущественной державой – Российской империей. Основной вектор внешней политики России того времени был направлен к берегам Черного моря, где ее интересы пересекались с интересами Турции, т.е. Османской империи. Адмирал российского флота Федор Ушаков стал тем военачальником, который блестящими победами утверждал славу своего Отечества. Ни одного поражения, ни одного потерянного корабля, ни одного попавшего в неприятельский плен матроса! Громимые им турки почтительно называли его «Ушак-паша» и учились у него морскому военному искусству. И вместе с тем он был подлинным подвижником благочестия, имевшим глубоко христианскую натуру. Прославленный адмирал ясно понимал, что победы российскому флоту дарует Господь. Вот, например, что говорится в его приказе по возвращении в Севастополь после победы в 1790 году над турками при острове Тендра: «рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу … и по отшествии благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 пушки». Обратите внимание на название флагманского корабля Ушакова – «Рождество Христово». Уместно упомянуть об одном весьма показательном эпизоде того сражения, характеризующем личность Феодора Ушакова. Вот слова из его собственного доклада: «Люди неприятельского корабля … поднимая руки кверху, кричали на мой корабль и просили пощады и своего спасения. Заметя оное, данным сигналом приказал я бой прекратить и послать вооруженные шлюпки для спасения командира и служителей, ибо во время бою храбрость и отчаянность турецкого адмирала … были столь безпредельны, что он не сдавал своего корабля до тех пор, пока не был весь разбит до крайности». Христианское устроение души Феодора Ушакова, доброта, великодушие, сострадание и милосердие неизменно проявляются во всей его деятельности.

Бывало, что средства на содержание Черноморского флота поступали несвоевременно – тогда он немалые суммы выдавал из собственных денег. Занимаясь обустройством Севастополя, перестроил, значительно расширив, Никольскую церковь. После русско-турецкой войны Феодор Феодорович имел возможность регулярно бывать на богослужениях, и перед молитвами он никогда не занимался рассматриванием дел. За победу над турками он удостоился ордена св. Александра Невского. И вот ведь как бывает в большой политике: через несколько лет бывшие противники – турки – становятся союзниками России в противостоянии с Францией, а Ушаков назначается командующим объединенными силами в Средиземноморском походе, начавшемся в 1798 году. Вот когда турки могли пройти настоящую школу! Они отмечали опрятность, строгий порядок на русских судах и кротость матросов. Облик и весь дух русских моряков были для них удивительны. Задачи Федор Ушаков выполнил блестяще. Европа пристально следила за действиями прославленного флотоводца, освобождавшего от французов один за другим населенные в основном православными греками Ионические острова, где местные жители с восторгом встречали россиян. В церкви на острове Занте после его освобождения Феодор Феодорович слушал благодарственный молебен и поклонился мощам святого чудотворца Дионисия. А остров Корфу в православном мире известен тем, что там почивают мощи великого святого Спиридона Тримифунтского. Крепость на этом острове была очень мощной и практически неприступной. Перед ее штурмом боевую инструкцию войскам Феодор Ушаков закончил словами: «...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих». Флагманский корабль Ушакова назывался «Святой Павел» в честь апостола Павла.

На нем и подписали французы безоговорочную капитуляцию. Взятие Корфу было столь потрясающе и произвело такое грандиозное впечатление, что, к примеру, великий Суворов, восклицая, сожалел, что не был в этом деле хотя бы мичманом. После этой блестящей победы торжественно встреченный народом Феодор Феодорович со своими командирами слушал благодарственный молебен в церкви св. Спиридона и поклонился святым мощам. На Пасху 1799 года он стал инициатором большого торжества на острове, когда святые мощи при большом стечении народа были обнесены вокруг крепости.

Средиземноморская кампания потребовала от Феодора Феодоровича выказать и талант дипломата и государственного деятеля, поскольку на освобожденных островах нужно было образовать новую государственность. И адмирал Ушаков, не поступаясь своими христианскими убеждениями, сумел создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, согласие, тишину и спокойствие. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов. Когда по приказу императора он покидал острова и возвращался со своей эскадрой в Севастополь, жители Республики не скрывали слез, а сенат острова Корфу назвал Феодора Ушакова своим отцом и освободителем.

После Средиземноморского похода адмирал Ушаков несколько лет жил в Петербурге. В его дом часто приходили за помощью и неизменно ее получали. А после отставки он поселился в деревне неподалеку от Санаксарского монастыря и вел уединенную молитвенную жизнь, занимаясь благотворительством и приезжая в монастырь на богослужения. Причем во время Великого поста он оставался в монастыре на несколько дней. Во время Отечественной войны 1812 года Феодор Феодорович заботился об устроении госпиталя для раненых, выделил деньги на его содержание; также внес немалую сумму на формирование пехотного полка. Был благотворителем Санаксарского монастыря. Всегда помогал бедным и нищим. Во многом благодаря его пожертвованиям строился новый Георгиевский храм в Балаклавском монастыре вблизи Севастополя. Окончил адмирал жизнь свою как следует истинному христианину. По завещанию Феодор Феодорович был погребен в Санаксарском монастыре, там же ныне и почивают его мощи. Посмотрите фотографию монастыря. Находится он на территории современной Мордовии. Катехизатор передает слушателям фотографию Санаксарского монастыря. Кстати, в этом же монастыре пребывают мощи и родного дяди Феодора Ушакова, тоже Феодора. Он был иеромонахом, и за свою подвижническую жизнь тоже прославлен Церковью в лике святых.

Возможный вопрос из аудитории. Благотворительностью занимаются многие люди. Они тоже все будут святыми?

Ответ катехизатора. Вопрос в том, с каким устроением души человек это делает. Если он делает это единственно Бога ради, видя в других людях Его образ, то такая деятельность Богу угодна. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, и хочет, чтобы люди проявляли друг ко другу милосердие.

Возможный вопрос из аудитории. А если бы, например, не канонизировали Федора Ушакова, что-то изменилось бы? Он бы был не святой?

Ответ катехизатора. Святых, угодивших Богу людей гораздо больше, чем значится их в числе канонизированных. Канонизированные святые явлены Богом, а остальные – неявленные. Знать же, сколько всего неявленных святых, мы не можем. Это знает только Господь, прославляющий угодников Своих.

3.Заключительная часть (планируемая продолжительность – 10 минут).

Светлыми, теплыми чувствами наполняется душа, когда говоришь о возвышенном, о святости. А это признак, что душа желает того же. Не должен ли поэтому духовно-нравственный облик этих прославленных наших военачальников – святых Александра Невского, Димитрия Донского и Феодора Ушакова – служить ориентиром для нас всех, и особенно для вас, воинов? Разве не будем стараться подражать им? Ведь святые люди для нас как путеводные звезды на нашем жизненном пути. Взирая на их христианские добродетели, душою стремимся к тому же. Как и для них, для нас тоже христианские ценности могут быть нормой жизни, если решительно того захотим. Ведь святые – это такие же люди, только они лучше других усвоили для себя, что такое – жить ради Бога, и не только умом усвоили, но и жизнью подтвердили.

Имеются ли у вас еще какие-нибудь вопросы? Пожалуйста, задавайте.



Возможный вопрос из аудитории. Не всем же дано быть святыми? Одно дело – монахи и священники, а другое дело, например, мы. Разве мы можем быть святыми?

Ответ катехизатора. Можем. Святой Феодор Ушаков, например, ведь не был ни монахом, ни священником. Господь обращает слова Своего учения ко всем людям, а не к отдельным лицам. Можно еще раз повторить, что святые – такие же люди, а отличаются они от других тем, что жить всегда старались единственно так, как желает того Господь. А воля Божья состоит в том, чтобы мы исполняли, что Он нам заповедал.

Возможный вопрос из аудитории. Храбрых, отважных, любящих Отечество воинов-полководцев, и не только полководцев, много. Почему кто-то из них считается святым, а кто-то не считается?

Ответ катехизатора. Святой тот, кто угодил Богу, исполнил волю Его. Соответственно, невозможно так уверенно сказать о том человеке, который, хоть и любит Отечество и храбр, но в Бога или не верит вовсе, или живет совсем не по заповедям Его, не по-христиански. Храбрость, отвага, любовь к Отечеству приобретают свое истинное содержание, когда базируются на вере в Бога и любви к Нему, стремлении жить по заповедям Его. Собственно, живущие в соответствии с волей Божьей люди, каковыми являются святые, и не могут в силу своего душевного устроения не любить Отечество и не проявлять мужество. Человек с христианским устроением души все делает ради Бога. К чему призывал св.Димитрий Донской войско перед Куликовской битвой? Сражаться Господа ради. Иначе же содержание положительных качеств может искажаться.

Давайте обсудим с вами некоторые вопросы. Катехизатор задает вопросы слушателям. 1) Например, человек самолюбивый и властный с какими мыслями и целями может сражаться на войне? Христианское ли это устроение души? 2) Как вы думаете, свои победы святые русские воины, о которых сегодня говорим, одерживали ради собственной ли славы? Что служило основой их воинской доблести и любви к Отечеству? 3) Может ли сочетаться с патриотическим идеалом воина – христианина служба по контракту? 4) Имеет ли что-то общее настоящая любовь к Отечеству с национализмом? Происходит обсуждение вопросов.

Хорошо. Еще имеются вопросы? Если вопросов больше нет, то мне остается вам сообщить, что в следующий раз мы поговорим на весьма важную, непосредственно касающуюся вас тему «Нравственные вопросы периода прохождения военной службы». Хорошо будет, если вы заранее продумаете и подготовите интересующие вас вопросы. А теперь, кто желает, может подойти и взять себе иконки тех святых воинов, о которых мы сегодня беседовали. Катехизатор дарит иконки святых Александра Невского, Димитрия Донского и Феодора Ушакова. Благодарю вас за внимание. Помощи вам Божией в прохождении военной службы. До свидания.
Заключение
Результатом настоящей выпускной квалификационной работы явилась разработка катехизаторской беседы для военнослужащих на тему «Святые русские воины – Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков». В работе представлен подробный конспект беседы, сформированный на основе материалов жизнеописаний святых в соответствии с составленным планом, с учетом особенностей приведенной методики проведения беседы. Разработанная беседа учитывает специфику аудитории и, являясь второй в планируемом цикле из шести бесед, должна способствовать, наряду с другими беседами, активизации у слушателей стремления руководствоваться в жизни христианскими нормами. Соответственно, значение беседы состоит в возможности оказания положительного воздействия на духовно-нравственное состояние людей. Беседа может быть адаптирована к различным аудиториям военнослужащих и обстоятельствам ее проведения.

В содержательном аспекте беседа строится на преподнесении слушателям таких сведений о святых русских воинах, которые могли бы способствовать формированию у них представления о личности святого человека, гармонично сочетающей в себе подлинную глубокую веру Православную, любовь к Богу, к ближним и к Отечеству, истинное благочестие и самопожертвование ради блага народа и отчизны. И осмыслению воинской доблести, мужества святых героев именно в общем контексте их глубоко христианской натуры.

Мы видим, как милостью Божией в последнее время постепенно возрождаются традиции духовно-нравственного воспитания русского воинства. В Вооруженных Силах России, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, происходит «создание необходимых условий для внутреннего духовного развития военнослужащих и членов их семей на прочном основании веры наших отцов и многовековых православных традиций»17.

Уже почти два десятка лет действует соглашение о сотрудничестве между Церковью и Министерством обороны, чем открываются возможности для пастырского окормления, духовного воспитания и образования военнослужащих. Вряд ли кто будет отрицать необходимость надлежащего духовно-нравственного состояния войск. Это важно для всего общества, ведь армия обеспечивает его безопасную жизнедеятельность. О значимости и необходимости духовно-нравственного воспитания военнослужащих говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, созданный в Русской Православной Церкви, координирует и практически осуществляет пастырскую и духовно-просветительскую деятельность среди военнослужащих. Воссоздан институт военного духовенства. Таким образом, можно сказать, что происходит процесс постепенного приобщения армии к православному мировоззрению и образу жизни. А катехизация как духовно-просветительская деятельность является важной, неотъемлемой составляющей этого процесса, способствуя укреплению духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству.



Примечания
1Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Пункт VIII.4. – Электронный ресурс, режим доступа: www.patriarchia.ru.

2Святейший Патриарх Алексий: «Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины». Интервью газете «Щит и меч» (2006, №45). – Электронный ресурс, режим доступа: www.patriarchia.ru.

3Святой благоверный князь Александр Невский. Материал сайта Издательства Московской Патриархии www.rop.ru.

4Там же.

5Там же.

6Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.4. – СПб: Изд-во Медицинской типографии, 1817. – С.64-65.

7Сказание о Житии Александра Невского. – Электронный ресурс, режим доступа: www.halkidon2006.orthodoxy.ru.

8Святой благоверный князь Александр Невский. Материал сайта Издательства Московской Патриархии www.rop.ru.

9Житие благоверного великого князя Димитрия Донского. Материал сайта храма святого благоверного князя Димитрия Донского Ростовской епархии РПЦ www.dimitriydonskoy.ru.

10Там же.

11Там же.

12Там же.

13Праведный воин Феодор. Материал сайта Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря www.sanaxar.com.

14Там же.

15Там же.

16Там же.

17 Патриаршее поздравление по случаю 50-летия основания Ракетных войск стратегического назначения. – Электронный ресурс, режим доступа: www.pobeda.ru.
Список использованной литературы
1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2006.

2.Аламазьян А.М. Метод беседы в психологии. – Электронный ресурс www.center-nlp.ru.

3. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Период второй, Московский. Том II, от нашествия монголов до митрополита Макария включительно: Первая половина тома. – М.: Имп. общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1900.

4.Житие благоверного великого князя Димитрия Донского. Материал сайта храма святого благоверного князя Димитрия Донского Ростовской епархии РПЦ www.dimitriydonskoy.ru.

5.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.4. – СПб: Изд-во Медицинской типографии, 1817.

6.Лялина М.А. Подвиги русских адмиралов П.Михайлова, Спиридонова, Ушакова, Сенявина, гр. Гейдена, Лазарева, Нахимова, Корнилова и их сподвижников. – Санкт-Петербург: А.Ф. Девриен ценз, 1900.

7.Макарий (Булгаков), епископ Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.5. – СПб.: Тип.Трусова, 1853.

8.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Электронный ресурс, режим доступа: www.patriarchia.ru.

9.Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слово о военной службе. – М.: Изд. дом «Святая Гора», 2011.

10.Праведный воин Феодор. Материал сайта Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря www.sanaxar.com.

11.Святой благоверный князь Александр Невский. Материал сайта Издательства Московской Патриархии www.rop.ru.

12.Сказание о Житии Александра Невского. – Электронный ресурс, режим доступа: www.halkidon2006.orthodoxy.ru.

13.Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича. – Электронный ресурс, режим доступа: www.halkidon2006.orthodoxy.ru.

14.Техники активного слушания. Техники ведения беседы. – Электронный ресурс, режим доступа: www.vashpsixolog.ru.

15. Электронный ресурс, режим доступа: www.didaktica.ru – Дидактика средней школы.

16. Электронный ресурс, режим доступа: www.pobeda.ru – Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Материалы сайта.