«Свобода в деятельности человека» в рамках практической части сетевого проекта - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Бизнес- план в программе Project Expert» в рамках практической части... 1 141.86kb.
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок... 1 49.88kb.
Пилотная инициатива в рамках транс-европейского проекта EuroTransBio 1 32.52kb.
Свобода слова и свобода собраний в законодательстве Республики Беларусь 1 79.8kb.
Игра путешествие «мир членистоногих» 1 118.58kb.
Стационарное лечение в рамках проекта «Медицинский сертификат» 1 9.75kb.
Учебного проекта, раскрывающее его 1 49.75kb.
Отчет о деятельности в рамках выполнения исследовательского проекта 1 104.63kb.
Программа координационного совета в рамках проекта tempus IV 159328-tempus-1-2009-1-fr-tempus-shmes... 1 55.62kb.
В части составления заказа на поставку товаров (выполнение работ... 4 856.02kb.
Самоуспокоение: учёные и исследователи 1 86.87kb.
Исторические типы философии (модуль 2) 2 548.99kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Свобода в деятельности человека» в рамках практической части сетевого проекта - страница №1/1

Авторская разработка учебного кейса

по теме: «Свобода в деятельности человека»

в рамках практической части сетевого проекта

«Современный урок: кейс-метод»



Стасюк С.А.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 98


с углубленным изучением английского языка

Калининского района

г Санкт - Петербурга

2013 г.

Всероссийский сетевой педагогический проект

«Современный урок: кейс-метод»

Практическая часть проекта
Тема урока: Свобода в деятельности человека.

Класс- 11

Время занятия – 90 минут

Вид кейса – Обучающий кейс

Тип кейса – Эвристический кейс

Цель: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия “свобода”; выявление сущностных характеристик этого понятия.

Задачи:


  1. раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» на основе личностного уровня применения этого понятия.

  2. развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

  3. формирование системы жизненных ценностей, основанных на нормах морали, социально значимого общественного мнения.

Проблемное задание:

Проблема свободы и ответственности человека. Понятие “свобода” известно давно — еще до нового летоисчисления. В Европе-оно приобрело свой философский статус в поучениях Сократа, в работах Платона и Аристотеля, Демокрита и Эпикура. О свободе размышляли Марк Аврелий, Сенека и другие мыслители древности. Постепенно складывался ряд проблем вокруг этого удивительного феномена человеческого существования. В трактовке свободы обозначились исторический, философский, социальный (в том числе политический и экономический) аспекты, духовное (идеологическое, нравственное) содержание. Свобода человека оказалась теснейшим образом связанной с развитием производительных сил и социально-классовой структурой общества; с типом и формами государственного устройства (демократия, авторитарный режим, тоталитаризм); с эволюцией взаимоотношений человека с природой; со становлением и развитием самой человеческой личности. Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения — главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития. “Таким образом, основной вопрос времени сводится, по-видимому, к тому, возможен ли еще независимый человек, сам определяющий свою судьбу? Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть свободным ”

Один великий, сказал, что свобода – это осознанная необходимость. И в этом выражении есть доля правды. Каждый уважающий себя человек стремится обрести свободу и знает свои права в современном мире. Но, к сожалению, многие не понимают, что за свободой стоит такой немаловажный фактор как ответственность. За свои поступки, помыслы и деяния. Насколько взаимосвязаны эти два понятия, и с какими проблемами сегодня сталкивается человек, в борьбе за свою свободу? Рассмотрим этот вопрос более детально. Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?.

Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами.



Содержание кейса:

  1. «Буриданов осёл»

  2. «Свобода есть осознанная необходимость»

  3. Свобода и ответственность

  4. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах

  5. Что такое свободное общество

Как организована работа с кейсом

1 этап: кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. На его изучение, ознакомление с ним отводится 35 минут времени занятия.

Класс разбивается на три подгруппы. Материал кейса даётся «читать с листа».

Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников. Ученики в подгруппах изучают и обсуждают варианты решения проблемы, уточняют то, что кажется непонятным, высказывают свои точки зрения, согласуют свои мнения.

2 этап: организуется обсуждение вариантов решений подгрупп, что занимает по времени 30 минут.

3 этап: итоговая часть занятия занимает 25 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, на основе тех решений, которые предложили подгруппы и в конце проводится голосование, за лучший вывод.



Ход занятия:

I. Организационный момент (5 минут).

«Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.» У. Уайт

Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

Свобода личности в различных её проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.



II. Работа с кейсом (30 минут).

  1. «Буриданов осёл»

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
      Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
      Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».

  1. «Диалог о свободе»:  Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.
    Мальчик: Ты кто???
    Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.
    Мальчик: Ты – демон страха?
    Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…
    Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!
    Демон: А что для тебя свобода мальчик?
    Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.
    Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?
    Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.
    Демон: Да неужели? Как?
    Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.
    Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?
    Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.
    Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.
    Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.
    Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.
    Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
    И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …»
    Версия автора «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

Вопросы к учащимся?

  1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

  2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

  3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы .

  4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле. Чем опасен ничем не ограниченный выбор?

  5. «Быть свободным в обществе – это значит …» Как это выражение заканчивает автор?
    Версия автора «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

  6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

  7. Согласны ли вы с данным принципом?

Почему невозможна абсолютная свобода? Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей. Индивид абсолютно свободен в своей внутренней жизниЧтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. Полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого. Вывод: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

  1. «Свобода есть осознанная необходимость»

Эти слова принадлежат немецкому философу Г. Гегелю (1770-1831). Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? Всё в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он её раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. «Люди сознают свои желания, но не знают причин, коими они детерминируются». Б. Спиноза. Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. В чём же состоит тогда свобода человека? Её нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предлагают следующую трактовку соотношения божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенную так, чтобы всё творение имело бы великий дар – свободу. Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом, причём выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошёл».

Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считают ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что всё в мире, особенно в общественной жизни, жёстко и однозначно определено, они не отрицают наличия случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, всё равно пробьёт себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут стать жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтён при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.

В обобщённом виде представленную позицию можно выразить словами немецкого философа и социолога Ф. Энгельса (1820-1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей».

Вопросы к учащимся?


  1. Как трактовали категорию свободы мыслители.

  2. Как вы понимаете смысл их высказываний?

  3. Что в них больше, свободы или необходимости?

  4. . Как вы считаете, что объединяет сторонников различных позиций?

Вывод: трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

3. Свобода и ответственность .

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

 

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей


Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

 

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.



 

 

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.



 

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

 

Выделяют следующие виды ответственности:



- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

 

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).



Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

  Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.


      Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
      Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.)
      Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
      Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

Вопросы к учащимся?

  1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

  4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали»

Вывод: Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.


4.Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах

  Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, — это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» — можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы.


      Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» — это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И. Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости.
      Таким образом, мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», утверждал христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II-III вв.

«Воля по природе своей до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить». Р. Декарт

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такая личность даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдёт до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учёта общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.



Вопрос к учащимся?

А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?


5.Свободное общество

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.


      Какое же общество может обеспечить такой выбор?
      Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
      Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало.
      В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
      «Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей.
      Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество.
      Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.
      Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости.
      Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности.
      Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений — альтернатив — дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого.

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)

Равные права – ст. 2, 19 право на жизнь – ст.3, 20,22

свобода передвижения – ст . 3, 27

Свобода мысли, совести и религии – ст. 18, 28, 29

владение имуществом – ст.17, 35



Вопросы к учащимся?

  1. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»

  2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

  3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

  4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)

  5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Вывод: Свободное общество – одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими является необходимым условием полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.

1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества.

2.Никто не может заставить человека жить определенным образом.

3.Невозможно навязывать истины.

4.Каждый может научится свободно выбирать.

СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества

Свободное общество - нет вмешательства государства в личную жизнь.

Свободный человек - 1. Уважает свободу других

2. Имеет свободу выбора

3. Чем больше свободы, тем больше ответственности.



III . Обсуждение вариантов выводов подгрупп (30 минут).

  1. Свободное общество – одна из основных ценностей современного мира.

  2. Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: суровой необходимостью или произволом. Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши «свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений; руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.
  3. Принимая решение по значимому для вас вопросу, необходимо помнить, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные «сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор, скорее всего, не разочарует вас.





IV. Итоговая часть занятия (20 минут) -посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Учащимся предлагается собрать из слов стихотворение:

Свобода   -  это право выбирать,

С      душою    лишь советуясь   о     плате,

Что  нам   любить, за что     нам    умирать,

  На  что  свою    мечту нещадно     тратить

Критерии оценивания предложенных вариантов решений: ( по пятибалльной системе)

1.Общая осведомлённость в материале

2. Логичность аргументов и доказательств.

4. Культура речи.

5. Умение сделать вывод.

Общий вывод, обобщение, итоги.
Информационные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/metodicheskaya-razrabotka-uroka-svoboda-v-deyatelnosti-cheloveka

http://cl.rushkolnik.ru/docs/5110/index-5734.html

http://humanitar.ru/page/ch7_10

http://lib.znate.ru/docs/index-842.html?page=15



материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»