Сущность и соотношение понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в экологической этике в современной экологической этике широко - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект «на экологической тропе» или «кабинет в природе» 1 90.43kb.
Тема Общие представления об этике и морали 1 209.04kb.
В поисках теоретических оснований экологической этики е. В. 1 126.22kb.
Программа по этике бизнеса (далее Программа по этике) 1 50.11kb.
Роберт Т. Киосаки и Шарон Л. Лечтер Школа бизнеса 4 1444.85kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 243.35kb.
Администрация города ижевска обзор материалов в сми. Материалы за... 5 1188.25kb.
Программа курса «введение в профессию» 1 210.31kb.
«Саратовская гармоника»- уникальная ценность культурного наследия... 1 46.22kb.
Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение... 4 1558.66kb.
Урок 25. Внутренняя политика Александра 1 1 440.71kb.
Н. В. Михалковская бибмм, г. Иркутск роль теории поколений в бизнес-обучении 1 72.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сущность и соотношение понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в экологической - страница №1/1

Сущность и соотношение понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в экологической этике
В современной экологической этике широко используется понятие «внутренняя ценность», поскольку оно соответствует парадигме экологической этики. Многими учеными отмечается исключительная роль этого понятия для теории экологической этики. Вместе с этим, существует группа ученых, которые отмечают первостепенную важность обоснования ценности, но без обращения к понятию «внутренняя ценность».

При этом, существует распространенное синонимическое использование следующих понятий: «внутренняя ценность» и «самоценность», «внутренняя ценность» и «ценность сама по себе», «внутренняя ценность» и «присущая ценность».

С одной стороны, такое использование служит прояснением самого понятия «внутренняя ценность». Но, с другой стороны, возникает вопрос об отличительных смыслах и значениях данного понятия. Основной аргумент использования понятия «внутренняя ценность» сводится к тому, что оно является результатом создания новой ценностной системы, основанной на противопоставлении инструментальной, экономической оценки человеком окружающих его предметов и элементов природной среды. Вопрос же о соотношении понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» ни коим образом не снимается.

Ниже приведены смысловые отличия и оттенки понятий «внутренняя ценность» и «самоценность» в пределах теории экологической этики.

Понятие внутренняя ценность:


  1. отсылает нас во внутрь (живого существа? предмета?), в отличие от внешнего;

  2. говорит о независимости внутренней ценности от оценивания человеком (при этом само понимание ценности как оценки здесь оказывается проблематичным);

  3. является противоположным внешней ценности, то есть инструментальной (из этого логически должно следовать, что признаки внутренней ценности являются противопоставлением признакам внешней ценности);

  4. в результате, не находится в одном ряду с внешней инструментальной ценностью (поскольку противоположна), поэтому не противоречит ей — внешняя и внутренняя ценности являются разным отношением к предмету;

  5. указывает на то, что непонятно, кто оценивает внутреннюю ценность, и кто является гарантом того, что это именно ценность;

  6. отмечает то, что мы не можем доказать ее существование;

  7. понимание существования внутренней ценности является интуитивным.

В то время как понятие самоценность:

  1. отсылает нас к самому предмету и к его существованию;

  2. говорит о ценности предмета для самого себя, что может и не поддаваться логике оценивающего существа (мы не можем знать логику оценивания существа для самого себя);

  3. является принципиально отличной от ценности для других живых существ;

  4. находится в одном ряду ценностей, в частности, инструментальных, но отличается от них не характером, а объектом оценивания; и поэтому должна учитываться;

  5. указывает на то, что самоценность является результатом восприятия живого существа или системы самой себя, такое самообоснование своего существования и выступает гарантом ценности этого существа или системы;

  6. отмечает то, что мы не можем доказать её существование по отношению к другим объектам, но мы знаем, что самоценность есть у нас (в виде оценивания самих себя, чувства собственного достоинства), поэтому мы обязаны предположить наличие самоценности у других живых существ или систем; при этом мы не можем доказать отсутствие самоценности у других существ и систем;

  7. понимание существования самоценности является апофатичным, то есть оценивающее существо знает только о существовании самоценности у другого живого существа или системы, но не знает конкретного её содержания.

Необходимо заметить, что понятие «самоценности» практически тождественно понятию «присущей ценности» и «ценности самой по себе» не только в философии, но и в экологической этике.

Понятное стремление экологической этики (как становящейся науки) создать свою, новую систему терминов привело к усложнению понимания уже существующего и принятого термина «самоценность»; и ненужному умножению семантических оттенков смыслосферы.



Стремление понятия «внутренняя ценность» оторваться от этимологической зависимости в европейских языках от понятия стоимости похвально [см. Каган М. С. Философская теория ценности. – СПб, 1997, С. 26], но не совсем обоснованно, поскольку происходит отрыв от самого феномена оценивания. При этом понятие «внутренняя ценность» обосновывая свою отличность от внешних, инструментальных ценностей не находится с ними в одном ряду, что позволяет и дальше использовать инструментальные ценности в отрыве от «внутренней ценности». Вышеизложенное сопоставление говорит о том, что в понимании понятия «самоценность» данные трудности не возникают.

Таким образом, хотя понятие «внутренняя ценность» и помогло в деле прояснения смыслов ценности в области экологической этики, но в данный момент и впредь использование понятия «самоценность» является более теоретически обоснованным и целесообразным.