Структура энергетического потребления в китайской экономике и ценовая конкуренция видов топлива - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теоретические проблемы экономической истории 1 183.48kb.
Справочный материал по газомоторному топливу 1 42.62kb.
Дипломная работа Повседневные бытовые практики энергопотребления... 3 977.64kb.
Назад в будущее 1 160.78kb.
Программы учебной дисциплины «Современная китайская периодика» 1 15.97kb.
Смена типов потребления как фактор модернизации Цирель Сергей Вадимович 1 174.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социология потребления 1 285.97kb.
Закон взаимозамещения и цена экономических ресурсов. Условие равновесия... 1 185.74kb.
Диплом международного образца смогут получить магистранты энергетического... 1 31.99kb.
Лекция 12 Пространственная структура одноцепочечных трнк. Вторичная... 1 98.47kb.
Закон гудхарта экономический закон, по которому любая попытка правительства... 1 71.32kb.
Виртуальная выставка подготовлена к юбилею российских железных дорог 1 71.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Структура энергетического потребления в китайской экономике и ценовая конкуренция - страница №1/7

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет/отделение факультета/Подразделение: Мировой экономики и мировой политики
Кафедра Мировой экономики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему:


Структура энергетического потребления в китайской экономике и ценовая конкуренция видов топлива


Студентка:

группы № 466

Кульпина Вера Петровна

Руководитель ВКР:

заведующий кафедрой, профессор, кандидат экономических наук

Григорьев Леонид Маркович

Москва, 2013



План выпускной квалификационной работы:

Введение 3

1. Теоретические аспекты проблемы 6

1.1. Понятие межтопливной конкуренции и особенности основных видов топлива 6

1.2. Положение КНР на мировом энергетическом рынке 13

2. Структура энергетического потребления Китая 19

2.1. Связь экономического роста и энергетической политики Китая 19

2.2. Структура энергетического потребления по регионам 25

2.3. Структура энергетического потребления по отраслям 30

3. Ценовая конкуренция видов топлива 34

3.1. Конкуренция на китайском рынке угля 34

3.2. Конкуренция на китайском рынке газа 38

3.3 Энергетическое сотрудничество России и Китая 45

Заключение 49

Список использованной литературы: 51

Приложения 58


Введение


Китай, бесспорно, является одним из лидеров современной мировой экономики. Благодаря своим конкурентным преимуществам и грамотной экономической политике последних десятилетий, ему удалось превратиться из отсталой аграрной страны в одну из наиболее динамично развивающихся и имеющих огромное влияние экономик мира.

Наличие большого числа низкооплачиваемых работников, обеспечение льготных условий иностранным инвесторам и создание районов экспортной ориентации позволило Китаю начать масштабную индустриализацию, которая продолжается и в настоящее время. Помимо людских, в этом процессе задействованы значительные объемы природных ресурсов. Являясь страной с самым большим населением, Китай также является крупнейшим потребителем первичной энергии и лидером по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

Необходимость превращения китайской экономики в экологически и энергически эффективную признается как независимыми экспертами, так и на правительственном уровне. Пункт об «экоцивилизованном строительстве» включен в обновленный Устав Коммунистической Партии Китая (КПК) на 18-м съезде КПК в 2012 году.

Будучи относительно бедной ресурсами страной, Китай является чистым импортером природных ресурсов. Кроме того, собственные ресурсы распределены по территории неравномерно, что создает необходимость в дополнительной инфраструктуре и ценовом регулировании потребительского рынка энергии. Абсолютное преобладание в энергетическом балансе угля – наиболее опасного с точки зрения экологии вида топлива – побуждает Китай развивать альтернативные источники энергии.

Китай является одним из наиболее перспективных энергетических партнеров России. Он активно экспортирует российскую нефть, и уже долгое время ведется разговор о начале крупномасштабных поставок российского природного газа в Китай. Несмотря на подписание различных соглашений о взаимопонимании и сотрудничестве и обсуждение проблемы на правительственном уровне, стороны по настоящий момент не смогли договориться о цене газа.

Целью данной работы является освещение структуры, ценообразования и последних тенденций энергетического рынка Китая, в особенности межтопливной конкуренции между углем и газом, а также понимание возможных перспектив сотрудничества России и Китая в области энергетики.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:



  • Понятие межтопливной конкуренции;

  • Определение места Китая на мировом рынке энергетических продуктов;

  • Изучение структуры потребления энергии по отраслям и регионам Китая;

  • Анализ межтопливной конкуренции на рынках угля и газа Китая;

  • Влияние данного контекста на перспективы энергетического сотрудничества Китая и России.

Гипотеза данного исследования может быть обозначена как:

При сохранении политического курса на повышение экологической эффективности экономики, межтопливная конкуренция на энергетическом рынке КНР приведет к постепенному переключению спроса с угля на более чистое и эффективное топливо, прежде всего, природный газ. Приложение: Как следствие, подобные тенденции теоритически позволяют России начать крупномасштабный экспорт природного газа в данную страну.



Объектом исследования является энергетический рынок Китая, предметом – структура потребления и конкуренция различных видов топлива в нем.

Данная работа опирается на ряд российских и зарубежных исследований в области экономического и энергетического развития КНР, а также статистическую информацию международных организаций и официальных китайских институтов.


1. Теоретические аспекты проблемы


Для понимания межтопливной конкуренции на энергетическом рынке Китая необходимо дать определение самой межтопливной конкуренции, а также рассмотреть особенности основных видов топлива и сферы их применения.

Более того, важно обозначить место Китая на мировом рынке энергетики, как в ретроспективе, так и с учетом последних тенденций современности.


1.1. Понятие межтопливной конкуренции и особенности основных видов топлива


Под межтопливной конкуренцией в современной науке понимается выбор между теми или иными видами энергетических ресурсов в качестве источников энергии для определенных секторов экономики с учетом их эффективности, цены, доступности, воздействия на окружающую среду и конечной максимизации выгоды агентов. Для анализа возможностей этого выбора проводят как простую сравнительную характеристику с учетом бюджетных ограничений, так и строят сложные математические модели.

Традиционно в экономических исследованиях в области энергетики оценивалось замещение энергии трудом и капиталом, то есть межфакторная конкуренция1. Однако в период нефтяных шоков и дерегулирования цен на газ 1970-х начали появляться первые работы в области межтопливной конкуренции, например, работа Noel D. Uri по оценке эластичностей замещения с помощью транслоговой функции2.

Оценка ценовых эластичностей широко используется аналитиками для прогнозирования спроса на топливо. Например, при помощи анализа негативных шоков на изменение собственной цены и позитивных – на изменение цены альтернативных источников, в работе John P. Weyant доказана зависимость спроса на нефть от доходов, собственных цен и цен на альтернативные источники в долгосрочном периоде3.

Ряд научных исследований в области энергетики посвящен определению цены межтопливной конкуренции определенного вида топлива, т.е. цены, обеспечивающей его максимально эффективное использование и конкурентоспособность с остальными видами. Именно этим обусловлено формирование цен некоторых видов топлива путем их привязки к ценам на другие источники.

Сейчас подобные методы используются как учеными, так и правительственными аналитиками для составления цельной картины возможностей диверсификации и оптимизации энергетической корзины с учетом финансовых, ресурсных и экологических ограничений. Последние оценки в области межтопливной конкуренции показывают, что нефть ограничена к замещению, а уголь, газ и нетопливные источники сильно конкурируют между собой. Самыми чувствительными к изменению цен на замещающие топлива секторами называют промышленность и транспорт, а слабо чувствительными – энергетику и домохозяйства.

Межтопливная конкуреция и ее научный анализ, прежде всего, имеют место в странах США и Европы. В основном исследования посвящены природному газу и его заменителям – углю, возобновляемым энергетическим источникам (ВЭИ) и др. Большое внимание уделяется исследованию «сланцевой революции» в США, результатом которой стало переключение Америки на газ, а Европы – на уголь. Например, в Германии в 2011-2012 гг. разница между чистым дарк-спредом и чистым спарк-спредом4 составила 15 евро/МВтч, что привело к уровню загрузки газовых электростанций – всего 30% (в 2 раза ниже исторического)5.

Межтопливная конкуренция имеет определенную специфичность по сравнению с обычной конкуренцией на рынках товаров и услуг. Во-первых, она зависит от принятия инвестиционных решений на долгосрочный период, таких как выбор типа оборудования под переработку и использование определенного топлива. По мнению Kenneth E. Carlson, межтопливная конкуренция может существовать только при наличии дополнительных производственных мощностей для всех конкурирующих видов топлива и отсутствии необходимости развивать новые источники по мере увеличения спроса6. Во-вторых, возможности межтопливной конкуренции сильно зависят от сектора, использующего энергетические ресурсы: в некоторых случаях вид топлива является практически незаменимым. В-третьих, ввиду большого влияния госсектора в сфере энергетики многих стран, межтопливная конкуренция не всегда является эффективной с точки зрения максимизации прибыли компаний. Подобным примером является энергетический рынок Китая, где выбор топлива определяется не простыми решениями агентов, стремящихся к коммерческой выгоде, а в рамках государственного планирования, принимающего во внимание ряд других вопросов.

С конца XIX века в качестве основного источника энергии в мире преобладает использование ископаемых видов топлива, а именно нефти, природного газа, каменного угля и других горючих материалов, добываемых из недр земли. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), нефть, газ и уголь по состоянию на 2010 г. вместе составляли более 80% суммарного потребления первичной энергии7.

Однако в силу ограниченности традиционных источников энергии и значительного урона, который они наносят окружающей среде, человек обращается к первобытным временам, когда основными источниками энергии, помимо мускульной силы людей, были энергия солнца, воды и ветра. В наше время они называются альтернативными источниками энергии и, считаясь наиболее экологически безопасными, активно поддерживаются в своем развитии многими странами.

В 2010 г. первичное потребление энергии в мире выглядело следующим образом: нефть – 36,3%, природный газ – 24,9%, уголь– 20%, атом – 10,2%, гидроэнергия – 2,3%, биотопливо и побочные продукты– 4,9% и остальное (включая солнечную и ветровую энергию) – 1,4% (см. Диагр. 1).



Диаграмма 1. Первичное потребление энергии в мире, 2010

Источник: 2012 Key World Energy Statistics// Международное Энергетическое Агентство (МЭА), 2012
Диаграмма 2. Конечное потребление энергии в мире, 2010

Источник: 2012 Key World Energy Statistics// МЭА, 2012

Если первичное потребление показывает источники получения энергии для компаний, производящих электричество и тепло, нефтепродукты и других промышленных предприятий, то конечное потребление представляет собой использование энергии, как производителями, так и потребителями (см. Диагр. 2). Суммарная доля нефти, газа и угля в конечном потреблении ниже, чем в первичном, но также высока (65%). По сравнению с 1973 годом, первичное потребление энергии в мире возросло более чем в 2 раза, а конечное – в 1,8 раз.

Основным показателем вида топлива является теплотворность, выраженная в количестве тепла в Джоулях (Дж) или калориях, произведенном при полном сгорании килограмма (кг) или кубического метра (м3) топливной массы.8 Важной характеристикой с точки зрения экологии является количество выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ на единицу сгораемого топлива. Этот показатель особенно актуален после принятия странами решения о снижении выбросов атмосферу в рамках Киотского протокола.

Очевидно, что выбор того или иного вида топлива определяется не только ценовым фактором, но и качественными характеристиками. Например, при сжигании относительно недорогого угля в среднем выделяется в 2 раза меньше энергии, чем при сжигании нефти или газа (см. Табл. 1), и при этом выделяется в 1,5 раза больше углекислого газа.



Таблица 1. Теплотворность различных видов топлива и выбросы

Вид топлива

Низшая теплотворность

Высшая теплотворность

Выбросы




бте/фунт

МДж/кг

бте/фунт

МДж/кг

кг/ГДж

Сырая нефть

18352

42,7

19580

45,5

97

Природный газ

20267

47,1

22453

52,2

75

Сжиженный природный газ (LNG)

20038

46,6

21561

50,2

75

Сжиженный нефтяной газ (LPG)

20908

48,6

23734

55,2

90

Уголь

9773

22,7

10304

24,0

134

Источник: http://cta.ornl.gov, http://www.biomassenergycentre.org.uk

Нефть является самым распространенным источником топлива, используемом в транспортном секторе (более 60%), строительстве и промышленности. Крупнейшими производителями нефти являются Саудовская Аравия (12,9% мирового производства в 2011 году), Россия (12,7%), США (8,6%), Иран (5,4%) и Китай (5,1%)9. Исторически цены на нефть существенно колебались, что оказывало огромное влияние на внутристрановые и международные экономические процессы.

Газ является менее дорогим и более эффективным источником топлива с точки зрения теплотворности и выбросов. В основном, газ используется в промышленном, коммерческом и потребительском секторах. Проблемой международного рынка газа является его ценообразование. В зависимости от региона, цены на газ могут как привязываться к цене на нефть, так и устанавливаться отдельно. Поэтому, несмотря на большие возможности использования природного газа, он не играет ведущей роли в современной энергетике.10 В начале 21 века активно началось производство сланцевого газа в США, вызвав мировой ажиотаж и понизив цены на мировом рынке. Аналогичные попытки Китая – одной из немногих стран с возможностью добычи сланцевого газа – пока не принесли успеха.

Еще одним видом топлива, используемом в промышленности, является уголь. Он также широко применяется для производства электричества и отопления. На мировом рынке торгуется лишь небольшой процент от общего потребления угля. Крупнейшим потребителем угля является Китай, вместе с Индией они отвечают за 80% мирового спроса на уголь среди стран, не входящих в ОЭСР.

Для производства электричества также используется ядерная энергия. Однако высокие издержки производства, риски повторения разрушительных катастроф на атомных станциях и проблемы утилизации отходов делают ядерную энергию все менее популярной.11

Возобновляемые источники энергии (древесина, вода, воздух, ветер, солнце) постепенно приобретают большое значение для мировой экономики, особенно после недавнего кризиса 2008-2009 гг. Активнее всего развивается гидроэнергетика, производство электричества на гидростанциях выросло более чем в 3 раза по сравнению с 1971 г. В топ стран по производству гидроэнергии входят Норвегия, Бразилия, Канада, Китай и Россия.

Состояние энергетического баланса страны и показатели потребления энергии на единицу ВВП, душу населения и т.п. характеризуют энергетическую интенсивность и эффективность ее экономики. Наиболее распространенная точка зрения предполагает снижение энергоинтенсивности по мере экономического прогресса и переключения с вторичного на третичный сектор12. Повышение энергетической эффективности может быть также обусловлено ограниченностью ресурсов и нестабильными мировыми ценами на топливо. Страны внедряют специальные законы об энергосбережении, повышают технические стандарты для производственного оборудования и транспорта, вводят торговлю квотами на выбросы СО2, субсидируют энергоэффективные компании.13

Каждый из выше перечисленных видов топлива имеет свои технические особенности, предпочтительную сферу применения и порядок реализации на международном рынке сырья. Поэтому исходя из особенностей своего экономического развития, экологической политики и бюджетных ограничений, страны развивают и субсидируют добычу, потребление, покупку и продажу того или иного вида топлива, и их топливно-энергетические балансы разнятся. В силу масштабов развития и особенностей экономического устройства, Китай представляет огромный интерес с точки зрения анализа межтопливной конкуренции на внутренних энергетических рынках.

следующая страница >>