Стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон липецкой области стратегия социально-экономического развития... 8 3217.67kb.
Стратегия эффективного использования нового качества человеческого... 1 170.5kb.
Решение социально-экономических задач. В связи с этим особое внимание... 2 671.61kb.
Закон о стратегическом планировании социально-экономического 1 119.05kb.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально экономического развития... 1 83.18kb.
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020... 2 594.76kb.
Информация об итогах социально-экономического развития 1 52.11kb.
Раздел I. Анализ социально-экономического потенциала панинского муниципального... 6 2156.07kb.
Литература к курсу Е. С. Балабановой «Социально-экономическая зависимость... 1 133.13kb.
Законом от 03. 08. 2007 №745-зс «О зонах экономического развития... 1 63.37kb.
Приоритетный национальный проект «Образование» 6 2125.09kb.
На государственную программу РФ «социально-экономическое развитие... 2 587.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и - страница №9/10

Глава 2. Стратегии развития отраслей социальной сферы
Одно из важнейших направлений развития области – рост его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. На этом направлении будут достигнуты следующие результаты:

преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства, в том числе путём установления по договорённости с социальными партнерами регионального минимума заработной платы выше федерального уровня;

обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Развитие человеческого потенциала в области будет вестись по направлениям:

- повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

- улучшение качества социальной среды и условий жизни жителей области.
Демографическая политика

Целью демографической политики будет являться формирование условий для естественного прироста населения с 2014 года, постепенное увеличение численности населения за счет внутренних источников и создание условий для его роста за счет миграционного притока, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Для реализации «проектного амбициозного сценария» необходимо обеспечить рост численности населения до 1011 тыс. человек к 2016 году и создание условий для повышения к 2020 году численности населения до 1117 тыс. человек.

Основными задачами демографического развития станут:

- снижение преждевременной смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- создание социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей;

- создание условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы с учетом региональных экономических, а также потребностей в работниках, обладающих требуемыми профессиями и квалификациями.

Решение задачи снижения преждевременной смертности включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- формирование системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения и условий, способствующих здоровому образу жизни;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, включая экстренную, повышение доступности специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации;

- снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работодателей.

Решение задачи создания социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей, включает в себя реализацию следующих мероприятий:

- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей (в том числе региональные пособия, выделение земельных участков, увеличение числа мест в детских дошкольных учреждениях и др.);

- реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;

- развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, а также расширение строительства доступного жилья;

- реализация системы мер по профилактике заболеваний репродуктивной системы и улучшению репродуктивного здоровья населения, включая меры по профилактике абортов и лечению бесплодия;

- формирование системы мероприятий по пропаганде ценностей семьи и материнства, а также по повышению общественного престижа семьи с двумя и более детьми.

Решение задачи по созданию условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы, включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- создание эффективных механизмов привлечения иностранной рабочей силы, способствующих легальным трудовым отношениям и благоприятствующих привлечению высококвалифицированных работников;

- содействие переселению в регион участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, востребованных экономикой региона по параметрам их профессионально-квалификационного потенциала и способности к самореализации (в том числе самостоятельному жизнеустройству).

Здравоохранение

Стратегически в регионе планируется развитие специализированных и высокотехнологичных видов помощи, в первую очередь, в нейрохирургии, офтальмологии, онкологии.

Строительство новых объектов здравоохранения Калининградской области осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года.

В рамках целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы» (далее – Программа) предусмотрена реализация следующих задач:


  1. укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

  2. внедрение современных информационных систем в сфере здравоохранения;

  3. внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

В рамках Программы утвержден перечень лечебных учреждений для проведения текущего и капитального ремонтов. Перечень включает, как межтерриториальные центры и государственные учреждения, так и центральные районные больницы, городские поликлиники.

Общий объем бюджетных ассигнований на проведение этих работ на 2011-2012 годы составляет 492,7 млн. рублей (за счет всех источников финансирования).

Для оснащения медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений Калининградской области в рамках Программы предусмотрены на 2011-2012 годы средства в сумме 1 068,9 млн. рублей (за счет всех источников финансирования).

Дальнейшей целью информатизации системы здравоохранения Калининградской области является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между пациентами и учреждениями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением Калининградской области, то есть создание единой системы информатизации отрасли. На указанные цели в Программе на 2011-2012 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 195,1 млн. рублей.

На 2011-2012 годы в регионе предусмотрено внедрение 32 стандартов оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения, онкологии, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, травмах, болезнях мочеполовой системы, болезнях нервной системы, сахарном диабете, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалиях и пороках развития. Объем бюджетных ассигнований на эти цели на 2011-2012 годы составляет 1 481,1 млн. рублей (за счет всех источников финансирования).

Кроме того, в рамках Программы реализуются также мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

К мероприятиям по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, относятся:

1) осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, а также среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами либо оказывающему амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно (кроме медицинских работников ФАПов);

2) приобретение лекарственных средств и расходных материалов для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи.

Объем денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, а также среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами либо оказывающему амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, определен на 2012 год в размере 10000 рублей и 5000 рублей соответственно.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в Программе для обеспечения мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, составляет 654,0 млн. рублей.

Общий объем средств, предусмотренный на финансирование Программы в 2011-2012 годах составляет 5 335,4 млн. рублей, в том числе:

- средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования: 2 847,6 млн. рублей;

- средства консолидированного бюджета Калининградской области: 214,2 млн. рублей;

- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области: 2 273,6 млн. рублей.

В Калининградской области планируется, начиная с 2012 года, оптимизация системы оказания медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией. Для этого намечено создание первичных отделений для лечения острых нарушений мозгового кровообращения и отделений для лечения больных с острым коронарным синдромом в межтерриториальных районных центрах области (на базе ГБУЗ «Гусевская центральная районная больница», МУЗ «Черняховская центральная районная больница», ГУЗ «Центральная городская больница», МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи») и регионального сосудистого центра (в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области»). Составлен Паспорт Калининградской области по оказанию помощи населению при сердечно-сосудистых заболеваниях. Составлен план и объем оказания помощи пациентам с острой сосудистой патологией, выделены пункты диагностики, маршруты движения таких пациентов. Намечено укрепление отделений первичной медицинской помощи соответствующим оборудованием.

Физическая культура и спорт
В рамках стратегии развития физической культуры и спорта в Калининградской области в дальнейшем планируется:

- построить к чемпионату мира по футболу к 2018 году современный многофункциональный комплекс со стадионом на 45 тыс. зрителей, к данному сроку будет произведена реконструкция существующих городских спортивных территорий;

- построить специализированные спортивные сооружения при спортивных школах по культивируемым видам спорта;

- построить специализированные спортивные сооружения при спортивных школах по культивируемым видам спорта, в том числе Центр гребных видов спорта в г. Калининграде;

- реконструировать действующие спортивные сооружения в целях обеспечения доступности инвалидам их посещения;

- открытие спортивной детско-юношеской школы по игровым видам спорта;

- втрое увеличить бюджет для развития адаптивного спорта;

- открытие 15 филиалов учреждений по адаптивным видам спорта с увеличением охвата инвалидов на 450 человек и доведения до общего количества занимающихся 1200 человек;

- создать условия для ежедневных занятий инвалидов физической культурой и спортом на местах посредством развития сети спортивных клубов инвалидов в муниципальных образованиях области. Предусмотреть поэтапное открытие филиалов государственного учреждения «Спортивный клуб инвалидов» оснащенных специальным оборудованием и инвентарем в каждом городском округе и сельском районе области;

- поэтапно ввести обязательный третий урок в неделю по физической культуре в учреждениях общего, среднего образования и четырех часовую программу – в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

- ежегодно предусматривать дополнительные финансовые средства на оплату труда специалистов, обеспечивающих дополнительные занятия по физической культуре.

Реализация данных мероприятий будет способствовать решению следующих тактических задач:

1. Создание средствами физической культуры и спорта достойного подражания образа гармонично развитого в духовно-нравственном и физическом отношении человека, как основы для мотивации к здоровому образу жизни, физическому развитию и совершенствованию, отказу от вредных привычек.

2. Привлечение населения к массовым занятиям физической культурой и спортом, улучшение показателей физической подготовленности и здоровья населения.

3. Развитие спорта высших достижений, как элемента героико-патриотического воспитания молодёжи, формирования лидерских качеств, мужества, настойчивости в достижении цели, успешности.

В таблице 58 приведены основные показатели развития сферы физической культуры и спорта.


Таблица 58. Индикативные показатели развития физической культуры и спорта


Показатель

2012

2013

2014

2015

Число жителей Калининградской области регулярно посещающих занятия в спортивных секциях, чел.

210906

224966

253087

281208

Охват детей и подростков всеми формами физкультурно-оздоровительной работы, % от числа жителей 1-17 лет

42

42,5

43

43,5

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %

22,5

24

27

30

Число подготовленных спортсменов-разрядников

6180

6300

6420

6540

Образование


Стратегическая цель развития системы образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Калининградской области.

Основные задачи:

1) обеспечение устойчивого развития системы дошкольного образования Калининградской области;

2) обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях Калининградской области на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

3) модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности;

4) создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности;

5) создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности;

6) становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий;

7) формирование механизмов объективного оценивания качества образования в Калининградской области;

8) создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Калининградской области.

В предыдущие годы большое внимание уделялось совершенствованию содержания и технологий образования – приведению содержания образования в соответствие с требованиями современного общества и рынка труда, разработке регионального компонента образовательного стандарта, внедрению современных технологий обучения, созданию условий для обеспечения индивидуализации обучения (в том числе созданию механизмов, позволяющих учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования), созданию условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Для обеспечения преемственности и определения новых направлений модернизации системы образования Калининградской области утверждены региональные целевые программы на 2012-2016 годы - «Развитие образования на 2012-2016 годы», «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов дошкольного образования на 2012-2014 годы».

Планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений и создание условий для дальнейшего развития системы дошкольного образования, а именно строительство 20 новых дошкольных образовательных учреждения и введение 5290 новых мест. Это позволит на 100% обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием.

На новом этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.

В 2012-2013 годах будет продолжена реализация проекта модернизации региональной системы общего образования по следующим направлениям:

- повышение заработной платы работников общеобразовательных учреждений, в том числе учителей;

- модернизация материально-технической базы школ в соответствии с требования федеральных государственных стандартов;

- создание современной школьной инфраструктуры, в том числе физкультурно-спортивных площадок, пищеблоков и столовых, библиотек, медицинских кабинетов, расширение каналов связи и увеличение скорости сети Интернет;

- расширение транспортной доступности общеобразовательных учреждений, в том числе приобретение школьных автобусов.

Одним из основных результатов реализации проекта модернизации образования является рост заработной платы работников сферы образования, что отражено в таблице 59.

Таблица 59. Заработная плата сфере образования


Показатели

2009

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений – всего, тыс.руб.

13,4

15,6

15,8

16,5

17,4

18,3

19,2

19,8

21,4

22,1

23,3

в том числе

 

 

 







 













 

учителей

15,5

17,8

20,6

23,6

23,6

23,7

23,9

24,3

25,8

27,2

29,1

Уже к 2016 году 100% школьников должны обучаться в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.

Проведение оптимизации сети учреждений профессионального образования позволило не только добиться концентрации интеллектуальных и материально-финансовых ресурсов, но и повысить инвестиционную привлекательность образовательных учреждений со стороны работодателей.

В ноябре 2011 года утверждена целевая программа Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы», в рамках которой будет реализован комплекс мероприятий по направлению «Создание постоянно действующего механизма планирования модернизации региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей».

Совместно с Центрами по обеспечению занятости населения, работодателями, учреждениями профессионального образования с 2012 года будет проводиться ежегодный мониторинг перспективных потребностей социально-экономической сферы региона в кадрах, формироваться перечень востребованных программ профессионального образования на среднесрочную перспективу и прогноз оптимального объема профессионального образования в разрезе уровней подготовки в соответствии с прогнозом развития рынка труда.

Для обеспечения формирования государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда в 2012 году в Калининградской области будет создан областной центр мониторинга профессионального образования, задачей которого также будет являться организация мониторингов соответствия структуры подготовки кадров прогнозу потребности региона в трудовых ресурсах и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Непосредственные результаты реализации вышеуказанных мероприятий:

- увеличение доли контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей в учреждениях профессионального образования с 77% до 100%,

- увеличение доли лиц, принятых на программы профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям с 70,6% до 91,5%,

- увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии/специальности в первые три года после окончания учебного заведения с 69,2% до 90,0%.


Культура

Несмотря на определенные изменения законодательной базы, включающие переход к нормативному финансированию, сфера культуры по-прежнему финансируется на сеть учреждений, а не на исполняемые ими функции и выполнение государственного или муниципального заказа.

Остается неадекватной современным условиям материально-техническая и информационная база сферы культуры, требующая технического перевооружения.

Продолжает существовать асимметрия рынка: доступ к услугам организаций культуры имеют преимущественно жители областного центра.

Отсутствуют механизмы, компенсирующие недостаток качественных услуг жителям области. Спектр услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, очень ограничен, недостаточно представлены инновационные формы культурной деятельности.

Низким остается уровень социальной защищенности работников культуры, в том числе по обеспеченности жильем. Это препятствует стремлению к получению профессионального образования и притоку молодых специалистов, приводит к существенному старению кадров.

В целях преодоления этих, негативно влияющих на развитие культуры Калининградской области проблем, Правительство области планирует поведение следующих действий:

- создание вертикальной и горизонтальной систем управления отраслью для повышения ответственности органов местного самоуправления за исполнением полномочий в сфере культуры, формирование муниципальных органов управления культурой, заключение межпоселенческих соглашений в целях концентрации ресурсов, в том числе финансовых и координации деятельности муниципальных учреждений культуры;

- обновление концепций развития государственных учреждений культуры с учетом современных социально-экономических условий, приведение государственного задания в соответствие с реальными потребностями на рынке услуг, обеспечение финансирования учреждений в размерах, необходимых для выполнения государственного задания;

- формирование комплекса мер по развитию библиотечного дела, включая меры по наполнению библиотечных фондов, информатизация отрасли, в первую очередь библиотек и музеев;

- формирование комплекса мер по развитию народного творчества, стимулирующего интерес жителей области к занятиям в досуговой сфере;

- расширение форм грантовой и иной поддержки субъектов культурной деятельности негосударственного сектора:

- проведение мероприятий по усилению социальной защищённости работников культуры, повышению заработной платы до средней по области в производственном секторе, строительство (выделение) жилья, установление льгот для работающих в сельской местности, применение стимулирующих мер оплаты труда.
Социальные институты и социальная политика

Правительством Калининградской области определены главные стратегические цели в сфере социальной защиты населения:

- сокращение неравенства и преодоление бедности;

-укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия;

- улучшение качества жизни инвалидов, обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и транспорта, а также развивитие системы медико-социальной реабилитации инвалидов и особенно детей-инвалидов;

- совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, повышение доступа граждан к социальным услугам, развитие рынка услуг.

- формирование эффективной системы социальной поддержи лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сокращению неравенства и преодолению бедности будут способствовать повышение регионального минимального размера оплаты труда, развитие системы пособий и доведении адресности выплат социальных пособий до 35 процентов к 2016 году и 40 процентов к 2020 году. Приоритеты по социальной поддержке будут направлены на семьи с тремя и более детьми.

С целью укрепления института семьи и профилактики семейного неблагополучия планируются следующие мероприятия:

- дальнейшее развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей, профилактики семейного неблагополучия;

- повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставления социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей.

Данные мероприятия позволят остановить рост и снизить количество семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на 5 % к 2020 году.

Для улучшения качества жизни инвалидов, в том числе медико-социальной реабилитации инвалидов и особенно детей-инвалидов, планируется дальнейшее развитие системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания. Расширение объемов и качества предоставления социально-реабилитационных услуг, что позволит увеличить охват этими услугами детей-инвалидов к 2020 году до 70% от их общего числа.

В целях обеспечения комплексного решения вопросов формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями ведется разработка целевой программы Калининградской области «Доступная среда» на 2012-2016 годы, которая в дальнейшем будет пролонгирована до 2020 года. Основной целью данной программы является создание к 2020 году условий для формирования в регионе безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, обеспечение равного доступа граждан к социальным услугам, развитие рынка услуг, будет осуществляться путем:

- совершенствования системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов,

- расширение сферы и видов деятельности учреждений.

- внедрение передовых форм и методов оказания государственных услуг, повышение профессионализма и обеспечение социальных гарантий работников учреждений социального обслуживания.

- развитие негосударственных форм предоставления социальных услуг, государственно-частного партнерства на условиях социального заказа

Дальнейшее расширение системы социальной поддержки с учетом развития негосударственного сектора позволит полностью ликвидировать очередь на стационарное и надомное обслуживание, обеспечит исполнение стандарта качества стационарного социального обслуживания. Позволит к концу 2020 года увеличить объем услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в 5 раз.

Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, попавших в экстремальную ситуацию: без определенного места жительства и занятий, наркрозависимых, освободившихся из мест лишения свободы, планируется за счет:

- ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрения моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

- создания в регионе центра реабилитации наркозависимых граждан.


Молодежная политика

Стратегической целью региональной молодежной политики является создание правовых, социально-экономических и организационных условий для всестороннего развития, успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь региона, использование инновационного потенциала молодежи в интересах развития Калининградской области.

Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:


  • создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи;

  • вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (обшествено-значимые, учебные, трудовые, семейные);

  • реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики;

  • пропаганда семейных ценностей среди молодежи и формирование механизмов поддержки, в том числе создание стартовых возможностей для молодой семьи;

  • поддержка и развитие механизмов удовлетворения потребностей молодежи в доступном жилье.

Основными задачами молодежной политики в области создания равных условий для развития молодежи являются:

  • развитие целевых программ по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

  • оказание информационно-консалтинговой помощи и разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в городе и на селе;

  • развитие системы предоставления социальных услуг несовершеннолетним и молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

  • обеспечение отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Основными направлениями решения указанных задач молодежной политики должны стать:

  • обеспечение прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости;

  • гарантированное предоставление молодежи социальных услуг, организация отдыха и досуга молодых граждан;

  • содействие предпринимательской деятельности молодежи;

  • гражданское и патриотическое воспитание, физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

  • государственная поддержка молодых семей;

  • поддержка талантливой и одаренной молодежи;

  • проведение профилактики правонарушений среди молодежи, ее алкоголизации и наркотизации.

Ещё одной стратегически важной задачей, позволяющей сделать работу по основным направлениям государственной молодежной политики, таким как занятость, организация содержательного досуга, развитие молодежной инициативы, более эффективной, вывести её на новый качественный уровень является создание новых и расширение сети существующих учреждений молодежной сферы.

На сегодняшний день на муниципальном уровне в Калининградской области работает 10 учреждений, подведомственных органам по делам молодежи и специализирующихся в различных направлениях молодежной политики. Только одно из них расположено в области, остальные в городе Калининграда. В небольших муниципалитетах Калининградской области, численность молодежи (14-30 лет) в которых не превышает 14000 человек, работа по направлениям молодежной политики ведется, как правило, в учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, в том числе на их базе создаются подростковые клубы. В малых городах и селах Калининградской области работает только 30 подростковых клубов по месту жительства.

Помимо этого, в Балтийске, Краснознаменске, Ладушкине, Озерске, Пионерске, Светлом, Славске и Советске действуют 10 комплексных учреждений в формате «Центр культуры, досуга и спорта».

Вместе с тем муниципальные образования отмечают необходимость и рассматривают возможность создания новых подростково-молодежных клубов. Однако, отмечаются сложности, связанные с ресурсным обеспечением создания новых клубов: в бюджетах муниципальных образований не предусмотрены денежные средства на проведение косметического и капитального ремонта помещений, введение новых ставок специалистов по работе с молодежью. Кроме того, выделение денежных средств на данные виды расходов не всегда является возможным и приоритетным для муниципальных образований.

Принимаемые на сегодняшний день меры не способно кардинально изменить ситуацию. В целях развития направлений, форм и методов работы по месту жительства на базе учреждений, осуществляющих деятельность в области молодежной политики, необходима разработка отдельной целевой программы, направленной на поддержку и развитие учреждений молодежной сферы.

В перспективе также планируется работа над созданием нескольких новых объектов молодежной сферы областного и межрегионального уровня.

Одним из них является создание на побережье Балтийского моря международного детско-молодежного культурно-образовательного центра на побережье Балтийского моря под рабочим названием «Балтийский Артек» с развитой инфраструктурой, отвечающей современным требованиям. Планируется, что центр будет осуществлять свою деятельность в целях интеграции интеллектуального, образовательного и творческого потенциала молодёжи России и стран зарубежья. Эта цель соответствует приоритетам образовательной и молодежной политики России, способствует формированию типа личности, адекватного вызовам современного мира.

В проекте разрабатываемой концепции одной из задач создаваемого центра является работа с талантливой молодежью по принципу инновационного подхода (то есть предоставление молодым людям знаний и компетенций, необходимых для инновационного общества). Предполагается, что «Балтийский Артек» будет включать в себя как минимум три системы: систему выявления (отбора) талантливой молодежи, систему сопровождения и систему отслеживания дальнейшей работы молодежи, получившей в лагере определенные компетенции.

Некоторые технологии работы будущего центра уже сейчас отрабатываются в условиях международного молодежного палаточного лагеря «Балтийский Артек».

Последовательным продолжением работы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность является создание бизнес-инкубатора основными задачами которого являются оказание новым субъектам малого предпринимательства образовательных, маркетинговых, консалтинговых и других организационно-управленческих услуг; содействие повышению инновационной активности молодых предпринимателей. Бизнес-инкубатор - это место, где создаются благоприятные условия для старта бизнеса из идеи, для развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение офисными площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой и т.п.

В целях расширения перечня услуг, оказываемых молодежи региона необходимо расширение базы ГБУ «Центр молодежи». Для проведения молодежных творческих и социальных массовых мероприятий целесообразно создание имущественного комплекса, включающего концертный зал на 1000 мест, конфернц-залы, дискотечные, репетиционные, хореографические, тренажерные, спортивные залы.
Экологическая безопасность

Основными направления деятельности в сфере экологической безопасности являются:

1) стабилизация экологической обстановки в Калининградской области и её улучшение в районах и населенных пунктах Калининградской области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;

2) соблюдение установленного порядка пользования недрами;

3) осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;

4) предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;

5) развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биологического разнообразия;

6) формирование государственной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;

7) формирование нормативных правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере сохранения, изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Основными мероприятиями, запланированными в программе «Экологическое оздоровление территории Калининградской области для реализации в 2011-2013 годах» являются:

- строительство и реконструкция тепловых сетей и объектов теплоснабжения;

- строительство и реконструкция водозаборных сооружений и объектов водоснабжения;

- берегоукрепление Балтийского моря и других водных бассейнов Калининградской области;

- строительство и реконструкция объектов канализации и очистных сооружений Калининградской области;

- строительство полигонов твердых бытовых отходов;

- строительство мусоросортировочного комплекса;

- реконструкция осушительных насосных станций с восстановлением сети магистральных каналов;

- реконструкция водозащитных дамб;

- реконструкция отрегулированных водоприемников рек;

- капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений;

- мелиоративные мероприятия (ремонт магистральных каналов, закрытых транспортирующих коллекторов);

- мероприятия по проведению областного конкурса на звание «Самый благоустроенный город и поселок Калининградской области».

Правительством Калининградской области принята целевая программа Калининградской области «Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы», стратегической целью которой является создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами в Калининградской области.

В результате реализации Программы планируется:

1) создание новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами, в том числе объектов для утилизации и размещения отходов на основе применения современных технологических и технических решений;

2) увеличение доли отходов, извлекаемых из твердых бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов;

3) сокращение объемов отходов, вывозимых на объекты захоронения отходов;

4) повышение осведомленности жителей Калининградской области о правилах экологически безопасного обращения с отходами.

Осуществление запланированных мероприятий будет способствовать:

- повышению уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности и качества жизни людей;

- созданию усовершенствованной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления.


Глава 3. Пространственное развитие территории региона
Функционально-планировочная организация территории Калининградской области
Планировочная структура территории Калининградской области характеризуется целесообразностью, удобством, выразительностью, гармонией пространственной организации среды жизнедеятельности, взаимодействием ее природных факторов, зон градостроительного, рекреационного и сельскохозяйственного освоения, а также учетом интересов добывающих отраслей.

Организующая основа планировочной структуры – это природно-ландшафтная организация территории и урбанизированный каркас территории области.

Природно-ландшафтная организация территории области формируется с целью обеспечения экологически устойчивого развития территории.

Природно-ландшафтная организация территории области представляет собой сформировавшуюся естественным путем систему непрерывных природных комплексов, состоящих из лесов, особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения (национальный парк, комплексные природные заказники, природные парки), экологических коридоров вдоль наиболее крупных рек – Неман, Преголя с притоками, другие реки, впадающие в заливы Балтийского моря, и вдоль морского побережья, включая озелененные водоохранные зоны и пойменные земли.

Важной составляющей природно-ландшафтной организации территории области являются лесные массивы на землях различных категорий, луга, болота, речные долины.

Основу урбанизированного каркаса составляют планировочные оси различного порядка и система планировочных центров различных категорий. Дополняют урбанизированный каркас трансграничная зона с таможенными зонами и пунктами пропуска, а также площадки разрабатываемых и планируемых к разработке месторождений.

- оси первого порядка – это межрегиональные связи: транспортные коридоры Запад-Восток и Север-Юг.

- оси второго порядка – это региональные связи на основе существующих транспортных магистралей и нового Приморского транспортного кольца в западной части области.

По всем транспортным направлениям, особенно на транспортных узлах, предусматривается организация многофункциональной системы сервисного обслуживания.

Наиболее значительный и полифункциональный центр – это административный центр Калининградской области – город Калининград.

Вторым по значимости в экономике области является город Черняховск, административный центр одноименного муниципального района.

Административный центр Советского городского округа город Советск относится к населенным пунктам межрайонного значения.

Прочие города, являющиеся центрами муниципальных образований и городских округов, дополняют систему планировочных центров.

Город Калининград и его агломерация формирует «ядро» планировочной структуры области.

Особенностью урбанизированного каркаса территории области можно считать наличие трансграничной зоны с таможенными пунктами пропуска на границе с Республикой Польша и Литовской Республикой.

Функциональное зонирование территории Калининградской области

Сложившаяся структура функционального зонирования территории области сохраняется на перспективу с повсеместным развитием всех опорных элементов современной организации территории, с учетом максимального использования ее природных ресурсов и особенностей и необходимости дальнейшего экономического развития инновационного типа.

Согласно положениям и требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации определены:

- муниципальные образования – городские округа, муниципальные районы и поселения;

- земли лесного фонда;

- земли особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) в составе земель особо охраняемых территорий и объектов;

- земли водного фонда;

- земли промышленности, транспорта, обороны, связи;

- земли запаса;

- земли сельскохозяйственного назначения, и границы сельскохозяйственных угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения;

- территории объектов культурного наследия федерального и регионального значения и границы зон охраны этих объектов;

- рекреационная функциональная зона с игорным сегментом;

- курортная функциональная зона.

На основе комплексной оценки территории области выявлены потенциальные ресурсы возможного дальнейшего развития городских населенных пунктов за счет имеющихся внутренних территориальных резервов, а также путем включения в их границы прилегающих земель сельскохозяйственного назначения. Развитие городов Советск, Гурьевск и Гусев также будет происходить за счет прилегающих сельскохозяйственных земель.

Наряду с развитием городской среды в границах населенных пунктов и насыщением ее необходимыми градостроительными элементами, предлагается создание территорий для градостроительного освоения за пределами городов для размещения производственных и промышленных зон.

Наиболее актуальным является создание производственных и промышленных зон в прилегающих к Калининграду сельских поселениях Гурьевского района, которое требует жесткого градостроительного регулирования, рациональной организации урбанизированного пространства в зоне, насыщенной инженерными коммуникациями.

Это территории развития точечных и линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Существующие и проектируемые коридоры:

- сетей газопровода высокого давления;

- электролиний ВЛ-110, ВЛ-330 и проектируемой ВЛ-750 для выдачи мощности Балтийской АЭС;

- линий связи.

Балтийская атомная электростанция в Неманском районе является объектом регионального значения.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают значительную часть территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе этих земель равна 812 тыс. га, из них 392 тыс. га – это пахотные земли.

Являясь основным стратегическим ресурсом, сельскохозяйственные угодья максимально сохраняются. Однако необходимо их повсеместное улучшение, восстановление почвенного плодородия, применение ресурсосберегающих технологий, рациональное использование их на основе устойчивой структуры земельных угодий.

Планируется увеличение посевных площадей – минимально до 330 тыс. га, т.е. на 70%.

Частично малоценные земли сельскохозяйственного назначения подлежат переводу в иные категории земель для урбанизированного использования, а также для включения в границы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, предусмотренных статьей 7 вышеуказанного Закона.

Все леса, расположенные на землях лесного фонда Калининградской области отнесены к защитным лесам. На территории области выделены особо защитные участки лесов, выполняющие функции защиты природы и иных объектов (61 тыс. га - 4% территории области). На землях лесного фонда в границах Виштынецкого природного парка в установленном законодательством порядке предлагается создать особо охраняемую территорию регионального значения и соответствующее природоохранное учреждение Калининградской области.

С учетом наличия на территории Калининградской области особо охраняемых природных территорий федерального значения, предлагается создание сети ООПТ регионального значения.

В первую очередь предлагается создание в установленном законодательством порядке следующих ООПТ регионального значения:

- комплексный заказник «Вислинская коса»;

- природный парк «Бальга»;

- природный парк «Виштынецкий».

Таким образом, ООПТ регионального значения будут занимать 2,6% территории области – 39,791 тыс. га.

Кроме региональных территорий, в систему ООПТ Калининградской области входят также территории федерального значения: Национальный парк «Куршская коса», являющийся объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, два курорта федерального значения – «Светлогорск-Отрадное» и «Зеленоградск».

Объекты культурного наследия области представлены памятниками федерального, регионального и местного значения.

На территории Калининградской области расположено 390 объектов культурного наследия регионального значения и 526 объектов местного значения, в том числе памятников природы регионального значения – 4 объекта, местного значения – 19 объектов. К памятникам природы регионального значения отнесены объекты, расположенные на территории города Калининграда: Ботанический сад Кёнигсбергского университета, парк «Южный», Городской ботанический сад, зоопарк.

Все объекты культурного наследия включены в маршруты культурно-познавательного туризма.

Развитие рекреационных зон предусмотрено с учетом имеющихся природных факторов: лесных массивов, акваторий рек и озер, Национального парка, природных парков и природных заказников, а также существующих учреждений отдыха. Ландшафтные особенности области благоприятны для развития спортивного туризма. Предусмотрено широкое развитие экологического туризма, основанного на ООПТ, естественных и культурных ландшафтах. Предусматривается развитие различных видов учреждений отдыха, в том числе расширение специализации учреждений санитарно-курортного лечения.

Выделены следующие зоны отдыха:

1) в западной части области:

- приморская функциональная рекреационная зона;

- рекреационная зона в районе города Балтийска;

- рекреационные зоны в районе города Ладушкин;

- рекреационные зоны в районе города Мамоново;

2) в центральной части области:

- туристско-рекреационная зона в Полесском районе с включением её в международный водный маршрут Е-70;

- развитие бальнеологического курорта регионального значения в городе Славске;

- Гвардейские и Пушкарёвские озёра в Гвардейском и Черняховском районах;

3) в восточной части области:

- туристско-рекреационные территории на реке Шешупе (Неманский и Краснознаменский районы);

- туристско-рекреационные маршруты на реке Красная (Нестеровский и Гусевский районы).

- зона отдыха на озере Виштынецком в Нестеровском районе;

- зона отдыха на берегу реки Неман в Неманском районе.

Особо выделена рекреационная зона с игорным сегментом в Красноторовском сельском поселении Зеленоградского района. На картах указаны также участки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Куршской косе.

Предложенная пространственно-территориальная основа области, обеспечивает целостность ее развития, соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов и обеспечивает устойчивое развитие территории и безопасность проживания населения в целях реализации Стратегии социально-экономического развития области.

Основные планировочные мероприятия по развитию транспортного комплекса (таблица) направлены на устранения существующих недостатков и решение следующих задач:

1) увеличение пропускной способности основных транспортных коммуникаций в результате строительства новых и реконструкции существующих путей сообщения;

2) транспортное обеспечение перспективных районов образования грузо- и пассажиропотоков;

3) увеличение транзитного потенциала транспортного комплекса области в результате модернизации существующих и открытия новых пропускных пунктов через государственную границу, а также повышения технических категорий международных транспортных коридоров;

4) усиление связей с основной территорией РФ путем организации нового сухопутного авто-железнодорожного коридора через Польшу и Белоруссию, альтернативного существующему через Литву;

5) повышение качества и безопасности грузовых и пассажирских перевозок, модернизация всех видов транспорта области.

6) организация внутренних морских и речных путей в соответствии с международными проектами Е-41, Е-60, Е-70.



Отдельные мероприятия, необходимые для эффективного пространственного развития территории с точки зрения развития транспорта, а также дорожного строительства приведены в таблицах 60 и 61.
Таблица 61. Мероприятия по развитию транспортного комплекса Калининградской области

N
п/п

Наименование
мероприятия

Годы
реализации

Содержание
мероприятия

Ожидаемые
результаты

1.

Реконструкция автодорожного
пункта пропуска "Пограничный"

2012- 2013

Реконструкция
инфраструктуры
пункта пропуска

Увеличение
пропускной
способности
погранперехода

3.

Реконструкция многостороннего автодорожного пункта пропуска "Советск"

2013- 2015

Реконструкция
инфраструктуры
пункта пропуска

Развитие международных
перевозок,
внешнеторговых
связей

4.

Обустройство и открытие
многостороннего автодорожного
пункта пропуска "Крылово"

2015- 2016

Строительство
инфраструктуры
пункта пропуска

Развитие
международных
перевозок,
внешнеторговых связей

5.

Обновление подвижного состава общественного транспорта

2007- 2015

Приобретение новых
автобусов и троллейбусов

Повышение качества пассажирских перевозок, повышение безопасности
дорожного
движения

6.

Применение конкурсных процедур при организации перевозок пассажиров и багажа по маршрутам движения общественного транспорта

2008- 2020

Проведение открытых конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования

Повышение качества пассажирских перевозок

7.

Внедрение спутниковых навигационных систем на пассажирском автомобильном транспорте

2010-2012

Установка на транспортных средствах бортового навигационно-связного оборудования; установка на ОГП «Автовокзал» аппаратно-программного комплекса

Повышение качества и безопасности пассажирских перевозок

8.

Обеспечение доступности пассажирского транспорта для людей с ограниченными возможностями

2008-2012

Приобретение транспортных средств, оборудованных для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями

Обеспечение доступности транспортных услуг, повышение качества пассажирских перевозок

9.

Увеличение числа
направлений полетов
в Российскую
Федерацию
и зарубежные страны

2007- 2020

Расширение
географии
прямых воздушных
сообщений

Увеличение
транспортной
доступности
Калининградской
области, формирование
авиационного
транспортного узла, развитие рынка
транспортных услуг

10.

Реконструкция
аэропорта "Храброво"

2013- 2015
(2-й этап)

Строительство
и реконструкция
объектов
инфраструктуры
аэродрома
аэропорта
"Храброво"

Обеспечение
приема всех
типов воздушных
судов

11.

Модернизация
технического
обеспечения полетов
по воздушным
трассам, в районах
аэродромов и
на высотах ниже
нижнего воздушного
эшелона

2007- 2012

Модернизация
технического
комплекса средств
управления воздушным
движением,
установка нового
навигационного
оборудования

Доведение
технического
обеспечения
полетов до
нормативных
параметров,
обеспечение
безопасности
полетов

12.

Создание на базе
аэродрома
Калининград (Храброво)
наземной инфраструктуры
грузовых перевозок.



2013- 2016

Модернизация
аэродрома,
строительство
грузовых
и пассажирского
терминалов

Развитие
грузовых
авиационных
перевозок,
повышение
качества
обслуживания
пассажиров

13.

Создание сети
взлетно-посадочных
полос для нужд
малой авиации

2015- 2020

Строительство
новых и
восстановление
ранее
действовавших
объектов
авиатранспортной
инфраструктуры

Развитие малой
и бизнес- авиации

14.

Развитие международного
порта "Пионерский"

2010- 2020

Строительство
и модернизация
объектов
инфраструктуры

Развитие морского
пассажирского
и туристического
судоходства

15.

Строительство нового глубоководного порта в Калининградской области (объект
ФЦП "Развитие
транспортной системы
России (2010-2015 годы)", утвержденной
Постановлением
Правительства РФ от 20 мая 2008 года N 377)

2012-

2020


Строительство
объектов
инфраструктуры

Развитие грузовых
перевозок
и экспорта
транспортных услуг

16.

Строительство контейнерного терминала в составе грузопассажирского автомобильного паромного комплекса в г. Балтийске (ООО «Балтийская стивидорная компания»)

2010- 2014

Строительство
объектов
инфраструктуры

Переработка
300 тыс.
контейнеров в год



17.

Вторая очередь строительства портово-производственного комплекса ЗАО «Содружество-Соя»

2011- 2013

Строительство
объектов
инфраструктуры

Переработка до 5,0
млн. тонн грузов
в год

18.

Строительство морского терминала ООО «БалтТехПром»

2013- 2020

Строительство
объектов
инфраструктуры

Переработка до 200 тыс. контейнеров в год

19.

Расширение судоходной трассы на р. Скирвит и Камышовой отмели в Куршском заливе.

2011 -2013

Строительство
(производство
инженерных
работ по
оборудованию
нового водного
пути)

Свободный проход судов из портопунктов Калининградской области в Куршский залив без захода в территориальные воды Литовской Республики.

20.

Строительство
речного пункта пропуска
в поселке Рыбачьем (Куршскийзалив)

2011- 2013

Строительство
объектов
речного пункта
пропуска

Открытие судоходства
через российско-
литовскую границу
в акватории Куршского
залива

21.

Обеспечение
гарантированных
габаритов судовых ходов на внутренних водных путях калининградской области

2013- 2020

Модернизация
объектов
инфраструктуры
ВВП

Увеличение пропускной
способности водных
путей, доведение
до нормативных
параметров

22.

Оборудование ВВП
навигационной
обстановкой

2013- 2020

Модернизация
объектов
инфраструктуры
ВВП

Обеспечение безопасности судоходства на ВВП области

23.

Ремонт разводных механизмов мостов через реки Ст.Преголя, Гвардейского на Дейме, Полесского на Дейме и королевы Луизы на Немане.


2015-2020

Модернизация
механизма
подъема
раздвижного
пролета моста

Увеличение пропускной
способности водных
путей, доведение
до нормативных
параметров

24.

Развитие инфраструктуры речных портов

2011- 2020

Реконструкция
существующих
объектов
инфраструктуры

Развитие грузовых
и пассажирских
перевозок по реке
Неман через
российско-литовскую
границу

25.

Строительство
речных пристаней на ВВП области

2013- 2020

Строительство
объектов
инфраструктуры

Развитие пассажирских
перевозок и водного
туризма

26.

Строительство
железнодорожных
подходов к портам
в Калининградской
области и железнодорожного
обхода города
Калининграда (включая
промежуточные
железнодорожные станции и участки на территории
Калининградской
области)

2012- 2020

Строительство
новых
и модернизация
существующих
объектов
железнодорожной
инфраструктуры

Обеспечение
эффективной
работы портов
Калининградской
области,
вывод потока
грузов за пределы
г. Калининграда и
других населенных
пунктов

27.

Развитие и реконструкция железнодорожных станций

2012- 2020

Строительство
новых
и модернизация
существующих
объектов
железнодорожной
инфраструктуры

Обеспечение
безопасности
перевозок
и соответствия
градостроительным
нормам и правилам

28.

Мероприятия по обеспечению перевозок пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом

2012-2020

Поддержка компаний – перевозчиков в пределах компетенции Правительства Калининградской области

Удовлетворение спроса на пассажирские перевозки

Таблица 61. Мероприятия по развитию дорожного хозяйства Калининградской области



Мероприятия

Содержание

Срок реализации

1

Создание в области опорной сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, обеспечивающей внутрирегиональные (между промышленными, логистическими и туристско-рекреационными центрами) и международные связи (между пунктами пропуска на государственной границе);


продление основного международного коридора области от Калининграда до железнодорожного паромного комплекса в г. Балтийске;

строительство новой автомобильной дороги регионального значения от Балтийска с обходом Приморска в направлении населенных пунктов Черепаново, Люблино, с выходом на северное направление проектируемого второго автодорожного кольца вокруг

Калининграда (автомобильная дорога регионального значения), решение о целесообразности строительства новой автомобильной дороги будет принято по результатам реализации строительства глубоководного порта в Приморской бухте и строительства паромного комплекса в городе Балтийске;


2020

строительство второго автодорожного кольца вокруг Калининграда (автомобильная дорога регионального значения);

2020-2030

реконструкции автомобильной дороги Калининград-Мамоново-II – граница Республики Польша;

2017


реконструкция и строительство автодороги А-229 Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской республикой (на Вильнюс, Минск, магистраль «Беларусь»), включая обход города Черняховска;

2012-2014


2

Совершенствование транспортной системы, обеспечивающей оптимальные маршруты доставки грузов и пассажиров.

Приведение существующих автомобильных дорог в нормативное состояние, их реконструкция




строительство автомобильной дороги регионального значения – кольцевого автодорожного маршрута Приморской рекреационной зоны и новых въездов в прибрежные города и аэропорт «Храброво»;

2016

проектирование и строительство мостового перехода через Калининградский залив для соединения частей автомобильной дороги регионального значения – окружной дороги города Калининграда в единое целое;

2018

строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения:

2020



реконструкция автодороги Гусев – Ольховатка – граница с Республикой Польша;

2016



реконструкция автодороги Черняховск – Озерск – граница с Республикой Польша;

2020


реконструкция автодороги Черняховск – Крылово;

2020

реконструкция автомобильных дорог вдоль государственной границы на базе существующих, проходящих через населенные пункты Ладушкин, Багратионовск, Правдинск, Железнодорожный, Озерск, Нестеров, Краснознаменск, Неман, Советск;

2020-2030



развитие придорожных объектов автосервиса по сети автомобильных дорог федерального и регионального значения;

2020-2030


Инженерная подготовка территории
Инженерная подготовка территории включает в себя:

- мелиоративное обустройство территории;

- защиту территории от опасных природных процессов;

- реконструкцию водохозяйственных систем и сооружений.

В Калининградской области исторически сложилась и функционирует водная природно-техническая система, включающая:

- мелиоративные и польдерные системы;

- гидротехнические сооружения;

- водно-транспортную систему;

- берегоукрепительные и берегозащитные сооружения.

Из-за проблем, связанных с переувлажнением, развитием грунтов со слабой несущей способностью, процессами заболачивания, заторфовывания, морской абразией, значительную часть территории области (порядка 70%) следует отнести к ограниченно благоприятной по инженерно-строительным условиям.

Градостроительное освоение территории при данных ограничениях требует проведения комплекса мероприятий по инженерной подготовке. Выбор мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территории связан с функциональным назначением территорий, формированием взаимоувязанной системы инженерных мероприятий, которые включают различные виды мероприятий по улучшению того или иного компонента природной среды, а также комплекс мероприятий на территориях населенных пунктов, связанных с общим благоустройством территории.

Территориальные мероприятия включают комплекс инженерно-мелиоративных, инженерно-технических и защитных мероприятий, затрагивающих большие площади и водные объекты. Важное место в комплексе мероприятий по сохранению лесных массивов, защите их от заболачивания, водной эрозии занимает лесная мелиорация.

Противопаводковые мероприятия должны быть направлены на безаварийный пропуск паводковых вод, регулирование стока гидротехническими сооружениями, строительство и реконструкцию защитных сооружений, своевременную ликвидацию последствий паводков.

Берегоукрепление, берегозащита осуществляется комплексом мероприятий, включающих устройство волногасящих бун, авандюн, укрепление откосов береговой полосы, организацию набережных, променадов, спусков, и прочее.

Общими и обязательными мероприятиями по инженерной подготовке территории являются следующие:

- организация системы водоотведения поверхностного стока;

-организация водопонижения уровня грунтовых вод;

- организация набережных, расчистка водотоков и водоемов;

- вертикальная планировка территории.

Мероприятия по инженерной защите, инженерной подготовке территории в целом определяются инженерно-геологическими, геоморфологическими, гидрогеологическими, гидрологическими условиями, наличием и степенью развития неблагоприятных физико-геологических процессов и явлений, развитием техногенных процессов и степенью их воздействия на геологическую среду, условиями и степенью хозяйственного освоения.

На территории Калининградской области выявлен комплекс экзогенных геологических процессов (ЭГП), природно-техногенных процессов, влияющих на условия хозяйствования на территории и определяющих выбор и реализацию инженерно-технических мероприятий по защите и благоустройству.

Наиболее существенные процессы и явления, оказывающие непосредственное влияние на геологическую среду, физико-механические свойства грунтов оснований, следующие:

- морская абразия Балтийского побережья, связанные с ней процессы отступания берега, обвально-оползневые и осыпные процессы;

- заболачивание и заторфовывание, проблемы осушения территории;

- затопление паводковыми водами редкой повторяемости (в условиях сгонно-нагонных явлений), подтопление грунтовыми водами в условиях плоского рельефа, слабой дренированности территории;

- обилие водных экосистем, как природного, так и искусственного происхождения, в различной степени нарушенных в результате хозяйственной деятельности, вследствие чего вызывающие вторичные природно-техногенные процессы (вторичное заболачивание, подтопление грунтовыми водами).

Общая протяженность морского побережья в пределах Калининградской области составляет 146 км. Многие участки морского побережья подвержены интенсивному разрушению, особенно в последнее десятилетие из-за повышенной штормовой активности Балтийского моря. Вследствие абразионных динамических процессов в пределах береговой зоны Балтийского моря Самбийского полуострова происходит постоянное разрушение береговой полосы (отступание берега составляет 0,1 - 1,5 м/год). По данным анализа картографических материалов за 75 лет (1925 – 2000 г.г.) берег отступил на 40 – 60 м, что является следствием воздействия волн и гидрогеологического строения побережья (чередование песчаных и глинистых прослоек в породах, многочисленные выходы грунтовых вод). Обвально-оползневые процессы развиваются на большей части северного побережья Самбийского полуострова от мыса Таран до города Зеленоградска, на западном побережье от мыса Таран до поселка Покровское, а также в пределах морских побережий Куршской и Балтийской кос.

Проблема защиты морского побережья требует системного решения, включающего как ремонт, восстановление существующих, строительство новых берегозащитных сооружений, так и постоянный мониторинг их состояния, научно-обоснованного режима эксплуатации. Коренные берега Самбийского полуострова подвержены активному разрушению под действием абразионно-оползневых процессов. Наиболее активная абразия берегов наблюдается по побережью на протяжении 25 км. Темп разрушения составляет от 0,5 до 0,7м в год на участках южнее мыса Таран, с восточной стороны мыса Гвардейский до 1,5м в год.

Заболачивание и заторфовывание характерно преимущественно для северной части области, где болота занимают более 50% территории. Это обусловлено такими природно-климатическими особенностями области, как плоский слаборасчленённый рельеф, повышенное количество атмосферных осадков, незначительный врез речных долин.

Развитие инженерной инфраструктуры

Источником водоснабжения для удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд населения области служат подземные воды. Исключение составляет город Калининград, который снабжается как подземной водой, так и водой из поверхностных источников. Система хозяйственно-питьевого водоснабжения области практически исчерпала свой ресурс и не отвечает современным санитарно-техническим требованиям. В срочной реконструкции и восстановлении нуждаются водопроводы практически всех городских поселений области.

В Калининграде ввиду преобладающей доли в хозяйственно-питьевом водоснабжении поверхностных вод и недостаточной санитарно-технической подготовки воды питьевого качества, необходимо увеличить долю использования подземных вод путем развития подземных водоисточников и модернизации станций водоподготовки.

Переоценка запасов подземных вод с истекшим сроком эксплуатации, доразведка и утверждение запасов месторождений, либо разведка новых участков должны быть произведены в Советском городском округе; Гусевском, Неманском, Багратионовском, Черняховском, Гурьевском, Краснознаменском и Полесском муниципальных районах. Модернизация систем водоподготовки с целью достижения стандартов качества питьевой воды должна быть произведена во всех административных центрах городских округов и муниципальных районов.

Реконструкции и оптимальному развитию подлежат все действующие централизованные системы водоотведения населенных пунктов. Необходимо восстановление и проведение реконструкции существующих канализационных сетей и насосных станций с полным переходом на раздельное канализование бытовых и дождевых стоков.

Сельские населенные пункты с населением свыше 1000 человек до 2030 года должны быть обеспечены централизованными системами водоснабжения и водоотведения с очисткой сточных вод.

Ориентировочная электрическая нагрузка потребителей области составит на первую очередь 1800 МВт, на расчетный срок 2100 МВт. Нагрузка может корректироваться в сторону увеличения за счет промышленных потребителей.

Основной задачей системы энергоснабжения является ее обеспечение надежности. С 1 января 2010 года закрыта Игналинская АЭС и прекращен переток мощности из энергосистемы Литвы. Основными мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности энергоснабжения потребителей, в первую очередь являются:

- ввод второго блока мощностью 450 МВт на ТЭЦ-2;

- сооружение ТЭЦ на твердом топливе суммарной мощностью 800 МВт;

- расширение ГРЭС-2;

- строительство Балтийской АЭС с двумя энергоблоками по 1150 МВт.

Суммарная потребность в тепловой энергии составит ориентировочно на первую очередь 14 млн. Гкал, на расчетный срок 20 млн. Гкал. Перспективные потребности региона в тепловой энергии будут покрываться за счет строительства новых ТЭЦ и реконструкции существующих котельных с повышением их эффективности.

Потребление газа по области на первую очередь составит ориентировочно 3,5 млрд. куб.м. Для увеличения объемов и надежности поставки газа в Калининградскую область из России транзитом через территорию Белоруссии и Литвы необходимо завершить строительство второй «нитки» газопровода и подземного газохранилища:

- провести второй этап реконструкции действующего магистрального газопровода с увеличением его мощности до 1,8-1,9 млрд. куб.м.;

- осуществить строительство второго газопровода в Калининградскую область и добиться увеличения поставок в регион необходимых объемов природного газа в соответствии с параметрами социально-экономического развития области до 2031 г.;

- осуществить строительство ПХГ (подземные хранилища газа);

- реализовать проекты по строительству газопроводов-отводов к крупным населенным пунктам области.

В целях развития коммуникационной инфраструктуры необходимо осуществить следующие мероприятия:

- перевод всех АТС на цифровое оборудование;

- увеличение номерной емкости АТС до требуемого уровня;

- строительство 8 АТС средней емкости (5000-10000 номеров) в сельской местности;

- строительство 25 АТС малой емкости (320 номеров каждая) в сельской местности;

- строительство 3-х внутризоновых оптоволоконных колец в Калининградской области;

- прокладка подводного оптоволоконного кабеля (Калининград - Санкт-Петербург);

-переход на цифровое телерадиовещание стандарта DVB;

- обеспечение устойчивого приема телесигнала во всех районах Калининградской области;

- полный перевод проводного вещания на радиовещания в ЧМ диапазоне;

- построение сетей на основе концепции NGN (сетей следующего поколения).


Развитие приграничных территорий с Республикой Польша

В рамках работы комиссии по территориальному планированию российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации и регионов Республики Польша, необходимо разработать концепцию пространственного планирования муниципальных образований приграничных территорий Калининградской области. Это позволит консолидировать решения по актуальным вопросам развития и совместного использования природных ресурсов, водных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры.


Развитие промышленных зон в Калининградской области

В целях оптимизации пространственной организации промышленности и создания центров опережающего промышленного развития в муниципальных образованиях области запланировано создание 7 промышленных зон: «Гурьевская», «Технополис Гусев», «Балтийская», «Черняховская», «Константиновка», «Правдинская», «Советская» для размещения вновь создаваемых промышленных предприятий.

Краткая характеристика промышленных зон.

Промышленная зона «Гурьевская» (Гурьевский муниципальный район).

Отраслевая специализация: пищевое производство, мебельная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство стройматериалов, легкая промышленность, машиностроение.

« Технополис Гусев» (Гусевский муниципальный район).

Отраслевая специализация: радиоэлектронная промышленность, производство электронного оборудования, создание научно исследовательского центра, создание образовательного центра.

Инновационный кластер «Технополис Гусев» подразумевает не только реализацию производственной функции (выпуск радиоэлектронных изделий и компонентов), но и направлен на создание среды, способствующей дальнейшему привлечению инноваций в регион и созданию новых инновационных компаний (создание инновационной инфраструктуры, технологической базы для внедрения инновационных разработок; бизнес-инкубатора и венчурного фонда для финансирования инновационных проектов на первых стадиях их развития; научно-исследовательского центра, готовящего квалифицированных специалистов и осуществляющего разработки в передовых отраслях радиоэлектронной промышленности, программирования и управления инновационным бизнесом).

Промышленная зона «Балтийская» (Балтийский муниципальный район).

Отраслевая специализация: производство перспективных полимеров, продуктов органической химии и нефтехимии, готовой продукции на основе полимеров (тара и упаковка, комплектующие из пластмасс для машиностроения, продукция строительного назначения, нетканые материалы).

Промышленная зона «Черняховская» (Черняховский муниципальный район).

Предполагаемая специализация:  обрабатывающие производства.

Промышленная зона «Константиновка» (Гурьевский муниципальный район).

Предполагаемая специализация: размещение объектов промышленности и логистики.

Промышленная зона «Правдинская» (Правдинский район).

Предполагаемая специализация: обрабатывающие производства (деревообработка, производство строительных материалов, производство стеклотары, пищевой продукции).

Промышленная зона «Советская» (Советский городской округ).

Предполагаемая специализация: размещение высокотехнологичных производств.


Глава 4. Приграничное сотрудничество

Понимая необходимость дальнейшего совершенствования инфраструктуры, в том числе погранпереходов и трансъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории муниципальных образований, состыковки вопросов охраны окружающей среды, социальных вопросов с приграничными партнерами, администрациями муниципальных образований при поддержке Министерства по муниципальному развитию формируются новые проектные заявки для подачи во II конкурс Программы приграничного сотрудничества «Литва, Польша, Россия».

Как важный перспективный инструмент расширения приграничного сотрудничества рассматривается формат новой программы «Литва, Польша, Россия» 2014 - 2020 со значительно большим объёмом европейско-российского финансирования.

С учетом окончательного оформления положений, регулирующих вопросы европейских региональных объединений сотрудничества в Российской Федерации, потребуется основательная и оперативная проработка вопросов по закреплению новых статусов еврорегионов, действующих в Калининградской области, в том числе и возможное рассмотрение мер по оптимизации их количества с целью консолидации сил и средств участников данных объединений.

Для качественного регулирования вопросов организации приграничного сотрудничества на уровне муниципальных образований, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, привлекаемых в рамках соответствующих программ, актуализируется тема подготовки региональной целевой программы Калининградской области, определяющей стратегические цели, участия муниципальных образований в проектах приграничного сотрудничества, и тактические задачи, обеспечивающие достижение заявленных приоритетов.

Подобный документ обеспечит:

- проведение комплексной оценки (анализа) состояния ресурсов и возможностей муниципальных образований в части их перспектив работы в проектах приграничного сотрудничества;

- обоснование выбора индивидуальных приоритетов и основных направлений сотрудничества муниципальных образований;

- закрепление необходимых финансовых ресурсов и усиление контроля их использования;

- отбор лучших европейский разработок и практик, используемых в реализации механизмов приграничного сотрудничества;

- создание перспективной системы взаимодействия, поддержки и развития межмуниципальных центров (центра) приграничного сотрудничества и развития;

- подготовку муниципальных специалистов в области приграничного сотрудничества, обладающих необходимыми профессиональными навыками разработки документов для проектов, реализуемых с участием иностранных партнеров;

- укрепление и сохранение партнёрских отношений и многочисленных контактов между участниками приграничных проектов;

- ускорение адаптации процессов социально-экономического развития территорий муниципальных образований в европейском пространстве хозяйственного развития и возможность их последующего проецирования, в качестве модельных проектов, на иные приграничные территории Российской Федерации.

Представленные меры позволят вывести вопросы приграничного сотрудничества на более качественный уровень и использовать данный инструмент, как мощный потенциал социально-экономического развития всей территории Калининградской области.

<< предыдущая страница   следующая страница >>