Похожие работы
|
Стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и - страница №1/10
ПРОЕКТ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. Характеристика социально-экономического положения Калининградской областиГлава 1. Общая оценка ситуации Калининградская область – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% – горожане). Калининградская область – регион уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций. Калининградская область – единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта РФ. До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», предусматривавший для всех хозяйствующих субъектов региона существенные таможенные льготы. Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех предприятий промышленности и торговли региона существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область – остальная часть Российской Федерации» через территории Литвы и Белоруссии, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе. В 2006 году был принят Федеральный закон от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года. В соответствии с логикой нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот. Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» – наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики. Развитие территории на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов также стал серьезным рубежом в развитии региональной экономики. На сегодняшний день экономика региона полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке 8%. Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности. В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует, как показано в таблице 1, о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также Калининградской областью и европейскими странами. Таблица 1. Динамика темпов роста ВВП (ВРП) (2000=100)
При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития. Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области. Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории. По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики. Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной. Глава 2. Характеристика основных отраслей Транспортно-логистический комплекс Транспортно-логистический комплекс Калининградской области играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Устойчивое и эффективное функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2005-2011 годы представлена в таблице 2. Таблица 2. Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2005-2011 годы.
Транспортный комплекс объединяет в себе железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу). Участки Калининградской железной дороги, по которой в область завозится более 80% грузов, входят в состав ответвлений двух трансъевропейских транспортных коридоров: - № 1-А «Рига – Калининград – Гданьск», обеспечивающий выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию; - № 9-Д «Киев – Минск – Вильнюс – Калининград», обеспечивающий выход грузопотоков в центральные и восточные районы страны и соединяющий с портовыми терминалами региона. Уникальность железной дороги в наличии участков двойной колеи: европейской - 1435 мм и российской - 1520 мм, которые выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава. Пропускная способность Калининградской железной дороги составляет более 25 млн. тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60%. Существенной характеристикой области является дорожная сеть, протяженностью 4660,2 км, в том числе 203,8 км дорог федерального значения. Плотность дорог 303,4 км автодорог на 1000 квадратных метров территории области. Все дороги области имеют твердое покрытие, и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными трубами. Всего на автомобильных дорогах области числится: 686 мостов и 4777 водопропускных труб. Вместе с тем, при наличии плотности сети, параметры дорог не соответствуют требованиям современного движения – недостаточная ширина проезжей части, малые радиусы поворотов, наличие на обочинах деревьев. Протяженность дорог по категориям следующая: I кат. – 26,7 км, II кат. – 127,4 км, III кат. – 1208,1 км, IV кат. – 2046,3 км, V кат. – 1047,9 км. Анализ показывает, дорожная сеть эксплуатируется с превышением ее технических параметров. Трассы, расположенные на территории области обеспечивают транспортную связь со странами Балтии, Санкт-Петербургом, Финляндией, а также Польшей, Германией и рядом других стран. Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих государств - Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике - от 400 до 700 километров. Суммарная проектная пропускная способность морских терминалов порта Калининград составляет 39,0 млн. тонн/год различных видов грузов. В настоящее время портовые мощности используются на 35%. Аэропорт «Храброво» относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для международных рейсов. Возможности аэродрома по приему и выпуску воздушных судов - до 18 единиц в час, а возможности терминального комплекса по обеспечению авиаперевозок составляют до 1,5 млн. человек в год. Ежесуточно осуществляется прием и выпуск до 28 воздушных судов, из них до 24 выполняющих рейсы по расписанию. Пассажирские перевозки по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети выполняют тридцать организаций-перевозчиков, из которых по форме собственности 27 являются частными и 3 организации – муниципальными. Внутриобластная (межмуниципальная) автобусная маршрутная сеть включает 72 маршрута пригородного и 39 маршрутов междугородного сообщения, на которых ежедневно работают более 300 автобусов большой и малой вместимости. |
|