Стратегическое планирование - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Прогнозирование Направления прогнозирования Методы прогнозирования... 1 312.03kb.
Стратегическое планирование иоо на 2009 год 1 150.13kb.
И. А. халий стратегическое планирование по инициативе общественности 1 179.75kb.
Стратегическое планирование в рекламном агентстве 1 68.03kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 133.82kb.
Next generation hr стратегическое планирование для hr и внедрение... 1 40.24kb.
Прогнозирование и стратегическое планирование развития Московского... 1 44.18kb.
Учебно-методическое объединение по классическому университетскому... 1 153.8kb.
Стратегическое планирование развития трудового потенциала промышленных... 1 166.29kb.
Программа дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» 1 312.57kb.
Место встречи стран-участниц соглашения о мтк «Север-Юг» – Бизнес-форум... 1 18.36kb.
Прогнозирование Направления прогнозирования Методы прогнозирования... 1 312.03kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Стратегическое планирование - страница №1/3


ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»


Кафедра экономики строительного производства


А. П. КОРЧАГИН, В. В. СОЛОВЬЁВ


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебное пособие




МОСКВА – 2011

ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра экономики строительного производства

А. П. КОРЧАГИН, В. В. СОЛОВЬЁВ


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

для студентов специальностей

“Экономика и управление на предприятии (строительство)”,

« Экспертиза и управление недвижимостью», профилей «Управление проектом», «Недвижимость», «Управление государственной и муниципальной собственностью»

МОСКВА - 2011

УДК 338.24

К-66
Корчагин А.П., Соловьёв В. В.: Стратегическое планирование. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2011. - 176 с.
В учебном пособии рассмотрены содержание и методы планирования, виды планов, их характеристики и взаимосвязь, основные характеристики стратегического планирования, которое рассматривается как новый подход в менеджменте, вопросы разработки бизнес-планов, приведена методология стратегического управления. Учитывая большую значимость вопроса, в отдельную главу выделены элементы стратегического планирования инвестиционной деятельности. Учебное пособие может быть использовано студентами в процессе самостоятельного углубленного изучения профильных дисциплин.
Рецензенты:

Начальник информационно-аналитического отдела ОАО «Мостотрест», к.э.н. Монастырёв Владимир Вениаминович;

д
©ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный

университет путей сообщения»

(МИИТ), 2011
оцент кафедры «Организация, технология и управление строительством» МИИТа, к.т.н. Полянский Алексей Викторович

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

Глава 1. Общая характеристика планирования. Стратегический процесс и планирование.


    1. Содержание и методы планирования.

Виды планов, их характеристика и взаимосвязь. 6

    1. Система показателей в планировании. 18

    2. Бизнес-план, его роль и назначение. 20

    3. Стратегическое планирование как новый

подход в менеджменте. 28

    1. Планирование и стратегический менеджмент. 33

Глава 2. Основные элементы

стратегического управления.

2.1. Видение. Миссия и цели. 55

2.2. Методология стратегического управления. 68

2.3. Анализ условий видения бизнеса. 88

Глава 3. Стратегическое планирование

инвестиционной деятельности.

3.1. Понятие и формы инвестиционного

планирования. 106

3.2. Понятие инвестиционной стратегии. 108

3.3. Принципы и основные этапы разработки

инвестиционных стратегий. 110

3.4. Формирование стратегических целей

инвестиционной деятельности. 114

3.5. Обоснование стратегических форм и

направлений инвестиционной деятельности. 118

3.6. Формирование инвестиционных ресурсов

предприятия. 121

3.7. Стратегия формирования и управления

инвестиционным портфелем. 125

4. Тестовые задания 136

Список литературы. 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные проблемы экономики обусловлены прежде всего кризисом ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Именно на предприятиях находится центр всех преобразований. Значительные резервы, связанные с повышением эффективности бизнеса, следует искать на уровне предприятий. Чтобы реализовывать свои внутренние резервы каждое предприятие должно иметь четкую систему внутрифирменного стратегического планирования.

Как отмечал Ансофф: «Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологии. Само по себе оно не гарантирует успеха. Его задача состоит в обеспечении нововведений и изменений для адекватной реакции на изменения во внешней среде».

В современных условиях хозяйствования стало практически невозможно обеспечивать работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы, предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Современная концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

Эффективное внутрифирменное планирование служит основой для разработки системы взаимоувязанных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятиях и создание предпосылок дальнейшей эффективной работы.

Цель данного пособия – дать основную информацию о видах и назначении планов, целях, задачах, средствах, методах, и технологии обоснования плановых решений, приобретение навыков разработки стратегических планов.

Однако, несмотря на широкий охват проблем планирования, пособие не претендует на полный охват проблем планирования.

Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ.



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПЛАНИРОВАНИЕ.

1.1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.ВИДЫ ПЛАНОВ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ

План – комплекс, модель мероприятий, которая поставлена на достижение целей, задач. План предприятия – комплекс, модель системы мероприятий, которые предусматривают сбалансированной управление, грамотное взаимодействие всех видов ресурсов, объемов, сроков, последовательность выполнения и методы работ по производству и реализации продукции.



Под планированием понимают разработку и установление руководством пред­приятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей си­стемы хозяйственного механизма управления и регулирования про­изводства. Планирование, административное управление и конт­роль за деятельностью предприятия в зарубежной практике опреде­ляют одним понятием — «менеджмент».

Планирование в рыночной экономике носит рекомендательный характер, но если план есть, то он дает предприятию следующие преимущества:



  1. Можно грамотно оценивать результаты работ в конкретном периоде.

  2. Своевременно принимать меры против рисков.

  3. Смягчить слабые стороны предприятия.

  4. Можно широко использовать конкурентные преимущества.

Существуют различные методы планирования: балансовый, рас­четно-аналитический, экономико-математические, графоаналити­ческий и программно-целевые.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увя­зывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы увязывается с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и т.д.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета пока­зателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода опре­деляется базисный уровень основных показателей плана и их изме­нения в плановом периоде за счет количественного влияния основ­ных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых по­казателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать эко­номические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основ­ными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выб­рать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить ре­зультаты экономического анализа графическими средствами. С по­мощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами измене­ния фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналити­ческих методов. С их помощью моделируется параллельное выпол­нение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой тех­ники и др.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных ре­зультатов. Стержнем программы является генеральная цель, конк­ретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкрет­ными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресур­сами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — страте­гические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования сис­темы показателей программы и организационной структуры управления ею.

По срокам различают следующие виды планирования: перспек­тивное, текущее и оперативно-производственное.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помо­щью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различ­ным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традицион­но подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее,планирование.

Долгосрочный план, на 10—15 лет, имеет проблемно-целевой ха­рактер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельно­сти предприятия на длительный период с учетом расширения гра­ниц действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показате­лей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосроч­ного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организацион­ная структура, производственные мощности, капитальные вложе­ния, потребности в финансовых средствах, исследования и разра­ботки, доля рынка и т.п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2—3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пяти­летнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (ме­сяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным под­разделениям: цех—участок—бригада—рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно-производ­ственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оператив­но-производственного планирования является сменно-суточное пла­нирование.

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации, предприятия. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического планирования - обеспечить гибкость и нововведения в деятельности организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование - один из инструментов воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и формирование стратегической организационной культуры.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных ресурсов предприятия.

Адаптация к внешней среде представляет собой действия стратегичес­кого характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возмож­ностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности - альтернативы и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окру­жающим условиям.

Внутренняя координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Обеспечение эффективных внутрен­них операций в организациях является важнейшим фактором планирования.

Стратегическая организационная культура предполагает системати­ческое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:

—» Формулировка миссии организации —> Постановка целей —> Оценка и анализ внешней среды —> Управленческое обследование организации —» Анализ стратегических альтернатив —> Выбор стратегии.

Реализация стратегии и последующая оценка результатов завершают цикл стратегического управления.



Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план обосновывается исследованиями и фактическими данными. Предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегические планы должны быть целостными в течение длительного времени, но достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их переориентацию. В целом перспективное, текущее и оперативно-производствен­ное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Планирование - это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Поэтому, важно реализовывать данную функцию на основании единых принципов, основными из которых являются: принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости (адаптивность), принцип точности (обоснованность), комплексность, адекватность, оптимальность, эффективность. Только соблюдая данные принципы разработчики планов могут гарантировать действенность и реалистичность планов.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической работе организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной деятельности фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов. Так, адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования, предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия; комплексность предполагает взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Принцип участия предполагает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности.

Преимущества использования данного принципа состоят в следующем:

- каждый из участников организации получает более глубокое понимание своей организации (понимание целей и задач), получает более обширную достоверность об организации;

- личное участие членов организации, в том числе и рядовых работников приводит к тому, что личные планы корректируются с учетом планов деятельности фирмы;

- способствует тому, что работники предприятия, участвующие в плановой деятельности развивают себя как личность.

следующая страница >>