Страница 9 методичек: тема - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Страница 9 методичек: тема - страница №1/1

Страница 9 методичек: тема «Бытие».
Учение о бытие (Онтология). Бытие как общее поле философских размышлений. Понятие бытия. Многообразие форм бытия. Объективная и субъективная реальности.
Будет онтология и гносеология, а также социальная философия в рамках курса.
Онтология – раздел философского знания, посвященный вопросам бытия. Мы знаем, что философия разнообразна в своем содержании, в этом смысле можно говорить о множестве разделов философского знания: онтология, гносеология (теория познания), социальная философия (социология), антропология, аксиология, эпистемология, методология и т. д. То есть именно сегодня мы будем рассматривать онтологию.
Учение о бытие, о сущем, раздел философии, рассматривающий бытие или существование вообще. Рассуждая над основными онтологическими вопросами, человек выходит за грани обыденного сознания и пытается объяснить сущее как таковое, посредствам теоретических размышлений или категориально. Категория – предельно широкое и общее понятие. Для осмысления основных онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления – категории. Преимущественно эти категории или предельно широкие понятия рассматриваются друг через друга, попарно. Бытие или небытие. Качество и количество. Сущность и явления. Едино и много. Единичные категории: вещь, свойства, отношения.
Основные онтологические вопросы: Что такое бытие? Что значит существовать? Все ли сущее существует одинаково? Что есть жизнь? Онтологические вопросы охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности, все сферы бытия. Мы это еще увидим. Как и любой раздел философского знания, онтология имеет свои проблемы.
Ключевые проблемы онтологии:

  1. Проблема небытия. Что есть небытие и есть ли оно вообще? Проблема древняя, философия зарождается в 5—6 веках до нашей эры, одновременно в трех географических ареолах: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. Уже в рамках восточной философии проблема очень ярко обсуждается, например, в рамках буддистской философии (нирвана или мокша). Теория пустотности, порождающей бытие. Наиболее ярко проиллюстрировать можно на примере проблемы происхождения жизни. Точек зрения очень много, концепций, теорий. Проблема не решена, что есть жизнь, до сих пор не ясно. Определения четкого нет. Множества критериев жизни есть, кто-то останавливается на одном ключевом. Но проблема открытая. Ясно одно: одним из условий происхождения жизни на Земле является ее отсутствие, небытие, порождающее бытие.

  2. Проблема сознания. Отдельно рассматриваем данную проблему. Что есть сознание, присуще ли оно только человеку? Всевозможные точки зрения относительно данной проблемы, например, философия диалектического материализма считает, что сознания – функция мозга, заключающася в его способности отражать окружающую действительность в идеальных, чувственных и понятийных образах. Есть и теологический взгляд: сознание – производная некоторого божественного ???. Позиция наивного реализма или наивного материализма: сознание представлено мозгов и только лишь им, и мозг – орган, подобный печени, вырабатывающей желчь, вырабатывает мысль. В рамках проблемы сознания множество проблем существует: например, проблема идеального. Мы отражаем реальность в идеальных образах: чувственных и понятийных. Что значит идеальных и какова их природа? Идеальный — субъективный образ объективной действительности (Дубровский), с другой под ?сознанием? будем понимать ту или иную систему значений, социальных прежде всего, которая объективно функционирует на уровне социо-культурной реальности. То есть существует независимо от человека, это надличностные образы, идеалы, стереотипы, нормы определенные, которые нематериальны по своей природе, но существуют подобно тому, как существует система языка. Язык идеален по своей природе, но формально выражается некой знаковой системой, а каждый знак имеет свое значение (вот идеальный компонент), и свой смысл, который рождается в определенный контекст, и порой такими контекстами становятся наши сознания.

Бытие с точки зрения диалектического материализма. Что есть бытие? С самого начала, рассматривая предмет философии, а предметом философии является всеобщее в системе отношений «Человек-Мир», мы говорили, что человек, существуя в этом мире в буквальном смысле этого слова обречен на некоторое понимание этого мира. И то, что окружает человека, что фиксируется на уровне обыденного сознания как окружающая действительность, в философии обозначается как объективная реальность (та реальность, которая существует независимо от воли и сознания человека). Но она диффиринцируется, она также разнообразна. И нас окружает мир вещей. А вещь — буквально все, любой предмет материального мира есть вещь.


Категории онтологии: вещь, свойства, отношения. Это базовые категории онтологии. Насколько они базовые, мы сами поймем. Через эти три категории можно описать мироздание как таковое. Нас окружает мир вещей, объективно существующих, которые находятся в бесконечной связи и отношениях друг с другом.
Вещи вступают в отношения. Не каждая вещь может вступить в отношения с другой вещью. Вещи должны быть тождественны минимум по одному признаку. В отношениях познаются свойства вещей.
Два человека: они не знают друг друга до того момента, пока не вступят в отношения друг с другом. Они остаются загадкой друг для друга. Но, вступая в отношения, они познают, кто есть кто. Также и в мире вещей. Таким образом, бытие как таковое представлено бесконечным многообразием вещей, находящихся в бесконечных связях и отношениях друг с другом. Но вещи разнообразны. Таким образом, мир есть единство однообразного благодаря тому, что вещи вступают в связи и отношения друг с другом. Они могут не вступить в отношения, но через множество опосредованных связей они так или иначе находятся в отношениях. Паутина вырисовывается. При этом мы говорим о том, что мир как таковой представлен объективной реальностью, существующей независимо от воли и сознания человека. Но есть понятие субъективный мир, или мир сознания человека. Мы говорили о понятиях континуальность. Она представлена системой значений, которая функционирует в сознании человека, которая ранее буквально вкрапливалась в сознание человека в процессах социализации, а процесс социализации фиксируется как процесс усвоения социальных норм, стереотипов, определенных значений, идеалов, функционирующих на уровне социо-культурной реальности. И тогда сознание человека представляет собой нечто иное, как непрерывность, то есть системы значений, которая функционирует в системе сознания человека. Притом субъективно функционирует. Мы все видим вещи по-разному. Мы видим эти вещи в наших субъективных мирах, которые сами себе и создаем. Это субъективные миры и не претендуют на истину. Возможно ли познавать или адекватно отражать существующие вещи?
Кроме того, в проблеме сознания немаловажен сознательный аспект. Тогда какова природа бессознательного? Это тоже рассматривается в рамках онтологии.
Проблема единства мира: мир един, несмотря на свою множественность. В этом смысле правы были древние греки, заявляя, что мир есть оформление космических совершенств. Космос в осмыслении древних греков представлял собой систему, организованность, преобладание системности над хаосом, движение от энтропии к негэнтропии, от хаоса к системе. Для древнего грека мир представляется как развивающийся, как системно представляющий себя, усложняющийся в своей системности.
В рамках проблемы единства бытия рассматриваются всевозможные точки зрения: монистическая (в основе всего и вся лежит первосубстанция). Примером может послужить точка зрения Фалеса (натурфилософия греческая): все произошло из воды. Гераклит Темный: все из огня произошло. Однако есть и плюралистическая точка зрения: множество первосубстанций составляют этот мир. Типичный пример из восточной философии о четырех стихиях и эфире. Представление о Гуннах. Те Гунны, различные комбинации которых создают те или иные вещи. Или дуалистическая точка зрения, в основном, в рамках диалектического материализма: духовная реальность и реальность материальная.
Проблема Бога. Ключевая проблема человечества? Существует ли Бог и какова его природа? Множество религиозных конфесий. Но так или иначе, в качестве ключевого критерия религиозной системы является критерий существования некой абсолютной духовной сущности, пораждающей бытие как таковое. Если Бога нет, то это не религиозная ???. В буддизме Бога нет, но традиционно буддизм рассматривается в качестве мировой религии. В этом смысле можно вспомнить философию средневековья, схоластическую философию Фомы Аквинского (автор 5 доказательств существования Бога). Пытался рационально доказать существования Бога. Кант попытался отвергнуть 5 доказательств. Создает простое, свое онтологическое доказательство, которое выражается в категорическом (нравственном) императиве Канта. Что есть свобода как осознанная необходимость?
Проблема движения. Проблема еще была обозначена древними греками, так и в рамках восточной философии. Проблема уже была. Как существует мир? Возможно ли состояние абсолютного покоя, или же мир существует в движении. Гераклит: все течет, все изменяется. Кроти?, ученик Гераклита: настолько все изменяется, что даже один раз войти в одну и ту же реку нельзя. Мир изменчив, всякая вещь, существующая как целостность, совокупность, стремится к своему иному состоянию. Будем говорить о законах диалектики (диалектика – учение о развитии). Будем еще не раз фиксировать изменчивость мира, сравнивая движение, развитие. Нужно отличать понятие изменение, движение и развитие. Всякое движение — это всегда изменение, но не всякое движение есть развитие. Развитие характеризуется направленностью, появлением нового качества и необратимостью. Движения назад нет в этом смысле, быть не может как буквального повторения пройденного.
В философии для осмысления основных онтологических вопросов в рамках философии формируется множество направлений. Вопрос философии: что первично, материя или сознания? Два ключевых: материализм и идеализм в различных формах своего выражения. Исторический материализм (сам процесс движения человеческого общества, процесс развития человеческого общества), диалектический материализм (диалектика, учение о развитии, всеобщих связях, закономерностях, происходящих в природе, обществе, мышлении). Позиции наивного реализма. Идеализм: субъективный идеализм (крайняя точка зрения — солипсизм: мир не существует, а все сущее существует только в сознании человека, мир — представление о мире, рожденное в сознании каждого). Объективный идеализм — наличие иной реальности, идеально существующей, причем существующей объективно, подобно тому, как у Платона существует мир ??? — мир идей. Можно говорить по понятии «Мирового духа», «Абсолютной идеи» Гегеля. Гегель посветил основное внимание познавательному процессу изучения, мышлению как таковому. Впервые Гегель категориально, концептуально оформляет диалектику как учение о развитии с присущей немецкой педантичностью. Наука Логики — его ведущее произведение. Но помимо материализма или идеализма в различных формах его выражений, существует и множество других направлений философии. Одно из современных направлений — экзистенциализм (философия страха, существования, пограничных ситуаций). В рамках данной философии свобода рассматривается как некая готовность человека умереть в каждый момент этой жизни. Неслучайно экзистенциализм проявляется во времена тех или иных социальных катаклизм, когда ценность человеческой жизни действительно несколько нивелируется. То есть жизнь человеческая ничего уже не стоит, например, на войне. Или феноменология (Гуссерль). Он вводит понятие биохарактеристики человеческого сознания, горизонта жизни. У каждого свой горизонт жизнь, у каждого свой контекст, некий субъективный мир в сознании, исходя из которого человек созерцает все иное. У каждого из нас своя точка зрения, свое видение.
Возвращаясь к понятию бытие, к рассмотрению бытие с точки зрения диалектического материализма, бытие как таковое есть материя. Это бесконечное многообразие вещей, находящихся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, представляющих собой единство многообразного, есть ничто иное как материя. Доводы диалектического материализма подкреплены открытия в области естественно-научного и гуманитарного знания. Но что есть материя? Ленин давал определение, которое долгое время рассматривались в качестве инвариантных и рассматриваются до сих пор. Он дал свое определение классов. Маркс не дал определение классов, он дифференцировал современное ему общество как дифференцирующееся на классы, 5 классов: пролетариат, буржуазия, мелкая буржуазия, крестьянство, интеллигенция. Диктатура пролетариата. Тезис о том, что классовая борьба является движущей силой развития человеческого общества. Незадолго до Маркса говорили о классах.
Определение материи дал Ленин в рамках марксистко-ленинской философии. Материя – философская категория (одна из базовых), служащая для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Таким образом, материя приобретает свойство быть объективной реальностью. При том представлены различными уровнями организации и движения материи. Можно говорить о формах движения материи. О формах заговорил Энгельс. Он выделил 5 форм движения материи: физическая форма движения материи, химическая, биологическая, социальная и механическая.
Материя — бесконечное множество всех существующих в мире объектов. Это некая всеобщая субстанция, субстрат любых свойств и отношений. Мир эволюционизирует, также эволюционизирует и материя. Человек существовал не всегда, но человека тоже форма организации материи, как сугубо биологическое существо, равно как и человеческий социум. Социальная форма движения материи как процесс развития человеческого общества. Многие считают, что человеческое общество вообще не развивалось.
Когда-то существовал уровень минералов, растений, животных, человека. Материя эволюционизирует, развивается, усложняется. Но материя имеет свои атрибуты. 3 ключевых атрибута: движение, пространство и время. Многие считают, что еще отражение является атрибутом. Речь идет так или иначе о, с одной стороны, физическим отражении, характеризующем наш макромир, физических объектов. Пример: два автомобиля сталкиваются, один запечатлевает форму другого. И психическое отражение: познавательная процессы, когнитивные, здесь мы говорим о другом уровне отражения, характеризующих центральную нервную систему человека, нейрофизиология. Физиология и психология ?инженерной? деятельности. Учение Павлова о двух сигнальных системах. Животный мир характеризует первая сигнальная система: рефлексы, инстинкты, а человеческий мир и вторая: мир сознательный, благодаря этому человек рефлексирует, самопознает, личностно развивается.
Еще одна точка зрения относительно атрибутивной, представители атрибутивной концепции информации: информация также является атрибутом материи. Но об информации никто ничего не знает. Информация в 50 годы становится общенаучной категорией, органично внедряется во все области научного познания, как в естественно-научные, так и в гуманитарные. Каждая научная дисциплина имеет свое неоднозначное представление об информации, но инвариантного определения нет.
Атрибутивная концепция считает, что информация наличествует как в живой, так и в неживой материи. А не только лишь социальный характеризует. ДНК — информационная структура. Даже падающее яблоко уже информирует о законе всемирного тяготения.
Движение – изменение вообще. Движение на уровне физическом, физическое взаимодействие, характеризующее наш макромир (механическое движение: перемещение одного тела относительно другого тела в пространственно-временной структуре). О движении как некоторой глобальной характеристики материи: все течет, все изменяется, мир движется. Движение не только на уровне взаимодействия макрообъектов, но и микрообъектов. С приходом квантовой физики это стало подтверждено.
Философия диалектического материализма: состояния абсолютного покоя быть не может. В силу одного простого обстоятельства. Пример с диктофоном. Все вещи стремятся к своему иному существованию. Мы как биологические сущности в каждый миг другие. Время необратимо.
Движение – способ существования материи. Именно таким способом материя существует. А вот пространство и время — формы существования материи. Точек зрения (концепций, теорий) пространства и времени очень много. Мы рассмотрим две ключевые точки зрения. Они инварианты и противоречат немного друг другу. Возникли в различных научных парадигмах.
(??? 46:55)
Субстанциональная теория (субстанция). Сложилась в русле механики Ньютона. Той механики, которая формировала механистическую картину мира до конца 19 века. Субстанциональная концепция. С ее точки зрения существуют независимо друг от друга пространство и время. Пространство мыслится как чистая протяженность, время — как чистая длительность. Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Он не рассматривает пространство и время в едином пространственно-временном континууме. Заявляет, что это несвязанные меж собой сущности. Ньютон был верующим, он говорил: все существует по законам механики Ньютона, но кто-то этот механизм запустил. Его пространство и время существуют подобно Богу, абсолютно не связаны меж собой. С точки зрения Ньютона пространство и время не атрибуты материи. Точку зрения Ньютона может охарактеризовать пример о пространстве. Нас окружает множество вещей, материальных вещей, если мы представим, что мы их помещаем в некое пространство, а далее вычленяем их из этого пространство, то пространство остается. Пространство в виде некого бункера можно представить. У Эйнштейна совсем иначе все обстоит. Реляционная концепция, она сложилась в начале 20 столетия, появление теории относительности. Эйнштейн вводит другое представление о пространстве и времени. Он говорит об едином пространстве временном континиууме. Он говорит о том, что пространство и время связаны меж собой, и одно без другого не существует. Реляционная концепция складывается и в рамках диалектического материализма складывается, подтверждается теория Эйнштейна. Пространство и время — не особые, отдельные подматерии, сущности, а формы существования материи. Таким образом, материя формообразуется, и вне материи пространства и времени не существует. Пространство и время. Материя существует в пространственно-временном континууме, более того творит его. С исчезновением материи исчезает пространство и время. Нет материи — нет пространственно-временной континуальности. Потому именно с точки зрения теории относительности Эйнштейна мы говорим, что тело, обладающее определенными пространственными характеристиками (длина, высота, ширина) существует и еще в определенный момент времени. В другой момент времени тело совершенно другое.
Время — есть форма бытия материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность и последовательность смены состоянии.
Теория червячных дыр, теория червячных переходов. Черные дыры.
Пространство — форма существования материи. Таким образом, материя формообразуется, характеризующаяся таким свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Таким образом, логично предположить, что каждый уровень организации материи, каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой.
При этом, живые структуры также обладают особенностью пространства и времени. Конечно же, их геометрия усложняется, изменяется. И сам ритм времени при этом.
С появлением теории относительности стало ясно, что с изменением скорости движения тела масса тела изменяется, равно, как и замедляется течение времени в этом теле.
Феномен психологического, биологического времени. Исследования: предложили старым и молодым людям мысленно, вне часов, отметить час. Старые люди через 40 часов сказали, а молодые люди запоздали на три минуты. У них время течет медленнее.
В нашей жизни все обстоит иначе? Феномен психологического времени иной? Наша жизнь чем динамичнее, чем мы суетливее проживаем эту жизнь, тем быстрее время течет.
Движение есть способ существования материи, быть — значит быть в движении.
Эволюционный путь движения материи.
«Основы информационной цивилизации». Уровни организации материи, эволюция материи.
Область «Энтропия» (термин термодинамики, мера хауса в системе). 8 уровней. Первые 4 заштрихуем и обозначим как закрытые системы. Закрытые системы и остальное — «открытые системы». Люди, индивиды, представители человеческого рода — открытые системы как биоэнергоинформационные системы. Человеческий организм, множество органов. Малейшее изменение в системе порождает изменение системы в целом вплоть до уничтожения, если откажет какой-то орган. Это саморегулирующая система в том числе. Механизмы иммунитета. Мы и информационные структуры, каждая клетка — информация. Строение человеческого мозга. Проблема существования искусственного интеллекта. Внедрение в машину определенного алгоритма. Эта машина никогда не сравнится с человеческим мозгом? Стереотипы — алгоритмы поведения. Человеческому мозгу свойственно ошибаться. Многие представители современной эпистемологии (теория научного познания) ?словно? считают, что наука и сам процесс развития науки, вне ошибки быть не может. Ошибка выполняет важную функцию в логике и росте научного познания. Какая машина способна на интуитивное знание, инсайд, творческое озарение? Видимо, это в принципе невозможно, это свойственно только человеку. Человеческое общество — тоже открытая система. Ранее общество было первобытным, далее рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Что это, как не экспликация самого процесса движения, и не выделение тех или иных периодов развития человеческого общества на основании тех или иных критериев. Мы это будем позже рассматривать, говоря о диалектике производительных сил, производственных отношений, о способе производства, характеризующего ту или иную общественно-экономическую формацию, рассмотрим сам механизм и логику движения человеческого общества. Это и есть экспликация того, что человеческое общество — саморазвивающая система.

Восходящее движение материи

Энтропия



  1. Статистические структуры (уровень статистических структур). Первичная, элементарная форма отражения. Происходит изменение и развитие. Пример: эволюция минералов на земле.

  2. Уровень простых динамических систем. Они характеризуются детерминированными движениями, то есть обусловленным движением. Мы будем изучать диалектику, и, в частности, скажем, о принципе детерминизма. Вероятностный детерминизм. Разговор у Патриаших: Как вы можете чем-то управлять, говорит Воланд, если вы даже не знаете, что вы будете делать сегодня вечером. Детерминизм — причинно-следственные связи, которые окружают нашу жизнь. Все имеет свою причину, все имеет свое следствие. Наш мир причинно-следственно обусловлен. Этот принцип исходит органически из принципа всеобщей связи и взаимодействия, из принципа ???конгелентности???. Все взаимодействует со всем. Малейшие изменения в системе порождают изменения системы в целом вплоть до ее исчезновения. В детерминизме выделяют множество форм: жесткая форма детерминизма (Лапласовская) (линейная): одна причина => одно и только одно возможное следствие => следствие-2. В нашем мире, социуме не все столь однозначно? Ленин, прогуливаясь по Невскому в 16 году, не мог представить возможности осуществления русской революции в 17 году. Причина может порождать множество следствий, бесконечное количество? Это мир, характеризующий динамически открытые системы. В механике Ньютона все предельно ясно. На уровне простых систем, характеризующих макро и микро уровни, а на уровне открытых — нет. Квантовая физика. Человеческая психика. Пример: Солнечная система, часовой механизм.

  3. Уровень авторегуляции систем. Начало механизма управления.

  4. Уровень самоорганизующихся структур, открытых систем. Уровень клетки. Уровень, где живое начинает отличаться от неживого. Человек, осознающий свое сознание, наверное, живет?

  5. Уровень растений. Некая переходная ступень от неживого к живому.

  6. Уровень животный. Характеризуется появлением психики, в частности, и коммуникативности.

  7. Уровень человека. Он характеризуется высшей степенью отражения, происходящего на уровне сознания и мышления человека. Характерна целенаправленная деятельность. Только человек осознает цель свой деятельности.

  8. Уровень общественных институтов. Характеризуется этапами самоорганизации общества. Пример: теория общественно-экономических формаций или сами формации, которые последовательно меняют друг друга в процессе исторического развития общества.

Дополним график. Эволюционное движение материи. Восходящее движение материи (над стрелочкой) (необратимость и принципиальная возможность бесконечного эволюционного самосовершенствования).


Над графиком: В процессе развития материи каждая последующая форма возникает из предшествующей. И ниже: Переходы от одной формы к другой совершаются эволюционно или скачкообразно, а в результате рождаются более сложные структуры уже с иным качеством. Это восходящее движение необратимо.
Протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие => Образуется материя.