Стилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере лирики К. Н. Батюшкова - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Стилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере лирики К. Н. - страница №1/1

Стилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере лирики К.Н.Батюшкова

К.Шитова,11 класс, ГОУ гимназия № 148

Н.Ю.Ахметшина – научный руководитель,

учитель высшей категории ГОУ гимназия № 148


Актуальность темы объясняется тем, что до настоящего времени «лёгкая поэзия» в литературоведении рассматривалась лишь как часть, как один из периодов творческого пути К.Н.Батюшкова. Мы бы хотели полностью посвятить нашу работу этой теме и, углубившись в анализ отдельных произведений, определить значение батюшковской «лёгкой поэзии» в русской литературе.

Целью работы является выявление и исследование стилистических особенностей классической «лёгкой поэзии» в русской литературе на примере лирики К.Н.Батюшкова.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:


  • рассмотреть необходимые понятия по теории и истории литературы;

  • изучить литературоведческие работы по данной теме;

  • отобрать произведения К.Н.Батюшкова для последующего их анализа на стилистическом уровне;

  • выявить лексические и стилистические элементы различных литературных направлений (классицизма, сентиментализма и романтизма);

  • найти общие и отличные черты «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова и классической «легкой поэзии» его предшественников и современников.

В процессе работы над темой была выдвинута гипотеза: в «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова органично сочетаются поэтические особенности разных художественных систем (классицизма, сентиментализма и романтизма).

Методы исследования:



  • теоретический – анализ научной литературы по проблеме исследования;

  • исследовательский – выявление стилистических особенностей «лёгкой поэзии» К.Н.Батюшкова и их сопоставление со стилистическими особенностями «лёгкой поэзии» его предшественников и современников.

Цели и задачи определили структуру данной работы, состоящей из введения, трех глав и заключения.

В первой главе, опираясь на исследования известных литературоведов, мы даём определение понятия и обращаемся к истории возникновения и становления «легкой поэзии» в западно-европейской и русской литературе. До К.Н.Батюшкова произведением «лёгкой поэзии» можно считать шутливую поэму И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778), произведения 1790–1810-х годов «карамзинистов», последователей Н.М.Карамзина.

Произведения К.Н.Батюшкова стали вершинным достижением русской «лёгкой поэзии».



К «лёгкой поэзии» можно отнести и некоторые стихотворения А.С.Пушкина, созданные в лицейский период творчества или обращённые к лицейским друзьям.

Вторая глава посвящена обзору литературной ситуации рубежа XVIII – XIX веков и определению художественного метода К.Н.Батюшкова, основоположника «легкой поэзии» в русской литературе начала XIX века, здесь же рассмотрено влияние личных мотивов на творчество поэта (1805-1812 гг. – самый светлый период жизни поэта).

В третьей главе представлены результаты анализа стилистических и художественно-языковых особенностей лирических произведений поэта. Проанализированы стихотворения «Послание к Гнедичу»(1805), «Радость»(1810), «Мои пенаты»(1811-1812), «Мой гений»(1815), «Вакханка»(1815).

В заключении сформулированы выводы об органичном сочетании традиций разных художественных систем (классицизма, сентиментализма и романтизма) в лирике К.Н.Батюшкова и об индивидуальных особенностях его «легкой поэзии». Такими особенностями являются:

  • обилие античных понятий и средств художественной выразительности;

  • использование различных стилистических пластов в лексике;

  • отсутствие жёсткой принадлежности к определённому стилю или жанру;

  • особенный лирический герой;

  • попытка изображения человеческой психологии;

  • внутренняя свобода, как лирического героя, так и самого поэта.

Кроме того, найдены общие и отличные черты «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова и классической «легкой поэзии» его предшественников и современников:

Общие черты:

  • Позитивное значение таких понятий, как «лень», «сладострастие», «праздность»;

  • Характерные для «лёгкой поэзии» языковые метафоры («розы», «лилеи» – грудь; «парки» – смерть).

Отличные черты:

  • Отсутствие грубой чувственности;

  • Использование исконно-русских понятий («уста» – губы, «ланиты» – щёки, «сретение» – встреча, «утеха» – удовольствие);

  • Внутренняя свобода.

В приложении представлен словарь мифологических имен и понятий, встречающихся в данной работе.
Список использованной литературы

  1. Батюшков К.Н. Стихотворения. / Классики и современники. Поэтическая библиотека. – М.: Художественная литература, 1987

  2. Батюшков К. Н. Речь о влиянии легкой Поэзии на язык, читанная при вступлении в Общество любителей русской словесности в Москве, июля... 1816 г. // Батюшков К. Н. Сочинения. — М.; Л.: Academia, 1934.

  3. Вацуро В.Э. Лирика Пушкинской поры: «Элегическая школа». – СПб.: 1994.

  4. Кожина Е.Н. Искусство Франции XVIII века. – Л.: 1971.

  5. Кошелев В.А. Приятный стихотворец и добрый человек. – М.: Художественная литература, 1989.

  6. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2001.

  7. Семенко И.М. Батюшков и его «опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе / АН СССР. Изд. подгот. И. М. Семенко. — М.: Наука, 1977.

  8. Советский Энциклопедический словарь./Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1985

  9. Томашевский Б.В. Пушкин и французская литература. – М.: Литературное наследство, 1937

  10. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1971

  11. Эткинд Е.Г. Эварист Парни. Война богов. – Л.: Наука, 1970.