страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Статистика. Статистическая обработка данных» - страница №1/1
Элективный курс (открытый урок) Тема: «Статистика. Статистическая обработка данных» Цель занятия: 1. рассмотреть развитие статистики как науки; 2. повторить основные этапы любого статистического исследования; 3. развить навыки применения функций для расчета статистических величин, построения диаграмм; 4. выявить умение читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию. План занятия:
Ход занятия: Учитель: Здравствуйте, садитесь. Тема нашего занятия «Статистика. Статистическая обработка данных». Сегодня мы поговорим о статистике как о науке, немного затронем историю её развития. Вспомним основные статистические характеристики, которые изучили ранее. Выполним практическую работу. Итак, что же такое статистика и как она развивалась? Жизнедеятельность общества свидетельствует о востребованности статистики, не только как надёжного первоисточника данных, но и мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и будущего развития окружающего мира. С помощью статистических методов можно доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить и пополнить существующие оценки, а также представить изучаемые явления в полном объёме накопленных знаний. Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицированно. А сейчас послушаем доклад о связи статистики с профессиями. Ведь без статистики немыслимо проведение исследований и подведение итогов. Мы с вами тоже провели небольшое исследование, и сейчас послушаем о полученных результатах. / сбор информации, обработка данных, анализ полученных результатов/ 2. назовите основные статистические характеристики /среднее арифметическое, размах, мода, медиана, дисперсия/ 3. что мы называем средним арифметическим ряда чисел /частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых/ 4. что называется размахом ряда чисел /разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел/ 5. дайте определение моды ряда чисел /число чаще других встречающееся в данном ряду/ 6. напомним, что такое медиана /с нечетным числом членов в ряду – число записанное посередине, с четным числом членов в ряду – среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине/ 7. дайте определение дисперсии ряда чисел /среднее арифметическое квадратов разностей между значениями случайной величины и её средним значением/ На доске записаны формулы статистических величин (приложение 4). Запишите эти величины. Теперь приступим к выполнению практической работы (приложение 5). Займите свои места. В заключении проводятся анализ практической работы и итоги занятия. Приложение 1 Возникновение статистики как науки. Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике. Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа. Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606-1681) и Генрих Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики. Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики до статистики как науки о «категорическом исчислении». Представителями описательной статистики были Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Представителем науки о «категорическом исчислении» является Дмитрий Петрович Журавский (1810-1856). Видные представители русской академической школы статистики Александр Александрович Чупров (1874-1926), Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), Александр Аркадьевич Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом. К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) - «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, карты, численные данные, таблицы, формулы – всё это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации. Значит, нужны и соответствующие специалисты. Специалисты, работающие со знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют её, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, создают электронно-вычислительную технику. С абстрактно-математическими системами работают математики, астрономы, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают информацию: учётчики, бухгалтеры, лаборанты, статисты. Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру необходимо владеть статистическими методами сбора, обработки и анализа данных. Приложение 3 Анализ результатов статистического исследования «Количество курильщиков среди подростков» Нами была проведена исследовательская работа по теме «Выявление количества курильщиков среди подростков нашей школы». На наш взгляд, эта тема продиктована реальными проблемами. Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Приобщение к курению чаще всего происходит в школьном возрасте. Когда человек пробует закурить, он не задумывается о тяжелых последствиях. По данным Всемирной организации здравоохранения, курение является причиной смерти одного миллиона человек ежегодно.
Анкетирование проводилось анонимно среди учащихся 9-11 классов. Полученные данные мы занесли в таблицу. Возраст опрашиваемых 14, 15, 16 лет. Из 14 человек 14-летнего возраста курят : 3 юношей и 1 девушка. Из 17 человек 15-летнего возраста: 4 юноши, 3 девушки. Из 17 человек 16-летнего возраста: 7 юношей и 5 девушек. Итого: среди 25 юношей – 14 курят, среди 23 девушек – 9 курят. Следующая гистограмма показывает соотношение курильщиков по возрасту. 2. скучно 3. потому что курят друзья 4. это круто. На круговой диаграмме это хорошо видно. ………………….. …………………... …………………… …………………… …………………… Приложение 5 Практическая работа. «Вычисление статистических величин» 1. Запустите табличный процессор Excel. 2. Заполните таблицу в соответствии с образцом. 3. Вычислите Мин, Макс, Срзнач, Размах, Моду, используя статистические функции. 4. Постройте диаграмму распределения чисел второго ряда. 5. Результат работы сохраните в виде файла с именем Статистика в личной папке. |
|